Закон 2124 статья 74

Закон 2124 статья 74

В сфере массовых коммуникаций

Вопрос. Обнаружил в Интернете сайт с противоправной информацией. Куда мне следует обращаться?

Ответ: в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, с 01.11.2012 года функционирует система приема обращений органов власти, юридических и физических лиц о наличии указанной информации на страницах сайтов в «Интернете».
Для подачи заявки на включение данной информации в реестр запрещенных сайтов Вам следует заполнить соответствующую электронную форму по адресу http://eais.rkn.gov.ru.

Вопрос. На зарегистрированном Челябинском сайте размещена статья с ложными обвинениями в мой адрес, по сути клеветническая, да к тому же содержащая комментарии оскорбительного характера. Может ли Управление Роскомнадзора принять меры к данному СМИ?

Ответ: Установление достоверности либо недостоверности сведений, публикуемых средствами массовой информации, а также рассмотрение вопросов, касающихся защиты чести и достоинства граждан не входит в компетенцию Управления .
На основании ст. 43, ст. 46 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в случае распространения в СМИ сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство либо ущемляющих права и законные интересы граждан или организаций, данные лица могут потребовать от редакции СМИ опровержения распространенных сведений или воспользоваться правом на размещение ответа, комментария или реплики .
Согласно ст. 45 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации .
Гражданин также имеет право обратиться в районный суд по месту нахождения ответчика с требованием опровержения порочащих сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (ст. 152 Гражданского кодекса РФ).

Вопрос. На телеканале проводится лотерея, в которой предлагается угадать простое слово. При звонке на указанный в рекламе номер с телефона снимаются сразу все деньги. При этом о стоимости минуты соединения нигде не сообщается. В бегущей строке приводится адрес сайта, якобы содержащего подробную информацию об игре, но данный сайт не открывается. Неужели никто не может наказать этих жуликов?

Ответ: Рассмотрение обращений в отношении деятельности коммерческих игровых проектов, а также недобросовестной рекламы не входит в компетенцию Управления Роскомнадзора по Челябинской области. Вам следует обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, а также в Главное Управление МВД по Челябинской области на предмет рассмотрения в рамках соответствующих полномочий.

Вопрос. Как зарегистрировать «уличное радио»?

Ответ: Статья 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствам массовой информации» даёт определение, что является средством массовой информации. Форма периодического распространения массовой информации «Уличное радио» в Законе не предусмотрена. Учредитель может зарегистрировать электронное средство массовой информации — радиопрограмму. По вопросу регистрацииСМИ необходимо обратиться в Управление Роскомнадзора по Челябинской области. Информация по регистрации размещена на Интернет-странице Управления: 74.rsoc.ru в разделе «Направления деятельности» — «Массовые коммуникации» — «Регистрация СМИ».
Освобождение от регистрации СМИ предусмотренно в случаях, перечисленных в ст. 12 Закона. Не требуется регистрация радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов. Но, при желании, учредитель может зарегистрировать СМИ, подпадающее под действие данной статьи.

Вопрос. В выходных данных печатного СМИ указаны недостоверные данные о тираже издания. Какие могут быть последствия?

Ответ: На основании ответа типографии о тираже издания, указанного в обращении выпуска СМИ, Управлением Роскомнадзора по Челябинской области возбужается дело об административном правонарушении, составляется протокол об административном правонарушении в отношении главного редактора СМИ по статьте 13.22 КоАП РФ «Нарушение порядка объявления выходных данных» и выносится постановление об административном правонарушении.
Одновременно обращение и другие материалы дела направляются в Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Челябинской области по подведомственности для рассмотрения на предмет нарушения антимонопольного законодательства.

Вопрос. Надоела назойливая реклама лекарственных средств и БАД сомнительного состава по радио. В газетах постоянно рекламируют услуги магов и народных целителей. Относится ли контроль за соблюдением законодательства о рекламе к функциям Роскомнадзора?

Ответ: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189, надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная Служба Российской Федерации.
Адрес Управления ФАС по Челябинской области: 454111, ГСП-6, г. Челябинск, пр. Ленина, 59, тел./факс: (351) 263-88-71, e-mail: [email protected] .

Вопрос. Какие документы требуются для получения дубликата свидетельства о регистрации СМИ?

Ответ: Для получения дубликата свидетельства о регистрации средства массовой информации заявитель письменно обращается в Управление с заявлением, уплачивает соответствующую государственную пошлину (реквизиты и размер оплаты приведены на сайте Управления), одновременно предоставляя справку из органов внутренних дел, подтверждающую факт обращения в ОВД по поводу утраты свидетельства о регистрации СМИ.

Вопрос. Какой государственный орган может принять меры к интернет-сайтам, не зарегистрированным в качестве СМИ, за распространение в сети Интернет ненадлежащего контента (материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности, нецензурную лексику, пропагандирующих порнографию и т.п.)?

Ответ: В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также в области телевизионного вещания и радиовещания.
Контроль за интернет-сайтами, не зарегистрированными в качестве СМИ, в функции Роскомнадзора не входит.
Принятие мер за распространение ненадлежащего контента в сети Интернет на сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ, относится к компетенции правоохранительных органов.

Вопрос. Я хочу завести сайт в сети Интернет. Обязательна ли его регистрация?

Ответ: В соответствии с действующим законодательством, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание. (Ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Сайт, в отношении которого процедура регистрации не проводилась, средством массовой информации не является.

Время публикации: 22.01.2014 14:00
Последнее изменение: 31.07.2017 09:29

Закон 2124 статья 74

Участие СМИ в предвыборной кампании

ПАМЯТКА ДЛЯ СМИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

С учетом имеющейся практики по подготовке к выборам в целях эффективного предупреждения возможных нарушений избирательного законодательства средствами массовой информации Управление Роскомнадзора по Челябинской области разъясняет следующее.

По результатам проведения в ходе предвыборных кампаний мероприятий профилактического характера, рассмотрения обращений об уже допущенных нарушениях Управлением выявляются факты выхода в свет незарегистрированных СМИ.

Законодательством РФ о средствах массовой информации предусмотрена обязательная регистрация СМИ, изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации является правонарушением, предусмотренным ст.13.21 КоАП РФ. Согласно нормам действующего законодательства о средствах массовой информации изготовителями средства массовой информации являются редакция, а также типография. Следовательно, обязанность по соблюдению порядка изготовления и распространения продукции СМИ возложена в равной степени как на редакцию СМИ, так и на полиграфическую организацию.

В случае совершения правонарушения, предусмотренного ст.13.21 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях возбуждаются в отношении редакции СМИ и полиграфической организации, которые независимо друг от друга несут административную ответственность.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо соблюдать следующие условия:

1. При заключении договора и оформлении заявок на изготовление агитационных печатных материалов необходимо определить, не содержит ли они признаков периодического печатного издания.

Ст.2 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» определены признаки средства массовой информации:

  • выходит в свет не реже одного раза в год;
  • имеет текущий номер;
  • тираж издания составляет более одной тысячи экземпляров.

В соответствии со ст.8 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

В соответствии со ст.12 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, а также периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров.

2. Заявка на печать агитационных материалов может быть представлена только кандидатом, либо уполномоченным лицом кандидата, заявка на изготовление продукции СМИ — редактором либо уполномоченным редакцией СМИ лицом.

3. Необходимо требовать от лица, размещающего заказ на печать экземпляров СМИ свидетельство о регистрации СМИ, от лица, размещающего заказ на печать агитационных листков — документы, подтверждающие его полномочия на осуществление данной деятельности, а именно удостоверение кандидата, доверенность представителя кандидата.

4. При изготовлении продукции СМИ редакции СМИ и полиграфические организации несут ответственность за соблюдение требований ст.27 Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», содержащей перечень сведений, которые должны содержаться в каждом выпуске периодического печатного издания — выходные данные.

Выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 13.22 КоАП РФ.

Время публикации: 05.08.2014 15:31
Последнее изменение: 19.11.2015 08:51

Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 5 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет источники правового регулирования деятельности средств массовой информации. В первую очередь законодатель относит к таким источникам сам комментируемый Закон. Остальные нормативные акты, регулирующие сферу массовой информации, должны издаваться в соответствии с комментируемым Законом.

2. При этом следует учитывать, что основные вопросы регулирования сферы деятельности средств массовой информации, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации:

— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и права на информацию);

— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (в том числе и в области информации, например Концепция государственной информационной политики Российской Федерации);

— пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

— правовое регулирование интеллектуальной собственности.

3. Наиболее важными нормативными актами, затрагивающими отдельные стороны деятельности средств массовой информации, являются:

— Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

— Налоговый кодекс Российской Федерации;

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Уголовный кодекс Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

— Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

— Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»;

— Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

— Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

— Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

— Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»;

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

— Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 9 декабря 2013 г. N 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации»;

— Указ Президента РФ от 8 мая 1998 г. N 511 «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации»;

— Указ Президента РФ от 25 августа 1997 г. N 919 «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 823 «О совершенствовании структуры государственного радиовещания в Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»;

— Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

— Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации»;

— Указ Президента РФ от 20 марта 1993 г. N 377 «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию»;

— Указ Президента РФ от 3 декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;

— Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;

— Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 606 «О премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 732 «О Совете по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 75 «Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами»;

— Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 24 «О государственной информационной системе в области средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям»;

— Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;

— Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759 «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке»;

— Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 844 «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. N 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания»;

— Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1055 «Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации»;

— Приказ Госкомсвязи РФ от 5 марта 1999 г. N 34 «О порядке взаимодействия со средствами массовой информации»;

— Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 июля 1998 г. N 45 «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей»

— Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 мая 2011 г. N 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».

Многие законы, в том числе некоторые перечисленные выше, содержат отдельные, разрозненные нормы, регулирующие правоотношения с участием средств массовой информации. Например, ст. 15 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» посвящена обеспечению органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации.

4. Большую роль при судебном рассмотрении исков по отдельным вопросам деятельности средств массовой информации имеют также акты высших судебных органов, например:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

— информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»;

— информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации»;

— информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

5. К источникам правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений относятся также международные нормативные акты. Статьей 15 Конституции РФ устанавливается примат норм международного права над национальными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Однако международный договор должен быть ратифицирован Федеральным Собранием РФ. Вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в Собрании законодательства РФ, Бюллетене международных договоров, «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в сборниках международных договоров СССР. Международные договоры государств — участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».

Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 11 «О порядке опубликования международных договоров РФ»).

К международным актам, регламентирующим вопросы организации и деятельности средств массовой информации, относятся:

— Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.);

— Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.);

— Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.);

— Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.);

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

— Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

— Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий (Париж 4 мая 1910 года);

— Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 г. (осуждение пропаганды агрессивных войн);

— Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (обязательство по ст. 20 запретить законом всякую пропаганду войны);

— Хартия свободы печати (Лондон, 16 января 1987 г.);

— Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.;

— Конвенция о международном обмене изданиями от 3 декабря 1958 г.;

— Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.;

— Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи 1979 г.;

— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

— Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (одобрены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1982 г.);

— Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.;

— Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне от 28 ноября 1978 г.;

— Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера 1950 г. и Протокол к нему от 26.11.1976;

— Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21.05.1974;

— Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека (Резолюция 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы);

— Рекомендация 748 (1975) Парламентской ассамблеи Совета Европы (принципы управления телерадиовещанием);

— Резолюция 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы (принципы отношения средств массовой информации с парламентами).

6. Большое значение имеют также международные акты, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств:

— Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» от 24.12.1993;

— Конвенция о статусе корреспондента, представляющего средство массовой информации государства — участника Содружества Независимых Государств в других государствах Содружества (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 г.);

— решение о Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 18 октября 1996 г.);

— Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации (Астана, 20 сентября 2002 г.).

7. Кроме многосторонних договоров и соглашений, нормы, касающиеся деятельности средств массовой информации, содержатся и в двусторонних актах, заключенных Россией с другими государствами, например:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Азербайджанской Республике и корреспондентов средств массовой информации Азербайджанской Республики в Российской Федерации (г. Баку, 9 января 2001 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики о культурном и научном сотрудничестве (Москва, 9 марта 1994 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области информации (Астана, 23 декабря 1998 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Республике Молдова и корреспондентов средств массовой информации Республики Молдова в Российской Федерации (Кишинев, 11 апреля 1997 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Республике Таджикистан и корреспондентов средств массовой информации Республики Таджикистан в Российской Федерации (Душанбе, 11 июля 2001 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Республике Узбекистан и корреспондентов средств массовой информации Республики Узбекистан в Российской Федерации (Москва, 6 мая 1998 г.).

Подробнее об отдельных международных договорах см. комментарий к ст. 53.

Закон 2124 статья 74

Во исполнение решения Коллегии Государственного комитета Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления от 24 ноября 2009 года Государственным комитетом проведен обзор нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Республики Карелия в сфере организации деятельности местных администраций.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На федеральном и республиканском уровнях общественные отношения в сфере организации местного самоуправления урегулированы Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Конституцией Республики Карелия, Законом Республики Карелия от 18 июля 2006 года № 1019-ЗРК «Об условиях контракта с главой местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия», Законом Республики Карелия от 13 июля 2006 года № 1008-ЗРК «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия», Законом Республики Карелия от 27 июня 2003 года № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», Законом Республики Карелия от 31 января 2005 года № 851-ЗРК «О наименовании органов местного самоуправления в Республике Карелия», Законом Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», иными нормативными правовыми актами.

При проведении правовой экспертизы муниципальных правовых актов в сфере организации деятельности местных администраций муниципальных образований Государственным комитетом выявлены следующие коллизии в федеральном законодательстве.

1. Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, установленных указанным федеральным законом (представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек).

Таким образом, наличие иных, по сравнению с вышеуказанными, органов местного самоуправления, не является обязательным и предусматривается уставом.

По смыслу части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты только органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, но не органов местной администрации.

Вместе с тем, финансовыми органами муниципальных районов устанавливаются порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени (пункт 4 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядок взыскания межбюджетных субсидий из бюджета поселения в бюджет муниципального района (пункт 4 статьи 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств (пункт 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации), утверждается перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения (пункт 9 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение финансового органа, под которым понимаются, в том числе органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Таким образом, пункт 4 статьи 93.3, пункт 4 статьи 142.2, пункт 1 статьи 74, пункт 9 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации не согласуются со статьями 34, 43 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку, во-первых, обязывают включать в структуру органов местного самоуправления финансовый орган, а во-вторых, устанавливают возможность осуществления правового регулирования финансовым органом, даже если такой орган существует в качестве отраслевого (функционального) органа местной администрации.

2. Пунктом 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение представительного органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Вместе с тем, перечень субъектов правотворческой инициативы установлен частью 1 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ.

Так, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Буквальное толкование статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что местная администрация может вносить проекты муниципальных правовых актов только в том случае, если уставом муниципального образования местная администрация отнесена к субъектам правотворческой инициативы.

Таким образом, пункт 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации фактически предписывает включать в перечень субъектов правотворческой инициативы местную администрацию, что не согласуется с частью первой статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ.

Основным нормативным правовым актом в сфере организации местного самоуправления является Федеральный закон № 131-ФЗ.

Федеральный закон № 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно статьям 34, 37 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления должны определяться уставом.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Уставами муниципальных образований Республики Карелия (далее — Уставы) определено, что местные администрации являются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных образований, наделенными Уставами полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия.

По результатам проведения Государственным комитетом правовой экспертизы положений о местных администрациях муниципальных образований, выявлены несоответствия федеральному законодательству, законодательству Республики Карелия, Уставам.

К типичным нарушениям относятся:

1. Установление противоречащих Федеральному закону № 131-ФЗ полномочий местных администраций, не связанных с решением вопросов, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения.

Например, исполнение администрациями Ладвинского, Нововилговского, Мелиоративного сельских поселений функций органов по опеке и попечительству, в том числе усыновлению (удочерению); организация администрацией Хаапалампинского сельского поселения утилизации и переработки бытовых отходов; составление администрацией Хелюльского городского поселения отчета об использовании средств внебюджетных фондов.

2. Предоставление главам муниципальных образований (например, главе Сегежского городского поселения) полномочий по подписанию всех муниципальных правовых актов, принятых представительными органами, в том числе не имеющих нормативного характера, что противоречит статьям 35, 36, 43 Федерального закона № 131-ФЗ.

3. Назначение заместителя главы местной администрации на срок полномочий главы муниципального образования.

Статьей 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 25-ФЗ) установлено, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Статьей 3 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» (далее — Закон Республики Карелия № 1107-ЗРК) предусмотрено, что только должности муниципальной службы советника главы муниципального образования, помощника главы муниципального образования замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий главы муниципального образования.

Должность заместителя главы администрации не входит в перечень должностей, замещаемых муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий главы муниципального образования.

Указанное нарушение выявлено в положении об администрации Вешкельского сельского поселения

4. Предоставление главам муниципальных образований (например, главе Боровского сельского поселения) полномочия по определению участников бюджетного процесса.

Однако статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень участников бюджетного процесса. Органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по их определению.

5. Открытие местной администрацией расчетных счетов в кредитных учреждениях.

Анализ статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 161, 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что местная администрация вправе иметь только лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе или финансовом органе.

Однако положениями об администрациях Костомукшского городского округа, Боровского, Хаапалампинского, Ляскельского, Мелиоративного, Кривопорожского, Ладвинского сельских поселений, Кемского, Хелюльского городских поселений предусмотрена возможность открытия расчетных счетов в кредитных учреждениях.

6. Исполнение лицом, не определенным уставом, обязанностей временно отсутствующего главы муниципального образования.

Например, положение об администрации Кривопорожского сельского поселения, устанавливая, что в период временного отсутствия главы Администрации его полномочия исполняет специалист 1 категории, противоречит Уставу, согласно которому временное исполнение обязанностей возложено на заместителя главы администрации Кривопорожского сельского поселения.

7. Предоставление главам муниципальных образований (например, главе Боровского сельского поселения) права утверждать перечень сведений, подлежащих засекречиванию, что противоречит Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя главы местной администрации, руководителей структурных подразделений по согласованию с представительным органом в нарушение Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 25-ФЗ.

Участие местных представительных органов власти в назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов и структурных подразделений местной администрации предусматривалось пунктом «и» части 1 статьи 17, пунктом «в» части 1 статьи 24, пунктом «ж» статьи 31, частью 4 статьи 35 Закона РСФСР от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», частью 2 статьи 17, статьей 21 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 12 Закона Республики Карелия от 19 февраля 1996 года № 101-ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О местном самоуправлении в Республике Карелия», статьей 21 Закона Республики Карелия от 05 декабря 1996 года № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».

Законодательство в сфере организации местного самоуправления, муниципальной службы, действующее в настоящее время, не предусматривает таких правовых предписаний.

Общественные отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, регламентируются Федеральным законом № 25-ФЗ (статья 1 Федерального закона № 25-ФЗ).

Должность заместителя главы администрации относится к главным должностям, должности руководителей структурных подразделений администрации — к ведущим и старшим должностям муниципальной службы (статья 2 Закона Республики Карелия № 1107-ЗРК).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Порядок поступления граждан на муниципальную службу регламентирован статьями 16, 17 Федерального закона № 25-ФЗ.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 данного Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (статья 17 Федерального закона № 25-ФЗ).

Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, установлен статьей 13 Федерального закона № 25-ФЗ, анализ которой позволяет сделать вывод о том, что отсутствие согласования представительным органом муниципального образования кандидатуры на должность муниципальной службы не может являться основанием для отказа в принятии гражданина на муниципальную службу.

Кроме того, указанные правовые предписания нарушают требования статьи 4, части 2 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, статьи 64 Трудового кодекса, по смыслу которых при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Указанное нарушение выявлено в положении об администрации Вешкельского сельского поселения.

9. Положениями об администрациях Ладвинского, Нововилговского, Деревянкского, Ляскельского, Хаапалампинского сельских поселений, Повенецкого, Хелюльского городских поселений определено, что глава местной администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, издает постановления главы администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации, что противоречит части 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

10. Наделение местных администраций полномочиями, отнесенными федеральным законодательством к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Например, решением Совета Кривопорожского сельского поселения, Кемского городского поселения определено, что администрация утверждает бюджет поселения, что противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону № 131-ФЗ.

11. Наделение представительных органов муниципальных образований правом отмены правовых актов главы муниципального образования, наделение органов местного самоуправления муниципального района правом отмены правовых актов органов местного самоуправления поселений.

Вместе с тем статьей 48 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Указанное нарушение содержится в положениях Челмужского сельского поселения, Повенецкого городского поселения.

12. Предоставление местной администрации права реализации своих полномочий, в том числе через муниципальные предприятия и учреждения, иные организации.

Однако статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно статье 98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

Пунктом 32 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ осуществление муниципального лесного контроля и надзора отнесено к вопросам местного значения поселения.

По смыслу рассматриваемых статей Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют муниципальный лесной контроль и надзор.

Указанное нарушение содержится в положении об администрации Кяппесельгского сельского поселения

13. Положением о местной администрации (например, Челмужского сельского поселения) утверждение положения об оплате труда работников администрации предоставлено главе муниципального образования, а не представительному органу муниципального образования, что противоречит статье 22 Федерального закона № 25-ФЗ.

14. Предоставление главам Сегежского городского поселения, Вешкельского сельского поселения права распоряжения муниципальным имуществом.

Вместе с тем в соответствии со статьей 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Глава муниципального образования в соответствии со статьей 2, частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, входит в структуру органов местного самоуправления в качестве высшего должностного лица, не являясь при этом органом местного самоуправления.

15. Предоставление органам местного самоуправления (например, Хелюльского городского поселения) права устанавливать другие, отличные от установленных федеральным законодательством, дополнительные требования к муниципальным должностям, что противоречит статье 9 Федерального закона № 25-ФЗ.

16. Определение глав Сегежского городского поселения, Кяппесельгского, Боровского, Ляскельского, Ладвинского, Мелиоративного сельских поселений главными распорядителями бюджетных средств муниципального образования.

Однако согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является, в том числе орган местного самоуправления, орган местной администрации.

Глава муниципального образования в соответствии со статьей 2, частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, входит в структуру органов местного самоуправления в качестве высшего должностного лица, не являясь при этом органом местного самоуправления.

17. Положениями об администрациях Хелюльского городского поселения, Деревянкского, Ляскельского сельских поселений устанавливается порядок вступления правовых актов главы муниципального образования, главы местной администрации в силу, отличный от порядка, устанавливаемого Федеральным законом № 131-ФЗ, Уставами.

В целом анализ положений о местных администрациях показал наличие в них значительного количества противоречий федеральному законодательству, законодательству Республики Карелия, Уставам, вызванных, по мнению Государственного комитета, недостаточным уровнем правовой подготовки специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований, высоким темпом изменения федерального законодательства, наличием коллизий в федеральном законодательстве.

В качестве методической помощи органам местного самоуправления Государственным комитетом было подготовлено примерное положение об администрации муниципального образования и размещено на официальном интернет-портале органов государственной власти Республики Карелия.

Еще по теме:

  • Отягчающие обстоятельства при совершении административного правонарушения Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность СТ 4.3 КоАП РФ 1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование […]
  • Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику овд Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику овд Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита […]
  • Дзержинский мировой суд г оренбурга официальный сайт Дзержинский мировой суд г оренбурга официальный сайт Дзержинский районный суд города Оренбурга (Суд Дзержинского района города Оренбурга) Адрес: 460056, город Оренбург, Шарлыкское шоссе, 1. Телефон: +7 3532 36-43-88 99-96-26 99-96-32 […]
  • Договор найма жилого помещения права и обязанности сторон uristinfo.net 4. Права и обязанности сторон договора найма специализированного жилого помещения 4.1. Статья 100 ЖК предусматривает, что к пользованию жилыми помещениями в общежитиях, в домах маневренного фонда, в домах системы […]
  • Подать на развод минский район Суд Минского района (220028, г.Минск, ул.Маяковского, 119А) РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА МИНСКОГО РАЙОНА Время работы суда Минского района с 09.00 часов до 18.00 часов, обед с 13.00 до 14.00 часов. Прием граждан по организационным вопросам и […]
  • System quick cash развод или правда Система Quick Cash System: Развод или правда? Обзор опубликован 13.01.2016 В последнее время, в интернете все больше и больше рекламируется система заработка Quick Cash System. По объемам трафика рекламная кампания превосходит даже уже […]
  • Военный комиссариат казани московский район Военкоматы Казани: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Казани. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. Для удобства рекомендуем […]
  • Замена прав в люберцах адрес ирежим работы Замена прав в люберцах адрес ирежим работы Наименование подразделения ГИБДД: ЛЮБЕРЦЫ Территория обслуживания подразделения: район / городской округ Адрес: 140030, Люберецкий район, п.Малаховка, Касимовское шоссе, д.3А Телефон: […]