Толмачево воинская часть

562 АВИАЦИОННАЯ БАЗА АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ. НОВОСИБИРСК /ТОЛМАЧЁВО/

В связи с реформированием ВС РФ на месте базирования 37-й ОСАЭ образована 3917-я Авиационная База второго разряда «войсковая часть 23529». В состав авиабазы вошли личный состав и авиационная техника 337-го Отдельного Вертолётного Полка Боевого и Управления «войсковая часть 12212», базировавшегося на аэродроме Бердск /Центральный/ а также личный состав и техника базировавшихся на аэродроме Новосибирск /Толмачёво/ 37-й Отдельной Смешанной Авиационной Эскадрильи «войсковая часть 23406» и 21-й Авиационной Комендатуры «войсковая часть 23529».

2 ноября 2009 года 2-я ВЭ 337 ОВП БиУ на вертолётах Ми-8 перелетела в аэропорт «Толмачёво», который стал местом её базирования. 1-я ВЭ этого же полка на вертолётах Ми-24 осталась на аэродроме «Бердск /Центральный/» став 3-й ВЭ 3917-й Авиационной Базы.

1 декабря 2009 года в Авиационной базе числятся 3 эскадрильи:
— 1-я АЭ: командир АЭ подполковник Чашников В.Г., самолёты: 2 Ту-134, 3 Ан-12, 6 Ан-26;
— 2-я ВЭ: командир ВЭ подполковник Панин О.А. вертолёты Ми-8т/мт/мтв-2;
— 3-я ВЭ: командир ВЭ подполковник Орлов В.Ф. вертолёты: Ми-24в/п.

3917 Авиационной Базе присвоено условное наименование «войсковая часть 23529» и она перешла в подчинение 2-го Командования ВВС и ПВО (бывшая 14 А ВВС и ПВО).

Временно исполняющим обязанности командира Авиационной базы назначен командир 337 ОВП БиУ полковник Марцинкевич Э.Е.

За год существования Авиационной базы кроме учебно-тренировочных полётов, личный состав принимал участие и обеспечивал:
— оперативно-стратегические учения «Восток-2010» на полигоне «Юрга»;
— два экипажа вертолётов Ми-8мт командиры подполковник Панин О.А. и майор Хасанов В.Х. успешно ликвидировали ледовые заторы на реке Чумыш.
— с 9 по 27 сентября группа из 4-х вертолётов Ми-8мт (№55, 65, 67, 58) совместно с техническим составом находилась в Республике Казахстан на полигоне Матебулак. Где принимала участие в совместных учениях стран-участниц ШОС «Мирная миссия — 2010»;
— 4 раза экипажи вертолётов Ми-8 обеспечивали ПСО запусков пилотируемых космических кораблей с аэродрома Горно-Алтайск;
— перевозка личного состава и грузов в интересах 2-го Командования ВВС и ПВО;
— перевозка Полномочного Представителя в Сибирском Федеральном Округе;
— обеспечение парашютных прыжков курсантов филиала ВУНЦ города Новосибирск.

30 ноября 2010 года 3917 Авиационная База подверглась реорганизации и была расформирована.

На её месте, на основании Директивы МО РФ № 011 от 18 июля 2010 года создана 562-я Авиационная База Армейской Авиации II разряда «войсковая часть 12739».

Командиром 562-й Авиационной базы назначен полковник Яворенко Евгений Викторович.

В составе Авиабазы числится:
— 1-я ВЭ: командир ВЭ подполковник Орлов В.Ф. 22 вертолёта Ми-24в/п;
— 2-я ВЭ: командир ВЭ подполковник Дмитрюк В.Л. 16 вертолётов Ми-8т/мт.

Самолётная составляющая 3917-й Авиационной Базы перелетела на аэродром «Кольцово» города Екатеринбург, вслед за передислокацией штаба 2-го Командования ВВС и ПВО, где была создана Авиационная Группа «войсковая часть 69806-3», подчиняющаяся 6980-й Авиабазе со штабом на аэродроме города Челябинск /Шагол/.

Трудным выдался для вновь сформированной Авиабазы 2011 год. В середине августа 2011 года 80% личного состава части перебазировалась на аэродром города Троицк, для участия в широкомасштабных учениях «Центр — 2011».

Находясь в одной командировке, авиагруппе в составе: 2 экипажа Ми-8мт и 2 экипажа Ми-24п довелось побывать во второй командировке. С 17 по 23 сентября группа привлекались для обеспечения учений на полигоне Тоцкое. Она выполнила перелёт по маршруту Троицк — Чебеньки — Тоцкое и обратно.

С 29 сентября по 1 октября личный состав части вернулся на аэродром базирования «Толмачёво». По оценки командования за участие в учениях Личный состав базы получил высокую оценку.

В срок к 1 декабря 2011 года в 562-й Авиационной Базе, была сформирована 3-я Вертолётная Эскадрилья, в её состав вошли личный состав и авиационная техника из трех сокращенных ОВЭ РВСН:
— 68-я ОВЭ — Ужур, «войсковая часть 95824»;
— 207-я ОВЭ — Пашино, «войсковая часть 40260»;
— 337-я ОВЭ — Сибирский, «войсковая часть 29557».

Временно исполняющим обязанности командира эскадрильи назначен Заместитель Командира 337-й ОВЭ — майор Раскотов Виталий Александрович. По штату в эскадрильи числится 12 вертолётов Ми-8мт.

После расформирования ОВЭ в состав Авиабазы вошли авиационные комендатуры:
— аэродрома Ужур;
— аэродрома Сибирский.

23 декабря 2011 года 562-й Авиационной Базе было вручено Боевое Знамя Части. Знамя ВрИО Командира Базы полковнику Марцинкевичу Э.Е. вручил Начальник штаба «войсковой части 71592» генерал-майор Татаренко.

В 2012 году продолжилась упорная боевая подготовка.

В апреле 2012 года на базе 562-й АвБ проводились сборы по подготовке лётного состава к полётам высокогорные площадки. Для выполнения полётов использовалась высокогорная площадка «Онгудай» и 2 вертолёта Ми-8мт и 2 вертолёта Ми-24п.

В период с 24 по 26 апреля было проведено ЛТУ Авиабазы с перебазированием на аэродром рассредоточения «Сибирский». Было перебазировано 16 вертолётов Ми-8 и ?? вертолётов Ми-24.

25 апреля 4 вертолёта Ми-8 под прикрытием 2 вертолётов Ми-24, выполнили высадку десанта на перевале Семинский, дозаправку на площадке Онгудай, и возврат на аэродром «Сибирский». 2 вертолёта Ми-8 выполняли минирование, 4 вертолета под прикрытием пары Ми-24 выполняли высадку тактического воздушного десанта. На ЛТУ присутствовал командующий 2 К ВВС и ПВО генерал-майор Виктор Михайлович Севостьянов. По итогам ЛТУ часть получила оценку — «хорошо».

С 15 мая по 10 июня 2012 года на базе Авиабазы проводились сборы по отработке выполнения полётов на выполнение спасательных работ над водной поверхностью и на применение Водосливного устройства (ВСУ) с акватории Обского Водохранилища.

С 12 по 16 мая три экипажа Базы участвовали в ликвидации пожаров в Оренбургской области. Было выполнено 19 полётов, выполнено 118 сливов воды с общим налётом 31 час.

В течение года три раза экипажи вертолётов Ми-8 обеспечивали ПСО запусков пилотируемых космических кораблей с аэродрома Горно-Алтайск;

25 июля во время следования грузового поезда с боеприпасами около станции Тихомировская произошло возгорание одного из вагонов состава. В последующем пожар распространился еще на несколько вагонов, что привело к взрыву одно из них, с последующим возгоранием травы. Были подняты по тревоге 5 экипажей вертолётов Ми-8, которые 25 и 26 июля осуществляли тушение пожара. Выполнено 32 полёта с налётом 21 час 45 минут, выполнено 160 сливов воды массой 240 тонн.

В период с 31 июля по 13 августа две группы вертолётов принимали участие в тушении пожаров в Томской области.

Первая группа: 2 вертолёта Ми-8мт №№ 60, 56 командиры экипажей майоры Герасимов В.Н, Архипов А.А, Рыжиков А.С. Группа базировалась в аэропорту города Томск — Багашево. Экипажи выполнили 43 (25) полёта с налётом 69 часов 16 минут, перевезено 198 человек 23,3 тонна груза, выполнено 30 сливов из ВСУ общей массой воды 70,5 тонны.

Вторая группа: 2 вертолёта Ми-8мт №№ 52, 68 командиры майор Томчук В.В., капитан Кузин С.В. Группа поэтапно базировалась в городах Колпашево, Каргасок, Александровское. За две недели было совершено 77 полётов с налётом 89 часов 21 минута, перевезено 85 пассажиров, 4,7 тонн груза, выполнено 273 слива из ВСУ общей массой воды 546 тонн.

Фотовыставка в Новосибирске

В рамках юбилея ВВС РФ приглашаем Вас посетить выставку фотографий «Набирая высоту», которая пройдет в Парке имени Кирова в период с 13 октября по 13 ноября 2012 года.

Место проведения: Новосибирск, Парк имени Кирова

Дата открытия: 13.10.2012 в 12:00

Период экспозиции: с 13.10.2012 – 13.11.2012

Заброшенные военные части под Толмачёво, Новосибирск | 2013

Осенние прогулки по заброшенным военным базам под Толмачёво.
Скажу Вам — не лёгкое это дело 😉

Согласно сайту wikimapia.org, на фото — заброшенные склады военной части.
Какой военной части они принадлежат — неизвестно

На территории складов ничего ценного, практически, не осталось — все здания в ужасном состоянии

Одно из складских помещений. Похоже, заброшенно уже очень давно

На всей территории всего 4 сохранившихся здания, и то — не особо-то и сохранились

Сразу видно — склады-боян

Похоже на канализацию или очистные сооружения

Именно в этом здании мы нашли ОЗК, но он был порван 🙁

Был теплый пасмурный осенний день.

Как у любой заброшенной военной части, где-нибудь недалеко есть свалка

Свалка, в которой лежат ящики от противогазов.

. и множество бутылок от ИПП-8 (Индивидуальный Перевязочный Пакет)

Далее — мы покидаем эти склады и едем дальше — заброшенная база в/ч 31665Г, ЗРК-С75 (Зенитно-Ракетный комплекс)

По некоторым догадкам — военная часть расформированна в 1991 году из-за близкого нахождения с аэропортом

На территории также — очень высокая трава, ценного нет ничего

Остатки зданий уже пускают свои корни в землю совместно с деревьями

По всей видимости — стелла, на которой было название части

Ангары, в которых хранилась техника

Проход между ними 😉

Все бомбоубежища на территориях закопаны или затоплены

Толмачево воинская часть


К 1917 году в Толмачево проживало 1367 человек. Местные крестьяне занимались сельским хозяйством, а в зимнее время подрабатывали извозом на проходившем севернее Московско-Сибирском тракте. Это была крупнейшая транспортная магистраль в Сибири до строительства железной дороги.

В сборнике «Списки населенных мест Сибирского края» в томе первом «Округа Юго-Западной Сибири», вышедшем в Новониколаевске в 1928 году, указано, что деревня Толмачево относится к Бугринскому району Новосибирского округа. В ней есть сельский Совет, одна школа. По переписи 1926 года насчитывается 320 хозяйств, население в основном русской национальности.

В 1935 году для ремонта авиационной техники, находящейся на вооружении в войсковых частях ВВС страны, в Толмачево были созданы небольшие авиационные мастерские. Работая в примитивных условиях, в неприспособленных помещениях, с нехваткой технического оборудования и квалифицированных рабочих уже в 1938 году было отремонтировано 31 самолет, 60 авиамоторов, 100 авиационных лыж. В 1941 году мастерские были включены в состав Новосибирской военной авиационной школы, с января 1942 года — 125 авиационные мастерские, штатная численность — 80 человек, с января 1943 года – 125 авиационные стационарные мастерские, с 1946 года – войсковая часть 55680, с 1956 года – 26 авиационный ремонтный завод, освоен ремонт реактивной радиотехники (самолеты МИГ-15, МИГ-17, авиадвигателей ВК-1).

Герб и флаг города Оби внесены в Государственный геральдический регистр
Российской Федерации за №№ 1595 и 1596.

Флаг города разработан на основе герба. Полосы белого и зелёного цвета, подчёркивают природные богатства, окружающие город. Зелёный цвет традиционно связывают с природой, экологией, здоровьем, жизненным ростом, белый цвет говорит о бескрайних сибирских просторах. Белый цвет (серебро) в геральдике символизирует чистоту, искренность, чистосердечность, благородство. Река Обь, давшая название городу, отражена в виде горизонтальной полосы. Перемена цвета реки означает два её состояния — летом и зимой. Синий цвет — символ истины, чести и добродетели, чистого неба и водных просторов. Город Обь в настоящее время является крупнейшим транспортным узлом Сибири. На флаге красная и жёлтая полосы показывают проходящие через город железнодорожную Транссибирскую магистраль и автодорогу Челябинск — Чита. Геральдической фигурой — лётом (стилизованное изображение крыльев) отражена роль города как международного воздушного порта. Красный цвет — символ жизненной силы, труда, мужества и стойкости. Жёлтый (золото) — символ постоянства, прочности, знания, интеллекта.

В 2003 году здание разрушенного Гарнизонного дома офицеров, построенного в 1938 году, передано Новосибирской епархии, которая при поддержки администрации Новосибирской области, за период 2003-2007 гг., провела масштабные восстановительные работы крыши, стен, окон, коммуникаций здания. 27 сентября 2007 года на здании установлен православный крест, с 01 октября 2007 года приступила к занятиям первая группа студентов Новосибирской Духовной семинарии. 26.04.2008 архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил малое освещение православного храма при Новосибирских Духовных школ и храм открыл двери для прихожан города.
31 августа 2007 года открыта автомобильная дорога «г. Новосибирск- аэропорт «Толмачево», протяженностью 11,4 км, строительство которой началось 1997 году. Строительство велось по обводненной местности, 50 % насыпи земляного полотна дороги возведено методом гидронамыва из песка оз. Медвежьего, через р. Власиха построен железобетонный мост длиной 47,2 м, шириной 21 м, построено 16 остановочных автопавильонов, в городе Оби построены четыре подземных пешеходных перехода, надземный пешеходный переход над авто и железной дорогами. В 2004 году на ней открыто движение для легкового транспорта.
С декабря 2008 года в городе начал функционировать Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, под крышей которого разместились: отдел пособий и социальных выплат, отделение по г.Оби Управления Федеральной миграционной службы, Дирекция единого Заказчика, банк «Левобережный».
В 2008 году был подведен газ к жилым домам частного сектора северной части города, в 2009 году к домам южной части.
30 января 2009 года состоялось торжественное открытие универсального розничного рынка «Обской», 09 декабря 2011 года — микрорынка «Калиниский», в районе улицы Горького.
К 40-ю города (2009 г.) преобразилась главная площадь города – свидетель всех значимых событий города, перед ДК «Крылья Сибири». Был разбит парк, из лип, берез, кленов, елей и рябин, сооружены цветочные клумбы, саму площадь покрыла брусчатка, крыльцо здания облицовано плиткой. На месте старого фонтана, сооружен новый фонтанный комплекс, производства Греции.
23 сентября 2010 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию мемориального комплекса «Звезда», в сквере «Звездочка», разбитого 65 лет назад в виде пятиконечной звезды из елей, в память о тех, кто героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны.
25 сентября 2010 года введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса-2, сертифицированная по II категории ИКАО, которая может принимать любые типы воздушных судов, в сложных метеоусловиях. Строительство полосы велось 23 года. Первым судном приземлившимся на ВПП-2 стал Airbas 320 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс № 807 Москва-Новосибирск).
09 мая 2011 года открылся музей боевой славы ветеранов войн, который пользуется большой популярность как среди подрастающего, так и взрослого населения города.
В июне 2011 года открыт городской мини-музей истории города, организатором которого стал Женсовет города Оби, на средства гранта Губернатора Новосибирской области приобретено и смонтировано оборудование для музейных экспозиций.
Кроме главной Транссибирской железнодорожной магистрали, которая разделяет город Обь на две части северную и южную, город пересекает автодорога федерального значения Челябинск-Иркутск («Байкал»). Географическое положение города определяет его развитие, как мультимодального транспортного узла.
С 1977 года по настоящее время 21 жителю города присвоено звание «Почётный гражданин города Оби», которые внесли большой вклад общественную и культурную жизнь города.
Сфера социального обеспечения представлена учреждениями: Комплексным центром социального обслуживания населения города Оби «Забота», Обским психоневрологическим интернатом с отделением для детей-инвалидов, а сфера здравоохранения — Обской центрального городской больницей, в структуре которой находятся 4 поликлиники, 11отделений, 3 стационара, в т.ч. 1 дневной, стоматологический кабинет, женская консультация, Центр планирования семьи, 2 лаборатории, 3 ФАПа (д. Алексеевка, п. Красномайский, с. Красноглинное).
Система образования города Оби представлена пятью дошкольными учреждениями, одной начальной, тремя общеобразовательными школами, одной вечерней школой, Городским центром дополнительного образования детей, Психолого-педагогическим медико-социальным центром «Вера», Межшкольным информационным центром и Центром бухгалтерского и информационно-методического обеспечения.
Культура города Оби представлена следующими учреждениями: Детской школой искусств г. Оби, Дворцом Культуры «Крылья Сибири» и Центральной библиотечной системой города Оби, в составе 4-х библиотек.
С 1947 года поселком и городом руководили: Волчек Василий Михайлович, Смешков Иван Андреевич, Куровский Александр Егорович, Дунаев Михаил Пантелеевич, Косарев Николай Петрович, Румянцев Павел Иванович, Козлов Василий Васильевич, Мозжерин Александр Иванович, Воинцев Геннадий Дмитриевич, Пясецкий Евгений Михайлович, Степанов Валерий Михайлович, Нешин Андрей Геннадьевич, с февраля 2015 года по настоящее время Мозжерин Александр Александрович.
На сегодняшний день общая площадь города составляет 2195 га, насчитывается 66 улиц, 2 «микрорайона»: Военный городок и ЖКО аэропорта, 26 переулков, один проспект Мозжерина, один тракт Омский.
Численность населения города Оби на 01.01.2013 составила 26857 человек, трудовые ресурсы составили 16383 человека.
Одной из стратегических целей в социально-экономическом развитии города является развитие экономического потенциала. Анализ социально-экономической ситуации по итогам 2012 года свидетельствует об увеличении темпов экономического развития и росте отдельных показателей по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Промышленность города представлена малыми и средними предприятиями, объем выпуска, которых в 2012 году составил 598 млн. руб. На сегодняшний день градообразующими предприятиями города по праву можно назвать: ОАО «Аэропорт «Толмачево», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», Новосибирский центр ОВД «Запсибаэронавигация», ЗАО «Капитан», ОПМС – 19.
Основным доходным источником в бюджете города является налог на доходы физических лиц, доля которого в собственных доходах составила в 2012 году 72 %.
В 2012 году в эксплуатацию введено 11,1 тыс. кв. м. жилья.
В последующие годы продолжится работа, направленная на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятной предпринимательской среды, стимулирование экономического роста и модернизации производства.
21 Обчанин удостоены почетного звания «Почётный гражданин города Оби».

Информация предоставлена начальником архивной службы
администрации города Оби Новосибирской области Н.В. Повелко

41-я дивизия противовоздушной обороны (в/ч 29286)

Местом дислокации 41-й дивизии противовоздушной обороны, или в/ч 29286 является г. Обь Новосибирской области. Подразделение ранее называлось 9-й бригадой воздушно-космической обороны. В 2010 г. управление переведено в Новосибирск. В состав дивизии входят три зенитно-ракетных полка, один радиотехнический и узел связи.
В части солдаты проходят курс молодого бойца, после которого распределяются по другим воинским подразделениям, относящимся к 41-й дивизии ПВО (в Новосибирск, Ангарск, Плотниково и Ачинск). Некоторые новобранцы проходят срочную службу в г. Оби, где находится радиотехнический полк и сама дивизия.

Нарукавная эмблема 41-й дивизии ПВО

Впечатления очевидцев

Город расположен недалеко от аэропорта Толмачево, недалеко от реки Обь. Инфраструктура городка достаточно развита, есть все необходимое. Отмечают достаточно плохую воду в городе и советуют приобретать для бойцов питьевую воду.
Что касается условий службы в в/ч 29286, то очевидцы называют их удовлетворительными. Солдат размещают в стандартной казарме с двухъярусными спальными кроватями. Есть столовая, по поводу качества питания отзывы различные. В здании общежития расположен чипок, а магазин «Флагман» — рядом с частью. Для оплаты принимают банковские карты.
Денежное довольствие воинская часть 29286 начисляет на карту ВТБ-24. Банкомат есть на территории части.

Боевое знамя дивизии

Присягу принимают в 10.00 утра. Родственникам рекомендуют приехать пораньше, чтобы успеть зарегистрироваться, найти данные бойца в списках и получить пропуск. По окончанию мероприятия для родителей проводят экскурсию по в/ч 29286. Показывают, как правило, казарму, учебные классы и столовую.
После присяги разрешена увольнительная с ночевкой. В остальное время службы – тоже, но по выходным. В увольнение отпускают с 9.00, но солдат должен прийти на вечернюю и утреннюю проверку. Некоторые очевидцы рассказывают, что отзванивались командиру подразделения в 7.15 утра.
Звонить родственникам служащим в/ч 29286 можно только по выходным, в вечернее время. В остальное время телефоны сдаются на хранение. Мобильные выдаются солдату под роспись. На территории г. Обь есть покрытие Билайна, МТС и Теле-2. Мегафон может работать с перебоями.
Солдаты долго акклиматизируются, их могут поместить в лазарет при части. Госпиталя в Оби нет, его функцию выполняет городская больница. Ближайший военный госпиталь находится в г. Новосибирске.

Приведение новобранцев в/ч к воинской присяге

Информация для мамы

Посылки и письма

Адрес части: 633103, Новосибирская обл., г. Обь, войсковая часть 29286, ФИО солдата, наименование подразделения (информацию уточняйте у служащего).
Адрес почтового отделения: 633103, Новосибирская обл., г. Обь-3, ул. ул. ЖКО Аэрофлота в/г ГВФ, 19. Отделение работает с 8.00 до 20.00 по будням и с 9.00 до 18.00 по субботам. За посылками ходят группами, их получают по военному билету. Содержимое могут досматривать в штабе. Письма и уведомления о посылках поступают на адрес части.

Торжественная речь командира в/ч 29286 9 мая 2016 года

Контактные телефоны

7 (953) 863-35-79 – дежурный, подскажут дату присяги и как доехать до дивизии;
7 (383-73) 253-18-10 – коммутатор узла связи, также можно уточнить маршрут;
7 (383) 260-04-11 – 425-й военный госпиталь в Новосибирске;
7 (383-73) 2-24-50 – телефон центральной больницы в г. Обь;
7 (383-73) 5-27-88 – телефон почтового отделения.

На церемонии военной присяги

Как добраться

Из Новосибирска до г. Оби:

  • От железнодорожного вокзала есть бесплатные трансферы до аэропорта.
  • На экспрессе № 111-э с автовокзала;
  • На автобусе № 112 с железнодорожного и автовокзалов;
  • На поездах «Чита-Москва», «Новокузнецк – Санкт-Петербург» и «Красноярск-Москва». Расписание остальных рейсов уточняйте в кассах вокзала или по тел.: 7 (495) 970-17-17.

Построение на плацу

До части, зная маршрут, можно добраться на такси. Телефоны местных служб: 7 (913) 922-74-74, 7 (962) 830-87-97, 7 (953) 797-01-52.

Авиация России

Аэропорт Толмачёво

Днём рождения воздушных ворот Сибири считается 12 июля 1957 года. Именно в этот день из Новосибирска был выполнен первый регулярный пассажирский рейс в Москву на самолёте Ту-104.

Толмачёво — один из двух аэропортов Новосибирска, крупнейший по пассажиропотоку международный аэропорт Сибири, через который проходит большое количество транзитных воздушных линий из Юго-Восточной Азии в Европу и из Северной Америки в Индию и Азию.

Наряду с московскими аэропортами Домодедово и Шереметьево, Толмачёво способен принимать аэробус A380. Пропускная способность аэропорта, при условии двух работающих ВПП, — 40 взлётно-посадочных операций в час. На протяжении четырёх лет — с 2012 по 2015 аэропорт ежегодно обслуживал более трёх миллионов пассажиров. Аэропорт расположен на окраине города Обь, в 17 км от центра Новосибирска.

Благодаря своему выгодному расположению и наличию разветвленной маршрутной сети аэропорт Толмачёво традиционно обслуживает значительное количество пассажиров не только из Новосибирской области, но также из близлежащих регионов — Томской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай.

Концентрация в Новосибирске железнодорожных, автомобильных и водных транспортных путей сообщения и расширение торгово-экономических связей Сибирского федерального округа с зарубежными и российскими партнёрами способствуют развитию аэропорта Толмачёво как одного из крупнейших авиатранспортных узлов за Уралом.

История аэропорта начинается в 1939 году, когда в селе Толмачёво была размещена военная авиационная школа пилотов ВВС Красной Армии, которая готовила специалистов для гражданской и военной авиации. В апреле 1941 года в военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлётно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по отношению друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. Работы развернулись к востоку от современной ВПП-1, сейчас здесь базируется 562-я авиационная база армейской авиации.

Авиабаза Толмачёво, 9 октября 1941 г.

9 октября 1941 года Толмачёвский военный аэродрома был принят в эксплуатацию. В строительстве было задействовано 3,5 тысячи рабочих и более 300 единиц техники. Работа ударными темпами в условиях начавшейся войны позволили сдать аэродром всего через полгода после начала работ.

22 июня 1941 года на аэродром Толмачёво был перебазирован 19-й запасной истребительный авиационный полк 5-й запасной авиационной бригады, который до 1 апреля 1944 года занимался обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА. Здесь проходили подготовку полки и отдельные экипажи на самолётах ЛаГГ-3, Як-7б, Як-9 и Як-3. Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1944 годы на аэродроме совершали промежуточные посадки истребители Р-39 Aircobra и Р-40, которые поступали по ленд-лизу в Советский Союз из США, а также бомбардировщики Пе-2 и Ил-4, изготовленные в Комсомольске-на-Амуре, Улан-Удэ и Иркутске.

Толмачёво, 1950-е годы

В начале 50-х годов в Советском Союзе начался бурный рост пассажирских перевозок. Во время весенней и осенней распутицы пассажирам, вылетающим из Новосибирска, чтобы попасть в самолёт приходилось буквально месить грязь, пробираясь по лётному полю. Все наземные службы ютились во времянках, щитовых домах, помещениях, полученных от военных и находившихся на значительном удалении от ВПП. Столице Советской Сибири требовался современный аэропорт, и в 1951 году рядом с авиабазой на окраине посёлка Обь началось строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 2100 метров, которая в модернизированном виде эксплуатируется и сегодня (ВПП-1 07/25).

В 1957 году строительство ВПП было завершено, и 12 июля на реактивном самолёте Ту-104 был выполнен первый пассажирский рейс № 020 Новосибирск — Москва. Совершив промежуточную посадку в Свердловске, самолёт доставил в столицу 50 пассажиров. Этот день — 12 июля 1957 года, — принято считать днём рождения новосибирского аэропорта Толмачёво.

Здание первого аэровокзала аэропорта Толмачёво

В 1956 году началось строительство аэровокзала, который был сдан в эксплуатацию 1 декабря 1957 года. Аэропорт получил здание с залом ожидания, зоной регистрации пассажиров, телеграфом, кассами и зоной выдачи багажа. Сейчас здесь находится контрольно-диспетчерский пункт

24 апреля 1961 года на авиатрассы Советского Союза вышел турбовинтовой дальнемагистральный самолёт Ту-114. Этот лайнер выполнял один из самых протяжённых рейсов из Москвы в Хабаровск, и аэропорт Толмачёво стал запасным аэродромом для посадки на этой протяжённой трассе.

В 1962 году аэропорт начал обслуживать международные рейсы — в связи с ремонтом ВПП в Иркутске самолёты из Москвы в Пекин, Пхеньян и Улан-Батор совершали промежуточные посадки в Новосибирске. В этом же году столица Сибири стала городом-миллионником, вместе с городом развивается и аэропорт — растёт пассажиро- и грузооборот, старый аэровокзал уже не удовлетворяет требованиям динамичных 60-х, и 21 ноября 1963 года открылся новый аэровокзал общей площадью более 10 000 кв.м. Аэропорт с новым аэровокзалом получил служебное помещение, в котором разместился командно-диспетчерский пункт, мастерские для ремонта реактивных самолётов, склад материалов. Теперь аэропорт Новосибирска обеспечивал пропускную способность 1000 пассажиров в час.

Аэровокзал аэропорта Толмачёво, 60-90-е годы.

Более 30 лет трёхэтажное здание с красным козырьком было визитной карточкой главного аэропорта Сибири.

В 60-х годах на авиалинии СССР вышел новый пассажирский межконтинентальный самолёт Ил-62. 29 января 1965 года в Толмачёво в рамках лётных испытаний совершил посадку один из прототипов Ил-62, а спустя два года Ил-62 начал выполнять регулярные рейсы из Новосибирска в Москву и Хабаровск. Этот комфортабельный современный лайнер пришёл на смену Ту-114.

Выход на авиалинии страны таких лайнеров, как Ил-62 и Ту-154 с увеличенной взлётной массой и растущий объёмом авиаперевозок требовал дальнейшего совершенствования аэродромной инфраструктуры. В 1968 году в Толмачёво началась модернизация взлётно-посадочной полосы, её длина увеличивалась до современных 3600 метров. ВПП 07/25 шириной 60 м имеет асфальтобетонное покрытие без ограничений на массу принимаемых воздушных судов. Полоса оборудована курсо-глиссадной системой (ILS) 1 категории, приводными радиомаяками и светосигнальными системами. Так как аэропорт Толмачёво имеет как гражданское, так и военное назначение, ВПП-1 принадлежит Министерству обороны России.

Спустя 10 лет после того, как в Новосибирске появился миллионный житель, стал «миллионником» и новосибирский аэропорт. В 1972 году пассажиропоток Толмачёво превысил 1 млн пассажиров в год. Всего четыре года понадобилось аэропорту, чтобы вдвое увеличить пассажиропоток — в 1976 году было обслужено более 2 млн человек. Увеличение пассажиропотока не в последнюю очередь было связано и с началом эксплуатации нового пассажирского самолёта Ту-154 летом 1974 года.

Ту-154А борт СССР-85087 после пожара.

В феврале 1978 года в аэропорту произошло серьёзное ЧП. Во время подготовки самолёта Ту-154А борт СССР-85087 к очередному рейсу, техник, который проводил работы на борту лайнера, оставил без присмотра включенный обогреватель из-за чего произошло возгорание ветоши, лежавшей перед нагревателем. Через рукав потоком воздуха её выбросило в кабину, самолёт загорелся. Лайнер был значительно повреждён — полностью прогорела верхняя часть фюзеляжа. Хвостовая часть практически не пострадала и в марте 1978 года борт СССР-85087 был списан, а его хвостовую часть и предоставили «Мосфильму» для съёмки фильма-катастрофы «Экипаж».

В мае 1982 года из Новосибирска во Внуково начал выполнять регулярные рейсы первый советский аэробус — широкофюзеляжный самолёт Ил-86. В середине 80-х становится понятно, что в ближайшем будущем одной полосы аэропорту уже не будет хватать для его динамичного развития, принимается решение о строительстве ВПП-2, которое началось в 1987 году. Но распад СССР и последовавший затем экономический кризис привели к тому, что в 1995 году строительство было остановлено. К этому времени были готовы двухслойное покрытие ВПП-2 и рулёжная дорожка к ВПП-1, строителям оставалось смонтировать светосигнальное оборудование и построить диспетчерский пункт, но госфинансирование проекта было прекращено и возобновилось только в 2002 году.

В 1991 году аэропорт обслужил 2 млн 650 тыс. пассажиров. Этот рекорд был побит только спустя 20 лет — в 2011 году пассажиропоток аэропорта составил более 2 млн 765 тыс. человек. В начале 90-х аэропорт Новосибирска достиг максимального развития маршрутной сети и был связан прямым авиасообщением с 175 городами СССР.

В 1992 году аэропорт Толмачево получил статус международного и открывает таможенный и пограничные посты, хотя первые международные рейсы начинают выполняться в Харбин и Франкфурт-на-Майне ещё летом-осенью 1991 года. В 1995 году произошла смена формы собственности аэропорта. Толмачёвский объединённый авиаотряд был преобразован в три самостоятельных предприятия: государственное авиапредприятие «Аэропорт Толмачёво», авиакомпания «Сибирь» и ЗапСибаэронавигация.

Терминал международных авиалиний

Стремительно растущий пассажиропоток на международных авиалиниях потребовал расширения аэровокзального комплекса — в 1997 году был достроен и сдан в эксплуатацию международный терминал расчитанный на обслуживание 450 пассажиров в час и включающий в себя привокзальную площадь и четыре новых авиастоянки для Ил-86. Международный терминал стал обслуживать чартерные рейсы в Китай, Германию, Индонезию, Объединённые Арабские Эмираты и другие страны.

В 2004-2009 годах была проведена масштабная реконструкция терминалов аэропорта. Изначально созданный по типовому проекту аэровокзал внутренних авиалиний был полностью перестроен и приобрел современные очертания, в 2006 году был сдан в эксплуатацию блок прилёта и введены в строй телетрапы, которые очень актуальны в сибирском аэропорту особенно в осенне-зимний период. В 2008 году французская компания ADPI Designers & Planners составила проект нового пассажирского терминала. Планируемая площадь составляла 81,2 кв.м. 28 октября того же года был открыт новый отель повышенной комфортности «SkyPort». В июне 2009 года была введена в эксплуатацию вторая линия терминала, предназначенного для международных рейсов. Это событие имело важное значение для Сибирского региона, т.к. запуск второй очереди позволил повысить пропускную способность пассажиров почти в два раза.

Встреча первого самолёта на ВПП-2

25 сентября 2010 года состоялось торжественное открытие второй взлётно-посадочной полосы. Airbus A320 «Аэрофлота», следовавший из Москвы, совершил первую посадку на вторую взлётно-посадочную полосу Толмачёво. Аэропорт стал единственным аэропортом в Азиатской части России, имеющим две ВПП. Вторая ВПП 16/34, длиной 3602 м, имеет ширину 45 м, бетонное покрытие не имеет ограничений по массе принимаемых воздушных судов, полоса оборудована ILS 2 категории.

В июле 2012 года на въезде в аэропорт установили памятник Ту-154 (бортовой номер RA-85628) — самому массовому отечественному среднемагистральному лайнеру. Установка самолёта на вечную стоянку была приурочена сразу к трём знаменательным датам: 55-летнему юбилею аэропорта, 40-летию эксплуатации Ту-154 и 20-летию базовой авиакомпании аэропорта S7 Airlines. В ноябре того же года аэропорт впервые в своей истории обслужил трёхмиллионного пассажира, а по итогам 2012 года пассажиропоток превысил 3 млн 260 тыс. пассажиров.

В 2013 году началась подготовка к модернизации терминала международных авиалиний, в рамках которой предусматривалось значительное увеличение площади и пропускной способности терминала, а также усовершенствование аэровокзальной инфраструктуры. Начались работы по проектированию реконструкции ряда важнейших объектов аэродромного комплекса, в том числе перрона и ВПП-1. Срок разработки проекта — до ноября 2014 года.

Международный терминал

21 июля 2015 года была завершена реконструкция международного терминала аэропорта Толмачёво. Площадь терминала до реконструкции составляла 10 000 кв. м. В ходе работ она была увеличена до 27 000 кв. м, пропускная способность увеличилась с 750 до 1300 пассажиров/час.

Сегодня новосибирский аэропорт — один из крупнейших авиаузлов России. Он располагает двумя пассажирскими терминалами с VIP-залом, грузовым терминалом, комфортабельным отелем, сертифицированный Европейским агентством по безопасности полётов (EASA) ремонтной базой. В аэропорту работает авиационный учебный центр (АУЦ), где проходят первоначальную подготовку и повышение квалификации сотрудники службы организации пассажирских перевозок, инспектора службы авиационной безопасности, специалисты поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, а также специалисты, занятые в проведении противообледенительной обработки воздушных судов. Взлёты и прилёты самолётов производятся на две полосы одновременно с использованием спутниковой навигации.

По оценкам специалистов пассажиропоток в Толмачёво ежегодно может увеличиваться на 10-15%. Поэтому ещё в 2010 году министр транспорта Игорь Левитин предложил региональным властям заблаговременно предусмотреть место под строительство третьей взлётно-посадочной полосы. Министр отметил, что в будущем планируется принять ВПП-1 в ведение Росавиации, т.к. сейчас она принадлежит Министерству обороны, и провести её реконструкцию. Но можно пойти и по другому пути: если развитие аэропорта будет идти более быстрыми темпами, то тогда можно будет построить ВПП-3, а ВПП-1 сделать рулежной дорожкой.

Андрей Величко,
сентябрь 2016 г.

Еще по теме:

  • Гражданский кодекс рф части первая вторая третья четвертая Гражданский кодекс Российской Федерациичасть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ 26 января, 20 февраля, […]
  • Расчет пени для юриста Консультация юриста по вопросам расчета пени Пока никто не дал описания тегу Вопросы юристам по расчету пени 310632006900064 огрн Я хочу взять зам. мне прислали договор договор зама. ести ли в нем подводные камни, он составлен […]
  • Федеральный закон от 13061996 63-фз уголовный кодекс российской федерации Уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз ред от Уголовный кодекс (УК РФ) С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 […]
  • Закон о банках и банковской деятельности 395 фз Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., […]
  • Приговор ст 264 ч 5 ук рф Приговор ст 264 ч 5 ук рф Деятельность суда Приемная суда УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья *** Дело 22-545/2015 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ульяновск 11 марта 2015 года Ульяновский областной суд в […]
  • Закон о полиции предоставление информации Закон о полиции предоставление информации В последнее время участились случаи поступления в прокуратуру жалоб от субъектов предпринимательской деятельности по вопросу законности и обоснованности запросов из полиции и других […]
  • Закон забайкальского края об административных правонарушениях Закон Забайкальского края от 21 сентября 2011 г. N 552-ЗЗК "О внесении изменения в статью 14 Закона Забайкальского края "Об административных правонарушениях" Закон Забайкальского краяот 21 сентября 2011 г. N 552-ЗЗК"О внесении изменения в […]
  • Минимальная оплата труда в рк Минимальная заработная плата (МЗП) с 2000 по 2018 год МЗП с 1 января 2014 года - 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 - 2016 годы» МЗП с 1 января 2012 года - 17 439 тенге Установлен […]