Закон о рекламе спиртного

В рекламе не нуждается

21 июля президент Владимир Путин подписал закон, запрещающий рекламу алкоголя в печатных СМИ и интернете. Блогеры обсуждают, как это повлияет на «культуру пития» и чем грозит российским СМИ

lustraciya

Документ вводит запрет на рекламу всего алкоголя в интернете с момента его официального опубликования, реклама ­алкоголя в печатных СМИ будет запрещена с 1 января 2013 года. Введение полугодового переходного периода позволит печатным СМИ, заключившим уже договор с рекламодателем — производителем алкогольной продукции, выполнить его условия.

В соответствии с действующим законодательством реклама алкоголя с содержанием этилового спирта пять и более процентов уже запрещена на первой и последней страницах СМИ, обложках журналов, телевидении, радио, на рекламных конструкциях и всех видах транспорта.

С 23 июля реклама алкоголя крепостью пять и более процентов будет разрешена только в стационарных торговых точках, осуществляющих розничные продажи алкогольной продукции.

Меня данный запрет не волнует ну никак: пью я напитки, проверенные временем и в рекламе не нуждающиеся. Наличие рекламы алкоголя ни разу не стимулирует меня к его употреблению, да и вообще, когда начинается рекламный блок, мы сразу выключаем звук, ибо громко Ценз.

уже. Вопрос — как будут выживать профильные специализированные издания, где пару лет назад я имел честь работать? Но и это детали, думаю, там найдут выход, не в первый раз уже власть пытается сделать народ трезвым и счастливым.

Скорее, интересен финал сего действа: что мы получим на выходе. Логика властей: отсутствие непрерывного потока информации о том или ином виде пойла внезапно окажет терапевтический эффект, и наш пипл прекратит бухать. И вот в этом я очень сомневаюсь. Прям вообще не верю.

Государственная дума в очередной раз приняла неисполнимый закон, ухудшающий условия для российских производителей всех видов алкоголя.

Почему неисполнимый? Реклама в интернете — это материалы, размещенные в произвольной точке земного шара, к которым есть доступ из любой другой точки земного шара. Запретить кому-то в условной Гватемале ­повесить у себя на сайте баннер с рекламой гватемальской настойки на кизяке никакой российский законодатель не способен даже теоретически. Единственный способ оградить потребителя от такой рекламы — это запретить провайдерам передавать все без исключения картинки, видео, Flash и т. д., опубликованные в интернете. Что как минимум невозможно.

Почему ухудшающий положение отечественных производителей? Все очень просто: любой иностранный производитель ­алкоголя как знать не знал ничего о таком законе, так знать и не будет. Если он размещал какую-то свою рекламу в зарубежных баннерных сетях, контекстных движках и т. д., так и будет. Какое ему дело до каких-то российских законов, он подчиняется законам своей страны. Отечественный производитель теперь такой возможности лишен — его-то как раз проконтролировать не очень сложно. Но кого это, собственно говоря, когда-то волновало?

@pani_irena

А я против запрета на рекламу и спонсорство алкоголя. Это были большие бюджеты и большая поддержка СМИ.

Не в моих правилах комментировать потуги нашей законодательной власти, но тут не сдержусь.

При всем при том, что потребление алкоголя населением нашей страны есть очевидная, традиционная и извечная проблема, введение этого закона будет иметь ровно противоположный эффект.

Ведь проблема сама по себе не в количестве потребляемого алкоголя, а в отсутствии должной культуры его потребления.

И сдается мне, что тотальный запрет рекламы будет иметь один-единственный и заметный эффект: тому невеликому, но уже заметному тренду по переориентации части населения с, условно говоря, пива/водки на коньяк/виски/сухое вино будет разом переломлен хребет.

И будет народ в большинстве своем тупо жрать водку, как жрал ее триста лет. Иногда разбавляя пивом. Только уже без надежды на что-то другое в будущем.

Потому что как можно прививать культуру пития алкоголя без упоминания собственно алкоголя — великая загадка с простой разгадкой: а никак.

В то, что можно заставить пить меньше или не пить фигурой умолчания, не верю. Культура-то уже давно и прочно сформировалась, ее не трогай — ничего ей не будет. А запретительные меры только укореняют пороки.

Вообще, вся видимая история человечества свидетельствует, что искоренять пороки можно только просвещением. То есть ­изменением/внедрением более сложной/богатой культуры с помощью универсальных инструментов пропаганды и рекламы.

@vyzvon

Полный запрет рекламы алкоголя в нашей стране — это великое благо. За свои 75 лет я много чего насмотрелся из-за пьянства.

xonic_84

Ура. Этого закона давно не хватает, а реклама пива с экранов ТВ уже внушила нашей молодежи, что отдыхать нужно только с пивком и что это очень круто.

Этот закон направлен на здоровье будущего поколения!

mysterrya

Поскольку алкоголь в рекламе не нуждается, пусть себе запрещают. От этого ни жарко ни ­холодно.Главное (!) — чтобы не ­дошло до введения цензуры упоминания и показа алкоголя в книгах, фильмах и т. д. с вырезанием соответствующего содержимого.

Закон, запрещающий рекламу алкоголя и табака на внешних носителях, в числе первых, принятие которых будет инициировать БЮТ – Николай Томенко

Заместитель лидера Блока Юлии Тимошенко Николай Томенко заявил, что изменения в Закон «О рекламе», предлагающие жесткие ограничения рекламы алкогольных напитков и табачной продукции — один из десяти приоритетных документов, на принятии которых БЮТ будет настаивать, как только Верховная Рада VI начнет работу. Об этом он сообщил журналистам во время сегодняшней пресс-конференции.

В частности, по словам Николая Томенко, документом предлагается запретить рекламу спиртного и табачных изделий на носителях наружной рекламы и ограничить такую рекламу на телевидении. По его мнению, такие должны стать серьезным шагом в одном из приоритетных направлений деятельности парламента – пропаганде здорового образа жизни.

Производители спиртного, опрошенные «Акцизом», высказали мнение, что в Украине существуют довольно жесткие ограничения на рекламу алкоголя.

«С точки зрения социальной ответственности, сегодня в Украине достаточно качественно и разумно ограничена реклама спиртного и по времени на телевидении, и по расстоянию от учебных и воспитательных заведений, и по тематике. В частности, действующим законодательством реклама алкогольных напитков не имеет права призывать к прямому потреблению и прочее, — уверен руководитель Департамента маркетинга ЗАО «Алеф-Виналь» Анатолий Коган. – С другой стороны, существуют слишком лояльные правила для рекламы пива в Украине. Не смотря на то, что основными и новыми потребителями пива в Украине являются подростки, молодежь и женщины. Поэтому в Украине уже давно назрела необходимость ввести жесткие ограничения на пропаганду потребления пива, уравняв ограничения на рекламу пивной продукции с рекламой крепкого алкоголя».

Директор Института конкурентного общества Дмитрий Ляпин заявил «Акцизу», что сегодня весь мир идет в направлении уменьшения потребления алкоголя и табака, в том числе и за счет ограничения рекламы этих продуктов. «Это европейский подход, который предполагает стремление к пропаганде здорового образа жизни, — отметил он. — Инициировать принятие законопроекта — право БЮТ. И если даже не прямо сейчас, то в обозримом будущем принятие данной нормы могло бы быть правомерным». С другой стороны, эксперт не смог ответить на вопрос, как быстро, по его мнению, в Украине могут быть введены крайне жесткие ограничения рекламы спиртного и табака. «Что же касается времени, когда этот законопроект будет принят, то пока сложно однозначно ответить на этот вопрос. Все зависит от того, насколько быстро общество будет перенимать мировую тенденцию и поймет необходимость внедрения подобной меры», — отметил Дмитрий Ляпин.

Закон о рекламе алкоголя

Закон о рекламе алкоголя в 2018 году устанавливает правила, согласно которым должны действовать производители напитков и распространители рекламы. Пропагандировать спиртосодержащую продукцию можно лишь при соблюдении определенных требований.

Закон о рекламе алкогольной продукции в 2018 году: официальный текст

В российском законодательстве установлено определение алкогольной продукции. К ней относятся изделия, полученные при использовании этилового спирта, изготовленного из пищевого сырьевого материала. При этом спирт должен составлять не менее 1.5% от общего объема. ФЗ 171 регламентирует виды алкогольной продукции:

  • питьевой этиловый спирт;
  • алкогольные напитки (к ним относится продукция с высокой долей спирта);
  • вина.

Пропаганду алкоголя регламентирует ФЗ 38 «О рекламе». В нем приведены главные требования, действующие не только в отношении спиртосодержащей продукции, но и в отношении товарных знаков и прочей атрибутики, которая может ассоциироваться с алкоголем.

В законе отражены стандарты и требования к содержанию спирта в напитках, а также к рекламным средствам и рекламным акциям. Согласно положениям действующего законодательства, пропаганда алкогольной продукции должна осуществляться с соблюдением следующих условий:

  • в рекламе не должна содержаться информация, касающаяся того, что алкогольные напитки могут привести к признанию в обществе, помогут достигнуть деловых, спортивных либо индивидуальных свершений, а также смогут положительно повлиять на физическое или психологическое здоровье человека;
  • запрещено использовать фразы, осуждающие воздержание от употребления спиртосодержащей продукции;
  • рекламный ролик не должен содержать сведений о безопасности или пользе алкоголя;
  • нельзя использовать навязчивую пропаганду, призывающую утолить жажду при помощи алкогольных напитков;
  • реклама не должна напрямую обращаться к гражданам младше 18 лет;
  • в роликах не могут принимать участие несовершеннолетние.

Трансляция рекламы по радио или телевидению обязательно должна сопровождаться информацией о нанесении вреда здоровью при злоупотреблении алкогольной продукцией.

Разрешенное время для рекламы алкогольных напитков

Изменения в законопроекте, внесенные в конце 2014 года, установили определенный временной интервал, в течение которого может осуществляться реклама спиртосодержащей продукции. Трансляция роликов допускается с 11 вечера до 7 утра по времени, действующему в конкретном субъекте.

Поправки вступили в силу с 2015 г. Они разрешают размещение атрибутики, которая имеет отношение к производителю алкоголя, во время трансляции каких-либо спортивных соревнований. Однако это правило действует лишь в отношении тех поставщиков, которые занимаются реализацией пива и напитков на его основе.

Закон регламентирует, что средства пропаганды алкоголя не могут размещаться вблизи от спортивных или физкультурно-оздоровительных учреждений. Минимальное расстояние должно составлять 100 м.

Однако уже с начала 2019 г. некоторые ограничения будут сняты. Парламентарии одобрили изменения, которые разрешают пропаганду алкоголя во время онлайн-трансляции спортивных мероприятий, а также в эфире спортивных каналов. Не разрешат рекламу лишь на детско-юношеских состязаниях.

Существует ли закон о запрете рекламы алкоголя

В современном законодательстве не существует отдельного правового документа, который бы устанавливал запрет на пропаганду спиртосодержащей продукции. Сегодня реклама алкоголя регламентируется следующими законодательными актами:

  • постановление правительства РФ о местах массового пребывания граждан, в которых запрещена реализация спиртных напитков;
  • ФЗ № 171 о национальном регулировании вопросов, связанных с производством и реализацией алкоголя;
  • ФЗ № 81 о государственном надзоре за оборотом спиртосодержащей продукции;
  • ФЗ № 38 «О рекламе».

При этом поставщики продукции часто пытаются использовать схемы, которые позволят обойти действующее законодательство в сфере рекламы. Именно поэтому депутаты решили ужесточить наказание за нарушение принятых правил. Нововведения коснулись штрафов, которые выросли в 10 раз.

При этом производители спиртных напитков продолжают искать обходные пути. Контролирующие органы тратят огромные средства на многочисленные экспертизы, доказывающие факт скрытой пропаганды алкоголя.

Правила рекламы спиртосодержащей продукции

Закон о рекламе предусматривает определенные правила, распространяющиеся на пропаганду алкогольных напитков. Реклама не может размещаться в следующих случаях:

  • в печатных изданиях. Это не относится к пропаганде вина или шампанского, которые были произведены на территории России;
  • в публикациях печати, аудио- и видеопередачах, которые предназначены для детей младше 18 лет;
  • на телевидении или радио, кроме ситуаций, предусмотренных в действующем законодательстве;
  • в автобусах, троллейбусах и проч.;
  • в спортивных, образовательных, детских, оздоровительных, военных организациях;
  • в сети.

Штрафы за нарушения закона о рекламе алкоголя

Выполнение норм действующего законодательства контролирует антимонопольный комитет. Специалисты изучают все ролики и сообщения на радио. Для нарушителей предусмотрена административная ответственность. Максимальная сумма штрафа за несоблюдение закона о рекламе составляет 500 тыс. руб. Предлагаем ознакомиться с полным списком требований к пропаганде спиртных напитков и скачать закон о рекламе алкоголя по следующей ссылке.

В законодательстве предусмотрены нормы, относящиеся к рекламе алкогольной продукции. Правовой документ запрещает пропаганду спиртных напитков в дневное время и вблизи от социально значимых объектов. Для нарушителей установлены внушительные штрафы.

Закон о рекламе алкогольной продукции

Алкогольной считается продовольственная продукция, которая произведена с применением этилового спирта, полученного из пищевого сырьевого материала и (или) пищевого продукта, содержащего этиловый спирт более 1,5 % объема готовой продукции.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171 «О национальном регулировании выработки и оборота этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих напитков», подвиды алкоголя подразделяется на:

  • питьевой этиловый спирт;
  • спиртные напитки, включая водку;
  • вино, в том числе и натуральное.

Законодательное регулирование рекламы алкоголя основано на следующих принципах:

  • нормы и требования относительно содержания алкоголя;
  • нормы и требования к средствам распространения объявлений;
  • требования к рекламным акциям.

Правила рекламы алкоголя

Основные требования к рекламе алкогольной продукции установлены в 21 статье Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Настоящий нормативный документ ограничивает рекламирование не только самого алкоголя, но и товарные знаки, продавцы и производители, которые ассоциируются с ним.

Рекламирование алкоголя не должно:

  • включать содержание о том, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения социального признания, профессиональных, спортивных или личных побед, а также сведения о том, что алкоголь помогает улучшить физическое и психическое состояние;
  • критиковать воздержание от употребления данной продукции;
  • включать информацию о том, что спиртные напитки неопасные и даже полезны для здоровья человека;
  • содержать навязчивые сведения того, что употребление алкоголя является одним из способов утоления жажды;
  • иметь прямое обращения к лицам, не достигших совершеннолетия;
  • использовать образы несовершеннолетних детей.

Важно! Любая реклама относительно алкогольной продукции должна сопровождаться сообщением о том, что чрезмерное употребление спиртных напитков вредит здоровью человека.

В какое время разрешена реклама алкоголя?

23 декабря 2014 г. участники Совета Федерации одобрили изменения, согласно которым рекламирование алкоголя разрешено с 23:00 до 07:00 по поместному времени.

Нововведения, вступившие в законную силу с 01 января 2015 года, допускают размещение и распространение рекламы средств индивидуализирования юридических лиц, которые являются производителями пива и напитков, выработанных на основе пива, во время проведения официальных состязаний спортивного назначения. Распространение пропаганды алкоголя может быть реализовано в физкультурно-лечебных, спортивных учреждениях на расстоянии ближе чем 100 метров. Однако соответствующее изменение, с 01 января 2019 года, будет признано утратившей силу.

Была внесена пробная поправка, в соответствии с которой допускается размещение рекламы алкогольных напитков во время транслирования прямого эфира спортивных соревнований, а также на радио-, телепередачах, которые специализируются на материалах физкультурно-спортивного направления. Исключением являются детско-юношеские соревнования. Был принят Федеральный закон от 21 июля 2014 № 235, согласно которому с 01 января 2019 года соответствующий пункт утрачивают свою законодательную силу.

Запрет на рекламу алкоголя

Отдельного нормативно-правового акта относительно запрета на рекламу спиртных напитков в определенное время нет.

Общими законодательными документами являются:

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. №1425;
  • Федеральный закон Российской Федерации № 171 «О национальном регулировании выработки и оборота этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих напитков» от 22.11.1995 года;
  • Федеральный закон №491 от 31.12.2014;
  • Федеральный закон «О рекламе».

Статья, которая ограничивает пропаганду алкоголя, показывает, что поставщики спиртных напитков готовы идти на различные хитрости и уловки, в целях продвижения своей продукции. Была ужесточена ответственность за нарушение настоящего закона, а также были увеличены штрафы в 10 раз. Несмотря на большинство запретов, производители продолжают использовать рекламу алкоголя под видом производителя конфет, акций, воды, коктейлей, конкурсов и т. д. Федеральным антимонопольным органам приходится тратить много средств на проведение дорогостоящих экспертиз и исследований, чтобы доказать скрытую рекламу спиртных напитков.

Скачать закон

В соответствии с законом о рекламе в РФ, пропаганда алкоголя не должна распространяться в:

  • печатных публикациях, за исключением винных и шампанских изделий, выработанных на российской территории;
  • печатных публикациях, предназначенных для несовершеннолетних детей, а также аудио-, видеопродукции;
  • в теле-, радиопередачах, за исключением случаев, указанных в 7 и 8 частях настоящей статьи;
  • общественном транспорте;
  • в детских, образовательных, лечебных, оздоровительных, военных учреждениях;
  • сети «Интернет».

Организовать рекламную акцию алкогольной продукции, можно только с соблюдением установленных норм законодательства РФ. Федеральная антимонопольная служба тщательно следят за данной деятельностью и досконально изучают все рекламные тексты, ролики и изображения. За нарушение норм и требований настоящего закона в области рекламирования алкоголя установлена административная ответственность. На рекламодателя и распространителя рекламы будут наложены штрафные санкции в размере от 100 000 до 500 000 тысяч рублей.

Скачать Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ в новой редакции по ссылке.

Закон о рекламе спиртного

Документ : Абсолютно новый закон о рекламе: глобальные изменения для всех!

Коментарий к Закону Украины » О рекламе»

Абсолютно новый закон о рекламе: глобальные изменения для всех!

В самом начале девяностых годов в нашу жизнь стремительно вошла реклама. Она полилась шумным потоком из телевизоров и радиоприемников, она забралась на стены домов и кузова машин, просочилась в прессу. Если в то радужное время вы смотрели родное ТВ, то наверняка легко припомните несколько рекламных «шедевров», потрясавших сознание доверчивых потребителей. До самого 1996 года каждый рекламировал свои товары, как хотел. Потом был принят Закон о рекламе, который начал хоть как-то регулировать это поле деятельности. С небольшими изменениями он просуществовал 7 лет, и вот теперь ему на смену приходит полностью новый Закон. В нем учтен мировой опыт, прошлые недочеты, а самое главное — опыт, накопленный за время господства рыночной экономики на просторах нашей Родины. Изменений очень много! И все они очень важные! Поэтому мы подготовили подробный комментарий. Он имеет такую же структуру, как и новоиспеченный Закон. Поэтому, читая какую-либо из его статей, вы можете параллельно обращаться к нашим пояснениям. Как уже повелось в украинском законотворчестве, первым делом в новой редакции излагают термины. С них и начнем.

Термины (статья 1)

Первым делом скажем об определении самой рекламы. Из него исчез такой очень важный признак рекламной информации, как ее размещение «с целью прямого или опосредованного получения прибыли». Однако хорошо известно, что свято место пусто не бывает, и теперь рекламой будут считать любую информацию, призванную сформировать и поддержать осведомленность потребителей и их интерес к рекламируемым лицам или товарам. Чувствуете разницу? Теперь можно сколько угодно доказывать «неприбыльность» информации, но если в ней идет речь о вашем предприятии или его продукции — это автоматически реклама! Естественно, со всеми вытекающими отсюда последствиями от уплаты налога с рекламы и до многочисленных ограничений и запретов, налагаемых на ее содержание и порядок распространения.

Хотя из любого правила есть исключения: так, не считают рекламой информацию, обязательность размещения и обнародования которой установлена другими законами Украины (п.2ст.2 Закона о рекламе). Яркий пример — информация о товарах (работах, услугах), их количестве, качестве, ассортименте, производителе (исполнителе, продавце), которую последний обязан предоставить потребителю на основании ст.З и ст. 18 Закона о правах потребителей. Ее приводят в сопроводительной документации к товарам (работам, услугам), на этикетке, наносят маркировкой или другим способом (п.2 ст.18 Закона о правах потребителей).

Кстати, по п.7 ст.8 нового Закона о рекламе информация о товарах, размещенная в местах их продажи, — это тоже не реклама. Однако иногда провести грань между информацией и откровенной рекламой очень сложно, поэтому хотим предостеречь вас: не размещайте ничего противоречащего Закону о рекламе в торговых точках. Скажем, художественно оформленная информация о каком-нибудь продукте, его потребительских качествах и т. п. по-прежнему остается обязательной информацией. Но если в магазине висит огромный плакат с фотографией бутылки коньяка и все, то его непременно признают рекламой, а внутренняя реклама алкогольных напитков запрещена. Словом, проявите умеренность — и все будет хорошо.

Еще в новом Законе появились определения, которых в старом просто не было: «Реклама на транспорте», «Сравнительная реклама», «Скрытая реклама» и др. Настоятельно рекомендуем внимательно изучить их — это ключ к пониманию всего Закона. Конкретные примеры их применения мы рассмотрим ниже.

Спонсорство (статья 5)

Один из самых популярных сегодня способов заявить о себе — стать спонсором. Комментируемый Закон существенно подкрутил гайки в этом вопросе: запретил спонсировать программы и передачи новостей, лишил спонсоров возможности влиять на содержание, время выхода передач или материалов печати, которые он поддерживает. Последнее правило, скорее всего, так и останется на бумаге, ибо кто платит, тот и заказывает музыку. Что поделаешь, такова жизнь.

Язык рекламы (статья 6)

То, что в Украине реклама должна быть на украинском языке, — понятно. Однако новый Закон здесь даже немного перегнул палку. Теперь реклама, распространяемая на территории Украины, должна быть исключительно на украинском языке. Старый Законе рекламе отсылал поэтому поводу к Закону Украины «О языках в Украинской ССР» от 28.10.89 г. N 8312-XI, статья 35 которого позволяла рядом с украинским текстом размещать его перевод на другие языки. Больше такого не будет — только украинский, и баста!

В рекламе отечественных компаний украинский язык логотипа теперь единственно возможный. Более того — новый Закон обязывает дублировать «рідною мовою» даже зарегистрированные иноязычные логотипы и торговые знаки!

Общие требования к рекламе (статья 8)

Требования к нашей многострадальной рекламе выдвигают такие, что ей волей-неволей придется выйти на уровень произведений Тургенева, Байрона и Рембрандта с Феллини. Вы только вчитайтесь в эти слова: наша реклама должна быть этичной, гуманной, высокоморальной, пристойной, расово, политически и социально корректной. Жаль только — не нашлось места для определений этих понятий (а ведь не в каждом словаре можно прочитать, что такое расовая корректность), а также цинизма, порнографии, насилия и жестокости, которым, как вы понимаете, в рекламе не место. В практическом смысле это значит, что определять «моральность» рекламного шедевра будут чиновники. Вывод очевиден: ваша реклама должна понравиться контролерам (о них чуть позже).

А в целом общие требования к рекламе не изменились, просто стало больше красивых слов.

Скрытая, недобросовестная, сравнительная реклама (статьи 9,10,11)

Как мы уже отмечали, в новом Законе появилось определение скрытой рекламы. Суть его в следующем: если истинная цель передачи или публикации (предоставление информации о конкретных товарах) скрывается за декларируемой — значит, перед нами скрытая реклама. Пример? Пожалуйста. Довольно часто под видом, скажем, передач о здоровье пытаются навязать покупку лекарства определенной марки. Такая реклама, разумеется, теперь запрещена, но как ее выявить? Где эксперты, способные отличить скрытую рекламу от невинной полезной информации о хорошем продукте? Судя по всему, они работают в ведомствах, перечисленных в статье 26 нового Закона. Хотя мы уверены: из-за расплывчатости самого понятия «скрытая реклама» идентифицировать ее, а тем более доказать в суде свою правоту им будет очень сложно. А запретить можно и ветер, вот только дуть он от этого не перестанет.

То же с недобросовестной рекламой. Под ее описание легко подвести любой рекламный ролик, плакат и пр., поскольку такие ее характеристики, как «неточность, преувеличение, двусмысленность» присущи рекламе изначально. Если попытаться их избежать, то вместо, например, фразы «скидки до 20%» придется сказать «скидки 1, 3,10, 1 7%», да еще и указать, какая скидка на какой товар, иначе — неточность. Но чтобы дать столь подробную информацию, не хватит витрины или рекламного бюджета. Теперь насчет преувеличений. «С легкостью выведет пятна на одежде» — это преувеличение или нет? Ведь понятно, что «с легкостью» — рекламная хитрость, причем пятна подразумеваются самые обыкновенные: от варенья или лимонада. А если «мой муж работает асфальтоукладчиком» — и пятна битумные или кислотные? Вообще ведь не выведет — какая уж тут легкость! Налицо преувеличение. И таких примеров миллион.

Проще выявить сравнительную рекламу: благо, ее определение «неточностью» и «двусмысленностью» не страдает. Сравнивают в рекламе товары между собой значит, это она и есть. Однако, в отличие от двух предыдущих, не вся сравнительная реклама запрещена — только «неправомерные сравнения». Что интересно: если приведенные сведения о товарах, работах, услугах подтверждены фактами и являются достоверными, объективными, полезными для информирования потребителей, то сравнение в рекламе вполне правомерно (ст.7 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. N 236/96-ВР). А ведь потребителю можно рассказать ой как много «полезного» о товарах конкурентов!

Теле- и радиореклама (статья 13)

Начнем с того, что размещение рекламы на телевидении и радио регулирует не только комментируемый Закон, но и специальный Закон о телевидении и радио. И между ними есть существенные расхождения. К примеру, статья 30 последнего устанавливает максимальный лимит рекламы за астрономический час 15%, а п.2 ст. 13 нового Закона о рекламе поднимает эту планку до 20%, хотя общедневное количество рекламы останется неизменным — не более 15% в сутки.

Придется разочаровать любителей кинофильмов: их показ разрешено прерывать рекламой, причем тем чаще, чем длиннее кино. Так, в фильм длительностью от 70 до 90 минут можно вставить 2 рекламных блока. В то же время Закон о телевидении и радио запрещает показывать рекламу посреди фильма.

Старый Закон о рекламе и Закон о телевидении и радио не разрешали рекламы в передачах, рассчитанных на детскую (до 14 лет) аудиторию. Теперь возрастной ценз «детскости» передач снят, да и реклама в детских передачах фактически разрешена, но только в начале и в конце.

Спортивные программы дозволено разбавлять рекламой исключительно во время перерывов между их частями (в футболе между таймами, хоккее периодами, теннисе — сетами и т.д.). Законом о телевидении и радио установлены совсем другие правила: спортивные программы длительностью более 45 минут могут быть прерваны рекламой лишь один раз за полный 45-минутный промежуток времени.

Короче говоря, противоречий между двумя законами достаточно, и они должны быть разрешены: слово за законодателями. Каким из них руководствоваться сейчас? Мы считаем, что более поздним — новым Законом о рекламе. Хотя найдется аргумент и в пользу другой точки зрения: Закон о телевидении и радио — специальный для телерадиовещателей, и посему он для них имеет приоритет над «общим» Законом о рекламе.

И еще одно интересное нововведение. С 01.01.05 г показ рекламы в программах и передачах иностранных теле- и радиокомпаний, которые транслируются (ретранслируются) на территорию Украины, разрешен лишь в случае, если за трансляцию (ретрансляцию) такой рекламы уплачено юридическому лицу Украины (п.9 ст. 13 нового Закона о рекламе). Обратите внимание: главный нужный факт — это получение платы за показ рекламы украинским телерадиовещателем, неважно от кого. Правда, до 2005 года еще жить да жить, и все может кардинально измениться.

Реклама услуг, предоставляемых с применением электросвязи (статья 15)

Для начала давайте уточним, что это за услуги. Секс по телефону? Да. Гадания, гороскопы и прочее платное общение по телефону? Безусловно. Именно для регулирования их рекламы предусмотрена ст. 15 Закона о рекламе. Из новшеств: ранее допустимая реклама с использованием телекса и факса запрещена.

Правда, осталась без внимания реклама в Интернете (согласитесь, она передается не без помощи электросвязи). Да и рассылку рекламы на е-mail обошли вниманием. Может, оно и к лучшему, хотя общие правила, по нашему мнению, стоит соблюдать и там, ведь реклама -это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом.

Внешняя реклама (статья 16)

В первую очередь подчеркнем, что теперь размещение вывески предприятия на фасаде около входа или въезда в помещение, которое оно занимает, скорее всего потребует получения разрешения местного органа власти. Ранее это было не нужно, поскольку в старом Законе о рекламе была освобождающая норма (п.З ст.15). В новом ее нет. Конечно, изменение малоприятное, и хотя аналогичные правки еще не успели внести в Типовые правила размещения внешней рекламы, мы думаем, что за этим дело не станет.

Есть в новом Законе относительно внешней рекламы и «пряник»: больше не требуется разрешения местных органов власти на размещение рекламы вне населенных пунктов. Достаточно будет получить «добро» собственника территории или объекта. Однако напоминаем: если рекламоноситель будет располагаться в пределах полос отчуждения автомобильных (внегородских) дорог — его установку обязательно согласовывают с Госавтоинспекцией (п.26 раздела V Единых Правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением КМУ от 30.03.94 г. N 198). Само собой аналогичное согласование проходит и размещение рекламоносителей в пределах красных линий городских улиц и дорог.

Еще хотим отметить новый запрет на размещение рекламы вне населенных пунктов ближе, чем в 5 метрах от края проезжей части.

Важно: в новом Законе дан исчерпывающий перечень ограничений и запретов на размещение внешней рекламы. Но то, что она, помимо этого, должна соответствовать требованиям техники безопасности и обеспечивать хорошую видимость всех элементов дороги (знаков, светофоров, переходов, остановок и пр.), автоматически расширяет список ограничений до бесконечности. К примеру, рекламным щитом нельзя закрывать дорожные знаки — это ограничение, и его нужно придерживаться также, как и установленных в «исчерпывающем перечне».

Внутренняя реклама (статья 17)

Согласно определению внутренней называют рекламу внутри домов и сооружений. Вот только не ясно, можно ли считать домом или сооружением магазин? Ведь зачастую это отдельно стоящее здание. Судя по всему, законодатели просто не учли, что «будинок» переводится с украинского как «дом». А термин «здание», который, на наш взгляд, следовало употребить, на украинском звучит как «будівля». Возьмем супермаркет: это не дом и не сооружение. Это здание («будівля»). Стало быть, рекламу, размещенную в нем, внутренней считать не стоит. До появления официальных разъяснений мы бы не хотели делать категоричных выводов, но выходит именно так. О том, насколько это важно, мы поведаем ниже в контексте запрета внутренней рекламы алкоголя и табака.

Реклама на транспорте (статья 18)

Важное новшество: отныне размещение рекламы на транспорте нужно согласовывать исключительно с собственниками объектов транспорта (или уполномоченными ими лицами). Т.е. получать согласования и всякого рода разрешения у различных госорганов (в частности, в ГАИ) больше не нужно. Между прочим, в законодательстве нет никакой ответственности за отсутствие согласования на размещение рекламы на транспортном средстве.

В начале комментария мы указывали на появление нового термина «реклама на транспорте». Вопрос для вас: что это такое? По логике — реклама, размещенная на автомобилях, автобусах, поездах, самолетах и пароходах. А вот новый Закон характеризует это явление как рекламу, размещенную на территории предприятий транспорта общего пользования, метрополитена, внешней и внутренней поверхностях транспортных средств и сооружений предприятий транспорта общего пользования и метрополитена. Если предположить, что словосочетание «транспортных средств» в этом определении относится к «предприятиям транспорта общего пользования», то получится, что «рекламой на транспорте» можно считать только ту, что размещена на транспорте общего пользования.

В автомобильной сфере согласно ст.2 Закона «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. N 2344-III к таковому причисляют:

— исполнителей ремонта и технического обслуживания;

— грузовые терминалы (автопорты);

— грузовые автомобильные станции и контейнерные пункты.

Как видите, к рекламе на транспорте относят, в том числе и рекламу, размещенную на зданиях, сооружениях транспортных организаций, а не только на их автомобилях. А вот автомобили субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций, которые используются ими лишь для собственных потребностей, относятся к ведомственному автомобильному транспорту. К чему это мы? А к тому, что реклама на последних не является «рекламой на транспорте» в понимании нового Закона.

Лекарственные средства (статья 21)

Рекламировать лекарственные средства станет труднее. Так, наложен полный запрет на рекламу:

— лечебных сеансов с использованием гипноза и прочих методов бесконтактного, психологического или биоэнергетического влияния;

— диагностики или лечения, которые проводят без непосредственного контакта пациента с врачом.

Кроме того, новый Закон выдвигает очень суровые требования к содержанию рекламы медпрепаратов, медтехники и т.п. Отметим самые интересные из них.

Наложено «табу» на появление в рекламе лекарств целой когорты лиц. В частности, в ней не должны фигурировать известные люди (мы так понимаем, что имеются в виду политики и общественные деятели, спортсмены, артисты), герои кино и мультипликационных фильмов. Причем не только они сами, запрещено даже упоминать их имена (абзац 12 п.6 статьи 21 нового Закона о рекламе). Вы, наверное, уже догадались, кто будет определять рейтинги популярности. Правильно, все те же органы из статьи 26 нового Закона о рекламе.

Не будет больше в рекламе и врачей, медицинских работников и даже лиц внешне похожих на врачей (п.7 статьи 21 нового Закона о рекламе). Подразумевается, естественно, одежда: белые халатики, ватно-марлевые повязочки.

Мы больше не услышим в эфире и не прочтем на страницах прессы слезной благодарности порошку «Икс» исцелившему от смертельной болезни и попутно избавившему от алкоголизма, табакокурения и выпадения волос. Демонстрировать подобные откровения в рекламе (пусть даже и вполне реальные и искренние) отныне запрещено (абзац 11 п.6 статьи 21 нового Закона о рекламе).

И это далеко не все новые «нельзя», поэтому перед тем как заказывать или размещать рекламу медицинских товаров или услуг, тщательнейшим образом изучите статью 21 нового Закона о рекламе.

Отрадно, что, как и раньше, требования указанной статьи не касаются рекламы лекарственных препаратов, размещенной в специализированных изданиях (для медучреждений и врачей), а также распространяемой на семинарах, симпозиумах, конференциях на медицинскую тематику.

Алкоголь, табак (статья 22)

Запреты на рекламу табачных изделий и алкогольных напитков существовали и раньше. Теперь же мало того, что их стало больше, так они охватили еще и рекламу знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускают табачные изделия или алкогольные напитки. Т.е. отныне, если реклама запрещена, кроме умолчания о самом алкогольном или табачном продукте, не должно быть даже его названия или логотипа.

Из новых ограничений: алкоголь и табак нельзя рекламировать с помощью:

— рекламы на транспорте;

— мероприятий рекламного характера (кроме проводимых на специальных выставках).

Остановимся на «внутренней рекламе» подробнее. Помните, при обсуждении этого термина мы говорили о том, что ею считают рекламу, размещенную внутри «будинк?в ? споруд»? Выходит, нельзя считать внутренней, и, следовательно, запрещенной алкогольно-табачную рекламу, размещенную не в домах и сооружениях, а, скажем, в супермаркете, магазине или офисе, располагающемся в отдельном здании.

Похожая ситуация — с рекламой алкоголя и табака на транспорте. Из специфического определения термина «реклама на транспорте» вытекает, что нельзя рекламировать алкоголь и табак только на транспортных средствах общего пользования (о том, что к нему не относится, см. в разделе «Реклама на транспорте»).

Есть и послабления, впрочем лишь для рекламы алкоголя. Ее позволили размещать на телевидении и радио. Но исключительно в ночное время (с 23 до 6 утра), когда пить большинству уже совсем не хочется. Также можно спонсировать теле-, радиопередачи, театрально-концертные, спортивные и другие мероприятия (для лиц старше 18 лет) с использованием знаков, под которыми выпускают алкогольные напитки. А телерадиореклама и спонсорство программ с использованием табачных марок теперь запрещены в любое время и в любой форме.

Радикально пересмотрены некоторые нормативы размещения алкогольно-табачной рекламы — вместо бывших 200 метров, отделявших ее от детских, школьных, учебных заведений для детей до 18 лет, полагается отступить на 300 метров.

Снизился минимальный возраст моделей, которые могут фигурировать в алкотабачной рекламе — с 25 до 18 лет.

Надписи, предупреждающие о вреде табака и алкоголя, утверждены законом дословно и звучат достаточно грозно: «Куріння може викликати захворювання на рак», «Надмірне споживання алкоголю шкідливе для вашого здоров’я». Теперь каждое из них должно занимать не меньше 15% площади (объема) всей рекламы, вместо «старых» 5%.

Так же, как и в случае с лекарственными средствами, в рекламе алкоголя и табака не могут фигурировать популярные люди, врачи, медработники, а также лица, похожие на них.

Ценные бумаги (статья 25)

Это совершенно новый раздел Закона о рекламе, цель которого урегулировать механизм рекламирования ценных бумаг. Напомним, что ст.З Закона о ценных бумагах относит к таковым:

— облигации внутренних и внешних государственных займов;

— облигации местных займов;

— казначейские обязательства республики;

— приватизационные бумаги. Этот перечень исчерпывающий.

Обратите внимание, что рекламодателями могут выступать любые участники рынка ценных бумаг, то есть как профессиональные торговцы, так и эмитенты ценных бумаг.

Не считают рекламой информацию, которая подлежит обязательному обнародованию. Яркий пример — информация о выпуске акций, облигаций предприятий, которые предлагаются для открытой продажи, кроме регистрации, подлежащей опубликованию в органах прессы Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины и официальном издании фондовой биржи не менее, чем за 10 дней до начала подписки на эти ценные бумаги (ст.23 Закона о ценных бумагах). А еще эмитент обязан не реже раза в год информировать общественность о своем хозяйственно-финансовом положении и результатах деятельности (ст.24 Закона о ценных бумагах). Естественно, вышесказанное рекламой называть не следует.

Интересная норма содержится в части второй пункта 3 статьи 25 нового Закона о рекламе: если рекламируется сам участник фондового рынка, без упоминания о его услугах по обращению ценных бумаг, то приводить номер соответствующей лицензии в рекламе не нужно.

Органы контроля в сфере рекламы (статья 26)

Их перечень дан в статье 26 нового Закона, и от старой редакции он почти не отличается. Почему почти? Потому что из него убрали несуществующее ныне Министерство по делам прессы и информации Украины.

Полномочия трех оставшихся серьезно урезали: если раньше контролирующие органы имели право незаконную рекламу запретить, то теперь они могут только обратиться в суд с иском о ее запрете. А там уж как решит суд. Но то, что право принимать решения о запрете рекламы перешло к суду, несомненно, большой плюс для субъектов рекламного рынка.

Новый Закон расписал права рекламодателей, производителей и распространителей рекламы во время рассмотрения их дел в контролирующих органах (п.З статьи 26 нового Закона о рекламе). Кстати, о рассмотрении дела о нарушении рекламного законодательства предполагаемого нарушителя обязаны уведомить не позднее, чем за 3 дня до такого рассмотрения. Правда, есть оговорка, что в экстренных случаях этот срок сокращается до 1 дня, но какие случаи считать экстренными — загадка, достойная Сфинкса.

Ответственность и санкции (статья 27)

Безусловный шаг вперед — разделение ответственности между заказчиком рекламы, ее изготовителем и распространителем. Ранее были прописаны нарушения, но не всегда было ясно, кто и за что должен отвечать. Допустим, с кого нужно было спрашивать за недостоверную рекламу, непонятно. Теперь же за нее ответит рекламодатель.

Теперь о штрафах.

Во-первых, изменились объекты для начисления штрафов. Для заказчика это вся стоимость распространенной рекламы (мы полагаем, что она включает стоимость и изготовления, и распространения рекламы), для производителя стоимость изготовления рекламы, а для распространителя — стоимость распространения рекламы.

Во-вторых, сведения о размерах указанных стоимостей нарушитель обязан предоставить контролерам самостоятельно. Это следует из того, что за их неподачу или же за подачу заведомо недостоверных данных могут наложить новый штраф — 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас — 1700 гривен).

В-третьих, новый Закон объясняет, что делать, если стоимость незаконно распространенной рекламы определить невозможно — тогда к рекламодателям и распространителям будут применять фиксированный штраф 300 необлагаемых минимумов (сейчас 5100 грн.). Причем странно, что этот штраф формально не имеют права применять к производителям рекламы.

В-четвертых, при повторном нарушении рекламного законодательства на протяжении года размеры штрафов будут увеличиваться вдвое. В прошлом такого не было!

Как и ранее, правом налагать штрафы обладает только специально уполномоченный центральный орган в сфере защиты прав потребителей — Держспоживстандарт* (за Антимонопольным комитетом осталось только право наказывать за недобросовестную конкуренцию).

Вот такой он — новый Закон о рекламе, в чем-то прогрессивный, в чем-то увы.

* На этот орган, в частности, возложены функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе (пп.5п.4 Положения о Государственном комитете Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, утвержденного Указом Президента Украины «Вопросы Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики» от 18.03.03 г. N 225/2003).

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. Новый Закон о рекламе — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» от 11.07.03 г. N 1121-IV.

2. Закон о правах потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. N 1023-XII.

3. Закон о телевидении и радио — Закон Украины «О телевидении и радиовещании» от21.12.93 г. N 3759-XII.

4. Типовые правила размещения внешней рекламы — постановление КМУ «Об утверждении Типовых правил размещения внешней рекламы» от 23.09.98г. N 1511.

5. Закон о ценных бумагах — Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.06.91 г. N 1201-XII.

Все о бухгалтерском учете, N 92 (880), 30 сентября 2003 г.

Еще по теме:

  • Купить водительские права в литве Купить водительские права в литве С 10 апреля 2017 года для получения визы в Китай. График работы Консульства Китая в СПб График работы Генерального консульства Китая в Санкт-Петербурге: По случаю национального праздника. Мульти виза в […]
  • По каким дням выдают права после лишения Возврат прав после лишения Экзамен после лишения прав. Обновление информации от 23 июня 2015 года . В скором времени Государственной думой РФ будет принят законопроект, который предусматривает досрочный возврат прав после лишения. А […]
  • Виды наказаний по коап Статья 3.2. Виды административных наказаний Статья 3.2. Виды административных наказаний См. комментарии к статье 3.2 КоАП РФ 1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные […]
  • 2 ст 1237 коап рф Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев […]
  • Федеральный закон о предпринимательской деятельности 209 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего […]
  • Статья 3782 пункт 7 налогового кодекса российской федерации Статья 3782 пункт 7 налогового кодекса российской федерации О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Абзац четвертый пункта 3 статьи 12 части первой Налогового кодекса […]
  • Федеральный закон от 27072006 152-фз о персональных данных заявление Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 8 июля 2006 года 14 июля 2006 года Судебная практика и законодательство — 152-ФЗ О персональных данных 5.2. Не позднее чем за один […]
  • Доп соглашение изложить в следующей редакции Дополнительное соглашение о внесении изменений в Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (от 17 декабря 2013 г. N […]