Тема права человека и гражданина

Содержание:

Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека — это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация — тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

  • естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.

Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Классификация прав и свобод человека

Рассмотрим классификацию прав человека.

Права человека в современной трактовке различаются:

  • по времени возникновения (поколения прав человека);
  • сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).

По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма — это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ушемлять права индивида.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

  • личные (гражданские);
  • политические;
  • социально-экономические, культурные.

Личные права

Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима.

К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.

Перечень личных прав открывается правом на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Одним из условий реализации этого права называется отмена смертной казни.

Впервые действующая Конституция в качестве личного права называет достоинство личности и устанавливает его основное содержание, заключающееся в том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21).

Право на свободу и личную неприкосновенность дополняется конституционно установленным порядком ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).

Конституция называет и гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23). Дополнительной гарантией является конституционный запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

В числе личных прав Конституция называет также:

  • право иметь неприкосновенность жилища;
  • определять и указывать свою национальную принадлежность;
  • пользоваться родным языком;
  • свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;
  • свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 25-27).

Конституция закрепляет и гарантирует целый ряд прав и свобод, относящихся к категории личных, но связанных с активной жизненной позицией личности, участием в общественной жизни, с отношением к обществу вообще. Это социальные право: свобода совести и свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; право на информацию. При этом Конституция не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Политические права

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти — через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как:

  • право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30);
  • право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Политические права и свободы

Некоторые из политических прав и свобод — связанные с функционированием государственной власти — принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

  • Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.
  • Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.
  • Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

К общественным объединениям относятся:

  • партии;
  • профессиональные союзы;
  • различные организации граждан.

Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

  • Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.
  • Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.
  • Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

Экономические, социальные, культурные права

Данные права составляют своего рода конституцию социального государства — гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права.

  • Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению суда. Из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества за любые правонарушения. Национализация, то есть обращение частной собственности в государственную, также исключена из российского законодательства. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует право наследования.
  • Граждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю.
  • Свобода труда. Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права:
  • труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен;
  • все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда;
  • трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может;
  • запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице.
  • Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция предусматривает следующие элементы данного права:
  • бесплатная медицинская помощь в муниципальных или государственных лечебных учреждениях в пределах медицинского страхования;
  • свобода выбирать врача;
  • государственное поощрение занятий физкультурой и спортом, на что выделяются средства в государственном бюджете;
  • контроль государства за экологической обстановкой и принятие мер по осуществлению экологического законодательства;
  • государство обязано возместить вред здоровью лица, если он нанесен по вине государства.
  • Право на жилище. Никто не может быть лишен жилища. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство.
  • Право на социальное обеспечение. Оно также состоит из нескольких элементов:
  • право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • право на пособие по временной нетрудоспособности;
  • право на пособие по безработице;
  • право на пособие на детей;
  • право на пособие по беременности и родам.
  • Право на образование. В Конституции сказано, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений. Одновременно в Конституции установлены виды бесплатного образования:
  • дошкольное;
  • школьное основное;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт.

Экономические права человека

Особую группу основных прав составляют экономические права, гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, Конституция РФ 1993 г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России:

Права человека и гражданина в России

Основные понятия: второе поколение прав человека, культурные права и свободы, личные (гражданские) права, негативные права, омбудсмен, первое поколение прав человека, позитивные права, полити­ческие права и свободы, права гражданина, права человека, реализация прав и свобод человека и гражданина, социальные права и свободы, третье поколение прав человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, экономические права и свободы.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается разница между правами человека и правами гражданина?

2. Когда появилось первое поколение прав человека?

3. С какими переменами в обществе связано появление третьего поколения прав человека?

4. Какой критерий лежит в основе названия прав человека: негативные права, позитивные права?

5. В чем заключается основное назначение личных (гражданских) прав?

6. В чем заключаются особенности политических прав и свобод?

7. Перечислите экономические права и свободы, закрепленные в российской Конституции.

8. Каким образом осуществляется в России защита от безработицы?

9. Что гарантируют социальные права человеку и когда они появились?

10. Что означает общедоступность основного общего и среднего профессионального образования и какое образование в России считается обязательным?

11. В какой мере могут быть ограничены права человека и гражданина в России?

12. Какие возможны варианты реализации прав и свобод граждан в современной России?

13. Завершите фразу О.Ю.Малиновой: «существует непреложная истина — мы обладаем всеми правами человека, которые сами _____».

14. Ответьте на вопрос А.Ю.Сунгурова: « Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?»

15. С какими целями учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

16. Каковы основных направления деятельности уполномоченных по правам человека?

21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина

Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. [1]

Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементар­ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод­ного существования личности в обществе.

Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.

Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации — полноправного члена международного сообщества — ориентируется на эти стандарты.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Правам человека присущи следующие признаки:

— они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

— складываются объективно и не зависят от государственного признания;

— принадлежат индивиду от рождения;

— являются непосредственно действующими;

— имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

— признаются высшей социальной ценностью;

— выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

— представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

— их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го­сударства.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до­стойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. [2] В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапах го­сударственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось зна­чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Но только в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринята обществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод права человека и гражданина разделяют на три поколения:

первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями ( XVII — XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независи­мость личности в определенных действиях от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы­ражения индивида (право на жизнь, сво­боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего соци­ально-экономического положения, за повышение культурного стату­са, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, так как их реализация, в отличие от реа­лизации прав первого поколения, требует целенаправлен­ных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешатель­ства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

третье поколение охватывает права коллективные или солидар­ные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружаю­щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи­ческое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридичес­ки обязательных норм.

В зависимости от содержания различают следующие права:

— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине­ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

— экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок­ружающую среду и др.);

— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес­са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государ­ству имеются следующие права:

— права российских граждан;

— права иностранных граждан;

— права лиц с двойным гражданством;

— права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина – прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, в которую входят 47 статей.

21.2. Личные права и свободы

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна­родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы га­рантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обра­щения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятствен­ного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступа­ет как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть ре­ализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

— право на жизнь (ст.20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

— право на достоинство личности (ст.21) — предполагает, что госу­дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не ума­ляли его достоинство;

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под кото­рыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);

— право на неприкосновенность жилища (ст.25);

— право свободно определять и указывать свою национальную при­надлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

— право на свободу совести (ст.28);

— право на свободу мысли и слова (ст.29).

В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Человек может быть арестован только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.

Ограничения права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.

Каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить соответствующие возможности.

Неприкосновенность жилища может быть нарушена только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Никто в России не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем.

21.3. Политические права и свободы

Политические права и свободы н аряду с личными (гражданскими) принадлежат к первому поколе­нию прав человека: они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности политических прав и свобод:

— тесно связаны с личными правами, поскольку последние напол­няют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную непри­косновенность, свободу передвижения, в то же время сами поли­тические права выступают гарантией и условием реализации отдель­ных личных прав и свобод граждан);

— в отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в общест­ве, в объединении граждан друг с другом;

— связаны с осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;

— являются способом привлечения каждого гражданина к полити­ческому народовластию, как на уровне государ­ственной власти, так и местного самоуправления.

К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

— свобода мысли и слова (ст.29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;

— право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);

— право на объединение (ст.30);

— право на проведение публичных мероприятий (ст.31);

— право на участие в управлении делами государства (ст.32);

— право на обращения в государственные органы и органы местно­го самоуправления (ст.33).

В России гарантируется свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.

Граждане Российской Федерации обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также право на участие в правосудии (например, работа в качестве присяжных заседателей).

Право на обращение в органы власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать в порядке и сроки, установленные законом.

Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая сис­тема политического народовластия демократической российской госу­дарственности.

21.4. Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Особенностью данных прав является единство материального содержания, общесоциальная направленность, обусловленная принципом справедливости, необходимость более детальной конкретизации в те­кущем законодательстве.

Некоторые права оказались совершенно новыми для российской правовой системы, например, право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.

Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие сво­боду предпринимательской и иных форм трудовой де­ятельности:

— право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);

— право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

— право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);

Здесь стоит выделить права, связанные с гарантией нормального физиологического развития личности и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:

— право на труд и на вознаграждение за труд (ч.3 ст.37);

— право на отдых (ч.5 ст.37);

— право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30).

Устанавливаются ограничения для предпринимательской деятельности, если она направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а свободное частное владение землей не должно наносить урон окружающей среде и нарушать законные интересы друг их лиц.

Конституция запрещает принудительный труд, а также требует создания условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Человек имеет также право на защиту от безработицы, что включает в себя законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице. Для разрешения коллективных трудовых споров используются законные способы, в том числе право на забастовку.

Каждый человек имеет право на отдых: федеральным законом устанавливается продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст.7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, обеспечивают нормальное фи­зиологическое развитие личности, способствуют достижению социального партнерства в обществе. К социальным правам относятся следующие:

— право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

— право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущи­ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), вклю­чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

— право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о ее состоянии (ст.42).

В соответствии с Конституцией родители имеют равное право и равную обязанность воспитывать своих детей, а дети, достигшие 18 лет и являющиеся трудоспособными, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Для должностных лиц, скрывающих обстоятельства, создающие угрозу для здоровья и жизни людей, предусмотрена ответственность в соответствии с федеральным и законами.

Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духов­ному развитию граждан. Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие:

— право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

— право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);

— свобода литературного, художественного, научного, техническо­го и других видов творчества (ч.1 ст.44);

— свобода преподавания (ч.1 ст.44);

— право на доступ к культурным ценностям, на участие в культур­ной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

— право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44).

В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы) является обязательным. В 10, 11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. Граждане имеют право получить образование на родном языке. Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений. Для обеспечения высокого уровня образования законодательно закреплено введение государственных образовательных стандартов, включающий федеральный и национально-региональный компоненты.

Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь.

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений. С правами на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

21.5. Реализация прав и свобод в России

Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):

— защита основ конституционного строя;

— защита прав и законных интересов других лиц;

— обеспечение обороны страны;

— обеспечение безопасности государства.

Как замечает Э.Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права». [3] Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.

Исследователями обычно рассматриваются три возможных варианта реализации прав и свобод граждан в современной России: возвращение назад (в советское прошлое), сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым подразумевается движение в европейском направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти пути разделяются соответствующими группами ожиданий или ориентаций. Первый путь отстаивают ретрограды — те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь — те, кто настроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего пути придерживаются те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.

Путь назад маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна — это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики — это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.

Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного пути. И если первый выбор, европейский путь можно назвать выбором в пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.

Если в условиях демократии права человека являются основой существования гражданского общества, то в условиях управляемой демократии – они ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет избран — европейский или путь управляемой демократии — зависит будущее России.

В ситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственном деле. А в таком случае конфликт может быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства реализовать естественные права невозможно.

В обозначенном аспекте у государства две функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления права, которые всем известны и одинаковы для всех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С другой стороны, существует необходимость рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.

Права человека – это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти параметры подвижны, изменчивы. В рамках конституционализма имеются реальные механизмы, которые позволяют в этом плане влиять на власть.

С точки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. [4] Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.

На одном из форумов при обсуждении тем прав человека А.Ю.Сунгуровым были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России:

1. Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?

2. Если едины, то как это согласуется с представлениями Ш.Монтескье «О духе законов»? И не является ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах?

3. Если едины эти понятия, то тогда оправданы гуманитарные интервенции. Но опыт Косово показывает сомнительную эффективность такого подхода.

4. Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно-тоталитарных режимов?

5. Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия «права человека» лишь к конкретному историческому времени, но кто его точно может определить для конкретных регионов или социальных групп?

6. Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

7. Как соотносятся между собой понятия «право», «закон» и понятие «права человека», не имеем ли мы здесь терминологическую путаницу, когда одно слово относится к разным понятиям? Как сочетается соотношение индивидуальных прав человека и коллективных с правами человека, обозначенными в Европейской декларации по правам человека? [5]

21.6. Деятельность института Омбудсмена в России

В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления. [6]

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». [7] Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации. [8]

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа — одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:

нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников — предоставление ими качественных публичных услуг населению;

предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;

снижение уровня коррупции. [9]

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

[1] Политология: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.480.

[2] Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.121.

[3] Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.42.

[4] Малинова О.Ю. Права человека как нормативный идеал, сумевший развиться в правовой институт // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.58.

[5] Сунгуров А.Ю. «Вредные вопросы» о правах человека. Вместо введения // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.8-9.

[6] Политика: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.396.

[7] Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ // URL : http :// www . ombudsman . gov . ru / institut / a — fkz . shtml

[8] Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.7.

[9] Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.9.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Оплата труда в госслужбе Украинским чиновникам изменили структуру зарплаты Министр соцполитики объяснил, как новшества скажутся на суммах, которые получают госслужащие Кабинет министров Украины изменил структуру начисления зарплаты госслужащим. Теперь доля оклада […]
  • Формы и системы оплаты труда надбавки и доплаты Доплаты и надбавки Экономика предприятия Принципы организации производственного процесса Производственный цикл Маркетинг на фирме Уставный капитал Доплаты и надбавки При анализе организации заработной платы особое […]
  • Стоимость медицинской страховки для шенгенской визы Медицинская страховка для шенгенской визы: цены и особенности страхования для туристов Если вы решили съездить в одну из стран Европы, для поездки вам потребуется медицинская страховка для шенгенской визы. Страховой полис входит в […]
  • Вступит в наследство через суд Вступление в наследство через суд Судебная защита прав, в том числе, наследственных, гарантируется каждому гражданину РФ. Жизненные ситуации, при которых встает необходимость в признании или защите прав на наследство, возникают очень […]
  • Рапорт на служебное жилье военнослужащим Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим Многие военнослужащие нашей страны проживают в служебных квартирах. Но при этом многие граждане из категории военных не знают, порядок их предоставления. И даже если они его получили, […]
  • Поставить машину на учет в гибдд саратов Регистрация автомобиля в ГИБДД в Саратове Регистрация авто включает в себя: проверку автомобиля инспектором Госавтоинспекции, получение свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС), внесение отметок о регистрации в паспорт […]
  • Исковое заявление о разводе без детей Исковое заявление о расторжении брака через суд с детьми и без детей 2018 Вы ищете образец заявления на развод через суд при наличии детей? Значит, Вы уже знаете, в каких ситуациях осуществляется расторжение брака в судебном порядке: при […]