Система конституционного государственного права зарубежных стран

Система конституционного государственного права зарубежных стран

После того как выяснено предмет государственного права зарубежных стран, необходимо определить, каким образом рассматриваемая нами наука исследует свой предмет

Для того чтобы исследовать свой предмет, каждая наука использует определенную совокупность приемов и способов исследования. Это — методология этой области науки. Все приемы и способы делятся на общие — за астосовувани в методах всех наук, и частные — применяемые в этой или ряде других науук.

Методологической основой науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является философия и ее общие методы познания. Среди них можно выделить диалектический, материалистический и др.

Диалектический метод предполагает изучение государственно-правовых явлений в развитии и взаимосвязи между собой и с другими явлениями

Материалистический метод основан на признании первичности бытия, а не сознания; этот метод означает, что причины всех государственно-правовых явлений следует искать в материальных условиях жизни людей

Вместе с тем есть ряд других методов, которые мы относим к частичным. Основным таким методом изучения конституционного (государственного) права зарубежных стран стал сравнительный анализ

Метод сравнительного анализа состоит в том, чтобы выявить и исследовать общие и особые элементы государственного строя, общие черты и различия между политико-правовыми институтами, учреждениями и процедур рамы, их преимущества и недостатки, условия, в которых они оказываются. Характерный результат сравнительного анализа — классификация, типология, которая является убедительной и может быть полезной при условии, что она основывает ться на достоверных сведениях о государственном право.

В изучении конституционного (государственного) права зарубежных стран применяется также историко-сравнительный метод. Чтобы полно понять сущность государственно-правового регулирования, нужно учитывать общие и и особые исторические факторы, под влиянием которых формируется политический порядок. Применение историко-сравнительного метода позволяет рассматривать государственный строй как стадию исторического процесса, видеть в нем вых идный состояние для дальнейшего политического развития. Историко-сравнительный подход дает возможность заметить»вечные», стабильные аспекты государственностии державності.

Наука конституционного (государственного) права зарубежных стран широко применяет также метод конкретного правового анализа

Государственно-правовые институты некоторых стран бывают настолько характерными, типичными, что их конкретное, подробное изучение позволяет полно и отчетливо увидеть определенную сторону государственности. В этом случае дос исследования национального государственно-правового явления отдельной страны применяется для иллюстрации общих закономерностей. Например, институт парламентаризма нельзя изучать, не обратившись к английс кой парламентской системми.

Изучение различных нетипичных моментов позволяет избежать шаблона, ненужной простоты во взглядах на зарубежную государственность государствоведения нельзя ограничивать системой схем и классификаций. Конкретные ный правовой анализ дополняет и исправляет выстроены типологии и открытые закономерности многочисленными и важными деталями, исключениямими.

Система и структура курса

Говоря о системе конституционного (государственного) права зарубежных стран, следует отметить, что государственное право является сложной системой, включающей множество элементов. Основными из них являются его общие принципы, институты и норми.

Основные принципы государственного права составляют, так сказать, каркас системы государственного права и придают ей единой направленности

В государственном праве можно выявить, во-первых, общие принципы, которые декларируются конституциями:

1) народный суверенитет;

2) народное представительство;

3) разделение властей;

5) неотчуждаемые,»естественные»права человека

Эти принципы, во-первых, не формулируют конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, однако имеют решающее значение для многих государственно-правовых норм

Во-вторых, эти принципы имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности:

1) независимость депутатов от избирателей;

2) судебную защиту конституционных прав;

3) неответственность главы государства в монархических странах и др.

Государственное право делится на отдельные институты

Институт государственного права является совокупностью однородных норм, регулирующих определенный вид общественных отношений

К институтов государственного права принадлежат такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), конституционный надзор и др.

Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более мелких. Например, институт избирательного права включает в себя такой большей степени частный институт, как избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает есть ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и т.д.), есть еще более частными институтами государственного правва.

Разделение государственного права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран

Государственное право зарубежных стран имеет традиционную для юридических дисциплин структуру. Она включает общую и особенную части. В первой части этого пособия раскрываются институты конституционного права а, имеющие в большинстве стран мира подобные принципы регулирования и, таким образом, относятся к общей части. Вторую часть посвящена освещению практики регулирования конституционно-правовых отношений в ведущих государствах мира, опыт которых в той или иной степени заимствуется другими странами в процессе становления или реформирования конституционализма. Таким образом, материал второго раздела является особой ч. Астин курсурсу.

Как известно, основным элементом, своеобразной кирпичиком права является норма права. Однако в рамках каждой правовой отрасли и системы сложилась специфика правовых норм. Этот процесс затронул и государственное право, различной мы. Ирой оказавшись в разных государствоах.

Государственно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством для охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Государственно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру — гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст 16. Конституции. Франции содержатся все структурные элементы нормы права. Однако подобное выражение всех тока уктурних элементов нормы права в одной статье закона в государственном праве случается редкийдко.

В большинстве случаев государственно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, т.е. имеет многие статейного форму выражения

Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже в нормах не государственного, а уголовного или административного права

Однако некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще, как и гипотезой. Например, статью 27. Конституции. Японии:»Все граждане имеют право на труд», потому что ни в. Конституции, ни в других с законах не определены ни условия осуществления этого права (нет, как видим, и гипотезы), ни санкции за его нарушениео порушення.

Кое-где нормы государственного права определяют обязанность государства стремиться к достижению определенных целей, однако санкции здесь вряд ли возможны. Например, в 45. Конституции. Индии гласит:»Государство считает одним из своих первостепенных обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни народанароду».

Нормам государственного права присущи особенности, которые отделяют их от норм других отраслей права: эти нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства, б многие из этих норм имеют общий характер, они не являются обязывающими, то есть в них нет связи между конкретными правами и обязанностями. Так, в ст 6. Конституции. Италии записано:»Республика отв овиднимы способами охраняет языковые меньшинстваеншини».

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источников. Многие нормы имеет двухэлементной и одноэлементные структуры: чаще всего в них нет санкции, но нередко и гипотезы

В конституциях и других актах конституционного права, особенно в идеологизированных, время содержатся положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Напри иклад, в ст бы. Конституции. КНДР:»КНДР борется за полную победу социализма в северной части страны»Это так называемые нормы-цели, нормы-задачи или нор-мы-символор-ми-символи.

Система государственного права каждого отдельного государства содержит большое количество норм их можно классифицировать:

• по функциональной направленности — нормы регулятивные и охранительные. Большинство государственно-правовых норм конституционного права принадлежат к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных х отношений. Охранные нормы зачастую является запретами («Право на ведение государством войны не признается», — указано, например, в ст 9. Конституции. Японии)туції. Японії);

• по способу воздействия на субъекты права — нормы-полномочия («Всекитайское собрание народных представителей и. Постоянный комитет. Всекитайского собрания народных представителей осуществляют законодательную власть в стране»- в 58. Конституции. КНР 1982 p), обязывающие нормы («Федеральный канцлер по просьбе федерального президента, а федеральный министр по просьбе федерального канцлера или федерального през иденти обязаны продолжать ведение дел до назначения своих наследников»- в 69. Основного закона. Германии), запретительные («Функции члена. Правительства несовместимы с парламентским мандатом»- в 23. Консти ституцию. Франции)uot; – ст. 23. Конституції. Франції);

• по характеру регулируемых общественных отношений — нормы материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах»- ст 53. Конституции. Италии) и процессуальные («Одно заседание в неделю виддает ться обсуждению вопросов, внесенных членами парламента и ответов правительства»- в 48. Конституции. Франции) 48. Конституції. Франції);

• по действию во времени — нормы постоянные, временные и исключительные. Большинство норм — постоянные, у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся, как правило, в переходных положениях, которые регулируют переход д от состояния до вступления в силу определенным нормативным актом до состояния, предусмотренного настоящим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы прекращают на этот ча с действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулированияння.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Тема 1: Предмет, система и источники конституционного (государственного) права

1. В большинстве стран наряду с другими отраслями права (гражданское, уголовное, трудовое и т.д.) существует термин «конституционное право». Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука и учебная дисциплина. Понятие «Конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права – такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны. Свое название получило от особого юридического документа Конституции. Однако конституционное право не сводится только к Конституции, а включает множество правовых актов. В отличие от других отраслей права, каждый из которых имеет свой объект регулирования (имущественные отношения в гражданском праве, трудовые в трудовом и т.д.), конституционное право регулирует, прежде всего наиболее значимые важнейшие отношения, которые образуют основу устройства государства и связаны с осуществлением государственной власти. Поэтому в каждой стране имеется своя система национального права, в которой конституционное право – ведущая отрасль.

Особенностью конституционного права как отрасли права является то, что основу его предмета составляют две группы важнейших общественных отношений:

1) отношения между органами государства в процессе осуществления государственной власти;

2) отношения между государством и гражданами.

Метод конституционного права – это совокупность способов и приемов правовых воздействий. Существуют следующие методы правового регулирования: запрещения, обязывания, дозволения и императивно-властного воздействия. От других отраслей права конституционное право отличается методом императивно-властного воздействия (предполагает прямое осуществление власти, т.к. один из субъектов – государство – реализует свою власть, обязывая другие субъекты выполнять его властные предписания).

В структурном отношении конституционное право, как и любая отрасль права, состоит из множества взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение, обособляют (отделяют) его. Основными частями и элементами системы отрасли конституционного права являются общие принципы, институты, нормы.

Общие принципы составляют каркас системы и придают ей единую направленность. Под общими принципами конституционного права понимаются основополагающие идеи, начала, которые выражают основную суть и характеристику данной отрасли права.

Институт – это совокупность определенных правовых норм, регулирующих отдельные однородные отношения.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Объектом конституционно-правовых отношений выступают определенные блага, реализуемые путем использования государственной власти. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1) физические лица;

2) общественные образования.

Источник (в юридическом смысле) – это форма, в которой находит выражение правовая норма:

3) Нормативно-правовые акты исполнительной власти;

4) Парламентские уставы и регламенты;

6) Нормативно-правовые акты органов конституционного надзора (контроля);

7) Решения органов местного самоуправления;

8) Судебный прецедент;

9) Конституционный обычай;

10) Правовые доктрины;

11) Акты чрезвычайных органов власти;

12) Религиозное право;

13) Естественное право;

14) Политические декларации.

2. Наука «Конституционное право зарубежных стран» изучает конституционное право как отрасль права. Т.е. наука – это отражение норм конституционного права в трудах ученых. Оно выражается в форме книг, монографий, статей, комментариев к Конституции и законам. Наука изучает историю создания норм, историю действия норм. Предметом науки является конституционное право как отрасль права в динамике и статике. Система науки «Конституционное право зарубежных стран» включает вопросы общего, комплексного и сравнительно-правового характера. Источниками науки конституционного права являются:

1) все источники отрасли конституционного права;

2) проекты конституций и законов.

1) формально-логический (юридический) анализ;

2) исторический метод;

3) сравнительный метод;

4) функциональный метод;

5) социологический метод;

6) статистический метод.

Основные направления современной науки представлены рядом школ:

3. «Конституционное право зарубежных стран» как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и упрощенное для целей обучения изложение основных теоретических положений науки «Конституционное право». Состоит из двух частей: Общей и Особенной. Изучение «Конституционного права зарубежных стран» имеет большое познавательное значение. Многие конституционно-правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в «Конституционном праве зарубежных стран» (конституционные, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей и т.д.). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права. Оно способствует формированию демократических взглядов и современного правосознания.

Система конституционного государственного права зарубежных стран

2. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Предмет изучения конституционного права – общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности.

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организация государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэ-

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

3) акты главы государства и исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

9) международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Тема посвящена изучению конституционного права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины. Кроме того, рассматриваются основы конституционного права как отрасли права – в том числе предмет и методы правового регулирования, особенности институтов и норм отрасли, основные теоретические понятия.

Цели изучения темы:

– рассмотреть основные тенденции конституционного развития современных государств;

– изучить особенности, которые отличают отрасль конституционного

права от других отраслей, сферы и методы конституционно-правового регулирования;

– проанализировать систему отрасли конституционного права;

– изучить предмет и функции конституционно-правовой науки.

Ключевые термины и понятия: отрасль конституционного права, институты конституционного права, нормы конституционного права, конституционное право как наука, конституционное право как учебная дисциплина, сравнительное конституционное право, конституционалистика.

Основные тенденции конституционного развития современных государств

Проблемы государственного и правового развития стран современного мира не могут быть решены без учета цивилизационной, геополитической, религиозной и других составляющих бытия человека. Глобализационные процессы способствуют повсеместному продвижению к информационному обществу, сопряженному с уменьшением роли национальных культур и локальных цивилизаций в построении государственности современного типа. Выработка и признание общечеловеческих ценностей, закрепляемых как на внутригосударственном (конституционном), так и на международном уровне, неизменно влечет за собой попытки унификации национальных законодательств на основе общепризнанных стандартов. Прежде всего речь идет о стандартах прав человека.

На каждом из этапов конституционного развития [1] Конституция как фактор демократического прогресса общества вбирала в себя новые достижения человечества, охватывала своим регулирующим влиянием все новые социальные отношения. Каждый новый виток конституционного развития неразрывно связан с достижениями в сфере прав человека. Так, «старые» конституции включали лишь первое поколение прав (гражданские и политические), с конституциями второго периода возникли социально-экономические права, с конституциями третьего этапа – коллективные. Новейшие конституции закрепляют уже и биологические (четвертое поколение) права.

Современное государство, стремящееся обеспечить адекватность конституционного строя реалиям и перспективам общественного развития, обязано ориентироваться на общепринятые демократические стандарты. Поэтому устоявшаяся в мире концепция правового государства повсеместно находит свое практическое воплощение. Эта концепция основывается на принципе верховенства права, означающем господство права (естественного права) в обществе, требующее от государства его воплощения в правотворческую и правоприменительную деятельность. В данном случае речь идет об установлении допустимых рамок вмешательства государства в частную жизнь индивида, о требованиях правовой законности в осуществлении властных полномочий, о требованиях к качеству законодательства (определенность, предсказуемость, гуманность и т. д.), об обеспечении единства правовой системы, исходя из верховенства Конституции.

Современное государство должно рассматриваться как средство общественного компромисса, форма преодоления социальных противоречий и конфликтов, управленческая организация, которая самостоятельно влияет на ход общественного развития [2] . Автор концепции эффективной государственности, учитывая главные аспекты, раскрывающие ценностную сущность государства, определяет последнее как единственную суверенную организацию политической власти определенных социальных сил, управляющую обществом при помощи аппарата управления и принуждения, посредством правовых актов и закрепленных в них норм, а также прямого администрирования, обеспечивающего условия для активной части населения участвовать в формировании и осуществлении властных велений, направленных на преимущественное осуществление социальных интересов на определенной территории [3] . Необходимо отметить, что эффективным, «сильным» может быть только такое современное государство, которое следует принципу верховенства права, т. е. является правовым (стремящимся к такому состоянию). Правовой характер современного государства обусловлен приоритетностью в обществе прав человека, что, по мнению известного украинского теоретика права профессора Π. М. Рабиновича, проявляется в таких чертах:

– закрепление в конституционном и других законах государства основных прав человека (законы, противоречащие правам и свободам человека, являются неправовыми);

– господство в общественной и государственной жизни таких законов, которые выражают волю большинства или всего населения страны, воплощая при этом общечеловеческие ценности и идеалы – прежде всего права и свободы человека;

– урегулирование отношений между личностью и государством на основе принципа «лицу разрешено делать все, что прямо не запрещено законом»;

– взаимоответственность человека и государства [4] .

  • [1] Подробнее о четырех основных этапах конституционного развития см.: Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции [Текст] / Р. В. Енгибарян. – М.: Норма, 2007. – С. 43-51.
  • [2] Оборотов, Ю. Н. Современное государство: основы теории [Текст] / Ю. Н. Оборотов. – Одесса: Астропринт, 1998. – С. 15.
  • [3] См.: Затонский, В. А. Эффективная государственность [Текст] / В. А. Затонский / под ред. А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2006. – С. 43.
  • [4] Рабинович, Π. М. Права людини і громадянина у Конституції України (до інтерпретації вихідних конституційних положень) [Текст] / Π. М. Рабінович. – X.: Право, 1997. – С. 12.

Система конституционного права зарубежных стран

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения (курс не ограничивает число стран, чьи государственно-правовые системы должны быть изучены). Однако это вовсе не означает, что нужно излагать все институты национального конституционного права по заранее определенному трафарету. Установление общих черт и свойств различных государственно-правовых систем избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. Построение курса на основах сравнительного метода предполагает органическое слияние в новом качестве общего и особенного, свойственного различным государствам, одновременное применение аналитических и синтетических приемов исследования. Изучение общих закономерностей, свойственных зарубежным странам, возможно только на основе познания конкретных конституционно-правовых систем, что, безусловно, повышает ответственность студентов, которым значительную часть работы по изучению этой дисциплины придется проделать самостоятельно, в частности ознакомиться с текстами конституций и иными нормативными источниками, прочитать известное число монографических работ.

Конституционное право зарубежных стран состоит из Общей и Особенной части.

В Общей частирассматривается сущность конституции, ее основные черты и значение, порядок принятия и внесение изменений, основы государственной власти и государственного устройства, закрепляемые конституционным путем, рассматриваются принципы избирательной системы государств и другие вопросы общего характера.

В Особенной частирассматриваются конституции отдельных зарубежных стран.

1.3. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного правачрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.

Основным источником конституционного праваявляются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного Закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников конституционного права зарубежных странотносятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1974 г. Швеции, Акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, Закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.

Не менее важное значение в качестве источников конституционного праваимеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.

Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на Законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.

Источниками конституционного праваявляются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законовявляются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]