Ук 13 статья

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 13 Уголовного Кодекса РФ

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее государство может быть государством, чьим гражданином является преступник или на территории которого совершено преступление, или в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право РФ наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ (ч. 2 ст. 13 УК).

Институт выдачи преступника осуществляется на основе многосторонних и двусторонних международных договоров РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

4. Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции провозглашает, что в РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Статья 13 УК РФ. Выдача лиц, совершивших преступление (действующая редакция)

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 13 УК РФ

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Часть 1 ст. 13 УК конкретизирует положение ст. 61 Конституции РФ о том, что гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, не может быть выдан этому государству по его требованию. Однако это не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств, вопрос о преступности и наказуемости деяния решается в соответствии с УК РФ.

3. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения и за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с многосторонними и двусторонними международными договорами.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 13. Закінчений та незакінчений злочини

1. Оконченным преступлением признается деяние, которое содержит все признаки состава преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

2. Неоконченным преступлением является приготовление к преступлению и покушение на преступление.

1. Все совершаемые преступления подразделяются на законченные и незаконченные. Если лицо полностью реализовала преступный умысел и сделала оконченное преступление, необходимость выделять любые этапы уголовного деятельности отсутствует. Такая необходимость возникает в случае недоказанности задуманного преступления до его логического завершения. Преступление может быть не доведено до конца по двум причинам, которые исключают друг друга: 1) по воле человека, в поведении которого усматривается добровольный отказ при неоконченном преступлении (ст. 17), 2) вопреки воле лица, виновного в совершении неоконченного преступления, — приготовление (ст. 14) или покушения (ст. 15). В двух указанных случаях стадии реализации преступного умысла, безразличны для оконченного преступления, приобретают уголовно-правового значения.

Закон (ст. 13) выделяет три стадии совершения уголовно наказуемого деяния: 1) приготовление к преступлению, 2) покушение на преступление; 3) оконченное преступление. Они различаются по характеру действий, моментом их прекращения, степени реализации преступного умысла. Первые две стадии признаются разновидностями незаконченного (начатого) преступления (предварительной преступной деятельности).

2. Все три указанные стадии не обязательно ‘ обязательно имеют место во время совершения любого преступления. Совершение преступления возможно и без прохождения стадий приготовления и/или покушения. Наличие неоконченного преступления определяется двумя обстоятельствами: 1) особенностями законодательной конструкции того или иного состава преступления, 2) характеристикой субъектов ‘ объективной стороны преступного деяния.

3. Законченный преступление характеризуется единством об ‘ объективных и суб ‘ объективных признаков, полной реализацией об ‘ объективной стороны общественно опасного деяния, предусмотренного диспозицией статьи Особенной части УК. Речь идет о юридическом завершенность такого деяния, которое может и не совпадать с представлением об этом со стороны самого лица, его совершает. Так, разбой признается оконченным с момента нападения с целью завладения чужим имуществом, несмотря на то, удалось преступнику достичь этой цели.

4. Момент окончания преступления обусловливается особенностью конструкции его состава. Преступление с материальным составом признается оконченным с того момента, когда фактически наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные статьей Особенной части УК как обязанность ‘ Обязательная признак об ‘ объективной стороны преступления. Например, убийство является оконченным с момента наступления биологической смерти другого человека, а кража, грабеж и мошенничество — с момента, когда виновный изъял имущество и получил реальную возможность распоряжаться или пользоваться этим имуществом (при этом указанную возможность не следует отождествлять с ее фактической реализацией). Если в норме УК содержится альтернативная указание на несколько общественно опасных последствий, преступление признается оконченным с момента наступления крайней мере одного из таких последствий. Например, уничтожение или повреждение лесных массивов, предусмотренное ч. 2 ст. 245, будет оконченным с момента причинения гибели людей, массовой гибели животных или других тяжелым последствиям.

В умышленных преступлениях с материальным составом возможна как стадия приготовления, так и стадия покушения, однако из этого общего правила есть исключения, обусловленные особенностями конкретных составов преступлений. Так, приготовления считается несовместимым с убийством в состоянии физиологического аффекта, поскольку в ст. 116 указывается на внезапность возникновения сильного душевного волнения, а поэтому установление элементов приготовления к лишению в дальнейшем жизнь другого человека исключает квалификацию по этой статье. Стадия покушения невозможна, если законодатель эт ‘ связывает уголовную ответственность с наступлением определенных общественно опасных последствий, указанных в диспозиции статьи Особенной части УК, которых в конкретной ситуации фактически вызвано (например, ч. 4 ст. 152 — изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия; ч. 1 ст. 364 — злоупотребление властью или служебным положением, причинившее существенный вред). Таким образом, отсутствие тех или иных общественно опасных последствий в зависимости от особенностей описания преступления в УК может свидетельствовать как об отсутствии конкретного состава преступления, так и о наличии неоконченного преступления.

Преступление с формальным составом, о ‘ объективная сторона которого исчерпывается действием и не включает как обязанность ‘ связной элемент общественно опасные последствия, считается оконченным с момента совершения предусмотренного диспозицией нормы УК действия (бездействия), а в случае указания закона на несколько альтернативных действий — с момента полного выполнения хотя бы одного деяния (например, ст. 199). Фактическое наступление при этом вредных последствий не влияет на квалификацию содеянного и может учитываться при назначении наказания. Преступления с формальным составом могут иметь стадию приготовления, а некоторые из них — и стадию покушения (например, покушение на контрабанду, дачи и получения взятки, подделка денег).

Особенность усеченных составов преступления заключается в том, что момент их юридического окончания эт ‘ связывается с совершением деяния, по своему общему уголовно-правовым содержанием является предварительной преступной деятельностью (в частности бандитизм, разбой, вымогательство, посягательство на жизнь государственного деятеля). В таких преступлениях возможна стадия приготовления, но стадия покушения исключается, поскольку именно на этап неоконченного преступления закон, учитывая необходимость усиления уголовно-правовой защиты определенных социальных ценностей, переносит момент окончания уголовно наказуемого посягательства.

В преступлениях, совершаемых путем бездействия, стадия покушения может выражаться в активных действиях субъектов ‘ объекта, которые являются реализацией преступного умысла и направляются на то, чтобы в дальнейшем уйти от исполнения обязанностей ‘ связи, возложенной на лицо под угрозой уголовного наказания.

5. Умышленный характер неоконченного преступления непосредственно закреплено в статьях 14, 15. Предыдущая преступная деятельность выделяется и наказывается лишь в процессе реализации прямого умысла. Целеустремленность, при наличии которой можно установить соответствие между задуманным преступлением и реальным воплощением его в жизнь, присущая деянием, в которых лицо желает наступления предполагаемых им общественно опасных последствий. Например, покушение на убийство может быть совершено только с прямым умыслом, когда виновный предвидел наступление смерти потерпевшего и желал этого, но такие последствия не наступили по независящим от его воли обстоятельств.

В тех случаях, когда виновный сознавал общественно опасный характер своего деяния, предвидел его общественно опасные последствия и сознательно допускал их наступления, т.е. действовал с косвенным умыслом, однако результат не наступил, ответственность за покушение исключается. Действия субъектов ‘ объекта квалифицируются исходя из фактически вызванных последствий.

Неосторожные преступления не имеют стадий, ведь: а) преобладающее их большинство сконструирована как преступления с материальным составом, природа которых может быть установлена Особенностью уголовной ответственности за них является то, что в случае, когда в результате неосторожных действий вредные последствия в силу определенного стечения обстоятельств не наступили, никто в порядке уголовного судопроизводства не отвечать б) в случае совершения таких преступлений суб ‘ объект не осуществляет подготовительной деятельности, не нацеливает свои усилия на достижение преступного результата. Это следует из законодательных определений преступной самонадеянности и преступной небрежности (ст. 25). Невозможные стадии в преступлениях с двойной (смешанной) формой вины, в которых психическое отношение к производным (отдаленных) последствий характеризуется неосторожностью (например, ч. 2 ст. 121 в части причинения смерти потерпевшего).

6. Не признается видом неоконченного преступления (отдельной стадией преступления) обнаружение умысла (Так называемый голый умысел), под которым понимается внешнее проявление тем или иным способом (устно, письменно, с помощью конклюдентных действий и т.п.) намерения лица совершить преступление, но без реальных действий, направленных на реализацию этого намерения. Хотя обнаружение умысла является внешним проявлением внутренних психических процессов, действующее законодательство не устанавливает наказуемость такого поведения. Считается, что мысли, желания, намерения, идеи, не подкрепленные реальными преступными деяниями лица, неспособные причинить вред охраняемым законом социальным ценностям. Закрепленный в УК подход о безнаказанности обнаружение умысла исходит из признания преступлением только действие — действия или бездействия (ч. 1 ст. 11), основывается на известных еще римскому праву тезисах nullum crimen sine actus (нет преступления без совершения действия), cogitationis poenam nemo patitur (мысли не наказываются), учитывает конституционное положение о праве каждого на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Если намерение совершить преступление находит проявление в поведении, которая сама по себе является созданием условий для совершения преступления (например, осуществляется подыскивания орудия преступления), уголовная ответственность наступает за приготовление к преступлению.

От обнаружения умысла следует отличать случаи уголовно наказуемого угрозы, предусмотренной, например, статьями 129, 195, 258. В таких случаях закон предусматривает ответственность не за опасные мысли, а за законченное общественно опасное деяние, когда сам по себе факт выявленной снаружи и доведенной до сведения потерпевшего угрозы признается посягательством на определенные социальные ценности — жизнь человека, его собственность, общественную безопасность и т.д..

Не являются выявлением намерен предусмотренные УК деяния, формой совершения которых являются разнообразные публичные призывы (см., например, ч. 2 ст. 109, статьи 110, 2582, 436). Такого рода деяния, совершаемые в форме написания и произнесения слов, фраз, речей, образуют самостоятельные посягательства на соответствующие об ‘ объекты уголовно-правовой охраны. Предусмотренные действующим УК случаи уголовно наказуемых угроз и призывов является примером ограничения на

законодательном уровне конституционного права человека на свободное выражение своих взглядов и убеждений, которое допускается, в частности, в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, для защиты прав других людей, для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия.

Конституция Украины (Ст. 34).

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 Ратифицирован Украиной 19 октября 1973 (статьи 18, 19).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 27 марта 1992 N 3 » О судебной практике по делам об изнасиловании и другие половые преступления » (п. 19).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 25 декабря 1992 N 12 » О судебной практике по делам о корыстные преступления против частной собственности » (пункты 6 — 10).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины » О судебной практике по делам о хищении и иное незаконное обращение с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами или радиоактивными материалами » от 26 апреля 2002 г. N 3 (пункты 22, 23, 26).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины » О судебной практике по делам о преступлениях в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров » от 26 апреля 2002 N 4 (п. 4).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины » О судебной практике по делам о взяточничестве » от 26 апреля 2002 г. N 5 (пункты 10, 11).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины » О судебной практике по делам о преступлениях против жизни и здоровья ‘ я лица » от 7 февраля 2003 г. N 2 (п. 4).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины » О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности » от 25 апреля 2003 г. N 3 (пункты 14, 20).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 3 июня 2005 г. N 8 » О судебной практике по делам о контрабанде и нарушении таможенных правил » (п. 8).

Постановление Пленума Верховного Суда Украины » О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, совершенных устойчивыми преступными о ‘ объединениями » от 23 декабря 2005 N 13 (п. 17).

Статья 13 УК РФ. Выдача лиц, совершивших преступление

Новая редакция Ст. 13 УК РФ

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Статье 13 УК РФ

1. Под выдачей понимается передача по запросу и при определенных условиях одним государством другому (или международному уголовному суду) находящегося на его территории лица для привлечения к УО или исполнения обвинительного приговора, вынесенного судом запрашивающего государства (или международным уголовным судом).

1.1. Не следует смешивать институт выдачи для приведения приговора (см. гл. 54 УПК РФ) в исполнение с передачей лица, осужденного к лишению свободы в одном государстве, для отбывания наказания в государстве его гражданства или постоянного местожительства (см. гл. 55 УПК РФ).

2. В соответствии с ч. 1 коммент. статьи граждане Российской Федерации, совершившие преступления на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Часть 1 ст. 61 Конституции содержит более жесткую формулировку: гражданин Российской Федерации вообще не может быть выдан иностранному государству. Следовательно, граждане Российской Федерации, находящиеся на ее территории, не подлежат также выдаче: а) в случае совершения преступления не только на территории иностранного государства, но и на территории РФ или вне территории какого-либо государства (например, в открытом море вне судна, зарегистрированного в каком-либо государстве); б) любому иностранному государству, а не только государству, на территории которого они совершили преступление.

3. Под иностранными следует понимать государства, расположенные за пределами территории РФ, включая бывшие республики СССР: Латвийскую, Литовскую и Эстонскую Республики, а также государства, входящие в СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина).

4. Конституционный запрет выдачи граждан РФ не является абсолютным. Формальное толкование ч. 1 ст. 61 Конституции позволяет сделать вывод о том, что возможна выдача (передача) российских граждан по запросу международного уголовного суда, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией. В настоящее время функционируют два таких суда: Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде, учрежденные решениями Совета Безопасности ООН.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрена возможность выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов РФ, но находящихся на территории РФ, в соответствии с международным договором РФ. Между тем ч. 2 ст. 63 Конституции разрешает выдачу на основе не только международного договора, но и федерального закона. Таким законом является УПК, в соответствии с которым (ч. 1 ст. 462) РФ может и на основе принципа взаимности выдать другому государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону РФ и законам государства, направившего запрос о выдаче лица.

5.1. Иностранным гражданином является лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а лицом без гражданства (апатридом) — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

5.2. В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минской конвенции), сторонами которой являются все государства — участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

5.3. В ч. 2 коммент. статьи ничего не говорится о возможности выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства международному уголовному суду, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией. С учетом ч. 4 ст. 15 Конституции РФ вопрос о выдаче в этом случае должен решаться в соответствии с международными обязательствами РФ.

6. Международно-правовая база взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами в вопросах выдачи состоит из двусторонних и многосторонних договоров, заключенных как СССР (участником которых Российская Федерация является как государство — преемник СССР), так и самой Российской Федерацией. В основном это договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и договоры о выдаче.

6.1. Вопросы выдачи подробно регламентированы в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Кыргызстаном (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1995 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также в договорах о выдаче с Китаем (1995 г.), Индией (1998 г.) и Бразилией (2002 г.).

6.2. К многосторонним договорам относятся Минская конвенция 1993 г., а также Европейская конвенция о выдаче (1957 г.) с дополнительными Протоколами к ней 1975 и 1978 г. .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

Кроме России, участниками Европейской конвенции о выдаче являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР; Протокола 1975 г. — Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР; Протокола 1978 г. — Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР .
———————————
Актуализированный перечень государств — участников Конвенции и Протоколов к ней, а также их оговорки и заявления см. на сайте Совета Европы: conventions.coe.int.

6.3. Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) и многих региональных международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений (см. п. 14.1 коммент. к ст. 11, п. 6.2 коммент. к ст. 12, а также Конвенцию ООН о морском праве (1982 г.)).

Вопросы выдачи регулируются также в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Канады, Правительствами государств — членов Европейского космического агентства, Правительством Японии и Правительством США относительно сотрудничества по Международной космической станции гражданского назначения (1998 г.).

6.4. На основании ч. 4 ст. 15 Конституции содержащиеся в международных договорах нормы могут применяться непосредственно правоприменительными органами, если положения этих договоров являются самоисполнимыми, т.е. не требуют издания специального внутригосударственного правового акта, обеспечивающего их исполнение.

6.5. Ратифицированные и вступившие в силу в отношении Российской Федерации международные договоры публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене международных договоров.

7. В практике применения положений международных договоров (в первую очередь многосторонних) необходимо учитывать оговорки и заявления, сделанные Российской Федерацией и другими участниками этих договоров. Посредством названных оговорок и заявлений действие отдельных договорных норм между ними может быть изменено, дополнено или официально истолковано. При этом следует иметь в виду, что в отношениях с государством, сделавшим оговорку и (или) заявление, другие стороны договора вправе применять принцип взаимности. (В Российской Федерации оговорки и заявления других сторон многостороннего договора официально не публикуются, что затрудняет его применение.)

8. При наличии двух и более последовательно заключенных договоров с конкретным государством (например, двусторонний договор и Европейская конвенция о выдаче) необходимо следовать содержащимся в них коллизионным нормам (в разд. «Заключительные положения»), а при отсутствии таковых действует следующее правило: предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего (ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) ).
———————————
Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

8.1. В соответствии с российской договорной практикой выдача производится за деяния, которые являются преступлениями по законам как запрашивающего, так и запрашиваемого государства и за совершение которых (в случае запроса о выдаче для привлечения к УО) предусматривается наказание в виде лишения свободы, как правило, на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (в договоре с Ираком — не менее двух лет) либо (в случае запроса о выдаче для приведения приговора в исполнение) лицо, выдача которого запрашивается, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче — не менее четырех месяцев).

Кроме того, в п. 2 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче предусмотрено: если запрос о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством запрашивающей стороны и запрашиваемой стороны лишением свободы или подпадает под постановление об аресте, однако некоторые из них не отвечают условию в отношении срока возможного наказания, запрашиваемая сторона имеет право осуществить выдачу и за эти преступления.

9. Согласно договорам, как правило, выдача не имеет места, если: а) лицо, выдача которого запрашивается, является гражданином запрашиваемого государства; б) на момент получения запроса уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; в) в отношении лица, выдача которого запрашивается, на территории запрашиваемого государства за то же преступление были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу; г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего и (или) запрашиваемого государства преследуется в порядке частного обвинения; д) выдача запрещена по законодательству запрашиваемого государства.

9.1. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Конституции не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (см. также Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 01.12.2003)) . Однако для отказа в выдаче какого-либо лица в связи с его преследованием за политические убеждения не обязательно, чтобы ему в Российской Федерации было предоставлено политическое убежище.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601; 2003. N 49. Ст. 4755.

9.2. В качестве общего правила в выдаче отказывается, если это может нанести ущерб суверенитету, безопасности или другим существенным интересам запрашиваемого государства либо противоречит его законодательству или международным обязательствам.

9.3. В соответствии с п. 1 ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) государство — участник Конвенции не должно выдавать другому государству какое-либо лицо, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток (определение пытки дается в п. 1 ст. 1 Конвенции). Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции для определения наличия таких оснований компетентные органы власти запрашиваемого государства принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая существование в запрашивающем государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

9.4. В ряде договоров, заключенных Российской Федерацией в последние годы, имеются положения об отказе в выдаче, если выдача запрашивается в связи с преступлением, которое является наказуемым по военному праву, но не является преступлением по общему уголовному праву, а также в связи с преступлением, которое запрашиваемое государство считает политическим или связанным с таковым (см. ст. 3, 4 Европейской конвенции о выдаче).

Российское законодательство не содержит понятия «политические преступления». Однако в Законе о ратификации Европейской конвенции о выдаче отражено заявление Российской Федерации о том, что во всех случаях при решении вопросов о выдаче Россия не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями», в частности, преступления, предусмотренные: а) в ст. II и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), ст. II и III Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.) и ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); б) в ст. 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949 г.), ст. 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.), ст. 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (1949 г.), ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (1949 г.), ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977 г.), и ст. 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977 г.); в) в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988 г.), дополняющем упомянутую Конвенцию 1971 г.; г) в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.); д) в Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.); е) в Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 г.); ж) в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), а также иные сравнимые преступления, предусмотренные в многосторонних международных договорах, участником которых является Российская Федерация (см. п. 14.1 коммент. к ст. 11, п. 6.2 коммент. к ст. 12).
———————————
СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

Кроме того, в п. 3 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче предусмотрено, что для целей этой Конвенции убийство или покушение на убийство главы государства или члена его семьи не рассматривается как политическое преступление.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 1 Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г. , заключенной в рамках Совета Европы, для целей выдачи между государствами-участниками ни одно из нижеуказанных правонарушений не квалифицируется в качестве политического правонарушения или правонарушения, связанного с политическим правонарушением, или правонарушения, совершаемого по политическим мотивам: a) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); b) правонарушение, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.); c) тяжкое правонарушение, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов; d) правонарушение, связанное с похищением, захватом заложников или незаконным насильственным удержанием людей; e) правонарушение, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия, писем или посылок с вложенными в них взрывными устройствами, если подобное применение создает опасность для людей; f) покушение на совершение одного из вышеуказанных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное правонарушение или покушается на его совершение.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 202.

Кроме России, участниками Европейской конвенции о пресечении терроризма являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония .
———————————
Актуализированный перечень государств — участников Конвенции и Протоколов к ней, а также их оговорки и заявления см. на сайте Совета Европы: conventions.coe.int.

9.5. В соответствии с п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче Российская Федерация должна отказать в выдаче, если она имеет существенные основания полагать, что запрос о выдаче, касающийся обычного уголовного правонарушения, был сделан с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

9.6. В Европейской конвенции о выдаче (ст. 5) предусмотрена возможность отказа в содействии по отношению к фискальным преступлениям (связанным с налогами, сборами, пошлинами и валютными операциями). Однако для участников Второго дополнительного протокола (1978 г.) к этой Конвенции данное ограничение во многом устранено.

9.7. В соответствии со ст. 11 Европейской конвенции в выдаче может быть отказано в случае, когда преступление, в связи с которым она запрашивается, наказывается смертной казнью по закону запрашивающей стороны и когда в отношении такого преступления в запрашиваемом государстве смертная казнь не предусмотрена законом или обычно не приводится в исполнение, если только запрашивающая сторона не предоставит гарантий, которые запрашиваемая сторона сочтет достаточными, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. Поскольку в Российской Федерации не применяется смертная казнь, то она может использовать данную норму при рассмотрении запроса о выдаче, поступившего от другого участника этой Конвенции.

9.8. В выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым она запрашивается, совершено на территории запрашиваемого государства или если компетентные органы этого государства ведут в отношении лица, выдача которого запрашивается, уголовное судопроизводство в связи с преступлением, указанным в запросе о выдаче.

9.9. При ратификации Европейской конвенции о выдаче Российская Федерация сделала оговорку о том, что она оставляет за собой право отказать в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод . При этом в понятия «чрезвычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 2 — 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; г) если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации; причем преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, должны быть установлены ФЗ.
———————————
Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

10. В соответствии с международными договорами РФ и ст. 465 УПК возможны также отсрочка в выдаче (например, если лицо, выдача которого запрашивается, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории России) и выдача на время (если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления).

11. Генеральная прокуратура РФ направляет иностранным государствам запросы о выдаче лиц России и принимает решения по запросам, поступившим из-за границы.

12. Об организационных и процессуальных вопросах осуществления выдачи подробнее см. коммент. к гл. 54 УПК .
———————————
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Другой комментарий к Ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, другому государству, где было совершено преступление или гражданином которого оно является, для привлечения последнего к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на статье 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК РФ.

3. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ не допускается также выдача другим государствам лиц: а) преследуемых за политические убеждения и б) за действия (бездействия), не признаваемые в России преступлением.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором (ч. 2 ст. 13 УК РФ).

Еще по теме:

  • Конституция рф статья 13 текст Конституция рф статья 13 текст Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое [Конституция] [Глава 1] [Статья 13] 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться […]
  • Вычет на ребенка иностранца Стандартные налоговые вычеты на детей иностранцам Право сотрудника на получение стандартных налоговых вычетов на детей зависит не от его гражданства, гражданства, места рождения или нахождения его детей, а от наличия или отсутствия у […]
  • Ст 1437 коап кто составляет протокол Комментарии к СТ 14.37 КоАП РФ Статья 14.37 КоАП РФ. Нарушения требований к установке рекламной конструкции Комментарий к статье 14.37 КоАП РФ: 1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила […]
  • Статья в конституции о идеологии О запрете государственной идеологии в Конституции РФ Что подразумевал законодатель, устанавливая в Конституции РФ запрет на государственную идеологию? Ни в одном законе, или подзаконном акте разъяснения понятия идеология не содержится. […]
  • Жилищная инспекция рд официальный сайт Жилищная инспекция в Республике Дагестан 367015, Махачкала, пр.И.Шамиля, д. 58 Телефон: (8722) 63-09-37, 62-31-23, 63-87-36 Факс: (8722) 62-31-23, 63-09-37 Режим работы: с 09:00 до 18:00,перерыв на обед: с 13:00 до 14:00 График приема […]
  • Пункт 1Статья 224 нк рф Статья 224. Налоговые ставки 1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов: Абзац второй […]
  • Минимальная оплата труда в рк Минимальная заработная плата (МЗП) с 2000 по 2018 год МЗП с 1 января 2014 года - 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 - 2016 годы» МЗП с 1 января 2012 года - 17 439 тенге Установлен […]
  • Алименты на ребенка за прошлый период Взыскание алиментов: разъяснения ВС РФ Количество дел о взыскании алиментов на детей, рассмотренных отечественными судами в 2014 году, превысило 300 тыс. ВС РФ проанализировал данную судебную практику и обобщил ее в своем обзоре (Обзор […]