Защита прав детей в рб

ПравоВед.by — Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

Популярные вопросы:

Смена должности

ЗНБМ по 328 ч.1

Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий

Субсидия по 240 указу

Работодатель отказывает в увольнении

Заявление отказа от договора оказания услуг

Военная служба

Сирота с видом на жительство

Оплата за исполнение обязанностей по вакантной должност .

Пенсия многодетной гражданки РФ

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

Защита прав ребенка

Добрый день. Моя мама является приемным родителем для несовершеннолетней сироты. Уже 9 месяцев мы пытаемся разобраться со следующей ситуацией. Девочка получила статус в г. Волковыске Гродненской области, за ней было закреплено право пользования и проживания в квартире (собственником этой квартиры является её бабушка), сейчас ребенок проживает с нами в г. Гомеле. Скажите:
1, могут ли ребенка выписать из этой квартиры без ведома органа опеки и приемного родителя,
2, могут ли после этого прописать в квартиру еще кого-нибудь, опять же, без ведома органа опеки и приемного родителя.
3, Поясните, пожалуйста, что значит «закреплено право пользования и проживания в квартире»: что будет при смене собственника? Сейчас ребенку 8 лет, а наследниками, как я понимаю, является в первую очередь, дети, а не внуки. Т.е. после смерти бабушки квартиру унаследуют тетя и дядя, но не ребенок. В каких нормативных документах описано это право?


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
21 декабря 2005 г. N 73-З

О ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 12. Гарантии права на жилище
1. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, льготных кредитов, одноразовых субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством, если они не имеют в собственности или в пользовании жилого помещения либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, или при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий, или в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются в течение шести месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение шести месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы.
Гарантии права на жилище, предусмотренные частью первой настоящего пункта, предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту предоставления им первого рабочего места.
2. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, из которого они выбыли.
В течение двух месяцев после приобретения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либо по их желанию в течение двух месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный и распорядительный орган (другой государственный орган, иная государственная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда) обязан предоставить им ранее занимаемое жилое помещение государственного жилищного фонда, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям. Если они не могут быть вселены в жилое помещение государственного жилищного фонда, из которого выбыли, или при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий, или в иных случаях, если невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения, по желанию указанных лиц им предоставляется жилое помещение государственного жилищного фонда, соответствующее по общей площади нормам предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда и установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.

С уважением Sfif

Если Вам нужна срочная правовая помощь.

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей.

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня.

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права.

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филановича Геннадия Александровича.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2297.

Телефон +375 29 626-12-29.

Приёмная Национальной комиссии по правам ребёнка

На базе учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи» Министерства образования Республики Беларусь организована работа приёмной Национальной комиссии по правам ребёнка по рассмотрению обращений и приёму несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей.

Приёмная Национальной комиссии по правам ребёнка находится по адресу:

220030, г.Минск, ул.Кирова, 16, каб.108, тел. +37517 327 31 38

Запись на прием производится по тел. 8 017 327 31 38

ГРАФИК

приёма граждан членами Национальной комиссии по правам

ребёнка в приемной Национальной комиссии по правам ребёнка

ПИНЕВИЧ Дмитрий Леонидович,
первый заместитель Министра здравоохранения

ГЛИНСКИЙ Анатолий Александрович,
заведующий лабораторией проблем воспитания личности научно-исследовательского центра научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования

ПОДРЕЗЕНОК Галина Петровна,
первый заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований

ПОДВОЙСКИЙ Алексей Александрович,
начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры

ГОНЧАРОВА Александра Владимировна,
председатель Центрального совета общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О Национальной комиссии по правам ребёнка» скачать

АДРЕСА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИЁМНЫХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

по Брестской области – г. Брест, ул. Московская, 123,

тел. 8 (0162) 41-34-17

по Витебской области – г. Витебск, ул. Щербакова, 8. каб. 8,

тел. 8 (0212) 37-32-71

по Гродненской области – г. Гродно, Коложский парк, 1, каб. 226,

тел. 8 (0152) 74-52-09

по Гомельской области – г. Гомель, ул. Крестьянская, 14,

тел. 8 (0232) 70-33-02

по Минской области – г. Минск, ул. Энгельса, 4, каб. 111,

тел. 8 (017) 227-34-11

по Могилевской области – г. Могилев, пр-т Мира, 23а, каб. 103,

Институты защиты прав детей в Беларуси

20 июня 2014, 0:11

Защита прав и законных интересов детей декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики. Беларусь ратифицировала ряд международных документов: Конвенцию о правах ребенка (01.10.1990), а также Дополнительный протокол к Конвенции, касающийся продажи детей, детской проституции и детской порнографии (23.01.2002) и Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах (12.12.2005). В 1993 году был принят Закон о правах ребенка. Ежегодно с 1999 года готовится национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь за прошедший год. Разработана национальная законодательная база в отношении охраны детства.При этом специфика социально-экономической и политической ситуации в стране способствовала усилению роли государственных институций и нивелированию деятельности независимых и международных организаций.

По преимуществу законные и подзаконные акты, связанные с защитой прав детей, направлены на всестороннюю разработку концепта безопасности ребенка, что переопределяет ключевой компонент системы защиты детства– взаимодействие служб, родителей и детей.Складывается дизайн служб, центрированный на безопасности ребенка, подчинении интересов родителей интересам ребенка и ограничении автономии семьи в пользу полномочий служб и специалистов. Государство позиционируется как ключевой агент обеспечения безопасности. Прежняя система служб и организаций дополняется новыми сервисами, а ключевым организационным решением становится объединение институций в единую систему.

Анализ действующей системы защиты детей Беларуси указывает на существенные провалы в институциализации. Можно указать на три взаимосвязанных ограничения системы служб в контексте соотношения центрального и местного самоуправления:

· монополизация защиты детства государством и минимизация участия других акторов;

· универсализация служб посредством объединения сервисов в комплексные организации;

· дублирование деятельности служб и размывание границ ответственности.

Монополизация защиты детства государством и минимизация участия других акторов.

Сложившаяся композиция акторов не располагает к использованию разнообразных подходов понимания детства, однако соответствует доминирующим в обществе установкам.

Центральный орган исполнительной власти, нацеленный на охрану детства, Национальная комиссия по правам ребенка(создана в 1996 г.) осуществляет мониторинг за исполнением действующих правовых установлений (в первую очередь, Закона о правах ребенка), а также – Ежегодные отчеты о положении детей в Республике Беларусь (с 1999 г.), которые представляются на международном уровне. Комиссия не является независимым, автономным органом. Так в Положении о Национальной комиссии по правам ребенка указано, что комиссия создается «для осуществления и совершенствования государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей» [1]. На сегодняшний день комиссия включает в свой состав представителей законодательной и исполнительной власти как республиканского, так и местного уровня, правоохранительных органов и других государственных организаций. При этом число представителей общественных организаций крайне ограничено: из 33-х человек только 3 являются представителями общественных организаций «Белорусский детский фонд», «Белорусская ассоциация многодетных родителей», «Белорусский республиканский союз молодежи». То есть в составе комиссии работники высших органов власти составляют абсолютное большинство (представители правительства, министерств, национальных комиссий и центров, высших учреждений образования и исследовательских лабораторий, руководства городских и областных исполнительных комитетов). В состав комиссии входит фактически только один человек, имеющая отношения к непосредственной работе с детьми, –воспитательница детского дома семейного типа отдела образования Жодинского горисполкома. Также преобладает представительство республиканского уровня (69,7%) на местным.

Кроме того, некоторые представители правительства констатируют, что деятельность Национальной комиссии носит несистемный и формальный характер. В 2010 году в интервью «Заўтра тваёй краіны» секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Беларусь Андрей Солодовников отметил, что «Национальная комиссия по правам ребенка в Беларуси формально существует, но в последние два года даже не собиралась на заседания» [2].

Специалисты обсуждают возможность и необходимость создания института уполномоченного по правам ребенка – свидетельство запроса на независимую экспертизу и актора, который бы ее осуществлял [3].Эта же проблема после 2002 года (по итогам рассмотрения Второго периодического отчета о реализации Конвенции о правах ребенка) начала обсуждаться и на уровне правительства – реакция на дискуссии среди экспертов, а также на конкретную инициативу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Однако представители Правительства склонны рассматривать институт уполномоченного не как автономный и независимый орган, а как часть государственного аппарата.

Так, в 2006 году прошел круглый стол на тему «Перспективы введения института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Беларусь», организованный при участии Палаты представителей Национального собрания, Национальной комиссии по правам ребенка, Министерства образования и Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.В работе круглого стола участвовали представители Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Совета министров, Конституционного суда, Верховного суда РБ, Прокуратуры, республиканских органов государственного управления, иных государственных органов (организаций), общественных объединений, а также представители Институтов уполномоченного по правам ребенка в Литве, Польше, г. Москве и пр.

31 мая 2012 года в ходе online приема министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина отметила, что вопрос о введении института уполномоченного по правам ребенка в настоящее время прорабатывается Министерством образования в рамках проекта «Город, дружественный детям» [4]. В 2013 году появилась информация о том, что этот вопрос уже согласовывается на уровне Правительства. Однако проект так и не был принят [5].

Следует отметить, что продвижение этой идеи происходит параллельно с воплощением идей ювенальной юстиции, которые также до сих пор не имплементированы на уровне институций в стране. Специалисты обсуждают необходимость создания новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая должна быть представлена как государственными, так и негосударственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях детей, контроль исправления и реабилитации несовершеннолетних в конфликте с законом и профилактику детской преступности. При этом наибольшее внимание уделяется вопросам восстановительного правосудия, которое в большей мере ориентировано не на наказание, а создание разнообразных видов помощи и превентивных мер [6].

Централизация, универсализация системы защиты детей, дублирование функций

Современная модель защиты детей отстраивается как трех-фазная: (а) профилактика, (б) кризисная интервенция, (в) посткризисное опека. Каждый из этих этапов запускается определенными институциями. В Беларуси в данном случае действует принцип «единой службы», когда все многообразие типов вмешательства в дела семьи осуществляются одной и той же службой или их комплексом под единым административным началом.

На уровне местных исполнительных и распорядительных органов функции управления и принятия решений по вопросам защиты детства выполняются секторами охраны детства управлений (отделов) образования, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних (далее – КДН).

КДН и Органы опеки были созданы еще в советское время (в 1918 и 1971 годах соответственно), в то время как сектора охраны детства появились в 1999 году. Деятельность этих трех органов недостаточно разграничена, и они дублируют друг друга как в сфере организации контроля и кризисной интервенции, так и в сфере оказания помощи.По сути все три органа выполняют сходные функции: выявление детей, нуждающихся в опеке и помощи, находящихся в социально опасном положении, решение вопросов об изъятии детей у родителей, лишении родительских прав, поиск опекунов, охрана имущественных и других прав детей [7].

Исходя из анализа функций обозначенных служб, можно отметить следующие моменты: во-первых, все службы действуют по принципу «универсальности», то есть участвуют в процессах на всех стадиях защиты прав несовершеннолетних (профилактика, вмешательство и опека); во-вторых, службы практически сливаются в один сервис; как следствие– в-третьих, они дублируют функции друг друга; в-четвертых, вырабатывается преимущественная ориентация на контроль и вмешательство в дела семьи, особенно на стадии профилактики.

Исполнительную структуру защиты прав детей составляет несколько типов служб, которые различаются как по направленности (т.е. ориентированы на определенные целевые группы), так и по ведомственной принадлежности. Универсальными сервисами, которые должны работать со всеми категориями детей, являются социально-психологические службы учреждений образования (далее – СППС) и территориальные центры социального обслуживания (ТЦСОН), созданные в конце 1990-х годов.Помимо этого, есть более узкоспециальные органы: социально педагогические учреждения(далее – СПУ), нацеленные на помощь детям без попечения родителей, и инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН), находящиеся в ведомстве Министерства внутренних дел, осуществляют комплекс мероприятий по контролю и профилактике в отношении подростков в конфликте с законом.

Инспекции по делам несовершеннолетних достались в наследство от советского периода (были образованы еще в 1977 г.). В независимой Беларуси данная служба не претерпела значимых изменений и до сих пор, по сути, является узкоспециальным органом, призванным заниматься профилактикой правонарушений и безнадзорности. Данные службы осуществляют контроль преимущественно посредством регулярных профилактических рейдов в семьи и ведения разнообразных форм учета.

Три другие службы оформлялись уже в независимой Беларуси в конце 1990-х, с целью развития сектора социально-психологической помощи населения (СПУ, СППС, ТЦСОН).

Территориальные центры [8] оказывают разнообразную помощь различным категориям населения (пенсионерам, семьям, детям и др.). Эта служба в большей мере ориентирована на конкретные обращения граждан и предоставляет услуги, которые направлены на защиту наиболее уязвимых слоев населения. Среди ряда независимых экспертов бытует мнение, что нацеленность на наиболее уязвимые группы обосновывает патернализм осуществляемой государством социальной политики [9]. На базе территориальных центров создаются кризисные комнаты для женщин и детей, оказавшихся в трудной ситуации. В своей деятельности центры, хотя они и являются государственными органами, не призваны осуществлять функции контроля и учета. Соответственно являются единственным органом сугубо помогающей направленности.

Постепенно территориальным центрам была вменена обязанность заниматься постинтернатным сопровождением, что предполагает осуществление социального патронажа по вопросам жизнеустройства выпускников школ-интернатов и детских домов (решение вопросов с жильем, оформление документов, материальная помощь, организация досуга и т.п.), оказание помощи в получении профессии, в трудоустройстве,проведение правового и психолого-педагогического консультирования в целях социальной адаптации и реабилитации [10].

СППС [11], СПУ [12]и ИДН [13], в отличие от территориальных центров,функционируют в большей степени по собственной инициативе и исходя из функциональных предписаний, нежели по запросу. Они оказывают определенные виды помощи либо всем детям (например, с целью профилактики негативных состояний, неуспеваемости, отставания в развитии и др.) либо отдельным целевым группам (оказание специальной помощи детям-инвалидам, детям в трудной жизненной ситуации или детям в конфликте с законом). Эти органы в первую очередь контролируют и ведут учет. Деятельность психологов также подчинена задаче контроля и кризисной интервенции: они обязаны своевременно информировать социально-педагогические учреждения о детях, находящихся в социально опасном положении, а также участвовать в мероприятиях по изъятию ребенка из семьи, или заседаниях суда, допросах, процессах принятия решения о виде ответственности, наказания в отношении детей, вступивших в конфликт с законом. СПУ и ИДН также вменены функции посткризисного устройства:после изъятия ребенка и/или ограничения прав родителей они занимаются подбором наилучшей формы устройства, могут ходатайствовать о помещении ребенка в то или иное место, осуществляют сопровождение ребенка, замещающих семей.

Центростремительная траектория развития и деятельности сервисов проявляется не только в аспекте их объединении для выполнения определенной функции или работы с определенной категорией детей, но также сведения в единую административную единицу разных служб. Например, детский социальный приют и социально-педагогический центр были созданы как независимые друг от друга институции по инициативе и в рамках проекта детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако они были объединены в единую службу на основании общей целевой группы [14], в результате образовав социально-педагогические учреждения (СПУ) с приютом. Также первоначально в учреждениях образования вводились просто должности психологов и социальных педагогов, и только позже было принято решение об объединении их в единую социально-психолого-педагогическую службу (СППС) в 2006году. Кроме того, с 2011 года такая служба может включать педагогов-организаторов и учителей-дефектологов в свой состав.

В итоге происходит не только наращивание функций (например, с каждым новым положением о СППС количество функции и направлений работы данной службы увеличивается), но развивается тенденция включения все большего числа специалистов в одну службу, своеобразное слияние более «мелких» служб.

Примером универсализации также становится организация помощи детям с особенностями психофизического развития (ОПФР). Ее основные исполнители, Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее –ЦКРОиР) [15]. Центры выполняют функции и управления (координируют деятельность всех учреждений образования, оказывающих помощь детям-инвалидам и детям с ОПФР), и исполнения (на базе центров работают практические психологи, дефектологи, которые проводят коррекционно-развивающую работу). На базе центров также функционирует психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК). Деятельность ПМПК во многом «либерализирована» по сравнению с советским периодом, то есть ни заседания, ни решения комиссии не являются «принудительными» или «обязательными» для исполнения. В процессе принятия решения решающий голос остается за родителями или опекунами, что, однако не является гарантией соблюдения интересов ребенка, который помещен в учреждение общественного воспитания.

Универсализация и слияние служб сводит на нет такой фактор их профессионализации как конкуренцию между разными типами служб. Нарастающее дублирование функций блокирует спецификацию должностных обязанностей, а фокус на контроле как ведущей функции не располагает к формированию эффективных систем профилактики.

Трудности профессионализации институтов защиты детей.

Институционализация охраны детства требует интенсивного обеспечения кадрами, что является трудно решаемой задачей. По данным за 2013 год только в 101 (из 152) отделе образования были созданы сектора охраны детства, в которых работает 331 специалист, из которых – 19 фактически исполняют другие функции. В 18 отделах образования в штатах отсутствуют специалисты по охране детства, а их функции исполняются специалистами подчиненных организаций [16]. Общее количество секторов охраны детства, как и количество специалистов постоянно меняется. Это значит, что многие отделы образования сталкиваются с трудностями функционирования секторов охраны детства, с дефицитом.

Если анализировать качественный состав специалистов по охране детства в отделах образования, то следует отметить, что доминирующее большинство составляют госслужащие и методисты, а социальные педагоги и психологи – меньшинство. Причем с каждым годом наблюдается все большее сокращение таких специалистов.

Нехватка материальных и человеческих ресурсов становитсяглавным обоснованием слияния служб. Это приводит к наращиванию функций, которые возлагаются на специалистов, к проблемам разделения функционала, к дублированию обязанностей друг друга. Например, многие эксперты, анализируя особенности функционирования помогающих специалистов в образовании, отмечают перегруженность различными формами отчетности, подчиненность и зависимость от администрации школы и других вышестоящих органов, многофункциональность и расплывчатость содержания работы служб и специалистов [17].

Стремлением усиливать систему защиты детей за счет увеличения организационных единиц в условиях невозможности рекрутировать достаточное количество специалистов становится фактором дестабилизации практики защиты детей. Рассогласование между целями и средствами (ресурсами) приводит к формализму в деятельности служб, иллюзорному многообразию сервисов, которые либо воспроизводят одну и ту же функцию, либо ограничены в плане качественной реализации определенных задач. Непосредственным результатом такого положения дел становится низкая эффективность деятельности сервисов, специализированных на защите детей,снижения доверия к ним со стороны граждан, возникновение барьеров взаимодействия.

[1] Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675 «О национальной комиссии по правам ребенка»

[3] Калугин В.Ю. Правовые аспекты введения в Республике Беларусь института уполномоченного по правам ребенка // Канвенцыя ААН аб правах дзіцяці і абарона правоў дзяцей у Беларусі. Мн: Міністэрства адукацыя Рэспублікі Беларусь, Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, 1999. С.13-16.

Степанова Т.М. Кому защищать права ребенка? (К вопросу об омбудсмене по правам ребенка) // Сацыяльна-педагагічная работа. №1, 2001. С.22-32.

Смагина Л.И. Утверждение прав ребенка как общечеловеческой ценности // Адукацыя і выхаванне. №12, 2003. С.39-47.

[6] Анапреенко Я.Г. К вопросу о развитии в Беларуси ювенальной юстиции // Сацыяльна-педагагічная работа. №2, 2001. С.28-36.

Барановский Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних в системе ювенальной юстиции Беларуси // Юстиция Беларуси. №4, 2012. С.58-62.

Зайцева Л. Ювенальная юстиция в Республике Беларусь: процессуальные основы // Юстиция Беларуси. Юридический научно-практический журнал. №3, 2004. С. 49-52.

Зайцева Л. Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие: перспективы развития // Юстиция Беларуси. Юридический научно-практический журнал. №5, 2004. С. 47-49.

Леонова Г.М. Легитимность статуса ювенальной юстиции в рамках правовой системы Республики Беларусь – необходимость или свбода выбора? // Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь / Под общ. ред. Г.М. Леоновой. Мн.: Тесей, 2004. С.42-79.

Мартинович И.И. (доктор юридических наук, профессор) Создание ювенальной юстиции в Беларуси – требование времени // Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь / Под общ. ред. Г.М. Леоновой. Мн.: Тесей, 2004. С.6-15.

Слобода Е.Н Дискуссионные вопросы о понятии ювенальной юстиции // Право и демократия. Выпуск 21, 2010. С.207- 218.

Хомич В.М. О стандартах и перспективах введения ювенальной юстиции в Республике Беларусь // Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь / Под общ. ред. Г.М. Леоновой. Мн.: Тесей, 2004. С.16-41.

[7] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1676 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь».

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 743 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб органах аховы дзяцiнства ў Рэспублiцы Беларусь».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 № 1599 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».

[8] Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.09.2007 № 114 «Об утверждении Примерного положения о Территориальном центре социального обслуживания населения».

[9] Gru?evskis B., Svarinskait R., ?altauskas M., Matskevich S., Matskevich U. (2011) Poverty eradication measures and the role of civil society: Comparative analysis of Lithuania and Belarus, Vilnius, Non-governmental organisations’ information and support center.

[10] Кустанович О. Социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — выпускникам интернатных учреждений // Юстиция Беларуси. №4, 2010. С.18-19.

[11] Приказ Министерства образования РБ от 6.07.1997 № 297; Постановление Министерства образования РБ от 27.04.2006 № 42; Постановление Министерства образования РБ от 25.07.2011 № 116.

[12] Приказ Министерства образования РБ от 3.02.1999 № 41; Приказ Министерства образования РБ от 29.03.1999 №154; Постановление Министерства образования от 18.03. 2004 №14.

[13] Постановление Министерства внутренних дел РБ от 27.10.2003 № 242.

[14] Фоменок Г.А. Организация работы социального приюта в составе СПЦ // Сацыяльна-педагагічная работа. №3, 2003. С.82-85..

[15] Приказ Минобразования от 31.08.1999 №559.

[16] Частная опека и охрана прав детей в Республике Беларусь. По состоянию на 1 января 2014 года (статистический сборник). Мн.: Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, 2014.

[17] Багаслоўская В.С. Ствараць умовы // Адукацыя і выхаванне. №10, 1993. С.38-42.

Калачева И.И. Професиональное становление школьных социальных педагогов: этнопсихопедагогические аспекты // Сацыяльна-педагагічная работа. №4, 1999. С.51-58.

Степанова Т.М. Кому защищать права ребенка? (К вопросу об омбудсмене по правам ребенка) // Сацыяльна-педагагічная работа. №1, 2001. С.22-32.

Смагина Л.И. Теоретико-методические основы педагогической деятельности социокультурных институтов по защите прав ребенка. Мн.: НИО, 2002.

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Защита прав детей на жизнь и развитие является задачей, объединяющей устремления и усилия всех здоровых сил общества, независимо от идеологических, культурных, религиозных и иных установок различных социальных групп. Возможность достижения в перспективе социальной гармонии, экологического равновесия и общего благосостояния напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям, от того в каких условиях они будут жить и воспитываться. Учитывая значимость проблем детства для общества, его настоящего и будущего, их необходимо ставить в центр внимания при формировании основных направлений социально — экономической политики государства.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь детство находится под защитой государства. Законодательно закреплены основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр.

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена в первую очередь их физической и умственной незрелостью, а следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Формируя основные принципы Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959г., Генеральная Ассамблея ООН исходила из того, что « человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» , подчеркивая тем самым важность данного вопроса для всех государств. Первым международно-правовым документам в области прав детей была Женевская декларация прав ребенка 1924г.

20 ноября 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка , в которой закреплены «гарантии осуществления» прав детей. Конвенцию о правах ребенка называют «мировой конституцией прав ребенка» . В ней охватываются все стороны прав человека – гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Статьи Конвенции рассматривают все моменты, связанные с жизнью и нахождением ребенка в обществе, закрепляется право ребенка на активное участие в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения по различным вопросам. Положения Конвенции сводится к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и участие в жизни общества.

Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990г. Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствии с нормами международного права, которыми закреплены основные принципы правовой защиты несовершеннолетних во всех сферах жизни.

С провозглашением Республикой Беларусь Государственного суверенитета и укреплением правовых гарантий личности как необходимого условия демократического государства вопрос защиты прав несовершеннолетних приобрел особую актуальность. Поэтому основные положения о правах несовершеннолетних были закреплены в Конституции Республики Беларусь, а 19 ноября 1993г. был принят специальный Закон «О правах ребенка» , который рассматривает основные моменты жизнедеятельности ребенка, утверждает права детей, живущих в Белоруссии. Это право на жизнь, на охрану и укрепление здоровья, на государство, на образование, на отдых, на приобретение национальной и мировой культуры, на проживание в семье, на защиту чести и достоинства каждого ребенка и другие.

Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного законодательства, касающееся ответственности несовершеннолетних, а равно нормы гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, относящиеся к гарантиям судебной защиты их интересов.

Семья, общество, государство призваны обеспечивать реализацию прав детей на разном уровне. При этом гарантируется достойное существование, нормальный рост, развитие ребенка и подготовка его к жизни. Дети всегда зависят от взрослых, и именно взрослые определяют их дальнейшую судьбу. Исключительно важную роль в жизни детей играет семья, но именно здесь достаточно часто нарушаются их основные права. Семейно правовые- отношения несовершеннолетнего и его родителей регулируются Кодексам Республики Беларусь о браке и семье.

В новом Кодексе Республики Беларусь о браке и семье повышен правовой статус детей, закреплены их социальные и материальные права, где государство гарантирует каждому ребенку свободу слова, мысли, совести, творчества, право на независимый выбор жизненного пути.

В современных условиях во многих семьях нарушены эмоциональные привязанности, разрушены традиции, семьи перекладывают родительскую ответственность и обязанности на государство, а зачастую действуют во вред собственным детям.

В этих условиях приходится защищать права детей в их собственных семьях. Во многих случаях родители не осознают свою несостоятельность, иногда имеют заблуждения и ложные принципы, очень часто не видят проблем на этапе их зарождения, не желают искоренять причины возникшего неблагополучия и очень часто просто бездействуют. Поэтому специалистам приходится оказывать социально-педагогическую помощь семьям и помогать решать ту проблему, которая мешает жить нормально родителям и детям.

Существующая законодательная база официально заявляет о согласии государства уважать в полном объеме содержащиеся в ней права и берет на себя все отсутствующие обязательства:

  • Удовлетворение основных потребностей детей;
  • Защиту детей от жестокого обращения и эксплуатации;
  • Должную заботу со стороны родителей в соответствии с возможностями последних;
  • Особое обращение с наиболее уязвимой категорией, включая тех, которые по каким-то причинам не могут жить со своими родителями;
  • Предоставления детям соответствующих возможностей играть активную роль в обществе, иметь собственное мнение относительно своей жизни.

Органами государственной власти предпринимаются целенаправленные меры в защиту прав и интересов детей.

Достигнут прогресс в развитии законодательства по обеспечению прав и интересов детей в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка. Принято более ста нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы детей, включая законы, указы Президента Республики Беларусь и постановления правительства Республики Беларусь.

Защита прав детей является безусловным приоритетом национальной политики Беларуси — Купчина

8 декабря, Минск /Владимир Матвеев — БЕЛТА/. Защита прав и интересов детей является безусловным приоритетом национальной политики Беларуси. Об этом сегодня заявила заместитель министра иностранных дел Елена Купчина, выступая в МИД на мероприятии, посвященном 70-летию Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), предает корреспондент БЕЛТА.

«Беларусь и ЮНИСЕФ уже 70 лет вместе, и мы очень гордимся этим фактом. Конечно, особый импульс и особое содержание это сотрудничество приобрело с момента обретения нашей страной независимости. Беларусь стала одной из первых стран в мире, в которой был принят закон о правах ребенка, — сказала замминистра. — Между Беларусью и ЮНИСЕФ достигнут очень высокий уровень взаимопонимания и конструктивного сотрудничества. Мы и дальше будем действовать в таком же ключе. Потому что защита прав и интересов ребенка — это безусловный приоритет национальной политики Беларуси».

Она подчеркнула, что уже почти на протяжении двух десятков лет в школах Беларуси преподается специальный курс «Права ребенка», который был разработан при поддержке ЮНИСЕФ.

Елена Купчина отметила, что в настоящее время реализуется уже третья страновая программа ЮНИСЕФ для Беларуси. Ее приоритетом являются такие темы, как права ребенка, молодежь и инновации, профилактика детских заболеваний и вредных привычек, а также улучшение положения особо уязвимых категорий детей. Планируется, что до 2020 года на цели реализации этой программы по линии ЮНИСЕФ будет привлечено около $8,5 млн.

«Наши страновые программы сотрудничества с ЮНИСЕФ осуществляются в очень тесном партнерстве с неправительственными организациями. И это тоже очень важная черта нашего сотрудничества», — сказала замминистра.

В свою очередь заместитель Регионального директора ЮНИСЕФ для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ Дэвид Маклафлин отметил, что Беларусь показывала себя как обстоятельный и активный партнер ЮНИСЕФ. Он подчеркнул огромную работу, которая проделала страна для того, чтобы свести к минимуму показатели младенческой и детской смертности, а также усилия, прилагаемые в вопросе оказания поддержки детям, оставшимся без родителей.

Дэвид Маклафлин также отметил, что в нынешнем году в Беларуси исключены случаи передачи ВИЧ/СПИД от матери ребенку, во многих городах поддержана глобальная инициатива ЮНИСЕФ «Город, дружественный детям», создаются молодежные и детские парламенты и советы, специальные пункты оказания помощи детям и подросткам.

«Беларусью наработаны прекрасные мировые практики в области защиты прав детей и женщин. Мы считаем, что пришло время, чтобы Беларусь экспортировала свои знания и достижения в этих областях по всему миру», — сказал он.

В Министерстве иностранных дел состоялась торжественная церемония памятного гашения почтовой марки, выпуск которой приурочен к 70-й годовщине Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), а также открылась тематическая выставка о ЮНИСЕФ и участии Беларуси в деятельности этой организации.-0-

Еще по теме:

  • Как заполнить декларацию по имуществу 2014 год Как заполнить декларацию по налогу на имущество Статья опубликована в журнале "Вестник бухгалтера Московского региона" № 5 октябрь 2015 г. Л. Г. Федорова, В. Н. Горностаев, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Остаточная […]
  • Статья 328 ук об уклонистах Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу Карпенко Михаил Владимирович Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - 480 руб., […]
  • Трудовой кодекс в 1996 году Трудовой кодекс. Заключительные положения Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года. Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, […]
  • Норма жилой площади на одного человека в рб ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Алименты с пенсии в беларуси ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Можно ли расторгнуть целевой договор ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Жилищная инспекция рд официальный сайт Жилищная инспекция в Республике Дагестан 367015, Махачкала, пр.И.Шамиля, д. 58 Телефон: (8722) 63-09-37, 62-31-23, 63-87-36 Факс: (8722) 62-31-23, 63-09-37 Режим работы: с 09:00 до 18:00,перерыв на обед: с 13:00 до 14:00 График приема […]
  • Истец не пришел в суд развод Состоится ли развод если истец несколько раз не явится на заседание суда? Истец: жена. Ответчик: муж. Совместный ребенок 9 лет. На первое заседание явились и истец и ответчик обе стороны согласны на развод, решение суда – 2 месяца на […]