Система функций местного самоуправления в российской федерации

Функции местного самоуправления: понятие, содержание и правовое регулирование.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению, которых стремится местное самоуправление.

Местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить:

  • потребности населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);
  • реализацию социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц;
  • оптимальное сочетание местных и общегосударственных интересов и т.д.

Ниже перечислены функции местного самоуправления.

  1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, что предполагает развитие муниципальной демократии и в целом формирование народовластия. В таком случае важным является создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержка инициатив и самостоятельности граждан, различных форм самоуправления.

Участие граждан в решении местных дел обеспечивается с помощью форм прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления.

  1. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

Местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Органы местного самоуправления под свою ответственность решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также устанавливают местные налоги и сборы.

  1. Обеспечение развития соответствующей территории.

Местное самоуправление означает, что население, органы местного самоуправления берут на себя ответственность за решение всех вопросов местной жизни. Принимая программы и планы развития территории муниципального образования, утверждая и исполняя местные бюджеты, управляя муниципальным хозяйством, органы местного самоуправления призваны обеспечивать комплексное решение экономического, социально-культурного развития городского и сельского поселения.

  1. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

Функция обслуживания населения — одна из основных функций местного самоуправления. В теории муниципального права сложилось мнение о том, что население и образуемые им органы местного самоуправления гораздо лучше могут самостоятельно решать задачи повышения уровня и качества жизни жителей данной территории, эффективности оказываемых населению услуг, нежели государственные органы.

  1. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по охране общественного порядка в системе местного самоуправления выполняют органы милиции общественной безопасности. При осуществлении данной функции органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с органами государственной власти.

  1. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцей Российской Федерации и федеральным законодательством.

Федеральным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) органы местного самоуправления вправе обращаться за защитой своих прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.

3.3. Функции местного самоуправления

Конституцией РФ населению предоставлено право на мест­ное самоуправление, самостоятельное решение вопросов мест­ного значения. Государственная власть и местное самоуправле­ние — две формы народовластия. Местное самоуправление яв­ляется основой демократического строя, важнейшим элемен­том гражданского общества. В России оно имеет глубокие ис­торические корни, но лишь в 1998 г . страна ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления.

Местное самоуправление выступает эффективным средством активизации граждан, удовлетворения самых насущных, повсе­дневных потребностей человека, поддержания социальной и по­литической стабильности в обществе, воплощения разнообраз­ных форм национально-культурного развития народов России.

Местное самоуправление осуществляется гражданами пу­тем референдума, выборов, других форм прямого волеизъяв­ления, через выборные и другие органы. Основными момен­тами самоуправления являются выборность органов, наличие необходимых полномочий, финансовых возможностей для их реализации. Компетенция местного самоуправления устанав­ливается по принципу возложения на него такого объема полномочий, который оно в состоянии выполнять. Конкрет­ные формы самоуправления устанавливаются в законах субъ­ектов РФ. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Местное самоуправление гаран­тируется правом на судебную защиту, на компенсацию до­полнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления.

Государственная власть регулирует все сферы деятельно­сти местного самоуправления через федеральные законы и законы субъектов РФ, которые и определяют границы его са­мостоятельности. За рамки этих законов местное самоуправ­ление выходить не может, оно подзаконно. Невхождение ме­стного самоуправления в систему государственной власти оз­начает, что у него есть своя исключительная сфера ответст­венности, свои функции. Оно не является отделением мест­ного самоуправления от государства.

Государственная политика в области местного самоуправле­ния направлена на формирование условий реализации его пол­номочий, обеспечение гарантий самостоятельности. Она базиру­ется на принципах системной его поддержки, невмешательства государственной власти в компетенцию органов местного само­управления и реализуется с помощью методов правового регу­лирования, административного обеспечения (наделения соот­ветствующей компетенцией), бюджетного регулирования. Реа­лизация государственной политики должна обеспечить улучше­ние условий жизни населения, обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с органами власти и общест­венного контроля, повышение стабильности в государстве.

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ создают необходимые организационные, материальные и финансовые предпосылки развития местного само­управления и оказывают содействие населению в реализации прав на самоуправление. Для этого они наделены следующими полномочиями.

1. Принятие и изменение федеральных законов об общих принципах самоуправления, законов субъектов РФ о местном самоуправлении и контроль за их соблюдением.

2. Обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству.

3. Регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ в муниципальную собственность.

4. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и субъектов РФ и пере­дача им материальных и финансовых средств для осуществления этих полномочий.

5. Установление и обеспечение государственных минималь­ных социальных стандартов.

6. Регулирование отношений между федеральным и местны­ми бюджетами; отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; обеспечение сбалансированности мини­мальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

7. Принятие федеральных и региональных программ разви­тия местного самоуправления. .

8. Компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государст­венной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

9. Права граждан на местное самоуправление, в том числе судебная защита.

10. Обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления, избирательных прав граждан при вы­боре органов и должностных лиц местного самоуправления.

11. Установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов. Принятие законов субъектов РФ об административных правонарушениях, связанных с осуществлением, местного самоуправления.

12. Регулирование особенностей местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях. Установление порядка образо­вания, преобразования, упразднения муниципальных образований, изменения их границ и наименований; регулирование особенностей местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

13. Установление порядка регистрации уставов муниципаль­ных образований.

14. Регулирование основ муниципальной службы. Законода­тельство о муниципальной службе.

Местное самоуправление активно взаимодействует с госу­дарственной властью, завершает систему органов власти страны. Это то последнее звено, где должны исполняться законы и ре­шения государственной власти.

Объектом местного самоуправления является муниципаль­ное образование. Муниципальными образованиями могут быть города, районы, поселки, сельские округа, иные населенные пункты или территории. Определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, может быть различ­ным и зависит от особенностей тех или иных субъектов РФ, исторических и иных местных традиций. Не допускается под­чинение одних муниципальных образований другим муници­пальным образованиям.

Решающим в выборе формы самоуправления являются воле­изъявление населения, тип объективно сложившегося поселе­ния. В достаточно крупных районах и селах образуются и пред­ставительные и исполнительные органы муниципальной власти (собрание представителей и администрация; комитет само­управления и администрация и др.).

Городские и сельские муниципальные образования решают вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответст­венность. Органы местного самоуправления управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Они устанавливают условия использо­вания земель, создают муниципальные предприятия, организа­ции, банки, выпускают ценные бумаги, регулируют предприни­мательство, занятость, цены и тарифы, прогнозируют и плани­руют развитие территории.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдель­ными государственными полномочиями с получением необходи­мых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Расходы на осуществление государственных полномочий региональными органами управления на территории муници­пальных образований, которым не переданы государственные функции, предусматриваются в бюджете субъектов РФ.

Первостепенное значение имеет взаимодействие государ­ственных и муниципальных органов по вопросам управления собственностью, финансами, так как чем больше часть дохо­дов, закрепленных за местным самоуправлением, тем демо­кратичнее представляется общество. При разграничении собственности государственное имущество негосударственных предприятий передается в муниципальную собственность. Фи­нансовая база местного самоуправления создается в процессе формирования бюджетов. В отсутствие утвержденных соци­альных стандартов для этого используются отчисления, уста­навливаемые субъектами РФ.

Определяются нормативы отчислений от федеральных на­логов и доходов и объемы финансовой помощи. Устанавливает­ся стимулирование недотационных местных бюджетов сверх расчетного минимального бюджета.

Органами государственной власти принимаются решения, вызывающие дополнительные расходы местных бюджетов. На­пример, на местные бюджеты переложены:

• внеплановые повышения заработной платы в бюджетной сфере;

• компенсации семьям с детьми;

• дотации по коммунальным платежам;

• льготы ветеранам и другим малообеспеченным слоям;

• размещение беженцев и вынужденных переселенцев;

• обеспечение жильем и социальными услугами военнослу­жащих, работников судов, прокуратуры, других федераль­ных органов.

От трети до половины всех расходов местных бюджетов на­правляется на выполнение государственных функций. Доля ме­стных доходов, закрепленных через налоги за районными бюд­жетами, например, в Московской области составляет 25%. По­этому бюджетам муниципальных образований выделяются дота­ции из регионального бюджета на финансирование расходов, не обеспеченных собственными ресурсами.

Главы субъектов РФ вынуждены забирать у городов, рай­онов-доноров деньги в фонд поддержки дотационных террито­рий. Дотационные территории привыкают к вливаниям и мало заботятся о развитии бизнеса, чтобы иметь больше налоговых поступлений. Кроме того, дотационные деньги используются бесконтрольно, так как по закону местные органы могут расхо­довать все средства, т.е. и собственные и дотационные, по сво­ему усмотрению. Таким образом, местное самоуправление неэффективно без собственной экономической базы. Ненормальна и ситуация, когда в областном бюджете денег оказывается меньше, чем в бюджетах муниципальных образований.

Для выполнения возложенных на них функций органы ме­стного самоуправления создают необходимые структурные под­разделения. В городских муниципальных образованиях основ­ными из них являются:

• комитеты и фонды имущества;

• комитеты (отделы) по инвестиционной политике;

• отделы финансовых ресурсов, фондовых, финансовых технологий;

• отделы цен, тарифов, налогов;

• отделы по работе с предприятиями и предпринимателями;

• службы регистрации, лицензирования;

• отделы труда и занятости.

В случае издания органом, главой местного самоуправления правового акта, противоречащего Конституции РФ, федераль­ным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такое противоречие повторно установлено су­дом, высшее должностное лицо субъекта РФ либо Президент РФ вправе прекратить полномочия главы или иного выборного должностного лица, а законодательный (представительный) ор­ган власти субъекта РФ и Федеральное Собрание РФ вправе распустить представительный орган местного самоуправления.

Местное самоуправление находится еще в стадии становления. Идет процесс передачи сверху вниз управленческих функций, фи­нансовых средств, наделения органов самоуправления твердыми источниками доходов, чтобы они не зависели от вышестоящих властей при решении местных вопросов. Формируются структуры муниципального подчинения, содержащиеся на деньги местных бюджетов и полностью подконтрольные местным жителям.

Полномочия местного самоуправления можно разделить на несколько уровней. Город, поселок, сельский округ — нижний уровень (в странах Европы — это община, коммуна, муниципа­литет), другой уровень — район (в странах Европы — департа­мент, кантон, округ). Уровни местного самоуправления четко не установлены, что позволяет субъектам РФ по-своему решать этот вопрос. Конституционный Суд РФ постановлением от 24 января 1997 г . определил, что «район может включать в себя ряд городских и сельских поселений, каждое из которых имеет пра­во быть муниципальным образованием».

В настоящее время в России около 14 тыс. муниципальных об­разований*. Естественно, что если все города, поселки, села заявят о переходе на самоуправление, то их число резко возрастет, что увеличит и расходы на управление. В действительности их количе­ство имеет тенденцию к сокращению. Так, в Московской области в 1993 г . было 144 муниципальных образования, сейчас — 69, что увеличило разрыв между властью и населением. (В СССР нижним уровнем власти были райсовет, сельсовет.)

* Во Франции, где численность населения в 20 раз меньше, насчитывается 36,5 тыс. муниципалитетов.

Право на решение о самоуправлении, т.е. выделении из района города, сельского округа, принадлежит главе и совету депутатов муниципального образования. Для выбора эффективных моделей местного самоуправления проводятся эксперименты в муници­пальных образованиях. Например, в Псковской области изуча­ются две модели: в Печорском районе единицей местного само­управления стали волости, а Пыталовский район функциониру­ет как единое муниципальное образование.

В Нижнем Новгороде действуют советы общественного само­управления, их регистрируют на правах общественных объедине­ний. Организационно общественное самоуправление включается в ведение администраций района, города, которые ему делегиру­ют определенные полномочия.

В решении задачи может помочь опыт других стран. В миро­вой практике встречаются самые разнообразные формы мест­ного самоуправления.

В США в органах местного самоуправления занято более 55% всех работников государственного сектора. Оно строится по административно-территориальным единицам. Территории штатов делятся на 3 тыс. графств. Органом самоуправления в графстве является совет (комитет, управление), избираемый населением или формируемый из выборных чи­новников органов самоуправления нижестоящего уровня. В 20 штатах графства делятся на низовые административно-территориальные едини­цы — тауншипы ( township ) и приравненные к ним тауны ( town ), охваты­вающие в основном сельские территории, где население избирает муници­пальные советы. Видом административно-территориальных единиц являют­ся также городские поселения со статусом муниципальных корпораций — сити ( sity ), вилидж ( village ); в них проживает 2/3 населения страны. Ор­ганом самоуправления здесь является выборный муниципальный совет. Для выполнения ряда функций создаются специальные округа, часто не совпадающие с административно-территориальными единицами. Округ имеет свой выборный орган и бюджет.

Во Франции выделены 26 регионов. В рамках региона осуществ­ляются перспективное планирование, политика инвестиций, развития предпринимательства, экономические и социальные мероприятия, выхо­дящие за пределы отдельного департамента. Департаменты (их 95) де­лятся на округа, последние — на кантоны. Низовой административной единицей является городская или сельская коммуна. Департамент и коммуна имеют статус самоуправляющихся территориальных единиц со своими выборными органами — генеральными советами коммун. В ок­руге, кантоне выборных органов самоуправления нет.

В Италии имеются 20 областей с правами административной авто­номии, включая право издания законов областного значения. Области разделены на 94 провинции, а они включают 8 тыс. городских и сель­ских коммун. Действуют органы местного самоуправления — област­ные, провинциальные и коммунальные советы.

В Великобритании 53 графства, они делятся на округа, в которые входят городские, сельские или смешанные территории. Крупный го­род, находясь в округе, своих органов управления не имеет. Низовая ячейка в округе — приход (община), выполняющий в основном кон­сультативные функции. Лондон управляется по особому закону.

В Германии нет выборных органов самоуправления. Округами управляют подразделения государственной администрации, они же выполняют и контрольные функции.

Органы местного самоуправления объединяют усилия для со­вместной защиты интересов населения. В этих целях ими созда­ются различные общественные организации. В 1998 г . образован Конгресс муниципальных образований (КМО). Он координирует деятельность муниципальных образований, обеспечивает их взаимодействие с федеральными органами, участвует в подготов­ке проектов федерального бюджета, законов, программ, иных нормативных актов по вопросам местного самоуправления.

При Президенте РФ действует Совет по местному само­управлению в качестве координационного центра по разработке государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации.

Образовательный портал — все для студента юриста.

VI. Функции местного самоуправления

Понятие функций местного самоуправления

Функции местного самоуправления — это основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, направленные на реализации права граждан на местное самоуправление.

Виды функций местного самоуправления

Основные функции местного самоуправления:

— обеспечение реализации права граждан на решение вопросов местного значения, путем использования механизмов непосредственной демократии (местные выборы и местный референдум), деятельности выборных и представительных органов местного самоуправления, обеспечения гарантий местного самоуправления.

— управление муниципальной собственностью, выполняемое специальными органами местного самоуправления

— охрана общественного порядка, в соответствие со статьей 132 Конституции РФ

— обеспечение комплексного развития территории муниципального образования

— удовлетворение социальных и социально-бытовых потребностей населения

§ 3. Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления следует понимать основные направления муниципальной деятельности, отражающие роль местного самоуправления в публичном управлении.

В настоящее время в научном сообществе нет единства мнений относительно перечня функции местного самоуправления. Тем не менее, исходя из места местного самоуправления в публичном управлении в Российской Федерации и сложившейся системы полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, можно говорить о трех группах функций местного самоуправления:

функции по решению вопросов местного значения;

функции по осуществлению государственных полномочий, переданных на исполнение органам местного самоуправления;

факультативные (дополнительные) функции.

Очевидно, что каждая из названных групп функций в муниципальных образованиях может существенно различаться в зависимости от вида муниципального образования (включая особенности организации местного самоуправления, предусмотренные главой 11 федерального закона № 131-ФЗ), подхода субъекта Российской Федерации в наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и т.д. Поэтому целесообразно дать характеристику первой группы функций – функций местного самоуправления по решению вопросов местного значения, объединив их по признаку юридических свойств решаемых вопросов:

1) Обеспечение участия населения в решении местных дел. Данная функция предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления. Именно на местах – в общинах, сельских и городских поселениях, в которых проживает население, реализуется его участие в управлении местными делами.

2) Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Муниципальная собственность согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признается и защищается равным образом среди других форм собственности и составляет материальную базу местного самоуправления, без которой оно не может выполнять возложенные на него полномочия. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой и гарантией осуществления других функций местного самоуправления.

3) Обеспечение социально-экономического развития соответствующей территории. Органы местного самоуправления принимают программы развития соот­ветствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4) Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. Зачастую данную функцию называют функцией социально-бытового обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населению услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5) Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. При осуществлении этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка (например, народные дружины).

Основные задачи по обеспечению данной функции Федеральный закон № 131-ФЗ возлагает на органы муниципальной милиции. Однако в отсутствии специального федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции, вступление соответствующих правовых норм в юридическую силу отложено.

Основным субъектом обеспечения правопорядка на территории муниципального образования является полиция 1 . Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов.

Понятие и система функций местного самоуправления

Территориальная основа осуществления местного самоуправления.

Компетенция органов местного самоуправления.

Понятие и система функций местного самоуправления.

В юридической науке, а именно в науке управления, обычно под определением понятия “функций” любого органа публичной власти принято обозначать основные главные направления деятельности органа власти, обусловленные особенностями его юридической природы и содержания осуществляемых им своих полномочий.

Все функции органов местного самоуправления обычно в литературе по их содержанию принято классифицировать на 2 вида:

1. общие (основные) функции;

2. специальные (управленческие) функции.

Что касается содержания общих или основных функций органов местного самоуправления, то все они носят политико-правовой характер и прямо вытекают из особенностей юридической природы самих органов местного самоуправления.

Первой такой функцией является представительная функция, суть которой заключается в том, что деятельность органов местного самоуправления должна быть в конечном счёте направлена на обеспечение максимально полного представительства и выражения интересов всего проживающего населения муниципального образования выборных органов власти.

Механизмом реализации указанной функции на практике является организация и проведение муниципальных выборов представительного органа и главы муниципального образования.

Вторая функция – функция обеспечения планового и комплексного экономического и социально-культурного развития территории муниципального образования (хозяйственная функция). Содержание функции предполагает деятельность органов местного самоуправления, направленную на эффективное распоряжение и управление объектами муниципального имущества и рационального расходования средств местного бюджета.

Кроме того, в значительной степени реализация содержания данной функции на практике зависит от осуществления полномочий органов местного самоуправления по поддержке и развитию предпринимательской деятельности в муниципальном образований в сфере малого и среднего бизнеса в целях привлечения дополнительных инвестиций в развитие муниципального хозяйства, увеличение местной налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест и решение проблемы занятости населения.

Согласно Закону № 131-ФЗ органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать и развивать международные и внешнеэкономические связи, в том числе с участием иностранных партнёров.

Третья функция – функция удовлетворения коммунально-бытовых, социально-культурных и иных жизненно важных интересов и потребностей проживающего населения муниципального образования (коммунальная функция). Суть этой функции выражается в том, что на органы местного самоуправления по действующему законодательству возлагается прямая юридическая обязанность по оказанию гражданам разнообразных услуг в сферах ЖКХ, образования, здравоохранения, культуры и иных социальных услуг помимо того перечня социальных услуг, предоставление которых гарантируется со стороны государственных органов в соответствие с утверждёнными минимальными государственными социальными стандартами.

Четвёртая функция – функция охраны общественного порядка, защиты прав, свобод и законных интересов граждан (функция правозащиты). Согласно ст. 131 Конституции РФ, Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления призваны осуществлять свои полномочия по поддержанию и обеспечению охраны общественного порядка на своей территории.

В частности Законом № 131-ФЗ предполагалось то, что органы местного самоуправления должны осуществлять общее руководство деятельностью подразделений муниципальной милиции, которая помысле законодателя должна была быть полностью выведена из системы МВД и переподчинена органам местного самоуправления.

В настоящее время, согласно ФЗ 2011 “О полиции” все органы охраны общественного порядка переданы в федеральное подчинение и их финансирование должно полностью осуществляться из средств федерального бюджетов.

Кроме того, согласно отраслевому законодательству органы местного самоуправления могут наделяться специальными полномочиями по контролю за соблюдением федерального и регионального законодательства на своей территории, включая такие сферы деятельности, как благоустройство территории, архитектура и строительство, охрана окружающей природной среды и контроль ха охраной земель. Они могут также наделяться специальными регистрационно-разрешительными полномочиями и давать разрешения на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности, осуществлять функции органов опеки и попечительства.

Наконец, в структуре местной Администрации могут создаваться и действовать специальные органы исполнительной власти, обладающие полномочиями в сфере административной юрисдикции (напр., административная комиссия и комиссия по делам несовершеннолетних).

Специальные функции местного самоуправления можно условно классифицировать на 2 вида в зависимости от той сферы или отрасли управления муниципального хозяйства, где они осуществляются:

1. отраслевые функции управления;

2. функции межотраслевого управления.

Отраслевые функции управления осуществляются главным образом через полномочия отраслевых органов исполнительной власти, входящих в структуру местной администрации: функции планирования, организации, руководства, финансирования и контроля.

Функции межотраслевого управления, как правило, охватывают 2 и более отрасли либо сферы управления муниципального хозяйства и реализуются через полномочия соответствующих функциональных и территориальных органов исполнительной власти, входящих в состав местной администрации. Напр., функция координации, обеспечения и функция прогнозирования, функция содержания и т.д.

В целом необходимо отметить, что все функции органов местного самоуправления имеют свои определенные правовые формы реализации. Первая форма – нормотворческая деятельность, предусматривающая принятие муниципально-правовых актов, имеющих общеобязательное юридическое значение. Вторая форма – оперативно исполнительская или правоприменительная деятельность, предусматривающая издание индивидуальных нормативных актов по разрешению конкретных вопросов управления муниципальным хозяйством (присуща администрации и главе муниципального образования) третья форма – контрольная деятельность, предполагающая проверку исполнения и проведения иных контрольных мероприятий по осуществлению контроля за надлежащим исполнением принятых актов органов местного самоуправления (занимаются все органы местного самоуправления, но прежде всего – контрольный орган муниципального образования).

Еще по теме:

  • Получение лицензии на вмп Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности Заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности Заявители услуги: медицинские и иные организации, подведомственные департаменту здравоохранения […]
  • Ижс белгород земельные участки Ижс белгород земельные участки АО Белгородская ипотечная корпорация 308002, РФ, г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 133 "в" (5 этаж), тел.: (4722) 26-18-17 Земельные участки на продажу под ИЖС Для приобретения земельного участка […]
  • Регистрация ооо с юридическим адресом в новосибирске Регистрация ооо с юридическим адресом в новосибирске Компания предлагает весь спектр юридических услуг, мы специализируемся на регистрации ООО под ключ. Консультируем и оказываем услуги по всем вопросам юридического обслуживания. Если у […]
  • Что лучше ип или ооо для услуг Что лучше выбрать ООО или ИП Доброго времени суток! Сегодня я хочу поговорить о формах собственности в бизнесе ИП (индивидуальное предпринимательство) и ООО (общество с ограниченной ответственностью), а точнее выбрать какая из них […]
  • На кого можно пойти учиться тесты Тест онлайн на профессию: Какую профессию выбрать? состоит из 30 вопросов | рейтинг 4.1 из 5 баллов ПРОЙТИ ТЕСТ онлайн Полная версия теста Тест для абитуриентов. На какую профессию тебе следует пойти учиться? Одиннадцатый класс – […]
  • Калькулятор расчет пени по договорам поставки Расчет пени: универсальный онлайн калькулятор Обновлено: 26.03.2018 (изменение учетной ставки с 7,5% до 7,25%) Основные режимы расчета: Расчет пени по ставке рефинансирования. 1 300 ставки рефинансирования. Одна трехсотая ставки […]
  • Что делать если у тебя украли велосипед Украли велосипед, что делать? Содержание Как быть, если украли велосипед? Что делать – звонить в полицию или попробовать разыскать его самостоятельно? Лучше всего объединить оба этих действия, а как это правильно реализовать – читайте в […]
  • Консультации для родителей детей с ограниченными возможностями Консультации для родителей детей с ограниченными возможностями организуют в Зябликове Городской психолого-педагогический центр совместно с Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов проведет бесплатные консультации для […]