Усыновление это в римском праве

Усыновление это в римском праве

Усыновление или удочерение (далее — усыновление) — это древнейший правовой институт, известный еще в римском праве.

Усыновление относится к мальчикам, а удочерение — к девочкам, правовых же различий между усыновлением и удочерением нет, поэтому далее и используется только термин усыновление.

При усыновлении ребенка между ним и его усыновителями устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между кровными родителями и детьми.

Цель усыновления — обеспечить детям, оставшимся без попечения родителей, такие же условия, какими пользуются дети в родной семье. С другой стороны, граждане, не могущие иметь детей, посредством усыновления могут удовлетворить свои материнские и отцовские чувства.

Усыновление — это наиболее желательная форма воспитания осиротевших детей.

За год в России усыновляется около 35 тысяч детей. Большая часть всех усыновлений — это «внутрисемейные» усыновления, т.е. усыновление детей отчимом или мачехой, а также родственниками.

Закон подробно регламентирует условия и порядок усыновления.

РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

148. Усыновление. Но patria potestas могла быть установлена и над чужи­ми детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: a ) arrogatio , если усыновляемый был persona sui juris и б) adoptio , если усы­новляемый был persona alieni iuris .

(1) Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усы­новляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus пред­лагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi , т. е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усы­новляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участво­вать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщи­ны, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio ; она превращается в публич­ное оформление соглашения усыновители с усыновляемым. С окончатель­ным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis .

(2) Adoptio совершалась так же, как emancipatio , путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio . Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium , после чего подвласт­ный возвращался под власть paterfamilias . После третьей mancipatio , прекра­щавшей patria potestas , выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio , vindicatio lilii . В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усынов­ляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio . Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio , вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право насле­дования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усы­новителя ( adoptio testamentaria ), но отчетливых сведений о нем нет,

Усыновление это в римском праве

26. УЗАКОНЕНИЕ И УСЫНОВЛЕНИЕ. ФОРМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ

Узаконение – признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

1) путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

2) путем последующего брака родителей внебрачного ребенка;

3) путем издания специального императорского указа (рескрипта);

4) путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери – выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление – способ установления отцовской власти (patria potestas) над чужими детьми.

1) arrogatio – усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных ко-мициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio – усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Процедура adoptio:

– освобождение подвластного от власти отца семейства (patria potestas), под которой он находился, для чего была необходима троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. Досрочное освобождение из-под отцовской власти в древнюю эпоху могло быть и при посвящении дочери в весталки, а сына – во фла-мины, в период империи – при назначении на высшие государственные либо церковные должности;

– вступление под власть отца семейства (patria potestas) усыновителя путем иска vindicatio in patriam potestam (виндикационного иска, возникающего из отцовской власти). После того как продажа ребенка совершалась в третий раз, мнимый покупатель не отпускал его на свободу и выступал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель. Усыновитель вместе с подвластным являлись к претору, где позитивно или путем молчания признавали иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio, будучи, в отличие от arrogatio, частноправовым актом, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной «продажи».

При Юстиниане описанная процедура была заменена заявлением перед судом: adoptio совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. А усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

– усыновлять могли только мужчины (женщины – лишь для возмещения потери сына);

– усыновитель должен быть persona sui iuris (семей-но самостоятельным лицом). Подвластные не могли быть усыновителями в связи с тем, что в то время за все совершаемые сделки ответственность за них нес их домовладыка;

– усыновитель должен быть старше усыновляемого на 18 лет;

– при arrogatio усыновитель должен быть не моложе 60 лет.

В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия.

Узаконение и усыновление

Узаконение

Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturaales, т.е. детей, рожденных от конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio: a) legitimatio per oblationem curiae, т.е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т.е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа.

Усыновление

Но patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: a) arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris и б) adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris.

(1) Arrogatia в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т.е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участвовать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с усыновляемым. С окончательным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum prineipis.

(2) Adoptio совершалась так же, как emaneipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претор addicit усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усыновителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.

Опека и попечительство

148-а. Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (cura) над безумными, над так называемыми минорами (т.е. не достигшими 25 лет), над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия (auctoritatis interpositio) придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие (consensus) неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.

148-6. В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т.е. опекуном являлся ближайший агнат подопечного.

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти paterfamilias.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности (munus publicum).

В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию paterfamlias), возникает третий порядок: назначение опекуна государством.

Вместе с тем постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Устанавливаются особые основания (excusationes), по которым можно не принять назначения опекуном. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного, и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

16. Узаконение и усыновление. Формы усыновления

16. Узаконение и усыновление. Формы усыновления

Если ребенок родился у лиц, не состоящих в законном браке, то родители должны признать его рождение законным.

Способы узаконения ребенка:

1) заключение брака между родителями внебрачного ребенка;

2) издание специального соответствующего указа императора (рескрипта) при отсутствии или смерти матери;

3) зачисление сына в члены муниципального сената, а если вне брака будет рождена дочь, то выдача ее замуж за члена муниципального сената.

Усыновление — установления отцовской власти над чужими детьми.

1) arrogatio — усыновление семейно-самостоятельных лиц. На первоначальном этапе осуществлялось публично в Народных собраниях, затем императором и судом. Но особенно важным было то, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2) adoptio — усыновление семейно-подвластных лиц, в результате чего происходила смена домовладыки, которому подчинялся подвластный. Данный вид усыновления влек за собой разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Усыновление семейно подвластных лиц осуществлялось в два этапа:

1) освобождение подвластного от власти предыдущего отца семейства. Для этого осуществлялась троекратная фиктивная продажа лица с последующим освобождением мнимым покупателем.

В Древнем Риме досрочное освобождение из-под отцовской власти осуществлялось при посвящении дочери в весталки, а сына — во фламины, а в период Римской империи — при назначении на высшие государственные или церковные должности;

2) вступление под власть нового отца семейства путем предъявления виндикационного иска, возникающего из отцовской власти. После продажи ребенка в третий раз мнимый покупатель не отпускал его на свободу, а использовал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему предъявлял усыновитель, в соответствии с заранее достигнутой договоренностью. Усыновитель и его подвластный являлись к претору, где и признавали иск. После указанной процедуры претор объявлял подвластного состоящим под властью отца семейства, усыновителя. Усыновителями могли выступать мужчины. Женщины могли выступать усыновителями только в исключительных случаях (для возмещения потери сына).

Также усыновителем могло выступать только семейно-самостоятельное лицо. Подвластные не могли выступать усыновителями по той причине, что ответственность за совершаемые сделки нёс глава семейства. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого на 18 лет, но не моложе 60 лет. В период Римской империи был отменен запрет на усыновление несовершеннолетних детей.

Еще по теме:

  • Как написать заявление чтобы отпустили ребенка из школы Как отпросить ребенка из школы. Образец заявления Здравствуйте и добро пожаловать на блог! Надеюсь, название статьи не слишком вас удивит). Да, я не совсем правильная мать и периодически выдергиваю дочь из учебного процесса, чтобы […]
  • Как написать письмо в европу Образцы писем на английском языке Образцы писем любезно предоставлены пользователем christy. Обязательно указывайте тему письма (см. в заголовке), это может повлиять на оперативность ответа Вам магазином. Обобщенный вариант письма (Тема: […]
  • Заявление о приеме на работу по-английски Письмо-заявление на вакансию на английском языке: а letter of application Чтобы не пропустить новые полезные материалы, подпишитесь на обновления сайта В наших статьях мы говорили о том, что такое a cover letter и как его писать. Сегодня […]
  • Если мешают соседи отдыхать Дрель и кошачье царство. Что делать, если вам не повезло с соседями Соседи мешают спать. Что делать? Четкого закона, запрещающего шуметь после определенного часа, в нашей стране нет. Остается отстаивать свои права на основании того, что […]
  • Нотариально заверенное согласие супруга супруги на покупку квартиры Нужно ли согласие супруга на покупку квартиры В статьях законов существуют положения, которые вводят в заблуждение по причине двусмысленного толкования. К таким неясностям относят вроде бы обычный вопрос, который касается приобретения […]
  • Гражданский кодекс рф понятие и признаки Понятие и признаки сложного объекта в части четвертой ГК РФ Страницы в журнале: 56-59 Ф.Р. ХАЙРУЛЛИН, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета Рассматриваются […]
  • Земельный участок в заводоуковске Купить земельный участок в Заводоуковске 13.10.2018 13:25 | Купить землю в Заводоуковске переулок Энергетиков, дом 3 Продается участок общей площадью 6 соток, есть возможность подключения газа, центрального водопровода и центральной […]
  • Цветоаномалия и водительские права в беларуси Цветоаномалия и водительские права в беларуси Видел статью в новом приказе "не допускается к вождению при любом нарушении цветовосприятия" вступило в силу с 01.10.2012. Пришел бы человек на медосмотр в сентябре получил бы справку без […]