Ст 183 ук рф незаконные получение и разглашение сведений

Содержание:

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ название статьи 183 изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 февраля 2002 г.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

См. комментарии к статье 183 УК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 193-ФЗ в часть 1 статьи 183 внесены изменения

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 193-ФЗ в часть 2 статьи 183 внесены изменения

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 193-ФЗ в часть 3 статьи 183 внесены изменения

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 4 статьи 183 внесены изменения

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Уголовный кодекс РФ Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Статья 183 УК РФ:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, — наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 183 УК РФ:

1. Основной непосредственный объект — общественные отношения, складывающиеся в сфере коммерческой, налоговой и банковской деятельности в части сохранения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Дополнительным объектом выступают интересы физических и юридических лиц, владельцев указанной конфиденциальной информации. Предмет преступления — сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Предмет преступления является общим для двух самостоятельных составов (ч. ч. 1 и 2 ст. 183 УК).

2. Диспозиция статьи является бланкетной. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Под банковской тайной согласно ст. 857 ГК РФ следует понимать тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (ст. 26), конкретизируя эту правовую конструкцию, относит к категории банковской тайны банковские счета и банковские вклады не только клиентов, но и своих корреспондентов, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону. Постановление Правительства РСФСР N 35 содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, соответственно, остаются за пределами предмета данного преступления. Например, учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), и др.

Налоговая тайна — это в соответствии со ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщиках, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Объективная сторона данного преступления характеризуется деянием в форме собирания сведений, совершаемого путем похищения документов; подкупа; угроз; иным незаконным способом.

Собирание сведений означает их нахождение, изъятие, группирование и т.п. Похищение документов означает их хищение любым способом. В этом случае квалификации по совокупности со ст. 325 УК не требуется. Подкуп как способ собирания означает их незаконное получение за вознаграждение. Если будут установлены признаки коммерческого подкупа или взяточничества, требуется квалификация по совокупности с соответствующими статьями (ст. ст. 204 и 291 УК). Угроза как способ действий должна быть реальной и иметь характер немедленно выполнимой. Среди иных способов необходимо выделить использование высоких технологий, что в ряде случаев требует квалификации по совокупности (например, со ст. ст. 138 или 272 УК).

4. Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния любым из указанных способов независимо от того, удалось ли завладеть информацией.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

6. Субъект преступления — общий: вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 183 УК предусматривает ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Разглашение означает передачу сведений хотя бы одному лицу. Использование сведений представляет собой распоряжение ими любым способом. Их противоправность предполагает, что владелец сведений не давал согласия на осуществление таких действий и не имеется законных на то оснований. Данный состав преступления — формальный, преступление считается оконченным с момента разглашения или использования сведений. Субъективная сторона в этом случае характеризуется только прямым умыслом. Субъект преступления — специальный: лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

8. Часть 3 предусматривает повышенную ответственность за деяние, причинившее крупный ущерб (см. примечание к ст. 169 УК) или совершенное из корыстной заинтересованности. Корыстный мотив предполагает желание незаконного обогащения. Как представляется, этот квалифицированный состав не может быть применен к деянию, указанному в ч. 1 комментируемой статьи. Хотя было бы справедливо получить такие разъяснения от высших судебных инстанций.

9. В ч. 4 ответственность усиливается за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3, но повлекших тяжкие последствия. Тяжкие последствия относятся к категории оценочных признаков и определяются, исходя из конкретных фактов и обстоятельств (таковыми могут признаваться банкротство предприятия, массовые увольнения рабочих, голодовки со смертельным исходом и т.п.).

Административная ответственность
Уголовная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение
Преступление

Назад | | Вверх

Статья 183 УК РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Новая редакция Ст. 183 УК РФ

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 183 УК РФ

1. Немалая часть информации, находящейся в сфере деятельности хозяйствующих субъектов и граждан, представляет особую ценность (или коммерческую значимость) как для самих организаций, так и для их партнеров или клиентов. Следствием этого являются особое отношение к такой информации, исключающее широкую ее огласку, и меры, принимаемые для ее охраны. Некоторые из этих сведений не подлежат огласке не только в силу нежелания заинтересованных в этом лиц, но и в силу прямого указания на то закона. Статус таких сведений получил отражение и закрепление в особых правовых институтах — институтах банковской, налоговой и коммерческой тайны.

2. Общественная опасность преступления заключается в том, что неправомерные действия по поводу информации, составляющей банковскую, налоговую или коммерческую тайну, с одной стороны, могут причинить значительный вред субъектам предпринимательской деятельности или иным лицам. С другой стороны, незаконное разглашение сведений, например о состоянии банковского счета (или вклада) вопреки воле его владельца, является серьезным нарушением конституционных прав гражданина на неприкосновенность его частной жизни.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести, ч. 4 — к тяжким преступным деяниям.

3. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в сфере обращения информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Указанная информация будет составлять предмет посягательства. Носители информации как в документальной, так и в бездокументарной форме (например, дискета, жесткий диск компьютера и др.) не входят в понятие предмета рассматриваемого преступления.

4. Тайна — это «нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет» . Представляется неверным говорить о банковской тайне как о части тайны коммерческой. Тем более неправильно их отождествлять. Коммерческая и банковская тайны имеют общую правовую природу, но, несмотря на ряд общих черт, различаются по объему и содержанию. Банковская тайна обладает рядом специфических, свойственных только ей признаков. Кроме того, информация, составляющая банковскую тайну, объективно может и не иметь коммерческой ценности и уже поэтому не будет разновидностью коммерческой тайны.
———————————
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 776.

5. В соответствии с гражданским законодательством информация составляет коммерческую тайну тогда, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Согласно п. 1 и 2 ст. 3 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 18.12.2006) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. Указанная редакция ФЗ вступает в силу с 01.01.2008. Примеч. науч. ред.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК), среди них названный уже ФЗ «О коммерческой тайне».

6. Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005) утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно которому к конфиденциальным наряду с другими относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и другими ФЗ.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127; 2005. N 39. Ст. 3925.

7. Существует целый ряд сведений, по поводу которых законодательные и исполнительные органы государственной власти однозначно высказываются как о сведениях, не могущих составлять коммерческую тайну. Перечень таких сведений содержится в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. от 03.10.2002) , Указе Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» , Законе о рынке ценных бумаг, Приказе Минфина России от 29.07.98 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» и др.
———————————
СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7; СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3983.

САПП. 1992. N 21. Ст. 1731.

Так, не составляют коммерческую тайну учредительные документы (решение о создании предприятия или учредительный договор) и устав предприятия, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельства о регистрации, лицензии, патенты), сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы об уплате налогов и обязательных платежей, годовая бухгалтерская отчетность организации, ряд сведений, касающихся приватизации, раскрытия информации эмитента публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг и др.

8. Что составляет предмет банковской тайны? В ГК говорится: «Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте» (ч. 1 ст. 857). В соответствии с Законом о банках кредитная организация, ЦБР гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит ФЗ (ч. 1 ст. 26). Речь идет о тайне: а) банковского счета; б) банковского вклада; в) операций по счету; г) сведений о клиенте; д) сведений о корреспондентах; е) иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией.

9. Принципиальное значение в сфере обращения информации, составляющей банковскую тайну, имеет вопрос о предоставлении таковой информации государственным органам и должностным лицам. Законом установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну. По общему правилу сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом (п. 2 ст. 857 ГК).

10. Лица, имеющие право запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, перечислены в ст. 26 Закона о банках. Например, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией самим этим лицам и гражданам, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Информацию по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация вправе предоставить их владельцам, а также судам и с согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, которые находятся в производстве этих следственных органов.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Особо оговаривается вопрос о ЦБР и аудиторских организациях, поскольку в силу специфики деятельности они обладают либо могут обладать информацией, составляющей банковскую тайну. ЦБР не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных законом. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В целях совершенствования мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, с 1 февраля 2002 г. информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц должна предоставляться кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — орган, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Указанный уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

11. Налоговую тайну образуют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения: а) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; г) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам) (ст. 102 НК).

12. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, заключается в собирании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Способы могут быть разнообразными. Статья называет лишь похищение документов, подкуп, угрозы, и, разумеется, это не исчерпывающий перечень, поскольку указывается на возможность иных незаконных способов. Необходимое условие для квалификации по ч. 1 — к информации не должно быть свободного доступа и ее владелец принял для этого все соответствующие меры.

13. Незаконное разглашение или использование такой информации без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 коммент. статьи.

13.1. Под разглашением следует понимать любые действия, направленные на ознакомление либо возможность ознакомления с информацией, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, как неограниченного круга лиц (например, посредством распространения в СМИ, сети Интернет), так и конкретного лица.

Незаконное разглашение по ч. 2 коммент. статьи предполагает совершение тех же действий, которые понимаются под разглашением в ч. 1, но эти действия обусловлены фактом отсутствия согласия на это владельца соответствующей информации. Сюда же относится нарушение установленного запрета на огласку такой информации, в том числе разглашение сведений в результате несоблюдения порядка их предоставления, когда согласия владельца на это нет.

13.2. То же условие (отсутствие согласия владельца информации) относится и к незаконному использованию подобных сведений.

Незаконное использование может заключаться в использовании соответствующих сведений в личных интересах или интересах тех или иных организаций, партий, движений, заинтересованных в обладании подобного рода информацией, например, для выработки стратегии поведения и агитации в предвыборной борьбе, в политических технологиях и т.п.

Если при этом виновный стремился взамен на добытые сведения получить вознаграждение, например, от конкурента собственника информации, или конфиденциальная информация должна была быть использована для извлечения выгоды в предпринимательской деятельности, то налицо признаки преступления, предусмотренного ч. 3 коммент. статьи, — совершенного из корыстных побуждений.

14. Для квалификации деяния как преступления по ч. 1 и 2 коммент. статьи наличия вредных последствий не требуется. Закрепленные в них альтернативные составы преступления считаются формальными, окончены соответственно в момент начала собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо разглашения или использования этих сведений. Квалифицированный состав (ч. 3) имеет формально-материальную, а особо квалифицированный (ч. 4) — материальную законодательные конструкции, оконченными они соответственно считаются в момент: а) причинения крупного ущерба или совершения указанных действий из корыстной заинтересованности (ч. 3); б) наступления тяжких последствий (ч. 4).

14.1. Размер крупного ущерба определяется согласно примеч. к ст. 169 и составляет сумму свыше 250 тыс. руб.

14.2. О тяжких последствиях см. в п. 12 коммент. к ст. 201.

15. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив (месть, личная неприязнь, стремление опередить конкурента) для квалификации деяния как преступления по ч. 1 или 2 значения не имеет. В квалифицированном составе (ч. 3) мотив совершения преступления может стать значимым для его квалификации, если речь идет о корыстной заинтересованности.

16. Субъект преступного посягательства — любое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста. Это могут быть лица, которые стали обладателями информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в силу их профессиональных обязанностей, а также иные лица, чьи действия были направлены на достижение преступного результата по мотивам и способам, обозначенным в коммент. статье.

16.1. Субъект посягательства может быть и специальным в случае, если разглашение или использование указанных сведений осуществлено лицом, которому тайна сведений была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 — 4).

Другой комментарий к Ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Правовой режим коммерческой тайны определяется ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

2. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда специально оговоренных сведений (ст. 102 Налогового кодекса РФ).

3. Банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. Применительно к банкам и иным кредитным организациям следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческой организации и банковскую тайну.

4. В ч. 1 ст. 183 УК РФ ответственность предусмотрена за собирание соответствующих сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, а равно иным незаконным способом. Эти сведения должны иметь какую-нибудь материальную форму. Помимо документов (названных самим законом), это могут быть чертежи, промышленные образцы, изобретения и т.п. Под иными незаконными способами понимаются незаконный доступ к компьютерной информации, незаконное прослушивание телефонных переговоров, незаконное ознакомление с корреспонденцией и т.д.

5. Собирание рассматриваемых сведений путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК РФ.

6. Если способом собирания сведений был подкуп должностных лиц или лиц, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, то ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 183 и ст. 291 или ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ.

7. Разглашение — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

8. По ч. 2 ст. 183 УК РФ ответственность наступает для лиц, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Лицом, которому эти сведения были доверены, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при осуществлении своей профессиональной деятельности. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому эти сведения не представляются для использования, но который ознакомился с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и по ст. ст. 286 или 202 УК РФ.

Статья 183 УК РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к ст. 183 УК РФ

1. В комментируемой статье предусмотрена ответственность за совершение двух разных преступлений: 1) незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1); 2) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну (ч. 2). Помимо общности основного непосредственного объекта у этих преступлений (отношения добросовестной конкуренции) их объединяет и общность предмета посягательств — сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

2. Понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено в Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» как «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» (п. 2 ст. 3).

СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

В ст. 1465 ГК РФ отождествляются понятия секрета производства и информации, составляющей коммерческую тайну. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на его использование до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1466 ГК РФ). Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства (ст. 1470 ГК РФ).

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса. Коммерческой тайной могут являться и другие секреты хозяйствующих субъектов, как то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. Вместе с тем в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, в других федеральных законах может быть указано на недопустимость ограничения доступа к тем или иным сведениям. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» , где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

3. Основные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Так, ст. 857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основании и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Эти положения конкретизируются в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», где указано, что кредитная организация, Центральный банк РФ, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все иные сведения, которые обязаны хранить в тайне служащие кредитных организаций, относятся уже не к банковской, а к коммерческой тайне кредитной организации.

Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученных ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок. Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, также не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

4. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (организациях и физических лицах), за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его разрешения; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см. ст. 102 НК РФ). Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. В части 1 ст. 183 предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, равно иным незаконным способом. Хотя в законе назван лишь один конкретный предмет — документы, сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть материализованы в других предметах: чертеж, модель, дискеты, промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая ноу-хау, физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов, и др.

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183, может быть выражена различными действиями, объединяемыми понятием «собирание». Оно охватывает похищение документов и других материальных носителей коммерческой (банковской, налоговой) тайны, завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажа в отношении лиц, владеющих коммерческой (банковской, налоговой) тайной, или их близких, перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документацией или ее копирование иными способами, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему и другие незаконные способы.

Если способом собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, был подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностных лиц, ответственность наступает не только по ч. 1 ст. 183, но и по ч. 1 или ч. 2 ст. 204 или ст. 291 УК.

Состав преступления формальный: наказуемы сами действия по собиранию сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступления каких-либо последствий этих действий.

7. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления различны: корысть, зависть и месть, связанные с желанием причинить вред владельцу тайны, и др.

8. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, которое не являлось владельцем коммерческой (банковской, налоговой) тайны и не было к ней допущено по профессиональной или служебной деятельности.

9. Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность за незаконное разглашение или использование коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия ее владельца, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Это могут быть рядовые работники и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, налоговых органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.

10. Способы разглашения или использования коммерческой (банковской, налоговой) тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.

Разглашение — это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации (п. 9 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»). Принято считать, что разглашение имело место, когда такая информация без согласия владельца стала известной хотя бы одному постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями.

Незаконное использование сведений, являющихся чужой коммерческой, налоговой или банковской тайной, будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без разрешения владельца лицом, которому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Незаконное использование может выразиться и в совершении с такой информацией любых сделок.

Состав преступлений, предусмотренный ч. 2 ст. 183, сконструирован по типу формального, для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. В данной норме отсутствует и указание на корыстную или иную личную заинтересованность как на обязательные мотивы преступления.

11. Квалифицирующие признаки, содержащиеся в ч. 3 ст. 183 (крупный ущерб и корыстная заинтересованность), относятся только к незаконному разглашению или незаконному использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи с незаконным разглашением или использованием чужой коммерческой, налоговой или банковской тайны. Это могут быть большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта продукции и т.д.

Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК).

Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает либо безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможности причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183).

Корыстная заинтересованность связана со стремлением виновного получить в результате совершаемых им действий материальную выгоду для себя или для близких ему лиц.

12. Тяжкие последствия незаконного разглашения или незаконного использования сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимаются более широко, чем причинение материальных убытков, хотя, конечно, сверхкрупные убытки могут быть квалифицированы как тяжкое последствие. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, самоубийство потерпевшего и др., если эти последствия находятся в причинной связи с незаконными разглашением или использованием соответствующих сведений.

Еще по теме:

  • Коап ст 1434 ч5 Постанова № 73267807, 06.04.2018, Комунарський районний суд м. Запоріжжя 1) ГОЛОВНЕ УПРАВЛІННЯ ДЕРЖАВНОЇ КАЗНАЧЕЙСЬКОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ У М.КИЄВІ 2) ГОЛОВНЕ УПРАВЛІННЯ ДЕРЖАВНОЇ КАЗНАЧЕЙСЬКОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ У ЗАПОРІЗЬКІЙ ОБЛАСТІ 3) […]
  • Процент за пользование чужими денежными средствами без суда С должника можно взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, даже если в договоре, заключенном до 1 июня 2015 года, есть условие о неустойке Суть спора, рассматривая который, ВС РФ пришел к такому выводу, заключалась в […]
  • Статья 14 федерального закона о трудовых пенсиях в рф Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря […]
  • Административные наказания понятия и виды контрольная Административные наказания (9) Главная > Реферат >Государство и право Государственное образовательное учреждение высшего По дисциплине «Административное право» На тему «Административное наказание» Общая характеристика административных […]
  • Ст 177 и 159 ук Какая сумма относится к крупной задолженностью перед банком, согласно ст.177 УК РФ? Какая сумма относится к крупной задолженностью перед банком? О которой говорится в статье 177 ук рф? Заранее спасибо! Ответы юристов (1) Согласно […]
  • Закон о рекламе ложная реклама Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в статью 31 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 […]
  • Пересмотр приговора в порядке надзора Статья 371. Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения части первой и […]
  • Алименты на ребенка за прошлый период Взыскание алиментов: разъяснения ВС РФ Количество дел о взыскании алиментов на детей, рассмотренных отечественными судами в 2014 году, превысило 300 тыс. ВС РФ проанализировал данную судебную практику и обобщил ее в своем обзоре (Обзор […]