Система органов местного самоуправления схема

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии, на основе изучения теоретических взглядов ученых, изложенных в учебных пособиях, научных трудах, монографиях ведущих специалистов России, длительное время занимающихся макроэкономическими проблемами, проблемами государственного регулирования региональной экономики, анализа статистических данных и других фактических материалов руководителей, специалистов региональных и муниципальных и органов управления, показана система государственного и муниципального управления, состояние экономики, современная система, тенденции и направления развития России в целом и ее регионов, роль методов управления развитием регионов, муниципальных образований в процессе становления экономики территорий в новом экономическом пространстве. Настоящая работа, на взгляд авторов, имеет учебное и научное предназначение. Учебная ее функция заключается в том, чтобы ввести в учебную работу новый материал, а научная — в том, чтобы помочь студентам, магистрам и аспирантам в дальнейшей разработке этой сложной и актуальной проблемы.

Понятие системы органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления имеют много общего с органами государственной власти. Так, орган местного самоуправления также является публично-правовым образованием, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, имеет определенную организационно-правовую струк-туру, осуществляет свою деятельность на определенной территории, его деятельность является подзаконной. Вместе с тем органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, не могут выступать от имени государства и призваны выражать интересы местного населения. Иная природа и у властных полномочий органа местного самоуправления: органы местного самоуправления обладают не государственно-властными, а юридически властными полномочиями.

Закон о местном самоуправлении (1995) предусматривал обязательное наличие в муниципальных образованиях только выборных органов местного самоуправления. На практике в большинстве муниципальных образований сложилась трехзвенная схема органов местного самоуправления, включавшая в себя выборный (представительный) орган местного самоуправления, исполнительный орган местного само

управления и главу муниципального образования. При этом уставами муниципальных образований предусматриваются различные варианты соотношения полномочий всех этих органов. Должность главы муниципального образования в большинстве случаев замещается посредством прямых выборов, однако используются и выборы главы муниципального образования представительным органом местного са-моуправления из своего состава.

Следует также иметь в виду, что Закон о местном самоуправлении (1995) не предусматривал обязательности использования принципа разделения властей на местном уровне. В силу этого во многих муниципальных образованиях допускалось их смешение. Так, в соответствии с Уставом г. Саратова глава города является одновременно руководителем Городской Думы и администрации города.

Закон о местном самоуправлении (2003) гораздо жестче определяет структуру органов местного самоуправления, закрепляя всего несколько допустимых моделей муниципальной власти. При этом соблюдение принципа разделения властей становится обязательным.

В соответствии со ст. 34 Закона о местном самоуправлении (2003) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации по общему правилу является обязательным.

Можно выделить следующие основные схемы организации органов местного самоуправления согласно Закону о местном самоуправлении (2003).

/. Поселения (городские округа) с числом жителей свыше 1000человек( рис. 1):

представительный орган избирается населением;

глава муниципального образования избирается представительным органом и возглавляет его;

глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса;

контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования;

структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Эта модель представляет собой разновидность используемой в некоторых странах Европы и США модели «совет — управляющий», которая, как правило, бывает востребована муниципалитетами с численностью населения от 25 000 до 250 000.

//. Поселения (городские округа) с числом жителей свыше 1000 человек( рис. 2):

Рис. 1 представительный орган избирается населением;

глава муниципального образования избирается населением;

в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет представительный орган;

глава местной администрации назначается представи-тельным органом по контракту по результатам конкурса;

контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования;

структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данную модель можно охарактеризовать как «сильный представительный орган — слабый исполнительный». Похожие структуры создавались в г. Кургане, где представительный орган, возглавляемый избранным главой муниципального образования, имел право нанять по контракту управляющего, и г. Тюмени, где администрацией руководил первый заместитель главы муниципального образования.

III. Поселения (городские округа) с числом жителей (обладающих избирательным правом) свыше 1000 человек (рис. 3):

представительный орган избирается населением;

глава муниципального образования избирается населением;

в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет местную администрацию;

структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Эта достаточно традиционная модель «сильный мэр — совет» до принятия Закона о местном самоуправлении (2003) оставалась наиболее распространенной России. В частности, она была реализована в таких городах как Екатеринбург, Калуга, Красноярск, Нижний Новгород, Тверь, Ульяновск, Южно — Сахалинск.

IV. Поселения (городские округа) с числом жителей до 1000 че- ловек (рис. 4):

1) представительный орган избирается населением;

2) глава муниципального образования избирается пред-ставительным органом или населением;

3) в соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о местном самоуправлении (2003) глава муниципального образования возглавляет представительный орган и местную администрацию;

4) структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данная схема является исключением из общего правила, так как при ее использовании допускается отступление от принципа разделения властей. Достоинством такой схемы

является сокращение управленческого аппарата и сведение к минимуму возможности конфликта между представительной и исполнительной властью в муниципальном образовании.

V. Поселения с числом жителей (обладающих избирательным правом) до 100 человек (рис. 5):

1) глава муниципального образования избирается населением на сходе;

2) глава муниципального образования возглавляет местную администрацию;

3) структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данная схема также представляет собой исключение из общего правила. В поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек, формирование представительного органа муниципального образования является нецелесообразным и его функции реализует сход местных жителей.

Выбор конкретной структуры органов местного самоуправления из возможных возлагается на само муниципальное образование. Выбранная модель закрепляется в его уставе.

Система местного самоуправления в Красноярском крае

С 2006 г. система местного самоуправления в России имеет двухуровневую модель.

Заседание Губернаторского совета, в который входят главы городских округов и муниципальных районов Красноярского края. Май 2014 г. Автор: Паниотов А.М. Источник: единый краевой портал «Красноярский край», www.krskstate.ru Заседание Губернаторского совета, в который входят главы городских округов и муниципальных районов Красноярского края. Май 2014 г. Автор: Паниотов А.М. Источник: единый краевой портал «Красноярский край», www.krskstate.ru

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Полномочия муниципальных образований осуществляются опосредованно через соответствующие выборные и другие органы местного самоуправления.

В дореволюционный период начало развитию местного самоуправления положили земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 г. создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 г., согласно которому органами городского самоуправления были городские думы и управы. Земства были упразднены в 1918 г. и заменены местными Советами солдатских, рабочих и крестьянских депутатов (Советы депутатов трудящихся с 1936 г.).

С 2006 г. система местного самоуправления в России имеет двухуровневую модель. Муниципально-территориальными единицами являются муниципальные образования: городские округа, муниципальные районы и поселения (городские и сельские). При этом поселения входят в муниципальные районы с сохранением своей самостоятельности в качестве муниципальных образований.

Территория Красноярского края делится на административно-территориальные единицы: районы, краевые города, районные города, поселки, сельсоветы, закрытые административно-территориальные образования. Всего в Красноярском крае насчитывается 576 муниципальных образований, из них 17 городских округов, 44 муниципальных района, 27 городских поселений и 487 сельских поселения. В городе Норильск и Северо-Енисейском районе местное самоуправление осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных федеральным конституционным законом. Административно-территориальными единицами с особым статусом являются Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы.

В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования.

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления могут быть местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву члена выборного органа или должностного лица, голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования, а также сход граждан.

Число депутатов, избираемых в представительный орган муниципальных образований, определяется уставом муниципального образования в зависимости от численности избирателей и других местных особенностей. В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления были созданы Совет муниципальных образований Красноярского края и Ассоциация по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.

СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Понятие системы органов местного самоуправления

Термин «орган местного самоуправления» относится к конституционным — он используется в Конституции в ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 и др. Согласно закону органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления имеют много общего с органами государственной власти. Так, орган местного самоуправления также является публично-правовым лицом, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, имеет определенную организационно-правовую структуру, осуществляет свою деятельность на определенной территории, его деятельность является подзаконной. Вместе с тем органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, не могут выступать от имени государства и призваны выражать интересы местного населения. Иная природа и у властных полномочий органа местного самоуправления: органы местного самоуправления обладают не государственно-властными, а юридически-властными полномочиями.

Закон о местном самоуправлении 1995 г. предусматривай обязательное наличие в муниципальных образованиях только выборных органов местного самоуправления. На практике в большинстве муниципальных образований сложилась трехзвенная схема органов местного самоуправления, включавшая в себя выборный (представительный) орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления и главу муниципального образования. При этом уставами муниципальных образований предусматривались различные варианты соотношения полномочий всех этих органов. Должность главы муниципального образования в большинстве случаев замещалась посредством прямых выборов, однако использовались и выборы главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Следует также иметь в виду, что Закон о местном самоуправлении 1995 г. нс предусматривал обязательности использования принципа разделения властей на местном уровне. В силу этого во многих муниципальных образованиях допускалось их смешение. Так, например, в соответствии со старым Уставом г. Саратова от 22.12.1996 глава города являются одновременно руководителем Городской думы и администрации города.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. гораздо более жестко подходит к определению структуры органов местного самоуправления, закрепляя несколько допустимых моделей муниципальной власти. Соблюдение принципа разделения властей в ряде случаев становится обязательным.

В соответствии со ст. 34 Закона о местном самоуправлении 2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительным орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Так, например, ст. 1 Закона Саратовской области «О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Саратовской области» определяет, что представительный орган вновь образованного муниципального образования (городского или сельского поселения) именуется Советом. Высшее должностное лицо вновь образованного муниципального образования (городского или сельского поселения) именуется главой муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Часть 4 ст. 34 Закона о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ч. 5 и 11 ст. 37 и ст. 74.1 Закона. Фактически данный Закон также предусматривает участие органов государственной власти и их должностных лиц в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в случаях, предусмотренных ст. 73 и 74.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления могут иметь права юридических лиц. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона о местном самоуправлении 2003 г. в соответствии с ГК применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

— для представительного органа муниципального образования — протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

— для иных органов местного самоуправления — решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями дня государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]