Законы военной полиции

Закон о военной полиции подписан Президентом РФ

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, устанавливающий основы организационной структуры военной полиции Вооруженных Сил РФ и ее деятельности. Документ опубликован сегодня на официальном портале правовой информации.

Как мы писали ранее, новое ведомство создано для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и лиц гражданского персонала вооруженных сил, а также обеспечения в Вооруженных Силах РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов и противодействия преступности.

Руководство военной полицией возложено на Министра обороны РФ. В перечень основных нормативных актов, регулирующих деятельность военной полиции, включен Устав военной полиции, утверждать который будет Президент РФ.

Законом устанавливаются полномочия военной полиции в качестве органа дознания в Вооруженных Силах РФ, субъекта обеспечения мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, исполнения в отношении военнослужащих уголовных наказаний, охраны помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов. К полномочиям военной полиции отнесено также участие в рассмотрении военными судами материалов о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста.

Военнослужащие военной полиции наделены законом правом применять физическую силу, боевые приемы борьбы, специальные средства, боевую и спецтехнику и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил РФ.

Напомним, документом вносятся изменения в федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», в УПК РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также в ряд других законодательных актов.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 4 февраля 2014 года.

Минобороны разработало законопроект о военной полиции

В МОУ надеются на рассмотрение проекта закона в парламенте в ближайшее время.

Министерство обороны предлагает создать военную полицию, полномочия которой будут шире, чем у представителей военной службы правопорядка. Проект закона уже разработан.

Об этом на брифинге заявил заместитель начальника управления организации охраны, патрульно-постовой службы и розыска Главного управления Военной службы правопорядка ВС Украины полковник Юрий Хорошунов.

«Больше расширяются права военных правоохранителей. Основные тезисы: военной полиции будет предоставлено право проведения досудебного расследования, узакониваются вопросы проведения служебных расследований, также вносится такое понятие и определяется задача, такая как проведение дорожной комендантской службы, а также в законе о военной полиции определяется и четко прописываются задачи режимной службы, которые выполняются на складах хранения оружия и боеприпасов», — сказал он.

Хорошунов добавил, что проект закона находится на рассмотрении в Администрации президента. В МОУ надеются, что в ближайшее время его рассмотрит Верховная Рада.

Закон о военной полиции в Украине: Минобороны раскрыло детали

В Министерстве обороны разработан проект закона «О военной полиции», который сейчас находится на рассмотрении в Администрации президента

Министерство обороны Украины вместе с группой народных депутатов разработали законопроект о военной полиции Украины. Об этом на брифинге сообщил заместитель начальника управления организации охраны, патрульно-постовой службы и розыска Главного управления Военной службы правопорядка Вооруженных сил Украины полковник Юрий Хорошунов.

«Один из путей решения вопросов правовой помощи мы видим также в создании в Украине военной полиции – правоохранительного органа, предназначенного для обеспечения законности и правопорядка среди военнослужащих», – сказал Хорошунов.

«В Министерстве обороны Украины разработан проект закона Украины «О военной полиции», который сейчас находится на рассмотрении в Администрации президента Украины, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет подан в Верховную Раду для его рассмотрения на заседаниях, соответственно, Верховной Рады», – сказал он.

Также полковник сообщил о том, чем отличается проект закона о военной полиции от закона о военной службе правопорядка в ВСУ.

По словам Хорошунова, закон о военной полиции будет расширять права военных правоохранителей.

«Военной полиции будет предоставлено право проведения досудебного расследования. Также в законе о военной полиции узаконивается вопрос проведения служебных расследований, которые сейчас регламентируются ведомственным приказом министра обороны Украины», – отметил Хорошунов.

Он уточнил, что право проведения досудебного расследования будет касаться незначительных военных преступлений.

Кроме того, будет введено понятие и определяется задача по проведению дорожно-комендантской службы, определяется задача режимной службы, которая будет осуществляться на базах, арсеналах и складах, где хранятся оружие и боеприпасы.

Как сказал Хорошунов, согласно подписанному приказу министра обороны, у военных полицейских форма одежды будет отличаться от других подразделений, потому что они будут носить красные береты.

Ранее сообщалось, что противотанковые ракетные комплексы и вооружение по борьбе с беспилотниками – главные приоритеты Министерства обороны в оснащении армии на следующий год.

Военная полиция: что это такое и чем она будет заниматься

Украинская власть анонсировала создание военной полиции — правда, заработать она сможет не ранее 2018 года. Какие функции будет выполнять еще одно правоохранительное подразделение, и насколько оно будет эффективным, разбирались журналисты сайта телеканала «24».

Одна из причин создания военной полиции, как сообщила помощник министра обороны Татьяна Рычкова — это громоздкая и неэффективная процедура привлечения к ответственности военнослужащего, совершившего административное правонарушение. Кроме того, эта процедура очень затягивается во времени — начиная с момента задержания нарушителя и до привлечения его к ответственности с последующей передачей документов в суд.

Западная практика

В общем, украинские политики не придумали чего-то нового — военная полиция существует в большинстве европейских стран, США и Канаде (кстати, именно канадцы пообещали предоставить Украине средства на создание такой полиции).

В частности, в Великобритании и Канаде численность военных полицейских составляет 2% от общего количества военнослужащих, в США — 3-4%, во Франции — до 10%. Военная полиция США насчитывает более 30 тысяч человек. Американские военные полицейские поддерживают дисциплину среди военнослужащих, ведут расследование военных преступлений, а также принимают участие в проведении антитеррористических мероприятий.

Численность личного состава военной полиции в Германии еще больше — около 4,5 тысяч человек, которые охраняют военные объекты, органы управления, обеспечивают безопасность транспортных перевозок, поддерживают дисциплину в военных формированиях. В Великобритании численность военно-полицейских подразделений превышает 5 тысяч человек. В стране туманного Альбиона полиция Минобороны обеспечивает безопасность военнослужащих, охрану вооружения, военной техники и имущества на военных объектах. Похожие структуры есть также в Японии, Израиле, Италии, Франции, Китае, Нидерландах, Иране, Турции, Индии, Пакистане.

Военная полиция Швейцарии комплектуется из полицейских, которые проходят срочную военную службу. Функции военной полиции те же, что и у полиции вообще. Военная полиция, как и гражданская, имеет право задержать человека на 12 часов. А дальше суд должен принять решение о дальнейшем содержании под стражей. Кстати, самым распространенным военным преступлением там является уклонение от воинской обязанности — 70% от всех рассмотренных дел.

Кроме того, в Швейцарии работают военные суды и военная прокуратура. Швейцария имеет военный кодекс, предусматривающий военные преступления. Все преступления, совершенные военнослужащими, подлежат юрисдикции этих судов. Но дисциплинарные взыскания, к которым относится и краткосрочное заключение под стражу, накладываются командирами воинских подразделений.


В Швейцарии есть военный кодекс и военный суд

В Швейцарии есть 14 военных судов первой инстанции, а также три апелляционных суда, где все судьи — гражданские лица. Генеральная прокуратура обеспечивает надзор за законностью.

Украинский вариант

На самом деле создание военной полиции в Украине предполагалось еще в начале 2015 года. Тогда соответствующий законопроект зарегистрировали два депутата от фракции БПП — Виктор Король и Николай Паламарчук. Собственно, такая идея была актуальной. В стране, на тот момент, уже полным ходом фактически шла война на Донбассе. А там, где война — там уровень преступности растет. К сожалению, в зоне АТО немало случаев пьянства, мародерства, контрабанды. Национальной полиции не под силу расследовать все эти преступления. Тем более, что военные преступления имеют определенную специфику.


В зоне АТО уровень преступности очень высок

Напомним, согласно законопроекту, военная полиция — военное правоохранительное формирование, задачей которого будет обеспечение правопорядка среди военнослужащих, военнообязанных и резервистов во время прохождения ими военных сборов; предотвращения, выявление уголовных и других правонарушений, совершенных военнослужащими, а также работниками Министерства обороны и Вооруженных сил Украины, их раскрытие и прекращение.

По мнению авторов, такая полиция усовершенствует организацию обеспечения правопорядка и законности в Минобороны и Вооруженных Силах Украины, правоохранительных органах специального назначения и других военных формированиях. Также обеспечит возможность эффективно и оперативно осуществлять расследование наиболее распространенных военных преступлений, что положительно повлияет на уровень национальной безопасности государства.

Однако, год назад этот законопроект по неизвестным причинам не был принят Верховной Радой. Возможно, из-за определенного его несовершенства. Как тогда отметил эксперт Николай Хавронюк, законопроект противоречит Конституции. В частности, нарушает статью 17, в которой четко определено, что военные формирования, в отличие от полицейских органов, никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод человека.

Согласно законопроекту, права военнослужащих ограничиваются другими такими же военнослужащими. Такое ограничение может осуществляться только специально подготовленными лицами, выполняющими полицейские функции. Поэтому военную полицию нужно создать как воинское формирование. Но тогда она не может выполнять следственные и оперативно-розыскные функции, а только функции охраны. По его словам, если же военной полиции хотят предоставить следственные функции, тогда она не может состоять из военнослужащих, а это должны быть либо госслужащие, либо специалисты с рангами.

То есть, либо нужно вносить изменения в Конституцию, либо создавать такое подразделение не из военных, а из обычных полицейских. Что тоже не совсем целесообразно.

Также не совсем понятно, кто будет защищать права подозреваемых в военных преступлениях, ведь каждый имеет право на защиту. Могут ли это делать адвокаты, специализирующиеся на уголовных делах? Насколько компетентны суды общей юрисдикции? Когда-то существовал военный трибунал, однако к его беспристрастности было много вопросов. Военных судов нет, хотя соответствующий законопроект №2557 зарегистрировали Сергей Пашинский и Иван Винник год назад, но он до сих пор не принят. Хотя военная прокуратура и расследует военные преступления и передает их в суд, приговор судьи выносить не спешат. Логичнее было бы, чтобы такие дела рассматривали специальные суды.

Судья суда общей юрисдикции не может проводить судебное разбирательство вне помещения суда. Это чисто техническая проблема. Но в любом случае он не может все бросить и ехать на процесс в другой конец страны. Военные также, если идут боевые действия, не могут под конвоем доставить подозреваемого в другой регион, поскольку покинуть позиции — это серьезный риск.


Оставлять боевые позиции для конвоя подозреваемого — большой риск

Есть еще один момент — военная тайна. Если преступление связано с военной тайной, то обычный суд не может его рассматривать. То же самое можно сказать об адвокатах.

Поэтому, принимая закон о военной полиции, необходимо продумать многие детали. Военная полиция не должна дублировать функции прокуратуры и Национальной полиции. Полиция не может использовать в собственных целях высшее руководство для наказания неугодных им рядовых военных. Надо также учесть ошибки, которые были допущены при создании Национальной полиции. А то получится так, что создать очередной орган — создали, а эффективность — низкая.

Об органах военной полиции

Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 года N 32.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы, принципы, задачи и систему органов военной полиции Вооруженных Сил, органов национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан (далее — органы военной полиции).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус органов военной полиции

Органы военной полиции являются специальными воинскими подразделениями, организационно входящими в состав Вооруженных Сил, органов национальной безопасности, Национальной гвардии Республики Казахстан и осуществляющими функции по обеспечению правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 10.01.2015 № 275-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Правовая основа деятельности органов военной полиции

Правовую основу деятельности органов военной полиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

Статья 3. Принципы деятельности органов военной полиции

Деятельность органов военной полиции строится на принципах законности, единоначалия, гласности, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 4. Система и структура органов военной полиции

1. Органы военной полиции создаются в Вооруженных Силах, органах национальной безопасности и Национальной гвардии Республики Казахстан.

2. Министр обороны, Министр внутренних дел, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан осуществляют руководство деятельностью органов военной полиции, принимают решения о проведении организационно-штатных мероприятий, утверждают структуру и штатную численность, а также принимают подзаконные нормативные правовые акты в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Исключен Законом РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2015 № 275-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Задачи органов военной полиции

Задачами органов военной полиции являются:

1) обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

2) профилактика, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;

2-1) предупреждение коррупции и выявление административных коррупционных правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;

3) выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и правонарушений;

4) производство досудебного расследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

5) розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей;

6) обеспечение безопасности дорожного движения транспортных средств органов национальной безопасности, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

7) исполнение в предусмотренных законодательством случаях задержания военнослужащих с содержанием на гауптвахте, а также исполнение административного взыскания в виде административного ареста;

7-1) осуществление государственной регистрации механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, за исключением Службы обороны объектов Службы государственной охраны Республики Казахстан, с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков;

7-2) проведение обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в органах военной полиции;

7-3) производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;

8) осуществление иных задач, возложенных на них настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Кроме того, задачами органов военной полиции Комитета национальной безопасности являются:

1) производство досудебного расследования по делам об уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими и сотрудниками специальных государственных органов, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

2) производство по делам об административных правонарушениях (в части нарушений правил дорожного движения, совершенных лицами, управляющими транспортными средствами специальных государственных органов);

3) охрана объектов Комитета национальной безопасности, в том числе с использованием вооружения, специальных средств, систем безопасности и иных технических средств, а также обеспечение на указанных объектах пропускного и внутриобъектового режимов в порядке и пределах, определяемых Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

Задачей органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан также является осуществление внутреннего контроля за организацией службы суточного наряда, внутренней и гарнизонной служб в воинских частях Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2009 N 177-IV (порядок введения в действие см. ст. 2 ); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.04.2014 № 195-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 18.11.2015 № 411-V ( вводится в действие с 01.01.2016); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Взаимодействие и сотрудничество органов военной полиции с государственными органами и организациями, должностными лицами

1. Органы военной полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными и другими государственными органами Республики Казахстан в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.

Порядок организации и осуществления взаимодействия органов военной полиции с государственными органами, их структурными подразделениями и подведомственными организациями определяется совместными нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов.

2. Командование воинских формирований, органы военного управления и военнослужащие обязаны оказывать содействие органам военной полиции в решении возложенных на них задач.

Сноска. Статья 6 с изменением, внесенным Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Полномочия органов военной полиции

Статья 7. Полномочия органов военной полиции Национальной гвардии Республики Казахстан

Полномочия органов военной полиции Национальной гвардии Республики Казахстан в части производства досудебного расследования распространяются на военнослужащих органов управления и воинских частей гражданской обороны уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

Сноска. Статья 7 в редакции Закона РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7-1. Полномочия органов военной полиции Комитета национальной безопасности

1. Полномочия органов военной полиции Комитета национальной безопасности в части производства досудебного расследования распространяются на военнослужащих и сотрудников специальных государственных органов.

2. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленных законом, вправе задерживать транспортные средства органов национальной безопасности, запрещать их эксплуатацию до устранения причин, послуживших основанием для такого запрета, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан, запрещать эксплуатацию транспортных средств органов национальной безопасности, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные номерные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, отстранять от управления транспортными средствами органов национальной безопасности лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения, и направлять их на медицинское обследование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Глава 2 дополнена статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); в редакции Закона РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Права органов военной полиции

Органы военной полиции для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе:

1) требовать от военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, а также лиц гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей соблюдения общественного порядка, правил ношения военной формы одежды, прекращения противоправных действий и действий, препятствующих осуществлению задач и функций органов военной полиции;

2) при совершении правонарушений военнослужащими и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, а на территории воинских частей (военных объектов) и гарнизонов иными лицами проверять документы, удостоверяющие их личность, принимать меры, обеспечивающие прекращение правонарушения;

3) по имеющимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать военнослужащих и иных граждан в органы военной полиции, получать от них объяснения, документы или их копии, производить допросы и иные следственные действия, а также в установленном законом порядке подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки без уважительной причины;

4) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, а также обвиняемых или подсудимых, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

5) проводить личный досмотр задержанных лиц, указанных в подпункте 4) настоящей статьи, досмотр их вещей, документов, транспортных средств, изымать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке предметы, находящиеся в незаконном обороте;

6) задерживать и доставлять в учреждения органов военной полиции или по месту службы военнослужащих, грубо нарушающих воинскую дисциплину или общественный порядок;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в отношении военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими воинских сборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

8) передавать материалы о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов на рассмотрение соответствующих командиров (начальников) воинских частей;

9) производить досудебное расследование в пределах полномочий, установленных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан;

10) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, угрожающих безопасности граждан, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения государственных органов и организаций (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) и осматривать их либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается уголовное правонарушение, с последующим уведомлением об этом прокурора в течение двадцати четырех часов;

11) беспрепятственно и безвозмездно получать по находящимся в производстве уголовным делам информацию и материалы от государственных органов и организаций с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан;

12) вносить в пределах своей компетенции военному командованию и иным должностным лицам представления по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений;

13) в безотлагательных случаях в служебных целях пользоваться средствами связи независимо от их местонахождения и принадлежности;

14) при проведении мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших месторасположение воинской части с оружием, по согласованию с правоохранительными органами самостоятельно устанавливать контрольно-пропускные пункты;

15) задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, отстранять от управления военными транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения, и направлять их на медицинское обследование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;

16) при проведении мер по задержанию лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, а также при обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, по согласованию с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц, автомобильных дорог и других территориях;

17) в координации с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения регулировать дорожное движение на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения колонн военных транспортных средств, организовывать и обеспечивать сопровождение этих колонн и транспортных средств специального назначения;

18) проверять в воинских частях и военных учреждениях исполнение контрольных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

18-1) проверять в воинских частях и военных учреждениях соблюдение военнослужащими требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;

19) при отсутствии иных возможностей использовать воинский транспорт для проезда к месту происшествия, доставления в лечебные учреждения военнослужащих и граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи;

20) иметь специальное помещение – гауптвахту для содержания военнослужащих, задержанных органами военной полиции либо находящихся под следствием и судом, либо для применения ареста;

21) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Органы военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан для выполнения возложенных на них задач в пределах компетенции вправе осуществлять внутренний контроль за организацией службы суточного наряда, внутренней и гарнизонной служб в воинских частях Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Кроме того, органы военной полиции Комитета национальной безопасности вправе проверять в органах национальной безопасности Республики Казахстан исполнение контрольных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 10.07.2009 N 177-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.04.2014 № 195-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 18.11.2015 № 411-V ( вводится в действие с 01.01.2016); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 83-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Обязанности органов военной полиции

Органы военной полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах полномочий обязаны:

1) защищать права и свободы военнослужащих и других граждан от противоправных посягательств;

2) обеспечивать правопорядок в гарнизонах, предупреждать, выявлять, раскрывать и пресекать воинские преступления и иные правонарушения, устанавливать обстоятельства, способствующие их совершению;

3) рассматривать обращения граждан, вести учет и анализировать оперативную информацию о преступлениях и правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, а также о происшествиях в воинских частях и гарнизонах;

4) во взаимодействии с другими правоохранительными органами осуществлять розыск военнослужащих, самовольно оставивших месторасположение воинской части, совершивших уголовные правонарушения, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

5) производить в установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан порядке досудебное расследование по делам об уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или находящимися в расположении этих частей, соединений и учреждений;

6) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за дорожным движением военных транспортных средств и соблюдением правил их эксплуатации;

7) выполнять в установленном законом порядке поручения следователя, указания прокурора, решения суда;

8) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов военной полиции;

9) обеспечивать правопорядок и безопасность при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

10) оказывать содействие военному командованию в обеспечении воинской дисциплины среди военнослужащих;

11) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

12) участвовать в соответствии с законодательством Республики Казахстан в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения , выполнять отдельные задачи в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;

13) задерживать военнослужащих в предусмотренных законодательством случаях с содержанием их на гауптвахте;

14) по письменным требованиям органов, ведущих уголовный процесс, обеспечивать конвоирование содержащихся под стражей для проведения следственных действий;

15) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 22.05.2007 N 255 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 11.04.2014 № 189-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 9-1. Компетенция уполномоченных органов

1. Министерство обороны Республики Казахстан разрабатывает и утверждает:

1) правила организации деятельности органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан по обеспечению безопасности дорожного движения транспортных средств Вооруженных Сил Республики Казахстан;

2) правила организации и обеспечения сопровождения колонн военных транспортных средств и транспортных средств специального назначения, регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения этих колонн;

3) правила внутреннего распорядка и порядка содержания подозреваемых и обвиняемых на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

4) правила отбывания военнослужащими административного ареста на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

5) правила внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

6) правила организации деятельности патрульно-постовой службы органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

7) правила осуществления мер безопасности органами военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

8) правила служебной этики военнослужащих органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан;

9) правила организации службы войск в Вооруженных Силах Республики Казахстан;

10) правила организации розыска военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей Вооруженных Сил Республики Казахстан.

2. Комитет национальной безопасности разрабатывает и утверждает:

1) правила отбывания военнослужащими административного ареста на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности;

2) правила организации и проведения патрулирований органами военной полиции Комитета национальной безопасности.

Сноска. Глава 2 дополнена статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Ответственность сотрудников органов военной полиции

1. Военнослужащие органов военной полиции за совершение правонарушений несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Порядок привлечения военнослужащих органов военной полиции к ответственности за нарушения воинской дисциплины устанавливается воинскими уставами.

2. Действия (бездействие) сотрудников органов военной полиции могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 22.05.2007 N 255 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Глава 3. Применение сотрудниками органов военной полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы

Статья 11. Применение огнестрельного оружия

1. Применение огнестрельного оружия является крайней мерой и допускается в случае, когда другие меры оказались неэффективными или если по условиям обстановки применение других мер является невозможным.

2. Сотрудники органов военной полиции имеют право применять огнестрельное оружие в случаях:

1) защиты военнослужащих, других граждан от преступного посягательства, а равно освобождения заложников;

2) отражения нападения на сотрудников органов военной полиции или членов их семей, лиц, выполняющих служебный и общественный долг по охране правопорядка;

3) отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвой, помещения, сооружения, транспортные средства, в том числе воздушные и морские суда воинских частей, а также для освобождения их в случае захвата;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении уголовного правонарушения и (или) оказавших сопротивление, совершивших побег из-под стражи, а также для задержания вооруженного лица;

5) остановки военного транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудников органов военной полиции и создает угрозу жизни либо здоровью военнослужащих и граждан;

6) защиты от нападения животных;

7) подачи сигналов тревоги или вызова помощи;

8) необходимой обороны и крайней необходимости.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств либо группового нападения.

4. Во всех случаях применения огнестрельного оружия сотрудники органов военной полиции обязаны принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, доложить непосредственному начальнику о применении оружия.

5. О каждом случае применения сотрудниками органов военной полиции огнестрельного оружия, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется военный прокурор.

6. По каждому факту применения огнестрельного оружия проводится служебное расследование. В случае установления факта неправомерного применения огнестрельного оружия виновный несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 11 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2014 № 227-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 12. Применение специальных средств и физической силы

1. Сотрудники органов военной полиции имеют право применять физическую силу и специальные средства, в том числе боевые приемы борьбы, наручники, резиновые палки, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, служебных собак, а также специальные транспортные средства, перечень которых определяется первыми руководителями центральных государственных органов в области Вооруженных Сил, органов национальной безопасности и Национальной гвардии Республики Казахстан, в случаях:

1) защиты военнослужащих, других лиц и самозащиты от нападения и иных действий, создающих угрозу их жизни и здоровью;

2) пресечения массовых беспорядков в воинских частях, а также групповых нарушений общественного порядка и воинской дисциплины военнослужащими;

3) отражения нападения на военные городки, объекты, строения, помещения, сооружения и военные транспортные средства или их освобождения в случае захвата;

4) задержания правонарушителей, если они оказывают неповиновение или сопротивление сотрудникам военной полиции, иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по соблюдению воинской дисциплины и охране общественного порядка, для их доставления в воинские части и гауптвахты, конвоирования и охраны задержанных, заключенных под стражу лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег, причинить вред окружающим или себе;

5) проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и выявление фактов незаконного хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, хищения и утраты оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также розыска военнослужащих.

2. Запрещается применять специальные средства и физическую силу в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

3. О каждом случае применения сотрудниками органов военной полиции специальных средств и физической силы, повлекшем гибель людей или иные тяжкие последствия, незамедлительно информируется военный прокурор.

Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 10.01.2015 № 275-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Кадровый состав, социальная и правовая защита сотрудников органов военной полиции

Статья 13. Кадровый состав органов военной полиции

1. Органы военной полиции комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Военнослужащие и иные лица, призываемые для прохождения службы в органах военной полиции, перед назначением на должности проходят обязательную специальную проверку в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Лица, впервые поступающие на службу в органы военной полиции, в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение и стажировку, для них может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия прохождения ими испытательного срока и стажировки

определяются Министром обороны, Министром внутренних дел, Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

3. На службу в органы военной полиции не могут быть приняты лица в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, регламентирующими прохождение воинской службы или службы в соответствующих органах, в структуру которых входит военная полиция.

4. Вопросы приема на работу и условия труда гражданского персонала органов военной полиции регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 15.05.2007 N 253 ; от 26.05.2008 N 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Социальная и правовая защита военнослужащих органов военной полиции

1. На военнослужащих органов военной полиции распространяется законодательство Республики Казахстан, регламентирующее прохождение воинской службы, устанавливающее правовые и cоциальные гарантии, льготы, медицинское, пенсионное и другие виды обеспечения, а также не противоречащее этим условиям законодательство Республики Казахстан, регламентирующее прохождение службы в соответствующих органах, в структуру которых входит военная полиция.

2. Сотрудники органов военной полиции являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства, им выдаются служебные удостоверения и нагрудные знаки установленного образца.

3. Воспрепятствование выполнению сотрудниками органов военной полиции возложенных на них обязанностей, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 15. Надзор за соблюдением законности в деятельности органов военной полиции

Надзор за соблюдением законности в деятельности органов военной полиции осуществляют Генеральный прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему военные прокуроры.

Еще по теме:

  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Договор на машину с правом выкупа Аренда автомобиля с правом последующего выкупа Далеко не каждый может позволить себе выплатить всю стоимость нового автомобиля. По этой причине кредитные услуги банков стали так популярны среди населения в последние годы. Но кредит также […]
  • Рапорт на служебное жилье военнослужащим Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим Многие военнослужащие нашей страны проживают в служебных квартирах. Но при этом многие граждане из категории военных не знают, порядок их предоставления. И даже если они его получили, […]
  • Как изменить ребенку фамилию без согласия отца Как изменить фамилию ребенку после развода без согласия отца После развода семейной пары иногда необходимо поменять фамилию ребенка, который остается жить у матери. Но сам развод не считается основной причиной для смены имени. Гораздо […]
  • 111 ук рф тяжкий вред здоровью Причинение тяжкого вреда здоровью. Комментарии статьи. Рекомендации адвоката по уголовным делам В настоящее время современное общество переживает этап классового и финансового разделения на социальные слои. Классовые и национальные […]
  • Образец иска цена иска Определение цены иска Цена иска должна быть указана истцом в исковом заявлении. Это обязательное требование. Невыполнение этого требования влечет оставление искового заявления без движения. Определение цены иска необходимо истцу для […]
  • Как получить инн если знаешь номер Как получить свой ИНН онлайн через Интернет Индивидуальный номер налогоплательщика, или сокращенно ИНН, начал присваиваться всем физическим лицам Российской Федерации с 1999 года, юридическим лицам еще раньше – с 1995 года. На сегодня ИНН […]
  • Как открыть общество защиты прав потребителей Защита прав потребителей как бизнес-идея Собственный бизнес – мечта многих людей. Сложности организации собственного дела не должны стать препятствием для желания работать исключительно на себя. Собственный бизнес – это независимость, […]