Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности это

Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности это

Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение деяний, содержащих все признаки состава преступления

Под составом преступления понимается совокупность признаков, указанных в уголовном законодательстве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние

Как преступлениями признаются умышленные совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Видами наказания пи идприемцив, что сделали преступления в сфере экономической деятельности, является назначаемые по приговору суда следующие: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; к онфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный строок.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными раб ботами, исправительными работами или арестом соответственно назначенного штрафа в пределах, предусмотренных для данных видов наказанийь.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отрабатываются не более 4 часов в день.

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет и отрабатываются по месту работы осужденного, из заработка которого уробляються содержания в доход государства в размере, установленном водоворот годом суда, в пределах от 5 до 20% заработка. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью засудженого.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденные лица, не достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним на агляду. Ограничение свободы устанавливается судом на срок от I до 5 летв.

Арест заключается в изоляции осужденного от общества и устанавливается на срок от I до 6 месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее от дного месяця.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения и исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму ю. Лишение свободы устанавливается на срок от 6 месяцев до 20 лет. Вид уголовного наказания, размер и срок исполнения устанавливаются судом согласно. Уголовному кодексу Украинни.

В сфере экономической деятельности уголовное наказание установлено за совершение следующих преступлений:

o препятствование законной предпринимательской деятельности;

o регистрация незаконных сделок с землей;

o незаконное предпринимательство;

o незаконная банковская деятельность;

o легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем;

o приобретение или сбыт имущества, заведомо добытых преступным путем;

— незаконное получение кредита;

o злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;

o монополистические действия и ограничение конкуренции;

o принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения;

o незаконное использование товарного знака;

o нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм;

o злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии);

o изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;

o незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

o нарушение правил передачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;

o невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;

o уклонение от уплаты таможенных платежей; неправомерные действия при банкротстве;

o преднамеренное банкротство; фиктивное банкротство;

o уклонение гражданина от уплаты налога;

o уклонение от уплаты налогов с организаций;

o обман потребителей

Установлено уголовную ответственность за совершение следующих деяний:

o коммерческий подкуп;

o злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

Также за такие преступления против собственности, как:

o мошенничество; присвоение или растрата;

Мера уголовного наказания возрастает, если преступления в сфере экономики сделаны неоднократно, с применением насилия, а также организованной группой

Уголовным кодексом установлены различные формы уголовного наказания за совершение предпринимателями различных видов экологических преступлений, например, за загрязнение вод, атмосферного воздуха, морской среды, порча земли тощ.

Особое значение для развития в стране цивилизованного законного предпринимательства имеет применение на практике статей об ответственности за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность и псевдопредпринимательство.

97 5 Административная ответственность предпринимателей

Административная ответственность наступает за правонарушения, предусмотренные. Административным кодексом Украины, а также отдельными законами, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой соответственно в с действующим законодательством уголовной ответственности. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; исправительные работы, а дминистративний арест тощо.

Не рассматривая все виды административных правонарушений, за которые предприниматели и организации могут подпадать под административную ответственность, перечислим те, которые непосредственно связаны с предпринимательской кой деятельностью. Это:

* нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда;

* уклонение от участия в переговорах по соглашению по коллективному договору;

* невыполнение или нарушение коллективного договора; соглашения;

* нарушение санитарно-гигиенических правил и норм;

* нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, на животный мир;

* порча сельскохозяйственных и других земель, нарушение законодательства по осуществлению деятельности;

* нарушение правил ввода в эксплуатацию новых предприятий и их дальнейшей эксплуатации, нарушение правил торговли;

* незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена;

— продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;

* продажа товаров без документов;

* нарушение государственной дисциплины цен;

* продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов;

* незаконную продажу товаров или иных предметов;

* обман потребителей в небольшом размере;

* необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров;

* невыполнение распоряжений антимонопольного органа;

* нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности, нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

* нарушения требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;

нарушение установленных правил получения, расходы, учета и хранения драгоценных металлов и камней или изделий, их содержащих;

прием на работу без паспорта или без регистрации;

o другие административные правонарушения

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности это

Административные правонарушения юридических лиц в области предпринимательской деятельности являются, пожалуй, самыми массовыми. И это легко объяснимо, достаточно, акцентировать внимание на том, что большая часть юридических лиц – коммерческие организации, то есть организации извлекающие прибыль и занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Это следующие составы правонарушений:

— Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) ;

— Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена ;

— Нарушение законодательства о рекламе;

— Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;

— Н арушение порядка ценообразования;

— О бман потребителей и н арушение иных прав потребителей;

— Незаконное использование товарного знака;

— Незаконное получение кредита;

— Фиктивное или преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве;

— Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

— Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его незаконные производство, поставка или закупка, а также и спользование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; также нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

— Нарушение законодательства об экспортном контроле;

— Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;

— Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения;

— Нарушение законодательства о лотереях.

Общий объект данных правонарушений можно охарактеризовать как правила осуществления предпринимательской деятельности юридического в целом (от регистрации до производственного процесса), от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.

Субъектом данных правонарушений является в большинстве случаев не только юридическое лицо, но и полномочное должностное лицо организации.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Юридическое лицо и должностное лицо знают о том, что запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность с нарушениями в организации или производстве той или иной услуги, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.

В ряде статей рассматриваемой группы правонарушений, причиненный вред и порядок его определения выступают в качестве квалифицирующего признака (например, п.2 ст.14.4 КоАП РФ — продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей),

Подчеркнем, что размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по соответствующим статьям УК РФ. Так, например, незаконное предпринимательство по ст.171 УК РФ.

Не останавливаясь на рассмотрении конкретных составов административных правонарушений юридических лиц, перейдем к рассмотрению проблем практической реализации административного законодательства в следующих параграфах работы.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере хозяйственной предпринимательской) деятельности

Уголовная ответственность за нарушения в сфере предпринимательской деятельности это предусмотренное УК РФ последствие совершения преступления в указанной области общественных отношений, которое заключается в реальном изменении правового статуса лица, его совершившего, и выражается, с одной стороны, в принудительном воздействии на это лицо со стороны государства, а с другой в претерпевании субъектом ограничений личного или имущественного характера, установленных нормами уголовного права..

Преступления в сфере экономической (предпринимательской) деятельности – это совершенное, виновное, общественно-опасное деяние, которое причинило ущерб или создает реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации, как путем нарушения интересов государства или иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью различных учреждений и частных лиц.

Преступления в сфере экономической (предпринимательской) деятельности можно разделить на три группы:

1. преступления причиняющие ущерб и создающие условия причинения ущерба путем непосредственного нарушения интересов граждан;

2. преступления причиняющие ущерб непосредственно интересам государства или иного хозяйствующего субъекта (все остальные юридические лица);

3. преступления, которые могут причинить ущерб каким либо субъектам (злоупотребление властью).

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Как известно, выделяют четыре группы обязательных признаков (элементов) указанного состава, необходимых и достаточных для официального признания виновно совершенного общественно опасного деяния в качестве преступления: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В некоторых случаях уголовный закон предусматривает дополнительные (факультативные) признаки отдельных составов преступлений, которые, однако, для них являются обязательными (в качестве таких признаков выступают, например: предмет преступления; потерпевший; общественно опасные последствия; причинная связь; место, время, способ, орудия, средства и обстановка совершения преступления; мотив; цель; эмоциональное состояние субъекта).

Объектом преступлений выступают общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления предпринимательской деятельности: свободы предпринимательской деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм их поведения.

Объективная сторона преступлений в области предпринимательства чаще выражается в активных действиях. Однако в некоторых случаях преступным является бездействие.

За преступления в сфере предпринимательской деятельности уголовная ответственность установлена по общему правилу с 16 лет. Лишь по некоторым преступлениям, которые могут совершаться, в том числе в связи с осуществлением предпринимательских отношений, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (сюда можно отнести такие преступления, как: кража, грабеж, разбой, вымогательство, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ).

Специфика субъективной стороны преступлений в сфере предпринимательства заключается в выраженном умышленном характере деяний. В зависимости от строения состава преступления возможны как прямой, так и косвенный умысел. Неосторожные посягательства на общественные отношения по реализации принципов осуществления предпринимательской деятельности не являются преступными. В некоторых специально предусмотренных законом случаях субъективная сторона рассматриваемой группы преступлений включает также такие дополнительные признаки, как мотив и цель.

Уголовное наказание в сфере предпринимательства установлено в первую очередь гл. 22 УК РФ за следующие преступления:

воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности;

регистрация незаконных сделок с землей;

производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции;

незаконная банковская деятельность;

легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем;

легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления;

приобретение или сбыт имущества, заведомо добытых преступным путем;

незаконное получение кредита;

злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;

недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения;

незаконное использование товарного знака;

нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм;

незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну;

подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;

злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах;

изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;

незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;

незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;

невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;

уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

неправомерные действия при банкротстве;

уклонение от уплаты налога и (или) сборов с физического лица или с организации;

неисполнение обязанностей налогового агента;

сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, такие как:

злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в указанных организациях;

злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами;

превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб;

Установлена также уголовная ответственность за совершение преступлений:

в сфере наемного труда и социального обеспечения;

в области интеллектуальной собственности;

против собственности (кража, мошенничество, присвоение или растрата, вымогательство и др.);

против общественной безопасности и общественного порядка (прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения; приведение в негодность объектов жизнеобеспечения; нарушение специальных правил безопасности и др.);

против здоровья населения и общественной нравственности (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих или ядовитых веществ; организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; организация занятия проституцией; незаконное распространение порнографических материалов или предметов);

в сфере экологии (за загрязнение вод, атмосферного воздуха, морской среды, порчу земли и др.);

против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (незаконное участие в предпринимательской деятельности; дача взятки и др.).

Видами уголовного наказания за противоправные деяния при осуществлении предпринимательской деятельности являются назначаемые по приговору суда: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок.

Отличительной чертой УК РФ является широкое применение имущественных наказаний в значительных размерах. Штраф, т. е. денежное взыскание, устанавливается в размере от 2500 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Конкретный размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соразмерно назначенному штрафу в пределах, предусмотренных УК РФ для данных видов наказаний. По ряду экономических преступлений штраф может быть назначен в качестве дополнительного наказания к основному наказанию — лишению свободы на определенный срок.

Лишение права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Указанная мера принуждения может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда она не предусмотрена УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного. Этот вид наказания устанавливается на срок от двух месяцев до двух лет, в течение которого из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы назначается на срок от одного года до пяти лет. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до 20 лет. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 25 лет, а по совокупности приговоров — более 30 лет.

Вид уголовного наказания, его размер и срок устанавливаются судом в соответствии с УК РФ. Размер уголовного наказания возрастает, если преступления в сфере предпринимательской деятельности совершены неоднократно, с применением насилия, с извлечением дохода в особо крупном размере, а также организованной группой.

Преступления в сфере предпринимательской деятельности

Преступления в сфере предпринимательской деятельности — это незаконные деяния двух видов. Первый – действия, которые направлены против предпринимателя, второй – действия, совершаемые самым предпринимателем. И те, и другие имеют свои признаки, которые устанавливает следствие, они подлежат оценке суда, исходя из их тяжести, назначается наказание. В этой статье рассмотрим основные виды преступлений, которые в судебной практике классифицируются как действия в предпринимательской, экономической, банковской деятельности, но мы ограничимся только предпринимательскими проблемами.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Каждый предприниматель должен четко понимать, когда он сталкивается с объективными проблемами в своей работе, а когда ему оказывают преднамеренный вред. Понятие законности распространяется на всю деятельность, работа бизнесмена в установленных государством рамках на благо всеобщей экономики охраняется законом. Нарушения могут коснуться свободы выбора предпринимателем вида действия, выбора организационно-правовой формы деятельности, свободы при реализации продукта своего труда, свободы распоряжаться прибылью.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может начаться еще в момент регистрации бизнесмена в качестве предпринимателя. Под этим понятием в уголовном праве понимается создание препятствий и помех, или создание таких условий, когда гражданин совершенно не может законно начинать работать. К таким фактам относится и существенное ограничение в работе, то есть создание рамок, которые ведут к невыгодной работе, к потере определенной части прибыли предпринимателем.

Следует отметить, что воспрепятствование может проявляться как определенное действие, но может быть вызвано и полным или частичным бездействием чиновника, должностного лица, от которого зависит какой-либо аспект деятельности предпринимателя. И самое страшное, что предприниматель в связи с такими ограничениями вынужден заниматься НЕ законной деятельностью, идти вразрез с законом.

Существует несколько видов действий, которые влекут за собой нарушение прав предпринимателя.

  • отказ в регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без существенной на то причины;
  • уклонение от регистрации ИП при наличии всех предусмотренных законом документов;
  • не обоснованный отказ в выдаче разрешения на определенные виды деятельности или лицензии, без выдачи документа об отказе с указанием причин;
  • уклонение от выдачи лицензии или разрешения, затягивание сроков с целью получения взяток, вознаграждений, мошенничество в сфере предпринимательской деятельности;
  • ограничение прав предпринимателя по причине особенностей организационно-правовой формы;
  • ограничение действий индивидуального предпринимателя и лишение его самостоятельности, или вмешательство в его работу и попытка воздействовать, лишить его права действовать на свое усмотрение.

Отказ в регистрации

Если налицо неправомерный отказ в регистрации предпринимателя, при наличии всего пакета документов, иные основания для принятия положительного решения о регистрации ИП имеются, то необходимо потребовать письменные разъяснения причин отказа. Предприниматель должен добиться предоставления ему документа об отказе, так как устные доводы невозможно принести в суд в качестве доказательств. Итак, отказ возможен, если:

  • предприниматель предоставил для регистрации недостоверные документы и этот факт доказан;
  • предоставленные документы имеют истекший срок действия, особенно это касается иностранных граждан, проживающих в РФ, они должны внимательно следить за сроком действия регистрации и иных документов, которые свидетельствуют о гражданстве и правах пребывания в России;
  • не закончился срок действия решения суда о несостоятельности предпринимателя (о фактическом банкротстве), если это решение было принято в связи с невозможностью предпринимателя выплатить все долги кредиторам, которые были связаны с коммерческо-экономической деятельностью предпринимателя в более ранние периоды;
  • имеется решение суда о том, что деятельность этого гражданина в качестве предпринимателя принудительно остановлена;
  • имеется решение суда о том, что гражданин не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, и этот срок еще не истек.

Если же в документе об отказе, который вам выдали в налоговой инспекции, указаны другие причины, совершенно любые, но не те, что перечислены выше, то отказ носит незаконный характер, а при более детальном рассмотрении может быть признан преступлением в сфере предпринимательской деятельности по статье 169 Уголовного Кодекса РФ.

При регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя могут возникнуть признаки и еще одного преступления – уклонения от регистрации ИП. Если отказ — это явная форма нарушения закона, то уклонение – скрытая. Оно может выражаться в различных придирках, в дополнительных требованиях, в непринятии документов на регистрацию под различными предлогами – заболел инспектор, не там заголовок на заявлении, у нас ремонт в здании, документы временно не принимаем и пр.

Также может происходить сознательное нарушение сроков регистрации по таким же интересным причинам. Помните, что госрегистрация должна быть проведена в течение 5 рабочих дней и не более. Отсчет начинается со дня предоставления документов инспектору налоговой. На шестой день гражданин должен получить свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Еще интереснее история с выдачей лицензий. Здесь также может произойти незаконный отказ выдать документ. Поэтому проверяйте при возврате пакета документов наличие официального письма с отказом и с перечислением причин этого отказа. Если такового не оказалось, то вправе затребовать его или сразу обратиться в суд. Если же вам не выдали отказ, а прислали информационное письмо с требованием предоставить дополнительные документы, то в первую очередь вы должны сравнить список с теми документами, о которых речь идет в законе. Если в нем не указаны такие документы, то вы вправе от предоставления отказаться и потребовать в установленные сроки выдать лицензию.

Лицензии выдаются за 60 дней с момента поступления пакета документов в лицензирующий орган. Отказ может произойти только по двум причинам: документы представлены недействительные, поддельные, фальшивые, просроченные и пр., и если те объекты, о которых идет речь в лицензии не соответствуют нормативам экологическим, санитарным, гигиеническим, пожарным и иным. Другие основания для отказа в выдаче лицензии не законны. Лицо, выдавшее незаконный отказ, может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 169 УК.

Ограничение самостоятельности

Этот фактор полностью формулируется в уголовном кодексе так: ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя, либо незаконное вмешательство в деятельность, лишение независимости. Все перечисленные деяния возможны, но только в том случае, если предпринимательская деятельность несет угрозу жизни людей, если нарушаются правила техники безопасности, другие правила, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность населенного пункта и общества. Это вмешательство может возникнуть только со стороны государственных органов и должностных лиц.

Еще одна причина возможности ограничения свобод и прав предпринимателя – если он занимается недобросовестной конкуренцией и нарушает антимонопольное законодательство. Все другие случаи и причины вмешательства – незаконны!

Такое вмешательство осуществляется самыми различными способами, которые известны в нашей стране, к сожалению, даже детям: использование служебного положения должностными лицами и чиновниками, которые производят регистрацию ИП, выдачу лицензий, проверки, и если от них зависят еще какие-либо блага предпринимателей, к примеру – выигрыш гранта, получение субсидии, пр. Нарушитель может существенно усугубить свое положение отягчающими обстоятельствами: продолжать препятствовать предпринимательской деятельности после вступление в силу решения суда, а также если его действиями был причинен предпринимателю ущерб в особо крупных размерах, т.е. более 250 тысяч рублей. Ущерб – это не всегда выплаченные деньги, отданные в виде взятки и пр., это еще и упущенная выгода от бездействия должностного лица, и доказать ее не так уж и сложно при грамотном адвокате.

Теперь рассмотрим ответственность субъектов предпринимательской деятельности, что же незаконного могут сделать бизнесмены. Оказывается, таковых событий может быть немало.

Нарушение лицензионных условий

Если предприниматель получил лицензию на определенный вид деятельности, то к бланку лицензии всегда прилагаются «Лицензионные условия», в которых ясно прописываются все параметры работы в определенной отрасли, которым необходимо неукоснительно следовать. Нарушения бывают следующие: не соблюдается вид деятельности, который прописан в лицензии, лицензия передается другому предпринимателю, без своевременной регистрации изменений, не соблюдаются требования техники безопасности, а также санитарно-эпидемиологические, технологические, экологические. Состав преступления могут усмотреть за нарушение основных пунктов лицензионных условий, не за все.

Если нарушения не привели к чему-то серьезному, то уголовная ответственность не наступает, а происходит лишь отзыв лицензии или временное приостановление ее действия. Для рассмотрения дела в суде необходимо присутствие одного из двух факторов: нарушение принесло крупный ущерб гражданам, предприятию или государству, а это не только финансовый ущерб, но и вред здоровью, жизни, экологии, статусу страны и пр. Второй фактор: нарушитель извлек доход в особо крупном размере, свыше 250 тысяч рублей.

Немаркированные товары и продукция

Предметом преступления в этом случае является приобретение немаркированных товаров или продукции, их хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров или продукции. Продукция, подлежащая обязательной маркировке, относится к виду, который может каким-либо образом повредить здоровью человека и его жизни. Поэтому существует список товаров, которые обязательно должны маркироваться. Преступные группы часто подделывают маркировку или вовсе обходятся без нее с целью извлечения большей выгоды, чтобы не тратить средства на лицензии, акцизы, налоги и пр. Да и качество товара таких предпринимателей не заботит. Это прямое мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, за которое предусмотрена серьезная уголовная ответственность.

Лжепредпринимательство

Это вид предпринимательства, призванный не вести работу, а покрывать преступную деятельность других субъектов. Фирмы-однодневки открываются для проведения разовых сделок, для отмывания денег, для того, чтобы сбивать рыночную цену искусственно. Изначально такие фирмы не планируют работать – это основной признак лжепредпринимательства. Такая фирма может получить крупный кредит, добиться освобождения от налогов, даже совершить несколько операций для извлечения высокой прибыли. Зачастую под прикрытием именно таких фирм продаются наркотики и оружие. Они наносят ущерб государству в особо крупных размерах. Такими же компаниями осуществляется приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.

Недобросовестных предпринимателей поместят в реестр:

Административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности Дроздов Андрей Викторович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дроздов Андрей Викторович. Административная ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности : ил РГБ ОД 61:2-12/48

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Предпринимательская деятельность и ее правовое регулирование 11-73

1. Предпринимательство и его организационно-правовые формы .11-52

2. Административно-правовая охрана отношений в сфере предпринимательской деятельности 53-73

ГЛАВА II. Основания административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности 74-158

1. Правовые и фактические основания административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности 74-112

2. Система и характеристика административных взысканий применяемых за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности 113-147

3. Пути повышения эффективности системы административных взысканий, применяемых в сфере предпринимательской деятельности 148-158

Введение к работе

Актуальность исследования данной проблемы состоит в необходимости дать научно-практическую оценку проходящей кодификации административно-правовых норм, регулирующих отношения в предпринимательской деятельности в целях их совершенствования.

Важность совершенствования законодательства об ответственности за правонарушения в сфере предпринимательства и практики их применения обусловлены наличием пробелов, существующих в законодательстве по многим вопросам административной ответственности.

Соответственно все это требует и теоретического осмысления существующей модели (учитывая разнообразие нормативных актов можно говорить о моделях) рассматриваемого понятия и его важнейших составных частей. Необходимо определить основные подходы к исследованию данного вопроса, отразив его системные и внутренние свойства, экономическую и юридическую стороны, разработать и предложить на этой основе научно-обоснованные рекомендации применительно к существующим потребностям.

Итак, главная цель исследования заключается в рассмотрении административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности как самостоятельного, специфического, системного, объективно-закрепленного в

254 миллиарда рублей, а за весь 1999 год 2 триллиона 300 миллиардов рублей.

нормах права института как в обобщенно-теоретическом отношении, так и в научно-практическом смысле.

2. Объект и предмет диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с административными правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются нормы, предусматривающие административную ответственность совершение административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, а также практика их применения.

3. Цели и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в проведении комплексного анализа административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности на основе изучения исторического опыта, исследования нормативно-правового массива, обобщения и систематизации отечественных теоретических конструкций, а также эмпирического материала. На базе результатов анализа сформулировать предложения по совершенствованию концепции административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:

а) исследование генезиса понятия административной ответственности в области предпринимательской деятельности и определение его места в струк-

туре административного принуждения;

а) рассмотрение системы мер административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;

в) анализ правовых оснований ответственности в сфере предпринима
тельской деятельности;

г) разработка теоретически обоснованных рекомендаций по совершенст
вованию административного законодательства об ответственности за админи
стративные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;

д) формулирование концептуальных положений теоретической модели
административной ответственности за правонарушения в сфере предпринима
тельской деятельности.

4. Методология и методика исследования.

Методологией диссертационного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формальнологический, а также анализ документов и материалов практики.

Теоретическую основу рассмотрения данного вида ответственности составили научные труды в области юридической ответственности, в том числе посвященные административной ответственности, а также публикации в периодической печати о предпринимательстве.

Нормативную базу исследования составляют законы и иные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации.

Эмпирическую сторону исследования составляют обобщенные данные

практики применения административных взысканий, ведомственная отчет-

ность, публикации в прессе, анализ практики деятельности органов внутренних дел, изучение судебной и арбитражной практики по вопросам темы диссертационного исследования. Выдвинутые в диссертации положения и выводы основаны также на анализе эмпирического материала, полученного в ходе конкретных социологических исследований, проведенных в органах внутренних дел г. Москвы, г. Нижнего Новгорода и Омской области. В частности, опрошено 100 работников и руководителей милиции общественной безопасности. Материально-правовое рассмотрение проблем административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, означает признание приоритета за ними по отношению к административно-процессуальному законодательству.

5. Научная новизна диссертационного исследования.

Диссертация представляет собой первое монографическое исследование, в котором осуществлена комплексная теоретическая разработка проблемы совершенствования административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности в современный период. В работе на основе имеющихся научных подходов интегрированы методологические приемы различных отраслей права в изучении административной ответственности в области предпринимательской деятельности.

В диссертации выдвигаются предложения по совершенствованию административного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также пути повышения эффективности практики его реализации в деятельности органов внутренних дел.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

— административное принуждение включает в себя ряд мер, важнейшими

из них являются меры административной ответственности, существующие в взаимодополняющих друг друга разновидностях: административной ответственности физических лиц, административной ответственности должностных лиц и административной ответственности юридических лиц, составляющих систему субъектов ответственности в области предпринимательской деятельности;

административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности имеет свою историю праворегулирования, закономерным итогом которой явилось официальное признание и закрепление в законодательстве соответствующих норм об их ответственности за совершение свойственных предпринимателям административных правонарушений, чаще проявляющихся в условиях экономической свободы;

классификация административных правонарушений, совершаемых в сфере предпринимательской деятельности, а также результаты правового анализа наиболее распространенных составов;

административная ответственность в области предпринимательской деятельности должна устанавливаться только законодательными актами России и ее субъектов. В связи с этим автор вносит предложения по оптимальному распределению компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросу правовой регламентации административной ответственности за совершение правонарушений в рассматриваемой сфере;

предлагается провести юридическую экспертизу нормативных актов, регулирующих ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также установить ответственность за принятие нормативно-правовых актов, противо-

9 речащих федеральному законодательству Российской Федерации в рассматриваемой сфере;

проблемы в области административной ответственности за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, требуют оперативного решения, так как являются сдерживающим фактором в сфере развития экономики в целом и предпринимательства в частности.

вина предпринимателей должна пониматься как психологическое отношение к содеянному индивидуума или коллектива, определяемое по доминирующей воле. Установление вины в этом случае должно основываться на определении объективных и субъективных признаков, характеризующих психологическое отношение. За совершение административных правонарушений, являющихся по конструкции объективной стороны формальными, целесообразно установление принципа объективного вменения;

назрела необходимость законодательного закрепления в качестве мер административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности санкций организационного характера: лишение специальной правоспособности, ликвидация структурного подразделения организации, разделение, выделение юридического лица, отмена или обоснованный отказ в государственной регистрации, изъятия лицензии, ликвидация юридического лица и т.д.;

— предложения и рекомендации по совершенствованию: информацион
но-правового обеспечения, планирования и штатно-структурного построения,
взаимодействия милиции общественной безопасности со службами и подразде
лениями органов внутренних дел, и иными государственными структурами в
борьбе с административными правонарушениями в сфере предприниматель
ской деятельности;

— в диссертации высказываются предложения по совершенствованию использования конкретных видов взысканий, проводится их сравнительный анализ, даются практические рекомендации правоприменителю, в частности органам внутренних дел.

7. Апробация результатов исследования

Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на научно-практических конференциях «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел», проходивших в 1999 и 2000 годах в Московской академии МВД России. Положения диссертационного исследования были также внедрены в учебный процесс кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел Московской академии МВД России. Кроме того, выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, были использованы в практической деятельности органов внутренних дел. Результаты проведенного исследования также отражены в двух опубликованных научных статьях.

8. Объем и структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов.

Предпринимательство и его организационно-правовые формы

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII в.

Постепенно и в науке стала «отпочковываться» особая область познания -теория предпринимательства . Выработанная учеными периодизация этой теории отражает динамику реального предпринимательства.

Начальный этап охватывает XVIII — конец XIX в. Он отмечен отсутствием целостной самостоятельной системы взглядов на предпринимательство. Р. Кантгтъон был первым, кто обратил внимание на новое явление и ввел в оборот само понятие «предприниматель», т. е. человек, который способен выполнять функцию, отличную от собственника. Позднее в работах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса предприниматель определяется как функционирующий в процессе воспроизводства капиталист. Его роль заключается в присвоении прибыли, соз данной рабочей силой.

Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, можно считать И.Т. Посошкова, издавшего в 1724 г. свой знаменитый предназначавшийся императору труд — «Книгу о скудости и богатстве» (переиздана в Москве в 1937 г.). В этой работе И.Т. Посошков рассматривает предпринимательство в качестве решающего условия социально-экономического развития России, повышения благосостояния государства и его граждан, как главный элемент гражданского возрождения России и источник сильной государственной власти. Рост реального российского предпринимательства в те годы проходил под определяющим влиянием трех факторов: введения в 1653 г. первого Торгового устава, преобразований во время царствования Петра I, отмены крепостного права в 1861 г.

После отмены крепостного права особенно заметное позитивное влияние на предпринимательство оказали две правовые акции. Во-первых, меры по дальнейшему преодолению неравенства сословий в правах на занятие предпринимательской деятельностью. Согласно Положению от 8 января 1863 г. «О пошлинах на право торговли и других промыслов» остались только две купеческие гильдии. Классификация промышленных предприятий стала проводиться по экономическим признакам: техническому оборудованию и числу рабочих1.

Во-вторых, меры по инициированию процесса становления и развития банковской системы. Данный процесс сопровождался строгим правительственным контролем над банковским делом. Это нашло выражение, прежде всего, в том, что правительством утверждались уставы банков, где определялись виды деятельности, которой мог заниматься банк, порядок ведения учета и отчетности. Характерно, что банки функционировали на основе принципа гласности. В частности, они были обязаны периодически публиковать информацию о состоянии своих счетов и об итогах работы за год. В середине 80-х гг. были опре делены процедуры закрытия банков в случае потери ими всех или части своих капиталов.

Второй этап — от начала до середины XX в. — характеризуется появлением целостных концепций предпринимательства. Первым сделал попытку определения предпринимательства как основного фактора экономического развития, основанного на нововведениях, И. Шумпетер, рассматривавший предпринимательство в качестве инновационной деятельности. Право собственности на имущество не является для него признаком предпринимателя. И. Шумпетер подчеркивал, что массовое появление предпринимателей служит единственной причиной подъема экономики. Подобной точки зрения придерживались и некоторые другие авторы. В частности, И. Тюнен определяет предпринимателя как претендента на рискованный и непредсказуемый доход. Ф. Найт, развивая концепцию И. Тюнена, определил предпринимательскую прибыль как доход за несение бремени неопределенности.

В нашей стране после Октябрьской революции 1917 г. проблемы предпринимательства находят свое отражение в работах В.И. Ленина, И.В. Стали-на,Н.И. Бухарина, где оно рассматривалось как угроза социалистическому строю. Одновременно допускалось развитие социалистической предприимчивости и социалистического соревнования как факторов успешного хозяйствования.

Третий этап начинается с 60-х гг. XX в. и продолжается по настоящее время. Он характеризуется всесторонней разработкой концепции предпринимательства как основного фактора рыночных процессов. В исследованиях Л. Ми-зеса, Ф. Хайека, И. Кирцнера и других предпринимательство объясняется как реакция предпринимателя на потенциальные источники выгоды. Сущность предпринимательства рассматривается с разных позиций — правовой, экономической, социальной, управленческой, личностной.

Административно-правовая охрана отношений в сфере предпринимательской деятельности

Административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности является по своей сути видовым понятием, т.е. находится в системе родовых понятий. Поэтому важно выделить отличительные признаки этого понятия, чтобы определиться в главном вопросе, носящем характер связующего звена со многими другими, менее общими проблемами рассматриваемого института.

Есть и более веские в практическом отношении основания, по которым это необходимо сделать. Во-первых, оно важно для умения отграничивать ответственность в сфере предпринимательства от других видов ответственности и принуждения, в частности и в сфере экономики и тем самым правильно применять закон, во-вторых, это нужно законодателю, так как уже сейчас наметилась тенденция сведения ответственности в сфере предпринимательства только к штрафу1. И наконец, последней причиной, по которой мы хотим рассмотреть сущность понятия административной ответственности в сфере предпринимательства, является то, что это понятие установлено в КоАП России, является новеллой для России и мало исследованной областью в юриспруденции, в частности и в административном праве и соответственно может пониматься и толковаться по-разному. Поэтому в науке административного права остается открытым для научной дискуссии вопрос об административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности.

Как уже было сказано, это понятие носит, системный характер и традиционно рассматривается как составная часть таких понятий, как юридическая ответственность, правовое государственное принуждение, администра тивное принуждение, административная ответственность1. И хотя административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности по содержанию административных правоотношений является родственной по отношению к ответственности коллективных и индивидуальных субъектов, механическое перенесение признаков последних на первую вряд ли будет оправданным с научной точки зрения.

Юридическая ответственность это понятие большинство ученых связывают с государственным принуждением. И здесь можно увидеть весьма разнообразную картину мнений.

Принуждение — сложное государственно-правовое образование. С точки зрения внутреннего содержания принуждение состоит в регламентированном нормами права специфическом воздействии на личность, граждан и коллективных субъектов с целью регулирования их поведения, имеющего социальное значение , упорядочения, охраны и вытеснения из жизни общества соответствующих нежелательных общественных отношений3. Таким образом, государственное принуждение выступает как правовое принуждение, и как правило, связывается с неправомерными действиями субъектов, во-вторых, государственное принуждение имеет форму и содержание, выражающиеся в применении к субъектам правоотношений определенных мер за нарушение правовых норм, и в отдельных случаях в силу особой необходимости4, в третьих, основанием применения мер принуждения может быть виновное правонаруше ние и объективно-противоправное деяние. При отсутствии правонарушения признак вины не является обязательным для некоторых видов государственного принуждения, в четвертых, государственное принуждение имеет свою логическую структуру и включает группу последовательно применяемых мер в зависимости от их целевого назначения и внутреннего содержания, в — пятых, меры, относимые к государственному принуждению, могут быть реализованы добровольно самим принуждаемым (штраф, снос незаконно возведенного строения).

Средства государственного принуждения довольно разнообразны, что предполагает возможность их классификации. Наиболее существенными классификационными признаками, на наш взгляд, являются следующие: самостоятельность реализации мер, последовательность их применения. По этим критериям можно выделить итоговые меры и меры вспомогательного, промежуточного назначения, меры применяемые в первую очередь и меры разрешающие дело по существу.

В зависимости от целей применения и внутреннего содержания выделяют как правило: меры пресекательного характера и «штрафные меры». Применительно к последней классификационной группе санкций следует сказать то, что некоторые авторы выделяют эти меры в качестве единственных, которыми представлено все принуждение . Таким образом, с учетом изложенного, если рассматривать государственное принуждение, как охранительное правоотношение, т.е. в динамике, оно имеет как минимум две основные функции: обеспечение прекращения совершаемых противоправных действий; наказание, «кара» за содеянное.

Правовые и фактические основания административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности

В современной правовой науке и теории административного права общепризнанным является положение о существовании двух оснований юридической ответственности: «закон, как правовое основание, а второе основание составляет правонарушение — как основание фактическое. «1 Правовое основание административной ответственности представляет собой «систему правовых актов, устанавливающих административную ответственность (материально — правовая основа) и регулирующих производство по делам об административных правонарушениях (процессуально правовая основа)»2.

Административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности, как и любой другой институт административного права, долгое время испытывала на себе негативное влияние сложившейся системы государственного управления. Продолжительный период в нашей правовой системе существовала тенденция «перемещения центра тяжести власти и правового регулирования в стране от Верховного Совета и закона к правительству и правительственным актам (в условиях культа личности), а от правительства — к ведомствам (застойный период), что вело одновременно от управления на основе закона к выполнению по усмотрению исполнительных органов3. Этот недоста ток правовой системы не раз отмечался как признак снижения эффективности действенности права, как переход от законотворчества к ведомственному нормотворчеству. Последнее содержит в себе негативное влияние узковедомственных интересов. «Особенно это касается ситуации, когда издаваемая норма распространяется и на неподчиненные организации» . Данное обстоятельство в полной мере характеризует ситуацию, сложившуюся в практике установления административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности.

Закон должен составлять единственное правовое основание ответственности. Этот же принцип устанавливается Конституцией Российской Федерации 1993 г. Согласно ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: «к) административное, административно -процессуальное законодательство». Это означает, что по вопросам административной ответственности приоритет закреплен именно за законами, поэтому всякое установление ответственности органами осуществляющими подзаконную деятельность, а так же муниципальными органами, не основанное на законе Российской Федерации или ее субъектов, противоречит Конституции.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях проведен тот же принцип: «законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с общими положениями, установленными настоящим Кодексом, законов субъектов Федерации об административных правонарушениях» .

В соответствии с главой 14 КоАП России об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, такими составами являются: осуществление предпринимательской деятельности без госу дарственной регистрации или лицензии без специального разрешения; незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг при отсутствии установленной информации; нарушение порядка ценообразования; обман потребителей; нарушение иных прав потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное использование товарного знака; незаконное получение кредита; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве; воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции; незаконное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты; использование этилового спирта, произведенного из сырья и спиртосодержащей не пищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; нарушение законодательства об экспортном контроле; ненадлежащее управление юридическим лицом; совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий; осуществление дисквалицированным лицом деятельность по управлению юридическим лицом.

По таким критериям как порядок установления, юридическая сила актов устанавливающих административную ответственность в сфере предпринимательской деятельности, правовые свойства этих актов и также объем административной ответственности в них установленных, можно провести обобщенную классификацию правовых оснований административной ответственности в исследуемой нами области:

1. Законы Российской Федерации, устанавливающие административную ответственность: материальные нормы (провозглашающие административную ответственность за определенные правонарушения) и процессуальные нормы (посредством которых она реализуется). К их числу относится такой акт, как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот полнообъемный акт, устанавливает в целом административную ответственность в сфере предпринимательской деятельности на федеральном уровне, что облегчает их понимание и применение на практике. Такой акт может служить примером для дальнейшего развития института административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности. Этот закон обязателен для всеобщего соблюдения, и он являются серьезной гарантией законности и правопорядка в обществе.

Система и характеристика административных взысканий применяемых за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

Если следовать от общего к частному в теории юридической ответственности, то, пожалуй, трудно найти другой выражающий ее суть и конкретизирующий ее содержание элемент, признак, нежели чем система санкций (взысканий), применяющихся к правонарушителям. Взыскания не только определяют внутреннее правовое наполнение юридической ответственности, делают ее реально выраженной категорией с особым предназначением, они также в силу своей специфики позволяют судить об объеме отраслевых видов юридической ответственности, придавая им своеобразие правовых конструкций, определенных законодателем. Административные взыскания в этом смысле не исключения. Они несут в себе характерные черты административного метода воздействия на субъектов правонарушений. Они удобны для их реализации в рамках административного принуждения и адекватны по объему правоограничений, тяжести и особенностям административных правонарушений. По сути дела особенности административной ответственности максимально выражены в мерах ее олицетворяющих.

По общему правилу к числу административных санкций, характеризующихся как меры ответственности, относятся только административные взыскания, т.е. меры, имеющие главным содержанием своего применения наказание, кару, осуждение и порицание негативного поведения правонарушителя и определяющие окончательную оценку государством правонарушения1. Идентичное по формулировке определение мер ответственности существует в КоАП Рос сии. Применительно к административной ответственности физических лиц вопрос о взысканиях решен в законодательстве. В нем установлен их перечень, позволяющий рассматривать их как систему мер.

В КоАП России, регулирующего применение мер административного принуждения, довольно часто не определяется правовой характер той или иной санкции. Поэтому для установления сущности каждой отдельной меры необходим соответствующий анализ, как самой санкции, так и предусмотренных оснований и условий ее применения.

Вопрос о системе административных взысканий за коллективные правонарушения имеет приоритетное научное и практическое значение по отношению к проблемам характеристики каждого взыскания в отдельности. На сегодняшний день стоит задача определить круг мер, относящихся к административно-штрафным санкциям, которые налагаются на юридических лиц за административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, выделить их системные признаки, классифицировать взыскания, определить, таким образом, роль и значение каждого из них для системы взысканий в целом.

Административные взыскания могут и должны рассматриваться как системное понятие. Могут, потому что обладают необходимым единством, обусловленным задачей борьбы с административными правонарушениями, применяются в однообразном, в основном административном порядке, выражают собой другое системное понятие — административную ответственность, воздействуют на одних и тех же субъектов управленческих отношений, закрепляются в актах, содержащих нормы административного права, т.е. в однотипных источниках права. Помимо этого административно-наказательные меры по степени тяжести юридических последствий, наступающих при их использовании, имеют много общего между собой и тем отличаются от взысканий, предусмот ренных другими видами юридической ответственности .

Административные взыскания за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, должны рассматриваться как система в силу того, что такой порядок является традиционным в административном законодательстве и в практике правоприменения. Формально система взысканий выглядит как их перечень. Практическая необходимость его использования обусловлена исчерпывающим характером этого перечня, возможностью учета степени тяжести санкций для индивидуализации наказания.

Рассмотрение административных взысканий как системы, позволяет вводить новые составы правонарушений, сообразуясь с единым подходом к институту административной ответственности, что повышает эффективность административных санкций и уровень законности при установлении административной ответственности.

В ст 2.9. КоАП России предусмотрено, что за совершение административных правонарушений юридическими лицами, оно подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных статьями раздела особенной части КоАП России или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, и V настоящего Кодекса не указано, что они применяются к физическому лицу или к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении того и другого лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Еще по теме:

  • Как заполнить декларацию по имуществу 2014 год Как заполнить декларацию по налогу на имущество Статья опубликована в журнале "Вестник бухгалтера Московского региона" № 5 октябрь 2015 г. Л. Г. Федорова, В. Н. Горностаев, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Остаточная […]
  • Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих казахстана Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих казахстана Раздел 4 ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И КОМИТЕТА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ […]
  • Запись актов гражданского состояния в приморском районе Органы ЗАГС (органы записи актов гражданского состояния) г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области 1. #1 ДВОРЕЦ БРАКОСОЧЕТАНИЯ 190000, Санкт-Петербург, Английская наб., д. 28 м. ВАСИЛЕОСТРОВСКАЯ м. САДОВАЯ м. САДОВАЯ т. (812) 3149848 2. […]
  • Договор о порядке совместного проживания и ведения домашнего хозяйства Глава 8. Право общей совместной собственности супругов. Статья 60. Основания приобретения права общей совместной собственности супругов. 1. Имущество, приобретенное супругами за время брака, принадлежит жене и мужу на праве […]
  • Госпошлина за признание договора незаключенным Государственная пошлина, уплачиваемая по делам о долговых спорах Государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче искового заявления, встречного искового заявления, а также возражения на исковое заявление по долговым спорам, […]
  • Дом в земле в геленджике Купить дом в Геленджике - 196 объявлений Сегодня 03:20 | Дом в Геленджике Коттедж, 140 кв.м., 4 сот. ПРОДАЖА ОТ ЗАСТРОЙЩИКА: Выставляем на продажу новый, монолитно-каркасный дом "Средиземноморье 1", 138,5 м2, 1.5 этажей, с участком 4 […]
  • Защита прав детей в рб ПравоВед.by - Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде. Популярные вопросы: Смена должности ЗНБМ по 328 ч.1 Снятие с учета нуждающихся в улучшения жилищных условий Субсидия по 240 […]
  • Статья 328 ук об уклонистах Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу Карпенко Михаил Владимирович Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении Диссертация - 480 руб., […]