Закон о милиции применение оружия украина

О милиции
Статья 15. Применение огнестрельного оружия

Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;

2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность

3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;

4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;

6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.

Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.

Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или работника милиции.

Закон о милиции применение оружия украина

3.3. Применение физической силы, специальных средств и оружия

Использование физической силы, специальных средств и оружия служат для обеспечения иных мер принуждения и являются вспомогательными по отношению к ним. Введение таких мер продиктовано необходимостью защитить граждан и работников ОВС от противоправных посягательств. Однако их само применение ограничивает права граждан, в частности, право на личную и телесную неприкосновенность, право на здоровье, а в отдельных случаях и на жизнь, право на свободу передвижения и личную свободу. В связи с этим основание, порядок и способ применения таких мер детально урегулированы законами и другими нормативными актами.

Применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использовать, если это позволяют обстоятельства. Без предупреждения физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан или работников милиции.

Запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лицам преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности, в отношении малолетних, кроме случаев совершения ими группового нападения, которое угрожает жизни и здоровью людей, работников милиции, а равно вооруженного нападения или сопротивления.

В случае невозможности избегнуть применения силы она не должна превышать размера, необходимого для выполнения возложенных на милицию обязанностей и должна сводиться к минимуму причинения вреда здоровью правонарушителей и других граждан. При причинении вреда милиция обеспечивает оказание необходимой помощи пострадавшим в кратчайший срок. О применении физической силы, специальных средств принуждения работник милиции рапортом доводит до сведения непосредственного начальника. О ранении или смерти, которые произошли вследствие применения физического воздействия и специальных средств, а также обо всех случаях применение оружия работник милиции обязан немедленно и письменно сообщить своему начальнику для извещения прокурора.

Превышение полномочий по применению силы, в том числе специальных средств и оружия, тянет за собою ответственность, установленную законом.

Работники милиции имеют право применять меры физического влияния, в том числе приемы рукопашного боя, для прекращения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям милиции, если другие способы не обеспечили выполнения положенных на нее обязанностей.

Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом обстановки, которая сложилась, характера правонарушения и лица правонарушителя. Полный перечень специальных средств, а также правила их применение устанавливаются Кабинетом Министров Украины по выводам Министерства здравоохранения Украины и Генеральной прокуратуры Украины и публикуются в средствах массовой информации (ст. 14 Закона “О милиции”).

Правила применения специальных средств при охране общественного порядка утверждены постановлением Совета Министров УССР № 49 от 27.02.1991 г. Правила более детально, по сравнению с Законом Украины “О милиции”, регламентируют применения специальных средств.

К специальным средствам, применяемым работниками милиции, относятся:

  • средства индивидуальной защиты: шлемы, бронежилеты, противоударные и бронированные щиты;

средства активной обороны: наручники, резиновые дубинки, средства связывания, электрошоковые устройства, патроны и устройства, снаряженные резиновыми пулями, или аналогичными по своим свойствам снарядами несмертельного действия, ручные газовые гранаты и патроны с газовыми гранатами («Черемуха-1», «Черемуха-4», «Черемуха-5», «Черемуха-6», «Черемуха-7», «Черемуха-10», «Черемуха-12», «Сирень-1», «Сирень-2», «Сирень-3»), баллончики, патроны, гранаты и другие спецсредства с препаратами слезоточивого та раздражающего действия;

  • средства проведения специальных операций: ранцевые аппараты “Облако”, светозвуковые устройства отвлекающего действия “Пламя” и “Заря”, патроны с резиновой пулей “Волна-р”, водометы, бронемашины и иные транспортные средства, устройства для принудительной остановки транспорта “Ёж-м”;

  • устройства для открытия помещений, захваченных правонарушителями: малогабаритные подрывные устройства “Ключ”, “Импульс”;
  • служебные собаки.

Специальные средства применяются:


    1. для защиты граждан и самозащиты от нападения других лиц, создающих угрозу их жизни или здоровью;
    2. для прекращения массовых беспорядков и групповых нарушенийобщественного порядка;
    3. для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, независимо от их принадлежности, или их освобождения в случае захвата;
    4. для задержания и доставки в милицию или другое служебное помещение лиц, которые совершили правонарушения, а также для конвоирования и содержания лиц, задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные выше лица оказывают сопротивление работникам милиции или если основания считать, что они могут совершить побег либо нанести вред окружающим или себе;
    5. для прекращения массового захвата земли и других действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также действий, парализующих работу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягающих на общественный порядок, жизнь и здоровье людей;
    6. для прекращения сопротивления работнику милиции и другим лицам, которые выполняют служебный или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
    7. для освобождения заложников.

Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в таких случаях:

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;

2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;

4) для задержания лица, которое застигнутого при совершении тяжкого преступления и которое старается скрыться;

5) для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, старается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;

6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.

Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном сосредоточении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.

Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью граждан или работника милиции.

Работник милиции имеет право оголить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в обстановке, которая сложилась, могут возникнуть основания для его применения. При задержании преступников, правонарушителей или лиц, которых работник милиции заподозрил в совершении преступлений или правонарушений, а также при проверке документов у подозрительных лиц, работник милиции может привести в готовность огнестрельное оружие, что является предупреждением о возможности его применения.

Попытка лица, задерживаемого работником милиции с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив при этом определенное им расстояние, или притронуться к оружию, дают работнику милиции право применить огнестрельное оружие.

Закон Украины «О милиции»

Статья 3. Принципы деятельности милиции
Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организация и населением.
Деятельность милиции является гласной.

Статья 5. Деятельность милиции и права граждан
Ч.2 Милиция уважает достоинство личности и проявляет к ней гуманное отношение, защищает права человека независимо от его социального происхождения, имущественного и другого состояния, расовой и национальной принадлежности, гражданства, возраста, языка и образования, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений. При обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение. Во взаимоотношениях с гражданами работник милиции должен проявлять высокую культуру и такт.
Ч.8 Лицам при задержании или аресте (взятии под стражу) работниками милиции:
— сообщаются основания и мотивы такого задержания или ареста (взятие под стражу), разъясняется право обжаловать их в суде;
— предоставляются устно разъяснение части первой статьи 63 Конституции Украины, право отказаться от предоставления любых объяснений или свидетельств до прибытия защитника и одновременно в печатном виде — разъяснение статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции Украины и прав лиц, задержанных или арестованных (заключенных под стражу), установленных законами, в том числе право осуществлять защиту своих прав и интересов лично или с помощью защитника с момента задержания или ареста (взятия под стражу) лица, право отказаться от предоставления каких-либо объяснений или свидетельств до прибытия защитника;
— обеспечивается возможность с момента задержания или ареста (взятия под стражу) защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника, в том числе бесплатной правовой помощью соответственно закона, регулирующего предоставление бесплатной правовой помощи.
В случае невыполнения работниками милиции требований, установленных этой статьей, лицо, права которого были нарушены, и/или ее представители (родственники, защитник) могут обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда в установленном законом порядке. При этом такие лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Статья 11. Права милиции
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
6) проводить досмотр лиц, указанных в пункте 5 данной статьи, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред их здоровью;
21) ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, прочих чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог; останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью; осматривать транспортные средства и проверять у водителя документы на право пользования и управления ими, дорожные листы и соответствие перевозимых грузов товарнотранспортным документам, наличие страхового полиса (сертификата), о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;
— проводить технический осмотр автомототранспорта;
— организовывать при необходимости медицинский осмотр водителя, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, лишать водителя в предусмотренных законодательством случаях права управления транспортными средствами;
использовать предусмотренные нормативными актами технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения или окружающей природной среде или номера агрегатов которых не соответствуют записям в регистрационных документах; задерживать и доставлять в установленном порядке транспортные средства для временного хранения на специальных площадках или стоянках;
— посещать предприятия, учреждения и организации для выполнения контрольных и профилактических функций по обеспечению безопасности дорожного движения;
— требовать от соответствующих организаций ликвидации нарушений правил содержания дорог, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ, прочих мероприятий на улицах и автомобильных дорогах, если при этом не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
21-1) останавливать транспортные средства лишь в случае: нарушения правил дорожного движения водителями; отсутствия номерного знака на транспортном средстве или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закреплен в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров; наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства; наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения; пребывания транспортного средства в розыске; наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью; необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимости привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП, проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство; выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения, нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств. Работник подразделения милиции должен сообщить водителю о причине остановки транспортного средства, суть совершенного правонарушения.
26) использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда до места происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебные заведения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию.
Использование с такой целью транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется бесплатно. Возмещение убытков и расходов за использование транспорта граждан осуществляется в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Закона и других актов действующего законодательства.

Статья 12. Условия и пределы применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия
Милиция имеет право применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом. Применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использования, если позволяют обстоятельства.
Без предупреждения физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан или работников милиции.
Запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лицам преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетним, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, работников милиции, или вооруженного нападения либо вооруженного сопротивления.
О применении мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, а также любых повреждениях или смерти, причиненных лицу вследствие применения работником милиции мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, работник милиции немедленно и письменно доводит до сведения непосредственного начальника для уведомления прокурора.
О ранениях или смерти, произошедших вследствие применения физического воздействия и специальных средств, а также обо всех случаях применения оружия работник милиции обязан немедленно и письменно сообщить своему начальнику для уведомления прокурора.
Превышение полномочий по применению силы, в том числе специальных средств и оружия, влечет за собой ответственность, установленную законом.

Статья 13. Применения средств воздействия
Работники милиции имеют право применять меры физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя, для пресечения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям милиции, осуществляющегося с применением силы в отношении работников милиции или других лиц, если иные способы были применены и не обеспечили выполнения возложенных на милицию обязанностей. Милиция может направлять специальные подразделения милиции для обеспечения проведения контролирующими органами проверок субъектов хозяйственной деятельности только по решению судьи или суда. Разрешение на направление специального подразделения милиции предоставляется только в случаях, когда проверка проводится в рамках расследования уголовных дел.
Органам милиции запрещается использовать физическое и психологическое воздействие для обеспечения проведения контролирующими органами плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе путем демонстрации оружия, специальных средств, угроз их применения.

Статья 14. Применения специальных средств
Работники милиции имеют право применять наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые приспособления отвлекающего действия, приспособления для открытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и прочие специ- альные и транспортные средства, а также использовать служебных собак в следующих случаях:
1) для защиты граждан и самозащиты от нападения и других действий, создающих угрозу их жизни или здоровью;
2) для прекращения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
3) для отражения нападения на строения, помещения, сооружения и транспортные средства, независимо от их принадлежности, или их освобождения в случае захвата;
4) для задержания и доставки в милицию или другое служебное помещение лиц, совершивших правонарушение, а также для конвоирования и содержания лиц, задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные выше лица сопротивляются работникам милиции или если имеются основания считать, что они могут совершить побег или причинить ущерб окружающим или себе;
5) для прекращения массового захвата земли и иных действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также действий, парализующих работу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягающих на общественный покой, жизнь и здоровье людей;
6) для прекращения сопротивления работнику милиции и другим лицами, выполняющим должностные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
7) для освобождения заложников.
Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.
Полный перечень специальных средств, а также правила их применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины по заключению Министерства охраны здоровья Украины и Генеральной прокуратуры Украины и публикуются в средствах массовой информации.

Статья 15. Применение огнестрельного оружия
Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты граждан от нападения, угрожающего жизни и здоровью, а также освобождения заложников;
2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;
3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые по мещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;
4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;
6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции. Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.
Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для уничтожения животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или работника милиции.
Работник милиции имеет право оголить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Попытки лица, которое задерживается работником милиции с оголенным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или дотронуться до его оружия, дают работнику милиции право применять огнестрельное оружие в соответствии с настоящим Законом.

Информационно-аналитический центр

национальной безопасности Украины

Памятка сотрудникам полиции «О применении огнестрельного оружия»

Posted By: iacadmin 20:01 10/02/2016

Считаю своим долгом донести до вашего сведения отдельные положения действующего законодательства, которые вы должны учитывать, прежде чем применить сбоя. Возможно, вы все это знаете. Это хорошо. Между тем, повторить будет не лишним. А вот вашим руководителям в лице министра внутренних дел и руководителя Национальной полиции, учитывая содержание их недавних заявлений по поводу событий на Одесской площади, ознакомиться с этой памяткой будет совсем не лишним, ведь они не только персонажи нашего политического балагана, которым разрешено говорить все, что угодно, они руководители правоохранительных органов, а это высокое звание обязывает… Обязывает хотя бы иногда промолчать, во всяком случае, до завершения официального расследования.

Почему я считаю это важным для вас, для рядовых работников Национальной полиции? Видимо потому, что овладев следующим, вы лишний раз подумаете, стоит ли применять оружие. А значит, я надеюсь на то, что кто-то, кем бы он ни был, останется в живых. Я надеюсь на то, что ваша служба Народу Украины не будет омрачена уголовным преследованием, вы всегда будете со своими семьями и ваша совесть будет чистой.

И еще, вы все молодые, умные, достойные люди. Вы способны принимать самостоятельные, обоснованные решения. Если вы не знаете как действовать, – действуйте по закону. Я это к тому, что принимая любое решение вы должны руководствоваться только законом. Когда вы получаете табельное оружие, первое, что должно появиться в вашем сознании, это Уголовный кодекс Украины и Закон Украины «О Национальной полиции». Если же в вашем сознании появляется лицо министра внутренних дел, или руководителя Национальной полиции, положите оружие на место.

Согласно п. 4 ст. 46 Закона Украины «О Национальной полиции», полицейский уполномочен в исключительных случаях применять огнестрельное оружие:

1) для отражения нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью;

2) для защиты лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

3) для освобождения заложников или лиц, незаконно лишенных свободы;

4) для отражения нападения на объекты, находящиеся под охраной, конвои, жилые и нежилые помещения, а также освобождение таких объектов в случае их захвата;

5) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

6) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью людей и/или полицейского;

7) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского.

Обращаю ваше внимание на то, что оружие применяется в исключительных случаях. Это не означает, что приведенные семь оснований для применения оружия и представляют собой перечень таких исключительных случаев. Это всего лишь исчерпывающий перечень оснований для применения оружия. Сформулированы указанные основания в виде цели, для достижения которой может быть применено оружие. Закон прямо указывает, что оружие может быть применено для… Поэтому, например, наличие «нападения на полицейского или членов его семьи, в случае угрозы их жизни или здоровью» является лишь основанием для применения оружия. А вот было ли само событие исключительным случаем, будет решаться в каждом конкретном случае исходя из обстановки события, характера и интенсивности посягательства, наличия возможности устранить опасность другим способом… и так далее.

Действительно, оружие может быть применено для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского. Обратите внимание на то, что Закон разрешает применение оружия для остановки транспортного средства путем его повреждения, то есть повреждения транспортного средства, а не «повреждения» водителя или пассажира. Фактически, невыполнение законного требования полицейского об остановке транспортного средства, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью людей и/или полицейского является основанием для применения оружия, но, только в исключительных случаях, наличие или отсутствие которых устанавливается в каждой конкретной ситуации.

Именно вам, полицейским, предоставлено право в каждой конкретной ситуации решать, является ли конкретная ситуация исключительной, можно ли обойтись без применения оружия. Однако, принятое вами решение каждый раз будет проверяться органами прокуратуры. Сотрудники прокуратуры будут устанавливать, имели ли место основания для применения оружия и носило ли событие исключительный характер.

Тезис о том, что огнестрельное оружие может быть применено при наличии определенных законом оснований и только в исключительных случаях, подтверждается и другими положениями статьи 46 Закона Украины «О Национальной полиции». В частности п. 7 «Полицейский уполномочен применять огнестрельное оружие только в целях причинения лицу такого вреда, которое является необходимым и достаточным в такой обстановке, для немедленного предотвращения или прекращения вооруженного нападения». Пункт 8 «Полицейский уполномочен применять огнестрельное оружие в случае вооруженного нападения, если предотвращение или прекращение соответствующего нападения невозможно достичь другими средствами».

Следовательно, в каждом конкретном случае будет проверяться, был ли нанесенный ущерб необходимым и достаточным в данной обстановке, или имело место нападение, или прекращение соответствующего нападения которое можно было достичь другими средствами, то есть имело ли событие исключительный характер.

Уголовный кодекс Украины оперирует понятием «Превышение мер, необходимых для задержания преступника». Последним, в соответствии с ч. 2 ст. 38 УК Украины признается умышленное причинение лицу, совершившему преступление, тяжкого вреда, явно не соответствующего опасности посягательства или обстановке задержания преступника. Превышение мер, необходимых для задержания преступника, влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных в статьях 118 и 124 настоящего Кодекса.

Нужно иметь в виду, что представители власти, работники правоохранительных органов, члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащие не подлежат уголовной ответственности за вред, причиненный при исполнении служебных обязанностей по предотвращению общественно опасных посягательств и задержанию правонарушителей, если они не допустили превышение мер, необходимых для правомерного задержания преступника.

Кроме этого, не стоит забывать и о «Превышении пределов необходимой обороны», под которыми, в соответствии с ч. 3 ст. 36 УК, признается умышленное причинение посягающему тяжкого вреда, явно не соответствующего опасности посягательства или обстановке защиты. При этом, Пленум Верховного суда Украины в постановлении от 26 апреля 2002 года № 1 «О судебной практике по делам о необходимой обороне» разъяснил, что для того, чтобы установить наличие или отсутствие признаков превышения пределов необходимой обороны, суды должны учитывать не только соответствие или несоответствие орудий защиты и нападения, но и характер опасности, угрожавшей лицу, которое защищалось, и обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил, в частности: место и время нападения, его внезапность, неготовность к его отражению, количество нападающих и тех, кто защищался , их физические данные (возраст, пол, состояние здоровья) и другие обстоятельства. Если суд признает, что в действиях лица есть превышение пределов необходимой обороны, в приговоре следует отметить, в чем именно оно заключается.

Как видим, судебная практика также исходит из того, что в каждой конкретной ситуации необходимо устанавливать «исключительность случая». Поэтому, еще раз подчеркну, наличие только оснований для применения оружия, определенных в п.4 ст. 46 Закона Украины «О Национальной полиции», без соблюдения требований, предусмотренных пунктами 7, 8 указанного Закона и ст. ст. 36, 38 УК Украины, не может быть признано достаточным для правомерного применения оружия.

Отдельно обращаю ваше внимание на положения п. 9 Закона Украины «О Национальной полиции» – «Полицейскому запрещено применять огнестрельное оружие в местах, где может быть нанесен вред другим лицам, а также в огнеопасных и взрывоопасных местах, кроме случаев необходимости отражения нападения или крайней необходимости».

Согласно ч. 1 ст. 39 УК Украины «Крайняя необходимость», не является преступлением причинение вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или охраняемым законом правам этого человека или других лиц, а также общественным интересам или интересам государства, если эту опасность в данной обстановке нельзя было устранить другими средствами и если при этом не было допущено превышение пределов крайней необходимости.

В свою очередь, ч. 2 ст. 39 УК Украины, превышением пределов крайней необходимости определяет умышленное причинение вреда правоохраняемым интересам, если такой вред является более значительным, чем предотвращенный вред.

Позволю себе не комментировать эти положения закона. Вы достаточно квалифицированы, чтобы открыть комментируемое издание УК Украины и уточнить те понятия, в содержании которых вы сомневаетесь. Я просто напоминаю вам о существовании этих норм и о необходимости их учета при принятии решения о применении оружия в той или иной ситуации. Помните, что п. 4 ст. 46 Закона Украины «О Национальной полиции» это далеко не все что нужно знать и учитывать. Соответственно, и руководителю Киевской полиции, который с телеэкранов пытается давать правовую оценку действий своих подчиненных, тоже необходимо помнить, что кроме Закона Украины «О Национальной полиции» существует еще и Уголовный кодекс Украины, без анализа и учета норм которого невозможно сделать вывод о правомерности применения оружия.

Но это лишь одна «сторона медали». Проблема в том, что даже тогда, когда в результате проверки, соответствующего производства будет установлено, что полицейский абсолютно правомерно, с соблюдением правил крайней необходимости и всех других правил, применил оружие в отношении преступника или транспортного средства, это отнюдь не исключает ответственности за, например, убийство по неосторожности. Никто не застрахован от того, чтобы попасть не в источник опасности, а в лицо, случайно, или не случайно оказавшееся рядом с источником этой опасности.

Таким образом, возникает ситуация, при которой вы правомерно применили оружие, но попали не туда, куда пытались попасть и в результате этого наступила смерть постороннего лица. Вариантов квалификации в таком случае только два – или это убийство по неосторожности (ст. 119 УК Украины), или это казус, исключающий уголовную ответственность.

При казусе лицо не желало, а также не могло и не должно было предвидеть наступление смерти, однако в результате его действий наступила смерть потерпевшего.

Здесь вспоминается интервью господина Авакова, который по поводу событий на Одесской площади заявил: “Мы будем поддерживать полицейских, которые реагируют на правонарушения”.

Могу конкретизировать, чем именно господин Аваков может поддержать полицейского, который совершил смертельный выстрел. Если господин Аваков собирается действовать в рамках правового поля, а у меня нет никаких оснований сомневаться в этом, ему надо искать хорошего адвоката для своего подчиненного. Однако, у этого адвоката будет сверхсложная задача – доказать в суде, что полицейский, стреляя по авто, не хотел попасть в потерпевшего, не мог и должен был предвидеть, что в автомобиле могут находиться, кроме водителя, посторонние лица. Кроме этого, необходимо будет доказать, что полицейский не мог и не должен был предположить, что в результате выстрела в сторону людей, может наступить их смерть. Как по мне, последнее будет наиболее сложным, но избежать уголовного наказания можно будет только таким путем.

Еще раз подчеркну, такой сценарий возможен, если сам факт применения оружия будет признан правомерным. То есть, это самый оптимистичный вариант развития событий, который, в итоге, если не будет доказано наличие казуса, реально угрожает полицейскому ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Это все, чем министр реально, в рамках закона, сможет поддержать своего подчиненного. И вы, уважаемые полицейские, должны это четко понимать.

И еще один важный, но уже не правовой момент. Не надейтесь, что «система» в виде совокупности МВД, Национальной полиции, прокуратуры и судов станет вас защищать какими-то не «совсем правовыми» мерами. Этого не будет хотя бы потому, что эта «система», вернее, круговая порука, которая была ей присуща, разрушена, а вы лично приняли непосредственное участие в ее разрушении.

Поэтому, объясняя простым языком, не надейтесь на то, что министр поднимет трубку, зайдет в какой кабинет прокурора или судьи и «закроет вопрос».

Во-первых, автор уверен, что он не будет этого делать, потому что господин Аваков является законопослушным чиновником. Во-вторых, если только гипотетически допустить такую ​​возможность, то с другой стороны «провода», или с другой стороны стола его просто «не услышат». Почему? Здесь нет уже той круговой поруки, которая гарантировала неприкосновенность в случае принадлежности к «системе». Каждый сам за себя.

И во-вторых. Вы «заходили в систему» ​​через «парадный вход» у всех «на глазах». Поэтому и «выход из системы» может быть только таким. Вам закрыты любые «лазейки черного хода». Это был ваш выбор, выбор, который вызывает уважение, правильный выбор.

Сделанный вами выбор оставляет вам только один способ выполнения ваших служебных обязанностей – точное и неуклонное соблюдение законов Украины. Если не знаете как действовать, действуйте в соответствии с законом. А для этого закон нужно знать. Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому – разберитесь с этим материалом, передайте его вашим коллегам, и не успокаивайтесь, пока вам не станет понятной каждая запятая приведенных выше норм. Если вопросов возникает много, заставьте ваших руководителей организовать обучение, пригласите специалистов (в системе МВД их достаточно). От этого зависит очень многое – чья-то жизнь и ваша свобода.

Отдельный совет руководителям МВД и Национальной полиции.

Уважаемый господин министр и остальные. Вы утверждаете, что происходят существенные изменения (реформы) в возглавляемых вами ведомствах. Это правда. Этого нельзя не увидеть. А вот происходят ли «реформы» в вашем правосознании? Не прошло и 12 часов от трагического события, еще нет результатов каких-то расследований, а вы уже публично предоставляете правовую оценку действиям своих подчиненных. Так же действовали и ваши «предшественники». Что это? Честь мундира? Политика?

А как понять это?

“Да, есть эмоция, да, это в первый раз, когда новая полиция применила оружие и, к сожалению, погиб человек. Но он погиб НЕ из-за полицейских, а потому, что находясь в неадекватном состоянии, эти ребята вызвали такую ​​ситуацию” . Я не поверил, что вы могли такое сказать. Нашел видеозапись и услышал то же самое. Из контекста ничего не вырвано.

Господин министр МВД! Даже не зная всех материалов дела я утверждаю, что ни один суд в этом случае не признает вины водителя в смерти пассажира. Знаете почему? Потому что убийство, даже по неосторожности, это преступление с материальным составом, обязательным признаком объективной стороны которого есть прямая причинно-следственная связь между действиями виновного лица и наступившими последствиями. Это азбука уголовного права, которую учат на втором курсе юридического вуза.

Что такое прямая причинно-следственная связь объясню на примере, который часто приводят в учебниках.

Шел человек на хорошем подпитии. Навстречу компания, ударили ножом. Скорая приехала вовремя. Перед операцией сделали наркоз, без учета степени опьянения. Мужчина захлебнулся рвотными массами на операционном столе. Так вот, тот, кто ударил ножом, ответил только за нанесение тяжких телесных повреждений, ну а врачи – за свое. Почему? Потому что между ударом ножом и последствиями в виде смерти отсутствует “прямая причинно следственная связь”. И это правильно и законно.

Если же исходить из Вашей логики, господин министр, то виновным можно признать того, кто был пьян, потому что если бы был трезвый, то может и ножом бы не ударили, может и не захлебнулся бы. Ну, а у того, кто ударил ножом, вообще не никаких шансов избежать ответственности за убийство. Не нанеси он удара ножом, разве человек попал бы на операционный стол?

Таков закон господин министр. И ничего тут не поделаешь. Водитель за смерть своего друга отвечать перед законом не будет. Перед собственной совестью, перед родственниками и знакомыми… но это уже другая история. Поэтому остается только Ваш подчиненный. Или виновен (как минимум – по неосторожности) он, или это казус. Третьего здесь нет.

Да, я же обещал совет. Берите пример с господина Шокина. Много раз слушал его выступления. Ничего лишнего. Все корректно. Во всяком случае после того, что он говорит, не возникает вопросов по поводу его соответствия занимаемой им должности.

Григорий Новицкий,

доктор юридических наук,

специально для Информационно-аналитического центра национальной безопасности Украины

Еще по теме:

  • Как встать на учет нуждающимся в жилье Как встать на учет нуждающимся в жилье? Добрый день. Я с мужем и двое наших несовершеннолетних детей прописаны в квартире, где муж является собственником 1/5 доли. Так же в этой квартире прописаны родители мужа, брат (в браке, супруга не […]
  • Софья павловна адвокат Адвокат Фурманова Софья Павловна 69000, Запорожская обл., ул. Лермонтова, дом. 23, квартира 94 Фурманова Софія Павлівна Распечатать. Копировать ссылку на эту страницу. Дата видачі свідоцтва: Орган, що видав свідоцтво: Запорізька обласна […]
  • Внесение изменений в обязанности Какова процедура (пошаговая) внесения изменений в должностную инструкцию работника с его согласия? Речь идет о дополнении должностной инструкции новыми трудовыми обязанностями, ранее в ней не отраженными. Должностная инструкция является […]
  • Закон о субсидиях на жилье военнослужащим Жилищные субсидии военнослужащим: социальные выплаты, ЕДВ, ГЖС Жилищная субсидия военнослужащим - это единовременная денежная выплата (ЕДВ), которая выдается на приобретение готового жилья или его строительство. Это сравнительно новая […]
  • Исковое заявление в интересах Оплачивается ли госпошлина при подаче искового заявления на определение места жительства ребенка? Добрый день. Подскажите пожста оплачивается ли госпошлина при подаче искового заявления на опреления места жительства ребенка? 11 Сентября […]
  • Где получить выписку из егрюл спб Срочная выписка из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) по Санкт-Петербургу и Ленинградской Области Для получения выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП вам необходимо позвонить нам по телефону 903-09-94 и сообщить название […]
  • Трудовой кодекс в 1996 году Трудовой кодекс. Заключительные положения Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года. Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, […]
  • Прописка и раздел имущества Прописка при разделе имущества здравствуйте! подаю заявление на раздел имущества. мне с детьми квартира, мужу - транспортные средства и сад. квартира куплена в ипотеку с использованием материнского капитала. муж - единственный […]