Заявление о безвестном исчезновении человека

Разъясняем законодательство

Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске небольшой промежуток времени безвестного отсутствия лица

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными.

Заявлениев орган внутренних дел (отдел полиции) о розыске без вести пропавшего лица должно быть незамедлительнопринято и зарегистрировано независимо от срока и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания, полных анкетных данных и фотографии безвестно пропавшего лица, а также сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного отсутствия.

Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

При поступлении заявления о безвестном исчезновении лица безотлагательно организовывается весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения лица, а также проверку версии о криминальном характере исчезновения.

Если по результатам проверки заявления не будет установлено признаков совершения преступления в отношении исчезнувшего лица, то в соответствии со ст. 148 УПК РФ выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако, в случае не установления местонахождения лица одновременно с принятием процессуального решения заводится розыскное дело.

При поступлении в ОВД сообщения о безвестном исчезновении гражданина с признаками совершения в отношении его преступления, относящегося к подследственности Следственного комитета, после регистрации оно незамедлительно передается по принадлежности. Для проверки обстоятельств исчезновения человека, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств, имеющих значение для установления причин исчезновения, оперативный дежурный по ОВД организует выезд на место последнего проживания пропавшего лица следственно-оперативной группы под руководством следователя Следственного комитета.

О признаках совершения преступления в отношении разыскиваемого лица могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

отсутствие объективных данных, указывающих на намерение человека беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить жилище;

отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия;

наличие у пропавшего значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

исчезновение человека с автотранспортом;

отсутствие в течение длительного времени данных о местонахождении исчезнувшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи);

исчезновение человека, связанное с отчуждением его собственности;

наличие в месте последнего пребывания исчезнувшего (в том числе в автотранспорте), рабочем помещении или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления;

наличие объяснений граждан о возможном совершенном преступлении против пропавшего без вести лица;

безвестное исчезновение малолетних (до 14 лет) или несовершеннолетних (до 18 лет) лиц.

В случае возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела по факту безвестного исчезновения гражданина следователь Следственного комитета незамедлительно уведомляет об этом заявителя.

При обнаружении без вести пропавшего лица, если он совершеннолетний и не является психическим больным, при его согласии на это орган внутренних дел сообщает заявителю.

При установлении разыскиваемого лица розыскное дело прекращается.

Начальник отдела по надзору

за производством дознания

и оперативно-розыскной деятельностью А.А.Шатунов

Разрешение заявлений о безвестном исчезновении граждан

10 ноября 2014 года 11:04

Заявление о безвестном исчезновении члена семьи, близкого родственника или иного гражданина может быть подано в любой отдел полиции, откуда будет направлено по территориальности для организации проверочных мероприятий.

В целях скорейшего начала розыскных мероприятий подать заявление об исчезновении гражданина следует в отдел полиции, обслуживающий территорию, на которой последний раз видели пропавшего. О принятии заявления в дежурной части выдают талон-уведомление.

Сообщение о безвестном исчезновении лица принимается независимо от срока и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте его нахождения, полных анкетных данных, наличия фотографии безвестно пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного отсутствия.

Отказ в приеме заявления о пропаже гражданина может быть обжалован в прокуратуру или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

При приеме заявления сотрудники полиции незамедлительно выясняют известные обстоятельства пропажи гражданина, его особые приметы, в чем он был одет, страдает ли какими-либо хроническими заболеваниями, потерей памяти, имелись ли при нем деньги и документы, у каких лиц он может находиться или которые могут знать о месте его нахождения. В течение дежурных суток с целью розыска пропавшего проверяется информация о произошедших несчастных случаях, произошедших дорожно-транспортных происшествиях, лицах, доставленных в медицинские учреждения и т.п.

В целях розыска пропавшего сотрудники полиции получают объяснения у заявителя, проводят осмотр места происшествия,изымают фотографии, личные вещи, предметы личной гигиены, по которым при необходимости можно провести экспертизу, выполняют другие действия.

Если в течение 3 суток с момента регистрации заявления пропавшее лицо будет обнаружено, материал проверки без принятия процессуального решения списывается в номенклатурное дело органа внутренних дел.

Если лицо в названный срок не обнаружено, материалы передаются в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации для проведения проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ. Копия полученных материалов направляется в розыскное подразделение территориального органа внутренних дел, в котором заводится розыскное дело и проводятся необходимые оперативно-розыскные мероприятия. Они продолжаются до установления местонахождения пропавшего лица. Срок давности по розыскным делам составляет 15 лет.

Процессуальное решение о возбуждении уголовного дела по факту пропажи гражданина принимается следственными органами Следственного комитета Российской Федерации. Такое решение принимается, если исчезновение человека сопряжено с обстоятельствами, указывающими на совершение в отношении него преступления, например, когда при осмотре места происшествия в квартире обнаружен беспорядок, следы борьбы, следы вещества, похожего на кровь, следователем возбуждается уголовное дело по ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за убийство.

Также о признаках совершения преступления могут свидетельствовать наличие у пропавшего значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников, исчезновение человека, связанное с отчуждением его собственности, наличие у исчезнувшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами, наличие угроз в его адрес, исчезновение человека с автотранспортом.

Если же местонахождение разыскиваемого лица установлено, либо обнаружен неизвестный труп, в котором родственники опознают пропавшего либо его личность определена по отпечаткам пальцев, имеющимся в криминалистических учета органов внутренних дел, и в ходе проверки объективные данные о совершении в отношении него преступления не найдены, в возбуждении уголовного дела будет отказано.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:

Заявление о безвестном исчезновении человека

Несмотря на то, что в первые дни после обращения в органы внутренних дел, домой возвращаются до 80% всех исчезнувших людей, принять заявление сотрудники полиции обязаны, вне зависимости от того, сколько времени прошло после исчезновения. От причины, предшествующей исчезновению, например: преклонный возраст и сопутствующие болезни, конфликт в семье и нежелание поддерживать отношения со своими родственниками, назойливые кредиторы, злоупотребление алкоголем, или попытка «начать жизнь с чистого листа» будет зависеть организация проводимых мероприятий по поиску пропавшего человека. Организация розыскной работы в органах внутренних дел определена нормативными правовыми актами МВД России. Согласно этим документам, без вести пропавшим является лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

С заявлением о факте безвестного исчезновения человека можно обратится в дежурную часть ул. Карякинская, д. 49, или в любое территориальное подразделение внутренних дел по месту жительства пропавшего. Общий порядок обращения и работы со всеми видами заявлений представлен здесь.

РАБОТА ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШЕМ

— заявление о без вести пропавшем установленного образца составляется сотрудником полиции (протокол заявления, представлен только для информации, о том на какие вопросы будет необходимо ответить: лист 1, 2, 3, 4);

— к заявлению необходимо прилагать фотографию пропавшего (недавнюю), наличие фотографии значительно улучшает результативность поиска;

— сотрудник полиции, принимающий заявление, также берет объяснение с заявителя, от которого потребуется максимальная информация об обстоятельствах исчезновения человека, его образе жизни, родственных и иных связях, подробное описание примет его внешности, место где достоверно установлено последнее место нахождения пропавшего;

— при необходимости, определяемой обстоятельствами исчезновения, по месту жительства пропавшего гражданина могут направить следственно-оперативную группу, квартиру осмотрят в Вашем присутствии и в присутствии понятых;

— с целью поиска обзваниваются больницы, морги и другие специализированные учреждения; пропавший проверяется по сводкам происшествий, проводятся иные оперативно-розыскные мероприятия предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.

Если в ходе первоначальной проверки местонахождение пропавшего человека не будет установлено (не позже 10 дней с момента подачи заявления), в подразделении уголовного розыска заводится розыскное дело. Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано. Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело и дальнейший розыск осуществляется сотрудниками уголовного розыска, специализирующимися на раскрытии преступлений против личности. Аналогичным образом осуществляется розыск близких родственников, по каким-либо причинам утратившим связь между собой. Близкими родственниками согласно статьи 5 п. 4 УПК РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ являются – супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Внимание: если пропавший человек вернулся домой, то необходимо незамедлительно сообщить об этом для того, чтобы официально прекратить его поиски. Если этого не сделать, человек будет числиться в розыске. Телефон группы по розыску (4855) 21-78-25 .

Вопросы, связанные с официальным признанием гражданина безвестно отсутствующим, решаются в суде в гражданском порядке, после получения ответа-решения по первоначально поданному в ОВД заявлению о без вести пропавшем. Если гражданин находится в розыске с момента подачи заявления в ОВД в течении года, то судом по заявлению заинтересованной стороны он признается «безвестно отсутствующим» (статья № 42-44 Гражданского кодекса РФ), по истечении 5 лет (статья № 45-46 Гражданского кодекса РФ) объявляется «умершим».

Публикации

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших граждан

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан – важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

Искомые лица

Случай со студенткой Варварой Карауловой, уехавшей на занятия в МГУ и задержанной затем на сирийской границе, привлек значительный интерес общественности. Однако это не самый примечательный эпизод в практике сыщиков. «Лента.ру» попробовала разобраться в том, как люди пропадают и почему не хотят быть найденными.

10 июня в столичном главке МВД отчитались о том, как ищут потерявшихся граждан. Не так давно в силу вступила новая межведомственная инструкция по работе с заявлениями об исчезновении родственников. Теперь отсчитывать время перед визитом в полицию не требуется: начать поиски стражи порядка должны без проволочек. Более того, полицейские договорились с волонтерскими организациями, что те не будут включаться в работу, пока родственники потерявшихся людей официально не обратятся в ОВД.

Караулова и не только

Во всероссийском розыске ежегодно находится более 120 тысяч без вести пропавших людей, пишет «Российская газета». Не найденными остаются менее десяти процентов.

В Москве за год пропадает порядка 4500 граждан, из них 1181 — несовершеннолетние. С начала 2015 года, по состоянию на 10 июня, в столице поступило 1631 заявление о безвестном исчезновении.

Чаще всего люди теряются из-за несчастных случаев, приключившихся в дороге. По официальным данным МВД, 477 российских граждан, оказавшихся «вне зоны доступа» в прошлом году, стали жертвами преступлений.

Обзванивать морги и больницы, как прежде было принято, теперь не нужно. Достаточно набрать номер регионального бюро регистрации несчастных случаев МВД России, куда поступает информация из всех вышеуказанных учреждений. В Москве такое бюро находится в доме 20 по улице Щепкина. Там работают круглосуточные телефоны: (495) 688-22-52, (499) 684-44-03.

Бывают и необычные эпизоды, как с 19-летней студенткой Варварой Карауловой, уехавшей на занятия в университет и несколько дней спустя задержанной на турецко-сирийской границе. По факту исчезновения девушки было заведено розыскное производство. Еще одна — пока доследственная — проверка проводится по поводу ее возможного сотрудничества с ИГ.

Как будет развиваться история Карауловой по возвращении на родину, пока предсказать сложно, но если подозрения с нее все же снимут, никто не сможет принудить совершеннолетнюю и дееспособную девушку вернуться в отчий дом.

Материалы по теме

Дочка невозврата

По словам врио начальника 7 отдела МУРа Дмитрия Пичугина, найденные оперативниками люди отказываются возвращаться в семью довольно часто.

«Человек пишет заявление, в котором просит прекратить в его отношении розыскное производство, и делает в нем отметку о том, следует ли нам уведомить родственников о его местонахождении. Более половины не хотят, но мы пытаемся, по возможности, людей переубедить, примирить с близкими», — рассказал «Ленте.ру» Пичугин.

Сыщикам приходится поневоле работать семейными психологами, ведь родственники невозвращенцев частенько пишут другие заявления — с жалобами на то, что пропавшего и найденного человека кто-то завербовал, загипнотизировал, вовлек в секту. Оперативники записывают свои разговоры с такими «завербованными» на видео и просят их внятно изъяснить свое нежелание общаться с близкими. Потом эти ролики показывают заявителям.

Согласно ведомственной терминологии, таких беглецов называют уже не без вести пропавшими, а лицами, утратившими связь с родственниками.

Никаких «трех дней»

В январе 2015 года Министерство внутренних дел, генеральная прокуратура и следственный комитет Российской Федерации утвердили приказ о правилах рассмотрения обращений, связанных с безвестным исчезновением людей.

Документ определил подробный, но не исчерпывающий перечень обстоятельств, указывающих на то, что пропавший человек стал жертвой преступников.

«Такими обстоятельствами считаются, например, несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение гражданина с автотранспортом или с мобильными телефонами, наличие у пропавшего значительных денежных средств и другие», — сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры России.

Согласно новой инструкции, сообщения о пропаже проверяются вне зависимости от срока давности и места исчезновения.

Дмитрий Пичугин отмечает, что никакого трехдневного срока с момента потери связи с человеком до обращения в полицию официально не существовало и раньше. «Если дежурный отказывается принимать заявление, звоните 02. С этим случаем разберутся и при необходимости накажут сотрудника», — заключил он.

Оперативники советуют при обращении в полицию принести свежую фотографию пропавшего, не обязательно распечатанную. Главное — чтобы она максимально соответствовала его нынешнему внешнему виду.

Отметим, что трое суток с момента поступления заявления — это стандартный срок, в который правоохранительные органы решают вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела. Он может быть продлен до десяти дней, если требуется провести дополнительные мероприятия. Но это общая процедура, которая установлена уголовно-процессуальным кодексом России для любых преступлений. Как правило, в данный период проводятся самые активные действия по розыску злоумышленников и получению главных доказательств по делу.

Далеко не каждый случай пропажи человека становится поводом для возбуждения уголовного производства по статье «убийство», но розыскное дело оперативники завести обязаны.

Сила волонтерская

Самое ценное время для поиска — первые дни после исчезновения человека. В этот период стражи порядка все чаще полагаются на волонтеров.

С представителями таких организаций как «Лиза Алерт» и ППД (Поиск пропавших детей — прим. «Ленты.ру»), по словам Дмитрия Пичугина, достигнута договоренность, что они включаются в работу только после того, как родственники пропавших уже обратились в полицию. Волонтеры представляют собой незаменимую живую силу для поиска, которой в полиции из-за постоянных сокращений явно недостает.

«Статистика говорит, что отряд эффективен в первые несколько суток после пропажи. Дальше вероятный ареал пребывания пропавшего растет. Свидетели забывают, перестают работать ориентировки, количество людей на поиске постепенно снижается», — пишет Григорий Сергеев, координатор поиска из волонтерской организации «Лиза Алерт».

В каждом регионе — свои особенные связи полиции с поисковиками-добровольцами. Так, в Забайкальском крае недавно подписано соглашение о сотрудничестве силовиков с клубом любителей внедорожников. «Члены клуба десятки раз оказывали помощь полицейским в поисках пропавших детей в труднодоступной местности», — отмечают в краевом управлении МВД.

Слова признательности звучат в адрес волонтеров и от министра Владимира Колокольцева.
«Особо хотел бы отметить, что к розыску пропавших, в первую очередь детей, все чаще подключаются представители волонтерского движения. При их содействии в 2014 году разыскано 428 пропавших без вести — это в 2,3 раза больше, чем в предыдущем году», — рассказал министр на коллегии, посвященной итогам 2014 года.

Экстрасенсы, ДНК и трусы

Около 90 процентов людей, потерявших своих близких, рано или поздно обращаются за помощью к экстрасенсам, отмечает Пичугин. Однако опытный опер не знает ни одного случая, чтобы это приносило результат. А вот эпизодов, связанных с нахальным вытягиванием денег у доведенных до отчаяния людей, хоть отбавляй.

«Если вдруг найдется человек, способный находить людей с помощью сверхспособностей, — дайте ему мой номер телефона. И если у него действительно будет получаться, я готов отдавать ему половину моей зарплаты», — подчеркнул врио начальника 7-го отдела МУР.

Сыщики советуют полагаться на научные способы поиска, и если уж тратиться, то заранее — на взятие образцов ДНК для приобщения к базе, появившейся у столичных полицейских в 2015 году. Этот банк данных в будущем значительно упростит опознание трупов и людей, потерявших документы и память. А пока он еще не эффективен из-за малого количества собранной генетической информации.

Сдача образцов ДНК, как и дактилоскопическая регистрация, не являются в России обязательными процедурами. И, скорее всего, появление соответствующей законодательной инициативы вызовет волну протестов. По мнению оперативников из МУРа, существует компромисс.

«В Египте, например, при выдаче паспорта берут отпечаток большого пальца руки. Благодаря этой «обязаловке» нам однажды удалось быстро опознать обнаруженное в московском регионе тело иностранца. А вот наши сограждане могут оставаться неопознанными очень долго», — посетовал Пичугин.

Оперативникам порой приходится использовать весьма оригинальные способы установления личности. Так, пропавшего в прошлом году в Москве бизнесмена обнаружили мертвым в Тверской области. На мужчине была какая-то грязная рабочая одежда, телогрейка. Никаких документов и особых примет, кроме. нижнего белья. Местные оперативники установили, что его трусы и носки продаются лишь в нескольких столичных бутиках. Эти вроде бы незначительные детали в конечном счете помогли установить личность погибшего.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]