Права и свободы гражданина германии

Конституционные права и свободы Германии

Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права в том варианте, который был возможен в ситуации, сложившейся в Германии к 1949 г. (не говорится о праве на труд и др.). Конституционные принципы, относящиеся к социально-экономическим правам, были существенно развиты и дополнены в дальнейшем современным законодательством.

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод Конституция называет: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки, на свободу совести и др.

Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения: об обязанности родителей заботиться о детях, закреплена обязанность воинской службы.

В Конституции предусмотрены юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. В частности, государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность за действия своего служащего. Права военнослужащих обязан защищать уполномоченный Бундестага (омбудсмен) по обороне.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ и в Основном законе ФРГ (сравнительно-правовой анализ) (Сазин С.Т.)

Дата размещения статьи: 01.12.2015

Базовым принципом законодательства Российской Федерации и законодательства Федеративной Республики Германия признается соблюдение прав и свобод человека: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В настоящее время объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью взаимодействия международного сообщества. Учитывая возникшую необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов в области прав человека, сравнительно-правовые исследования в данной сфере, несомненно, представляют обоснованный интерес.
Основные права являются фундаментальными, зафиксированными в конституции (основном законе) государства и важнейших международно-правовых актах по правам человека, кроме того, они правовая база для производных, но не менее важных прав. Исходя из этого, сравнительный анализ необходимо проводить, опираясь на нормы законов исследуемых государств — Конституции Российской Федерации и Основного закона Федеративной Республики Германия .
———————————
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 9. 3 марта. Ст. 851.
Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты / пер. с нем.; под ред. Ю.П. Урьяса. М.: Прогресс, 1991. Приводится по: Конституции государств Европейского союза / под общей редакцией Л.А. Окунькова. М.: Изд. группа «ИНФРА-М»; НОРМА, 1997. С. 181 — 234.

Сравнивая Конституцию России и Основной закон Германии в общем плане, следует отметить, что в них много общего. Во-первых, указанные фундаментальные государственные акты были приняты относительно недавно (в 1993 году и в 1949 году соответственно), во-вторых, указанные акты ознаменовали переход государства от авторитарно-тоталитарной системы к демократии, от империи к современному федеративному государству. Указанные основные акты как РФ, так и ФРГ закрепляли новые ценности, вокруг которых должно было объединиться общество, в отличие от других европейских государств, у которых универсальные ценности соответствуют их национальной истории, а в России и в Германии они находятся в резком противоречии с ней . Созданное демократическое немецкое государство пошло по пути поиска своей идентичности не в национальной истории, а в принятой государственной Конституции, не немецкая история, а Основной закон (Конституция) стал основой при образовании новой национальной идентичности ФРГ. Практически аналогичная ситуация возникла и в России. Таким образом, наблюдается сходство в форме закрепления основных прав и свобод человека и гражданина в исследуемых государствах.
———————————
Шпилев Д.А. Социальные гарантии в правовых системах России и Германии. Н. Новгород: НИСОЦ, 2009. с. 54.

В системе прав и свобод личности выделяют две большие группы прав: конституционные (основные) и отраслевые, закрепленные в текущем законодательстве. Под конституционными (основными) правами человека понимаются права, содержащиеся в конституции государства, принятые в развитие международно-правовых документов по правам человека. Конституционные права и свободы человека, закрепленные в конституции (основном законе), определяют правовое положение личности в государстве, они составляют юридическую базу для производных отраслевых прав, зафиксированных в отраслевом законодательстве. Данное обстоятельство связано с тем, что конституционные права и свободы не могут охватить все многообразие общественных отношений, и отраслевые права призваны их конкретизировать. Вместе они составляют правовой статус личности — совокупность прав и свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством .
———————————
Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003. 616 с. ISBN: 5-89123-388-6.

В Основном законе ФРГ раздел, посвященный основным правам и свободам, содержится в первой главе, что подчеркивает важность их соблюдения в современной Германии. Неприкосновенные, неотчуждаемые права человека признаются основой всякого человеческого общества и справедливости в мире (статья 1 Основного закона ФРГ). За гражданами закрепляются свободы: совести, вероисповедания, мнений, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессий. Гарантируется свобода и неприкосновенность собственности, вместе с тем декларируется, что собственность обязывает и пользование ею должно служить общему благу (статья 14 Основного закона ФРГ). Важной конституционной оговоркой является положение о том, что демократические права и свободы не могут использоваться для борьбы против свободного демократического порядка (статья 18 Основного закона ФРГ), возможность лишения основных политических прав, а также гарантий тайны переписки определяются специальными институтами конституционного контроля. Кроме того, основные права и свободы приобрели широкое значение: ими связаны все ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Признается первичность прав и свобод по отношению к другим разделам конституционного права, следовательно, положения о правах и свободах должны учитываться во всех правовых сферах. Как отмечают ученые-конституционалисты, за все 52 случая внесения изменений в Основной закон раздел об основных правах и свободах оставался практически нетронутым .
———————————
Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты / под ред. А. Азарова. М.: Московская школа прав человека, 2003. 560 с.

Председатель Федерального конституционного суда ФРГ доктор права, профессор Ю. Лимбах отмечает, что в решениях Федерального конституционного суда ФРГ в качестве важнейших целей государства называются: забота о нуждающихся людях (социальное пособие); гарантия прожиточного минимума, достойного человека; учет интересов слабых в социальном отношении людей; забота о существовании в случаях наступления нетрудоспособности или профессиональной непригодности, а в литературе к приведенному перечню добавляется еще повышение благосостояния .
———————————
Лимбах Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях Конституционного Суда. Пер. с нем // Российская юстиция. 2002. N 8. С. 11.

И в Основном законе ФРГ, и в Конституции РФ закреплен важнейший демократический принцип, обусловливающий действие значительного количества прав и свобод, — принцип равенства перед законом и судом. Положения, закрепленные в статье 3 Основного закона ФРГ и статье 19 Конституции РФ, во многом схожи: равенство всех граждан перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчин и женщин, запрет дискриминации по признаку пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных и политических взглядов. Однако в Конституции РФ также установлена гарантия равенства прав и свобод вне зависимости от имущественного и должностного положения, а также принадлежности к общественным объединениям. Полагаем, что данные критерии были выделены отдельно в силу исторических изменений российского государства и права. Путь к построению демократического правового государства после распада СССР прямо предполагал отказ от принципов тоталитарной советской системы. Преференции и привилегии советской бюрократии и партийных работников, один из важных признаков советского строя, противоречат принципам демократизма. Полагаем, что именно поэтому данное положение закреплено в Конституции РФ.
Конституция Российской Федерации, как и Основной закон Федеративной Республики Германия, устанавливает непосредственное действие прав и свобод. Тем самым устанавливается, что права и свободы признаются, охраняются и определяют смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Обе Конституции закрепляют право на жизнь, устанавливают, что вмешательство в это право возможно только на основании закона.
Конституция РФ закрепляет свободу совести и свободу вероисповедания, а вместе с ними и право выбирать, иметь и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28). Данное право закреплено и в Основном законе ФРГ (часть 1 статьи 4), вместе с тем установлена гарантия беспрепятственного отправления религиозных обрядов (часть 2 статьи 4).
Свобода слова установлена с некоторыми различиями, так, в статье 5 Основного закона ФРГ содержатся следующие положения: право свободно выражать мнение и распространять его устно, письменно и посредством изображений; свобода печати, радио и кино; запрет цензуры; ограничение данных прав только законом. В Конституции РФ также и практически дословно изложены положения, относящиеся к свободе слова, вместе с тем в части 2 статьи 29 закреплено: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Право на объединение, одно из важнейших прав в сфере трудовых отношений, закреплено в Основном законе ФРГ значительно более полно и имеет значительно более сильные гарантии, чем в Конституции РФ. Основным законом ФРГ установлено не только право на вступление в свободные общественные объединения, но и запрет на деятельность противозаконных объединений, а также важнейшая гарантия — запрет мер, ограничивающих деятельность профсоюзов. Содержание в Основном законе ФРГ определяет профсоюз как орган защиты интересов трудящихся. Продолжая говорить о трудовых отношениях, отметим, что в обеих Конституциях установлено право выбирать профессию, место работы. Однако имеется немаловажное отличие — в Конституции РФ установлен запрет принудительного труда, в то время как Основной закон ФРГ допускает принудительный труд при лишении свободы. Данный факт свидетельствует о различиях систем наказаний России и ФРГ.
Практически идентично в Конституциях закреплено право на неприкосновенность жилища, право собственности и право наследования, право частной собственности на землю, право на свободу передвижения по всей территории государства, право обращаться лично и направлять обращения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления и органы народного представительства, право на тайну переписки. Однако в Основном законе ФРГ заложена императивная норма, не имеющая аналога в Конституции РФ, а именно статья 18 Основного закона ФРГ фиксирует: «Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (статья 8), свободу объединений (статья 9), тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи (статья 10), право собственности (статья 14) или право убежища (статья 16-а) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Факт и пределы утраты указанных прав определяются решением Федерального конституционного суда». Представляется, что такое императивное ограничение права и свобод связано с предшествующим историческим периодом.
Подводя итог краткому сравнительно-правовому анализу конституционных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в Основном законе Федеративной Республике Германия, необходимо констатировать, что содержащиеся в фундаментальных актах России и Германии гарантированные права и свободы человека и гражданина в целом соответствуют международным стандартам. Отдельные уточнения, направленные на развитие международных эталонов в области обеспечения прав и свобод, содержащиеся в основных правовых актах Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, лишь уточняют и конкретизируют международные стандарты.

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты / под ред. А. Азарова. М.: Московская школа прав человека, 2003.
2. Иойрыш А.И., Сигалов К.Е. Миф о правах человека // История государства и права. 2012. N 11. С. 35 — 38.
3. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003.
4. Лимбах Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях Конституционного Суда. Пер. с нем. // Российская юстиция. 2002. N 8. С. 10 — 12.
5. Сигалов К.Е. Международно-правовой аспект среды права и право человека // История государства и права. 2008. N 1. С. 67 — 71.
6. Сигалов К.Е. Право и история: методологические функции исторической науки // История государства и права. 2011. N 7. С. 22 — 26.
7. Суменков С.Ю. и др. Права и свободы человека: проблемы реализации, обеспечения и защиты: Материалы международной научно-практической конференции 5 — 6 июня 2011 года. Пенза — Прага: Научно-изд. центр «Социосфера», 2011.
8. Шпилев Д.А. Социальные гарантии в правовых системах России и Германии. Н. Новгород: НИСОЦ, 2009.

Защита прав человека

Устойчивое развитие

Armed Conflict Survey 2017

Внешняя политика

«Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти». Это – четкий мандат статьи 1 Основного закона, в которой ФРГ признает «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека в качестве основы всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле». К этой обязанности ФРГ серьезно относится и в рамках своих внешних связей. Защита и усиление прав человека играют особую роль во внешнеполитическом и международном контекстах, ведь зачастую систематические нарушения прав человека являются первым шагом, ведущим к конфликтам и кризисам. Вместе с партнерами по ЕС и в сотрудничестве с ООН ФРГ выступает во всем мире за защиту и дальнейшее развитие стандартов в области прав человека.

Деятельность в международных организациях по правам человека

ФРГ является участницей важных конвенций ООН и дополнительных протоколов к ним (пакт о гражданских правах, пакт о социальных правах, конвенция о борьбе с расизмом, конвенция о правах женщин, конвенция против пыток, конвенция о правах ребенка, конвенция о правах инвалидов, конвенция против насильственного исчезновения). Среди последних подписанных документов – Дополнительный протокол к Конвенции против пыток и Конвенция о правах инвалидов, которые вступили в силу в 2009 г. ФРГ была первой европейской страной, ратифицировавшей Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, предоставляющий возможность подачи индивидуальных жалоб.

Федеральное правительство поддерживает ­защиту от дискриминации и расизма, выступает против смертной казни во всем мире, за право на участие в политической жизни и за правовую защиту, отстаивает свободу ­религии и мировоззрения, борется с торговлей людьми и настаивает на реализации права на жилье и права на чистую питьевую воду и санитарию. 2,1 млрд. человек во всем мире не имеют доступа к чистой воде. Выделяя ежегодно 400 млн. евро, ФРГ в качестве одного из крупнейших доноров в этой сфере в рамках многих проектов содействует тому, чтобы ситуация изменилась. Доступ к воде, одна из новых тем в области прав человека, является важным основным направлением сотрудничества с ФРГ в целях развития. Уже только в Африке таким образом до 2017 г. для 25 млн. человек был обеспечен доступ к водоснабжению.

ФРГ была с 2013 по 2015 и с 2016 по 2018 гг. членом Совета по правам человека ООН в Женеве (Швейцария). Важнейшим инструментом Совета по правам человека является «общий регулярный обзор», в рамках которого каждое государство-член ООН информирует о выполнении своих обязательств в области прав человека и отвечает на критические замечания. ФРГ прошла эту процедуру в 2018 г. в третий раз.

ФРГ – одна из самых активных стран в Совете Европы (СЕ), в который входят 47 государств-членов и который выступает за защиту прав человека и за содействие им, за верховенство закона и демократию во всей Европе. Благодаря далеко идущим соглашениям, прежде всего Европейской конвенции по правам человека, СЕ содействует развитию общего европейского правового пространства и контролирует соблюдение обязательных общих стандартов и ценностей на европейском континенте.

Инструменты международной политики в области прав человека

Одним из центральных институтов СЕ по реализации прав человека в Европе является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге (Франция). Каждый гражданин 47 государств-членов СЕ может напрямую обращаться в ЕСПЧ с жалобой на нарушение своих прав, защищенных Европейской конвенцией по правам человека. ФРГ решительно выступает за то, чтобы все государства-члены СЕ принимали и имплементировали соответствующие решения ЕСПЧ. Международный уголовный суд (МУС) в Гааге (Нидерланды) занимается международно-правовым преследованием тяжких международных преступлений, например военных преступлений, преступлений против человечности или геноцида. ФРГ высказывается за универсальное признание юрисдикции МУС.

Офис уполномоченного федерального правительства по политике в области прав человека и гуманитарной помощи Бербель Кофлер расположен в МИДе ФРГ. Уполномоченный наблюдает за развитием мировых событий, координирует правозащитную деятельность с другими государственными инстанциями и консультирует федерального министра иностранных дел. Парламентское сопровождение и контроль политики ФРГ в области прав человека с 1998 г. осуществляется Комитетом по правам человека и гуманитарной помощи Бундестага ФРГ. В качестве финансируемой государством, но независимой инстанции в 2000 г. был создан Германский институт по правам человека. В качестве национального правозащитного института он должен в духе Парижских принципов ООН содействовать поддержке и защите прав человека со стороны ФРГ у себя дома и за рубежом.

Защита прав человека – это и одна из важнейших сфер внешней киберполитики. В 2013 и 2014 гг. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции о праве на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровых технологий. Это результат германо-бразильской инициативы. ФРГ придерживается мнения, что права человека должны соблюдаться как online, так и offline. В 2018 г. ФРГ подчеркнула свою активную борьбу за защиту личной сферы в цифровой эпохе и переняла председательство в коалиции Freedom Online Coalition, которая занимается продвижением прав человека в цифровом веке.

Благодаря оказанию гуманитарной помощи федеральное правительство поддерживает во всем мире людей, оказавшихся в крайне бедственном положении в результате природных катастроф, военных столкновений или других кризисов и конфликтов или над которыми нависла угроза такого положения. При этом причины бедственного положения не имеют значения. Гуманитарная помощь – это выражение этической ответственности и солидарности с людьми, оказавшимися в беде. Она ориентирована на потребности нуждающихся и опирается на гуманитарные принципы человечности, нейтральности, беспристрастности и независимости.

Гуманитарная помощь для людей в крайне бедственном положении

ФРГ берёт на себя глобальную ответственность за людей в бедственном положении и активно борется за укрепление и дальнейшее развитие международной гуманитарной системы. В 2017 г. федеральное правительство ввиду постоянно растущих требований выделило бюджет в размере около 1,75 млрд. евро на гуманитарную помощь. Тем самым, оно стало вторым по размеру донором гуманитарной помощи во всём мире. Федеральное правительство оказывает свою гуманитарную помощь не напрямую, а поддерживает в финансовом плане подходящие проекты гуманитарных организаций ООН, Красного Креста и Красного Полумесяца и неправительственных организаций ФРГ. Основное внимание помощи ФРГ уделяется в первую очередь гуманитарным кризисам на Ближнем Востоке и в Африке. Помимо этого, ФРГ уже многие годы поддерживает и является вторым по величине донором Центрального фонда реагирования на чрезвычайные ситуации СЕРФ и гуманитарного фонда сообщества стран ООН.

Права и свободы гражданина германии

§ 2. Основные права

Общая характеристика

Основные права — это закрепленные в конституции неотъем­лемые и неотчуждаемые права и свободы человека и граждани­на. Учитывая особое значение основных прав, создатели Основно­го закона выделили их как систему ценностей и требований в са­мом начале текста, в первом разделе конституции. Следует, однако, иметь в виду, что помимо зафиксированных в разд. I Ос­новной закон гарантирует и другие права, которые по своим осо­бенностям не отличаются от прав, обозначенных законодателем как основные (ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 101, ст. 103, 104).

Основной закон исходит из естественной принадлежности че­ловеку его прав, которые не создаются конституцией, а призна­ются ею. Новым в немецкой конституционной истории в связи с этим является то, что основные права являются непосредственно действующими. Новое также и то, что все три ветви государ­ственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) свя­заны основными правами (ч. 3 ст. 1). В конституции Веймарской республики основные права признавались лишь постольку, по­скольку они были закреплены законами, а в соответствии с Основ­ным законом сами законы действуют только в рамках основных прав.

Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне, так как положения конституций зе­мель остаются в силе, поскольку они гарантируют основные права в соответствии со ст. 1—18 Основного закона (ст. 142).

В системе основных прав защита человеческого достоинства и право каждого на свободу занимают центральное место (ст. 1 и 2). Поскольку правами и свободами в равной степени обладают все, возможны коллизии при осуществлении основных прав, если к одному и тому же праву апеллируют с различных позиций многие лица. Поэтому использование прав и свобод ограничивается там, где начинается сфера прав других лиц. Действующий в ФРГ пра­вопорядок обеспечивает в спорных случаях судебное разрешение такого рода конфликтов. Общее провозглашение права каждого на свободу дополняется целым каталогом специальных прав (на жизнь, здоровье, свободу вероисповедания, свободу мнения, сво­боду объединения и т. д.).

Права, обеспечивающие свободы, дополняются правами, обес­печивающими равенство. Наряду с общей формулировкой принци­па равенства, данной в ч. 1 ст. 3, имеются также специальные положения, обеспечивающие равенство права, такие, как равно­правие мужчины и женщины (ч. 2 ст. 3), запрет предпочтения по признакам пола, происхождения, расы, языка, отечества, места рождения, вероисповедания, религиозных или политических взгля­дов, недопустимо также ущемление из-за недостатков, физичес­ких или умственных (ч. 3 ст. 3). В Основном законе закрепляются также равенство статуса граждан (ст. 33) и равенство в избира­тельных правах (ст. 38).

Свобода и равенство обеспечиваются согласно ч. 4 ст. 19 су­дебной защитой, которая гарантирует незыблемость основных прав. С этой целью в конституции предусмотрены пять видов судебной юрисдикции: суды общей юрисдикции (по гражданским и уголов­ным делам), административные суды, суды по трудовым спорам, финансовые суды и суды по социальным вопросам. Если гражда­нин считает, что решение одного из этих судов противоречит кон­ституции, он может обратиться за разрешением данного вопроса в конституционные суды.

Новым для германской конституционной истории является включение в Основной закон предписаний, направленных на за­щиту от антидемократического развития. К ним, в частности, от­носятся закрепленная в ч. 3 ст. 79 недопустимость изменения важ­нейших принципов конституции, а также закрепление ограниче­ний в осуществлении прав и свобод. Тот, кто злоупотребляет свободой мнений, в особенности свободой печати, свободой препо­давания, свободой собраний, объединений, тайной переписки и т. д., собственностью или правом убежища для борьбы против ос­нов свободного демократического строя, утрачивает эти основ­ные права. Утрата прав и ее пределы определяются решением Федерального конституционного суда. Специальное регулирова­ние содержится в ст. 17а, согласно которой для лиц, состоящих на службе в вооруженных силах или на альтернативной службе, на время службы ограничивается основное право выражать и рас­пространять свое мнение устно, письменно и посредством изоб­ражений, основное право собраний, а также право петиции в той мере, в какой оно предоставляет возможность обращаться с кол­лективными просьбами либо жалобами. Таким образом, позиция конституционного законодателя по вопросу ограничения основных прав такова: если основные права гарантированы конституцией, то и ограничены они могут быть лишь настолько, насколько это закреплено в нормах конституции или по крайней мере предус­мотрено в ней.

Германское гражданство

Конституция ФРГ проводит различие между всеобщими пра­вами человека и так называемыми гражданскими правами, кото­рыми обладают только немцы. Основной закон не употребляет термины «граждане», «гражданин». Согласно ст. 116 конституции немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, бе­женцы или перемещенные лица немецкой национальности, а так­же супруга или потомки одного из этих лиц. Немцами признают­ся также те бывшие граждане Германии, кто был лишен граж­данства между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным мотивам, и их потомки. Они подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Они считают­ся не утратившими гражданства, если после 8 мая 1945 г. посе­лись в Германии и не выразили иной воли. Сегодня термин «не­мец» в правовом отношении практически идентичен термину «гражданин ФРГ».

Согласно ст. 16 Основного закона лишение германского граж­данства запрещено, а его утрата возможна лишь на основании закона. Ни один немец не может быть выдан иностранному госу­дарству. Более подробно вопросы гражданства урегулированы в Законе о государственной принадлежности от 22 июля 1913 г., который продолжает действовать сообразно ч. 1 ст. 123 Основного закона. Конституция ФРГ относит регулирование вопросов граж­данства к исключительной компетенции Федерации (п. 2 ст. 73).

Гражданство ФРГ приобретается в основном по рождению. Ребенок приобретает по рождению германское гражданство, если один из родителей является немцем (в указанном выше смысле). Для иностранцев основным условием приобретения гражданства является натурализация, т. е. издание административного акта по ходатайству заинтересованного лица. К иностранцу предъявляют­ся определенные требования: быть дееспособным по законам сво­ей страны, вести безупречный образ жизни, иметь жилище и быть в состоянии содержать себя и своих близких.

Гражданство утрачивается в результате приобретения ино­странного гражданства, а также выхода из гражданства. Пос­леднее осуществляется на основе административного акта по ходатайству заинтересованного лица. Определенные категории лиц по закону не могут выйти из гражданства (чиновники, су­дьи, солдаты, военнообязанные, не прошедшие срочной служ­бы). Выход из гражданства считается недействительным, если вышедший из гражданства не приобрел в течение года иност­ранное гражданство.

Основные права

Прежде всего конституция гарантирует каждому свободное развитие личности, поскольку он не нарушает прав других и не идет против конституционного порядка и нравственного закона. В Основном законе закрепляются элементарные условия существо­вания, отвечающие природе человека: право на жизнь и физичес­кую неприкосновенность, а также свобода личности (ст. 2). Там же подчеркнуто, что вмешательство в эти права допустимо толь­ко на основании закона.

В тесной связи с гарантией свободы личности находится га­рантия свободы передвижения (ч. 1 ст. 11). Она включает в себя право свободного определения места пребывания и места житель­ства. Это право может быть ограничено лишь законом или на ос­новании закона в определенных, строго указанных случаях (ч. 2 ст. 11). Конституция закрепляет право на неприкосновенность жилища (ст. 13) и гарантии тайны переписки, почтовой, теле­фонной и телеграфной связи (ст. 10), рассматривая их как важ­нейшие условия неприкосновенности личной жизни. Эти права могут быть ограничены на основании оговорок, содержащихся ч. 2 и 3 ст. 13, а также ч. 2 ст. 10.

Основными в группе прав и свобод, обеспечивающих свободу личности, являются свобода вероисповедания, провозглашения общественных и религиозных взглядов и свобода совести (ст. 4). Эти свободы включают в себя также требование защиты от нару­шений и от любого, прямого или косвенного, принуждения в воп­росах веры или мировоззрения. Последовательно провозглашая свободу совести, конституция предоставляет право отказа от во­енной службы, если она противоречит убеждениям (п. 3 ст. 4).

К числу важнейших политических прав относится свобода мнений, которая подразумевает право каждого свободно выра­жать и распространять свое мнение устно, письменно и посред­ством изображения, а также получать информацию из общедос­тупных источников. Гарантируется свобода печати и свобода пере­дачи информации посредством радио и кино. Гарантии указанных свобод усиливаются запрещением цензуры. Ограничения этих прав устанавливаются законодательством об охране прав молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести (ч. 2 ст. 5).

В тесной связи с предоставлением свободы выражения мне­ний находится предоставленное всем немцам право собираться мирно и без оружия без предварительного заявления или разре­шения (ч. 1 ст. 8). Собрания позволяют использовать свободу выра­жения общего мнения для совместных действий. Они являются действенным политическим методом борьбы, наиболее приспособ­лены для выдвижения политических требований. Для собраний под открытым небом это основное право может быть ограничено за­коном или, на основании закона (ч. 2 ст. 8). Такие ограничения, в частности, содержатся в Законе о собраниях от 24 июля 1953 г.

Согласно ч. 1 ст. 9 «все немцы имеют право создавать союзы и общества». Это основное право служит охране политической сво­боды, так как представляет собой существенную предпосылку формирования общественного мнения, обеспечивает равные воз­можности для меньшинства и свободное политическое развитие. В понятие «объединения» согласно ст. 9 не включаются политичес­кие партии, политические и религиозные общества. Конституци­онное регулирование статуса партий содержится в ст. 21 Основно­го закона. Запрещаются объединения, цели либо деятельность ко­торых противоречит уголовным законам или направлены против конституционного строя либо против идеи взаимопонимания на­родов (ч. 2 ст. 9). Иное ограничение свободы объединений недопус­тимо. Как частный случай свободы объединений конституция (ч. 3 ст. 9) предоставляет право создавать объединения в целях улучше­ния условий труда и экономических условий. Это право гаранти­руется каждому и представителям всех профессий. Основной за­кон объявляет соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительными, а направ­ленные на это меры — незаконными.

Закрепленное в конституции (ст. 17) право петиции предос­тавляет возможность обращаться письменно — как отдельно, так и совместно с другими лицами — в компетентные учреждения или к народному представительству с просьбами и жалобами. В Основном законе отсутствует статья, где прямо закреплялось бы право каждого гражданина на участие в делах общества и госу­дарства, однако есть нормы, закрепляющие институты прямой (ст. 29) и представительной демократии, принадлежность всей го­сударственной власти народу (ст. 20, 28). Конституция устанавли­вает, что выборы являются всеобщими, прямыми, равными, тай­ными и свободными (ч. 1 ст. 38).

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Основной закон называет право выбора профессии, места работы и места получения образования (ч. 1 ст. 12). Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В конституции содержится гарантия права собственности и права наследования (ст. 14), в то же время она допускает возможность отчуждения и обобществления собственности на возмездной осно­ве (ч. 3 ст. 14 и ст. 15). В соответствии с принципом социальной государственности подчеркивается, что собственность должна слу­жить общему благу.

Гарантией духовной свободы является освобождение ее от опеки со стороны государства. Искусство и наука, исследования и преподавание свободны (ч. 3 ст. 5). Свобода преподавания не осво­бождает, тем не менее, от обязанности сохранять верность кон­ституции. Школьное дело, согласно Основному закону, находится под контролем государства. Преподавание религии обязательно, однако управомоченные на воспитание лица имеют право решать, будет ли ребенок участвовать в религиозных занятиях. Гарантируется право создания частных школ. В соответствии с немецки­ми традициями особое внимание конституция уделяет браку и семье. Уход за детьми и их воспитание является естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Брак и семья находятся под особой защитой государства.

Основные права человека и гражданина в Германии

Институт прав и свобод человека и гражданина, без преувеличения можно сказать, является стержнем Основного закона ФРГ. Помимо посвященной ему первой главы положения, касающиеся правового статуса личности, содержатся и в иных главах Конституции ФРГ.

При определении основ правового статуса личности создатели Основного закона ФРГ исходили из естественной принадлежности человеку его прав. Последние с их точки зрения не создаются конституцией, а признаются и охраняются ею. В соответствии с этим впервые в немецкой конституционной истории основные права человека и гражданина были конституированы как непосредственно действующие и обязательные для органов государственной власти.

Основной закон ФРГ закрепил важнейшие принципы правового статуса личности, среди которых первостепенное значение имеет принцип неприкосновенности достоинства человека. С позиций немецкого права неприкосновенность достоинства человека выступает в качестве ключевого принципа, первоосновы государственной власти. Не случайно, Основной закон начинается с декларирования именно этого принципа. «Достоинство человека неприкосновенно – гласит п. 1 ст. 1 – уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти». Согласно разъяснению Федерального Конституционного суда ФРГ, неприкосновенность человеческого достоинства «лежит в основе всех основных прав».

Отсюда очевидно, что неприкосновенность и неотчуждаемость носят универсальный характер и распространяются на все основные права человека и гражданина. Свидетельством тому служит содержание п. 2 ст. 1 Основного закона: «Немецкий народ, — говорится в нем, — поэтому считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообщества, мира и справедливости на земле».

Другим основополагающим принципом правового статуса личности является принцип равноправия. Этот принцип зафиксирован в целом ряде статей конституции ФРГ следующим образом: «Все люди равны перед законом» (п.1 ст. 3); «Мужчины и женщины равноправны» (п. 2 ст. 3); «Каждый немец имеет в каждой земле равные гражданские права и обязанности» (п. 1 ст. 33); «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, религиозных или политических взглядов» (п. 3 ст. 3); и др.

Главное внимание в Основном законе уделено личным и политическим правам. Из личных прав, нашедших отражение в Конституции, отметим: право на жизнь и физическую неприкосновенность, свободу личности (п. 2 ст. 2); право на неприкосновенность частной жизни – неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграфной и иной электросвязи (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 13); право на свободу передвижения (п. 1 ст. 11); свобода совести (п. 1 ст. 4); и др.

Среди политических прав и свобод Основным законом ФРГ выделяются: право каждого свободно выражать и распространять свое мнение, беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников; свобода печати и информации (п. 1 ст. 5); право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения (п. 1 ст. 8); право создавать союзы и общества (п. 1 ст. 9); право на обращение в компетентные учреждения или народные представительства с просьбами и жалобами (ст. 17); право избирать и быть избранным (п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 28, ст. 38).

В Основном законе ФРГ нашли свое отражение социальные, экономические и культурные права и свободы. К их числу относятся: право свободного выбора профессии и места работы (п. 1 ст. 12); право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (п. 3 ст. 9); право собственности и наследования с указанием на то, что пользование собственностью должно служить общему благу (ст. 14); свобода искусства, науки и преподавания (п. 3 ст. 5); право на образование (ст. 7); и др. В соответствии с немецкими традициями в Конституции уделяется много внимания вопросам брака и семьи, защите матери и ребенка (ст. 6).

Наряду с широким перечнем прав и свобод в Основном законе закреплен ряд ограничений в их осуществлении. Так, право на свободное развитие каждым своей личности возможно постольку, поскольку оно не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок (п. 1 ст. 2). Отмечается возможность ограничения законом права немцев на собрания, проводимых вне помещений (п. 2 ст.8). Запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам и направлены против конституционного строя (п. 2 ст. 9). Оговаривается возможность ограничения законом тайны переписки, свободы передвижения (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11). На законном основании могут быть ограничены и иные права, закрепленные в Основном законе.

В Основном законе ФРГ различаются субъекты, которым адресованы те или иные права и свободы. Часть из них адресована человеку, т.е. каждому, другая часть — немцам, т.е. гражданам. По смыслу Основного закона немцем является тот, кто обладает немецким гражданством или нашел убежище в качестве беженца, перемещенного лица немецкой национальности, а также супруга или потомок одного из этих лиц (п. 1 ст. 116).

Права зафиксированы в статьях 1-7, 10, 12а, 13, 14, 17 и др. адресованы человеку.

Правам, адресованным только немцам, посвящены статьи 8, 9, 11, 12, 16 и др.

Одним из отличительных признаков конституции демократического типа является предельно ограниченный перечень обязанностей, возлагаемых на граждан. В Основном законе ФРГ обязанностям граждан посвящено минимальное число положений. Конституция закрепила обязанность мужчин, достигших 18-летнего возраста, служить в Вооруженных силах. Отказывающиеся по различным мотивам нести воинскую службу, обязаны нести заменяющую ее альтернативную службу (ст. 12а). В Основном законе говорится также о первейшей обязанности родителей заботиться о детях (п. 2 ст. 6), о принципе «собственность обязывает», в соответствии с которым пользование собственностью должно одновременно служить общему благу (п. 2 ст. 14).

В Конституции ФРГ не только признаются основные права человека и гражданина, но и предусмотрены юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. В этой связи отметим положения: об обязанности всякой государственной власти уважать и защищать человеческое достоинство (п. 1 ст. 1); об основных правах как непосредственно действующем праве и их обязательности для всех ветвей государственной власти (п. 3 ст. 1); о праве лица, права которого нарушены государственной властью, обратиться в суд (п. 4 ст. 19); и др. Помимо перечисленных гарантий, носящих общий характер, ряд конкретных гарантий нашел свое отражение в статьях, устанавливающих то или иное право.

Содержание Основного закона ФРГ, практика реализации его положений позволяют сделать вывод о Германии как государстве, в котором имеет место максимальная правовая защищенность законных интересов и свобод человека и гражданина.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]