Система права элементы схема

30. Система права: понятие, элементы, соотношение с системой законодательства и правовой системой

Система права — это внутреннее строение права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм.

Элементы системы права:

1. Отрасль права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом.

2. Подотрасль права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского).

3. Институт права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).

4. Субъинститут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).

5. Норма права — первоэлемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений.

Система законодательства — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Это внешнее выражение системы права, которая соотносится с системой законодательства как содержание и форма. Элементами системы законодательства являются НПА, а первичными элементами — статьи НПА. Если система права определяется системой общественных отношений, то система законодательства — волей законодателя. Поэтому система законодательства является субъективной, а система права — объективной.

Законодательство кроме норм права может содержать декларации, определения, цели, призывы, а система права — только нормы.

Число отраслей законодательства больше числа отраслей права.

Различается вертикальное и горизонтальное строение системы права (деление на отрасли; деление на отрасли, подотрасли, институты) и системы законодательства (отраслевое; законы РФ и законы субъектов РФ).

Система права является элементом и отличительным признаком правовой системы, они соотносятся как часть и целое. Так в романо-германской правовой семье существует четкое деление на отрасли права, а в англосаксонской семье такого деления нет, это система общего права.

Таким образом, система права имеет четкую структуру, отражает содержание права и является элементом правовой системы.

Система права элементы схема

Правовые нормы, из которых состоит право РФ, расположены в недрах права более или менее упорядочено. Об этом свидетельствует в целом логичная структура и система российского права. Поскольку правовая норма является элементарной частицей права, начнем с нее анализ системы и структуры права.
Структура и виды правовых норм. Мы уже отмечали, что все свои задачи и социальные функции право может осуществлять во многом благодаря нормативности, т. е. тому, что состоит из норм. Традиционно правовая норма определяется как общеобязательное для всех правило поведения, установленное (санкционированное) государством для регулирования общественных отношений. Каждая правовая норма обеспечивается к выполнению в случае необходимости принудительной силой государства. Все правовые нормы, обретя официальную форму, будучи в соответствующем порядке приняты компетентными органами или должностными лицами и зафиксированы в нормативно-правовом (законодательном) акте государства, в своей совокупности и составляют право.
Каждая правовая норма имеет четкую логическую структуру, благодаря которой становится возможным сформулировать то или иное правило поведения.
Структура правовой нормы — это ее внутреннее строение, система логически взаимосвязанных элементов, позволяющих пользоваться этой нормой как в правоотношении, так и вне его.
Понимание логичности структуры правовой нормы очень важно также и для законодателя, т.к. помогает ему четко формулировать свои правовые предписания.
Типичные правовые нормы имеют примерно такую условную схему построения: “Если имеются такие-то условия, то следует исполнить то-то и то-то или воздержаться от такого-то поведения. Если же эти требования не выполнены, то наступят такие-то последствия”. Исходя из этой схемы в структуре правовой нормы следует отыскать три элемента:
1) гипотезу;
2) диспозицию;
3) санкцию.
Гипотеза содержит описание условий, обстоятельств, с которыми законодатель связывает действие правовой нормы, ее возникновение, изменение или прекращение (юридические факты).
Диспозиция — содержание правовой нормы, описание дозволяемого, рекомендуемого или запрещаемого правовой нормой поведения путем установления прав и обязанностей субъектов права, участников общественных отношений.
Санкция содержит описание последствий надлежащего или ненадлежащего в соответствии с правовой нормой поведения субъектов права. Они могут быть как неблагоприятными для правонарушителя (меры ответственности: наказания, взыскания), так и позитивными — мерами поощрения за надлежащее, правомерное поведение при широком толковании санкции.
Таким образом, правовая норма описывает, как и что следует делать при соответствующих обстоятельствах и что может последовать в результате правомерного или неправомерного поведения.
Следует четко усвоить, что правовая норма не всегда точно совпадает со статьей нормативно-правового акта, в котором она фиксируется, объективируется во вне. Она может быть записана в одной статье нормативного акта, в разных статьях этого акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Более того, в одной статье может быть иногда записано несколько правовых норм. В силу этого часто задача юриста заключается в том, чтобы найти правовую норму полностью и надлежащим образом применить ее к конкретной ситуации.
В силу несовпадения правовой нормы и статьи нормативно-правового акта некоторые теоретики пришли к ошибочному суждению о том, что правовая норма может не содержать в себе всех трех рассмотренных элементов. Подобного рода идеи вы можете порой встретить в литературе. На самом же деле каждый элемент правовой нормы неотъемлем от нее, играет соответствующую роль и отсутствие его делает правовую норму бессмысленной (норма без гипотезы), невозможной для применения (без диспозиции) или бессильной (без санкции). Именно благодаря тому, что в правовой норме имеются все три элемента, она определяет права и обязанности людей и организаций, условия реализации этих прав и обязанностей, ответственность за их нарушение или неисполнение и поощрения за надлежащее исполнение.
Выделение видов правовых норм позволяет определить их место и роль в процессе воздействия права на поведение людей в обществе. Знание о видах правовых норм дает возможность законодателю правильно осуществлять правовое регулирование, правоприменителям — правильно применять их, гражданам — точно соблюдать, исполнять.
Очевидно, что не все правовые нормы играют одинаковую роль в регулировании общественных отношений. Одни из них провозглашают принципы, содержат определения конкретных юридических понятий, закрепляют цели, задачи, направления деятельности субъектов права. Это как бы основные исходные, установительные, первичные нормы. Другие служат для более или менее детального регулирования общественных отношений. Это соответственно нормы общие и специальные.
Правовые нормы делятся в зависимости от принадлежности к отраслям права на гражданско-правовые, административно-правовые, конституционные, уголовно-правовые и т.д.
В зависимости от способов воздействия права на общественные отношения, правовые нормы делятся на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (предполагающие свободу усмотрения); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства вариант поведения); поощрительные (стимулирующие социально-полезное поведение).
По степени обязательности нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
В зависимости от юридической сущности выделяют материальные (уголовные, трудовые, экологические, административные) и процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовнопроцессуальные) правовые нормы.
По времени действия можно подразделить правовые нормы на постоянные и временные (срочные и бессрочные).
Классификация правовых норм имеет условный характер, можно взять для выделения видов правовых норм и другие основания в зависимости от цели классификации.
Структура и система права. Близкие, однородные правовые нормы объединяются между собой в относительно небольшие группы. Их называют правовыми институтами. Например, правовые нормы, которыми закрепляется понятие государственной должности, порядок поступления на государственную службу, перемещения по службе, ответственность государственных служащих и т.п., вместе составляют правовой институт государственной службы в административном праве.
Правовые институты образуют еще более крупные общности однородных правовых норм, которые называются подотраслями. Например, таможенное право в административном праве, авторское право в гражданском праве. Однако подотрасль не является обязательным элементом в структуре права.
Следующий, более высокий уровень объединения правовых норм — это отрасли права. Они являются самыми крупными блоками в структуре права, его системообразующими элементами. Как правило, правовые институты и подотрасли права существуют внутри отрасли.
Итак, структура права показывает, из каких частей (блоков правовых норм) состоит (строится) право: это правовые нормы — мельчайшие частицы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права.
Схематически структуру права РФ можно изобразить таким образом, как показано на схеме 2.
Исследуя систему права, помимо указания на его составные части следует обращать внимание на взаимосвязь относительно обособленных элементов внутри права.
Система права, таким образом, это внутреннее, логически упорядоченное строение (структура) права, взятое в единстве и взаимосвязи составляющих его элементов.
Как уже было сказано выше, системообразующими, наиболее крупными в недрах права объединениями правовых норм являются отрасли права.
Отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, для воздействия на которые издаются нормы права. Это главный отличительный признак отраслей права друг от друга. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права, экологические — экологического и т.д., то есть близкие, однородные общественные отношения регулируются нормами одной отрасли права.
Второй критерий, позволяющий объединять и разделять правовые нормы на отрасли, — это метод правового регулирования. Он представляет собой совокупность средств, приемов, способов воздействия на общественные отношения посредством правовых норм.
Предмет правового регулирования показывает, что регулирует право, а метод — как регулирует и каков характер взаимоотношений участников правовых отношений между собой — правовое равенство или неравенство.
Выделяют следующие методы правового регулирования: авторитарный (императивный) — метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях, правовом неравенстве сторон; автономный (диспозитивный) — метод координации, дозволений, рекомендаций, поощрений, правового равенства сторон.

Примечания
Отрасль П — отрасль права
п/о — подотрасль права
ПИн — правовой институт
пн — правовая норма

Отрасль права — это большая группа правовых норм, регулирующих близкие, однородные отношения сходными правовыми методами. Внутри отрасли права без труда обнаруживаются более мелкие объединения правовых норм — правовые институты, а часто и довольно обособленные группы правовых институтов и норм подотрасли права. Такова структура отраслей права. Кроме того, в структуре многих отраслей права выделяются также общая и особенная части.
Система права РФ складывается из следующих основных отраслей: конституционное (государственное) право, гражданское, административное, финансовое, трудовое, семейное, уголовное, экологическое (природоохранительное), уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное. В настоящее время зарождаются новые отрасли права, находящиеся ныне в той или иной стадии становления. Это, например, предпринимательское, налоговое, банковское, таможенное, административно-процессуальное право. Появление новых отраслей права свидетельствует о том, что право — живой, подвижный, меняющийся вслед за жизнью организм.Внутри системы права выделяются две большие группы отраслей: материальное право (конституционное, гражданское, административное и т.д.) и процессуальное право (уголовно-процессуальное и гражданско- процессуальное).
Нормы материального права непосредственно регулируют поведение субъектов — людей и организаций, устанавливают их права, обязанности, ответственность. Нормы процессуального права — это правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, правила реализации юридической ответственности; нормы, регулирующие порядок, процедуры деятельности органов и должностных лиц.
Кроме того, отрасли права подразделяются на отрасли частного и публичного права.
Публичное право включает в себя отрасли, охватывающие и охраняющие интересы государства и общества в целом; его образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности и компетенцию органов государственной власти и управления, их взаимоотношения между собой и с гражданами, регулирующие отношения власти — подчинения. Это такие отрасли права, как государственное, административное, финансовое, налоговое, уголовное, международное, процессуальные отрасли права.
Частное право состоит из отраслей и норм, регламентирующих личные отношения людей, их объединений, основанные на соглашении сторон, договоре. Следовательно, частное право состоит из отраслей гражданского, семейного и частично трудового и предпринимательского права.
Рассмотренные отрасли права в своей совокупности и взаимосвязи составляют систему национального права России. Кроме национальных систем права, существует еще международное право. Оно включает в себя нормы, регулирующие отношения государств друг с другом, а также вопросы, касающиеся всех, многих или нескольких государств. Нормы международного права устанавливаются межгосударственными договорами, соглашениями, конвенциями, актами международных организаций (ООН, ОАЕ и др.). Эти нормы могут действовать как непосредственно, так и преломляясь через соответствующие правовые нормы национального права. Нормы международного права имеют приоритет над нормами национального права.
В системе национального права роль базисной, основополагающей отрасли играет конституционное (государственное) право, ибо оно закрепляет наиболее важные устои государственного и общественного устройства: основы конституционного строя, правового положения личности, форму правления и государственного устройства. Нормы других отраслей права базируются на конституционных нормах, дополняют и развивают их. Например, гражданское право детально регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; административное право — управленческие отношения, складывающиеся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; уголовное право обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, собственности и т.д. от преступных посягательств.
Схематически систему права РФ можно изобразить так (схема 3).

Тема 2. Система Российского права

1. Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.

совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений

совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права

совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования

в трудовом праве — институт охраны труда; в конституционном — институт гражданства; в гражданском — институт купли-продажи и т. д.

в гражданском праве подотрасль «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких, как институт поставки, мены, подряда и др.

конституционное право; уголовное право; финансовое и др.

2. Виды институтов права

Основания для классификации

По сферам распространения

Сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходит за рамки одной отрасли права (например, в уголовно-процессуальном праве институт потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого)

Существуют и действуют в рамках двух или более отраслей права

По правовому характеру

Регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод

Регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т. п.), которые имеют важное значение и тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав

По выполняемым функциям

Регулируют соответствующие общественные отношения

Закрепляют правовой статус субъекта общественных отношений

Охраняют нормальный ход и развитие общественных отношений, оберегают от пагубного воздействия с чьей-либо стороны

По внутренней структуре

Не содержат в себе каких-либо внутренних образований

Имеют в составе мелкие самостоятельные элементы — субинституты

3. Отрасль права характеризуется:

предметом правового регулирования, то есть общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между юридическими нормами

методом правового регулирования — различными способами правового воздействия государства на общественные отношения

Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.)

Уголовное право — отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться

Семейное право регулирует брачно-семейные отношения; условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.

Уголовно-процессуальное право — отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам

Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов

Гражданское процессуальное право — отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам

Трудовое право — отрасль права, которая регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.

Система права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Понятие системы права

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право, следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Системность – общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной 4юрмации. Структура права – это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Например, рабовладельческое, феодальное и современное право отличаются друг от друга не только своими сущностями, но и внешними признаками, т.е. формальными атрибутами, в том числе системного характера, на которых лежит печать времени.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внут-реннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы, ее центральным элементом.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Перед нами – сложное системное иерархическое образо

вание, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они делятся на отдельные части – отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные коллизии, расхождения, порой весьма острые, но в целом они представляют собой единую монолитную правовую реальность, подчиняющуюся определенным внутренним закономерностям и тенденциям.

Ф. Энгельс писал: «В современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его вы-ражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Эта мысль указывает, в о — п е р в ы х, на объективный характер явления, в о — в т о р ы х, на причинно-следственную связь его с внешними факторами. (

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель здесь абсолютно безволен. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выде-лить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, уста-новить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в Принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в из-вестных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию,

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 418.

развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть пра-во, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Англии право не систематизировано).

Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений;

б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проник-нуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение

объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве – авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность»*.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее2.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные),

\ Алексеев С.С. Структура сопстского права. М„ 1975. С. 119.

2 Термин «институт» очень часто употребляется в литературе и в печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политических, общественных институтах, институтах демократии, парламентаризма, подразумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае это понятие берется в сугубо юридическом его значении – как конкретное нормативное установление государства, закона, т.е. как правовой институт.

простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закреп-ляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должност-ных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

В соответствии с Конституцией у нас признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессу-

* См.: Алексееве. С.С. Указ. соч. С. 33.

альных отраслях. Естественно, что обе группы юридических предписаний в равной степени обязательны к соблюдению.

В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Еще по теме:

  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Договор купли продажи товара с ндс Типовой образец договора купли-продажи без НДС Составление договора – важная процедура, которая включает в себя много серьезных пунктов. Важно соблюсти все детали этого вопроса, чтобы стороны сделки смогли избежать дальнейших проблем. […]