Председатель конституционный совет рк

Председатель конституционный совет рк

Конституционный Совет Республики Казахстан

Конституция Республики Казахстан 1995 года, принятая на всенародном референдуме, учредила вместо функционировавшего ранее Конституционного Суда новый государственный орган — Конституционный Совет, задачей которого является обеспечение верховенства Конституции на всей территории Республики.

Впервые попытка учреждения института конституционного надзора в Казахстане была предпринята в 1989 году, когда в Конституцию Казахской ССР 1978 года были внесены изменения и дополнения, предусматривавшие образование Комитета конституционного надзора. Однако как действующий орган названный Комитет так и не был создан. К вопросу о создании органа конституционного надзора наше государство вернулось вновь после обретения суверенитета. Конституционным законом Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О Государственной независимости Республики Казахстан» было установлено, что высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан. В соответствии с этими установками в 1992 году были вначале приняты законы «О Конституционном Суде Республики Казахстан» и «О конституционном судопроизводстве», а вслед за тем по представлению Президента Республики Н. А. Назарбаева на заседании Верховного Совета были избраны председатель и десять судей Конституционного Суда. В связи с принятием 30 августа 1995 года на республиканском референдуме новой Конституции Республики Казахстан и учреждением ею нового органа конституционного надзора Конституционного — Совета, в конце 1995 года Конституционный Суд Республики Казахстан был упразднен.

Основные положения правового статуса Конституционного Совета закреплены в самой Конституции Республики, которая новому органу посвятила самостоятельный раздел VI, расположенный после разделов «Президент», «Парламент», «Правительство» и перед разделом «Суды и правосудие». Более детально организация и деятельность Конституционного Совета регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года.

I. Состав и полномочия членов Конституционного Совета

В составе Совета 7 человек: Председатель и 6 членов. Председатель и два члена Совета назначены Президентом Республики, два Председателем Сената (верхней палаты Парламента Республики) и два Председателем Мажилиса (нижней палаты Парламента). Полномочия членов Совета длятся шесть лет. Но это не значит, что через каждые 6 лет состав Совета меняется полностью. Конституция закрепила преемственность, записав, что половина членов Совета обновляется каждые три года. Для обеспечения такой ротации в 1996 году три члена Совета были назначены на три года и в 1999 году они были замещены. Полномочия тех членов Совета, которые работают с 1996 года, заканчиваются в следующем году. И на их место придут новые люди, которые станут работать совместно с членами Совета, назначенными в 1999 году на шесть лет. Пожизненными членами Совета являются по праву экс-Президенты Республики Казахстан.

В декабре 2000 года Указом Президента Республики Казахстан Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан вместо безвременно ушедшего из жизни первого Председателя Юрия Алексеевича Кима назначен Хитрин Юрий Александрович, ранее занимавший должность Генерального прокурора Республики.

Членом Конституционного Совета может быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший ко дню назначения возраста не менее тридцати лет, проживающий на территории Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Предельный возраст пребывания в должности члена Конституционного Совета действующим законодательством не установлен.

Члены Конституционного Совета обладают особым статусом. Законом гарантируется неприкосновенность Председателя и членов Совета. В течение срока своих полномочий Председатель и члены Совета не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении Председателя и членов Совета может быть возбуждено только руководителем республиканского государственного органа, осуществляющего дознание и следствие. Надзор за соблюдением законности в ходе расследования дела осуществляется Генеральным прокурором Республики, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение Председателя и членов Совета к уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении Председателя и члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду Республики.

В течение срока полномочий члены Конституционного Совета несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только в случаях, предусмотренных законодательными актами, в частности Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан».

Деятельность Председателя и членов Совета по вопросам конституционного производства не подотчетна. Какое-либо вмешательство в их деятельность не допускается. Никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий. Для свободного и независимого рассмотрения Советом обращения, находящегося в производстве, никто не вправе испрашивать, а Председатель и члены Совета высказывать мнение или консультироваться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Совета, до вынесения по ним итогового решения. Члены Совета не вправе высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Совете в последующем.

Конституцией и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» установлены круг субъектов, имеющих право на обращение в Совет, и сфера его юрисдикции. Правом обращения в Конституционный Совет обладают: Президент Республики Казахстан, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министр, суды Республики.

Компетенция Конституционного Совета определена в статьях 72-74 Конституции Республики Казахстан. Она включает следующие полномочия:

1. Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики и депутатов Парламента, республиканского референдума.

2. Совет осуществляет контроль за конституционностью законодательных и иных нормативных правовых актов. В частности, проверяет конституционность принятых Парламентом законов до их подписания Президентом, а также рассматривает на предмет соответствия Конституции международные договоры Республики до их ратификации Парламентом.

3. Дает официальное толкование норм Конституции.

4. Дает заключение о соблюдении установленных конституционных процедур в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики.

5. Конституционный Совет рассматривает обращения судов в случаях, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет конституционные права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, Конституционный Совет ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности.

Конституционный контроль со стороны Конституционного Совета является пассивным. Это означает, что Совет рассматривает дела лишь при наличии обращения. Вместе с тем следует отметить, что в деятельности Конституционного Совета имеются и элементы активности. Так, уже принятое постановление по конкретному делу может быть истолковано Советом не только по ходатайству участников конституционного производства либо по ходатайству государственных органов и должностных лиц, но и по собственной инициативе. По собственной инициативе Совета возможен пересмотр решения в случаях, если Конституционный Совет установит, что:

1) изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение;

2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, неизвестные Конституционному Совету в момент принятия решения.

III. Юридическая сила решений Конституционного Совета

Решения Конституционного Совета являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат. Вместе с тем на решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Совета. При непреодолении возражений Президента решение Конституционного Совета считается непринятым.

Решения Конституционного Совета Республики Казахстан влекут за собой конкретные правовые последствия. Закон и международные договоры Республики, признанные неконституционными, не могут быть подписаны либо ратифицированы и введены в действие. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими конституционные права и свободы человека и гражданина, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Выборы Президента и депутатов Парламента, республиканский референдум, признанные Конституционным Советом не соответствующими Конституции, объявляются недействительными.

В соответствии с Конституцией и Указом Президента Республики Казахстан о Конституционном Совете нормативные постановления Конституционного Совета признаются частью действующего права и по своей юридической силе не уступают законам, поскольку могут отменить полностью или частично любой противоречащий Конституции закон (в том числе конституционный) и иной нормативный правовой акт.

За пятилетний срок деятельности Конституционным Советом было рассмотрено около 100 обращений. Субъектами обращений в Конституционный Совет выступали: Президент Республики Казахстан — 11 раз, Председатель Сената — 7, Председатель Мажилиса — 13, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента — 14, Премьер-министр — 10, суды Республики — 37.

В деятельности Конституционного Совета особое место занимает рассмотрение на соответствие Конституции законов, принятых Парламентом до их подписания Президентом Республики. Данная функция Конституционного Совета способствует совершенствованию национального законодательства. Уже в первый год своей деятельности Советом было рассмотрено два обращения о конституционности принятых Парламентом законов. Одно из обращений в Конституционный Совет поступило от Президента Республики Казахстан на предмет соответствия Конституции Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР». Изменения пенсионного закона, особенно в части увеличения пенсионного возраста, вызвали неоднозначную реакцию как парламентариев, так и населения страны, что и явилось поводом для обращения Президента Республики на предмет соответствия этого закона Конституции. При вынесении своего решения Конституционный Совет исходил из того, что норм ни о пенсионном возрасте, ни о минимальном размере пенсии в Конституции не имеется. Эти вопросы регулируются текущим законодательством. Несоответствия Конституции в данном законе выявлено не было, в связи с чем изменения и дополнения в пенсионное законодательство были признаны конституционными.

Вместе с тем некоторые законы, принятые Парламентом, Конституционный Совет признал не соответствующими Конституции. Так, Конституционным Советом было рассмотрено поступившее обращение Президента Республики Казахстан о соответствии Конституции Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника, пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении трудовых (служебных) обязанностей», принятого Парламентом, но не подписанного Президентом Республики Казахстан. Конституционный Совет признал неконституционной норму, согласно которой Правительству путем принятия подзаконного акта предоставлялось право определения оснований отказа в выплате страхового возмещения работнику. В своём постановлении Совет указал, что согласно статье 61 Конституции рассматриваемые правоотношения регулируются не постановлениями Правительства, а законами, издаваемыми Парламентом страны.

Другой пример. Рассмотрев на соответствие Конституции принятый Парламентом Закон «О языках в Республике Казахстан», Конституционный Совет указал, что закрепленное в статье 8 данного Закона положение «языком работы делопроизводства государственных органов, организаций, органов местного самоуправления Республики Казахстан является государственный язык, при необходимости, наравне с государственным официально употребляется русский язык» не соответствует пункту 2 статьи 7 Конституции Республики, так как содержащееся в статье 8 Закона словосочетание «при необходимости» корректирует конституционную норму о том, что «наравне с казахским официально употребляется русский язык». При новом рассмотрении Парламентом Закона «О языках в Республике Казахстан» указанное несоответствие с Конституцией было устранено.

За истекшие годы в Конституционный Совет с просьбой о проверке соответствия Конституции принятых Парламентом, но ещё не подписанных Президентом Республики законов обращались Премьер-министр Республики, Председатели Палат Парламента, группы депутатов (как предусмотрено Конституцией — в количестве не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента). Кроме упомянутых выше, Конституционный Совет проверил соответствие Конституции целого ряда других законов, в том числе Гражданского Кодекса (особенная часть), законов «О торгово-промышленных палатах», «Об аудиторской деятельности», «О карантине растений», «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных».

При соблюдении конституционной законности важное значение имеет единообразное установление смысла и содержания норм Конституции. Дача официального толкования, являясь исключительной прерогативой Конституционного Совета, обеспечивает их правильное понимание и применение всеми гражданами и органами власти, исключает произвольное трактование Конституции. За пятилетний срок деятельности Советом было рассмотрено более 40 обращений по вопросам официального толкования норм Конституции. В ходе избирательной кампании по выборам Президента Республики Казахстан, состоявшимся в январе 1999 года, в Совет поступило обращение, в котором содержалась просьба дать толкование нормы пункта 2 статьи 41 Конституции в части слов «свободно владеющий государственным языком». Совет указал, что вышеуказанные слова означают: «умение грамотно читать, писать, легко, без затруднения излагать свои мысли и публично выступать на казахском языке». Уровень свободного владения кандидатом в Президенты Республики Казахстан языком определяется лингвистической комиссией, образуемой постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. Также Конституционным Советом были даны официальные толкования норм Конституции, касающихся порядка формирования и сроков функционирования Палат Парламента, а также требований, предъявляемых к кандидатам в депутаты высшего представительного органа Республики. В октябре 1998 года в Конституцию Республики были внесены изменения и дополнения, которые коснулись сроков полномочий Парламента: если раньше срок полномочий Парламента составлял четыре года и был единым для обеих Палат, теперь же по внесении изменений и дополнений в Конституцию он составляет для Сената — шесть лет, Мажилиса — пять лет. В связи с этим у парламентариев возник ряд вопросов в части срока полномочий действовавших на тот момент депутатов Парламента, а также сроков ротации половины депутатов Сената. Конституционный Совет по поступившим обращениям принял решения, в которых были даны исчерпывающие ответы на возникшие вопросы.

Существенное место в деятельности Конституционного Совета занимает рассмотрение представлений судов общей юрисдикции, направляемых ими на основании положений статьи 78 Конституции, которая гласит: суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Рассматривая обращения судов о признании неконституционным нормативного правового акта, подлежащего применению, Конституционный Совет осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина опосредованно через признание акта или его части не соответствующим Конституции. Примером тому может служить признание Конституционным Советом части 2 статьи 280 и части 1 статьи 288 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях неконституционными. Названные нормы КоАП Казахской ССР, ограничивающие право обжалования и опротестования постановления судьи по делу об административном правонарушении, лишали лицо, привлеченное к административной ответственности, возможности осуществить свое право на судебную защиту, предоставленное ему Конституцией Республики Казахстан.

Конституционный Совет Республики Казахстан, рассмотрев указанное обращение, нашел, что конституционное положение о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод (пункт 2 статьи 13 Конституции) включает и право на судебное обжалование решений и действий, которые повлекли нарушение закона и ущемление прав и свобод человека и гражданина. При этом право на судебную защиту относится к числу конституционных прав, не подлежащих ограничению (пункт 3 статьи 39 Конституции). Порядок и объем реализуемых прав на судебную защиту регламентирует процессуальное законодательство. Поэтому норма части 2 статьи 280 КоАП Казахской ССР была признана не соответствующей конституционному положению, согласно которому каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Кроме того, Конституционный Совет указал, что признание постановления районного (городского) суда (судьи) о наложении административного взыскания окончательным и не подлежащим обжалованию не соответствует и нормам статей 75, 76 Конституции Республики Казахстан, устанавливающим систему и основные полномочия судебных органов. Исходя из вышеизложенного, Конституционный Совет признал часть 2 статьи 280 КоАП Казахской ССР неконституционной.

Количество обращений судов сравнительно невелико. Объясняется это, конечно, не высоким качеством самих законов и подзаконных актов, а скорее некоторой инертностью судов, а также тем обстоятельством, что до недавнего времени они находились под эгидой исполнительной власти (Министерства юстиции), которая оспаривание её актов могла воспринять как некую конфронтацию со стороны суда с вытекающими отсюда последствиями. Осенью истекшего года Указом Президента Республики Казахстан от 4 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы Республики Казахстан» образован Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде Республики, которому переданы функции по материально-техническому и иному обеспечению деятельности судов, осуществляемые ранее Министерством юстиции. В связи с этим можно ожидать, что впредь суды при решении вопроса об обращении в Конституционный Совет не будут, как прежде, оглядываться на исполнительную власть и будут чаще обращаться в Конституционный Совет.

V. Иные полномочия

К иным полномочиям Конституционного Совета можно отнести:

— направление Парламенту страны ежегодных посланий о состоянии конституционной законности в стране;

— предоставление информации Президенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране.

Действующее законодательство Республики предоставляет Конституционному Совету право истолкования своих решений по собственной инициативе либо по ходатайству участников конституционного производства, а также государственных органов и должностных лиц. За пятилетний срок деятельности Конституционного Совета поступило два обращения об истолковании его постановлений, одно из которых исходило от Министерства юстиции, другое — от Верховного Суда. В ходатайстве Министерства юстиции об истолковании постановления Конституционного Совета, вынесенного по вопросу о неконституционности одной из статей «Положения об адвокатуре Казахской ССР», фактически содержалась просьба об официальном толковании не норм Конституции, а нормы текущего законодательства, что не входит в компетенцию Конституционного Совета. В связи с этим Советом было принято решение об отклонении ходатайства Министерства юстиции ввиду отсутствия оснований для вынесения дополнительного решения.

Ходатайство Верховного Суда об истолковании постановления Конституционного Совета Республики Казахстан «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» от 6 марта 1997 года было рассмотрено в части, поскольку некоторые вопросы, поставленные в ходатайстве, выходили за рамки действительного смысла и содержания указанного постановления и в силу чего не могли быть рассмотрены Конституционным Советом.

Пятилетняя деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан показала, что этот орган стал важным инструментом обеспечения конституционной законности в Республике, занял подобающее место в государственном механизме Казахстана.

Раздел VI Конституционный Совет

Статья 71

1. Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

2. Председатель Конституционного Совета назначается Президентом Республики, и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим.

3. Два члена Конституционного Совета назначаются Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются соответственно Сенатом и Мажилисом.

Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

4. Должность Председателя и члена Конституционного Совета несовместимы с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождение в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

5. Председатель и члены Конституционного Совета в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

6. Организация и деятельность Конституционного Совета регулируются конституционным законом.

Сноска. Статья 71 с изменениями, внесенными Законами РК от 21.05.2007 N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования).см. постановления Конституционного Совета РК от 30.01.2003 N 10; от 16.03.2011 № 3.

Статья 72

1. Конституционный Совет по обращению Президента Республики Казахстан, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-Министра:

1) решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики, депутатов Парламента и проведения республиканского референдума;

2) рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики;

2-1) рассматривает на соответствие Конституции Республики принятые Парламентом и его Палатами постановления;

3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции;

4) дает официальное толкование норм Конституции;

5) дает заключения в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 47 Конституции.

2. Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных подпунктом 10-1)статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции.

Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 3 июля 2000 г. 15/2; постановление Конституционного Совета РК от 13 декабря 2001 г. N 19/2. Статья 72 с изменениями, внесенными Законами РК от 21 мая 2007 г. N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 10.03.2017 № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 73

1. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпункте 1) пункта 1 статьи 72 Конституции, вступление в должность Президента, регистрация избранных депутатов Парламента либо подведение итогов республиканского референдума приостанавливаются.

2. В случае обращения в Конституционный Совет по вопросам, указанным в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 72 Конституции, течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается.

3. Конституционный Совет выносит свое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства.

4. Исключен Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 73 с изменением, внесенным Законом РК от 10.03.2017 № 51-VI (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 74

1. Законы и международные договоры, признанные несоответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие.

2. Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.

3. Решения Конституционного Совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат.

Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 13 декабря 2001 г. N 19/2. Статья 74 с изменениями, внесенными Законами РК от 21 мая 2007 г. N 254 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 10.03.2017 № 51-VI(вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Председатель и члены Конституционного Совета

Мами Кайрат Абдразакулы

Председатель Конституционного Совета

Указом Президента Республики Казахстан от 11 декабря 2017 года Кайрат Абдразакулы Мами назначен Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан.

Мами Кайрат Абдразакулы родился 9 мая 1954 г. в Алма-Атинской области.

Женат, имеет двух дочерей и сына.

Окончил юридический факультет КазГУ имени С.М. Кирова (1981). Судья высшего квалификационного класса (2002), государственный советник юстиции 1 класса (2010), д.ю.н., профессор.

Работал судьей, заместителем председателя и председателем Гурьевского (Атырауского) областного суда (1981-1990), членом Верховного Суда КазССР (1990-1993), председателем Алма-Атинского городского суда (1993-1995). Возглавлял Коллегию по уголовным делам Верховного Суда РК (1995-1999). Исполнял обязанности Председателя Верховного Суда РК (1996). Занимал посты вице-министра юстиции РК, заведующего Государственно-правовым отделом — заместителя Руководителя Администрации Президента РК (1999-2000).

С 2000 г. – Председатель Верховного Суда РК.

С 2009 г. – Генеральный Прокурор РК.

С 2011 г. – Председатель Сената Парламента РК.

В 2013 г. – вновь был назначен Председателем Верховного Суда РК.

Являлся сопредседателем Совета председателей высших арбитражных и общих судов СНГ, членом Пленума Экономического Суда СНГ, Всемирной ассоциации юристов, председателем Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества.

Под его руководством разработаны Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», законы «О Высшем Судебном Совете РК», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О третейских судах», «О прокуратуре», «О правоохранительной службе» и нормативные постановления Верховного Суда по актуальным вопросам правоприменительной практики судов.

Принимал непосредственное участие в разработке законодательных актов и внедрении в практику норм, связанных с судебным санкционированием, а также созданием специализированных экономических, ювенальных судов и суда присяжных заседателей.

Являясь Генеральным Прокурором РК, обеспечил повышение качества деятельности правоохранительной системы. Инициировал создание Казахстанской Ассоциации прокуроров, которая в настоящее время является полноправным членом Международной Ассоциации прокуроров.

Результатом его научных изысканий, основанных на многолетнем судейском опыте, стало издание шести монографий, более десятка научных работ, связанных с формированием и становлением судебной системы и судебной власти в Казахстане.

Награжден орденами «Парасат» (2003), «Барыс» II степени (2011), «Барыс» I степени (2016), юбилейными медалями «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 10 жыл» (2001), «Қазақстан Конституциясына 10 жыл» (2005), «Қазақстан Республикасының Парламентіне 10 жыл» (2006), «Астананың 10 жылдығы» (2008), «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 20 жыл» (2011), «МПА СНГ. 20 лет» (2012), «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 25 жыл» (2016).

Удостоен почетного звания «Құрметті судья», а также нагрудных знаков «Үш би», ведомственных медалей «Сот жүйесінің құрметті қызметкері» («Почетный работник судебной системы»), «Мінсіз қызметі үшін» («За безупречную службу»).

По итогам ежегодного республиканского конкурса «Политик года», К. Мами назван самым компетентным политиком (2008).

В настоящее время — Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан.

Даулбаев Асхат Кайзуллаевич

Родился 22 ноября 1962 года в городе Актобе, Казахской ССР.

Окончив среднюю школу, стал рабочим в производственном объединении «Динамо».
С 1981 по 1983гг. служил в Вооруженных силах СССР.

После окончания срока службы поступил на судебно-прокурорский факультет Свердловского юридического института.

В 1987 году с отличием окончил его, по распределению был направлен в органы прокуратуры Казахстана. Работал стажером, следователем, помощником и старшим помощником прокурора Октябрьского района города Алматы.

С 1990 года — заместитель прокуроров ряда районов Алматы, а также исполнял обязанности прокурора района.

В 1992 году назначен начальником отдела общего надзора и членом коллегии прокуратуры города Алматы.

1994 год — заместитель председателя Арбитражного суда Алматы, начальник управления общего надзора Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

1997 год — вице-министр юстиции Республики Казахстан, председатель Квалификационной коллегии юстиции.

1999 год — вице-президент — главный административный директор ОАО «Казахтелеком». В этом же году избран депутатом Мажилиса Парламента, возглавлял постоянную комиссию по правовым вопросам в межпарламентской ассамблее СНГ и депутатскую группу по вопросам судебно-правовой реформы «Адилет».

С января 2001 по апрель 2011 гг. — заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан.

С апреля 2011 по апрель 2016 гг.- Генеральный Прокурор Республики Казахстан.

Постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 27 апреля 2016 года № 34-VI ПМС назначен членом Конституционного Совета РК.

Государственный советник юстиции 1 класса. Почётный работник прокуратуры.

Кандидат юридических наук, почетный профессор КазГЮА.

Имеет Орден Данк 1-ой степени (2009г.), Орден Данк 2-ой степени (2004г.), награжден тридцатью медалями Республики Казахстан и зарубежных стран.

Мастер спорта СССР по классической борьбе.

Женат, имеет трех сыновей.

Малиновский Виктор Александрович

Родился 27 мая 1956 года в г.Алма-Ате.

Окончил юридический факультет Казахского Государственного университета имени С.М. Кирова.

Трудовую деятельность начал ассистентом, старшим преподавателем кафедры государственного права и советского строительства, заместителем декана юридического факультета Казахского Государственного университета имени С.М. Кирова, доцентом кафедры государственного строительства и права Алматинского института политологии.

Работал референтом, старшим референтом Государственно-правового отдела Аппарата Президента и Кабинета Министров Республики Казахстан, судьей Конституционного Суда Республики. С 1995 по 2007 гг. проработал проректором Академии юриспруденции – Высшей школы права «Əділет», юристом «Интерньюс – Казахстан», заведующим кафедрой конституционного права КазНПУ имени Абая.

Доктор юридических наук. Кандидатскую диссертацию (1985г.) и докторскую диссертацию (2004г.) по специальности 12.00.02 защитил в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Постоянный участник конституционного процесса. В 2006-2007гг. являлся экспертом рабочей группы по перспективам конституционных реформ возглавляемой Президентом Республики Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане, а также Рабочей группы по подготовке проекта Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан (21 мая 2007г.).

Автор индивидуальных монографий: «Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох», «Президент Республики Казахстан и Парламент Республики Казахстан: взаимоотношения, система сдержек и противовесов», «Президент Республики Казахстан: инструменты власти и обеспечения деятельности», «Глава государства суверенного Казахстана».

Соавтор коллективных монографий: «Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан: вопросы и ответы», «Проблемы согласованного функционирования органов государственной власти Республики Казахстан и системы сдержек и противовесов», «Государственная книга Казахстан 10 лет независимости», «Толковый словарь Конституции Республики Казахстан» (на казахском и русском языках), научно-правовой комментарий под ред. Сапаргалиева Г.С. «Комментарий Конституции Республики Казахстан» и др.

Являлся руководителем творческого коллектива УМО МОН РК, разработавшего Государственный стандарт по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран», опубликовал также более 120 научных и научно-популярных статей в казахстанских и зарубежных изданиях, учебно-методических пособий по конституционному праву Республики Казахстан и иностранных государств.

Проходил длительные научные стажировки в США (1995г. и в 2001г.), направлялся в служебные командировки в США, Великобританию, Францию, Таиланд, Польшу, Венгрию, Монголию, Данию, Италию.

Кавалер орденов «Құрмет» и «Парасат», награжден юбилейными медалями в ознаменование 10-летия Конституции, 10-летия Парламента Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан от 5 августа 2015 года № 59 награжден медалью «Қазақстан Республикасы Конституциясына 20 жыл» в честь 20-летия Государственной независимости Республики Казахстан и 10-летия Астаны.

Отмечен благодарностями Президента Республики Казахстан.

13 августа 2007 года Указом Президента Республики Казахстан назначен Членом Конституционного Совета.

Указом Главы государства № 612 от 13.08.2013 года Малиновский В.А. назначен членом

Конституционного Совета Республики Казахстан.

Иоган Давидович Меркель

Родился 21 сентября 1958 года в Энбекшильдерском районе Кокчетавской области. В 1984 году окончил Свердловский юридический институт по специальности юриспруденция.

С 1979 года в течение 20 лет служил в органах прокуратуры, в том числе и на руководящих должностях.
1999-2000 годы — Член Государственной комиссии Республики Казахстан по борьбе с коррупцией.

В период с июня 2000 по март 2003 года работал главным инспектором, заместителем заведующего государственно-правовым отделом Администрации Президента Республики Казахстан.

2001 – 2003 годы — Председатель Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан.

С марта 2003 года занимал пост первого вице-министра юстиции.

В декабре 2005 года Указом Президента назначен депутатом Сената Парламента третьего созыва. За время депутатской деятельности избирался Председателем Комитета по региональному и отраслевому развитию, входил в состав Государственной Комиссии по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений.

С 22 февраля 2008 года по май 2017 года занимал должность Первого заместителя Генерального Прокурора. Имеет классный чин государственного советника юстиции 2 класса. Является почетным работником Прокуратуры Республики Казахстан.

Указом Президента Республики Казахстан № 480 от 17 мая 2017 года Меркель Иоган Давидович назначен членом Конституционного Совета Республики Казахстан.

За время своей трудовой деятельности Меркель И.Д. внес значительный вклад в развитие правоохранительной системы, совершенствование законодательства, а также системы противодействия коррупции.

За вклад в укрепление законности и охраны общественного порядка, за образцовую службу в государственных органах и активную общественную деятельность награжден орденами «Кұрмет» (2006 г.), «Данк» II степени (2011 г) и «Данк» I степени (2017 г).

Мукашев Рахмет Желдыбаевич

Родился 22 июня 1956 года в селе Кирово Кокчетавской области.

Юрист, окончил в 1977 году Карагандинскую высшую школу Министерства внутренних дел СССР, а в 1982 году — Академию МВД СССР в городе Москве. Кандидат юридических наук, доцент.
Заслуженный работник МВД РК, почётный сотрудник ГСК РК, полковник.

Свою трудовую деятельность начал следователем Ленинского районного отдела внутренних дел города Караганды и прослужил в органах внутренних дел МВД СССР – МВД Казахской ССР с 1977 по 1986 год, в том числе в качестве старшего преподавателя, руководителя кафедры государственно-правовых дисциплин Карагандинской высшей школы МВД СССР.

Мукашев Р.Ж. имеет большой практический опыт депутатской деятельности. В период с 1990 года по 1995 годы избирался депутатом Верховного Совета Республики Казахстан XII и XIII созывов.
В 1999 – 2004 годы был депутатом Мажилиса Парламента РК II созыва, руководителем фракции Гражданской партии Казахстана в Парламенте РК.

В 2007 году избран депутатом Мажилиса Парламента IV созыва, затем назначен председателем Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. В 2012 году — депутатом Мажилиса Парламента РК V созыва и назначен председателем Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

В 1995 году работал в Администрации Президента заместителем заведующего Отделом обеспечения законности, правопорядка и судебной реформы, в 2006-2007 годы руководителем Представительства Президента РК в Парламенте РК.

С 1995 по 1997 годы возглавлял организационно-кадровый департамент Государственного Следственного Комитета Республики Казахстан.

С мая 2005 по март 2006 года занимал пост Первого вице-министра юстиции.

В мае 2012 года на республиканском съезде юристов избран Председателем Республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов».

Является членом Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан.

Входил в состав Рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти (2017 г.).

Постановлением Сената Парламента Республики Казахстан № 150-VI СП от 26 мая 2017 года Мукашев Рахмет Желдыбаевич назначен членом Конституционного Совета Республики Казахстан.

За образцовую службу и активную общественную деятельность по защите прав человека и его социальных интересов, особые заслуги в государственной, производственной, научной, социально-культурной и общественной деятельности награжден орденами «Құрмет» (2001 г.), «Парасат» (2010 г.) и «Барыс» III степени (2015 г.). Присвоено звание «Почетный юрист Казахстана» (2016 г.).
Является автором более шестидесяти научных и образовательных трудов.

Темербеков Алибек Акылбекович

Родился 25 января 1960 года в с. Ново-Хайрузовка Большенарымского района Восточно-Казахстанской области.

Трудовую деятельность начал с сентября 1977 года учителем Парамоновской средней школы с. Парамоновка Большенарымского района ВКО.

В 1978-1980 гг. служил в рядах Советской Армии (ГСВГ).

С 1980 — 1982 гг.– стерженщик в литейном цехе № 3 завода им. С.М. Кирова, г. Алма-Ата.

1982 — 1988 гг. – студент очного отделения КазГУ им. С.М. Кирова г. Алма-Ата.

В 1988 году с отличием окончил КазГУ им. С.М. Кирова. Специальность «правоведение» и по распределению оставлен работать ассистентом кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета КазГУ им. С.М. Кирова.

Обучался в очной аспирантуре КазГУ им. С.М. Кирова.

С августа 1992 года по сентябрь 1994 года – помощник, советник Заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Казахстан.

С сентября 1994 года на преподавательской работе — старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии КазГУ им. С.М.Кирова, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Института экономики и права Казахского Национального Университета им. аль-Фараби, доцент кафедры уголовного права и криминологии, заместитель декана по учебно-методической работе юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби.

Доктор юридических наук.

С 7 ноября 2006 года по 25 июня 2013 года – Руководитель аппарата Конституционного Совета Республики Казахстан.

26 июня 2013 года переназначен на эту должность с кадрового резерва административной службы корпуса «А» категории 1 группы 1.

Постановлением Мажилиса Парламента Республики Казахстан № 329 -VI МП от 7 июня 2017 года Темербеков Алибек Акылбекович назначен членом Конституционного Совета Республики Казахстан.
Награжден государственной и иными наградами Республики Казахстан – орденом «Құрмет», юбилейными медалями: «Қазақстан Конституциясына 10 жыл», «Астананың 10 жылдығы», «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл», «Қазақстан халқы Ассамблеясына 20 жыл» и «Қазақстан Конституциясына 20 жыл», «Қазақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 25 жыл» и нагрудным знаком «Қазақстан Республикасының ғылымын дамытуға сіңірген еңбегі үшін».

Шапак Унзила

Родилась 30 апреля 1973 года в Республике Монголия.

В 1991 году окончила с отличием среднюю школу № 2 с математическим уклоном района Налайх города Улан-Батор.

В 1996 году окончила с отличием юридический факультет Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова и получила квалификацию «юрист» по специальности «Правоведение».

В 2001 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «1640 Жылғы Монгол-Ойрат заңы».

В 2006 году получила степень доцента по специальности «Правоведение».

В 2007-2010 годы обучалась в докторантуре кафедры Теории и истории государства и права Казахского гуманитарно-юридического университета. В 2010 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме «Қалмақ хандығының саяси құрылымы жəне құқықтық жүйесі (1664-1771 жж.)».

В 2012 году окончила Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза по специальности «Экономика».

Трудовую деятельность начала с должности преподавателя кафедры на юридическом факультете Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова.

В 1996-1998 гг. работала на должности преподавателя кафедр Основы права, Теории и истории государства и права Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова. В 2001-2004 гг. работала на должности старшего преподавателя кафедры Теории и истории государства и права вышеназванного университета.

В 2004-2007 гг. работала на должности доцента кафедры Теории и истории государства и права Казахского гуманитарно-юридического университета. В 2009 году дополнительно исполняла функции заведующей кафедры.

2004 — 2014 гг.- эксперт Института научного анализа и экспертизы при АО «Университет КАЗГЮУ». Провела экспертизу более 100 нормативных правовых актов и подзаконных актов по коррупционным факторам и научно-правовой экспертизе.

В 2009-2011 гг. занимала должность заведующей кафедры Теории и истории государства и права Казахского гуманитарно-юридического университета.

2010-2015 гг. – главный научный сотрудник Центра лингвистической экспертизы Института законодательства Министерства юстиции Республики Казахстан. Выполняла экспертизу нормативно-правовых актов Республики Казахстан и международных договоров, заключенных с иностранными государствами.

С 2011 по 2014 годы занимала должность директора Высшей школы национального права АО «КАЗГЮУ».

2014 — 2016 — директор Высшей школы права АО «Университет КАЗГЮУ».
Постановлением Сената Парламента Республики Казахстан № 923-V СП от 3 марта 2016 года назначена членом Конституционного Совета РК.

Автор учебников и более ста научных статей по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран.

В 2001, 2009 годах награждена Почетной грамотой министра образования и науки Республики Казахстан,

в 2002 и 2010 годах – Почетными грамотами акимов города Караганды и Астана.

В 2010 году стала победителем в номинации «Лучший доцент года» по группе специальностей «Право» Республиканской учебно-методической секции при Министерстве образования и науки Республики Казахстан.

Награждена юбилейными медалями «15 лет КАЗГЮУ», медалью «Ерен еңбегі үшін», «Қазақстан Республикасы Конституциясына 20 жыл». Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2016 года № 380 награждена юбилейной медалью «Қазақстан Республикасының Тəуелсіздігіне 25 жыл».

Еще по теме:

  • Неисполнение требований прокурора в коап Комментарии к СТ 17.7 КоАП РФ Статья 17.7 КоАП РФ. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении Комментарий к статье […]
  • Предыдущий расчетный период что это Расчет отпускных Контур.Бухгалтерия — месяц бесплатно! Автоматизированный расчет отпускных в несколько кликов. Экономьте свое время. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего […]
  • Государственная дума декларации о доходах Сведения о доходах и имуществе кандидатов Примечание В соответствии с приложением к Федеральному закону от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» кандидаты в […]
  • Заказное письмо из беларуси Как получить заказное письмо, если вас нет дома? По информации, представленной на сайте РУП «Белпочта», заказное письмо однократно доставляется почтальоном по адресу, указанному на письме, во время обслуживания доставочного участка и […]
  • Алексей артамонов юрист Алексей Артамонов фотографии >> Артамонов Алексей Алексеевич Родился 29 марта 1959 года в Москве. В 1980 году окончил Школу-студию МХАТ (руководители курса - П.В.Массальский и И.М.Тарханов). С 1980 по 1995 год - артист […]
  • Купить земельный участок в луге ленинградской области Купить земельный участок в Лужском районе 29.10.2018 23:05 | Купить землю в Лужском районе Продаю участок в деревне Рассохи(деревни нет в списке на сайте) 30 км от города Луга, 9 км до Новгородской области. 25 соток, огорожены забором, […]
  • Полное усыновление Правовые последствия усыновления Момент усыновления В статье 113 Кобс "Время возникновения усыновления" было указано, что "Усыновление возникает с момента принятия решения об усыновлении исполнительным комитетом.. ". Законом Украины от 30 […]
  • Если мешают соседи отдыхать Дрель и кошачье царство. Что делать, если вам не повезло с соседями Соседи мешают спать. Что делать? Четкого закона, запрещающего шуметь после определенного часа, в нашей стране нет. Остается отстаивать свои права на основании того, что […]