Право на охрану здоровья и медицинская помощь

Право на охрану здоровья и медицинская помощь

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Конституция Российской Федерации, Глава 2, Статья 41

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Статья 41 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.»

1. Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией РФ основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играет Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – «Основы»).

Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно статье 2 Основ охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основополагающим правовым актом, устанавливающим правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан в Алтайском крае, является закон Алтайского края от 08.04.2013 № 10-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края».

Закрепление права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Согласно ст. 29 Основ государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных выше в пункте 1);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В государственной и муниципальной системах здравоохранения гражданам предоставляется медицинская помощь бесплатно. В рассматриваемой статье Конституции РФ подчеркивается безвозмездное оказание медицинских услуг только гражданам России. Для иностранных граждан и лиц без гражданства медицинская помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 №186.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В данной Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения является важной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Основной целью данных программ является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями

В субъектах РФ действуют региональные программы.

Еще одной важной гарантией государства является принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. К таким мерам можно отнести осуществление дополнительного финансирования и создание механизмов развития ряда сегментов здравоохранения в части медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и др.

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Формирование здорового поколения – одна из наиболее приоритетных социальных проблем любого государства. В России она стала особенно злободневной. Здоровый образ жизни людей и здоровье нации в конечном счете зависят от того, как будет сформирован активный интерес к физической культуре и спорту, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию у молодежи и подрастающего поколения.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам России свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Так, ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации. Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья (ст. 212 Трудовой кодекс РФ).

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации Балашова Галина Васильевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Балашова Галина Васильевна. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2000 192 c. РГБ ОД, 61:01-12/154-7

Содержание к диссертации

Глава I. Конституционно-правовые основы охраны здоровья и медицинской помощи в Российской Федерации 15

1. Конституция Российской Федерации и российское законодательство об охране здоровья и медицинской помощи 15

2. Организационно-правовые основы охраны здоровья в Российской Федерации 51

Глава II. Реализация права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях формирования рынка медицинских услуг в России 75

1. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь и особенности формирования рынка медицинских услуг в современной России 76

2. Правовое регулирование платных медицинских услуг 97

Глава III. Гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь 106

1. Сущность и система гарантий права на охрану здоровья граждан и роль в ней медицинского страхования 107

2. Защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, закрепив их приоритет перед остальными социальными ценностями. К числу таких прав человека и гражданина, которые в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признаются, соблюдаются и защищаются государством, относится и право на охрану здоровья1. В соответствии со статьей 41 каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь2, которое рассматривается как основное, естественное, субъективное право человека.

Это право обеспечивается социальной политикой государства, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением населению доступной медицинской помощи, а также охраной окружающей среды.

Право на охрану здоровья фактически обусловливает гарантированную обществом и государством возможность человека и гражданина получать медицинскую помощь в виде лечения, профилактики болезней и охраны окружающей среды.

При реализации платных медицинских услуг иногда нарушается конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Эти вопросы тоже требуют более основательного законодательного осмысления и решения.

В процессе формирования рынка медицинских услуг встречаются случаи несоблюдения и нарушения существующего перечня оказания бесплатной медицинской помощи, в основном связанной с недофинансированием государственной системы здравоохранения.

Право на медицинскую помощь является естественным, данным от рождения, неотъемлемым правом личности. Оно не может быть передано другому лицу, от него нельзя отказаться, оно не может быть отчуждено и не может быть оценено, т.е. это — нематериальное благо.

Неотъемлемые права и свободы человека и другие нематериальные блага в развитии основных положений Конституции защищаются в Российской Федерации гражданским законодательством (п.2, ст.2 ГК РФ)1. В соответствии с п.1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, право авторства, иные личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом2.

В современных условиях сохраняющееся трудное, во многом кризисное, состояние здравоохранения в России стало общенациональной проблемой и нуждается в разностороннем, в первую очередь, конституционно-правовом рассмотрении, исследовании и решении, с позиции собственного конституционного права.

Укрепление российской государственности, обеспечение национальной безопасности России, ее возрождение как великой державы невозможны сегодня без глубокого осмысления и решения рассматриваемой проблемы, без дальнейшей конкретизации и строгого соблюдения всесторонних гарантий конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Степень научной разработанности темы. Избранная для исследования тема достаточно широка и многогранна. Она во многом имеет комплексный, системный характер и уже получила отражение и определенную разработку в правовой литературе. Но она и сегодня требует глубокого анализа, исходя прежде всего из самой Конституции Российской Федерации, российского законодательства в области охраны здоровья и организации медицинской помощи, а также конституций, законодательства и историко-правового опыта других государств. И, что особенно важно, время требует дальнейшей детальной разработки этой научно-практической проблемы в рамках российского конституционного права и на этой основе в рамках целой группы других отраслей и областей права, таких как гражданское, административное, трудовое, уголовное, семейное, международное публичное право и другие.

Надо учитывать также, что вопросы здоровья, его значения в жизни и деятельности человека ставились еще в древности в Египте, Греции, Риме, Индии, Китае труды Аристотеля, Платона, «Артхашастра или Наука политики» (в Индии в IV в. до н.э.)1.

В древних цивилизациях уже стали действовать определенные гласные или негласные правила, которые регулировали деятельность по оказанию медицинской помощи. Кодекс Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) в Древнем Вавилоне определял меру ответственности врача за нанесение ущерба здоровью пациента. Аналогичный подход характерен для Законов Ману (X-V вв. до н.э.) в Древней Индии и т.п.

Эта традиция нашла отражение и развитие в трудах мыслителей, правоведов, деятелей медицины в последующей истории, в новое и новейшее время.

Большое значение для конституционного правового анализа избранной нами темы имеют исследования специалистов в области организации и истории медицины.

Медицинская деятельность в России носила общественный характер. Наиболее полное выражение черты русской общественной медицины в XIX в. нашли в земской медицине.

Большую роль в разработке российской концепции медицинской помощи сыграли выдающиеся врачи С.П.Боткин, Н.В.Склифасовский и др.

Именно из земской медицины Н.А.Семашко и З.П.Соловьев взяли почти все основные принципы, такие, как бесплатность и общедоступность, профилактическое направление, участие общественности, самого населения в охране здоровья.

В нашей стране первые содержательные публикации по вопросам охраны здоровья, включая рассмотрение и правовых аспектов этой проблемы, появились уже в начале XX века, то есть еще в ту пору, когда в России только начал ставиться вопрос о необходимости принятия основного закона (конституции) и конституционном регулировании прав граждан.

Наиболее заметными среди этих публикаций были работы П.И.Куркина (1912 г.) и А.Н.Винокурова (1913)1. В послеоктябрьский период российские исследователи Н.А.Вигдорчик и М.Я. Лукомский в работах 20-х годов особое внимание уделяли медицинскому страхованию, его организационно-правовым основам2.

В современных условиях вопросами организации охраны здоровья и оказания медицинской помощи активно занимаются В.В.Гришин, В.З.Кучеренко, Ю.П.Лисицын, Е.Н.Савельева, В.И.Стародубов, Ю.Л.Ильченко, Е.И.Чазов и другие3. В работах этих специалистов по социальной гигиене и организации здравоохранения освещается и целый ряд правовых аспектов этих государственно важных проблем.

Вопросами правового регулирования медицинского обслуживания населения в современной правовой науке занимались и занимаются Н.С.Малеин, Н.Ф.Герасименко, М.Н.Малеина, В.А.Глушков, Г.Н.Красновский, А.Н.Сагиндыкова и другие специалисты. Большое значение для настоящего диссертационного исследования имели труды таких ученых-правоведов (особенно в области конституционного права), как С.А.Авакьян, М.В.Баглай, Г.В.Барабашев, Д.Н.Бахрах, А.В.Васильев, И.И.Веремеенко, Л.Д.Воеводин, А.П.Герасимов, Б.П.Елисеев, Ю.Н.Жданов, С.Э.Жилинский, Д.Л.Златопольский, А.И.Иойрыш, И.А.Исаев, Е.И.Козлова, Л.М.Колодкин, А.П.Коренев, И.Н.Корешкова, В.М.Курицын, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, В.О.Лучин, Н.А.Михалева, А.А.Мишин, А.С.Пиголкин, Ю.А.Тихомиров, Е.В.Халипова, Р.О.Халфина, В.С.Чернявский, В.Е.Чиркин и других известных специалистов российского права1. Поскольку конституционное право на охрану здоровья и получение медицинской помощи относится к числу важнейших социально-экономических прав человека, поэтому автором использованы конституции2, соответствующие законы и работы зарубежных ученых в этой области, для обоснования собственного подхода к анализу реализации конституционного права на охрану Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., 1997. С. здоровья и медицинскую помощь и его гарантий. Этот аспект охраны здоровья в литературе исследован недостаточно. Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и осуществление его гарантий. Предметом исследования являются собственно

конституционно-правовые и организационно-правовые основы, нормы и принципы охраны здоровья в Российской Федерации и системы здравоохранения Российской Федерации в целом, а также правоприменительная практика.

Цели и задачи исследования. Цель данной диссертации заключается в комплексном исследовании конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, его реализации в современной России, а также установленных законом, соблюдаемых и совершенствуемых гарантий.

Данная цель предопределила следующие конкретные задачи исследования:

— анализ юридической, медицинской, экономической и исторической литературы по данному кругу государственно важных вопросов и обобщение содержащихся в ней выводов с позиции цели, стоящей перед автором;

— анализ Конституции Российской Федерации, а также конституций других государств, современного российского законодательства, регулирующего охрану здоровья населения и медицинские отношения в стране в целом и в субъектах Федерации с точки зрения его генезиса и тенденций развития; — определение целей, задач, принципов и основных направлений государственной политики в сфере охраны здоровья граждан; — изучение конституционно-правовых и организационно-правовых основ здравоохранения в Российской Федерации;

— анализ особенностей реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях формирования рынка медицинских услуг в современной России;

— исследование системы гарантий права на охрану здоровья и медицинскую помощь и места в ней медицинского страхования;

— обоснование предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные и иные правовые акты, регламентирующие охрану здоровья и оказание медицинской помощи.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Методологическую основу данной диссертационной работы составили диалектическая теория познания и основанные на ней методы. В ходе работы использовались общенаучные (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, дедукция и индукция и т.п.) и частнонаучные (логико-исторический, историко-гносеологический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический и т.п.) методы исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования являются монографические труды по конституционному праву, общей теории государства и права, истории государства и права, теории социального и государственного управления, теории систем.

Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы, материалы соответствующих исследований, в которых принимала участие и автор. Материалы органов управления здравоохранением, фондов обязательного медицинского страхования как в нашей стране, так и за рубежом.

Нормативно-правовую базу исследования составляет прежде всего Конституция Российской Федерации, конституции других государств, федеральные конституционные законы, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, федеральные законы: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие нормативные правовые акты, а также законодательные и иные акты субъектов Российской Федерации.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту. В диссертации осуществлена попытка комплексного анализа конституционного права на охрану здоровья граждан и медицинскую помощь населению и стратегия его реализации в Российской Федерации, а также его взаимодействие с другими правами человека и гражданина.

В результате проведенного исследования дана характеристика указанной чрезвычайно важной проблемы конституционного права. Итогом анализа поставленных цели и задач являются выносимые автором на защиту выводы и положения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, будучи одним из наиболее существенных, основных прав гражданина и человека, представляя достижение современного государственного строительства, предполагает комплексное его обеспечение нормами различных отраслей современного российского права.

2. В целях завершения создания и обеспечения действенного функционирования единой системы (макросистемы) здравоохранения РФ необходимо окончательно, с позиции конституционного права, отрегулировать вопросы взаимодействия и координации составляющих ее государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Для эффективного решения указанной государственно значимой задачи необходимо и важно разработать и в перспективе принять федеральный закон о координации вопросов здравоохранения, обеспечить его результативное влияние на улучшение оказания медицинской помощи российским гражданам.

4. Необходимо принятие Кодекса Российской Федерации об охране здоровья граждан.

5. Необходимы согласованная политика и конституционно-правовое регулирование в области охраны здоровья и медицинской помощи на уровне Российской Федерации и субъектов РФ.

Правовое регулирование в субъектах РФ носит чисто региональный характер и в ряде случаев не соответствует требованиям Конституции РФ и федеральным законам, что негативно сказывается на качестве медицинской помощи и организации здравоохранения в целом. 6. Требуется учет опыта конституционного регулирования и государственной деятельности в зарубежных странах в области обеспечения права населения на охрану здоровья и медицинскую помощь, взаимный обмен опытом, активизация взаимодействия государственных и частных систем здравоохранения и соответствующих межпарламентских связей.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что она представляет собой системное комплексное исследование существующего в России конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, его реализации, а также его взаимодействия с другими правами, защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Разработка данной темы имеет важное значение и для различных областей права — гражданского, административного, трудового, муниципального, уголовного и других. Ее исследование позволяет предложить новые пути для законодательного разрешения государственно значимых проблем, связанных с охраной здоровья и медицинской помощи различным категориям граждан и реализацией права на них. Практическая значимость выражается также и в существенных конкретных предложениях по обобщению имеющегося опыта и совершенствованию действующего законодательства. Предложения правотворческого характера, полученные в ходе исследования, внесены в проекты законодательных и иных нормативных правовых (ведомственных) актов, регулирующих охрану здоровья граждан. Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и рекомендована к защите на кафедре конституционного и международного права Московской академии МВД России. Результаты, выводы и практические рекомендации диссертационного исследования используются в деятельности медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации, федеральных учреждений здравоохранения, учреждениях здравоохранения г.Москвы и других субъектов Российской Федерации, а также в лекциях и выступлениях автора на научно-практических конференциях и служебных совещаниях.

Результаты исследования отражены в научных публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав (6 параграфов), заключения, библиографии.

Результаты исследования отражены в научных публикациях автора:

Конституционно-правовые основы охраны здоровья граждан России.

Право на охрану здоровья в Российской Федерации.

Потребность развития права в сфере медицинских услуг.

Правовые основы медицинского страхования.

Содержание и особенности гражданско-правового договора оказания платных медицинских услуг.

Медицинская услуга — объект правого регулирования.

Особенности правового регулирования платных медицинских услуг.

Конституция Российской Федерации и российское законодательство об охране здоровья и медицинской помощи

Для реальной жизни и деятельности россиян существенно важным является тот факт, что в пунктах 1 и 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь1. Иначе говоря, как право на охрану здоровья, так и право на медицинскую помощь являются основными, конституционными правами каждого, т.е. благоприятствует реализации права на жизнь каждого россиянина. Этот фундаментальный феномен предопределяет в каком социально- правовом качестве вступает новая Россия в XXI век, в новое тысячелетие.

В соответствии со ст.7 Конституции 1993 года Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека. Это направление деятельности российского государства отвечает нормам международного права в области прав человека и обеспечивает достойное место России в международном обществе1.

Во Всеобщей декларации прав человека особо подчеркнуто, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи2».

В развитие этих фундаментальных положений в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека3 закреплены меры, которые необходимо принять государствам, которые участвуют в этом Пакте. К ним относятся мероприятия, необходимые для обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здоровья ребенка, для улучшения всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности, для предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними, для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Важно, что Россия руководствуется принципами и норами, общепризнанными в цивилизованном сообществе. Необходимо с правовой точки зрения специально отметить, что в Европейской социальной хартии (1961 год)1 право на социальную и медицинскую помощь названо в числе семи основных прав.

Суть права на социальную и медицинскую помощь (статья 13) заключается в том, что любому лицу, которое даже не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии добыть их своими собственными усилиями, ни получить их из других источников, должна быть предоставлена соответствующая помощь, а в случае болезни — уход, необходимый в его состоянии, а также возможность получения любой помощи, чтобы предотвратить, устранить или облегчить состояние личной или семейной нужды2.

В вышеназванном документе речь идет и о праве на охрану здоровья (статья 11), об обязательствах государств устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан и населения в целом3.

Государство соблюдает эти обязательства при наличии у него соответствующей системы здравоохранения.

Основными элементами такой системы являются надлежащая и общедоступная государственная система здравоохранения, позволяющая оказывать необходимую медицинскую помощь всему населению и обеспечивающая профилактику и диагностику болезней; специальные меры по защите здоровья матерей, детей и лиц пожилого возраста; общие меры, направленные на предотвращение загрязнения воздуха и воды, защиту от радиации и шума, контроль качества продукции питания и состояния окружающей среды и борьбу с алкоголизмом и наркоманией.

Организационно-правовые основы охраны здоровья в Российской Федерации

Для того, чтобы эффективно реализовать права и возможности населения в области получения медицинской помощи, надо выстроить продуманную, рациональную систему здравоохранения, организовать и совершенствовать ее деятельность.

Для более глубокого исследования системы российского здравоохранения, а также понимания основных направлений ее реформирования необходимо учесть организационно-правовые основы и опыт функционирования различных систем здравоохранения, существующих за рубежом.

Одни из них централизованы, другие децентрализованы; один используют принципы страхования, другие используют финансирование из бюджета; одни охватывают всех граждан, другие нет.

Во многих экономически развитых странах население в целом благоприятно воспринимает имеющуюся в каждой из них систему здравоохранения, хотя далеко не считает ее идеальной. В связи с этим практически везде в мире происходят перемены, порой достаточно существенные, а иногда и радикальные, в здравоохранении.

В мире с точки зрения организационно-финансовых особенностей можно выделять 4 основные принципиальные системы здравоохранения существующие в сегодня в мире: национальную (бевериджскую), страховую (бисмаркскую), частную (платную) и государственную (Семашко). Практически ни в одной из достаточно развитых стран (за исключением ряда стран — бывших республик СССР) указанные системы не представлены в чистом виде. Более того, в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система. Связано это с тем, что ни одна из систем не является идеальной. С течением времени каждое государство вынуждено или совершенствовать действующую в нем систему, или заменять ее другой. С конца 70 — годов процесс реформирования здравоохранения приобрел общемировой характер1.

Процесс реформирования идет сегодня и в российском здравоохранении. В целом же современная российская система медицинского обеспечения и здравоохранения имеет существенные особенности.

На основании норм пункта 1 статьи 17 и статьи 18 Конституции Российской Федерации любое из конституционных прав граждан должно обеспечиваться органами государственной власти и органами местного самоуправления2.

Конституция Российской Федерации (41 статья) закрепляет положение, согласно которому социальная деятельность в области охраны здоровья должна быть организована так, чтобы в ней взаимодействовали государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, а также государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения1.

Социальный характер государства Конституция Российской Федерации относит к основам конституционного строя. Конституционный строй представляет собой определенный способ организации государства, который закреплен в его конституции2. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, а также сами государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения являются предусмотренными Конституцией гарантиями социальной государственности в России.

Каждая из указанных систем — государственного здравоохранения, муниципального здравоохранения, частная система здравоохранения имеют много общего, особенно в постановке целей, задач и функций, исходя из главной единой цели — охраны здоровья граждан

Каждая из трех основных перечисленных систем одновременно отличается и существенной спецификой, имеет свои аспекты и своеобразие, которые и делают в целом всю систему, механизм оказания медицинской помощи сложным, многогранным, комплексным, но и результативным, играющим большую, можно сказать возрастающую, роль в развитии и функционировании как всей социальной сферы, так и в особенности собственно здравоохранения, медицинского обеспечения, охраны здоровья, безопасности труда, экологической безопасности, медицинского страхования, физической культуры и спорта, других родственных областей и сфер1.

Согласно Конституции Российской Федерации государственные, муниципальные и частные учреждения здравоохранения входят как составные элементы в государственную муниципальную частную системы здравоохранения. В то же время взаимодействие учреждений здравоохранения с системой здравоохранения и его результаты могут быть разнообразными, поэтому на их анализе необходимо остановиться специально.

Наша конституция не детализирует содержания конституционного института, учреждения здравоохранения. Подобный анализ дан в текущем законодательстве.

Гражданский кодекс РФ (п.1 ст. 120) рассматривает учреждение как организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь и особенности формирования рынка медицинских услуг в современной России

В условиях реформирования здравоохранения и постепенно налаживаемой, но все еще сохраняющейся неустойчивой экономической ситуации в России важное значение приобретает конституционно-правовое регулирование медицинской помощи населению, ведущее к стабильности финансового обеспечения лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях.

Права и свободы гражданина России обеспечиваются путем создания и сохранения необходимого уровня защищенности конституционного строя, материальных и духовных ценностей общества, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. В перечень указанных объектов следует включить уровень и качественную характеристику здоровья народа.

Конституционное право на охрану здоровья фактически обусловливает гарантированную обществом и государством возможность человека и гражданина получать медицинскую помощь в виде лечения, профилактики болезней и охраны окружающей среды.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь тесно связан с такими правами, как право на жизнь, право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, право на отдых, право на труд и другие. Особое внимание уделяется правам ребенка.

Все большее значение приобретает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь необходимо рассматривать именно во взаимосвязи и взаимодействии с другими правами и свободами человека и гражданина.

Система здравоохранения существует сегодня в период функционирования все еще неустойчивой экономики, которая постепенно выходит и выйдет из такого тяжелого, но в конечном счете временного состояния.

Финансовый кризис, охвативший в том числе и систему здравоохранения, поставил учреждения здравоохранения перед серьезной проблемой выживания в период рыночных реформ. Сегодня учреждения здравоохранения рассматривают как дополнительный источник финансирования оказание дополнительных к основным платных медицинских услуг. Все это обусловливает принципиально новые отношения в сфере здравоохранения, которые в условиях рыночных отношений будут развиваться и далее .

Хотя при реализации платных медицинских услуг иногда нарушается конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Эти вопросы тоже требуют более основательного законодательного осмысления и решения.

В процессе формирования рынка медицинских услуг встречаются случаи несоблюдения и нарушения существующего перечня оказания бесплатной медицинской помощи, в основном связанной с недофинансированием государственной системы здравоохранения.

Одновременно законодательно закреплено предоставление на платной основе медицинских услуг всех видов и негосударственными медицинскими учреждениями.

Сочетание таких явлений, как медицинская деятельность и рынок стало новым явлением для России конца XX века, но сейчас оно уже мало у кого вызывает неприятие.

Современные реалии общественной и экономической жизни позволяют, во-первых, говорить о медицинской деятельности как одном из необходимых средств формирования и развития цивилизованного, продвинутого рынка, а, во-вторых, рассматривать собственно медицинскую деятельность как объект рынка. При этом во втором случае мы сталкиваемся со специфическими явлениями, когда в достаточно специализированной, как принято считать, сфере нематериального производства — медицинской деятельности, начинают действовать закономерности и механизмы, присущие рыночной экономике.

К основным признакам нематериальных благ относятся: отсутствие у них материального (имущественного) содержания, они не могут быть оценены в денежном выражении; они неразрывно связаны с личностью их носителя, т.е. невозможно произвести их отчуждение или иным способом передать их другим лицам по каким-либо основаниям.

Сущность и система гарантий права на охрану здоровья граждан и роль в ней медицинского страхования

Современное научно-техническое развитие медицины требует не только увеличения роли права в осмыслении перспектив развития медицинской помощи, медицины, но и более пристального внимания к разработке системы гарантий конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Негативный характер таких процессов, как децентрализация в социальной сфере, тенденция к суверенизации и сепаратизму субъектов Российской Федерации, утрата планирования при распределении ресурсов, поляризация в удовлетворении потребности в медицинской помощи богатых и бедных, нерегулируемые законодательством платные медицинские услуги требуют осуществления активной деятельности по защите права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также разработки проблемы ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения.

Гарантированность прав и свобод личности является важным конституционно провозглашаемым принципом, определяющим реализацию этих прав и свобод.

Характеризуя конституционные гарантии прав и свобод, известный российский юрист проф.М.В.Баглай отмечает, что «под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства»1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина провозглашаются Конституцией, но не ограничиваются только их конституционным закреплением. Целью гарантий является обеспечение возможности реализации прав и свобод человека и гражданина Традиционно различают политические, юридические и социально-экономические гарантии.

Важное место среди этих гарантий занимает соответствующая политика государства, устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, уровень политической культуры, правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина, социальная стабильность, развивающаяся экономика1.

Помимо конституционного закрепления общего принципа гарантий прав, существуют и конкретные гарантии каждого права. Эти конкретные гарантии получают детальное обоснование в текущем законодательстве.

Нормы права, посвященные юридическим гарантиям, можно классифицировать несколькими способами.

По объему гарантируемых ими прав эти нормы подразделяются на: нормы права, посвященные общим юридическим гарантиям (т.е. тем, что обеспечивают реализацию достаточно широкого круга гарантируемых прав); нормы права, посвященные специальным юридическим гарантиям (т.е. тем, что обеспечивают какое-то определенное субъективное право либо определенный, достаточно узкий круг субъективных прав).

Примером нормы права, посвященной общим юридическим гарантиям прав граждан в обязательном медицинском страховании, является норма части 1 статьи 46 Конституции о судебной защите прав и свобод человека и гражданина. К нормам права, посвященным специальным юридическим гарантиям, следует отнести норму-принцип преамбулы закона о медицинском страховании — об усилении ответственности за охрану здоровья граждан. На ее основе при правовом регулировании отношений по обязательному медицинскому страхованию, осуществляемом подзаконными актами, должны предусматриваться конкретные меры ответственности граждан, организаций и органов власти за нарушение конституционного права на охрану здоровья. Установление данного принципа является реализацией закрепленной в статьях 2 и 45 Конституции обязанности государства по защите прав и свобод человека, осуществленной путем издания федерального закона.

По форме закрепления юридические гарантии можно классифицировать следующим образом: конституционные гарантии; гарантии, закрепленные в международных нормативных правовых актах; гарантии, закрепленные в федеральных конституционных законах; гарантии, закрепленные в обычных федеральных законах; гарантии, закрепленные в законах субъектов Российской Федерации; гарантии, закрепленные в нормативных правовых актах, изданных органами исполнительной власти;

Еще по теме:

  • Закон о банкротстве субсидиарная ответственность ВС назвал условия возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на руководителя предприятия Верховный Суд принял постановление, касающееся возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на […]
  • Конституционное право россии том 2 авакьян са 2005 Конституционное право России. В 2 томах. Авакьян С.А. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. — Т .1 - 864с., Т.2 - 912с. В книге освещаются вопросы российского конституционного права, становления и развития конституционно-правовых […]
  • Мтс узнать задолженность по договору Компания МТС - Задолженность по лицевому счёту [Недействительная] Здравствуйте! 16.12.2013 года на номер 8-919-743-14-07 полученно смс сообщение в котором говорится о задолженности по лицевому счету №226302334319 в размере 30.34 руб. Я […]
  • Дом в белгородской обл за материнский капитал Купить дом в Белгородской области по цене до 400 000 руб Средняя стоимость дома в Белгородской области 2 669 400 рублей, цена за квадратный метр - 27 000 рублей. Продам дом на 2 хозяина 41 и 42 кв. Рядом речка,лес. Торг уместен. […]
  • Коап рф на 2009 г Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 23 октября 2009 года Одобрен Советом […]
  • Как написать заявление на расторжение контракта Как написать заявление на расторжение контракта По требованию работника срочный трудовой договор может быть прекращен. Расторжение срочного трудового договора по желанию работника не допускается. Не путайте понятия: по желанию и по […]
  • Военная статья 88 Статья 88. Ежемесячная выплата инвалидам вследствие военной травмы Статья 88. Ежемесячная выплата инвалидам вследствие военной травмы Информация об изменениях: Законом Ярославской области от 3 ноября 2010 г. N 41-з в часть 1 статьи 88 […]
  • Ндс в расходах усн Проводки по НДС при УСН Статьи по теме Компании на УСН не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. То есть не исчисляют данный налог при реализации товаров (работ, услуг). Однако при покупке ценностей у плательщиков НДС в […]