Статья 328 ук об уклонистах

Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу Карпенко Михаил Владимирович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карпенко Михаил Владимирович. Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 : Ростов н/Д, 2002 242 c. РГБ ОД, 61:03-12/54-6

Содержание к диссертации

Глава 1-Бездействие как форма преступного поведения.-15

§1-Бездействие. Понятие, особенности и условия уголовной ответственности.-15

§2-Бездействие в диспозициях статей Уголовного Кодекса Российской Федерации.-55

Глава 2-Уклонение от призыва на военную службу, как самостоятельное преступление против порядка управления.-68

§1-Объект преступления и его понимание.-68

§2-Объективная сторона состава преступления.-90

§3-Субъективная сторона состава преступления.-104

§4-Субъект состава преступления.-120

Глава 3-Проблемы ответственности за уклонение от призыва на военную службу.-134

§1-Правовая основа организации и проведения призыва граждан на военную службу и бланкетные основания уголовной ответственности за уклонение от призыва.-134

§2-Проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении некоторых признаков состава преступления.-140

§3-Проблемы административной ответственности за нарушение правил воинского учёта.-164

§4-Уклонение от призыва и конституционное право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.-176

§5-Проблемы, связанные с применением наказания за уклонение от призыва на военную службу.-180

§6-Судимость и допустимость призыва.-187

-Список использованной литературы.-198

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Для реформируемой уже в течение второго десятилетия России проблема комплектования национальной армии, даже в глазах обывателя, вышла на одно из первых мест в круге общегосударственных забот. Она конкурирует даже с труднорешаемой задачей структурной перестройки экономики и смены собственника средств производства. Осенне-весенние призывы сопровождаются большим ажиотажем в отечественных СМИ, дирижёры общественного мнения возвращаются всякий раз к этой теме, когда случается вооружённое дезертирство или утрата дорогостоящей военной техники.

Объективных причин, способствующих болезненности призывных кампаний, множество: разрушение мощного военно-политического блока (Варшавского Договора), где бьюшая страна занимала доминирующие позиции, и вытекающее отсюда чувство национального унижения; тлеющий конфликт в Чечне, ежегодно пожирающий массу трудоспособной молодёжи; демографический кризис и ухудшающееся здоровье нации; разрушение, под улюлюканье либеральной прессы, системы работы с призывным контингентом; повсеместное и постоянное невыполнение правительством страны своих обязательств перед солдатами и офицерами — финансовых, жилищных, бытовых, в области снабжения имуществом и военной техникой; резкий идеологический крен, в результате чего спрос за невыполнение конституционных обязанностей стал чуть ли не антиобщественным делом — из-за превознесения прав и свобод; экзальтированный поиск чёрных страниц в нашей военной истории и сегодняшних буднях армии; упадок ВПК, технической оснащённости и снабжения войск, в результате чего служба в РА стала расцениваться общественным мнением как непривлекательная обуза либо повинность, чего призывникам следует избегать1.

Военно-политическое руководство страны в этих неприглядных условиях, помноженных на общее экономическое неблагополучие, ищет спасительные финансовые, управленческие, кадровые и даже идеологические новации. Несколько лет назад начата реформа военного ведомства, которой недостает последовательности и согласованности с другими областями государственной политики по управлению страной (рост количества всевозможных отсрочек от призыва на военную службу на фоне резкого падения численности населения и, особенно, — здорового призывного контингента; акционирование и перепрофилирование предприятий ВПК, а также превознесение достоинств альтернативной гражданской службы — и это в условиях десятилетия боевых действий на Кавказе, и проч.).

Есть и более неприятные (и непростительные) противоречия — в рамках лишь одной сферы государственного управления. Так, Министр обороны России С. Иванов, подводя итоги строительства Вооружённых Сил за 2001 год, объявил о сокращении личного состава на 91 тыс. военнослужащих и о плани-ровании дальнейшего сокращения численности еще на 274 тыс. человек. На это решение, однако накладывается не уменьшающаяся, а даже увеличивающаяся квота призыва на военную службу в последние годы. Приведём, для убедительности, открытые данные о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, по Указам Президента РФ последних лет.

Номер и дата Указа Президента РФ Призыв Количество граждан, необходимое призвать на военнуюслужбу

№1127 от 21 сентября 1998 г. октябрь — декабрь 1998 г. 158 512

№390 от 29 марта 1999 г. апрель-июнь 1999 г. 168 776

№ 1323 от 30 сентября 1999 г. октябрь — декабрь 1999 г. 204 914

№610 от 30 марта 2000 г. апрель — июнь 2000 г. 191 612

1 Военный вестник. 2002, Мл б.

Номер и дата Указа Президента РФ Призыв Количество граждан, необходимое призвать на военнуюслужбу

№І716 от 29 сентября 2000 г. октябрь — декабрь 2000 г. 191 651

№366 от 28 марта 2001 г. апрель-июнь 2001 г. 187 995

№1148 от 24 сентября 2001 г. октябрь — декабрь 2001 г. 194 824

Таким образом, потребность Вооруженных Сил Российской Федерации в призывных ресурсах не снижается; их невозможно покрыть волонтерами из-за финансовой скудности бюджета даже в обычной обстановке, а при массовом сокращении уже обученного личного состава — тем более. Потенциальных контрактников сдерживает от военной службы не только ограниченность финансовых ресурсов Минобороны, но и низкий престиж военной службы. Поток негативной информации в обществе на сей счёт огромен и резко увеличивается сезонно — в осенне-весенние призывы. Военным комиссариатам приходится выполнять ответственные государственные задачи в отрицательной социально-психологической атмосфере, да ещё и в условиях отсутствия четкого финансирования мероприятий по исполнению ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»1, принимая на себя весь груз обвинений за прошлые ошибки в руководстве страной, за провалы в экономике, за национальные трения и прочее. Однако задача комплектования ВС РФ остается, и она должна выполняться во что бы то ни стало — для сохранения суверенитета России и защиты её национальных интересов.

Причины проблем своевременного, качественного и безусловного комплектования Вооружённых Сил России многочисленны и во многом имеют объективный характер. Но в длинном каузальном ряду есть место и для субъективных обстоятельств: неполноте и проблемности нормативных актов, управленческим погрешностям, разрушительной пропаганде СМИ. Правовая сторона вопроса, регламентация призыва и ответственности за уклонение от него составили предмет диссертационного исследования, который автор видит значимой общественной проблемой.

Степень разработки темы в отечественной науке значительной названа быть не может. И этому есть веские объяснения. Во-первых, анализируемый состав традиционно понимается и оценивается как преступление против порядка управления. А в прошлые десятилетия жёсткого управления страной (именуемые сегодня эпохой тоталитаризма) и военно-политического могущества СССР трудностей по призыву молодежи в армию практически не существовало, и поэтому доктринальное обслуживание редко применяемых статей УК РСФСР сводилось к предельно краткому и ритуальному (поэлементному) комментарию. Во-вторых, «во многих странах военно-криминальная статистика (абсолютные показатели) до сих пор остается конфиденциальной, в том числе и в России, несмотря на то, что по закону о гостайне запрещено засекречивать любые сведения о преступности»1.

В этих условиях особой доктринальной активности (и её печатного следа) в изучении уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу быть не могло2. Соискатель вынужден был усиливать научную базу своего труда за счет монографий, посвященных формам преступного деяния и бездействию, в особенности (работы К.А. Акаева, А.И. Бадаева, А.Д. Горбуза, А.С. Горелика, М.С. Гринберга, М.И. Ковалёва, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Мальцева, Б.С. Никифорова, В.А. Попова, И. Реннеберга, Ю.С. Спиридонова, Е.А. Сухарева, А.А. Тер-Акопова, Г.В. Тимейко, В.И. Ткаченко, Р.Д. Шарапова, Т.В. Церетели, Н.И. Ярмыш, Б.В. Яцеленко и др.), а также исследований о бланкетных связях уголовно-правовых запретов и правилах квалификации (труды В.Г. Беляева, В.Н. Кудрявцева, Б.А. Куринова, А.В. Наумо 7 ва, З.А. Незнамовой, Н.И. Пикурова, А.И. Рарога, Н.Н. Рыбушкина, А.Н. Трай-нина и др.).

Диссертант опирался также на специализированные труды, посвященные проблемам борьбы с преступлениями против порядка управления, в том числе и уклонению от призыва на военную службу. В числе таковых следует назвать книги Гришанина П.Ф. и Журавлёва М.П. (Преступления против порядка управления. — М. :1963), Поленова Г.Ф. (Ответственность за преступления против порядка управления. — М: 1966; Уголовный закон на страже порядка управления. — Алма-Ата: 1981), Сташиса В.В. и Бажанова М.И. (Преступления против порядка управления. — Харьков: 1971).

Концептуальную и методологическую помощь диссертанту оказали публикации известных авторитетов уголовного права СССР и России Х.М. Ахмет-шина, Н.И. Ветрова, М.М. Исаева, В.Д. Меньшагина, М.Я. Савицкого, В.Г. Смирнова, И.И. Солодкина, Н.И. Трофимова, Б.С. Утевского, В.М. Чхиквадзе, М.Д. Шаргородского. Несмотря на то, что они выполнены на упразднённом нормативном материале и писаны в иной социально-психологической атмосфере, многие их положения сохранили мировоззренческую свежесть, являют собою пример строгости научного анализа. Автор диссертации вовлёк в орбиту своего обследования и статьи последних лет, посвященные именно уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу: Истомина А.Ф., Лопатина А., Невского С.А., Тищенко А.Г., Туркинова Ю.А., Шеенкова О.А.

К сожалению, автор не встретил специализированных диссертационных сочинений по теме. По нашей информации анонсируемая в настоящем автореферате работа — первая, а потому может быть подвергнута самому пристальному вниманию и критике научной общественностью страны.

Цель диссертации понималась и понимается нами как поиск путей совершенствования правовых основ призыва граждан на военную службу (бланкетная база УК) и ответственности за невыполнение этой конституционной обязанности (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Социально-юридическая состоятельность по 4 становки такой цели, на наш взгляд, достаточно показана в двух предыдущих разделах автореферата. Уровень научных разработок по теме, проблемы практики, особенности способа преступления, бланкетность диспозиции анализируемой статьи объективно понудили автора на пути к цели ставить и решать следующие исследовательские задачи:

— особенности бездействия как формы преступного поведения и ответст- & венности за неб;

— способы пассивного причинения вреда и место «уклонения» от выполнения правовой обязанности в этом ряду;

— необходимость особой (и дополнительной) юридической регламентации правообязанного поведения;

— классический поэлементный анализ состава уклонения от призыва на военную службу;

— правовая основа организации и проведения призывных кампаний;

— совершенство бланкетной основы уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ;

— от воинского учета к призыву на военную службу: сочетание административной и уголовной ответственности;

— конституционная альтернатива между военной и гражданской службой: оптимальные способы её разрешения;

— санкция ч. 1 ст. 328 УК РФ, ст. 4 №64-ФЗ «О введении в действие Уголовного Кодекса Российской Федерации» и реальность применения наказания;

— анализ субъективных причин, способствующих уклонению от призыва на военную службу;

— формулирование выводного знания, предложений de lege ferenda и практических рекомендаций.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного сочинения является противоправное и общественно опасное укло \ f нение современной российской молодежи от выполнения конституционной обязанности и долга по защите Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Предмет же исследования составили доктринальные взгляды по теме (1), совокупность правовых норм, регулирующих воинский учет, призыв на военную службу и ответственность за уклонение от этого (2), а также правоприменительная практика (3). ;Ь Методология и методика исследования традиционная для современного периода развития гуманитарных наук. В основу диссертации положен диалектический материализм как общепризнанный всеобщий метод познания. Это значит, что любой представитель частной науки должен быть знаком с наиболее общими законами развития природы, общества и мышления и уметь применять их для объяснения частных явлений; признавать противоречия движущей силой развития; вовлекать сведения практического характера в орбиту исследования; быть противником агностицизма, но признавать несовершенство (историчность) знаний, управленческих и законодательных решений.

При работе над диссертацией помимо всеобщего метода познания, т.е. «научного философского мировоззрения»1, использовались общенаучные и че-стнонаучные методы: формально-логический или догматический, сравнительно-правовой или компаративистский, системного анализа.

Теоретическая основа диссертации представлена положениями уголовно-правовой, криминологической, социологической, философской, психологической, административно-правовой, военной наук, — в той степени и в тех объемах, которые позволяли обстоятельно и репрезентативно обследовать феномен антигражданского и преступного поведения, выражающегося в уклонении от призыва на военную службу.

Правовую (нормативную) основу исследования составляют Конституция РФ, действующее уголовное и воинское законодательство, действующий и не вступивший в силу административные кодексы, многочисленные Указы Президента, постановления правительства и приказы министра обороны, посвященные воинскому учету и организации призыва граждан на военную службу, а также общенормативные предписания военных комиссариатов субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ (ЮФО). В предмет исследования вовлечены и новое уголовное законодательство славянских государств — Беларуси и Украины. Эмпирическая база диссертации представлена разъяснениями, содер жащимися в постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, и РФ, а также в определениях Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда страны. Выводы соискателя базируются на приговорах судов, расположенных на территории Северо-Кавказского военного округа (СКВО), в отношении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 328 УК РФ: срок — с 1.1.1997 по 1.7.2001 г. Наконец, в эмпирический фундамент аннотируемой диссертации входят совместные решения руководителей правоохранительных органов, действующих на территории Южного федерального округа и Северо-Кавказского военного округа, направленные на совершенствование призывных кампаний и преследование уклонистов (приказы, переписка, указания, планы совместной деятельности -17 позиций).

Научная новизна исследования выражается в том, что в диссертации в форме комплексного и цельного монографического исследования проанализированы проблемы уголовной ответственности российских граждан за уклонение от призыва на военную службу и представлены рекомендации по совершенствованию правовых нормативов на сей счёт. Сделано это впервые в отечественной науке, на базе действующего УК РФ 1996 года, но с учетом воинского законодательства и ожидающего юридической силы административного кодекса. Для проверки совершенства национальных решений военно-уголовного характера автор сопоставил ч. 1 ст. 328 УК РФ с соответствующими статьями УК Беларуси и Украины.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Бездействие и ответственность за него представляет сложнейший участок правового регулирования. Криминализация пассивной формы поведения осуществляется с учетом социологического, психологического, нравственного, управленческого. идеологического, криминологического и юридико I.

2. Наиболее расположено к криминализации то бездействие, которое ironed чиняет вред публичным интересам, осуществляется специальным субъектом и в форме материальных составов.

3. В основание нравственного упрёка и уголовной ответственности любого деяния положено его социальное значение, а не физические свойства. Бездействию же социальный детерминизм присущ в значительно большей степени, чем активной форме преступления. К тому же вклад бездействующего лица в причинные механизмы является вторичным, а не основным; потенциальная опасность пассивного поведения, в том числе и уклонения от призыва, обусловлена включением человека в систему социальных связей.

4. Если при описании действия основное внимание законодателя должно уделяться способу посягательства, то при формулировании уголовной ответственности за бездействие — юридической обязанности.

5. С учетом структурной композиции современного УК вертикальная объектная характеристика состава уклонения от призыва на военную службу трудностей не вызывает, дополнительный видовой объект по закону не предусмотрен, а вариантный вред (факультативный видовой объект) от уклонения призывника может быть самым разнообразным.

Исследуемое преступление относится к числу предумышленных. Сознание запрещённое™ уклонения от призыва на военную службу находится по общепринятому стандарту1 за пределами субъективной стороны, однако благодаря многогранной работе военных комиссариатов и призывных комиссий го юридическую осведомлённость преступника-уклониста в число признаков состава.

7. Ответственность за любую форму бездействия покоится на юридической обязанности, а потому диспозиции соответствующих статей наиболее расположены к бланкетности. При уклонении от призыва на военную службу это порождает сложную технологию правоприменительного регулирования. 8. Социально-политическая напряжённость вокруг призывных кампаний во многом снимется принятием закона об альтернативной гражданской службе, однако проблемы комплектования национальной армии в положительном смысле он не решает, и эти проблемы придется решать с помощью управленческих мер, воинского, административного и уголовного законодательства.

9. Часть трудностей и проблем борьбы с этим видом преступного бездействия объясняются в диссертации рассогласованием воинского и уголовного законодательства, что вызывает необходимость в 8 поправках к №53-Ф3 от 2.3.1998 г. и отмене некоторых ведомственных актов Министерства обороны.

10. Новый КоАП РФ (№196-ФЗ от 30.12.2001 г.), регулирующий ответственность за нарушение правил воинского учета (ст. 21.5) не сможет выполнить в этой части превентивные ожидания, поскольку максимум административного штрафа в 40 (!) раз уступает минимальной границе штрафа как вида уголовного наказания.

11. Нами обосновывается необходимость изменений и в уголовном законе, а именно:

— переименование ст. 328 УК РФ в следующей редакции: «Уклонение от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы»;

— дополнение ст. 48 УК РФ частью 2, разрешающей применение этого правопоражающего наказания за преступления, порочащие звание, чин или награду, — для лишения воинского звания офицеров запаса, уклоняющихся от призыва на армейскую службу;

Ц — восстановление альтернативности санкции ч. 1 ст. 328 УК посредством введения в неб других наказаний — из-за отложенного характера ареста (ст. 4 №64-ФЗ) и имущественной несостоятельности призывника, препятствующей назначению и исполнению штрафа.

12. Из превентивных и нравственных соображений следует снять запрет призыва на военную службу (п. 2 ст. 23 №53-Ф3) в отношении граждан, осуж р денных по ч. 1 ст. 328 УК РФ.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации положения, выводы и рекомендации позволят, по мнению автора, усовершенствовать научные представления о юридической природе и особенностях преследования общественно опасного бездействия, увеличат внимание законодателя и учёных к бланкетной природе регулирования и общественной опасности уклонения от призыва на военную службу, создадут базу для дальнейшего исследования настоящей проблемы. Представленные в тексте диссертации аргументы могут быть использованы при обновлении воинского, уголовного и административного законодательства, а также при доработке проекта ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Диссертация и её выводное знание могут быть использованы военными комиссариатами и правоохранительными органами, обеспечивающими призыв молодёжи в армию, а также в преподавании уголовного права по темам: «Объективная сторона состава преступления» и «Преступления против порядка управления».

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме опубликованных научных статей и докладов на научно-практических конференциях, 1 проводимых в 1999 и 2001 гг. в Ростовском филиале Российской таможенной академии и в Ростовском госуниверситете. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права и криминологии Ростовского государственного университета, где проводилось её рецензирование и обсуждение. Отдельные аспекты исследования использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентами и слушателями РФ РТА и Ростовского государственного университета.

Автором разработана и запатентована1 компьютерная база данных «При-зыв-99», используемая в работе военных комиссариатов Северо-Кавказского военного округа. С её помощью существенно облегчается деятельность не имеющих юридического образования сотрудников военных комиссариатов и $) блокируется возможность неверного исчисления сроков погашения судимости призывников (офицеров запаса). По теме диссертации автором опубликованы 8 статей и 3 методических пособия общим объёмом 6,6 п. л.

Структура диссертации традиционна: она состоит из введения, 3-х глав, объединяющих 12 параграфов, заключения и библиографического списка. К тексту диссертации адресуется 10 приложений, в которых последовательно: а) в форме таблицы и по 8 показателям сравнивается регулирование составов бездействия по Уголовным кодексам Беларуси, России и Украины; б) представлен перечень правовых актов субъектов РФ по Северо-Кавказскому военному округу, направленных на борьбу с преступлением, предусмотренным ч. 1 ст: 328 УК РФ; в) обобщены сведения об уклонистах (призывниках и офицерах запаса — в отдельных таблицах) по субъектам РФ, обслуживаемых СКВО; г) в форме таблицы приводится перечень статей КоАП РСФСР, в санкции которых предусматривается штраф, минимальный размер которого привязан к абсолютной величине в рублях и допускающий, соответственно, его двоякое толкование; д) даны сведения об уклонистах СКВО (раздельно — в отношении призывников и офицеров запаса), оправдывающих своё противоправное поведение желанием

А проходить альтернативную гражданскую службу; е) сгруппированы сосредоточенные в 2-х таблицах и 1-й диаграмме данные о наказании призывников и офицеров запаса СКВО, осужденных по ч. 1 ст. 328 УК РФ.

Альтернативная служба

Уклонистам

Конституция России устанавливает, что защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина. Уклонение как от военной, так и от альтернативной гражданской службы является уголовным преступлением и преследуется по закону.

Получив повестку, гражданин обязан явиться в военкомат на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки к месту прохождения службы в установленный срок.

Основанием для возбуждения уголовного дела против гражданина, уклоняющегося от военной или альтернативной гражданской службы, может стать:

• неявка на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности;
• самовольное оставление сборного пункта в целях уклонения от службы;
• получение обманным путем освобождения от службы в результате симуляции болезни или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства);
• подделка документов или иной обман в целях уклонения от службы.

Ответственность гражданина, уклоняющегося от призыва на военную службу, регламентируется частью 1 статьи 328 УК РФ. Он может быть оштрафован, приговорен к аресту или лишению свободы.

Сумма штрафа – до 200 тыс. руб. или заработная плата осужденного за период до 18 месяцев.

Срок ареста от 3-х до 6-х месяцев.

Срок лишения свободы до 2-х лет.

Ответственность гражданина, уклоняющегося от прохождения альтернативной гражданской службы, регламентируется частью 2 статьи 328 УК РФ. Он может быть оштрафован, приговорен к обязательным работам или тюремному заключению.

Сумма штрафа – до 80 тыс. руб. или заработная плата за период до 6 месяцев.

Срок обязательных работ – от 180 до 240 часов.

Публикации

Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Стартовавшая на этой неделе весенняя кампания по призыву на военную службу может стать последней, проводимой по прежним всем знакомым правилам – в армию отправляется тот, кому домой доставили повестку из военкомата. Всего за пару дней то того, как президент Дмитрий Медведев 30 марта подписал соответствующий указ, ряд сенаторов и депутатов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, предлагающий изменить систему правоотношений между военкоматами и потенциальными новобранцами. По замыслу его авторов, все молодые люди, достигшие призывного возраста, впредь должны будут сами являться в военкомат за повестками. А кто этого не сделает, автоматически будет считаться «уклонистом», который может быть привлечен к уголовной ответственности. Законопроект сейчас находится на стадии рассмотрения в Комитете по обороне Госдумы РФ.

Инициатива вызвала бурную дискуссию. Представители Минобороны ее поддержали, признав полезной и нужной. Многие законодатели пообещали поддержку, отметив, что, вероятно, соответствующие поправки могут быть приняты уже будущей осенью. Правозащитники назвали законопроект вредным и несвоевременным, полагая, что его реализация пополнит не армию, а тюрьмы, и, вообще, обострит социальную напряженность в обществе. А опрошенные РАПСИ представители Комитетов солдатских матерей и юристы посчитали предложенные нормы просто бессмысленными и ничего не меняющими.

Считать уклоняющимся от военной службы

Законопроект предлагает внести дополнения в несколько статей закона «О воинской обязанности и военной службе», регламентирующих организацию армейского призыва. Условно их можно разделить на три группы. К первой относятся нормы, вменяющие гражданам «в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающим в запасе и не имеющим отсрочки или освобождения» от военной службы, обязанность в течение двух недель со дня опубликования президентского указа об объявлении очередного призыва самим явиться в военкомат — «для уточнения сведений, содержащихся в документах воинского учета и получения повестки». Другие поправки наделяют сотрудников военкоматов правом и обязанностью уведомлять упомянутых граждан о такой обязанности. И еще несколько норм устанавливают, что «в случае неявки без уважительных причин» призывник «считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ».

Ответственность такая предусмотрено лишь одним законом – УК РФ. Статья 328 гласит, что «уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы» наказывается штрафом до 200 тыс. рублей, принудительными работами или лишением свободы на срок до двух лет.

Не смотря на то, что законопроект предлагает ввести, по сути, карательную и репрессивную систему, предусматривающую для призывников лишь два выбора – либо армия, либо скамья подсудимых, в пояснительной записке сказано, что все это не только повысит обороноспособность страны, но и «будет способствовать устранению неравенства граждан РФ». А среди инициаторов поправок назван Координационный Совет уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе.

«Нет предмета для возмущения»

Председатель Общественного совета при министерстве обороны РФ, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко уверен, что принятие такого закона упорядочит – и технически, и в правовом плане, процедуру призыва молодых людей на срочную службу в армии, сделает его цивилизованнее, прозрачнее, снимет в том, числе, и коррупционную составляющую.

Хотя этот документ уже вызвал в обществе неоднозначную реакцию, в ходе дискуссии, по его мнению, надо обойтись без истерики. «На мой взгляд, в предложенном законопроекте вообще нет предмета для возмущения», — полагает эксперт. Речи о том, что под угрозой уголовного наказания людей будут загонять в армию, даже близко не идет. «У нас же есть альтернатива армейской службе – альтернативная гражданская служба, если кому то не нравится военная служба, пожалуйста, никаких проблем нет», — говорит Игорь Коротченко. Он при этом не исключил, что в ходе обсуждения в законопроект могут быть внесены коррективы.

Кроме того, эксперт напомнил, что в будущем число военнослужащих срочной службы в вооруженных силах будет только сокращаться. К 2017 году число контрактников, как предполагается, должно быть доведено до 425 тысяч. «Надо бороться с правовым нигилизмом, который сейчас царит среди молодых людей призывного возраста», — уверен Игорь Коротченко. Он также напомнил, что подобные системы призыва успешно действуют во многих странах, в том же Израиле.

Намного актуальнее, по мнению эксперта, в связи с этим законопроектом стоит вопрос повышения привлекательности срочной армейской службы. Очевидно, необходимо подготовить законодательные или нормативные меры по расширению социального пакета для отслуживших в вооруженных силах. Как полагает Игорь Коротченко, это может быть и возможность приоритетного приема в престижные вузы, и преимущественное право для них при оформлении на госслужбу и в компании с государственным участием. По его данным, такие предложения уже прорабатываются.

«Мы пополним не войска, а тюрьмы»

Руководитель военного направления движения «За права человека», член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Дмитрий Пысларь назвал заложенную в законопроекте идею сколько вредной, столь и бредовой. По его мнению, подобный закон нужен, но не в нынешних условиях. «Сначала надо порядок в военкоматах навести. То, что там творится – полное безобразие, медкомиссии представляют собой просто тюремную систему, везде хамство, злоупотребления и нарушения, молодых людей всеми правдами и не правдами отправляют в армию, не взирая на болезни, учебу, больных родителей», — говорит Дмитрий Пысларь.

Теперь предлагается сгонять их из-под палки, под угрозой милиции. Но как бы власти ни грозились статьей 328 УК, сами призывники в военкоматы ходить не будут, уверен правозащитник. «Мы не пополним войска, мы пополним тюрьмы. Уже к нам приходят некоторые молодые люди, говорят, что лучше в тюрьму, чем в армию, там больше шансов выжить», — утверждает Дмитрий Пысларь.

По его мнению, солдат берут не обучать военному делу, а только работать, по сути, как военнопленных: ребята сплошь и рядом возвращаются со службы инвалидами – у кого сколиоз (искривление позвоночника), у кого кифоз (деформация позвонков), варикозное расширение вен и т.д. Впрочем, правозащитник полагает, что поскольку к этой инициативе имеет отношение «Единая Россия», законопроект, вероятно, все же будет принят. По словам Дмитрия Пысларя, сейчас более 30 правозащитных организаций по всей стране готовят обращение в Госдуму, к Уполномоченному по правам человека в РФ с просьбой отклонить документ как абсолютно не продуманный.

Реализовать это невозможно

Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова считает внесенный в Госдуму законопроект просто бессмысленным. Она отметила, что подобная идея уже выдвигалась в 2008 году, но была отклонена именно по этой причине.

«Все эти обязательства что-то подписывать, угрозы уголовной ответственности никак не согласуются с законами», — говорит Валентина Мельникова. Человека нельзя насильно заставить расписаться – хоть за повестку, хоть за что угодно. «Призывникам что, пакет на голову надевать будут, или электрошоком пытать?», — удивляется она. Если так произойдет, первый будет иметь право обращаться в суд и прокуратуру.

Кроме того, как полагает Валентина Мельникова, авторы законопроекта забыли, что Россия – это не только Москва и Петербург. Это еще и Красноярский и Приморский край, Магаданская область и прочие регионы, где масштабы районов совсем другие. И чтобы добраться до райцентра, многим надо несколько часов ехать, а то и лететь на вертолетах. «Получается, людям только ради одной подписи надо будет совершать такие путешествия? А кто это оплачивать будет? По закону, все расходы, связанные с призывом, должны нести сами военкоматы», — говорит Мельникова.

По ее мнению, не понятно, зачем вообще предлагается разводить бумажную волокиту, если почти повсеместно уже действует мобильная связь. И уведомлять призывников вполне можно было бы с помощью СМС-сообщений, поскольку их отправку и получение можно подтвердить документально.

Также Валентина Мельникова отметила, что инициаторы законопроекта обосновывают его необходимость совершенно надуманным предлогом, о том, что у нас призыв якобы катастрофически не выполняется. Минобороны и Генштаб утверждают, будто в стране ежегодно от призыва в армию уклоняется более 235 тысяч человек. «Но это пустая цифра, взятая с потолка», — утверждает Валентина Мельникова. По ее словам, недавно она присутствовала на встрече с военным комиссаром Московской области. Тот сообщил, что за последний призыв были вызваны 36 тыс граждан, из которых не явилось 1800. А потом, по словам Валентина Мельниковой, он заявил, что уклонистов в области насчитывается уже 14 тыс. «Я поинтересовалась, откуда такая калькуляция, но военком ничего объяснить не смог», — говорит она. Прокурор же сказал, что это число всех уклонистов, «накопившихся» за последние годы. «Но с чего военкоматы взяли, что все эти люди именно уклонисты, что у них нет законных оснований для освобождения, что они вообще все еще живы или не уехали за границу?» — возмутилась Валентина Мельникова. Получается, ситуация совсем не так трагична, как представляют авторы законопроекта.

Однако даже если законопроект будет принят, полагает Валентина Мельникова, исполнить его будет невозможно ни практически, ни теоретически. Статья 328 предлагает ответственность за уклонение от призыва. А призыв, по закону и согласно решению Пленума Верховного суда РФ – это именно процедура явки на призывной пункт и отправка в армию. Между тем, говорит Валентина Мельникова, выдача повестки, медкомиссия и прочие подобные действия, призывом как таковым не являются, это подготовительные, промежуточные мероприятия. Потому уклонение от них юридически под статью 328 не подпадают.

Если же военкоматы будут сразу отправлять материалы на не пришедших за повесткой призывников в милицию для возбуждения уголовных дел, как полагает Валентина Мельникова, ситуация сложится вообще бредовая. Следователям и прокурорам для начала надо будет проверить, пригоден ли подозреваемый к военной службе, нет ли у него оснований для освобождения по болезни, семейному положению и другим причинам. Таким образом, правоохранители просто подменят собой военкоматы. «Единственный результат – появится еще один коррупционный момент», — уверена Валентина Мельникова.

Психологическое оружие

Председатель Военной коллегии адвокатов Владимир Тригнин считает, что нет особых препятствий для того, чтобы эти поправки были приняты, и они вполне реализуемы. Но на практике, по его мнению, эти нормы принципиально ситуацию не изменят – ни в плане взаимоотношений призывников с военкоматами, ни в плане самого призыва. Все молодые люди, достигшие призывного возраста, если не явятся в военкомат в течение двух недель после объявления указа о призыве в армию, тогда действительно могут считаться «уклонистами». Но только в теории. Изменения вносятся лишь в закон «О воинской обязанности и военной службе». Дополнительных санкций – административной ответственности или уголовной – не предусматривается. Поэтому, как полагает юрист, реальных рычагов воздействия на несознательных призывников не создается.

Конечно, принятие этих норм упростит для правоохранительных органов доказывание умысла того или иного молодого человека призывного возраста на уклонение от призыва. Однако, по словам адвоката, военкоматы у нас сами не стремятся передавать материалы на уклонистов для привлечения их к уголовной ответственности. Ведь если на человека заведут дело и осудят, он для армии тем более потерян. «В связи с этим очень характерно, что, например, за прошедшую осенне-зимнюю призывную компанию по всей стране за уклонение от военной службы было осуждено всего 55 человек», — отметил Владимир Тригнин.

Он также обратил внимание, что цифры, которые приводят на этот счет военные, весьма далеки от истинного положения дел. По результатам проводимых время от времени исследований и опросов, выясняется, что большинство молодых людей, которых в военкоматах считают «уклонистами», на самом деле таковыми не являются. «У примерно 80% из них имеется законное освобождение от призыва в армию – по семейному ли положению, болезням, в силу того, что они учатся в вузах и т.д.», — говорит адвокат. Но они просто боятся идти в военкомат, опасаясь злоупотреблений и беззакония.

Кроме того, у большинства граждан, на самом деле, сложилось неверное представление о том, кто такой с юридической точки зрения уклонист, и в каких случаях за это может грозить уголовная ответственность. Считается, что пока молодой человек не получил под роспись повестку о явке в военкомат, он вроде ничем военкомату и не обязан. Однако, как отметил адвокат, еще 3 апреля 2008 года пленум Верховного суда РФ дал на этот счет подробные и исчерпывающие пояснения. Согласно им, умысел на уклонение от призыва может быть выявлен в действиях (бездействии) гражданина и в отсутствие повесток.

Согласно указанному Постановлению, молодой человек призывного возраста, например, систематически не исполняющий обязанности по воинскому учёту, преступник. Иными словами, несообщение в военкомат сведений об изменившемся образовании, месте жительства или пребывания, месте работы может свидетельствовать о наличии умысла на уклонение от призыва. «Однако эта норма не действует, ни одного человека по таким основаниям к ответственности не привлекли», — отметил юрист. Очевидно, в силу той же причины, что военкоматам нужны новобранцы, а не уголовники.

Так что этот законопроект, считает Владимир Тригнин, можно рассматривать как своего рода «психологическое» оружие, если угодно «пугалку» для потенциальных призывников, которая может быть применена в жизни, но в очень ограниченных масштабах. В реальности, скорее всего, какая-то незначительная часть молодых людей под ее воздействием пополнит ряды вооруженных сил, добровольно явившись в военкомат. Но в целом эта норма, по мнению адвоката, положения дел не изменит. Лишь при проведении «образцово-показательных» облав на уклонистов, которые проводятся крайне редко, у правоохранительных органов просто будет больше оснований для принудительного привода в военкомат за повесткой. Но не более того.

Если же не брать в расчет все эти обстоятельства, а представить применение этой нормы в идеале, то военкоматы могут оказаться в сложном положении. Как отметил Владимир Тригнин, у них добавится бюрократической работы – помимо вручения повесток, надо будет организовать рассылку еще и уведомлений о необходимости явиться за повесткой. Кроме того, трудно представить, как технически можно будет организовать такое мероприятие.

Всем призывникам, говорит адвокат, надо будет придти в военкомат в течение 2 недель после объявления указа. За исключением выходных, это 10 рабочих дней. В Москве, например, через каждый отдел военкомата проходит около 5 тыс. человек (не все отправляются на службу, это те, кто является в военкоматы). Если все они честно придут в первые же дни, естественно, принять их физически сотрудники военкоматов не смогут. «Интересно, призывникам тогда в очереди выстраиваться надо будет?», — отметил Владимир Тригнин.

Еще по теме:

  • Судебная власть и права человека Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан : Вопросы теории и практики Терехин Виктор Александрович Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и […]
  • Защита прав детей в рб ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Как заполнить декларацию по имуществу 2014 год Как заполнить декларацию по налогу на имущество Статья опубликована в журнале "Вестник бухгалтера Московского региона" № 5 октябрь 2015 г. Л. Г. Федорова, В. Н. Горностаев, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Остаточная […]
  • Диссертации усыновление Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву Батурина Наталия Игоревна Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , […]
  • Норма жилой площади на одного человека в рб ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Можно ли расторгнуть целевой договор ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • 484 статья гк Статья 484. Обязанность покупателя принять товар 1. Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи. 2. Если иное не […]
  • Трудовой кодекс 2018 статья 236 комментарии Статья 236. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, […]