Воинский долг обязанность гражданина рф

Статья 1. Воинская обязанность

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 1 . Воинская обязанность

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

военное обучение в период военного положения и в военное время.

3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в пункт 6 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Воинский долг обязанность гражданина рф

Вопросы:
1.
Взаимосвязь понятия «защита Отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность».
2.
Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству.

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны — обязанности по защите Отечества, а в мирное время — через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним.
В этих условиях все больше проявляется потребность как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству.

Географическое положение нашей страны вынуждало власть всегда быть во всеоружии. В свою очередь разноплеменные народы, населявшие Русь, во время опасности всегда объединялись для отпора врагу. Частота вражеских набегов и нападений на наши земли обусловила то, что защита Отечества стала не только неотъемлемой функцией граждан страны, но и одной из главных обязанностей.
На протяжении всей истории Древней Руси, позже России, летописи и хроники пестрят многочисленными примерами доблести, чести, самопожертвования во имя защиты Отечества.
Во многих источниках Древней Руси сохранились сведения о героях, прославивших себя на боевом поприще. Если изначально защита Отечества рассматривалась с позиции службы князю в том или ином владении (с учетом того, что воины могли переходить от одного князя к другому), то впоследствии это понятие стало трактоваться шире, именно как служба всему Отечеству, что отражалось в таких лозунгах, как «За матушку Русь», «На благо Отечества».
Постепенно служение Отчеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность.
Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант граф М.С. Воронцов (1782-1856 гг.) писал в «Наставлении» от 1815 г.: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания».
Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа.
Согласно «Большой советской энциклопедии» менталитет — (от позднелат. mentalis — «умственный») — это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Менталитет российского народа складывался сотни лет: это результат синтеза многочисленных культур различных народов, населявших территорию страны, обычаи и традиции, постоянное ожидание опасности, частые вооруженные конфликты с кочевыми племенами, коллективное, общинное начало во всем без исключения, самопожертвование. Однако дать четкое определение российскому менталитету очень трудно.
Выражение «гражданин своей страны» звучит гордо, но зачастую не совсем понятно для некоторых людей. Само понятие «гражданин» пришло к нам из Древней Греции. Оно возникло в тесной связи с понятиями «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности, в том числе служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права.
В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:
1. Гражданин — это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данного государства, имеет все права, гарантируемые Конституцией этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
2. Гражданин — это человек, кото рый знает свои права и обязанности и участвует в больших и малых делах своей страны. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская гордость.
В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло и в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.
Проблема сегодняшнего восприятия понятия «гражданин» состоит в том, что в советской России часто понятие «гражданин» противопоставлялось слову «товарищ». Отсюда сегодняшнее порой негативное понимание данного понятия. Несмотря на это, понятие «гражданин» неразрывно связано с гражданской позицией, гражданским долгом, с защитой гражданином своей страны, развитием социальной политики государства, с желанием людей быть гражданами той или иной страны.
Статья 6 Конституции РФ гласит:
«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».
Зачастую обывателям тяжело воспринимать понятие «гражданин» как возвышенное, священное. В связи с этим обществу, власти, субъектам воспитания необходимо наполнять этот термин соответствующим содержанием с помощью искусства, литературных произведений, кинематографа, примеров из истории, то есть всего того, что является неотъемлемой составляющей патриотического воспитания.
Статья 59 Конституции РФ гласит:
«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие слова, как «долг и обязанность». Главный закон страны не рассматривает защиту Отечества как «заслуженную честь» или «заслуженное право». Поэтому понимание защиты Отечества как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для развития и роста патриотических чувств среди молодого поколения, агитационной работой, а самое главное — обоюдной заботой государства о гражданине, а гражданина — о государстве.
Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. В результате осознание человеком своего долга перед Родиной даже при некоторых пробелах или недоработках в аспекте воспитания отражается в дальнейшем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина.

2

Как было отмечено выше, служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания.
«Большая советская энциклопедия» приводит определение мировоззрения как системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение есть общее понимание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах жизни без исключения. Мировоззрение — это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого самосознания и до сих пор проходящий метаморфозы изменения.
Само по себе мировоззрение не появляется. Чтобы создать условия для его развития и становления, необходимо опираться на традиции, историю, сравнительный анализ как исторических эпох, так и различных стран. Мировоззренческие основы оказывают огромное влияние на сознательное служение каждого гражданина страны Отечеству.
Наравне с мировоззрением фундаментом осознания своего долга перед Родиной является и нравственность.
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Д. Ушаков в своем словаре дает определение нравственности как совокупности норм, определяющих поведение человека.
Нравственность — это принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность, как следует из определения, основана на свободной воле, нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственные ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Нравственные регулятивы в обществе и в армии — это правила поведе ния, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает те регулятивы, которые наиболее подходят для него.
Генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский в статье «Воспитательные задачи командира роты» писал: «Оставьте солдата без воздействия на его нравственные свойства, и вы получите в результате человека, буквально ненавидящего службу».
Протоиерей Алексий Марченко в статье «Православное пастырство в современной Российской армии в свете «Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорит: «Армейскому коллективу должна быть присуща победоносная духовно-нравственная сила, которая может быть выражена в категориях любви и внутренней свободы человеческой личности.
Воинское служение невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотического начала, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему».
Духовная свобода солдата, как любой другой личности, выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью Родине и предательством, служением и уклонением от службы. Нравственный выбор для солдата не перестает существовать как в мирное, так и военное время. Все выдающиеся полководцы отмечали, что воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравственной платформе. Без нравственных основ армия превращается в сборище вооруженных людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния.
В любой социальной сфере нравственные качества и ценности имеют превалирующее значение, особенно в армии. Так, М.Д. Скобелев отмечал: «. Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1. Это отражается на духе части. »
Высокий нравственный уровень мировоззрения строится с помощью общества, семьи, Церкви, образования. Каждая социальная сфера вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность является ступенью к становлению и росту духовности человека. Синтез нравственности и мировоззрения приводит к созданию определенного уровня духовности.
До революции 1917 г. духовность в армии означала больше религиозную направленность, чем светскую, после революции духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга.
Известный философ Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, по его убеждению, есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. «Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги», — писал Н. Бердяев.
Долг перед Родиной, предками, страной, семьей является стержнем духовности. Первостепенный долг гражданина, мужчины — служить Родине, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом.
Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания.
Для успешного становления вышеуказанных категорий необходимо создать ряд условий:
— предпосылки формирования патриотических чувств;
— заинтересованность государства в поддержании определенного уровня мировоззрения, нравственности, духовности граждан;
— развитие воспитания с культурологическим оттенком;
— опора на исторические факты и историю Отечества в целом (сохранение языка, обычаев, традиций);
— теоретическая, материальная и организационная помощь государства в дальнейшем развитии и упрочении мировоззрения, нравственности и духовности в сознании граждан.
Если шкала ценностей в сознании человека выстроена верно, если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды ценностей защиту Отечества и долг перед Отечеством, то наверняка можно говорить о создании реальных условий для воспитания и становления человека как гражданина своей страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.

Методические рекомендации
Руководитель занятия должен обратить внимание на философскую, этическую терминологию как одну из сложнейших сторон темы.
Актуально будет привести примеры из жизни для наполнения рассматриваемых понятий личностно значимым для каждого слушателя содержанием. Для наиболее качественного изучения данной темы руководителю занятия целесообразно подвигнуть слушателей высказывать свои точки зрения на поставленные вопросы, поскольку они являются дискуссионными.

Рекомендуемая литература:
1. Бутовский Н. Воспитательные задачи командира роты / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В.Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
2 . Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
3 . Взгляды М.Д. Скобелева на военное дело. / О долге и чести воинской в российской армии /Под ред. Лобова В.Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
4 . Конституция РФ.
5 . Наставления графа М.С. Воронцова / О долге и чести воинской в российской армии/Под ред. Лобова В.Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
6 . О нравственном образовании военных людей. Военный журнал, 1812 г. / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В. Н. — М.: Воениздат, 1991 г.
7 . Толковый словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М., 2000 .

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель
Академии Государственной противопожарной службы МЧС России,
кандидат педагогических наук

Статья 59 Конституции РФ

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Статье 59 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи сохранилась в окончательном варианте вынесенного на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. проекта Конституции, а затем и принятого Основного Закона, вопреки возражениям ряда участников Конституционного совещания, отождествлявших защиту Отечества с несением гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом и потому считавших ее излишней. Однако уже в тот период развития отечественной конституционно-правовой мысли для многих было очевидно, что такое отождествление различных по своей юридической природе, объему и характеру явлений, а также предъявляемых к гражданину требований, актуализируемых законодателем (и не только им) в различных формах и различными способами, не имеет под собой оснований. В равной мере представляется ошибочным сводить защиту Отечества к обеспечению обороны страны и безопасности государства, что тем не менее является традиционным для интерпретаторов комментируемого положения в настоящее время и вольно или невольно также ведет к отождествлению, но теперь уже государственной функции с одним из элементов конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Между тем уже из буквального смысла словосочетания защита Отечества можно сделать несколько выводов, имеющих существенное значение для адекватной интерпретации природы соответствующей конституционной обязанности, ее назначения, путей конкретизации и способов реализации: во-первых, речь идет именно о защите, т.е. отпоре агрессии или иным формам ущемления интересов Родины; во-вторых, речь идет не о «просто» государстве как корпорации, но об Отечестве — России в смысле страны, многонациональным народом которой как единой государственной гражданской нацией учреждено Российское государство в его современном виде (см. комментарий к ст. 1) и перед интересами независимого суверенного существования которого должны отступать различия в политических взглядах и социальных предпочтениях, оценки деятельности властей государства и его органов и адекватности их социального служения и т.п. В-третьих, словосочетание «защита Отечества» сопрягается со словами «долг» и «обязанность», а это означает, что защита Отечества является, с одной стороны, моральным обязательством каждого гражданина, выступающим в юридически оформленном виде и потому являющимся конституционной обязанностью, с другой — эта обязанность может быть конкретизирована актами законодателя. Стало быть, формы участия гражданина в защите Отечества могут определяться как законодателем (военная служба), так и в случае агрессии, оккупации и т.д. самим гражданином (партизанская борьба, саботаж решений оккупационных властей и т.п.). При этом именно защита Отечества, продиктованная любовью и уважением к Родине, легитимирует, например, ношение оружия и его использование без специального разрешения против живой силы и техники агрессора, разрушение с целью уничтожения или задержания вражеской армии коммуникаций, партизанскую борьбу, участники которой, как и лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления, наряду с лицами, входящими в состав Вооруженных Сил, согласно Дополнительному протоколу 1 от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны, обладают статусом комбатантов, т.е. законно воюющих, на которых распространяются законы и обычаи войны и т.п. В-четвертых, данная обязанность в части, не поглощаемой несением службы в соответствии с федеральным законом, в равной мере распространяется на всех граждан РФ независимо от пола, возраста и прочих обстоятельств и может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. В частности, природа и нормативное содержание защиты Отечества требуют также учета присутствующего в этой конституционной обязанности запрета коллаборационизма, т.е. сотрудничества граждан с властями агрессора, оказания им помощи в какой-либо форме и пр. Такое сотрудничество не может быть оправдано полом, возрастом, убеждениями, вероисповеданием или другими обстоятельствами. В-пятых, содержащаяся в комментируемой норме обязанность не только определяет поведение гражданина в связи с угрозами отечественной государственности извне, но и обязывает его противостоять любым внутренним угрозам суверенитету, независимости, территориальной целостности РФ, ее конституционному строю, от кого бы они ни исходили.

При этом из текста ч. 1 комментируемой статьи следует, что установленная ею обязанность относится к числу гражданских обязанностей, или «обязанностей, вытекающих из российского гражданства» (см. комментарий к ч. 2 ст. 62), которые возлагаются только на физических лиц, состоящих под личным верховенством Российского государства и связанных с ним отношениями гражданства. В частности, защита Отечества является долгом и обязанностью, понимаемыми в смысле ч. 1 ст. 59 Конституции, именно граждан РФ; только граждане РФ согласно ч. 2 данной статьи несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Это означает, что защита Отечества, как и несение военной службы, есть требования, обращенные к индивиду прежде всего как к сочлену государства.

Отсюда, однако, не следует, что в защите России не могут участвовать иностранные граждане или лица без гражданства. Конституция не препятствует участию указанных лиц в защите Отечества или несению ими военной службы при условии, что это допускается федеральным законом и соответствует явно выраженной воле индивида. В связи с этим неприемлема трактовка комментируемой нормы как обращенной исключительно к гражданам России, любовь и уважение к которой далеко не всегда определяются формальной гражданской принадлежностью человека, но нередко являются проблемой нравственного выбора личности и ее сыновнего отношения к России как к Отечеству, нуждающемуся в защите.

Указанная интерпретация ч. 1 ст. 59 охватывает только один аспект ее содержательной характеристики. В связи с этим уместно отметить, что Конституция, как и учредительные акты большинства современных демократических государств, не предусматривает право на сопротивление угнетению, которое впервые было провозглашено Декларацией независимости США 1776 г. и Французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.*(736). Такая «сдержанность» Основного Закона связана с тем, что в обществе постепенно утверждается конституционная идеология демократии, в равной мере отвергающая рецидивы охлократии и популизма или олигархическое ее вырождение, и опирающаяся на принципы верховенства права и связанности государства конституционным строем. Подлинная демократия, институционализированная в Конституции и воплощенная в социальных отношениях и учреждениях, не нуждается в провозглашении права на сопротивление угнетению, которое в прошлом носило характер антиколониальной (США) или антифеодальной (Франция) гарантии.

Образующийся в связи с этим «пробел» восполняется указанием в Конституции на запрет присваивать власть в России, разделение властей и, следовательно, взаимные «сдержки и противовесы», обеспечивающие связанность власти основными правами, правовое государство, самостоятельную и независимую судебную власть, вне контроля которой не могут оставаться никакие правовые акты или действия (бездействие) должностных лиц, и т.п.

В качестве крайней меры выступает в этом случае защита Отечества. В данном контексте, вопреки распространенным в отечественном государствоведении представлениям, защита Отечества не сводится только к обязанности несения военной службы или участию в отпоре внешней агрессии и т.п., т.е. сопротивлению покушениям на государственное единство и целостность извне, а означает также сопротивление узурпации власти или противостояние покушениям на конституционный строй изнутри, от кого бы эти покушения ни исходили. И в этом последнем случае такая защита приобретает также коллективный характер. Причем она ориентирована не просто на единство и целостность государства как корпорации самой по себе, а на единство и целостность Отечества как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, организованного и функционирующего в соответствии с фундаментальными принципами конституционного строя, закрепленными в Конституции.

Для адекватной интерпретации ч. 1 ст. 59 следует иметь в виду, что при характеристике содержащегося в ней требования, обращенного к гражданину, конституционный законодатель воспользовался понятием долга, генетически вырастающим из этики и составляющим универсалию культуры. При этом обратим внимание на то, что термин «долг» при характеристике статуса человека и гражданина встречается в тексте действующей Конституции дважды — в ч. 3 ст. 38 и ч. 1 ст. 59, причем в последнем случае этот термин использован конституционным законодателем в сочетании с термином «обязанность». Одиннадцать раз Конституция пользуется словосочетанием «должны», «не должны» (ст. 15, 17, 21, 55, 56, 90, 92, 93).

Отсюда следует, что категория долга имеет не только этическое, но и юридическое значение и требует своего осмысления и учета как в науке конституционного права, так и в практике реализации Конституции; она сопрягается с категорией обязанности, но не сливается с ней; выступает ее этическим насыщением; является выражением привнесения в сферу конституционного регулирования нравственных начал; указывает на ценностные ориентиры, подлежащие особой заботе человека и гражданина и правовой защите и не ограничивает личность в выборе способов и форм участия граждан в защите Отечества, поскольку такой выбор, продиктованный чувством гражданственности, не предопределен или не противоречит Конституции и федеральному закону. В данной части не государство диктует этические нормы поведения, но Конституция в качестве общеобязательного веления закрепляет выработанные развитием общества и воспринимаемые общественным сознанием (преамбула) в качестве единственно возможных стандартов поведения индивида этические нормы и принципы.

Во многом именно этим обусловлены способы выявления нормативного содержания комментируемого положения. Оно может как выводиться непосредственно из Конституции, поскольку ее положения в данной части достаточно определенны, так и устанавливаться законодателем в развивающих или конкретизирующих Конституцию законах. В связи с этим речь идет о конкретизации указанной конституционной обязанности законодателем, т.е. выявлении ее нормативного содержания в части, непосредственно не раскрытой в Конституции, форм и способов реализации, а также установлении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение. А это означает, что долг и обязанность гражданина защищать Отечество обладает объективно-субъективным характером: это субъективная по своей природе конституционная обязанность, поскольку может в определенных ситуациях быть реализована ее носителем в избранных им самим формах и адекватными им способами; это и объективно-правовое веление, поскольку требует законодательной актуализации в части, касающейся несения гражданином РФ военной службы или возможности ее замены альтернативной гражданской службой (см. комментарий к ч. 2 и 3 ст. 59). Существенное значение в связи с внутригосударственным аспектом защиты Отечества имеет законодательство, конкретизирующее условия и порядок реализации политических прав и свобод граждан, в том числе об общественных объединениях в различных организационно-правовых формах, порядке организации и проведения митингов, уличных шествий и демонстраций и др.

2. Из формулировки п. 2 ст. 59 вытекает, что военная служба является конституционной обязанностью граждан РФ, осуществляемой в соответствии с федеральным законом. Основным законом, регулирующим отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также порядок поступления граждан РФ на военную службу, является Закон о воинской обязанности. Данный Закон допускает и регулирует порядок поступления на военную службу также иностранных граждан. Важно подчеркнуть, что, в отличие от ранее действовавшего законодательства, этот Закон установил и урегулировал осуществление военной службы по призыву и добровольное поступление на военную службу (по контракту).

Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, железнодорожных войсках, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе спецсвязи и информации, федеральных органах государственной охраны, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и др.

В связи с многообразием форм, в которых граждане осуществляют обязанность военной службы, кроме указанного Закона отдельные вопросы регулируются также Федеральными законами «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации»; Уставом внутренней службы, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил России, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также Указом Президента РФ «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации» и другими актами.

В содержание военной службы, осуществляемой в форме воинской обязанности, входят: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время, в условиях чрезвычайного положения особенности исполнения военной службы определяются Федеральными конституционными законами «О военном положении», «О чрезвычайном положении».

Учитывая важность и сложность организации военной службы, законодательство возлагает обязанности на руководителей ряда государственных органов и организаций: военные комиссариаты; руководителей организаций, ответственных за военно-учетную работу; органы внутренних дел; органы ЗАГС; органы дознания и предварительного следствия; федеральные суды; органы здравоохранения и др. Кроме того, ряд органов непосредственно осуществляют меры по обязательной подготовке гражданина к военной службе — получение начальных знаний в области обороны, подготовка по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, подготовка по военно-учетным специальностям, медицинское освидетельствование.

Обязанность военной службы носит всеобщий характер, за исключением категорий граждан, четко определенных законом. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Не призываются на военную службу граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности освобождены от исполнения этой обязанности (ст. 23); освобождены от призыва; не подлежат призыву; получившие отсрочку от призыва на военную службу. Следует отметить, что в последние годы количество таких граждан резко увеличилось как по объективным, так и по субъективным причинам. Увеличение числа оснований для получения освобождения от военной службы или призыва, а также неблагоприятная демографическая ситуация в стране и слабое состояние здоровья значительной части призывников привели к серьезным затруднениям в комплектовании войск.

Одним из главных направлений осуществляемой в последние годы военной реформы в нашей стране является переход на контрактную систему комплектования. Этот переход затруднен в связи с историческими, экономическими и другими факторами. Гражданам РФ, а также при определенных условиях иностранным гражданам предоставлено право поступления на военную службу в добровольном порядке (по контракту). Контракт заключается между гражданином и от имени Российской Федерации — Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

К иностранным гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются особые требования: владение государственным (русским) языком РФ; соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям с прохождением профессионального психологического отбора. Кроме того, иностранный гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, а также законно находиться на территории РФ. Закон также предусматривает возможность поступления на военную службу по контракту для граждан женского пола, не пребывающих в запасе. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Особые условия заключения контракта установлены для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Военнослужащий, являющийся гражданином, впервые поступившим на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и боевым знаменем воинской части. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, дает обязательство соблюдать Конституцию, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Права и обязанности граждан, проходящих военную службу, установлены Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 14.07.2008). Они пользуются основными правами граждан РФ с некоторыми исключениями. В частности, они не могут состоять в общественных организациях, преследующих политические цели, участвовать в забастовках. Кроме того, для ряда прав установлен особый порядок их реализации (право на свободу передвижения, на труд, на отдых, свобода слова и т.д.).

3. В ряде комментариев к Конституции, изданных в последние годы, утверждалось, что введение альтернативной военной службы впервые осуществлено в Конституции 1993 г. Это неточно. Еще в царской России согласно Уставу о воинской повинности верующие-менониты освобождались от ношения оружия и направлялись для прохождения службы в пожарных командах, мастерских Морского ведомства и командах Лесного ведомства. Этот институт существовал и после Октября 1917 г. В 1919 г. был принят Декрет СНК РСФСР об освобождении от военной службы по религиозным основаниям и замене ее санитарной службой в госпиталях или иной общественно-полезной работой по выбору призываемого. Институт альтернативной гражданской службы был отменен в 1939 г.

В 1982 г. в текст ст. 45 действовавшей тогда Конституции РСФСР была принята поправка, предусматривающая право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Конституция 1993 г. расширила основания для замены военной службы, закрепив в ст. 59, что гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит не только вероисповеданию, но и его убеждениям, а также по иным основаниям, установленным федеральным законом.

Такой закон был принят только в 2002 г. — Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 06.07.2006). В период времени между принятием Конституции 1993 г. и указанного Закона сложилась достаточно противоречивая судебная практика. Одни суды, основываясь на принципе прямого действия Конституции (ч. 1 ст. 15) признавали это право в своих решениях, другие — отказывали, ссылаясь на отсутствие федерального закона. Дважды к этому вопросу обращался и Конституционный Суд. В своем Определении от 26.09.1996 N 93-О он установил, что отсутствие закона, регламентирующего порядок и условия прохождения альтернативной гражданской службы, не может служить препятствием для реализации гражданином права на замену военной службы альтернативной. В Постановлении от 23.11.1999 N 16-П Конституционный Суд указал, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим и должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

В дополнение к Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе» Правительством РФ было принято постановление от 28.05.2004 N 256, которым утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Это право возникает в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Данное право распространяется на граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. На альтернативную службу не направляются те граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву, имеют отсрочку от призыва на военную службу.

Прохождение альтернативной службы носит, как правило, экстерриториальный характер, т.е. ее несение осуществляется за пределами территории субъекта РФ, в котором гражданин постоянно проживает. Однако в данном Законе установлены основания для возможного прохождения альтернативной службы на территории субъекта. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых граждане проходят альтернативную службу, определяются Положением, утвержденным Правительством. Установлены повышенные сроки альтернативной службы по сравнению с военной службой. Так, для граждан, проходящих альтернативную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, этот срок — полтора года превышает срок действительной военной службы. Для проходящих альтернативную службу в иных органах и организациях этот срок составляет от 42 до 21 месяца в зависимости от срока призыва (ст. 5 Закона).

Защита Отечества, служба в Вооруженных силах – долг и обязанность гражданина Российской Федерации

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с личным составом.

ТЕМА: «Защита Отечества, служба в Вооруженных силах – долг и обязанность гражданина Российской Федерации»

Дата: __________

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

Среди нравственных ценностей, которые характеризуют русского человека, важное место занимает долг. Это понятие знакомо каждому с детских лет. В повседневной жизни мы часто говорим о требовани­ях долга, чувстве долга, осознании долга, об исполненном долге. Что же такое долг( Долг — это обязанность. Обязанность перед об­ществом, в котором живешь, перед коллективом, в котором тру­дишься. Обязанности перед семьей и т.д. Высшим выражением долга выступает патриотический, гражданской долг перед Отечеством. Источником общественного патриотического долга являются интересы общества, потребности людей. Понятие » воинский долг» имеет глу­бинные корни, поскольку военное дело на Руси имеет богатейшую историю. Веками русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную независимость. Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это свя­тое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное су­ществование. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и дру­гих народов нашего Отечества.

Одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии. Речь идет преж­де всего о таких непреходящих ценностях как честь и воинский долг.

Воинский долг — это самая главная добродетель солдата, она заставляет его быть бескомпромиссным к самому себе, избавляет его сердце от трепета перед возможной смертью или увечьем.

Совершенствовались оружие и боевая техника, соответственно претерпевали изменения тактика и стратегия. Но неизменными на протяжении веков оставались героизм русских войск, их стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге и воинско­му долгу.

За относительно короткий исторический период времени 18-19 вв.Россия прошла гигантский путь в своем развитии, став ве­ликой державой. Величие и могущество, которых достигла Россия к концу 18 века не были щедрым даром провидения. Они являлись ре­зультатом колоссального напряжения для всех материальных и духов­ных сил народа и страны. Царь Петр 1, полководец и дипломат, не только продолжил благие начинания своих предшественников, но и активной созидательной деятельностью способствовал тому, чтобы вывести страну на новые рубежи, сделать ее мировой державой.

Славными подвигами воинов российской армии был ознаменован этот период. В ходе Северной войны были освобождены русские земли в районе Финского залива, государство получило выход в Балтийское море, укрепило свои позиции на юго-востоке. Здесь в период русско-турецких войн определилось преобладание динамичной и растущей России над ее противниками.

Полководцы и флотоводцы, солдаты и матросы России, одерживая победы над врагами Отечества, укрепляли тем самым государство, служа прогрессивному общенародному делу, выполняя свой воинский долг. Такова диалектика исторического развития. Российская армия этого периода была не только опорой политических устремлений ца­ризма, она способствовала осуществлению целей, носивших подлинно национальный характер.

«В службе честь»- вот наиглавнейший завет Петра 1, вошедший в плоть и кровь русской армии, впоследствии ставший основой военных законов в период правления Екатерины П.

Большое влияние на формирование сознательного отношения к во­инскому долгу, чести и высокому призванию воина оказали русские военачальники П.А.Румянцев, Г.А.Потемкин, А.В.Суворов, М.И.Куту­зов, П.С.Нахимов, М.Д.Скобелев, М.И.Драгомиров, И.В. Гурко и дру­гие полководцы и флотоводцы.

Суворовская «Наука побеждать» гласит «…Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!» Именно этими словами можно было охарактеризовать облик солдата русской армии при выполнении воинского долга.

Войны с Францией и Турцией, которые пришлось вести русской армии в начале 19 века на деле подтвердили высокую степень осоз­нания русскими воинами своего долга перед Отечеством. Чудеса му­жества и героизма, отваги показал русский солдат в Отечественной войне 1812 года, а широко развернувшаяся партизанская война дока­зала живую и могучую силу патриотизма русского человека. Прошед­шие через горнило этой войны солдаты и офицеры вынесли мысль о необходимости защиты родной земли, как высшего проявления во­инского долга.

Главенствующую роль патриотизма и других нравственных цен­ностей в военном деле подтвердили и итоги крымской войны. П.С.На­химов докладывал адмиралу В.А.Корнилову о победе под Синопом: «Флагманы и капитаны выказали и знание своего дела и самую непо­колебимую храбрость, равно как и подчиненные им офицеры, нижние же чины дрались как львы». Благодаря личный состав за храбрость и мужество, он говорил: «С такими подчиненными я с гордостью встре­чусь с любым неприятельским европейским флотом».

Другой выдающийся военный деятель России М.И.Драгомиров го­ворил, что главное в личности солдата — чувство военного долга, идеи чести и честности. «Выше всего … стоит готовность страдать и умирать, т.е. самопожертвование… Оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви». Руководителю занятий необходимо подчеркнуть мысль о том, что невыполнение воинами сво­его долга всегда приводило к плохим результатам, а военное время, как правило, к бесславному поражению на поле брани.

К.Кузьминский, анализируя причины бесславного поражения в русско-японской войне, одной из основных назвал «безыдейность». Офицеры не были морально готовы к боевым действиям. Вся система их подготовки и службы в полках делала из них «не рыцарей без страха и упрека, а обыкновенных сереньких людей, … а солдат, не видя в своем начальнике героя, человека, за которым он готов идти в огонь и воду, не мог проявить свои природные качества героя». По мнению Кузьминского, «только тот может всею душою любить свою Родину, защищать ее до последней капли крови, кто знает ее прош­лое, кто сроднился с этим прошлым, кому известно, какой дорогой ценой досталось благополучие страны».

Когда вчитываешься сегодня в строки, написанные в разные столетия, становится очевидным, как от поколения к поколению пе­редавалось в русской армии понятие о долге и чести воинской во славу государства Российского, а сама воинская служба воспринима­лась как важнейшая обязанность каждого гражданина Отечества.

Лучшие традиции армии, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой дея­тельностью Вооруженных Сил государства, Пограничных войск. Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязан­ностью граждан России. В статье 67 Конституции РФ сказано: «Защи­та Отечества является долгом граждан Российской Федерации. Граж­дане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации опре­делен порядок призыва и прохождения военной службы.

Руководителю занятия целесообразно еще раз коротко ознако­мить слушателей с содержанием Законов Российской Федерации «О во­инской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О государственной границе Российской Федерации». В частности За­кон РФ «О воинской обязанности и военной службе» гласит:»Гражда­нин Российской Федерации в соответствии с законом обязан защищать Отечество — Российскую Федерацию» (ст.1).

Создавая современную армию, мы должны по умному использовать все лучшее из опыта отечественного военного строительства: тради­ции и опыт как русской армии, так и Вооруженных Сил бывшего Сою­за. Никто не отрицает наличия в истории Советской Армии страниц, о которых сегодня нельзя не вспомнить без боли и стыда. Здесь и бесславная советско-финская война, и горечь первых поражений в Великой Отечественной войне, вмешательство армии, хотя и не по ее воле, во внутренние дела Венгрии, Чехословакии, Афганистана, дру­гих стран, ее участие в разрешении межнациональных конфликтов внутри СССР. Здесь и вопиющая бытовая неустроенность и социаль­но-правовая незащищенность военнослужащих и членов их семей и многие другие пороки. Несомненно, все это негативно влияет на нравственный потенциал военнослужащих.

Однако, несмотря ни на что, понятие «воинский долг» все же остается незыблимым. Нельзя вытравливать из памяти народа предс­тавления и воспоминания об огромной исторической эпохе, в которой жило, работало и защищало Отечество не одно поколение, в том чис­ле и героическое, вынесшее на своих плечах тяжесть великой Отече­ственной войны. А принизить значение воинского долга с честью вы­полненного этими людьми, начисто отказаться от их опыта и тради­ций, сформированных в Вооруженных Силах, значило бы оскорбить их и надругаться над их высокими чувствами и, в конечном итоге, про­тивопоставить тем, кто будет служить в новой российской армии.

Новая армия должна впитать в себя все лучшее, что было при­суще нашему воинству во все времена.

Армейские традиции и ценности требуют не только исторической памяти, но и осознания нравственных идеалов новыми поколениями. Ведь нельзя воспитывать в себе качества гражданина и патриота, не проникнувшись чувством ответственности за безопасность Отечества, готовности защищать его.

В бурном потоке современной жизни, политических и националь­ных распрей блекнут бывшие ценности. Но есть и такие, над которы­ми время не властно. И среди них воинский долг — святое понятие, незыблемое со дня рождения государства Российского и его армии.

Что же означает для воина сознательное и самоотверженное вы­полнение воинского долга ? В чем оно должно проявляться ?

Закон РФ «О статусе военнослужащих» определяет существо воин­ского долга, как «защита государственного суверенитета и террито­риальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопас­ности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации».

Таким образом, во-первых, по своим задачам воинский долг вы­ражает самую высокую и почетную обязанность — быть готовым с ору­жием в руках защищать Отечество. Как уже подчеркивалось, это конституционная обязанность каждого гражданина Российской Федера­ции.

Во-вторых, воинский долг требует особой четкости, ответствен­ности и дисциплины. Суть воинского долга, обязанности по его вы­полнению выражены в военной присяге. Принимая ее, воин клянется мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.

Долг непосредственно связан с практической деятельностью. Он обязательно предполагает единство слова и дела и является тем ры­чагом, который превращает мысль в практику, идею добра и справед­ливости — в материальную силу, моральные принципы и нормы — в ре­альные свершения.

Верность долгу — вопрос чести и достоинства воина. Это могучая моральная сила, побуждающая его отдавать свои знания и энергию самоотверженному ратному труду и являющаяся высшей доб­лестью защитника Родины. Вступая в воинский строй, новые поколе­ния защитников Отечества становятся преемниками и продолжателями бессмертной славы наших Вооруженных Сил, Пограничных войск.

Руководителю занятий необходимо подчеркнуть, что воинская служба включает в себя сложный комплекс самых разнообразных видов ратного труда: охрану государственной границы, боевую и гумани­тарную подготовку, обслуживание и эксплуатацию военной техники и оружия и т.д. Все виды воинского труда подчинены поддержанию пос­тоянной высокой боевой готовности Вооруженных Сил России, ее Пог­раничных войск.

Ратный труд, организованный с соблюдением уставов, служебных инструкций и наставлений, приказов командиров и начальников, вос­питывает воинов, способствует развитию у них дисциплинированности и организованности, закаляет волю и характер.

Выполнение сложных и ответственных задач, направленных на на­дежную защиту рубежей Отечества, повышение боевой готовности под­разделений, частей, кораблей, является источником формирования у воинов высоких морально-боевых черт, способствующих достижению необходимых результатов в ратном труде. Достигнутые успехи, в свою очередь, влияют на развитие у военнослужащих чувства гордос­ти за выполнение своего долга, добросовестности, исполнительнос­ти, трудолюбия. Большое напряжение физических и духовных сил в процессе службы по охране границы, боевой подготовки, выполнения учебно-боевых задач формирует у личного состава такие качества, как смелость, мужество, настойчивость, стремление преодолеть лю­бые трудности.

Руководителю необходимо еще раз остановиться на том, что пер­востепеннейшая обязанность воинов — быть в постоянной боевой го­товности. Слушатели должны хорошо уяснить, что это требование и составляет суть воинского долга. Оно предполагает, чтобы каждый военнослужащий:

— имел ясное представление о смысле военной службы, о жизненно важном значении боевой готовности и необходимости ее повышения;

— дорожил боевой славой Вооруженных Сил, Пограничных войск, честью Боевого Знамени, своего воинского звания, приумножал бое­вые традиции войск, части, подразделения, корабля;

— формировал у себя устойчивую привычку неукоснительно выпол­нять требования уставов, безоговорочную исполнительность, дисцип­линированность;

— был непримиримым к любым нарушениям воинской дисциплины.

Начальник 5-го округа пограничной охраны России генерал-лей­тенант А.И.Вестерник писал о том, что российская погранохрана — «школа и при том, масса молодежи поступает в нее ежегодно не только для того, чтобы получить должное образование и воспитание, нужное ей как будущим воинам, но и для того, чтобы, пройдя эту школу и вернувшись домой, явиться тем оплотом среди населения, на который могло бы опереться правительство и твердо рассчитывать даже в самые тяжелые минуты общей смуты и разложения государс­твенного организма. А посему школа эта и впрямь должна быть ис­тинным проводником высокого патриотизма и долга, мужества, орга­низованности и порядка, нравственности и разумной дисциплины».

Специфика нашей пограничной службы способствует развитию нравственных начал в воинских коллективах, поэтому среди вои­нов-пограничников такое понятие, как верность долгу, несмотря ни на что, продолжает оставаться в цене.

Надежная охрана государственной границы связана с выполнением ответственных задач, когда малейшая неточность или невниматель­ность, не говоря уже о недисциплинированности, влечет за собой серьезные, а порой и опасные для нашей страны последствия. Погра­ничная служба по своей глубинной сути — служба государственного масштаба, поскольку ее прямым назначением является защита полити­ческих, экономических, военных и иных интересов России на госу­дарственной границе.

Значимость службы по охране границы определяется направления­ми служебно-боевой деятельности пограничных войск Российской Федерации:

— обеспечение на строгой правовой основе нерушимости госу­дарственной границы, территориальной целостности, политической независимости и суверенитета РФ;

— борьба с разведывательно-подрывной деятельностью зарубежных враждебных России организаций во всех ее проявлениях на государс­твенной границе;

— содействие обеспечению внешнеполитических интересов Рос­сийской Федерации, развитию деловых, добрососедских отношений с сопредельными странами, расширению экономических связей с ними;

— борьба совместно с органами государственного таможенного контроля с контрабандой и наркобизнесом;

— отражение вооруженных вторжений на территорию РФ бандформи­рований и диверсионно-разведывательных групп, пресечение воору­женных и иных провокаций на государственной границе и другими.

Сложность задач, стоящих перед пограничными войсками, требует от воинов безупречного профессионального мастерства, способности мгновенно ориентироваться и поступать по велению воинского долга в самых сложных, часто неожиданных ситуациях, граничащих с риском для жизни. Служба предъявляет высокие требования к погранич­нику, заставляет отдавать все силы, знания и умение ратному тру­ду.

Руководителю занятий необходимо заострить внимание слушателей на том, что нелегко на первых порах привыкать к суровым погранич­ным будням,. учиться рационально использовать каждую минуту для совершенствования боевого мастерства. Встав в ряды пограничных войск, юноша оказывается перед объективной необходимостью быть всегда начеку, бдительным и внимательным, собранным и дисциплини­рованным. Выполняя приказ по охране государственной границы нель­зя обойтись без таких качеств как мужество, решительность, сме­лость.

Руководителю группы нельзя не остановиться и на том, что пограничник срочной службы постоянно живет в воинском коллективе, сформированном из его сверстников — 18 — 20-летних юношей. Именно эта особенность воинской службы обязывает каждого пограничника проявлять такие качества, как войсковое товарищество, взаимопо­мощь и взаимовыручку, быть непримиримым к любым негативным прос­тупкам сослуживцев. Жгучий стыд охватывает, когда встречаешься с фактами недостойного поведения пограничников — неуставными взаи­моотношениями, пьянством, воровством и другими нарушениями воинс­кой дисциплины. Пожалуй, это, как ничто другое, разрушает автори­тет не только конкретного человека, но и в целом авторитет погра­ничных войск.

Раскрывая данный вопрос, руководителю необходимо привести конкретные примеры из жизни подразделения, части, войск округа, показывающие добросовестное выполнение пограничниками своего во­инского долга.

Подводя итоги по данному учебному вопросу, необходимо под­черкнуть, что применительно к жизни и службе воина-пограничника понятие «верность воинскому долгу» должно означать: постоянно от­давать свои силы и знания дальнейшему совершенствованию охраны государственной границы Российской Федерации, повышению боевой готовности войск, укреплению воинской дисциплины и организован­ности. Патриотическое отношение к своим обязанностям позволяет воинам до конца оставаться верным интересам России, стойко пере­носить все тяготы службы, повышать пограничное мастерство.

В порядке вывода по теме следует сказать, что воинский долг — это, прежде всего, выражение внутренней убежденности воинов Ар­мии, Флота Пограничных войск в правоте ратного труда по защите и охране государственных интересов Российской Федерации. Для воина должно быть характерно чувство высокой ответственности за общее дело, подчинение ему личных интересов. Постоянная готовность доб­ровольно выполнить воинский долг — дело чести и совести.

Еще по теме:

  • Обращение взыскания на денежные средства должника-организации это Статья 57. Обращение взыскания на денежные средства должника-организации Статья 57. Обращение взыскания на денежные средства должника-организации 1. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы […]
  • Пункт 1 статья 16 федерального закона о ветеранов Статья 16 Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий Информация об изменениях: Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в статью 16 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 […]
  • Конституционное право субъектов рф с Конституционно-правовые признаки субъекта Российской Федерации Конституция РФ к субъектам Федерации относит следующие государственные образования: республики, автономную область, автономные округа, края, области, города федерального […]
  • Возникновение прав собственности гк рф Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 223 ГК РФ 1. Право […]
  • Судебная практика по ст 111 ч 2 п з Судебная практика и вопросы квалификации преступлений против здоровья (Кошаева Т. О.) («Юридическая литература», 2004) Текст документа СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ Т. О. Кошаева, кандидат […]
  • Часть первая 80 статья тк рф Статья 80. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) Информация об изменениях: Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 80 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 […]
  • Татарстан развод Татарстан развод № 493 - 494 1 - 22 января 2012 Разводы в Татарстане Э.А. Зарипова 1 , Ф.А. Ильдарханова 2 , Ч.И. Ильдарханова 3 , А.Н. Нурутдинова 4 (Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2011, №3, с. […]
  • Новые поправки ук рф Путинские поправки в Уголовный кодекс прошли второе чтение О внесении изменений в Уголовный кодекс и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Автор: президент Владимир Путин Дата внесения: 12 марта 2018 года Первое чтение: 29 […]