Ст 299 ч Коап рф

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 299. Обращение постановления к исполнению

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом и другими законами Украины.

При обжаловании постановления о наложении административного взыскания постановление подлежит исполнению после оставления жалобы без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, кроме постановлений о наложении административного взыскания в виде штрафа за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, в том числе зафиксированы в автоматическом режиме, и о нарушении правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированные в режиме фотосъемки (видеозаписи), подлежит принудительному исполнению по истечении срока, установленного частью первой статьи 307 настоящего Кодекса.

Постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление.

Статья 299 УК РФ. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела (действующая редакция)

1. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

2. То же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо повлекшее причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

3. Незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 299 УК РФ

1. Объективная сторона преступления состоит в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности.

Привлечение лица к уголовной ответственности возможно лишь при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления. Сам акт привлечения в качестве обвиняемого выражается в вынесении мотивированного постановления об этом и предъявлении его лицу, привлеченному в качестве обвиняемого. Указанное постановление может быть вынесено лишь при наличии двух оснований:

1) уголовно-правового — совершение субъектом деяния, содержащего состав преступления;

2) уголовно-процессуального — доказанности совершения его конкретным лицом.

Таким образом, объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в том, что должностное лицо, злоупотребляя должностными полномочиями, привлекает к уголовной ответственности человека за преступление, которого он не совершал.

Формы таких злоупотреблений могут быть различными. Например, лицо привлекается к ответственности за деяние, не содержащее признаков состава преступления, при очевидной непричастности его к данному преступлению, когда им совершено иное преступление, а не то, за которое оно привлекается к уголовной ответственности.

2. Преступление следует считать оконченным с момента вынесения должностным лицом постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

3. В комментируемой статье говорится о привлечении невиновных, т.е. о более узком круге лиц, чем круг лиц, не подлежащих уголовной ответственности. Для наличия состава преступления не имеет значения, утверждено ли прокурором обвинительное заключение по делу и направлено ли оно в суд, состоялся ли обвинительный приговор. Если даже дело будет прекращено или будет постановлен оправдательный приговор, то и в этих случаях не исключается ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — должностное лицо, которому по закону предоставлено право привлечения в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ) или составления обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ): дознаватель, следователь. Их ведомственная принадлежность на квалификацию преступления не влияет.

6. Общественная опасность привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности повышается, если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, понятие о которых содержится в ст. 15 УК.

Статья 299 УПК РФ. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора (действующая редакция)

1. При постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает следующие вопросы:

1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

3) является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса Российской Федерации оно предусмотрено;

4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;

5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;

6) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание;

6.1) имеются ли основания для изменения категории преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, на менее тяжкую в соответствии с частью шестой статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) какое наказание должно быть назначено подсудимому;

7.1) имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7.2) нуждается ли подсудимый в прохождении лечения от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации в порядке, установленном статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;

8) имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания, освобождения от наказания или применения отсрочки отбывания наказания;

9) какой вид исправительного учреждения и режим должны быть определены подсудимому при назначении ему наказания в виде лишения свободы;

10) подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в чью пользу и в каком размере;

10.1) доказано ли, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

11) как поступить с имуществом, на которое наложен арест для обеспечения исполнения наказания в виде штрафа, для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации;

12) как поступить с вещественными доказательствами;

13) на кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки;

14) должен ли суд в случаях, предусмотренных статьей 48 Уголовного кодекса Российской Федерации, лишить подсудимого специального, воинского или почетного звания, классного чина, а также государственных наград;

15) могут ли быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных статьями 90 и 91 Уголовного кодекса Российской Федерации;

16) могут ли быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, предусмотренных статьей 99 Уголовного кодекса Российской Федерации;

17) следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого.

2. Если подсудимый обвиняется в совершении нескольких преступлений, то суд разрешает вопросы, указанные в пунктах 1 — 7 части первой настоящей статьи, по каждому преступлению в отдельности.

3. Если в совершении преступления обвиняется несколько подсудимых, то суд разрешает вопросы, указанные в пунктах 1 — 7 части первой настоящей статьи, в отношении каждого подсудимого в отдельности, определяя роль и степень его участия в совершенном деянии.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 299 УПК РФ

1. Вопросы, указанные в данной статье, обсуждаются и разрешаются в той последовательности, в которой они в ней перечислены. Данная статья не содержит исчерпывающего перечня вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора. В совещательной комнате обсуждаются также вопросы о наличии обстоятельств, при которых лицо освобождается не только от наказания (п. 3 ч. 1 ст. 24, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК; ч. 2 ст. 443 УПК, ст. 81 УК), но и от уголовной ответственности: в связи с добровольным отказом от преступления (ст. 31 УК); в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК), в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК), в связи с актом амнистии (ст. 84 УК). При решении вопроса, является ли это деяние преступлением (пункт 3 части 1 ком. статьи), суд должен обсудить, не имеется ли признаков необходимой обороны, причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости и других обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. ст. 37 — 42 УК).

2. Если санкция уголовного закона, в соответствие с которым подсудимый признается виновным, предусматривает помимо лишения свободы и другие, более мягкие виды наказания, суд при постановлении приговора обязан обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. Суд должен также каждый раз обсуждать вопрос о возможности исправления без отбывания наказания осуждаемого к таким видам наказания, как исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы (ст. 73 УК).

3. В силу части 3 ст. 60 УК следует учитывать, какое влияние окажет назначаемое наказание на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. В этих целях для правильного выбора вида и размера наказания надлежит выяснять, является ли подсудимый единственным кормильцем в семье, находятся ли на его иждивении несовершеннолетние дети, престарелые родители, а также имелись ли факты, свидетельствующие о его отрицательном поведении в семье (пьянство, жестокое обращение с членами семьи, отрицательное влияние на воспитание детей и др.).

4. Назначая подсудимому исправительные работы или штраф, следует выяснять его материальное положение, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п. Размер заработной платы или иного дохода осужденного при назначении наказания в виде штрафа подлежит исчислению на момент вынесения приговора.

5. С учетом характера и степени общественной опасности преступления и данных о личности суду надлежит обсуждать вопрос о назначении предусмотренного законом более строгого наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), тяжких и особо тяжких преступлений, при рецидиве, если эти обстоятельства не являются квалифицирующим признаком преступления и не установлено обстоятельств, которые по закону влекут смягчение наказания. Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств по делу, данных о личности следует обсуждать вопрос о назначении менее строгого наказания лицу, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести и не нуждающемуся в изоляции от общества. При назначении наказания несовершеннолетним подсудимым необходимо также в каждом конкретном случае выяснять и оценивать условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на его поведение старших по возрасту лиц, уровень психического развития, иные особенности личности. При назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, суд должен обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством является профессией. Об иных вопросах, подлежащих разрешению в приговоре, см. ком. к ст. 309.

6. Имея в виду, что разбирательство дела в суде производится только в отношении подсудимых, суд не должен допускать в приговоре формулировок, свидетельствующих о виновности в совершении преступления других лиц. В тех случаях, когда отдельные участники преступного деяния, в совершении которого обвиняется подсудимый, освобождены от уголовной ответственности по предусмотренным в законе основаниям, суд, если это имеет значение для установления роли, степени и характера участия подсудимого в преступлении, квалификации его действий или установления других существенных обстоятельств дела, может сослаться в приговоре на роль этих лиц в деянии с обязательным указанием оснований прекращения дела. Если дело в отношении некоторых обвиняемых выделено в отдельное производство, в приговоре указывается, что преступление совершено подсудимым совместно с другими лицами, без упоминания их фамилий. Так, Верховный Суд РФ, отменяя приговор, указал, что в нем имеется ссылка на лицо, совершившее преступление по выделенному в отдельное производство делу, тем самым Суд вышел за пределы судебного разбирательства, которое, согласно ч. 1 ст. 252 УПК РФ, производится только в отношении обвиняемого (Кассационное определение ВС РФ N 6-49/2003 по делу Эседова и Батырбекова).

Винсадский сельсовет

Предгорного муниципального района Ставропольского края

Разъяснение законодательства

Установлена ответственность за неисполнение обязанности по блокировке сайтов, ограниченных Роскомнадзором

Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.2017 № 18-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность интернет-провайдеров за неисполнение обязанностей по блокировке страниц на основании сведений, полученных от Роскомнадзора.

Так, новая статья 13.34 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от Роскомнадзора, для должностных лиц в виде штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 10 до 30 тысяч, для юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Конфликт интересов

Согласно статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Как служащий, так и представитель нанимателя обязаны принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В чем может выражаться выражается личная заинтересованность.
Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества:

1) самим служащим;

2) лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками). К ним относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей;

3) организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Меры, которые должен принять служащий для предотвращения или урегулирования конфликта могут быть разными.

В частности, служащий обязан:

1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

2) при необходимости осуществить самоотвод;

3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов;

4) передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Представитель нанимателя также обязан принять меры для предотвращения или урегулирования конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту.

Представитель нанимателя, в частности, обязан:

1) изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

2) направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

О некоторых вопросах, возникающих при производстве обыска, выемки

Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ внесены изменения в ч. 5 ст. 165 УПК РФ, вступившие в силу с 1 января 2017 года.

Согласно ч. 5 ст. 165 УПК РФ в исключительных случаях, когда осмотр жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.

С учетом изменений в законодательстве, следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса.

Ранее срок уведомления судьи, прокурора о проведенных осмотре, обыске, выемки и т.п., в случаях не терпящих отлагательства, без получения судебного решения составлял 24 часа.

Усилена ответственность правоохранительных органов за необоснованное уголовное преследование

Федеральным законом от 19 декабря 2016 № 436-ФЗ «О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в статью 299 Уголовного кодекса РФ внесены изменения, направленные на усиление ответственности должностных лиц правоохранительных органов за совершение действий, повлекших необоснованное уголовное преследование.

Так, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 299 УК РФ) теперь будет наказываться лишением свободы на срок до 7 лет (ранее до 5 лет).

Частью второй этой статьи предусматривается повышенная ответственность за указанное деяние как в случае, если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, так и в случае, если оно повлекло причинение крупного ущерба или иные тяжкие последствия.

Согласно части третьей указанной статьи ответственность должностных лиц наступает в случае незаконного возбуждения уголовного дела, совершенного в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности, если указанное деяние повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба. Санкция второй и третьей частей ст. 299 УК РФ предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.

О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», устанавливается контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их супругов и несовершеннолетних детей общему доходу за три последних года.

Согласно п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона определен круг лиц, в отношении которых устанавливается контроль за расходами.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) или несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Указанная информация в письменной форме может быть представлена правоохранительными органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий, Общественной палатой Российской Федерации или общероссийскими СМИ. При этом информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) указанные выше должности, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

В соответствии со ст.16 Федерального закона непредставление лицом сведений о своих расходах является правонарушением. В этом случае лицо подлежит освобождению от замещаемой должности и увольнению. При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов доходам, материалы представляются в органы прокуратуры.

Согласно ст.17 Федерального закона при получении таких материалов Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

В соответствии с ч.4 ст.16 Федерального закона в случае, если в ходе осуществления контроля выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Новое в законодательстве о противодействии коррупции

С 25.02.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2017 № 187, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Указанным постановлением для руководителей, главных бухгалтеров и работников с финансово-хозяйственными полномочиями федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также граждан, претендующих на замещение таких должностей установлен запрет на совместную трудовую деятельность с родственниками, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный запрет не распространяется на работников, замещающих другие должности в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также на граждан, претендующих на такие должности.

Ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года утвержден Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.29 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в нарушении требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которой работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

Неисполнение указанной обязанности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность, включенную в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы; а гражданско-правового договора (договоров), если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц.

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) вышеуказанной обязанности образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор и (или) гражданско-правовой договор (договоры).

Обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении (такое несообщение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ);
субъектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований части 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ (работодатель либо заказчик работ (услуг)).
Данное административное правонарушение ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом его посягательства, не может быть признано малозначительным.

Пресса о ВАС РФ

Валентин Александров: «Надо четко знать, что ты прав, а не пытаться уйти от ответственности»

Вот уже более трех месяцев действуют поправки в КоАП РФ, которые ужесточили ответственность за нарушение требований пожарной безопасности1. Об изменении практики пожарного надзора МЧС России мы рассказали в одном из предыдущих номеров газеты. О том, как складывается судебная практика по привлечению к ответственности организаций, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, мы беседуем с судьей Высшего Арбитражного Суда РФ Валентином Александровым.

«ЭЖ»: Недавнее ужесточение санкций за нарушение требований пожарной безопасности привело к росту числа исков со стороны бизнеса, оспаривающих привлечение к административной ответственности?

В.А.: Действительно, в июне этого года Федеральным законом от 03.06.2011 № 120-ФЗ внесены изменения в ст. 20.4 КоАП РФ. Ответственность усилена, и существенно. В названную статью ввели новые части: третью — нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановок зданий, сооружений и четвертую — нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным аварийным выходам и системам автоматического пожаротушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности увеличен до года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Ранее этот срок составлял два месяца, и проверяющие не всегда успевали провести необходимые исследования, экспертизы. То есть состав нарушения есть, а срок давности пропущен, что в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Годичного срока достаточно, чтобы провести все необходимые действия по сбору доказательств по делу.

Кроме того, ощутимо вырос размер штрафов. В частности, юридическое лицо за нарушение требований пожарной безопасности теперь могут оштрафовать на сумму от 150 000 до 200 000 руб. Полагаю, это справедливо. Дела, касающиеся пожарной безопасности, являются общественно значимыми, поскольку связаны с жизнью и здоровьем людей.

Также следует сказать, что кроме ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ — она наиболее часто применяется — в судебной практике есть и иные нормы. Так, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах установлена ст. 8.32 КоАП РФ, на железнодорожном, водном, речном, морском транспорте — ст. 11.16 КоАП РФ.

Что касается увеличения количества исков, оспаривающих привлечение к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, думаю, говорить об этом рано: не так много времени прошло с начала действия документа — 17 июня 2011 г.

«ЭЖ»: Статья 20.4 КоАП РФ теперь содержит восемь частей с отдельными составами правонарушений. Может быть, логично составлять один протокол, объединяя материалы по разным частям данной статьи?

В.А.: Указанная статья содержит восемь частей, каждая из которых имеет самостоятельный состав административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4

КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое в отдельности. О совершенном административном правонарушении составляется протокол (ст. 28.2 КоАП). В нем указывается в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Следовательно, исходя из названных норм по каждому составу правонарушения должен быть отдельный протокол.

Объединить материалы по разным частям ст. 20.4 КоАП, составив один протокол, нельзя, поскольку в этом случае возможны неполнота исследования всех обстоятельств дела и, как следствие, нарушение прав юридического или физического лица, привлекаемого к административной ответственности.

«ЭЖ»: Какие дела в сфере пожарной безопасности подведомственны арбитражным судам? Кто является субъектом ответственности по данной категории дел?

В.А.: Арбитражные суды в соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривают экономические и иные споры, связанные с предпринимательской деятельностью и возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В частности, речь идет о делах, касающихся деятельности юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей.

Субъекты ответственности пожарной безопасности определены в ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

«ЭЖ»: В каких случаях суды отменяют решение органов пожарного надзора о назначении административного наказания?

В.А.: В ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган должен доказать событие и указать состав административного правонарушения, проверить, не действовало ли лицо в состоянии крайней необходимости, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности.

Случается также, что административный орган нарушает порядок привлечения к ответственности. Например, в ходе проверки или привлечения к административной ответственности административный орган не выяснил, кто является собственником объекта проверки, кто и на каком основании содержит имущество, кто отвечает за соблюдение правил пожарной безопасности.

Иногда административный орган вручает законному представителю заявителя ненадлежащую копию определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть в нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ не извещает заявителя о времени и дате рассмотрения дела. Административный орган может существенно нарушить процедуру привлечения к административной ответственности, сообщив недостоверную дату рассмотрения дела, неверно указав время совершения административного правонарушения.

Иногда протокол об административном правонарушении заявитель составляет в отсутствие законного представителя общества, в частности руководителя структурного подразделения, который не является законным представителем юридического лица.

«ЭЖ»: Получается, что только руководитель организации может представлять интересы юридического лица?

В.А.: Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ представителем юридических лиц является руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Указанный перечень законных представителей юридического лица считается закрытым согласно п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»».

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола и как защитники пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.

«ЭЖ»: Тем не менее иногда представителя организации с доверенностью не допускают к участию в административном заседании. Справедливо ли это?

В.А.: Случаи, когда представителя юридического лица не допускают к участию в рассмотрении дела на том основании, что доверенность носит общий характер (не по конкретному делу), редки. Мы считаем эту позицию неправильной. Если доверенность оформлена на защитника, надлежащим образом заверена — подписью руководителя, печатью организации, вопросов у административного органа быть не должно. В качестве защитника к участию в деле допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, а иного лица — доверенностью, оформленной в соответствии с действующим законодательством.

Представитель приходит в определенное место, в определенный день и час. Это свидетельствует о том, что юридическое лицо получило извещение и направило своего законного представителя именно по этому делу. В данном случае не допустить представителя юридического лица к рассмотрению дела — значит существенно нарушить процедуру привлечения к административной ответственности.

Другое дело, когда административный орган не получил почтовое извещение о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте составления протокола и на его составление явился защитник с общей доверенностью. В такой ситуации представляется правильным, когда административный орган не допускает защитника к участию в деле.

«ЭЖ»: Допустим, нарушены правила пожарной безопасности на арендованном объекте. Кого признают виновным — арендатора или арендодателя?

В.А.: Стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности. К ответственности за нарушение этих правил может быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.

«ЭЖ»: А если стороны не зафиксировали в договоре, кому нести ответственность?

В.А.: В том случае, когда в договоре аренды данный вопрос не урегулирован, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена на любую из сторон договора. Здесь следует исходить из презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ). Все зависит от того, чьи противоправные виновные действия повлекли образование состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ.

Возможны разные ситуации. Например, собственник нежилого помещения переоборудовал его с нарушением действующих норм и правил, требований пожарной безопасности, в частности заблокировал эвакуационные выходы, а затем передал это имущество в аренду другому лицу. Пунктом 38 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) предусмотрено, что при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. В данном случае Государственный пожарный надзор вправе вынести предписание арендодателю устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности путем демонтажа стен, перегородок и т.д. или привлечь арендодателя к административной ответственности, который с учетом вины может являться субъектом ответственности.

Иной случай. Пунктом 56 упомянутых Правил предусмотрено, что ковры, ковровые дорожки и иные покрытия полов в помещениях с массовым пребыванием людей должны надежно крепиться к полу. На мой взгляд, в данном случае ответственность за допущенное нарушение несет арендатор.

«ЭЖ»: Как строится судебная вертикаль при обжаловании?

В.А.: Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлен ст. 207-211 АПК РФ. Производство по таким делам возбуждается судом на основании заявлений соответствующих юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Указанные заявления подаются в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа. Подать заявление необходимо в течение десяти дней с даты получения оспариваемого решения. В случае пропуска срока он может быть восстановлен по ходатайству заявителя. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства.

Следует сказать, что, если речь идет о решении арбитражного суда первой инстанции по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности и размер штрафа не превышает 100 000 руб. для организаций и 5000 руб. для индивидуальных предпринимателей, кассация не будет рассматриваться3. За исключением дел по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ. Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В частности, неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона; рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке при рассмотрении дела; не подписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора ВАС РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле.

«ЭЖ»: Как часто пересматривают судебные решения в порядке надзора?

В.А.: В соответствии с ч. 4 ст. 299 АПК РФ определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ. В частности, если оспариваемое судебное решение нарушает:

единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ;

права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Когда названные основания отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.

В основном нижестоящие суды правильно формируют судебную практику по делам об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности.

«ЭЖ»: Есть ли смысл спорить в суде? Стоит ли добиваться справедливости, вы стали бы это делать?

В.А.: С позиции предпринимателя, руководителя юридического лица, будучи уверенным, что прав, — дошел бы до высшей судебной инстанции. Но надо четко знать, что ты прав, а не пытаться уйти от ответственности.

Сноски:

1 Приняты Федеральным законом от 03.06.2011 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности».

Еще по теме:

  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Ст 14 ук рб Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 212. Хищение путем использования компьютерной техники 1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]
  • Система избирательного права в российской федерации Глава 1. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации §1. Понятие, предмет и система избирательного права Российской Федерации Д.ю.н., проф. С. Князев Существенным условием становления и развития демократического правового […]
  • Ликвидация ао предполагает АО "А" является единственным акционером (100% акций) АО "С". АО "А" является участником ООО "Б" (99,9%). АО "С" является участником ООО "Б" (0,01%). В настоящее время проводится процедура ликвидации АО "С". Предполагается, что после […]
  • Комментарии к ст 227 нк рф Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами (наименование в редакции, введенной в действие с 1 января […]
  • Статья 162 01 Статья 162 часть 2 УК РФ Доброго времени суток. Хотели бы уточнить, возбуждено уголовное дело в отношении моего жениха по статье 162 часть 2 УК РФ. Это его первый привод, на момент совершения преступления являлся несовершеннолетним, свою […]
  • Как встать на учет нуждающимся в жилье Как встать на учет нуждающимся в жилье? Добрый день. Я с мужем и двое наших несовершеннолетних детей прописаны в квартире, где муж является собственником 1/5 доли. Так же в этой квартире прописаны родители мужа, брат (в браке, супруга не […]