Снять с учёта земельный участок

Содержание:

Снятие с учета земельного участка

Процесс снятия земельного участка с кадастрового учета является довольно редким в деловом обороте. Тем не менее, возникают ситуации, когда в отношении участка, ранее поставленного на учет, требуется провести обратную процедуру снятия с такого учета.

Понятие кадастрового учета

Постановка на кадастровый учет и снятие с учета земли происходит в рамках кадастровой деятельности. После формирования участка земли и регистрации объекта в государственных органах он не только получает конкретные границы, описание характеристик. Также каждому земельному участку присваивается уникальное идентификационное обозначение – кадастровый номер.

Конкретный кадастровый номер может принадлежать только одному конкретному участку и содержит набор цифр, описывающих его территориальное местоположение по строгой системе.

Кадастровый учет позволяет вести единую базу данных в отношении объектов недвижимости, систематизировать и упорядочить единообразие регистрационных действий в этой сфере. Постановка участка на учет и присвоение ему уникального кадастрового номера позволяет выделить каждый конкретный участок как самостоятельный объект правоотношений для совершения с ним в дальнейшем юридически значимых действий.

Когда необходимо снять земельный участок с кадастрового учета?

Снятие с учета необходимо в случаях, когда единый и уникальный участок утрачивает свою целостность, перестает существовать как самостоятельный объект правоотношений, меняет свои границы.

Такие действия субъектов правоотношений направлены на изменение физических характеристик участка и его правового статуса. Типичным примером изменения физических характеристик участка земли является изменение его границ в процессе объединения земельных участков или наоборот, разделении единого земельного объекта на несколько отдельных участков. При этом, изначальный земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет, перестает существовать и меняет свой правовой статус.

Важным моментом является тот факт, что снять участок с кадастрового учета возможно лишь в случаях, когда в отношении него отсутствуют зарегистрированные права. Снятие с учета допускается в следующих случаях:

  • 1) информация об участке земли носила временный характер и подлежат изменению;
  • 2) участок подлежит разделу с образованием новых участков, имеющих подтверждение государственной регистрации прав;
  • 3) если с момента постановки на учет земельного участка с временным статусом прошло не более двух лет, а регистрационные действия в отношении него не были проведены;
  • 4) отсутствие факта проведения регистрации обременений прав.

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Как и постановка земли на кадастровый учет, снятие участков с учета производится территориальными органами кадастрового учета по месту нахождения объекта.

Для снятия с учета субъект предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

  • 1) заявление о снятии земельного участка с учета;
  • 2) документ, подтверждающий право законного обладания на участок;
  • 3) документ, подтверждающий установление обременения в пользу заявителя.

Порядок проведения процедуры снятия земельного участка с учета

Заявление о снятии с учета и необходимые документы подаются либо на бумажном носителе, либо в электронной форме. После получения документов на бумажном носителе регистратор выдает заявителю расписку. В случае обращения в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, заявлению будет присвоен регистрационный номер, по которому можно отслеживать этапы прохождения процедуры.

После приема документов орган кадастрового учета проводит юридическую экспертизу, в ходе которой решает вопрос о возможности или невозможности снятия участка с учета.

Общий срок осуществления государственной услуги по снятию участка с учета не должен превышать 18 календарных дней.

По итогам юридической экспертизы государственный орган принимает решение о снятии участка учета, либо об отказе в совершении такого действия.

Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

  • 1) участок не является объектом собственности, кадастровый учет которого осуществляется государственным органом;
  • 2) заявление о снятии с учета подано лицо, не обладающее необходимыми полномочиями;
  • 3) представленные документы не отвечают требованиям федерального законодательства;
  • 4) участок земли не подлежит преобразованию и, соответственно, не может быть снят с учета;
  • 5) в случае, когда после приостановления процедуры постановки участка на учет прошло более трех месяцев, а причины приостановления не устранены.

Снять с учёта земельный участок

Снятие с кадастрового учета земельного участка является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с прекращением существования земельного участка. Необходимость снять с кадастрового учета земельный участок возникает существенно реже, чем обратная необходимость.

Тем не менее, процедура эта отнюдь не проста и может занять много времени. Основные сложности возникают со сбором и правильным оформлением всех необходимых документов.

Снятие с учета земельного участка осуществляется:

— на основании заявления и необходимых документов в отношении земельного участка, сведения о котором имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном вещном праве на земельный участок) и в отношении части земельного участка, сведения о которой имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права;

— на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок);

— на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и свидетельствующих об отсутствии зарегистрированного вещного права в отношении земельного участка, имеющего статус временный (по истечении 2 лет со дня постановки на учет земельного участка), или об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) вещного права в отношении части земельного участка, имеющей статус временный (по истечении 1 года со дня учета части земельного участка),.

Документы для снятия земельного участка с кадастрового учета:

1) заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (подлинник);

2) документа, подтверждающего соответствующие полномочия заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (подлинник):

— федеральный закон, в соответствии с которым у представителя возникают соответствующие полномочия (возможно указание в заявлении № и даты ФЗ);

— акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о наделении представителя соответствующими полномочиями;

3) документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект в ГКН) — (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника;

4) документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой земельный участок в пользу заявителя (при учете части такого земельного участка, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в ГКН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой земельный участок) (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника.

Истребование от заявителей или их представителей иных документов не допускается.

Заявление о необходимые документы могут быть представлены заявителем или его представителем:

— посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При представлении заявления лично заявитель или его представитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность (если заявление представляется данным лицом). Если заявление представляется заявителем или его представителем не лично, а другим лицом, подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявление и документы регистрируются ОКУ в день получения в книге учета заявлений с указанием времени получения с точностью до минуты, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах указывается регистрационный номер заявления и дата его регистрации.

Если заявление и документы представляются лично, ОКУ в день получения документов выдает расписку в получении документов с указанием перечня документов, даты получения. При поступлении заявления и документов посредством почтового отправления расписка высылается на следующий рабочий день после получения заявления посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу.

В качестве расписки в получении заявления и документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. На оригинале заявления проставляется оттиск штампа «расписка получена», дата получения копии заявления, подпись, фамилия и инициалы заявителя или его представителя. При поступлении заявления и документов по почте и соответственно направлении расписки в виде копии заявления по почте, реквизиты уведомления о вручении вносятся в книгу учета заявлений.

Заявление и документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления. Лица, имеющие право на обращение с заявлением, не установлены ст.20 ФЗ. Учитывая установленное п.6 и п.7 ч.1 ст.22 ФЗ требование к составу документов, предъявляемых для снятия с учета (а именно документа устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок либо документа, подтверждающего установленное (устанавливаемое) ограничение (обременение) вещных прав в пользу заявителя), а также п.53 Порядка №35 косвенно можно сделать вывод, что надлежащим лицом на обращение с заявлением о снятии с учета земельного участка является лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, о снятии с учета части земельного участка — лицо, обладающее земельным участком на праве собственности или лицо, в пользу которого установлено или устанавливается ограничение (обременение) вещных прав, а также их представители.

Срок снятия земельного участка с кадастрового учета:

— не более 20 рабочих дней со дня получения заявления;

— не более 3 рабочих дней со дня поступления в порядке информационного взаимодействия документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок).

Датой завершения кадастрового учета признается день внесения ОКУ сведений о прекращении существования объекта.

Снятие с учета преобразуемых объектов осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в ОКУ в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные объекты. Указанный учет осуществляется на основании таких документов в срок не более чем три рабочих дня со дня их поступления в ОКУ.

ОКУ снимает с учета земельный участок только в том случае, если такой участок является преобразуемым объектом (исходным) и подлежит снятию с учета в соответствии поступившими в порядке информационного взаимодействия документами, подтверждающими государственную регистрацию прав на образованные из исходного земельные участки.

Если по истечении одного года со дня постановки на учет части земельного участка или двух лет со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ на следующий рабочий день после исключения таких сведений, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявление и документы, представленные для постановки на ГКУ, по указанному в заявлении почтовому адресу.

В установленных законом случаях сведения, внесенные в ГКН, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав. Внесенные в ГКН сведения при учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

Если по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявителю или его представителю документы вместе с заявлением о кадастровом учете данного объекта недвижимости, по указанному в этом заявлении почтовому адресу.

Сведения о земельных участках и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица ОКУ и даты внесения сведений об объекте недвижимости.

Протокол проверки и проект решения направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица ОКУ, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения.

Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, помещаются в учетное дело. Решения регистрируются в регистрационно-контрольной форме.

Выполнение кадастровой процедуры, связанной со снятием с учета земельного участка, сопровождается принятием:

— решения о снятии с учета объекта недвижимости;

— решения о приостановлении осуществления кадастрового учета;

— решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия ОКУ решения об осуществлении кадастрового учета. При снятии с учета земельного участка не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления, ОКУ обязан выдать кадастровую выписку о земельном участке заявителю или его представителю лично под расписку.

Если заявление содержит просьбу о направлении КВЗУ посредством почтового отправления, ОКУ направляет КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления.

Если в течение 50 рабочих дней со дня регистрации заявления заявитель или его представитель не явился в ОКУ и ему не был выдан лично под расписку КВЗУ, ОКУ направляет КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее 52 рабочего дня со дня регистрации заявления.

В случае завершения кадастрового учета ОКУ вправе направить посредством почтового отправления (если заявление о кадастровом учете содержит соответствующую просьбу) или выдать КВЗУ до дня истечения установленного выше срока.

ОКУ выдает (направляет) дополнительные экземпляры КВЗУ, если заявление о кадастровом учете содержит просьбу о выдаче (направлении) этих экземпляров. Количество выдаваемого (направляемого) КВЗУ указывается в заявлении — не менее 1 и не более 5.

ОКУ принимает решение о приостановлении в снятии с учета земельного участка в случае:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости;

2) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений должны быть указаны возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием приостановления осуществления кадастрового учета и рекомендации по устранению данных причин (кроме случаев приостановления, связанных с отсутствием необходимого документа — в этом случае указывается какой документ отсутствует. При принятии решения о приостановлении на основании выявленных кадастровых ошибок в сведениях ГКН исправление таких ошибок осуществляется в порядке, установленном для исправления кадастровых ошибок.

Если при осуществлении проверки сведений о земельных участках и содержащих их документов, представленных для кадастрового учета, на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, обнаружена техническая ошибка, допущенная ОКУ при ведении ГКН, такая ошибка исправляется в течение срока осуществления кадастрового учета без принятия решения о приостановлении.

Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (имеются противоречия или имеется пересечение границ) являются ошибки в ГКН, исправление этих ошибок осуществляется в порядке исправления технических или кадастровых ошибок.

Осуществление кадастрового учета приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, но не более чем три месяца со дня регистрации решения. Принятие решения о приостановлении прерывает течение 20-ти дневного срока, установленного для кадастрового учета. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.

Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

Отказ в снятии с учета земельного участка осуществляется в случае:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществлялся в соответствии с ФЗ:

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям ФЗ;

3) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

4) истек срок (три месяца со дня регистрации решения) приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

5) земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи 27 ФЗ и указания на допущенные нарушения. При отказе по основаниям не соответствия по форме и содержанию представленных документов в решении об отказе должны содержаться рекомендации о доработке представленных документов.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку на 21 день после регистрации заявления, либо направлено на 26 день после регистрации заявления посредством почтового направления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

Обратите внимание

Действующее законодательство не содержит оснований для снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка поставленного на учет до 01.03.2008 года, кроме как в случае его преобразования (раздела или объединения) или на основании решения суда.

В качестве основания для вынесения судом решения о снятии с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, Вам необходимо доказать, что наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об этом земельном участке нарушает Ваше право на формирование земельного участка и регистрацию права собственности на него (отказ в снятии с учета может являться таким доказательством).

Иного способа восстановить Ваше право, кроме как на основании решения суда о снятии, невозможно. Кроме того, поскольку Ваш участок был поставлен до 01.03.2008, то действие ст. 24 Закона о кадастра (в ней как раз говорится о том, что в течение определенного количества времени необходимо зарегистрировать права на участок — ранее было 2 года, а сейчас этот срок увеличили до 5 лет) не распространяется на Ваш земельный участок.

Специально для Информационного Агентства «Финансовый Юрист»

Как снять с кадастрового учета земельный участок

Кадастровая палата по Республике Башкортостан информирует о порядке снятия с учета земельных участков.

Для снятия с учета участка законодательством предусмотрены следующие основания:

— раздел на несколько отдельных, существующего участка:

— объединение участков, имеющих общие границы, в один;

— подано заявление о снятии с учета земельного участка с временным статусом;

— в отношении участка, поставленного на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, не произведена государственная регистрация прав.

Рассмотрим подробнее последний случай.

Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в реестре прав сведений об их правообладателях.

Порядок действий Кадастровой палаты в отношении таких земельных участков установлен пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН в зависимости от наличия в кадастре недвижимости сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в реестре прав сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности кадастровая палата направляет правообладателю уведомление. Если в течении 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Так в 2017 года Кадастровой палатой по Республике Башкортостан была проведена большая работа, в результате которой с учета были сняты более 153 тысяч земельных участков, которые так и не нашли своих хозяев.

Снятые с кадастрового учета земельные участки приобретают статус свободных (неразграниченных) земель, право распоряжения которыми переходит уполномоченному органу местного самоуправления. Стоит отметить, что восстановление прав в таком случае может повлечь за собой сложные судебные процессы.

В тоже время по данным кадастра недвижимости остался еще большой пласт земельных участков, подпадающих под критерии пункта 181 Порядка ведения ЕГРН.

В связи с этим Кадастровая палата по Республике Башкортостан рекомендует жителям региона убедится в наличии в реестре прав сведений о правообладателе земельного участка, поставленного на кадастровый учет до 1 марта 2008 года. Для этого необходимо на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме online” проверить сведения об интересующем земельном участке и убедиться, что в полученных результатах запроса в разделе «Права и обременения» имеется запись о регистрации права. Это означает, что данный участок не будет снят с учета. С запросом о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости можно также обратиться в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг «Мои документы».

В тоже время в Кадастровую палату по Республике Башкортостан поступают обращения граждан и юридических лиц о снятии с кадастрового учета земельных участков в связи с выявлением двойного учета. При соблюдении условий пункта 181 порядка ведения ЕГРН кадастровая палата в адрес администраций местного самоуправления направляет запросы о предоставления уведомления о наличии (отсутствии) правоустанавливающих документов в отношении земельных участков, указанных в обращениях.

В случае поступления от администраций вышеназванных уведомлений либо не поступлении в адрес Кадастровой палаты запрашиваемого уведомления в течении 3 месяцев со дня направления запроса такой участок снимается с учета.

За 2 года в адрес Кадастровой палаты по Республике Башкортостан поступило 295 обращений, и столько же запросов Кадастровая палата направила в адрес администраций. В итоге было снято с учета 426 земельных участков.

Снятие с кадастрового учета земельного участка: как это сделать, причины и основания

Государство осуществляет учёт всех объектов недвижимости в РФ, включительно осуществляется учёт земельных наделов в соответствии с их основными характеристиками. Но земельные наделы, как и другая недвижимость имеет свойство менять свои основные характеристики. В таких ситуациях необходимо снимать их с государственного реестра.

Снятие с кадастрового учета земельного участка, что это такое и для чего нужно

Снятие с кадастрового учета земельного участка представляет из себя административную процедуру, осуществляемую уполномоченным органом – Гос. кадастром. Суть данной процедуры заключается в выведении из общего реестра земельных наделов информации о земельных владениях.

Законодательство конкретно не определяет причины, когда необходимо снимать надел с кадастрового реестра. Вместе с тем это осуществляется при прекращении существования земельного владения. К примеру:

  • при разделении на несколько частей;
  • при соединении нескольких наделов;
  • при возвращении надела в общий земельный фонд со сменой категории и т.д.

Любое обстоятельство, становящееся причиной прекращения существования земельного надела в границах, определенных кадастровой документацией, является основанием для снятия с кадастрового учёта.

Стоит отметить, что законодательство не допускает выдела земли за счет территории одного участка с сохранением в реестре его реквизитов. В обязательном порядке участки в новых границах регистрируются по-новому и им присваиваются другие реквизиты.

Снятие с учета земли надо осуществлять для постановки на учет вновь образованных наделов и подтвердить их существование. При наличии в реестре информации о ранее существовавшем владении не допускается внесение данных о вновь образованных за его счет наделов. Это признается в качестве дублирования сведений, то приводит к неправильной оценке земельных фондов страны.

Кто может снять земельный участок с кадастрового учета

Вопросами учета и снятия с учета земельных наделов занимается служба государственного кадастра. Однако не каждое лицо может запрашивать данную государственную услугу. Чтобы запрашивать данную услугу лицо должно быть собственником земельного надела, о снятии с учета которого подается запрос.

Таким образом, снимать с кадастрового учета соответственно правомочны следующие лица:

  • государственные органы – при снятии с учета земель из государственного фонда;
  • физические лица – при снятии с учета земель под ИЖС или ЛПХ;
  • юридические лица – при снятии с учета земель, выделенных им по соглашениям с государственными органами.

При этом данные лица должны предоставить документ, удостоверяющий их правомочие собственности на соответствующие земельные наделы. Снятие земельного надела означает не только выведение сведений о нем из гос. кадастра, но и окончание правомочия собственности на него.

Если в последующем планируется постановка на учет вновь образованных владений, то на них документы о правомочии собственности составляются заново. При этом основанием для регистрации данного правомочия собственности будет являться соответствующее соглашение собственников или же решение уполномоченной гос. организации.

Основания и причины для снятия с кадастрового учета земельного участка

Законодательство обозначает, что при отсутствии регистрации правомочий лиц на те или иные земельные владения, они снимаются с кадастра. При этом в качестве оснований, по которым кадастр снимает землю без заявления соответствующих лиц рассматриваются следующие обстоятельства:

  • при временном учете земель (временного земельного участка), по окончанию срока их учета;
  • при делении одного владения на несколько при наличии регистрационного свидетельства о правомочии собственности на вновь образовавшиеся наделы;
  • прошел двухлетний период для регистрации правомочия собственности на земельный надел со дня, когда соответствующий надел был зарегистрирован в кадастре;
  • если не была осуществлена регистрация обременения на земельный надел, который был зарегистрирован на временной основе, при условии происшествия одного года со дня регистрации.

Однако законодательство не ограничивает перечень оснований для снятия с регистрации земельного надела. В каждом отдельно взятом рекомендуется проконсультироваться с сотрудниками гос. кадастра либо со специалистам и в области земельного законодательства.

Как снять с кадастрового учета земельный участок, порядок

При наличии оснований для прекращения регистрации земель без заявления заинтересованных лиц снятие с учета осуществляется в автоматическом режиме самой кадастром. При отсутствии подобных оснований и необходимости снятия с регистрации по желанию собственников процедура осуществляется по заявлению данных лиц.

Процедура регламентируется Законом РФ «О государственном кадастре недвижимости» (статья 8).

Заявление подается в письменной форме лично, посредством почтовых служб либо через электронный портал государственных услуг.

Срок рассмотрения заявки на осуществление административной процедуры составляет 18 суток. Это установленный законом ограниченный срок, который не может быть нарушен.

Однако стоит отметить, что для подачи заявления лично может уйти очень много времени, так как в кадастр, как правило, люди месяцами стоят в очереди.

По этой причине наиболее рекомендованным способом является направление заявки с документацией по почте. Это позволит избежать длинной очереди и провести процедуру в течение одного месяца.

Необходимые документы для снятия с кадастрового учета земельного участка

Для снятия земельного надела с кадастрового реестра необходим следующий перечень документации:

  • заявление о снятии с учета по установленной форме;
  • документ, удостоверяющий правомочие собственности заявителя на соответствующий земельный надел;
  • документ, удостоверяющий наличие вещного права либо иного обременительного факта в пользу лица, подающего заявление;
  • документ, удостоверяющий полномочия представителя собственника либо обременителя, если заявка подается через него.

Образец заявления можно скачать здесь.

Кроме того лица смогут направлять заявление через собственных уполномоченных представителей. При представительстве от имени физических лиц лучше всего составить нотариально заверенную доверенность. При снятии с учета земельного надела юридического лица доверенность оформляется от имени руководителя организации и заверяется его же печатью.

Скачать образец доверенности на земельный участок можно по ссылке.

Также не всегда кадастровая служба удовлетворяет заявления на снятие с учета земельных наделов. При отсутствии оснований для осуществления процедуры, кадастровая служба вправе и отказать в снятии с учета.

В таких случаях направляется исковое заявление в суд. образец такого иска можно скачать тут.

Как можно подать документы на снятие земельного участка с кадастрового учета

Для снятия земли из кадастрового реестра документы можно направить одним из нижеследующих способов:

В заявлении должна быть проставлена подпись самого заявителя либо его уполномоченного представителя. При приеме заявления сотрудники кадастровой службы проставляют на копии заявления дату приема и подпись принявшего заявку лица. Данная запись на копии заявки будет служить подтверждением факта подачи.

Заявители могут направить заявление и документы через почтовые службы. При этом направляется все это посредством заказного письма с уведомлением, обратное уведомление которого является подтверждением факта направления заявки.

В электронном виде

На официальном сайте Росреестра имеется раздел для получения электронных услуг. Зарегистрировавшись на сайте в указанном разделе необходимо найти соответствующую услугу и заполнить форму заявления. Также перечень документов необходимо приложить в электронном виде.

Заявители вправе сами выбирать, каким именно способом направить документы на снятие земли с реестра.

Сроки снятия с кадастрового учета земельного участка

Как уже было отмечено, кадастровая служба рассматривает подобные заявления в течение 18 дней. Однако данный срок может быть продлен по определенным основаниям. Кроме того, при случаях, когда заявитель не может предоставить правоустанавливающий документ в силу того, что он находиться в распоряжении иного государственного органа, к указанному сроку необходимо добавить неделю.

Но стоит отметить, что кадастровые службы – весьма загруженные государственные учреждения. Так они могут и несколько растянуть рассмотрение заявления. Так что нужно быть готовым к тому, что ваше заявление будет рассмотрено приблизительно в течение одного месяца.

Могут ли отказать

Кадастровая служба по определенным основаниям вправе отказать в снятии участка с кадастрового учета. В качестве таких оснований могут послужить следующие обстоятельства:

  • отсутствие какого-либо основания для снятие надела с реестра;
  • недостаток определенных документов;
  • неправильное составление заявления и т.д.

В случае отказа граждане вправе обжаловать его в суде. Однако в случаях, когда отсутствует основание для снятия с регистрации земельного надела, суды также не примут решение в пользу заявителя.

Таким образом, снять участок с кадастрового учета можно, но лишь при наличии определенных оснований. Государство не приветствует уничтожение земельных участков в качестве объектов недвижимости, особенно если они находятся во владении частных лиц, так как здесь роль играет налоговая составляющая.

Как снять земельный участок с кадастрового учета

Каждый участок, которым гражданин обладает на праве полного распоряжения, вносится в реестр и имеет индивидуальный код, который не повторяется на всей территории государства. Это позволяет вести учёт земель, находящихся в полном владении граждан. Однако нередко возникают ситуации, когда необходимо снять участок с такого учёта. Такое возможно при изменении границ участка или же разделении земли между несколькими собственниками. Снятие с кадастрового учёта земельного участка будет осуществляться, опираясь на конкретно-определённую процедуру и соответствующие основания.

Основания снятия земельного участка с учёта

Снятие участка с кадастрового учёта невозможно без наличия установленных законом оснований. Если предусмотренные случаи не наступают, то исключить сведения о земельном участке из реестра будет невозможно.

Относят к таким основаниям следующие положения:

  • если имеющиеся данные об участке носили временный характер;
  • если участок подлежит разделу между несколькими лицами, а их права при этом подтверждаются соответствующими документами;
  • если надел был поставлен на учёт, но при этом в течение двух лет регистрации права на него не было;
  • если обременение, накладываемое на вещное право, не было закреплено в течение одного года после того, как надел был поставлен на учёт.

Данный перечень чётко регламентирован соответствующим федеральным законом №221-ФЗ.

Других причин для исключения данных об участке из реестра не предусмотрено, однако основанием может выступить решение суда, которое и обязывает снять землю с учёта.

Кроме того, для снятия участка с учёта необходимо соответствующее на это право. Определяется конкретный круг лиц, которые имеют возможность получить данную услугу. Речь идёт исключительно о собственниках наделов, а также тех гражданах, которые только вступили в наследство, получив в полное владение земельный участок.

Сниматься с учёта участок будет в исключительном порядке, который также представлен в указанном федеральном законе. В перечень необходимых действий будет входить обязательный сбор требуемой документации, направление пакета бумаг в уполномоченный орган, а именно в службу кадастра, и получение выписки, которая будет подтверждать удаление сведений о земле из реестра.

Перечень документов

Для получения ответа на вопрос, как снять земельный участок с кадастрового учёта, важно определить, какие для этого нужны документы. Сбор требуемых бумаг является первым и основным этапов в процессе, когда землю снимают с учёта.

  • оригинал заявления, которое заполняется по установленному образцу;
  • документ, который подтверждает факт обладания правом на земли;
  • документ, который бы подтверждал факт обременения, накладываемого на вещное право заявителя;
  • паспорт гражданина, который является заявителем;
  • паспорт участка, содержащий в себе технические характеристики;
  • акт проведения исследований участка, а также его копия, которая выдаётся инженерами, привлечёнными заранее;
  • доверенность, которая предъявляется, если функции заявителя будет выполнять представитель.

Данный перечень документов является обязательным, отсутствие одной из бумаг может привести к отказу в рассмотрении заявления на исключение данных об участке из реестра. Оформлять документацию при этом допускается как в бумажном, так и в электронном виде.

Уполномоченный орган, принимающий пакет документов, не имеет права требовать от заявителя предоставления каких-либо дополнительных бумаг.

Некоторые документы должны быть на руках заявителя, а некоторые оформляются в процессе проведения снятия участка с учёта. В этом случае необходимо подписывать все необходимые бумаги в присутствие представителя от уполномоченного органа. Кроме того, всегда нужно требовать подтверждения аттестации сотрудников БТИ, которые принимают непосредственное участие в выдаче определённых документов.

Порядок передачи документов

Как только полный пакет документов будет собран, его нужно направить в уполномоченный орган. Снимается надел с учёта только путём обращения в эту инстанцию, лишь кадастр уполномочен вносить какие-либо изменения в сведения реестра и выдавать соответствующие выписки об этом.

Предусматривается три основных способа передачи документов в службу по кадастру:

  1. Личное обращение в кадастровый орган. В данном случае заявитель самостоятельно передаёт документ в уполномоченный орган. Это за него может сделать представитель, но с обязательным предоставлением подписанной и заверенной доверенности. При получении документу будет присвоен соответствующий номер. Кроме того, при использовании такого метода собственнику на руки выдаётся расписка, в которой указывается дата принятия документов, полный их перечень, а также иные сведения, касающиеся получения выписки, подтверждающей факт исключения сведений из реестра.
  2. Направление документов по почте. В этом случае весь пакет документ передаётся за счёт использования почтовых услуг. Кадастровый орган должен в течение следующего дня направить заявителю расписку, отправление при этом должно быть обязательно с уведомлением. На самом заявлении, уже после получения расписки собственником, проставляется соответствующий штамп и номер документа.
  3. Использование электронных услуг. Для этого достаточно перейти на сайт Росреестра. Все документы должны быть отсканированы и переданы в кадастровый орган через интернет-ресурс. Единственное ограничение при применении такого метода — наличие электронной подписи. Если у заявителя таковой нет, то её можно получить на этом же сайте, следуя предложенным инструкциям.

Представленный перечень включает в себе единственно возможные способы направления документов в уполномоченный орган.

После получения документов орган кадастра обязан принять решение на протяжении не более чем восемнадцати дней. После того как снятие участка с кадастрового учёта было одобрено, из реестра исключаются все сведения об этом наделе, а заявителю направляется выписка, подтверждающая данный факт.

Стоимость и основания отказа

Возможны случаи, когда по итогу рассмотрения предложенных документов служба по кадастру отказывает заявителю в удовлетворении его требования.

Это бывает по следующим основаниям:

  • заявитель не имеет права на осуществление рассматриваемой процедуры;
  • участок не является собственностью лица, подающего заявление;
  • несоответствие документов требованиям, которые предъявляются согласно закону;
  • неустранение заявителем причин, по которым был приостановлен учёт, но в срок не меньше трёх месяцев;
  • участок не подлежит изменениям и не может быть снят с учёта.

Безосновательно кадастровый орган не имеет права отказать в просьбе заявителя снять надел с учёта.

Отказ уполномоченного органа помимо полного обоснования должен содержать в себе все нарушения, указания на них и требования об их устранении. Любое решение заявитель при этом может оспорить в судебном порядке.

Говоря о стоимости осуществления рассматриваемой услуги, следует отметить, что государственной пошлины за неё не предусматривается, однако определяются некоторые иные сопутствующие расходы. И осуществляться они будут непосредственно перед подачей документов.

Таким образом, снятие с кадастрового учёта земельного участка допускается только при наличии конкретно-определённых оснований, а также с соблюдением порядка подачи требуемых документов. Кроме того, есть возможность получить отказ уполномоченных органов в исключении сведений об участке из реестра.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]