Трудовой кодекс в 1996 году

Содержание:

Трудовой кодекс. Заключительные положения

Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года.

Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом.

Статья 422. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Признать утратившими силу с 1 февраля 2002 года:

Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 9 декабря 1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст. 1007);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1972 года «О порядке введения в действие Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1972, N 12, ст. 301);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 39, ст. 825);

Закон РСФСР от 19 декабря 1973 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1973, N 51, ст. 1110) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 сентября 1973 года «Об изменении статьи 240 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 30, ст. 806);

Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 854) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июля 1974 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 1, ст. 1);

Закон РСФСР от 20 июля 1977 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 30, ст. 725) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1976 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 3, ст. 68);

Закон РСФСР от 26 марта 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 14, ст. 352) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 января 1980 года «О внесении изменений в статью 31 Кодекса законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 34, ст. 1063);

Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 48, ст. 1597) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 августа 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 47, ст. 1725);

Закон РСФСР от 1 декабря 1982 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 49, ст. 1830) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 51, ст. 1782);

Закон РСФСР от 6 января 1984 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 2, ст. 73) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117);

раздел IV Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 23, ст. 638);

пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 года «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 48, ст. 1397);

статью 2 Закона РСФСР от 7 июля 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 29, ст. 1060);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 40, ст. 1410);

Закон РСФСР от 30 октября 1987 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 45, ст. 1553) в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 сентября 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 6, ст. 168);

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 14, ст. 395);

Закон РСФСР от 20 апреля 1988 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 17, ст. 541) в части утверждения Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и от 31 марта 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»;

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 506);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года N 1029-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 17, ст. 507);

статью 3 Закона РСФСР от 6 декабря 1991 года N 1991-1 «О повышении минимального размера оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1797);

Закон Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 2502-1 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 712);

Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254);

Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4176-1 «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 16);

статью 5 Закона Российской Федерации от 30 марта 1993 года N 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 553);

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 января 1995 года N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346);

Федеральный закон от 15 февраля 1995 года N 14-ФЗ «О внесении изменений в статью 163 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 599);

статью 1 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

статью 1 Федерального закона от 24 августа 1995 года N 152-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3504);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4564);

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5490);

Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 213 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1382);

Федеральный закон от 6 мая 1998 года N 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2065);

пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803);

Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3817);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 84-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2210);

статью 1 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ «О внесении дополнения в статью 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации и дополнения статьей 23.1 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 3);

Федеральный закон от 18 января 2001 года N 2-ФЗ «О внесении дополнения в статью 65 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 4, ст. 274);

Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 90-ФЗ «О внесении изменения в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2945).

Другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.

Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Статья 424. Применение настоящего Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие

Настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Если правоотношения возникли до введения в действие настоящего Кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Москва, Кремль
30 декабря 2001 года
N 197-ФЗ

Трудовой кодекс от ПР – возвращение в рабство?

«Человека можно загнать работать в формат 7 дней по 24 часа. И это будет законно. Это и дух, и буква этого кодекса. » Интервью с профсоюзным лидером Григорием Кабанченко

Сегодня в стране готовятся принять новое трудовое законодательство. Напомним, что Украина живет по кодексу законов о труде от 1971 года, впрочем за последние двадцать лет в него было внесено изменений, один перечень которых занимает три страницы. Новый Трудовой кодекс нуждается в формализации и оформлении. Над проектом кодекса с 2008 года работали совместно и представители независимых профсоюзов, и народные депутаты, впрочем последняя его редакция, которую планируют внести в сессионный зал для принятия в целом вызвала очень горячую дискуссию. Председатель Федерации профсоюзов Украины Василий Хара, который является членом парламентской коалиции и соавтором закона, считает проект Трудового Кодекса балансом интересов между работодателем и наемным работником. Представители независимых профсоюзов обвинили авторов – нардепов-регионалов в том, что они изъяли из кодекса все демократические нормы, назвали его сдачей интересов трудового народа. Мы попросили прокомментировать Трудовой кодекс соавтора предыдущих редакций данного закона, представителя независимых профсоюзов, заместителя председателя Национального форума профсоюзов Украины Григория Кабанченко.

Григорий Владимирович, Трудовой кодекс — это новая тема для украинского наемного работника. Какова главная концепция в трудовом законодательстве Европы? Как там определяется баланс интересов между работодателем и наемным работником?

Во всем мире трудовое право основывается на том, чтобы предоставить наемному рабочему такие права и преференции, чтобы он хоть немного поднялся до уровня работодателя. Потому что он априори в значительно худшем положении, чем работодатель. Именно поэтому создаются профсоюзы. Именно поэтому предоставляются преференции наемному работнику. Он не может сам себя защитить, поэтому существует трудовое право. Оно хотя бы как-то может сохранить баланс интересов. Нам, чтобы этот баланс сохранить, необходимо ратифицировать международные конвенции, которые содержат соответствующие предохранители.

Но руководство Федерации профсоюзов в лице Василия Хары (котрый к тому же является соавтором проекта Трудового кодекса) высказывается в таком духе, что если раньше украинское трудовое законодательство содержало перекос в сторону интересов наемного работника, то теперь существует баланс интересов между интересами работодателя и его наемника.

Это – туфта. Эти слова, которые должны служить оправданием сдачи интересов работников, предусмотренной новым Трудовым кодексом. Наемный работник и работодатель — всегда в неравной ситуации. Потому что у работодателя есть все. У него есть средства, есть юридическая служба, есть возможность уволить и наказать наемного работника. У наемного работника есть возможность работать с утра до ночи, создавать объединение и обращаться в суд. При этом эффективность обращения в суды минимальна. Еще существует комиссия по трудовым спорам, куда входили работодатели и представители профсоюзов. Сейчас после вероятного принятия Трудового кодекса ее роль нивелируется.

Я предлагаю: если мы страна переходного периода, где строится такой не очень цивилизованный капитализм, так давайте поставим такой проверенный шлагбаум – ратифицируем Европейскую социальную хартию. Там права работника выписаны на европейском уровне.

Что нового внедряет Трудовой кодекс при формировании трудовых отношений?

Если сейчас все регулируется коллективным договором при участии профсоюзов, то в новом кодексе коллективный договор не обязателен. Работодатель имеет выбор. Либо заключается коллективный договор, либо нормативный акт. Нормативный акт — это договор, которым работодатель сам регулирует все сферы рабочего процесса и взаимоотношений с работником. В части второй статьи 13 проекта Трудового кодекса написано, что работодатель может сам принимать нормативные акты, ни с кем их не согласовывая. И конечно, работодатель будет действовать, исходя из того, что “аз есмь царь”.

Но Василий Хара говорит, что Трудовой кодекс не должен содержать разрешительные нормы, он должен устанавливать нормы, которые содержат запреты.

Простите, что этот Трудовой кодекс запрещает? Ничего. Впрочем, он очень много разрешает. На сегодня все трудовое законодательство мира запрещает видеонадзор за работниками. Потому что есть международная конвенция, которая говорит о праве на частную жизнь. А 28 статья Кодекса прямо предусматривает, что работодатель может осуществлять видеонаблюдение за работником. Причем, если раньше это было запрещено другими законами и соответственно не могло регулироваться КЗОТом, то сейчас это узаконивается. Мы категорически против этого. Человек на рабочем месте выполняет нормы труда, пишет статьи, точит детали, но он не раб. Он может встать. Должен иметь право передохнуть. А это наблюдение может использоваться против работника и служить шантажом.

Идем дальше. Продолжительность рабочего времени. Все международные конвенции утверждают, что как бы там ни было: больше чем 60 часов человек не может работать.

Но Трудовой кодекс содержит соответствующее запрет. Регионалы, как творцы кодекса, ссылаются на статьи 143 и 137, которые говорят, что обычное рабочее время не должно превышать 48 часов на неделю.

Повторю еще раз: Кодекс не содержит никакого запрета, если читать его внимательно и до конца. Кодекс говорит, что максимальная продолжительность ежедневной работы по суммированному учету рабочего времени не должна превышать 12 часов.

Но Василий Хара говорит, что дальнобойщик не может сойти с дистанции из-за того, что у него 8-часовой рабочий день.

Хара не знает, что такое дальнобойщик и европейские конвенции, где выставляются параметры для такой деятельности. Дальнобойщик не только не может работать больше 8 часов, он не должен этого делать. Давайте, еще и водителю маршрутки дадим разрешение работать по 12 часов. Или у нас на дорогах мало трупов?

Но существуют так называемые нетипичные виды деятельности, которые нуждаются в отдельной регуляции и которые не всегда укладываются в восьмичасовой рабочий день.

При всех нетипичных нормах деятельности нельзя работать больше 60 часов в неделю. Мы не ратифицировали международную конвенцию, которая это провозглашает и таким образом даем возможность работать бесконечно. Люди и без того работают круглосуточно.

Насколько я поняла из текста кодекса, если человек работает больше, чем 8 часов в сутки в течение недели, то следующую неделю он может работать меньше, взять выходные или денежную компенсацию.

О какой денежной компенсации вы говорить, если у нас миллиард четыреста гривен – задолженность по зарплате?! Мы же хотим узаконить сорок восемь часов. Из каких средств это будет выплачиваться? Вы верите, что что-то будет выплачиваться?

Но я читала – новый кодекс сохраняет запрет работать больше 48 часов.

Неправда. Давайте читать вместе кодекс (открывает распечатанный законопроект — авт) – 143 статья говорит, что максимальная продолжительность рабочей недели по суммированному учету рабочего времени не должна превышать сорок восемь часов. Но, большая продолжительность работы может устанавливаться коллективным договором. Вы понимаете, что это значит? Что по желанию коллектива” рабочая неделя может длиться семь дней по 24 часа. А если такой договор не заключался, то это может быть установлено нормативным актом работодателя при наличии достаточных оснований. А теперь давайте почитаем о “достаточных основаниях”. “Достаточные основания” это — “при вахтенном методе организации работы, при выполнении работ, которые зависят от климатических условий, и тому подобное”. “И тому подобное”, это гениальное уточнение, которое позволит ввести любые “достаточные основания”, чтобы вынудить человека работать круглосуточно. Весь кодекс выписан так. Первая часть какой-то статьи запрещает, а дополнительные части этой же статьи позволяют этот запрет обходить в законном порядке.

Возвращаясь к продолжительности рабочего процесса. Запомните, “суммированного учтенного рабочего времени” в Украине нет. Кто ведет учет? Кто ведет табель? Кто следит за графиком 8 часов?. Мы живем в реальном времени. И нужно же смотреть все разделы кодекса. Есть нормативный акт (сделанный работодателем) и есть коллективный договор (который может заключаться, но который уже не имеет соответствующей силы). Как вы думаете, какой из настоящих документов будет стоять выше? Однозначно, документ, который введен работодателем. Нормативный акт дает возможность узаконить все, что угодно. Даже бесконечно долгая рабочая неделя. Международные нормы говорят, что человек не может работать 60 часов на неделю. Давайте введем хотя бы этот запрет. Почему не хотим? Объясните — почему? Почему нами не ратифицирована международная хартия, которая содержит прямые запреты работать больше 60 часов. Почему? Вместо этого авторы так красиво сформулировали статьи кодекса, что и филологи и юристы скажут, что сопоставляя его разные нормы, рабочая неделя можно растянуть настолько, насколько захочет работодатель. Человека можно загнать работать в формат 7 дней по 24 часа. И это будет законно. Это и дух и буква этого кодекса. Да, этим новым кодексом мы даем возможность эксплуатировать человека, но давайте хотя бы впишем, что не больше 60 часов в неделю.

Какие еще места Трудового Кодекса вы считаете самыми проблемными?

Всех людей обычно увольняют, предупреждая за два месяца. Но, если предприятие малое, до двадцати людей, то по новому закону, об этом можно предупредить за две недели. То есть это – дискриминация по месту труда. Причем, мы, члены независимых профсоюзов, вместе с ФПУ и парламентариями выбрали несколько норм, которые вводить нельзя, которые за гранью человечности, права и здравого смысла. Это подписали все профсоюзы, которые есть в Украине. Мы хотели оставить права профсоюзов при согласовании и увольнении с работы, внести туда статьи о гарантиях деятельности прав профсоюзов на предприятии, выбросить норму о нарушении прав людей, которые работают на малых и средних предприятиях и статье о видеонадзоре и материальной ответственности. Кроме того, статья 200 проекта дает возможность работодателю отправлять людей в отпуск без сохранения заработной платы. И сейчас есть норма, которая позволяет отправлять людей в отпуск, но при этом человеку следует что-то платить за простои, его следует предупреждать. А здесь просто с сегодня на завтра человека могут отправить в отпуск без сохранения зарплаты и все.

Тот же Хара говорит, что новый кодекс дает людям право на забастовку. ФПУ, восхваляя кодекс, также говорит, что рабочему дается право на дополнительный отпуск.

Право на забастовку у людей было и без Трудового кодекса. Это конституционное право, которое ограничено другими нормативными актами. Но его нельзя реализовать. Процедурную легальную нормальную забастовку невозможно провести, потому что нет регламента ее проведения.

Об отпусках. Знаете, в Украине есть действующий закон об отпусках, который тоже дает право на дополнительный отпуск. Если мне память не изменяет, все редакции данного закона, начиная с 1996 года, давали это право. Это даже смешно комментировать. Трудовой кодекс дает права, которые мы и так имеем, согласно Конституции, но скромно молчит о том, что они отбирают у наемного работника. Трудовой кодекс сейчас защищает права работодателя.

Еще Хара хочет кодексом разделить профсоюзы на «кошерные» и «некошерные». Это голубая мечта всех председателей официальной федерации профсоюзов. Среди авторов закона – его предшественник Стоян.

Представители правящей коалиции по совместительству бывший и нынешний председатели официального профсоюзного движения считают, что их профсоюз наиболее репрезентативен.

На Западе некоторые профсоюзы тоже сотрудничают с властью, но стыдливо, это не випячивается. Такие лидеры точно не являются членами правящей партии, членами президиума. Но на сегодня главная проблема, что Трудовой кодекс, по которому должны жить все люди, официальные профсоюзы вместе с работодателями принимают тихо, без обсуждения, без национальной дискуссии, без учета интересов простого человека. Я считаю, что хотя бы год должны проходить всеукраинские дебаты.

Разрешение индивидуальных трудовых споров: сравнительный анализ проекта Трудового кодекса и Кодекса законов о труде Украины

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров на законодательном уровне урегулирован главой XV Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г. № 322-VIII с последующими изменениями и дополнениями (далее – «КЗоТ Украины»). Проект Трудового кодекса от 10.12.2009 г. № 1108 (далее – «Проект Трудового кодекса»), внесенный на рассмотрение Верховной Рады Украины во втором чтении, содержит Книгу ІX, посвященную индивидуальным трудовым спорам.

Определение и предмет индивидуального трудового спора

Действующее трудовое законодательство не содержит определения индивидуального трудового спора. По определению Проекта Трудового кодекса индивидуальный трудовой спор – это разногласия между работодателем и работником по вопросам заключения, выполнения, изменения, расторжения трудового договора, соблюдения норм трудового законодательства. Примерный перечень разногласий, которые могут быть предметом индивидуального трудового спора, установлен ст.425 Проекта Трудового кодекса. В частности, предметом индивидуального трудового спора могут быть разногласия относительно установления и изменения условий труда, соблюдения требований трудового законодательства, коллективных соглашений, коллективного или трудового договора, иных соглашений между работодателем и работником.

Органы, уполномоченные рассматривать индивидуальные трудовые споры

В соответствии с КЗоТ Украины трудовые споры рассматривают суды и комиссии по трудовым спорам (далее – «КТС»); причем последние являются обязательными первичными органами по рассмотрению трудовых споров, которые рассматривают все категории споров, кроме отнесенных к исключительной компетенции судов (ст. 224 КЗоТ Украины). Однако, в соответствии со ст.124 Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами, поэтому с принятием в 1996 году Конституции Украины стороны могут обращаться за разрешением любых трудовых споров непосредственно в суд без предварительного обращения в КТС.

Перечень трудовых споров, которые могут быть урегулированы КТС, в отличие от ныне действующего КЗоТ Украины, в Проекте Трудового кодекса не ограничен. В этой связи непонятной является норма Проекта Трудового кодекса устанавливающая, что суды рассматривают индивидуальные трудовые споры по заявлению работника, если спор не подлежит рассмотрению в КТС.

Кардинально изменен правовой статус КТС, а именно, из [обязательного] первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, КТС трансформирована в примирительный орган, который создается с целью «урегулирования индивидуальных трудовых споров путем поиска взаимоприемлемых решений и примирения сторон таких споров». Единственным органом, уполномоченным рассматривать индивидуальные трудовые споры в соответствии с Проектом Трудового кодекса, является суд, в том время как КТС выполняет исключительно примирительные функции.

Урегулирование трудовых споров в КТС

Проектом Трудового кодекса предусмотрено, что по согласованию между работодателем и профсоюзным представителем КТС может создаваться на всех предприятиях независимо от количества работников. Напомним, что действующее трудовое законодательство устанавливает, что КТС может создаваться лишь на тех предприятиях, общее количество работников которых составляет не менее 15 человек.

В соответствии с Проектом Трудового кодекса изменен порядок формирования КТС. Так, в соответствии со ст.429 Проекта Трудового кодекса количество представителей работников и работодателя в КТС должно быть равным, в то время как в соответствии с КЗоТ Украины количество работников в составе КТС должно быть не менее половины. Численный состав КТС определяется по взаимному согласию между работодателем и профсоюзным представителем.

Следует отметить, что согласно с Проектом Трудового кодекса работодатель назначает своих представителей в состав КТС своим приказом, в то время как представители работников в КТС избираются общим собранием трудового коллектива или же первичной профсоюзной организацией.

Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, возлагает обязанность по организационно-техническому обеспечению деятельности КТС на работодателя.

Согласно ст.225 КЗоТ Украины для обращения в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в спорах о выплате надлежащей ему заработной платы – без ограничения каким-либо сроком. Следует отметить, что КТС может восстановить установленные сроки, в случае их пропуска по уважительным причинам. Проект Трудового кодекса не устанавливает сроков обращения в КТС. Таким образом, работник может обратиться за защитой своих прав в КТС без ограничения каким-либо сроком. Вместе с тем, согласно со ст.431 Проекта Трудового кодекса обращению работника в КТС должно предшествовать его обращение непосредственно к работодателю (если существующие разногласия между работником и работодателем не были урегулированы в течение двух недель).

Согласно с действующим КЗоТ Украины заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей избранных в ее состав членов. В соответствии со ст.433 Проекта Трудового кодекса заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины представителей, входящих в ее состав.

Сроки рассмотрения индивидуального трудового спора КТС согласно с Проектом Трудового кодекса не изменились и составляют 10 [предположительно календарных] дней; в случае сложности спора КТС уполномочена продлить этот срок, но не более чем до 15 календарных дней.

В соответствии с Проектом Трудового кодекса решение КТС принимается по согласию всех членов комиссии, которые принимают участие в заседании, а не большинством голосов присутствующих, как предусмотрено действующим КЗоТ Украины. В случае несогласия хотя бы одного из членов КТС, рассматриваемое решение, которое предлагается к принятию, считается непринятым (ч.1 ст.435 Проекта Трудового кодекса). Поскольку задачей КТС является примирение сторон трудового спора, то решения КТС не могут приниматься простым большинством голосов. Следовательно, достижение консенсуса всеми членами комиссии является необходимым условием принятия решения, что позволит добиться высокой исполняемости решений КТС в добровольном порядке.

В случае неисполнения решения КТС в добровольном порядке, действующим трудовым законодательством установлен принудительный порядок его исполнения. Так, в соответствии со ст.230 КЗоТ Украины, в случае неисполнения собственником или уполномоченным им органом решения КТС в установленный срок, КТС выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. На основании такого удостоверения, предъявленного в государственную исполнительную службу не позднее трехмесячного срока со дня его выдачи, решение КТС подлежит принудительному исполнению.

Согласно со ст. 438 Проекта Трудового кодекса решения КТС являются обязательными для сторон индивидуального трудового спора, и подлежат добровольному исполнению работодателем в срок, предусмотренный решением. Таким образом, Проект Трудового кодекса устанавливает только добровольный порядок исполнения решения КТС работодателем.

Вместе с тем, необходимые изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве» не внесены, поэтому удостоверение КТС в случае приятия этого Проекта Трудового кодекса будет продолжать оставаться исполнительным документом. Право обжалования решения КТС в соответствии с Проектом Трудового кодекса Украины (в отличии от ныне действующего КЗоТ Украины) принадлежит только работнику. Последнее может быть расценено как дополнительный аргумент в пользу тезиса об исключительно добровольном порядке исполнения решений КТС в Проекте Трудового кодекса. Иными словами, работодатель лишен права обжалования решения КТС именно потому, что решение не подлежит принудительному исполнению.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

В соответствии с Проектом Трудового кодекса общий срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора продлен с трех месяцев до трех лет. Срок обращения в суд с исковым заявлением о незаконном увольнении не изменился и составляет один месяц. Такой же срок установлен Проектом Трудового кодекса применимо к исковым требованиям о переводе на другую работу и незаконном отказе в принятии на работу. Позитивным по нашему мнению положением Проекта Трудового кодекса является норма, конкретизирующая, что не ограничивается каким-либо сроком обращение в суд только с требованием о взыскании начисленной и своевременно невыплаченной работнику заработной платы, а не любым требованием, касающимся оплаты труда (ч.2 ст.440 Проекта Трудового кодекса).

Проект Трудового кодекса, как и действующее трудовое законодательство, освобождает работника от уплаты госпошлины и судебных расходов.

Проект Трудового кодекса не ограничивает оплачиваемый период вынужденного прогула при незаконном увольнении работника. Таким образом, работодатель должен будет компенсировать работнику средний заработок за весь период вынужденного прогула (или разницу в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы) при завершении судебного разбирательства в пользу истца. Напомним, что в соответствии с ч.2 ст.235 КЗоТ Украины при незаконном увольнении работодатель обязан оплатить работнику средний заработок за период вынужденного прогула или разницу в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год (кроме случаев, когда дело рассматривалось более одного года не по вине работника). Однако, в соответствии со сложившейся судебной практикой, суды очень часто принимают решения о компенсации среднего заработка за весь период вынужденного прогула без ограничения каким-либо сроком.

Проект Трудового кодекса, в отличие от действующего КЗоТ Украины, не содержит нормы, устанавливающей обязанность работодателя выплатить работнику компенсацию в размере среднего заработка за все время задержки выдачи трудовой книжки при увольнении. Следует отметить, что трудовая книжка является одним из документов, который должен быть предъявлен работником при поступлении на работу. Таким образом, работник лишается права на трудоустройство с соблюдением всех норм действующего законодательства вследствие неправомерного лишения его трудовой книжки прежним работодателем.

Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, устанавливает, что в случае задержки произведения расчета при увольнении по вине работодателя, а также задержки выполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, работодатель обязан выплатить работнику компенсацию в размере среднего заработка работника за все время задержки расчета (п.3 ст.127 Проекта Трудового кодекса).

Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, предусматривает привлечение к материальной ответственности должностное лицо предприятия за ущерб, причиненный незаконным увольнением или незаконным переводом работника на другую должность (выплату работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы).

Следует отметить, что в настоящее время Генеральная прокуратура Украины инициирует дальнейшее ужесточение ответственности должностных за грубое нарушение законодательства о труде, в том числе за незаконное увольнение. Так, в ноябре 2010 года Генеральный прокурор Украины обратился к Президенту Украины с предложением о внесении разработанного Генеральной прокуратурой Украины законопроекта на рассмотрение Верховного Совета Украины. Согласно с законопроектом предлагается за незаконное увольнение работника по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде установить санкцию в виде штрафа в размере до 8,5 тыс. гривен или лишения свободы на срок до 2 лет.

Проект Трудового кодекса, как и действующий КЗоТ Украины, предусматривает возможность возмещения работодателем морального ущерба работнику.

Абсолютным новшеством Проекта Трудового Кодекса в части рассмотрения трудовых споров является ч.3 ст.442 Проекта Трудового кодекса. Последняя устанавливает, что «с учетом ходатайства работодателя и согласия работника, суд может вместо восстановления на работе принять решение о выплате работнику компенсации в размере, определенном по договоренности сторон, но не меньше средней заработной платы за 12 месяцев». Таким образом, данная норма устанавливает возможность достижения сторонами мирового соглашения в части одних исковых требований и вынесения решения по сути других исковых требований. По нашему мнению, с процессуальной точки зрения будет достаточно сложно применять данную норму на практике.

В соответствии с Проектом Трудового кодекса, как и согласно с действующим КЗоТ Украины решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. Проект Трудового кодекса также устанавливает запрет поворота исполнения решения по трудовым спорам, кроме случаев, когда отмененное решение было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им поддельных документах.

Трудовые споры: что предлагается изменить в законодательстве

Еще по теме:

  • Алименты с пенсии в беларуси ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Купить земельный участок в луге ленинградской области Купить земельный участок в Лужском районе 29.10.2018 23:05 | Купить землю в Лужском районе Продаю участок в деревне Рассохи(деревни нет в списке на сайте) 30 км от города Луга, 9 км до Новгородской области. 25 соток, огорожены забором, […]
  • Продолжительность сокращенная рабочая неделя для педагогических работников Рабочее время педагогических работников Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются Кодексом законов о труде, законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», другими нормативно-правовыми […]
  • Договор ипотеки томск Договор ипотеки томск Уважаемые граждане! Сообщаем о том, что прием документов для участия в программе «Социальная ипотека» продлен до 15 декабря 2016 года. Консультации и прием документов осуществляются управлением молодежной политики […]
  • Закон о милиции в беларусь Закон Республики Беларусь от 29.06.1998 №172-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О милиции" (Документ утратил силу) (Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года) Документ […]
  • Защита прав детей в рб ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Как заполнить декларацию по имуществу 2014 год Как заполнить декларацию по налогу на имущество Статья опубликована в журнале "Вестник бухгалтера Московского региона" № 5 октябрь 2015 г. Л. Г. Федорова, В. Н. Горностаев, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Остаточная […]
  • Тобольск купить земельный участок Земельные участки в Тобольске Всего 39 объявлений Всего 39 объявлений Продажа земли с/х назначения, 24 сотки, 40. 6 ноября 185 Агентство Пожаловаться Заметка Продать землю с/х назначения, 10 соток. 6 ноября 224 […]