Реорганизация и ликвидация коммерческого предприятия

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Ликвидация предприятия. Порядок, этапы процедуры. Как ликвидировать организацию?

Открыть собственную компанию непросто, однако ликвидация предприятия — еще более сложное с юридической точки зрения мероприятие. И чем крупнее организация, тем сложнее будет прекратить ее деятельность. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос о том, как закрыть ООО, ОАО или ЗАО, и дать ряд практических рекомендаций по оптимизации этого непростого процесса.

Понятие и виды ликвидации

Ликвидация предприятия требуется в том случае, если компания перестала приносить доход и дальнейшее ее существование нецелесообразно. Процедура заключается в прекращении существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Понятие, порядок и иные юридические особенности процесса ликвидации организации прописаны в статьях 61–64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Существует два варианта ликвидации предприятия — принудительная и добровольная. Принудительная ликвидация обычно является следствием судебного решения — например, если при регистрации фирмы были допущены ошибки, если деятельность компании идет вразрез с законом или же в случаях, когда у фирмы возникают неразрешимые финансовые проблемы. Добровольная ликвидация возможна тогда, когда владельцы сами хотят закрыть фирму, не оправдавшую их ожиданий. Именно об этом виде ликвидации мы и расскажем подробнее.

Стандартный порядок ликвидации предприятия

Срок добровольной ликвидации предприятия является достаточно длительным и может составлять от 3 до 8 месяцев. Чтобы закрыть фирму, нужно пройти несколько этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации общества, утверждение состава ликвидационной комиссии, сроков и порядка ликвидации.
  2. Направление сообщения о ликвидации по официальной форме в налоговый орган по месту учета. Сообщение должно быть направлено в течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации.
  3. Размещение сообщения о ликвидации общества в официальных печатных СМИ — «Вестнике государственной регистрации» или «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ». Публикация необходима для того, чтобы кредиторы могли потребовать от предприятия возврата денежных средств. Для размещения официальной информации нужно предоставить следующие документы:
    • бланк-заявку в двух экземплярах, заверенную печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии;
    • копию решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, заверенную печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии;
    • платежный документ;
    • сопроводительное письмо в двух экземплярах, заверенное печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии. Сопроводительное письмо должно содержать перечень предоставляемых документов на публикацию, адрес доставки издания (при оплате экземпляра журнала), а также документ, на основании которого оформляется и отправляется бухгалтерская отчетность;
    • доверенность (в случае подачи сообщения доверенным лицом).
  4. Уведомление о ликвидации работников, службы занятости и кредиторов организации. О предстоящей ликвидации сотрудников фирмы письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. Кредиторам также необходимо сообщить о ликвидации компании, и публикация объявления в прессе не снимает с компании эту обязанность.
  5. Выездная налоговая проверка со стороны госорганов. Обычно эта процедура занимает 2 месяца вне зависимости от того, когда была последняя проверка.
  6. Взыскание долгов с должников ликвидируемой организации.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса, который, как правило, оформляется в форме обычного бухгалтерского баланса.
  8. Инвентаризация.
  9. Погашение долгов перед кредиторами. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать:
    • Кредиторы первой очереди — те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из-за причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.
    • Кредиторы второй очереди — те, кому ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате.
    • Кредиторы третьей очереди — бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.
    • Кредиторы четвертой очереди — все остальные лица, перед которыми у компании есть денежные или имущественные обязательства.
  10. Составление ликвидационного баланса и внесение данных в ЕГРЮЛ.

Альтернативная ликвидация ООО, ОАО и ЗАО

Существуют и дополнительные способы ликвидации — такие, как ликвидация слияниям, ликвидация присоединением и ликвидация преобразованием. Такая реорганизация фирмы влечет за собой переход ее прав и обязанностей к правопреемнику.

Так, слияние — это объединение двух или нескольких компаний, в результате которого образуется новое предприятие. Присоединение означает покупку ликвидируемого юридического лица другой фирмой. В этом случае новой компании не создается, а поглощающая организация приобретает контрольный пакет акций поглощаемой.

При преобразовании компания одного типа трансформируется в компанию другого типа (например, производственный кооператив преобразуется в акционерное общество). При таком варианте развития событий все права и обязанности ранее существовавшей организации полностью переходят к преобразованному юридическому лицу.

Излишним будет напоминать, что такой некогда популярный способ ликвидации, как продажа компаний подставным лицам, так называемым номиналам, незаконна, и за такие действия введена уголовная ответственность.

Ликвидация организации «через офшор»

Популярный и быстрый способ ликвидации юридического лица — его поглощение офшорной компанией. При этом следует учитывать, что в дальнейшем учредители могут привлекаться к ответственности, поскольку ликвидируемая компания по-прежнему существует документально.

Первым этапом процедуры становится ввод компании-нерезидента в число участников юридического лица, нуждающегося в ликвидации. Это производится путем приобретения доли в уставном капитале ликвидируемой фирмы.

Затем первоначальные учредители ликвидируемой фирмы выводятся из числа участников юридического лица через отчуждение доли. После этого генеральный директор закрывает расчетный счет, а собственником компании становится иностранный инвестор. Директор организации увольняется по распоряжению нового собственника и на его место назначается представитель офшора, не имеющий гражданства РФ. Все изменения Устава регистрируются в налоговом органе. На новую фирму больше не распространяются законы Российской Федерации

Ликвидация «на офшор» имеет немало преимуществ, и одним из ее ключевых плюсов является скорость оформления. Обычно весь процесс занимает не более 1,5 месяцев. Таким способом можно ликвидировать компании без проверки бухгалтерской отчетности и без снятия организации с учета в регистрирующих органах.

Стоимость услуги

Как правило, стоимость ликвидации фирмы через офшор сегодня не превышает 50 000 рублей. НО эта цифра, безусловно, не включает цену заверения документов у нотариуса, госпошлину и смену адреса компании.

Стоит сказать, что минимальная цена юридического сопровождения добровольной ликвидации в среднем по Москве и Московской области составляет 70 000 рублей и более. При этом потребуется составление бухгалтерских ликвидационных балансов, что обычно входит в указанную стоимость комплексной услуги. Предлагаются и более щадящие варианты, например 30 000 рублей под ключ, но без составления бухгалтерских ликвидационных балансов.

Где можно ликвидировать фирму?

С этим вопросом мы обратились к Афанасьеву Александру Сергеевичу, генеральному директору ООО «Голден-Сити», и вот какой комментарий получили:

«На рынке юридических и аудиторских услуг работает много компаний, предлагающих ликвидировать организацию. Однако нужно понимать и учитывать, что для клиента важнее:

  • скорость ликвидации фирмы;
  • стоимость ликвидации юрлица;
  • возможность законопослушно уйти от оплаты долгов кредиторам;
  • гарантия того, что учредители не попадут под налоговое преследование;
  • гарантия того, что собственники не понесут субсидиарную ответственность и окажутся вне сферы действия УК РФ;
  • либо комбинация всего вышеперечисленного.

В «Голден-Сити» клиенты могут рассчитывать на персонифицированный подход, подразумевающий выбор индивидуальной схемы ликвидации для каждого конкретного случая. Это может достигаться различными методами. В том числе при помощи перерегистрации компании в ином регионе РФ.

В нашей компании вы бесплатно получите: консультацию по процедуре ликвидации, подготовку комплекта ликвидационных документов, проведение процедуры посредством назначения ликвидатора вашей компании, весь процесс — без налоговых проверок.

ООО «Голден-Сити» не предполагает в работе с клиентом непредвиденных расходов — вся ценовая политика у нас абсолютно прозрачна. Кроме того, сроки и стоимость оказания услуги не изменяются в процессе ее оказания, а все условия будут закреплены официальным договором. Притом уход вашей компании с рынка не опорочит вашу репутацию как собственников. Все процедуры будут проведены добросовестно, абсолютно конфиденциально и с условием нашей материальной ответственности».

Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

Реорганизация – это вид создания или ликвидации юридических лица, вследствие которой прекращается или изменяется правовое положение юридического лица, а также производиться передача прав и обязанностей организации к другому юридическому лицу. Она происходит добровольно либо принудительно. Реорганизация бывает нескольких видов: разделение, выделение, слияние, преобразование и присоединение.

Лица, которые приняли решение провести реорганизацию, должны в письменной форме оповестить кредиторов данной организации. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций — это правовой момент, который имеет множество нюансов. Каждый их таких нюансов рассматривается детально.

Передаточный акт подтверждает право на имущество реорганизованного общества по его обязанностям в отношении его должников и кредиторов. Этот документ, как и разделительный баланс, является правовым документом, а также документом бухгалтерского содержания. В них содержится важная информация, благодаря которой можно определить, кому перешли обязанности и права.

Чтобы была произведена реорганизация коммерческих организаций, и ликвидация коммерческих организаций существуют регламентированные нормативные документы.

В результате прекращения деятельности происходит ликвидация организации. Это процедура подразумевающая исключение коммерческой организации из списка единого государственного реестра без перехода прав и обязательств на другое юридическое лицо. Перед ликвидацией необходимо закрыть все банковские счета, дебиторские и кредиторские задолженности, сдать в налоговую инспекцию ликвидационный баланс, закрыть коды предприятия и подать заявление в регистрационную палату.

Основание, а также порядок, который несет в себе ликвидация коммерческих организаций и реорганизация находятся в ряде нормативных актов, которые относятся к законодательству о банкротстве, приватизации, антимонопольному законодательству и преобразованию государственных предприятий.

Срок ликвидации коммерческой организации зависит от различных факторов. Как правило, это длительный процесс, который может затянуться от 2 месяцев до 12. .

Реорганизация организации и ликвидация отличаются правовыми последствиями по окончании процедуры, и самой процедурой проведения. Для того чтобы при закрытии организации интересы кредиторов не были нарушены, предполагается их активное участие в ликвидации данного предприятия.

§ 3. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

1 ст. 65 ГК);
уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 71
Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК). Так, в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 25 мая 1995г.) коммерческая организация, осуществляющая координацию предпринимательской деятельности других коммерческих организаций, которая имеет или может иметь результатом ограничение конкуренции, может быть ликвидирована в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.
Следует особо подчеркнуть, что органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут.
Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей (участников) коммерческой организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).
В целях обеспечения интересов других лиц лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.
Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами коммерческой организации.
Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.
Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о ее ликвидации. В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 72
Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой коммерческой организации и персонально письменно уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путем предъявления исков в суд.
Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс, предварительно согласованный с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, передается ликвидационной комиссией на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией.
В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия – Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115 ГК).
В-четвертых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой коммерческой организации в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. В соответствии со ст. 64 ГК требования кредиторов ликвидируемой коммерческой организации подлежат удовлетворению в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому дого-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 73
вору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ликвидации банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан[4].
Следует подчеркнуть особое положение кредиторов пятой очереди. Оно заключается помимо прочего в том, что их требования удовлетворяются не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении первых четырех очередей кредиторов, а через месяц после этой даты (п. 4 ст. 63 ГК).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В частности, как уже отмечалось, при недостаточности имущества ликвидируемого казенного предприятия по его долгам несет субсидиарную ответственность его собственник.
В случае отказа ликвидиционной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса коммерческой организации обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой коммерческой организации.
Если требование кредитора заявлено после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, то оно удовлетворяется из имущества ликвидируемой коммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кре-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 74
дитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество коммерческой организации, оно передается учредителям (участникам) коммерческой организации, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами коммерческой организации.
Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

[1] СЗРФ.1996. № 3.Ст. 145.
[2] Гражданское право. ч. 1. Учебник / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П. Сергеева. М., 1996. С. 121.
[3] СЗ РФ. 1995. № 22. ст. 1977.
[4] «О внесении дополнений» в часть первую Гражданского кодекса РФ Федеральный закон РФ от 20 февраля 1996 г. / СЗ РФ. 1996. № 9. ст. 773.

Всем помогу!

Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

Реорганизация коммерческих организаций.

Реорганизация коммерческих организаций как юридических лиц осуществляется в формах:

  • слияния нескольких коммерческих организаций в одну;
  • присоединения одной коммерческой организации к другой;
  • разделения коммерческой организации на несколько новых;
  • выделения из состава коммерческой организации другой коммерческой организации;
  • преобразования коммерческой организации одной организационно-правовой формы в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы.

Суть реорганизации, в какой бы форме она не осуществлялась, в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к одной или нескольким другим коммерческим организациям по передаточному акту или разделительному балансу, т. е. происходит универсальное правопреемство (ст. 58 ГК).

Этим обстоятельством определяется одна из особенностей реорганизации коммерческих организаций, как известно, обладающих общей правоспособностью. В целях передачи в результате реорганизации существующего объёма правоспособности реорганизация коммерческих организаций, как правило, ведёт к возникновению (при присоединении-сохранению) другой коммерческой организации.

Боле того, в случаях, указанных в ГК, реорганизация коммерческих организаций может повлечь возникновение только определённых видов коммерческих организаций. Так, в соответствии со ст. 68 ГК хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться только в хозяйственные товарищества и общества других видов или в производственные кооперативы. Подобная ограниченная регламентация касается также реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112) в отдельности.

Следует сделать вывод, что кроме случаев, прямо предусмотренных законом, законодатель не допускает преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот

По общему правилу, реорганизация коммерческих организаций осуществляется по решению её учредителей (участников) либо органа управления, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК). Из этого правила имеется два исключения.

Первое исключение касается случаев, установленных законом, когда реорганизация коммерческих организаций в форме их разделения или выделения из их состава одной или

нескольких коммерческих организаций осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, т. е. принудительно. При этом, если решение уполномоченного государственного органа или суда о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд поручает ему осуществить реорганизацию. Решение о принудительном разделении коммерческих организаций или выделении из их состава одной или нескольких организаций может быть обжаловано в арбитражный суд.

Второе исключение касается случаев, установленных законом, когда реорганизация коммерческих организаций в форме слияния, присоединения или преобразования осуществляется с согласия уполномоченных государственных органов. Так, в соответствии со ст. 17 Закона РФ ”О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями установлена обязательная процедура получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Ликвидация коммерческих организаций.

Ликвидация коммерческих организаций в отличие от реорганизации влечёт их прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных Гражданским Кодексом, является примерным. В частности к ним относятся:

  • истечение срока, на который создана коммерческая организация;
  • достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;
  • признание судом недействительной регистрации коммерческой организации.

Принудительная ликвидация коммерческой организации решением суда по основаниям, предусмотренным ГК. В иных правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся:

  • осуществление деятельности, запрещённой законом;
  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 61 ГК);
  • признание коммерческих организаций (кроме казённых предприятий) несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК);
  • уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).

Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут.

Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается её ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей коммерческой

организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации её учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий.

Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о её ликвидации. В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот сок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой коммерческой организации и персонально уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путём предъявления исков в суд.

Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.

В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточности у ликвидируемого казённого предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счёт собств6енника имущества этого предприятия — Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115 ГК).

В-четвёртых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой коммерческой организации в порядке очерёдности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии со ст. 64 ГК требования кредиторов ликвидируемой коммерческой организации подлежат удовлетворению в следующей очерёдности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Путём капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;
  • в четвёртую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчёты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Требования кредиторов. Не удовлетворённые из-за недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд. А также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Ликвидация коммерческой организации считается завершённой, а коммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Список использованной литературы:

1. Коммерческое право: Учебник под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. – СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 1998, 1 часть.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Отозвать доверенность образец Отзыв доверенностей в организации Указанные возможности реализованы в программе: Сохранность учредительных документов Отчеты для госорганов и акционеров Готовые шаблоны документов Полномочия ГД вовремя продляются […]
  • Как изменить ребенку фамилию без согласия отца Как изменить фамилию ребенку после развода без согласия отца После развода семейной пары иногда необходимо поменять фамилию ребенка, который остается жить у матери. Но сам развод не считается основной причиной для смены имени. Гораздо […]
  • Банкротство юр лица отзывы Банкротство юридического лица Банкротство юридического лица – процедура, предусмотренная российском законодательством. Процедура банкротства может быть инициирована как в отношении частной, так и государственной компании (если таковое […]
  • Где регистрировать транспортное средство Как зарегистрировать автомобиль? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Собственник автомобиля или тот, кто от имени собственника владеет, пользуется или […]
  • Код вычета на 2 детей в справке 2 ндфл 2-НДФЛ в 2017 году: стандартные вычеты на ребенка При расчете налога на доходы физических лиц существует немало вычетов. Они бывают стандартные, имущественные социальные и иные. При заполнении формы 2-НДФЛ необходимо прописывать каждый […]
  • Кто регистрирует договор залога квартиры Регистрация договора залога недвижимого имущества в Росреестре Регистрация договора залога недвижимого имущества в Росреестре обязательна. Расскажем об основных понятиях и порядке регистрации залога по договору займа, допустимости […]
  • Как оформить опекунство над инвалидом 2 группы Виды и правила оформления пособий и льгот для опекунов над инвалидами 2 группы На сегодняшний день по всей территории Российской Федерации проживает немало опекунов, которые оформили опекунство над инвалидами 2 группы. Все они задаются […]