Приказ 818 о порядке осуществления административного надзора

Содержание:

Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818
«О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2012 г., 25 июня 2014 г., 29 марта 2017 г.

В целях реализации Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»* — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы**.

2. Начальникам подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации организовать изучение личным составом подчиненных подразделений требований настоящего Порядка и реализацию его положений.

3. ГИАЦ (Е.В. Мартынову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГУОООП (Ю.Н. Демидову) МВД России в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос и доложить предложения по организации учета лиц, указанных в подпункте 6.1 настоящего приказа, на федеральном и региональных уровнях (ИБД-Ф, ИБД-Р).

4. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГИАЦ (Е.В. Мартынову) МВД России, ФМС России (К.О. Ромодановскому) в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России и ФМС России по учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства, оформлению и выдаче паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации и за ее пределами.

5. ГУОООП МВД России (Ю.Н. Демидову) в срок до 1 сентября 2011 года подготовить и доложить согласованные с Минюстом России предложения о целесообразности издания межведомственного приказа, определяющего порядок взаимодействия и осуществления административного надзора территориальными органами МВД России и ФСИН России.

6. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

6.1. Обеспечить формирование оперативно-справочных учетов по лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор, а также освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение:

тяжкого или особо тяжкого преступления;

преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

6.2. Организовать проведение мероприятий по подготовке и направлению в судебные органы материалов, необходимых для установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы до 1 июля 2011 года и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 29 марта 2017 г. N 166 в подпункт 6.3 внесены изменения

6.3. Обеспечить взаимодействие в рамках реализации предоставленных полномочий с территориальными органами ФСИН России и судебными органами по вопросам осуществления административного надзора за лицами, указанными в подпункте 6.1 настоящего приказа.

6.4. Предусмотреть создание в пределах имеющейся штатной численности подразделений по организации и осуществлению административного надзора в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях***.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 июля 2011 г. N 818 г. Москва «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 августа 2011 г.

Регистрационный N 21672

В целях реализации Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [2] .

2. Начальникам подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации организовать изучение личным составом подчиненных подразделений требований настоящего Порядка и реализацию его положений.

3. ГИАЦ (Е.В. Мартынову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГУОООП (Ю.Н. Демидову) МВД России в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос и доложить предложения по организации учета лиц, указанных в подпункте 6.1 настоящего приказа, на федеральном и региональных уровнях (ИБД-Ф, ИБД-Р).

4. ГУОООП (Ю.Н. Демидову), ДИТСиЗИ (М.Л. Тюркину), ГИАЦ (Е.В. Мартынову) МВД России, ФМС России (К.О. Ромодановскому) в срок до 1 сентября 2011 года проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России и ФМС России по учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства, оформлению и выдаче паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации и за ее пределами.

5. ГУОООП МВД России (Ю.Н. Демидову) в срок до 1 сентября 2011 года подготовить и доложить согласованные с Минюстом России предложения о целесообразности издания межведомственного приказа, определяющего порядок взаимодействия и осуществления административного надзора территориальными органами МВД России и ФСИН России.

6. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

6.1. Обеспечить формирование оперативно-справочных учетов по лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор, а также освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение:

тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений;

умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

6.2. Организовать проведение мероприятий по подготовке и направлению в судебные органы материалов, необходимых для установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы до 1 июля 2011 года и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве преступлений.

6.3. Обеспечить взаимодействие в рамках реализации предоставленных полномочий с территориальными органами ФСИН России, ФМС России и судебными органами по вопросам осуществления административного надзора за лицами, указанными в подпункте 6.1 настоящего приказа.

6.4. Предусмотреть создание в пределах имеющейся штатной численности подразделений по организации и осуществлению административного надзора в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях [3] .

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

генерал армии Р. Нургалиев

[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2011, далее — «Федеральный закон».

[2] Далее — «Порядок».

[3] За исключением линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

1. Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [1] , разработан в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [2] .

2. Порядок регулирует осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы [3] , установленных судом административных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

3. Административный надзор осуществляется подразделениями по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора [4] , управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» [5] в целях предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и иных правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

4. Административный надзор осуществляется территориальными органами путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства или пребывания установленных судом административных ограничений [6] и выполнением ими предусмотренных Федеральным законом обязанностей [7] .

5. В осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации [8] ; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации [9] на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

6. Начальник территориального органа, организуя мероприятия по осуществлению административного надзора:

6.1. Дает поручения руководителю подразделения по надзору или иным должностным лицам о заведении дела административного надзора (приложения N 1 и N 2) и его регистрации в отношении лица, проживающего (пребывающего) на территории обслуживания территориального органа, либо пребывающего к месту жительства (пребывания) на территорию обслуживания территориального органа при поступлении судебного решения об установлении указанному лицу административного надзора.

6.2. Поручает руководителю подразделения по надзору или иным должностным лицам проведение необходимых мероприятий по организации и осуществлению административного надзора в отношении поднадзорных лиц, проживающих (пребывающих) на территории обслуживания территориального органа.

Утверждает график прибытия по решению суда поднадзорного лица в территориальный орган на регистрацию (приложение N 3).

6.3. Проверяет не реже одного раза в квартал ведение дел административного надзора и делает соответствующие записи в листе проверки (приложение N 4).

6.4. Направляет при наличии достаточных оснований на рассмотрение в суд заявления об установлении, продлении срока административного надзора (приложения N 5, N 6 и N 7) либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

6.5 Принимает решение о прекращении административного надзора в отношении поднадзорного лица (приложение N 8) в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона.

6.6. Дает разрешение при поступлении уведомления от поднадзорного лица на его пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства (пребывания), на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, установленными частью 3 статьи 12 Федерального закона.

6.7. Принимает решение о возбуждении уголовного дела, предусмотренного статьей 314 [1] Уголовного кодекса Российской Федерации [10] , и осуществлении в установленном порядке розыска подозреваемого в совершении преступления, в случае выявления фактов уклонения поднадзорного лица от административного надзора.

7. Сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора:

7.1. Заводят по поручению начальника территориального органа дела административного надзора, регистрируют их в установленном порядке. Ведут учет поднадзорных лиц, организуют работу по осуществлению наблюдения за ними в течение срока административного надзора.

7.2. Запрашивают дело административного надзора в случае непоступления из территориального органа, с территории обслуживания которого к месту жительства (пребывания) прибыло поднадзорное лицо.

В случае непоступления копии решения суда из исправительного учреждения, инициировавшего установление административного надзора, запрашивают ее из указанного исправительного учреждения.

7.3. Информируют в течение одного рабочего дня о постановке на учет в территориальном органе поднадзорного лица участкового уполномоченного полиции, на территории обслуживания которого будет проживать (пребывать) данное лицо, сотрудников строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, ДПС ГИБДД; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, дежурных частей территориальных органов, а также сотрудников полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (приложение N 9) для участия в рамках компетенции в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами установленных судом административных ограничений и исполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

7.4. Вносят соответствующие сведения о прибытии поднадзорного лица в маршрутный лист (приложение N 10), заверяют печатью (штампом) территориального органа и приобщают к материалам дела административного надзора. При изменении поднадзорным лицом места жительства (пребывания) выдают маршрутный лист и письменно информируют об этом территориальные органы по месту его прибытия.

7.5. Вызывают поднадзорное лицо в территориальный орган, получают от него объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения возложенных Федеральным законом обязанностей.

7.6. Запрашивают ежемесячно необходимую информацию и материалы (приложение N 11) по фактам привлечения поднадзорных лиц к административной ответственности в информационных центрах и подразделениях по исполнению административного законодательства территориальных органов. При наличии доступа к информационным базам (банкам) данных регионального уровня получают такую информацию самостоятельно.

7.7. Докладывают рапортом на имя начальника территориального органа предложения для принятия решения о подготовке и направлении в суд заявления о продлении срока административного надзора в случае установления фактов привлечения поднадзорных лиц к административной ответственности за правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

При необходимости докладывают рапортом начальнику территориального органа предложения о дополнении ранее установленных в отношении поднадзорного лица административных ограничений.

7.8. Готовят рапорта на имя начальника территориального органа о необходимости установления административного надзора за лицами, в отношении которых судом может быть установлен административный надзор, а также соответствующие заявления в суд.

К заявлениям прилагаются материалы в соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [11] .

7.9. Заводят после принятия судебного решения и регистрируют дела административного надзора, вносят сведения о поднадзорных лицах в журнал учета лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены административные ограничения (приложение N 12), в течении трех рабочих дней составляют информационные карточки на поднадзорных лиц (приложение N 13), которые направляются для учета в информационный центр и дежурную часть территориального органа.

7.10. Направляют дополнительно информационные карточки в подразделения, указанные в подпункте 7.9 Порядка, в случае изменения места жительства или пребывания, паспортных и других данных поднадзорного лица.

7.11. Заполняют сторожевые листки (приложение N 14) на поднадзорных лиц для направления в управления, отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

7.12. Вносят записи в регистрационный лист (приложение N 15), выдают поднадзорному лицу под роспись копию утвержденного начальником территориального органа графика прибытия по решению суда поднадзорного лица в территориальный орган для регистрации.

7.13. Проводят с поднадзорным лицом во время постановки на учет профилактическую беседу, в ходе которой разъясняют его права и обязанности и предупреждают об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и невыполнение предусмотренных Федеральным законом обязанностей. При этом ему под роспись вручают соответствующее предупреждение (приложение N 16), второй экземпляр которого приобщается к материалам дела административного надзора.

В случае отказа поднадзорного лица от подписи текст предупреждения зачитывается ему вслух в присутствии двух понятых, о чем в предупреждении делается соответствующая запись.

7.14. Реализуют мероприятия за выполнением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений.

7.15. Подготавливают необходимые материалы и заявление в суд о продлении срока административного надзора либо его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений в соответствии с требованиями статей 261.5 и 261.6 ГПК.

7.16. Направляют по решению начальника территориального органа дело административного надзора в территориальный орган по новому месту жительства (пребывания) поднадзорного лица, оформляют ему маршрутный лист.

7.17. Докладывают рапортом начальнику территориального органа об окончании срока осуществления административного надзора за поднадзорным лицом, после чего материалы списываются в дело и сдаются в архив.

7.18. Взаимодействуют в целях обеспечения эффективного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также другими организациями, общественными объединениями и гражданами.

7.19. Анализируют эффективность проводимой профилактической работы с поднадзорными лицами, вносят предложения начальнику территориального органа по ее совершенствованию.

8. Участковые уполномоченные полиции, участвуя в осуществлении административного надзора:

8.1. Вносят сведения о поднадзорных лицах в паспорт на административный участок.

8.2. Осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику территориального органа о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнения, возложенных на них Федеральным законом обязанностей, возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора.

8.3. Проводят с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получают от них объяснения в устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения ими установленных судом административных ограничений и невыполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей.

Информация по результатам проведенных бесед и мероприятий по осуществлению административного надзора с поднадзорным лицами вносится в анкеты и листы учета профилактических мероприятий (приложения N 17 и N 18).

8.4. Запрашивают в целях получения сведений о поведении поднадзорного лица информацию по месту работы и (или) месту его жительства (пребывания).

8.5. Вносят записи в маршрутный лист о поведении поднадзорного лица по окончании срока его временного пребывания на обслуживаемом административном участке.

8.6. Знакомятся с записями в маршрутном листе по возвращении поднадзорного лица к месту жительства (пребывания), делают в нем отметки о прибытии и приобщает к делу административного надзора.

8.7. Докладывают начальнику территориального органа о фактах неприбытия поднадзорного лица в установленный срок к избранному месту жительства (пребывания), убытия с места жительства (пребывания) без разрешения территориального органа либо невозвращения поднадзорного лица к установленному сроку без уважительных причин к месту жительства (пребывания), принимают меры к установлению его места нахождения.

8.8. При выявлении фактов проживания (пребывания) на обслуживаемых административных участках поднадзорных лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не прибывших без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному ими месту жительства (пребывания), а равно лиц, самовольно оставивших место жительства (пребывания), в целях уклонения от административного надзора, обеспечивают их задержание и доставление в территориальные органы.

8.9. Посещают поднадзорных лиц по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого этим лицам запрещено пребывание вне указанных помещений [12] .

8.10. Оформляют актом результаты посещения поднадзорного лица по месту жительства (пребывания) (приложение N 19).

После составления акта и подписания его лицами, принимавшими участие в посещении, знакомят с ним под роспись поднадзорное лицо (в случае нахождения по месту жительства (пребывания).

8.11. Проводят по указанию начальника территориального органа сбор материалов в отношении лиц, уклоняющихся от административного надзора, до передачи материалов в специализированное подразделение дознания.

8.12. Взаимодействуют с оперативными дежурными дежурных частей территориальных органов, сотрудниками полиции строевых подразделений патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и ДПС ГИБДД, подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, сотрудниками полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны поднадзорных лиц.

9. Оперативные дежурные дежурных частей территориальных органов:

9.1. Доводят заступающим нарядам полиции информацию о поднадзорных лицах.

9.2. Производят отметку о прибытии в маршрутном листе или листе регистрации при обращении в дежурную часть поднадзорного лица в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, о чем информируют в течении дежурных суток сотрудников подразделения по надзору или иных должностных лиц.

9.3. Информируют территориальные органы по месту жительства (пребывания) поднадзорных лиц о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

9.4. Принимают меры к задержанию поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора и скрывающих от органов дознания, незамедлительно информируют территориальные органы, осуществляющие административный надзор либо территориальные органы, на территорию которых должен был прибыть поднадзорный для проживания (пребывания), о задержании.

10. Сотрудники линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, линейных отделений, пунктов полиции, участвуя в осуществлении административного надзора:

10.1. Информируют в трехдневный срок территориальные органы по месту жительства (пребывания) поднадзорных лиц о привлечении их к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность.

10.2. Осуществляют при обнаружении среди пассажиров лиц, находящихся под административным надзором, проверки законности их пребывания (следования) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

10.3. Доставляют, не нарушая расписания движения транспорта, поднадзорных лиц, допустивших нарушения установленных судом административных ограничений, в ближайший линейный отдел, отделение МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

10.4. Принимают меры к задержанию поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора или скрывающихся от органов дознания, незамедлительно информируют о задержании территориальные органы, осуществляющие административный надзор либо территориальные органы, на территорию которых должен был прибыть поднадзорный для проживания (пребывания).

11. Сотрудники полиции, уполномоченные осуществлять оперативно-разыскную деятельность в пределах предоставленных полномочий:

11.1. Принимают участие в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом и обязанностей, возложенных на них Федеральным законом.

11.2. Осуществляют по указанию начальника территориального органа сбор информации для установления места нахождения поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора.

11.3. Осуществляют в установленном порядке розыск поднадзорных лиц, подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного статьей 314 [1] УК.

12. Сотрудники иных подразделений при выполнении возложенных на них функций в случаях выявления нарушений поднадзорным лицом, установленных судом административных ограничений и обязанностей, возложенных Федеральным законом, доставляют их в территориальный орган для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

[1] Далее — «Порядок».

[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2011, далее — «Федеральный закон».

[3] Далее — «поднадзорные лица».

[4] Далее — «подразделения по надзору или иные должностные лица».

[5] Далее — «территориальные органы».

[6] Часть 1 статьи 4 Федерального закона.

[7] Части 1, 2 статьи 11 Федерального закона.

[8] Далее — «ДПС ГИБДД».

[9] Далее — «МВД России».

[10] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 15, ст. 2039, далее — «УК».

[11] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2011, N 15, ст. 2039, далее — «ГПК».

[12] Пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона.

О внесении изменений в приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Внесены изменения в приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 (зарегистрирован в Минюсте России 19 августа 2011 г., регистрационный № 21672) и утвержденный им Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусматривающие действия по информированию территориальными органами МВД России на районном уровне территориальных органов ФСИН России о поднадзорном лице, осужденном к лишению свободы за совершение в период нахождения под административным надзором преступления и направленном к месту отбывания наказания.

Уточнены полномочия должностных лиц территориальных органов МВД России при осуществлении административного надзора.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

В результате изучения данной главы студент (курсант) должен:

знать сущность административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; основания и порядок установления, продления и прекращения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; полномочия сотрудников органов внутренних дел при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; основные права и обязанности поднадзорного лица;

уметь работать с ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими осуществление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; оформлять документы, необходимые для установления, осуществления, продления и прекращения административного надзора; отслеживать соблюдение поднадзорными лицами установленных судом административных ограничений и выполнение ими предусмотренных федеральным законом обязанностей; проводить с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу; организовывать и осуществлять взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел, государственными и муниципальными органами, а также должностными лицами при производстве административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

владеть навыками применения положений законодательства, регламентирующего осуществление сотрудниками органов внутренних дел административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел, играет важную роль в деле профилактики административных правонарушений и преступлений, которые могут совершить лица, освобожденные из мест лишения свободы. Особое значение в содержании административного надзора отводится профилактике рецидивной преступности, что, соответственно, и нашло отражение в Федеральном законе от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).

Административный надзор осуществляется территориальными органами внутренних дел за отдельными категориями граждан, прибывших

из мест лишения свободы. Административный надзор устанавливается с целью защиты государственных и общественных интересов.

Правовым основанием применения этой меры административного принуждения являются Закон об административном надзоре, а также целый ряд нормативных правовых актов, а именно: Конституция РФ, УК РФ, УИК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», приказ МВД России от 30.06.2012 № 657 «О внесении изменений в Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818».

Согласно п. 3 и 5 Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административный надзор осуществляется:

• подразделениями по организации и осуществлению административного надзора;

• должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора, управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, УМВД России на комплексе «Байконур».

В осуществлении административного надзора принимают участие:

– участковые уполномоченные полиции;

– сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, ДПС ГИБДД МВД России;

– сотрудники подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность;

– сотрудники дежурных частей территориальных органов;

– сотрудники полиции линейных управлений, отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Административный надзор применяется не ко всем лицам, освобожденным из мест лишения свободы, а лишь к определенной категории лиц, под которую подпадают:

1) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, т.е. лица, совершившие умышленные деяния, за которые предусмотрено соответственно максимальное наказание, не превышающее 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ), или наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ);

2) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, т.е. лица, совершившие умышленные преступления, при этом имеется судимость за ранее совершенные этими лицами умышленные преступления (ст. 18 УК РФ);

3) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленных преступлений в отношении несовершеннолетних, т.е. лица, совершившие умышленное деяние независимо от тяжести в отношении несовершеннолетних (под данную категорию подпадают не только педофилы, но и лица, совершившие любые преступления в отношении несовершеннолетних).

Обращаем внимание, что в отношении данной категории лиц административный надзор устанавливается только при наличии следующих оснований’.

если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

– если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два административных правонарушения и более против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) па здоровье населения и общественную нравственность;

4) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, т.е. лица, совершившие в отношении несовершеннолетних преступления, предусмотренные гл. 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»;

5) совершеннолетние лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае административный надзор устанавливается независимо от наличия каких-либо оснований, лицо подпадает под признаки ч. 2 и 3 ст. 18 УК РФ.

Согласно положениям ст. 3 Закона об административном надзоре и ст. 173.1 УИК РФ административный надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте и достигших 18 лет к моменту или после освобождения из мест лишения свободы.

Применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории РФ на законных основаниях [1] .

Таким образом, при установлении административного надзора необходимо наличие следующих условий:

1) факта совершеннолетия лица;

2) факта освобождения лица из мест лишения свободы;

3) неснятой или непогашенной судимости.

Обращаем внимание на то, что лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы, согласно ст. 79 УК РФ считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы. В случае уклонения лица от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении, а также при совершении им административного правонарушения или преступления до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания, условно-досрочное освобождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания. При этом административный надзор к данному лицу не может быть применен до истечения срока оставшейся не отбытой части наказания. По истечении срока оставшейся не отбытой части наказания административный надзор может быть установлен на общих основаниях.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел. По делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, заявление подается в суд по местонахождению исправительного учреждения.

При этом по делам об установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене административных ограничений за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о дополнении ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений, заявление подается в суд по месту жительства или пребывания этих лиц.

Администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

В отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, орган внутренних дел обращается с заявлением об установлении административного надзора в суд по месту жительства или пребывания лица не позднее, чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.

Сотрудники территориального органа внутренних дел при подготовке материалов в суд об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, запрашивают следующие документы:

– у суда, постановившего приговор, – о направлении копии приговора;

– у исправительного учреждения – о предоставлении характеризующих лицо документов и материалов, а также иные документы, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела в суде.

В свою очередь, на поступивший запрос администрация исправительного учреждения в течение 10 дней обязана направить в территориальный орган внутренних дел копию приговора суда и характеристику на лицо, освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В случае установления административного надзора за лицом, освободившимся из мест лишения свободы и отбывающим наказание в виде ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, а также состоящим на учете в уголовно-исполнительной инспекции в связи с применением судом отсрочки отбывания наказания по основаниям и в порядке, определенным федеральным законом, территориальные органы внутренних дел в течение трех дней информируют уголовно-исполнительные инспекции о подаче в суд заявления.

Начальник территориального органа внутренних дел направляет при наличии достаточных оснований на рассмотрение в суд заявления об установлении, продлении срока административного надзора либо о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

В заявлении об установлении административного надзора указываются:

– наименование суда, в который подастся заявление;

– наименование органа, подающего заявление; местонахождение данного органа;

– Ф. И. О. лица, в отношении которого подается заявление, место жительства (пребывания) данного лица;

– основания подачи заявления;

– обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу;

– предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений;

– перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении органа внутренних дел указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора (приобщается характеристика лица).

К заявлению прилагаются копия приговора суда и копии иных судебных постановлений о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, а также документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

Заявление, иные документы и материалы (приложение к заявлению) представляются в суд в подлиннике или в форме, надлежащим образом заверенной копии в двух экземплярах (один пакет документов вручается лицу, в отношении которого подано заявление). Дополнительный пакет документов подготавливается для прокурора.

Заявление исправительного учреждения или органа внутренних дел должно быть подписано его начальником или руководителем либо иным уполномоченным лицом.

В случае необходимости суд может затребовать иные документы и материалы.

При рассмотрении дела об установлении административного надзора должны учитываться следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

• наличие у лица непогашенной либо неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

• признание лица в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

• совершение лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений, предусмотренных гл. 6, 19 и 20 КоАП РФ;

• наличие у лица непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления, предусмотренного гл. 18 УК РФ, в отношении несовершеннолетнего лица, за преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично. При рассмотрении дела присутствие лица, в отношении которого подано заявление, представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, а также прокурора является обязательным. Однако неявка в судебное заседание заявителя, прокурора, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

Иными словами, необходимым условием рассмотрения дела об административном надзоре в суде является обязательное присутствие (участие) лица, в отношении которого подано заявление. На практике нередки случаи, когда такое лицо уклоняется от явки в суд. Возможность осуществления привода в судебное заседание лица, в отношении которого подано заявление, федеральным законодательством не оговорена.

Суд вправе обязать орган внутренних дел, обратившийся с соответствующим заявлением, обеспечить явку лица, в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора, в судебное заседание.

Отметим, что обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе, т.е. на представителях исправительного учреждения или органа внутренних дел. В случае рассмотрения дела о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений, обязанность доказывания возлагается и на поднадзорное лицо (его представителя). В предмет доказывания по делам данной категории не входят законность и обоснованность постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановления по делам об административных правонарушениях, послуживших основанием для обращения в суд с заявлением об установлении административного надзора.

Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. При этом суд вправе установить одно или несколько административных ограничений, а также иные ограничения, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, но предусмотренные федеральным законодательством.

При определении ограничений необходим индивидуальный подход к каждому лицу, в отношении которого устанавливается административный надзор.

Для наиболее эффективного обеспечения индивидуального профилактического воздействия необходимо принимать во внимание:

• труднодоступность и удаленность места жительства лица от территориального органа МВД России;

• возраст, семейное положение, образование лица;

• место и характер работы или учебы поднадзорного;

• судимость (судимости) лица, наличие преступных связей;

• поведение лица в местах лишения свободы и по месту жительства;

• склонности к злоупотреблению спиртными напитками, совершению административных правонарушений, а также другие обстоятельства, характеризующие личность поднадзорного.

Согласно ст. 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за пределы территории, установленные судом;

5) обязательная явка поднадзорного от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Запрещается ставить поднадзорное лицо в условия невозможности соблюдения установленных ограничений, например, устанавливать запрет на выезд за пределы сельского поселения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, и одновременно обязывать его явкой для регистрации в территориальный орган МВД России, расположенный в ином населенном пункте. В то же время в исключительных случаях (в труднодоступной, удаленной местности) допускается с разрешения начальника территориального органа МВД России явка для регистрации в участковый пункт полиции по месту жительства поднадзорного лица [2] .

Обращаем внимание, что приведенный перечень административных ограничений является исчерпывающим и не подлежит расширению.

С установленными судом административными ограничениями поднадзорному лицу под роспись вручается соответствующее предупреждение, второй экземпляр которого приобщается к материалам дела административного надзора. Одновременно поднадзорному разъясняются правила административного надзора, права и обязанности, ответственность за нарушение правил и ограничений надзора, а также за самовольное оставление места жительства с целью уклонения от надзора.

В целях обеспечения права на апелляционное обжалование решения суда лицу, в отношении которого установлен административный надзор, направляются:

• копия соответствующего судебного постановления суда первой инстанции, не вступившего в законную силу, – в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме;

• копии определения суда о приостановлении или прекращении производства по делу либо об оставлении заявления без рассмотрения – не позднее чем через три дня со дня вынесения определения суда.

Решение по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, а определение – в течение 15 дней со дня его вынесения. Апелляционные жалобы и частные жалобы по делу об административном надзоре, согласно ч. 1 ст. 327, ч. 1 ст. 327.2 и ст. 333 ГПК РФ, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в суд апелляционной инстанции. Участие в заседании суда апелляционной инстанции лица, в отношении которого установлен административный надзор, необязательно при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного заседания.

В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается и срок административного надзора.

Итак, административный надзор устанавливается в отношении нижеперечисленных категорий граждан на следующие сроки:

1) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений – на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости;

2) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений – на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев в случае, если поднадзорное лицо в течение одного года совершает два и более административных правонарушения против порядка управления или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность.

Как уже отмечалось ранее, решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ.

Срок административного надзора исчисляется:

• со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания:

– в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условия, что лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

– в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, когда административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательством РФ;

• со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора – в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условия, что лицо совершает в течение одного года два административных правонарушения и более против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и (или) на здоровье населения и общественную нравственность;

• со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы – в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу.

После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, согласно и. 6 ст. 5 Закона об административном надзоре течение срока административного надзора продолжается.

  • [1] См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре».
  • [2] См.: Порядок организации работы территориальных органов МВД России с лицами, подпадающими под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: методические рекомендации / И. А. Зайцев [и др.]. М.: ВНИИ МВД России, 2013.

Еще по теме:

  • Закон о госслужбе с изменениями 2014 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской […]
  • Мировые судьи белгород развод Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив […]
  • Административные правонарушения учебники Административные правонарушения учебники Список литературы / Основания административной ответственности (автор: Виноградов Андрей Юрьевич) 1. Нормативно - правовые акты Конституция Российской Федерации //РГ от 25 декабря 1993 г. N […]
  • 256-фз материнский капитал с изменениями Закон 256 фз с изменениями Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ«О […]
  • Получение образования ребенком материнский капитал Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1713 “О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с […]
  • Уголовный кодекс российской федерации 2014 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации Вносится депутатами Государственной […]
  • Федеральный закон от 13061996 63-фз уголовный кодекс российской федерации Уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз ред от Уголовный кодекс (УК РФ) С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 […]
  • Минимальная оплата труда в рк Минимальная заработная плата (МЗП) с 2000 по 2018 год МЗП с 1 января 2014 года - 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 - 2016 годы» МЗП с 1 января 2012 года - 17 439 тенге Установлен […]