Судебная коллегия верховного суда рф по уголовным делам состав

КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ: ПЕРВЫЕ ГОДЫ РАБОТЫ

В феврале 1999 года была сформирована Кассационная коллегия в составе Верховного Суда РФ. Ее назначение — рассматривать в кассационном порядке дела по жалобам на решения, приговоры и определения Верховного Суда РФ, вынесенные им в качестве суда первой инстанции.

По просьбе читателей журнала о полномочиях и опыте первых лет деятельности Кассационной коллегии Верховного Суда РФ рассказывают судьи Верховного Суда РФ: Заслуженный юрист РФ, председатель Кассационной коллегии Верховного Суда РФ А.И. ФЕДИН; заместитель председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ Н.К. ТОЛЧЕЕВ. С ними беседует внештатный корреспондент журнала «Адвокатские вести» Ксения ЛИСУКОВА.

— Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, чем была вызвана необходимость создания непосредственно в Верховном Суде РФ в феврале 1999 гола такой инстанции как Кассационная коллегия?
Александр ФЕДИН: — Попробую пояснить. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст.126 Конституции РФ, ст.19 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Традиционно приговоры и решения, вынесенные Верховным Судом России в качестве суда первой инстанции, кассационному обжалованию не подлежали и вступали в законную силу немедленно. Такое правило существовало и в тот период, когда Россия входила в состав СССР, высшим судебным органом которого был Верховный Суд СССР.
Между тем по смыслу ст.ст. 46 и 50 Конституции РФ, ст.ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.ст. 2 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст.2 Протокола №7 к этой Конвенции государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ, сформулированным в ряде постановлений, в частности, от 16.03.1998 года по делу о проверке конституционности ст.44 УПК РСФСР и ст.123 ГПК РСФСР, судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, если отсутствует возможность исправления судебной ошибки.
Все это и предопределило необходимость создания непосредственно в Верховном Суде РФ такой инстанции, которая могла бы проверять не вступившие в законную силу решения и приговоры, вынесенные Судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции.

— Николай Кириллович, какими полномочиями наделена Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, которая рассматривает жалобы в качестве суда кассационной инстанции?
Николай ТОЛЧЕЕВ: — Напомню, что Федеральным законом от 04.01.1999г. были внесены дополнения в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», а также в Гражданский процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы.
В состав Верховного Суда РФ была введена Кассационная коллегия. Она наделена полномочиями рассматривать в кассационном порядке гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции, а также в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В Кассационную коллегию кроме того обжалуются заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления, принимаемые судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ в соответствии со ст.16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

— А каков порядок формирования Кассационной коллегии Верховного Суда РФ?
Александр ФЕДИН: — Кассационная коллегия формируется с учетом стоящих перед ней задач, необходимости обеспечения гарантий реализации принципа независимости судей, подчинения их только закону.
Кассационная коллегия утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.
Коллегия состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ. С соблюдением, естественно, требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.
В штат Коллегии входят также главный и старший консультанты, руководитель секретариата, ответственный секретарь и секретарь. Следует отметить, что главный консультант Ласькова Анастасия Анатольевна, заведующая секретариатом Попова Юлия Валентиновна и ответственный секретарь Соколова Нелли Михайловна работают в Кассационной коллегии с момента ее формирования. Приобретенный ими опыт в немалой степени способствует эффективной деятельности Коллегии.

— Как бы Вы охарактеризовали итоги работы Кассационной коллегии за время ее существования?
Александр ФЕДИН: — В феврале 1999 года Кассационная коллегия, как уже отмечалось, была сформирована и начала действовать. Первые дела были рассмотрены в начале марта того же года. Прошло 5 с половиной лет, и теперь можно подвести некоторые итоги.
В среднем Коллегия рассматривает в кассационном порядке около 600 дел в год. Из них подавляющее большинство — гражданские дела.
Примерно двадцать процентов дел рассматривается по кассационным жалобам и представлениям прокурора на вынесенные решения. Остальные — по частным жалобам на определения. В основном, о возврате заявления в связи с неподсудностью Верховному Суду РФ или об отказе в принятии заявления — как не подлежащего рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Для примера, в 2003 году по кассационным жалобам и представлениям рассмотрено 141 дело, а по частным жалобам и представлениям — 522.
Вы спросите, почему многие заявления возвращаются в связи с их неподсудностью? Дело в том, что граждане или юридические лица, в том числе и адвокаты, обращающиеся за судебной защитой, считают свое дело наиболее значимым, подлежащим рассмотрению только высшей судебной инстанцией. Возможно, они неправильно толкуют положения ст.27 ГПК РФ, определяющей перечень гражданских дел, подсудных Верховному Суду РФ.
Однако нельзя забывать, что по Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Поэтому Верховный Суд РФ не может руководствоваться значимостью того или иного дела и произвольно изменять подсудность, установленную процессуальным законом.
Это подтвердил и Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.02.2004г. по делу о проверке конституционности п.10 ст.75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.1 ст.259 ГПК РФ в связи с запросом Верховного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ положение указанного Федерального закона, согласного которому ЦИК России наделялась правом в отдельных случаях, зависящих от ее усмотрения, в отступление от установленной законом подсудности обращаться непосредственно в Верховный Суд РФ.
Добавлю, что в 2003 году в кассационном порядке отменено 13 решений и 34 определения, а в первом полугодии 2004 года — 2 решения и 8 определений. Отменяя решения, Кассационная коллегия, как правило, исправляет допущенную судом первой инстанции ошибку, выносит новое решение, которым и разрешает дело по существу.

— А какие по своему характеру дела чаще всего рассматривает Кассационная коллегия Верховного Суда РФ? И, если возможно, расскажите о рассмотрении дел, которые носят публичный характер.
Николай ТОЛЧЕЕВ: — Не секрет, что Кассационная коллегия чаще других рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов. Дела данной категории как раз и относятся к делам, возникающим из публичных отношений. Ведь решения по ним затрагивают права и интересы широкого круга лиц.
Например, определением от 8.04.2003г. Кассационная коллегия отменила решение Верховного Суда РФ от 27.01.2003г. Она вынесла новое решение, которым признала недействующими положения Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000г. №789. Дело в том, что эти положения ограничивали возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий дню освидетельствования, а также право пострадавшего на установление — на основании его обращения — степени утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период.
Но в связи с рассмотрением дел, носящих публичный характер, возникли и некоторые проблемы. Как показывает практика Верховного Суда, зачастую одни и те же граждане обращаются с заявлениями о признании недействующими различных нормативных актов, преследуя при этом цели, далекие от защиты своего права. Например, кто-то готовит кандидатскую диссертацию и заранее желает знать позицию Верховного Суда, отраженную в судебном решении, по поводу тех или иных положений нормативных актов. Был случай, когда студент собирал таким образом материал для дипломной работы. Некоторые заявители, добиваясь популярности, объявляют себя «правозащитниками» и обращаются в Верховный Суд РФ, лоббируя чьи-то интересы.
Появились многочисленные общественные организации, которые сейчас легко создать и зарегистрировать, предусмотревшие в своих уставах право на обращение в суд самой высокой инстанции. Все это отвлекает нас от более насущных забот. Особенно когда тот или иной гражданин пытается выступать в роли прокурора, по-своему трактует нормотворчество.

— А какую позицию в подобных случаях занимает Верховный Суд РФ?
Александр ФЕДИН: — Вполне однозначную. Если обратившиеся лица сами не являются участниками отношений, регулируемых оспариваемой нормой, то правом на обращение с заявлением в суд они не обладают. По закону организации и граждане могут обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта, нарушающего их права и свободы (ст.251 ГПК), либо в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, но только в предусмотренных законом случаях (ст.46 ГПК).
Например, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). В то же время Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации таким правом не наделен.
Существенная процессуальная особенность рассмотрения дел по проверке законности нормативных правовых актов заключается в том, что законная сила судебных решений, принятых по указанной категории дел, распространяется не только на лиц, участвующих в конкретном судебном процессе, но и на весь неопределенный круг лиц, на который распространяется действие этого нормативного правового акта.
Но это не означает, разумеется, что требуется привлекать всех этих лиц к участию в деле, хотя такие попытки предпринимались. Однако, учитывая именно публичный характер оспариваемого в суде нормативного акта, следует заметить, что лица, чьи права и охраняемые законом интересы затрагивает этот акт, вправе обжаловать в порядке надзора принятое по делу решение и в том случае, когда они не являлись участниками процесса.

— Хотелось бы узнать о решениях Кассационной коллегии по делам об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии РФ.
Николай ТОЛЧЕЕВ: — Да, такие решения приходилось принимать. Напомню, в период избирательной кампании 2000 года по выборам Президента РФ Кассационная коллегия определением от 6.03.2000г. отменила принятое по первой инстанции решение Верховного Суда РФ. Мы обязали зарегистрировать кандидатом на должность Президента РФ Жириновского В.В., выдвинутого избирательным объединением «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)», когда Центризбиркомом его такого права лишил.
Коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции. Дескать, кандидат не указал в представленных документах о квартире, находящейся в собственности его сына. Кассационная коллегия признала, что такое толкование избирательного закона может привести к необоснованному ограничению избирательного права и возможности кандидата на должность Президента РФ быть избранным. Ведь в соответствии с юридическими нормами ответственность может наступать при наличии доказанной вины конкретного лица. А наличие вины Жириновского В.В. хотя бы в форме неосторожности в невыполнении возложенной на него, как на кандидата, обязанности избирательная комиссия не установила и суду доказательства его вины не представила.
К тому же отказ в регистрации кандидата на должность Президента РФ при отсутствии его вины в представлении ненадлежащих сведений противоречит положениям ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966г. А там за каждым гражданином предусмотрены право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений.
В Верховном Суде РФ оспорили и постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20.02.2004г. Она отменила постановление избирательной комиссии Свердловской области от 12.02.2004г. об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Областной Думы, выдвинутого Свердловским региональным отделением политической партии «Партия возрождения России» по тому мотиву, что решение о выдвижении этого списка кандидатов было принято общим собранием в неправомочном составе. Кассационная коллегия согласилась с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Почему мы приняли такое решение? Дело в том, что оформление подписных листов регистрации участников общего собрания членов партии и контроль за правильностью внесения в них подписей относится к внутрипартийной деятельности. Вмешательство в нее органов государственной власти и ее должностных лиц не допускается (п.1 ст.10 Федерального закона «О политических партиях»). Избирательная комиссия не обладает полномочиями осуществлять проверку таких подписей и назначать в этих целях почерковедческое исследование листов регистрации, не входящих в число документов, представляемых для регистрации списка кандидатов.
Правовые позиции, изложенные в определениях Кассационной коллегии, учитываются при рассмотрении судами других дел, а также нашли отражение в новом ГПК РФ. В частности, в нормах, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, и в нормах Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ.
По всем делам, по которым Кассационная коллегия принимает новое решение о признании недействующим нормативного правового акта или его части, определения публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.

Новости и события

В этой рубрике:

РАДИОПРОГРАММА «ПЕРСОНА ГРАТА»: А СУДЬИ КТО?
В гостях у ведущего программы Виталия Ушканова — председатель Совета судей РФ Юрий Сидоренко. Разговор с ним пойдет о реформировании судебной системы.

КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ: ПЕРВЫЕ ГОДЫ РАБОТЫ
Интервью председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Федина Александра Ивановича, заместителя председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Николая Кирилловича журналу «Адвокатские вести» №9

ВЫСШИЙ СУДЕБНЫЙ ОРГАН РОССИИ
Интервью судьи Верховного Суда Российской Федерации, председателя состава докладчиков и члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации Попова Геннадия Николаевича журналу «Адвокатские вести» №8 за 2004 года

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ УПК РФ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДОМ ПРИСЯЖНЫХ
Интервью председателя кассационной палаты Верховного Суда Российской Федерации Шурыгина Алексея Петровича журналу «Адвокатские вести» № 3 за 2004 года

«О ПЕРЕЕЗДЕ ГОВОРИТЬ РАНО»
Интервью Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича в газете «Московский комсомолец» от 04 февраля 2004 года

СУД ДА ДЕЛА
Интервью Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича журналу «Итоги» от 13 января 2004 г.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ЛИ ДЛЯ СУДЕЙ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ?
Интервью секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации Демидова Владимира Венедиктовича журналу «Адвокатские вести» № 1 за 2004 года

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ: ОПЫТ ПЕРВОГО ГОДА
Интервью председателя Судебного состава по гражданским делам Верховного Суда РФ Кнышева Виктора Павловича и судьи Верховного Суда РФ Потапенко Сергея Викторовича журналу «Адвокатские вести» № 2 за 2004 года

8.5 Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Их состав, порядок формирования, полномочия

В состав Верховного Суда РФ входят: —

Судебная коллегия по уголовным делам, —

Судебная коллегия по гражданским делам, —

Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают дела, подсудные Верховному Суду РФ, в следующих составах: 1)

в первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; 2)

дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления непосредственно нижестоящих судов (верховных судов республик, краевых, областных судов, окружных военных судов и т. п.), принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей; 3)

дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая не менее чем из трех судей. 4)

гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств — коллегия, состоящая из трех судей.

Порядок формирования Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии Верховного Суда РФ одинаков, но он отличается от того, как образовывается Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 63 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» первые три коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Кассационная же коллегия Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» определен и количественный состав последней. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ подсудно рассмотрение в первой инстанции уголовных дел в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого, заявленного до начала судебного разбирательства, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 31 УПК).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по первой инстанции рассматривает дела: —

об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания РФ, ненормативных правовых актов Правительства РФ; —

об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; —

об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; —

о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; —

об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; —

по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривает также иные отнесенные федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ гражданские дела (ст. 27 ГПК). Так, к примеру, ею подлежат рассмотрению жалобы Центральной избирательной комиссии РФ на нарушения избирательных прав граждан и прав граждан на участие в референдуме, если они касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (ч.

В кассационном порядке Судебная коллегия по уголовным делам и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений принятых в первой инстанции верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов (п. 2 ч. 3 ст. 355 УПК, п. 2 ч. 1 ст. 337 ГПК).

Помимо того Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает в надзорном порядке приговоры и постановления мирового судьи, приговоры, определения и постановления районного суда, кассационные определения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговоры, определения и постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 2 ст. 403 УПК).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в надзорном порядке рассматривает дела по жалобам и представлениям на определения президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик, краевых, об- ластных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает также заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 3 ч. 1 ст. 417 УПК). Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, — в кассационной и надзорной инстанциях (ст. 393 ГПК).

Помимо осуществления правосудия Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления Судебной коллегии по уголовным делам (п. 3 ч. 3 ст. 355 УПК), Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу (п. 3 ч. 1 ст. 337 ГПК).

Ею также пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные в кассационной инстанции по гражданским делам собственные определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК), а также заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений, постановлений Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

Верховный суд РФ

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

— в составе постоянного народного судьи;

— в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Еще по теме:

  • Ст 153 ук рф практика Статья 153. Подмена ребенка СТ 153 УК РФ. Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной […]
  • Пдд 126 статья Кодекс Украины об административных нарушениях Статья 126. Управление транспортным средством лицом, не имеющим соответствующих документов на право управления таким транспортным средством или не предъявило их для проверки, или в отношении […]
  • Пленум вс о применении части первой гк рф Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Очень большой документ. Желающие ознакомиться читайте материал по […]
  • Юрист вузы беларуси Высшие Учебные заведения РБ Академия управления при Президенте Республики Беларусь Адрес: г. Минск, Московская, 17 Телефон: +375 (17) 229-50-66, +375 17 229-53-78 Аббревиатура: АУПП РБ Пункт тестирования: подробнее Академия управления […]
  • Земли рекреационного назначения в рк Статья 126. ЗК РК Земли рекреационного назначения 1. Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения. 2. В состав земель рекреационного назначения […]
  • Коап ст 1918 Статья 15.18 КоАП РФ. Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами Новая редакция Ст. 15.18 КоАП РФ Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг операций, связанных с переходом прав на эмиссионные ценные бумаги, до […]
  • Воинская часть 35700 остров 3 фото Воинская часть в/ч 35700 Остров-3 Вас вновь приветствует сайт Prizyvnik-Soldat.ru, и сегодня мы расскажем о в/ч 35700 (город Остров-3 Псковская область), которая так же именуется как 47-й межвидовой региональный учебный центр […]
  • Выслуга лет судьям Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов (утв. Высшим Арбитражным Судом РФ 5 августа 1999 г. и Верховным Судом РФ 17 августа […]