Закон о налоге на землю в 2016

Содержание:

Земельный налог 2017: кто, когда и сколько должен заплатить

Использование земли в Украине — платное. Поэтому земельный налог — обязательный платеж, который входит в состав налога на имущество. В этом году его нужно заплатить до 29 августа, времени осталось не так уж много. Об этом сообщает Минфин.

Основной законодательный акт, регулирующий земельные отношения в нашей стране — Земельный кодекс Украины. Порядок уплаты земельного налога (платы за землю, налога на землю) регламентируется Налоговым кодексом Украины. Плательщиками земельного налога являются собственники участков земли (земельных паев или долей), а также землепользователи.

Когда нужно платить

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Что является объектом и базой

Объектом налогообложения являются земельные участки, которые находятся в собственности или постоянном пользовании. Базой обложения земельным налогом является: нормативная денежная оценка (далее — НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации. Если НДО не проведена, то базой налогообложения будет площадь земельных участков.

При этом, согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

• для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) — 100 %;

• для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

• для сельхозугодий — 1,0;

• для земель несельскохозяйственного назначения — 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году

Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок. Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному.

Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

Кто не платит

Право на освобождение от уплаты земельного налога имеют (ст 281 HKУ ):

• инвалиды I и II групп;

• пенсионеры (по возрасту);

• граждане, которые воспитывают троих и более детей возрастом до 18 лет;

• граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы;

• ветераны войны и граждане, на которых распространяется действие Закона О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты;

Освобождение от уплаты земельного налога для вышеуказанных категорий лиц распространяется только на один земельный участок по каждому из видовземлепользования в пределах граничных норм, а именно:

• ведение индивидуального крестьянского хозяйства — не более 2 га;

• строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных сооружений и строений (приусадебный участок):

— для сел — не более 0,25 га;

— для поселков — не более 0,15 га;

— для городов — не более 0,1 га.

• индивидуальное дачное строительство — не более 0,1 га;

• гаражное строительство — не более 0,01 га;

• садоводческая деятельность — не более 0,12 га.

Освобождение от уплаты земельного налога, начинается с месяца, следующего за месяцем возникновения у плательщика прав на льготу. В случае же утраты права на льготу уплата начинается с месяца, следующего за месяцем утраты этого права. Право на льготу также теряется при передаче участка земли либо отдельных строений, сооружений или их частей, находящихся на данном участке в аренде.

Смотри также — Кто и как должен платить за землю:

Публикации

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

Плата за землю в 2016 году: увеличение ставок земельного налога, арендной платы

Наталья Левчук, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Источник: Юрист&Закон

Земельный налог

В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Украины Законом от 28 декабря 2014 года № 71-VIII, увеличены граничные показатели ставок земельного налога. Если ранее действовавшая редакция устанавливала фиксированный размер земельного налога в размере 1 % от нормативной денежной оценки земли, то согласно внесенным изменениям ставка налога на землю может составлять до 3 % (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель общего пользования). Ставка налога устанавливается в размере не более 12 % от нормативной денежной оценки за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной собственности).

Граничный размер ставки земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий также значительно увеличен. Если ранее такой размер был фиксированным и устанавливался в размере (а) 0,1 % от нормативной денежной оценки земли – для пашни, сенокосов и пастбищ, и (б) 0,03 % от нормативной денежной оценки земли – для многолетних насаждений, то согласно внесенным изменениям размер земельного налога для сельскохозяйственных угодий может составлять до 1 % от их нормативной денежной оценки.

Конкретный размер земельного налога, так же как и льготы по его уплате, устанавливается решением местного совета. В соответствии с п. 12.3.4 Налогового кодекса Украины (далее – Налоговый кодекс) такое решение местного совета должно быть официально обнародовано до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений. В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, наступающего за плановым периодом. Такой подход обязывает местные советы каждый год принимать решение об установлении ставок и льгот по уплате земельного налога.

Так, например, размер земельного налога в г. Киеве установлен решением Киевского городского совета «Об установлении местных налогов и сборов в г. Киеве» от 23.06.2011 г. № 242/5629 (в редакции решения Киевского городского совета от 28.01.2015 г.) (далее – Решение). Согласно данному Решению в 2016 году в городе Киеве земельный налог установлен в размере 1 % от нормативной денежной оценки земельных участков. Ставка налога за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании юридических лиц (кроме государственной и коммунальной форм собственности), устанавливается в размере 3 % от их нормативной денежной оценки.

В случае если местный совет или совет объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территориальных общин, не принял решения об установлении соответствующих местных налогов и сборов, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм Налогового кодекса с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

Пока сложно оценить, как на практике будет работать такой подход, однако представляется, что местные власти с целью наполнения местного бюджета могут быть заинтересованы в увеличении ставок земельного налога. Кроме того, возможны случаи частного изменения ставок земельного налога, что усложнит планирование ведения бизнеса.

Также следует обратить внимание, что согласно внесенным изменениям местные советы могут устанавливать ставки земельного налога до 12 % от нормативной денежной оценки земли за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании предприятий частной формы собственности. Если местные советы воспользуются такой возможностью и значительно увеличат размер земельного налога, это может привести к тому, что многие предприятия, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, например, приватизированные предприятия, вынуждены будут отказываться от постоянного пользования земельными участками или существенно пересмотреть формирование доходов от их использования.

Арендная плата

Согласно п. 288.5 Налогового кодекса размер арендной платы за земельные участки устанавливается в договоре аренды и при этом годовая сумма платежа не может быть меньше 3 % нормативной денежной оценки земли и не может превышать 12 % нормативной денежной оценки земли. Единственное законодательно установленное исключение составляет случай продажи права аренды на конкурсе, когда размер арендной платы может превышать законодательно установленное ограничение в 12 %. Подобные положения содержатся и в вышеупомянутом Решении.

Индексация

В соответствии со статьей 289 Налогового кодекса нормативная денежная оценка земель подлежит индексации. Согласно изменениям в Налоговом кодексе была изменена формула определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли, что повлечет увеличение указанного коэффициента. По сообщению Госгеокадастра, коэффициент индексации нормативной денежной оценки для земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 2016 года составляет 1,433. При этом положениями п. 6 подраздела 6 Переходных положений Налогового кодекса установлено, что индекс потребительских цен за 2015 год, используемый для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов), применяется со значением 120 %, т. е. коэффициент индексации за такие земли составит 1,2.

Весь комплекс вышеприведенных изменений означает значительное увеличение размера платы за землю. В связи с этим с целью хотя бы немного снизить налоговую нагрузку на плательщиков земельного налога и арендной платы за землю в Верховную Раду был внесен проект Закона о моратории на индексацию нормативной денежной оценки земли до 31 декабря 2018 года. Однако по состоянию на сегодня данный Закон еще не был принят Верховной Радой.

Налог на землю в 2016 году: изменения

Порядок начисления налога на землю в 2016 году изменился весьма существенно. Чего ждать уже ближайшей весной? Во сколько нам обойдутся наши дачные участки и загородные дома?

Новый налог на землю в 2016 году – основные изменения

В 2015 году в России был принят Закон, согласно которому полностью изменился порядок начисления налога на землю. С 2016 года сумма налога на земельные участки и недвижимость будет определяться с учетом кадастровой стоимости имущества. Ее величина максимально приближена к рыночной стоимости. Напомним, ранее налог рассчитывали на основании балансовой стоимости. Данная величина очень занижена, поэтому сумма платежа была незначительной и не ощутимой для россиян.

Налог на землю в 2016 году будет в полном объеме поступать в местные бюджеты. Именно с целью их наполнения дополнительными финансовыми ресурсами и была пересмотрена законодательная база. Полученные средства будут использоваться на развитие инфраструктуры, ремонт дорог и прочие цели.

Размер налога будет увеличиваться постепенно – каждый год на 20%. В 2020 году россияне начнут его платить в полном объеме. Сначала планируют запуск пилотного проекта. Новая схема налогообложения в 2016 году начнет действовать в 28 регионах, включая и Подмосковье. Как всегда – хотели, как лучше. А что же получилось на самом деле?

Что такое кадастровая стоимость и как она определялась?

Налог на землю в 2016 будет рассчитываться на основании кадастровой стоимости участка. Она практически соответствует рыночным ценам. Как же узнать, во сколько оценили ваш участок?

Например, в Подмосковье оценка земельных участков последний раз проводилась в 2013 году. Всю необходимую информацию можно посмотреть на Публичной кадастровой карте. Она размещена на официальном сайте Росреестра. Чтобы узнать данные по своему участку, необходимо внести его кадастровый номер в строку поиска. Результат будет получен мгновенно – описание вашего имущества и его актуальная кадастровая стоимость. Если вы не знаете кадастровый номер участка, то его можно найти с помощью ориентиров. Найдите на карте ближайший поселок, а затем ваше садовое товарищество – далее свой участок. Как вам результат? Действительно ли ваш участок имеет такую стоимость? Или же она завышена в несколько раз. С этим столкнулись тысячи россиян. Цена их участков была настолько завышена, что оплата налога станет настоящей кабалой. Почему же так происходит?

В жизни не все так, как в Кадастре

Все дело в том, что в 2013 году кадастровая стоимость определялась практически вслепую. Независимые оценщики изучали объявления о продаже земельных участков в разных регионах. На основании этой информации и рассчитывали кадастровую стоимость. При этом учитывалось и целевое назначение земли. Определялась средняя цена квадратного метра и умножалась на площадь оцениваемого объекта. Но никто не учитывал тот факт, что цена, указанная в договоре купли-продажи, была не такой, как в первом объявлении о продаже. Очень часто продавцы делают хорошие скидки и опускают цену. При расчете кадастровой стоимости также не были учтены такие важные факторы, как отдаленность земель от крупных населенных пунктов, уровень развития инфраструктуры, транспортную развязку. Данные факторы значительно влияют на стоимость имущества.

В результате в 2013 году оценка земель была проведена неверно, очень часто стоимость объектов была завышена. Счетная палата не раз обнаруживала случаи, когда цена на участки, расположенные в одном товариществе, отличалась в десятки раз. Пока земельный налог рассчитывался согласно балансовой стоимости, этот вопрос не был актуальным. А что же делать теперь?

Идем в суд

О проблемах с некорректной оценки земли чиновникам хорошо известно. По прогнозам экспертов, 2016 год будет эрой судебных разбирательств. При каждом управлении Росреестра в Московской области уже сейчас начали свою работу согласительные комиссии. Это первая организация, в которую вам нужно обратиться. Если стоимость ваших владений действительно завышена, то у вас есть все шансы решить вопрос в свою пользу на данном этапе. В том случае, если согласительная комиссия отказалась снижать кадастровую стоимость вашего участка, то нужно обращаться в суд. Юристы советуют не опускать руки, ведь у вас есть все шансы на успех.

Снижение ставки – еще одна возможность уменьшить выплаты

Согласно действующему законодательству, местные власти могут устанавливать ставку налога в определенном диапазоне. Зафиксировано только максимальное значение. По земельным участкам для индивидуального строительства и садоводства ставка составляет 0,3%, а по землям с целью ведения коммерческой деятельности – 1,5%. Каким будет налог на землю в 2016 году, вполне могут решить местные чиновники. В их полномочиях – снижение ставки до 0,2, 0,1% или даже 0%. Безусловно, надеется на жест доброй воли не стоит. Свои права нужно отстаивать. А как известно, кто стучится, тому обязательно откроют.

Чиновники очень сильно зависят от местных жителей, ведь именно они их избирают на депутатские должности. Поэтому можно смело требовать снижения ставок налога. Местные власти не захотят потерять голоса своих избирателей и пойдут им на уступки.

По новым законодательным нормам, налог на недвижимость также будет определяться с учетом кадастровой стоимости. Если у вас есть земельный участок, а на нем хозяйственные постройки, небольшой домик, то эти объекты также учитываются при расчете налога на имущество.

Новый земельный налог заставил задуматься россиян. Многие из них со страхом ждут платежек, которые придут весной 2016 года. Чиновники в свою очередь пытаются прекратить панику среди населения. Во-первых, будут сохранены все положенные льготы. Во-вторых, в случае завышения стоимости, она будет откорректирована согласно актуальным ценам. Так ли это будет на практике – время покажет. Ждать ведь осталось недолго…

Налог на землю в Украине

Сборник «Налог на землю«:

O1. Плательщики — собственники земельных участков, долeй, паев и землепользователи.

O2 . Объекты налогообложения — земельные участки (собствeнныe или в пользовании); cобственныe земельные доли (паи).

O3 . База налогообложения — нормативная денежная оценка участков, yчитывая коэффициент индексации или площадь участкoв, для которых нe прoведена нормативная денежная оценка.

O7 . Особенности начисления и yплаты:

2) для предпринимателей (особенно обратите вниманиe на возможные проблeмы для единщиков);

1O . Разъяснение налоговиков и aналитика о налоге на землю в Украине:

·03· 16.02.2018 Bидeо-обзор заполнения декларации

·04· Пиcьмо ГФСУ №1735/7/. -05-17 oт 22.01.18 — коэффициент индексации нормативной денежной oценки земель в 2018 году

·02· 19.01.2017 Вебинар «Изменения в налоге на землю . «. Вебинару посвящены 3 стрaницы:

·04· 21.03.2017 Bидeо Администрирование платы за зeмлю юридическими лицaми.

·05· ИHК ГФС №1405/. /ІПК oт 28.07.2017 — освобождение от уплаты налога на зeмлю плательщиком единого налога, у которого основной вид дeятельности – сдача в аренду.

·06· ИНК ГУ ГФС в Запоpожской области № 647/ІПК/08-. oт 15.06.2017 — уточнение налоговых обязательств зa землю за несколько лет.

·01· Письмо Госгеокадастра №28-0. -16 oт 11.01.2016 относительно индексации нормативной дeнежной оценки земель.

·02· Письмо ГФC №1656/7/. -16 oт 19.01.2016 — про индексацию нoрмативной денежной оценки земель.

·03· Об индексации нoрмативной оценки земель, подрoбнее.

·05· Письмо ГФС №6717/6/. -15 oт 28.03.2016 о налоге нa землю для упрощенцев, у кoторых есть вид деятельнoсти «сдача недвижимости в аренду».

·06· Письмо ГФС №10277/6/. oт 06.05.2016 Срок пpедоставления уточняющей декларации пo налогу на землю плaтельщиком единого налога третьей группы.

·01· Письмо ГФС № 722/5/99-. -16 oт 16.01.2015 — обзор местных налогов в 2015 годy, в т.ч. и нa землю.

·02· Письмо ГФС № 1816/7/. -17 oт 22.01.2015 — oб изменениях в 2015 году в местных налогах, в тoм числе и нa землю. Декларацию на 2015 год (не позднeе 20 февраля) нужно составлять пo форме, утвержденной приказом Миндоходов № 865 oт 30.12.2013, a налоговые обязательства нужно определять с учетом прошлогодних ставок.

·03· Письмо Госземагентства № 6-28-. -15 oт 14.01.2015 Об индексации нормативной оценки земель нa 2015 год.

·05· Об уплате зeмельного налога за участки под сельскохозяйственной техникой у плательщиков 4 гpуппы единого налога, Подробнeе. .

·06· Об уплате земeльного налога на упрощенной системе, Подрoбнее. .

·07· Об уплате земельнoго налога плательщиками 3 гpуппы единого налога, Подpобнее. .

·08· Освобождается ли от земельного налога физическое лицо, сдающее участок в аренду плательщику единого нaлога 4 группы? Пoдробнее. .

·09· О земельном налогообложении ОСМД (то eсть объединения совладельцев многоквартирного дома), пoдробнее. .

·10· Если земельные участки предприятия расположены в разных районах oдного населенного пункта, кoторые относятся к одному кoнтролирующему органу: Подpобнее. .

·11· О дате перехода собственности на здание и дате начала налогообложения, подрoбнее. .

·12· Письмо ГФС № 1842/99-. -18 oт 22.04.2015 — временное сооружение и его налогообложение.

· НЗ 39· Письмо ГНСУ № 3278/0/141-. -3214 oт 13.12.2012г(о льготах).

· НЗ 37· Письмо ГНСУ № 3279/0/141-. -3214 oт 13.12.2012г (налог на землю для предпринимателей физических лиц на едином налоге.

· НЗ 35· Приказ ГНСУ № 1051 oт 23.11.2012г : Обобщающая налоговая консультация — для собственников нежилых помещений, плательщиков единого налога — физических лиц.

· НЗ 33· Письмо ГНСУ №2723/0/141-. -3214 oт 20.11.2012г (для физических лиц в садоводческих товариществах).

· НЗ 31· Письмо Гос.агентства земельных ресурсoв № 8541/17/11-12 oт 05.06.2012г : налог на землю за участок под многоквартирным домом.

· НЗ 29· Письмо ГНCУ №1248/17-3217 oт 16.01.2012г (индексация денежной оценки земель).

· НЗ 27· Письмо ГHСУ № 8718/А/17-3214 oт 06.03.2012г (гаражно-строительный кооператив не пользуется льготой).

· НЗ 25· Письмо ГНСУ №6535/7/17-3217 oт 06.03.2012г. (налог на землю c физических лиц).

· НЗ 20· Письмо ГНСУ № 756/7/15-2217 oт 11.01.2012г : суперфиций (договор о праве использовaния чужого земельного участка для застрoйки) и налог на землю .

· НЗ 11· Как установить арендную плату за земельный участок сельскохозяйственного назначения? Подробнее…

· НЗ 10· Жилищно-строительный кооператив платит за землю вне зависимости от того, что его совладельцы имеют льготы. Подробнее…

· НЗ 09· Вы получите льготу по налогу на землю, отдав земельный участок в аренду плательщикам фиксированного сельскохозяйственного налога Подробнеe. .

· НЗ 08· Как рассчитывать налог на землю, на сельскохозяйственные участки, не являющиеся с/х угодьями Подробнее. .

· НЗ 06· Физическое лицо пользуется льготой лишь после полного оформления документов на землю. Подробнее. .

· НЗ 05· Есть ли льгота у физического лица за участок земли под малой архитектурной формой. Подробне. .

· НЗ 04· Письмо ГНАУ № 1959/7/15-2217ф oт 03.10.2011г налог у плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.

· НЗ 03· Письмо ГНАУ №13724/7/17-0317 oт 17.05.2011г (налог c физических лиц).

· НЗ 02· Письмо ГНАУ № 4773/К/17-0314 oт 11.05.2011г (c физических лиц).

· НЗ 01· Письмо ГНАУ №4775/Ж/17-0314 oт 11.05.2011г (c физических лиц).

Особенности для юридических лиц

Для юридических лиц обязаннoсти следующие. Налогоплательщик подаeт Декларацию (смотрите особенности её предоставления, и что делать, еcли база налогообложения меняется) дo 20 февраля, на основaнии которой начисляются годовые суммы налога. Уплата юридическими лицами осуществляется равными долями зa каждый меcяц в течениe 30 календаpныx дней, следующих за прошедшим отчeтным месяцем.

С момента вступлeния в cилу Налогового кодекса былo только одно существенное изменение, касательно рассматриваемой темы. Это произошло благодаря Зaкону № 4834-VI oт 24.05.2012г. Была решена проблема с внутригoдoвым пересчетом налога на землю вследствие изменения нормативной денежной oценки земельных участков. До этого при изменении нормативной денежной оценки земельных участков плательщики были вынуждены пересчитывать сумму зем.налога по ходу налогового года уже после тoго, как они предоставили зa текущий год налоговую декларацию.

Теперь же взаимодействие местных советов, налоговых органов и налогоплательщиков будет (сoгласно п. 271.2 НКУ) проходить так:

до 15 июля года, предшеcтвующегo бюджетному году, в котором запланировано применение новой нормативной денежной оценки, оргaн местного самоуправления публикует свое решение, которым утверждена новая нормативная денежная оценка;

если опубликование состоялось, то в новом году пользуемся новой нормативной оценкой;

иначе, если опубликования не было, новая нормативная денежная оценка пpименяется в году, следующем за годом, в котоpoм должна действовать такая оценка.

Теперь земельное законодательство в этой части увязано с Налоговым кодексом. Благодаря изменениям, внесенным Законом № 4834 в Закон Украины от 11.12.2007г. № 1378-IV «Об оценке земель», рeшения местных советов, которыми утвeрждается новая нормативная оценка земельных участков, вступают в силу в порядке, установленном НКУ.

Уплата земельного налога физическими лицами

В соответствии со статьями 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Порядок исчисления платы за землю регламентирован ст. 286 этого Кодекса, п. 286.1 которой определено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Учет физических лиц — плательщиков налога и начисление соответствующих сумм налога проводятся ежегодно до 1 мая (п. 287.2 ст. 287 Налогового кодекса).

Согласно п. 286.5 ст. 286 Налогового кодекса начисление физическим лицам сумм налога проводится органами ГНС, выдающими плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога.

В этой статье рассмотрим порядок уплаты земельного налога при приобретении нежилой недвижимости, применения льгот по уплате земельного налога жилищно-строительными, гаражно-строительными кооперативами, садоводческими товариществами, а также порядок представления предпринимателем налоговой декларации по плате за землю.

Приобретение нежилого помещения

Граждане Украины обретают право собственности на земельные участки на основании приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям, приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование (ст. 81 Земельного кодекса).

Согласно ст. 120 Земельного кодекса в случае обретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, находящиеся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты. К лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они расположены, без изменения его целевого назначения.

Если жилой дом, здание или сооружение расположены на земельном участке, находящемся в пользовании, то при обретении права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они расположены, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у предыдущего землепользователя.

В случае обретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение несколькими лицами право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

При обретении права собственности на жилой дом, здание или сооружение физическими или юридическими лицами, которые не могут иметь в собственности земельные участки, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором расположены жилой дом, здание или сооружение, на условиях аренды.
Статьей 377 Гражданского кодекса предусмотрено, что к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право собственности, право пользования на земельный участок, на котором они расположены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя).

Размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, являются существенными условиями договора, который предусматривает обретение права собственности на эти объекты (кроме многоквартирных домов).

В соответствии с п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части) с учетом придомовой территории, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Согласно п. 286.6 ст. 286 Налогового кодекса за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которое находится в их пользовании, с учетом придомовой территории.
Таким образом, если собственник нежилого помещения (его части) уплачивает земельный налог на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории, то налог уплачивается в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных государственного земельного кадастра.

Уплата налога за землю пенсионерами

В соответствии с п. 287.8 ст. 287 Налогового кодекса собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Эта доля определяется соотношением общей площади помещения к общей площади всех квартир и нежилых помещений в доме.
Таким образом, собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает земельный налог на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории и в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 281 Налогового кодекса освобождаются от уплаты налога, в частности, пенсионеры (по возрасту).

При этом освобождение от уплаты налога за земельные участки распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Следовательно, льгота по уплате платы за землю для собственников нежилых помещений (их частей) в многоквартирных жилых домах на граждан льготной категории, в том числе пенсионеров, не распространяется.

Жилищно-строительный (жилищный) кооператив — плательщик земельного налога

Статьей 41 Земельного кодекса предусмотрено, что жилищно-строительным (жилищным) кооперативам (далее — ЖСК) по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, который устанавливается в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

В соответствии со ст. 42 этого Кодекса земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также прилегающие к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.

В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению собственников.
Согласно ст. 126 Земельного кодекса документами, удостоверяющими право собственности или право пользования землей, являются Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га (п. 281.2 этой статьи).

То есть если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, который предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) и такой участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по уплате земельного налога в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.
Следовательно, льготы, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователейфизических лиц, не распространяются на многоквартирные жилые дома, ЖСКюридические лица, даже если их совладельцы квартир отнесены к льготным категориям и освобождаются от уплаты земельного налога, то есть ЖСК должен уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях, а собственники квартир компенсируют собственнику земельного участка (ЖСК) уплату земельного налога.

Уплата земельного налога и льготы по его уплате гаражно-строительным кооперативом

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения гражданами личных транспортных средств, которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими товариществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, взимается в размере 3% суммы земельного налога (п. 276.1 ст. 276 Налогового кодекса).

Статьей 41 Земельного кодекса определено, в частности, что гаражно-строительным кооперативам (далее — ГСК) по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, который устанавливается в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га.

То есть если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, который предоставлен для строительства индивидуального гаража и такой участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, только в этом случае указанные лица имеют льготы по уплате земельного налога в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Таким образом, льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса для собственников земельных участков или землепользователейфизических лиц, не распространяется на ГСКюридическое лицо, даже если собственники гаражей относятся к льготной категории и освобождаются от уплаты земельного налога. То есть ГСК должен уплатить налог за земельный участок на общих основаниях, а собственники гаражей компенсируют собственнику земельного участка (ГСК) уплату земельного налога.

Земельный участок в садоводческом товариществе

Положениями ст. 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок без согласия на то других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности для ведения садоводства — не более 0,12 га.
Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Если земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по уплате земельного налога согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, которые находятся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет будет уплачиваться товариществом.

Статьей 286 Налогового кодекса определено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

В соответствии с нормами ст. 126 Земельного кодекса документами, удостоверяющими право собственности или право пользования землей, являются Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.
Следовательно, если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является садоводческое товарищество и членами товарищества не оформлено право на свой земельный участок, то такое товарищество и будет плательщиком земельного налога.

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, который предоставлен для ведения садоводства и такой участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, то в этом случае указанное лицо должно самостоятельно уплатить земельный налог. При этом нужно учесть наличие льготы по уплате земельного налога для данной категории лиц в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

Представление физическим лицом — предпринимателем — арендатором (арендодателем) налоговой декларации по плате за землю

Согласно ст. 288 Налогового кодекса основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка. Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка. Объект налогообложения — земельный участок, предоставленный в аренду.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий орган ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам (п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса).
Статьей 287 Налогового кодекса определено, что собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 ст. 287 Налогового кодекса).

Пунктом 128.6 ст. 128 Хозяйственного кодекса предусмотрено, что гражданин-предприниматель обязан своевременно представлять налоговым органам декларацию об имущественном положении и доходах (налоговую декларацию), иные необходимые сведения для начисления налогов и других обязательных платежей; уплачивать налоги и прочие обязательные платежи в порядке и в размерах, установленных законом.
Исходя из вышеприведенного, если государственный акт на право собственности за земельный участок или договор аренды земельного участка, который предоставлен в порядке, установленном действующим законодательством, оформлен на физическое лицопредпринимателя и земельные участки используются им для осуществления предпринимательской деятельности, то такой предприниматель представляет в орган ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию по плате за землю.

Наталия Литовченко,заместитель директора Департамента налогообложения физических лиц ГНС Украины
Руслан Бурлака,главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела администрирования имущественных налогов

Еще по теме:

  • Углово всеволожский район воинская часть Книга Памяти Великой Войны Всеволожский район - 04348 п. Романовка, 1,6 км севернее, мемориальная доска на месте, где находился аэродром Подробности Просмотров: 1547 04348 Мемориальная доска на месте, где находился […]
  • Увеличение уставного капитала банков Решение об увеличении уставного капитала ПАО «КБ «ГЛОБУС» Важное решение Акционера Решением Акционера ПАО «КБ «ГЛОБУС» №4 от 07 декабря 2017 было принято решение о частном размещении акций на сумму, превышающую 10 процентов уставного […]
  • Бланк жалоба на постановление по делу об административном правонарушении Образец жалобы на постановление об административном правонарушении В Чертановский районный суд города Москвы 117556, г. Москва, ул. Артековская, д.3а через канцелярию судебного участка мирового судьи № 230 района Чертаново Центральное […]
  • Аванс на имущество льготы 1с Налог на имущество в 1С Предприятие 8.3 не начисляется Добрый день!Предприятие на ОСНО.Программа 1С:Предприятие 8.3 (8.3.8.1652) Конфигурация редакция 3.0 (3.0.43.215) В учете есть основные средства:1. Которые приняты на учет в […]
  • Минимальная оплата труда в рк Минимальная заработная плата (МЗП) с 2000 по 2018 год МЗП с 1 января 2014 года - 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 - 2016 годы» МЗП с 1 января 2012 года - 17 439 тенге Установлен […]
  • Обоснование закупок статья 18 Обоснование закупок статья 18 Обзор изменений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступивших в силу с 1 января 2016 […]
  • Уголовный кодекс российской федерации 2014 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации Вносится депутатами Государственной […]
  • Приватизация жилья в 1991 году Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Информация об изменениях: Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I"О приватизации жилищного […]