Статья 263 ук комментарий

Содержание:

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ статья 263 дополнена примечанием

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 УК РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

2. Предметом преступления являются транспортные средства.

Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 2.

10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к статье 263 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность комментируемого преступления заключается в том, что оно посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта — состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий. Понятие эксплуатации транспорта означает использование транспорта по прямому назначению. Следует учитывать, что эксплуатация транспорта может происходить как в процессе движения, так и вне его. Однако она должна обеспечивать безаварийную работу транспорта. Если же происходит нарушение эксплуатации транспорта, не связанное с его движением, то оно не образует состава настоящего преступления, поскольку посягает на иной объект уголовно-правовой охраны. Дополнительным объектом преступления выступают жизнь и здоровье, отношения собственности.

2. Объективная сторона заключается:

а) в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Диспозиция статьи сформулирована законодателем по типу бланкетных, поэтому для уяснения содержания указанных правил необходимо обращаться к правилам безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих функционирование железнодорожного, воздушного или водного транспорта, например в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в Воздушном кодексе РФ 1997 г., Водном кодексе 2006 г.; или

б) в отказе от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (см., например, ст. 413 Трудового кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

3. Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта — железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации технологического железнодорожного транспорта организаций не образуют состава настоящего преступления.

4. Воздушный транспорт — совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.).

5. Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. Морской и внутренний водный транспорт включает в себя: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом.

6. Метрополитен — один из видов городского пассажирского транспорта, состоящий из инфраструктуры (станции, тоннели, электроподстанции, депо, вентиляционные шахты) и непосредственно подвижного состава.

7. Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом — проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или причинения крупного ущерба (см. примечание к статье).

8. Необходимо установить причинно-следственную связь между отказом от исполнения трудовых обязанностей или нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена и наступившими последствиями. Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба.

9. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

10. Субъект преступления специальный — лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, метрополитеном, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации указанных видов транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).

11. В ч. 2 анализируемой статьи установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

12. В ч. 3 ст. 263 УК особо квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти двух и более лиц.

13. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного или водного транспорта квалифицируется соответственно по ст. 351 либо по ст. 352 УК.

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

СТ 263 УК РФ.

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного,
воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу
выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного
лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом,
если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо
причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого
превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта (как сами транспортные средства общего или необщего пользования, так и производственно-технологический комплекс транспортной инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию соответствующих видов транспорта). О понятии транспортной инфраструктуры см. комментарий к ст. 263.1 УК. Не являются предметом преступления внутрицеховой и внутришахтовый транспорт и инфраструктура (вагонетки, рельсы), технологически обеспечивающие производственные процессы. Также не относятся к предметам преступления боевые воздушные суда, военные корабли и военно-вспомогательные суда, являющиеся предметом ряда воинских преступлений.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта — это полное или частичное несоблюдение установленных правовыми актами порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств. Нарушение правил безопасности движения может выражаться в несоблюдении маршрута и высоты полета, в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима и т.д. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, — это противозаконное (ст. 413 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте») невыполнение лицом должностных обязанностей, вытекающих из трудового договора (должностных инструкций), непосредственно не связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье — это ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между деяниями и наступившими общественно опасными последствиями, которая часто носит сложный комплексный характер. При отсутствии указанных последствий деяния могут квалифицироваться по ряду норм гл. 11 КоАП РФ.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей совершается лицом осознанно, но преступление будет неосторожным в силу психического отношения к последствиям.

5. Субъект специальный: лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист, летчик, капитан судна, рулевой катера и др.), а также лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности, соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (например, диспетчер, механик, технолог, руководитель полетов и др.).

Статья 263 ук комментарий

1. Объектом данного преступления является как безопасность движения и эксплуатации транспорта (железнодорожного, воздушного, морского и речного), так и жизнь и здоровье человека. Безопасность движения автотранспорта законодателем выделена особо (ст. 264 УК).
Диспозиции статей комментируемой главы имеют сложную конструкцию, касающуюся как объекта, так и объективной и субъективной сторон преступлений, указанных в этой главе. Это в известной мере является причиной определенных сложностей при квалификации данных преступлений.
2. Прежде всего необходимо помнить, что диспозиция данной нормы является бланкетной, отсылающей для определения признаков преступления к специальным правилам, для установления таких элементов состава преступления, как объект посягательства и его объективная сторона. Поэтому для определения признаков преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо обратиться к конкретным правилам, устанавливающим безопасность движения на соответствующем виде транспорта, поскольку нарушение именно этих правил образует объективную сторону преступления.
Так, если речь идет о преступлении на железнодорожном транспорте, суду необходимо исходить из предписаний, содержащихся в Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» , в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ, которым утвержден Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации , в ст. 17 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в ред. от 10.01.2003) .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503; 2003. N 2. Ст. 169.

Правила безопасности на воздушном транспорте определяются Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 N 1084, которым утверждены Федеральные правила использования воздушного транспорта Российской Федерации , а также Положением о федеральной авиационной службе России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N 994 . Названные документы, в частности Федеральные правила, раскрывают содержание определенных понятий, связанных с обеспечением безопасности движения воздушного транспорта. К примеру, безопасность использования воздушного пространства рассматривается как комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам. Диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения определяется как обслуживание (управление) воздушного движения с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома. Нормы, направленные на обеспечение безопасности на воздушном транспорте, содержатся и в ВК.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.
СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4288.

КВВТ содержит статьи, определяющие правовой статус капитана судна, его обязанности, в том числе и касающиеся обеспечения безопасности судна, а также главу, касающуюся безопасности судоходства. Положение об условиях плавания морских судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, утвержденное Департаментом речного транспорта Минтранса России 17.01.96, также регулирует безопасность на речном транспорте. Кроме того, безопасность на морском транспорте регулируется и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятым 18-й сессией Ассамблеи Международной морской организации 4 ноября 1993 г., положения которого введены в действие в Российской Федерации Приказом Минтранса России от 26.07.94 N 63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания» (в ред. от 26.11.2002) .
———————————
Российские вести. 1994. N 164; БНА. 2003. N 5.

При решении вопросов в рамках комментируемой статьи в необходимых случаях следует руководствоваться и различными инструкциями по эксплуатации соответствующего вида транспорта и другими актами, определяющими соответствующие требования к техническому состоянию транспортного средства, обязанности соответствующих лиц, по должности обязанных соблюдать правила безопасности и эксплуатации транспорта.
3. Нарушения правил эксплуатации и управления транспортными средствами на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, изложенных в перечисленных нормативных и подзаконных актах, составляют объективную сторону указанного в комментируемой статье состава преступления. В этой связи при рассмотрении этой категории уголовных дел суду необходимо установить, какие конкретные правила безопасности движения или эксплуатации транспорта нарушены. Учитывая то обстоятельство, что для решения таких вопросов в большинстве случаев необходимы специальные познания в области различных технических отраслей, для решения этих вопросов необходимо проведение экспертных исследований, в том числе и комплексных либо комиссионных.
4. Однако сам по себе факт нарушения этих правил без указанных в статье последствий не может служить поводом для уголовного преследования. Поэтому наряду с указанным нарушением соответствующих правил необходимо установить наступление определенных последствий — причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.
Все статьи комментируемой главы в части наступления последствий в результате нарушений безопасности движения и эксплуатации транспорта претерпели изменения. Из их диспозиций Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» исключено указание о причинении в результате нарушения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств такого последствия, как причинение крупного ущерба. В качестве последствий, определяющих уголовную наказуемость этого деяния, оставлено лишь причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо лишение жизни потерпевшего.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.

Следовательно, по делу необходимо установить наличие причинной связи между нарушением указанных выше правил безопасности на транспорте и наступившими последствиями, тяжесть которых оговорена в диспозиции статьи. Тяжесть наступивших последствий и наличие причинной связи между нарушениями правил безопасности на транспорте и наступившими последствиями определяются экспертным путем.
5. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают в качестве квалифицирующих признаков этого преступления причинение соответственно по неосторожности смерти одного человека и смерти двух и более лиц.
6. Субъектом данного преступления является специальный субъект — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные выше правила. К таким лицам, в частности, относятся машинисты электропоездов, начальники ведомственных служб эксплуатации, капитаны судов (воздушного, морского), пилоты-инспекторы по безопасности, авиадиспетчеры и т.д.
7. Согласно диспозиции комментируемой статьи также усматривается, что данное деяние характеризуется и сложной субъективной стороной состава преступления. Для этого деяния характерна сложная форма вины субъекта посягательства: суд должен установить прямой умысел на нарушение виновным лицом правил безопасности на транспорте и неосторожную форму вины по отношению к наступившим последствиям.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 263. Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатымы веществами

1. Ношение, хранение, приобретение, передача или сбыт огнестрельного оружия (Кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренном законом разрешения — наказываются лишение свободы на срок от трех до семи лет.

2. Ношение, изготовление, ремонт или сбыт кинжалов, финских ножей, кастетов или второго холодного оружия без предусмотренном законом разрешения — наказываются штрафом до ‘пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественным работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок от двух до ‘пяти лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

3. Освобождается от уголовное ответственности лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, если оно добровольно сдал органам власти оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства.

1. Объ объектом данного преступления является общественная безопасность в части страхования от нарушения правил оборота (Пользование населением) огнестрельного и холодного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств. Общеопасным предметы при их неконтролируемом распространении представляют повышенную угрозу для общества. Поэтому установлены специальные правила обращения с оружием, боеприпасами, взрывчаткой, определено, с каким из ЭТИХ предметов граждане вообще не вправе совершать каких-либо действий, а какие действия можно выполнять на основании специального разрешения.

2. Предметом преступления могут быть: 1) огнестрельное оружие (кроме гладкоствольного охотничьего), 2) боеприпасы, 3) взрывчатые вещества, 4) взрывчатые устройства (ч. 1 ст. 263) 5) холодное оружие (кинжалы, финские ножи, кастеты) (ч. 2 ст. 263).

О понятии огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств см.. комментарий к статьям 262 и 410.

Холодное оружие — это предметы, Которые соответствуют стандартным образцам или исторически выработанным типам оружия, или иные предметы, Которые оказывают колючая, колючорижучий, рубящий, раздробляя или ударный эффект (штык, стилет, нож, кинжал, арбалет, нунчаку, кастет и т.д.), конструктивно предназначенный для поражения живой цели с помощью мягкие мышечной силы человека или действия механического устройства.

Кинжалы, финские ножи — Вид холодного оружия колюще-режущего действия. Характеризуются наличие рукоятки с упором, ограничивающий вхождение ножа в тело, и клинка специфической формы: кинжал — длинного, узкого, заточки с обеих сторон, такого, сужающийся к концу, Остроконечные; финский нож (» финка «) — короткого, толстого, заточки с одной стороны, в конце суженного и изогнут острой стороной. Кастет — вид холодного оружия ударного действия. Представляет собой металлическую пластину, которая надевается на пальцы и зажимается в кулак, с отверстиями для пальцев и выступать, Которым и причиняется удар.

Вопрос о Отнесение тех или Иных предметов к определенными видам оружия решается с учетом объ объективных и субъект объективных критериев. По объект объективными признаками оружием являются предметы, способные причинить ущерб жизни и здоровью «и человека с учетом их формы, массы, прочности (в частности твердости материала, из которого изготовлено впечатляющие части), конструктивных особенностей. Сб ‘объективно они предназначены для поражения живой силы — повреждения тела второго человека, т.е. НЕ Должны иметь второго назначения — хозяйственного, бытового, спортивного, обрядового т.п.. Вопрос о признании оружием предметов » двойного » назначения — например, лука, Который может выступать и спортивным снарядом, и Охотничье оружие, и предметом, предназначенным для причинения смерти или телесного повреждения, — решается с учетом цели действий, совершенных с такими предметами.

3. Объ объективная сторона преступления может быть выполнена путем совершения альтернативных общественно опасных деяний: 1) ношение 2) хранение, 3) приобретение, 4) изготовление 5) ремонт, 6) передача, 7) сбыт.

Все они характеризуются незаконностью, т.е. осуществляются без соответствующего разрешения. При решении вопроса о том, являются незаконными действия с предметами, указанным в ст. 263 УК, нужно руководствоваться специальными нормативно-правовыми актами.

Под незаконным хранением огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимаются умышленные действия, который заключаются во владении (независимо от продолжительности во времени) без соответствующего разрешения или с просрочкой его действия любым из указанных предметов, находится не у лицу, а в выбранного им месте.

Незаконное ношение указанных предметов являются умышленнымы, совершенными без предусмотренном законом разрешения действиями по их перемещению, транспортировке лицом непосредственно при себе (в руках, одежде, сумке, специальном футляре, автомобиле и т.п.).

незаконным приобретением их следует считать умышленные действия, эт’ связанные с их приобретением (По исключением похищения, присвоение, вымогательство или Завладение путем мошенничества или злоупотребления служебным положением) вопреки предусмотренном законом порядке — в результате покупки, обмена, присвоение найденного, получения как подарок, на возмещение долга и т.п..

Под незаконным изготовлением холодной, огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать умышленные, совершенные без цели законом разрешения действия по их созданию или переработке, в результате чего они приобретают Соответствующие характерных свойств. Такими действиями, в частности, является переработка ракетницы, стартового, строительного, газового пистолета, других устройств, приспособленных для отстрела патронов, снаряженных резиновым или аналогичными по своим свойствам метательнымы снарядами несмертельного действия, в оружие, пригодной к стрельбе, или охотничьего (в т.ч. гладкоствольного) ружья — в обрез, изготовление взрывчатых веществ, взрывных устройств или боеприпасов с внедрением любых компонентов, Которые сами по себя не взрывчаткой, но вследствие ЭТИХ действий приобретают способность к взрыву и т.д..

Ремонт холодной, огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов или взрывчатых устройств — это такое восстановление характерных свойств указанных предметов путем замены или реставрации изношенных или непригодных по другому причинам частей, механизмов, устранение дефектов, поломок или повреждений, налаживания нормального функционирования РАЗЛИчНЫХ частей и механизмов, в результате которого эти предметы становятся пригоднымы к использованию по целевому назначению.

Во незаконной передачей огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать предоставление ЭТИХ предметов втором лицу во владение, для временного хранения или использования по целевому назначению без предусмотренном законом разрешения.

незаконные сбыт холодного, огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств заключается в Умышленное передаче их втором лицу по установленным порядком путем продажи, обмена, дарения, уплаты долга и т.п..

Хранение, приобретение и передача холодного оружия НЕ влекут уголовное ответственности.

4. Сб «объект преступления общий.

5. Сб «объективная сторона преступления характеризуется Умышленное виной.

6. В ч. 3 ст. 263 предусмотрено освобождение от уголовное ответственности за незаконные действия с оружием, боевым припасами, взрывчатымы веществами или устройствами, предусмотренны ч. 1 или 2 ст. 263. Его Единственным условием является добровольной сдаче властям оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

При этом добровольным сдача является тогда, когда оно совершено по собственной воле, независимо от мотивов, однако не в связи ‘связи с тем, что органами власти выявлен факт хранения соответствующих предметов. Нужно также, чтоб лицо сдал всю имеющуюся у нее оружие и другие предметы, в отношении которых совершались незаконные действия.

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 3 от 26 апреля 2002 » О судебной практике по делам о хищениях и иное незаконное обращение с оружием, боевым припасами, взрывчатымы устройствами или радиоактивнымы

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]