Отягчающие обстоятельства при совершении административного правонарушения

Содержание:

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

СТ 4.3 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. При назначении административного наказания, наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для усиления административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

Под обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, следует понимать предусмотренные КоАП РФ существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения, повышающие общественную опасность административного правонарушения и обусловливающие необходимость применения к лицу, совершившему административное правонарушение, более строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Во всех случаях, за исключением случаев совершения административного правонарушения в состоянии опьянения, требование учитывать обстоятельства, отягчающие административную ответственность, носит обязательный характер и не оставляет судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, права на усмотрение.

2. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, позволяют индивидуализировать административное наказание и негативно характеризуют физическое лицо как субъект административного правонарушение либо его отношение к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям.

При наличии хотя бы одного из отягчающих обстоятельств административное правонарушение, совершенное физическим лицом, следует квалифицировать как совершенное с умышленной формой вины, поскольку такое обстоятельство подчеркивает, что лицо, его совершающее, сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (см. комментарий к ст. 2.2 КоАП РФ).

3. Перечисленные в комментируемой статье обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Таким образом, фактически закреплено требование о недопустимости удвоения квалифицирующего признака.

4. Закрепленный перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Это означает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, не вправе признать отягчающими обстоятельства, не перечисленные в данной статье.

5. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Данное обстоятельство свидетельствует о нежелании лица отказаться от продолжения противоправного поведения и об игнорировании требования уполномоченного на то лица о прекращении совершаемого административного правонарушения, что повышает степень общественной опасности такого деяния.

К уполномоченным лицам относятся представители государственной власти, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных на выявление и пресечение административных правонарушений, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ (см. комментарий к ст. ст. 22.1, 25.11, 28.3 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, что невыполнение законных требований, распоряжений, предписаний представителей власти и уполномоченных должностных лиц является обязательным квалифицирующим признаком в ряде составов административных правонарушений, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ за совершение следующих противоправных деяний:

— невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ст. 17.1);

— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

— неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль, муниципальный контроль) (ст. 19.4);

— невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль, муниципальный контроль) (ст. 19.5);

— невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию (ст. 20.27).

6. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ. Это обстоятельство является свидетельством устойчивой противоправной установки лица, подвергнутого административному наказанию за ранее совершенное административное правонарушение. В качестве отягчающего данное обстоятельство может выступать при наличии совокупности следующих условий:

— за ранее совершенное однородное административное правонарушение лицо было подвергнуто административному наказанию;

— факт привлечения к административной ответственности за ранее совершенное однородное административное правонарушение подтверждается соответствующими учетами;

— не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к ст. 4.6 КоАП РФ) за ранее совершенное однородное административное правонарушение;

— если повторное совершение однородного административного правонарушения не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения.

Повторное совершение однородного административного правонарушения не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при квалификации административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и выразившихся в нарушении законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

7. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. Данное обстоятельство может быть применено только в отношении лица, достигшего 18-летнего возраста, и является отягчающим независимо от того, в какой форме это действие осуществлялось (обман, обещания, подстрекательство, использование служебного положения, уговоры, угроза и др.).

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения представляет повышенную общественную опасность в силу того, что под воздействием воли взрослого человека у несовершеннолетнего формируется установка на противоправное поведение. Кроме этого, совершеннолетние нередко стараются уйти от административной ответственности, совершая административные правонарушения «руками» несовершеннолетних. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения опасно и тем, что может сопутствовать привлечению к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а это уже в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 63 УК РФ отнесено к числу обстоятельств, отягчающих наказание.

Следует иметь в виду, что вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 6.10 КоАП РФ.

Наряду с этим вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения следует отграничивать от вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, образующего состав преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ.

8. Совершение административного правонарушения группой лиц. Данное обстоятельство повышает общественную опасность деяния ввиду того, что в этом случае соединяются усилия двух или более лиц, объединенных общим умыслом совершения одного и того же правонарушения. С учетом принципа индивидуализации административной ответственности данное обстоятельство учитывается при назначении административного наказания каждому из лиц, совершивших административное правонарушение в составе группы.

Повышенная общественная опасность совершения административного правонарушения группой лиц подчеркивается и тем, что в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) отнесено к числу обстоятельств, отягчающих наказание.

Совершение однородных административных правонарушений несколькими лицами, не объединенными в группу, не является обстоятельством, отягчающим административную ответственность таких лиц.

9. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Данное обстоятельство отнесено к числу отягчающих в силу того, что в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах нарушается привычный режим жизнедеятельности, осложняется деятельность правоохранительных органов, на которые в этих условиях возлагаются дополнительные задачи.

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» к чрезвычайным обстоятельствам относятся:

— попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

О повышенной общественной опасности совершения административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах красноречиво свидетельствует и то, что в соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках отнесено к числу обстоятельств, отягчающих наказание.

Следует учитывать, что в качестве отягчающего анализируемое обстоятельство не применяется при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.

10. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Для того чтобы данное обстоятельство было использовано при назначении административного наказания в качестве отягчающего административную ответственность, требуется документальное подтверждение нахождения лица в состоянии опьянения (см. комментарий к ст. ст. 27.1, 27.12 КоАП РФ).

Следует учитывать, что состояние опьянения является обязательным квалифицирующим признаком составов административных правонарушений, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ за совершение следующих противоправных деяний:

— управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 11.9);

— управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8);

— нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя механического транспортного средства), совершенное в состоянии опьянения (ч. 3 ст. 12.29);

— появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21);

— появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.22).

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут в порядке предоставленного им усмотрения не признать совершение административного правонарушения в состоянии опьянения отягчающим обстоятельством.

11. К юридическим лицам применимы три из закрепленных в комментируемой статье обстоятельств:

1) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

2) совершение административного правонарушения группой лиц;

3) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

12. В административном праве отсутствует понятие совокупности обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При наличии нескольких таких обстоятельств каждое из них учитывается в отдельности.

13. Наличие одновременно обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не приводит к их взаимному поглощению и не отменяет требования учитывать при назначении административного наказания каждое из таких обстоятельств.

14. Законодатель не связывает наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с процедурой назначения дополнительного административного наказания.

Указанные обстоятельства не влияют на необходимость назначения в обязательном порядке дополнительного наказания наряду с основным административным наказанием, если на такое требование прямо указано в санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

Однако в тех случаях, когда возможность назначения или неназначения дополнительного наказания зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, должно рассматриваться как основание для назначения дополнительного наказания.

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Характеризуя нормы ст. 4.3, нужно учесть следующее:

1) в них исчерпывающим образом изложен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Это означает, что судья, орган, должностное лицо не вправе признать какие-либо иные обстоятельства в качестве отягчающих административную ответственность;

2) они предоставляют судье, органу, должностному лицу право (хотя, конечно, не обязывают их) не признавать обстоятельства, упомянутые в п. 1-6 ч. 1 ст. 4.3, в качестве отягчающих, учитывая характер административного правонарушения. Однако в постановлении о назначении административного наказания необходимо указать мотивы, вследствие которых обстоятельство не признано отягчающим.

КоАП не раскрывает понятие «характер административного правонарушения». Поэтому могут учитываться имущественное положение, личность правонарушителя, объем причиненного вреда и т.д.;

3) правила ч. 2 ст. 4.3 императивно запрещают относить к числу отягчающих обстоятельства, указанные в п. 1-6 ч. 1 ст. 4.3, если:

а) любое из этих обстоятельств (либо несколько из них одновременно) указано в качестве квалифицирующих признаков (т.е. признаков, свидетельствующих о большой общественной опасности административного правонарушения) конкретного административного правонарушения, предусмотренного нормами Особенной части КоАП (например, ст. 12.8 в качестве квалифицирующего обстоятельства указывает состояние опьянения, ст. 6.10 — вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков);

б) эти обстоятельства указаны в качестве квалифицирующих признаков, предусмотренных нормами законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. К числу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного на то (законом или иным правовым актом) лица прекратить его. При этом нужно учесть, что:

а) под уполномоченными на то лицами понимаются лица, указанные в ст. 23.1-23.65 (см. коммент. к ним);

б) требование прекратить противоправное поведение (упомянутое в п. 1 ч. 1 ст. 4.3) может быть и устным (например, работник ГИБДД может потребовать от пешехода вернуться к краю дороги и не переходить дорогу на «красный свет»). Однако в ряде случаев закон устанавливает письменную форму такого требования (например, путем направления налогового уведомления, путем вручения предписания);

в) продолжение противоправного поведения (упомянутого в п. 1 ч. 1 ст. 4.3) означает, что лицо не только не прекратило такое поведение, но и в дальнейшем совершает противоправные действия (либо бездействие). Продолжение налицо и в тех случаях, когда лицо лишь для видимости, чисто формально прекратило свои действия, закамуфлировало их и т.д., хотя фактически противоправное деяние по-прежнему им осуществляется;

2) повторное совершение однородного административного проступка. При этом:

а) однородными считаются административные правонарушения, посягающие на те же права, интересы, блага, охраняемые нормами законодательства об административных правонарушениях (например, лицо нарушило правила отпуска древесины на корню, а спустя 10 дней вновь нарушило эти правила, см. об этом коммент. к ч. 4 ст. 8.25). Верховный Суд (в п. 16 Пост. N 5) считает, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства;

б) повторность (упомянутая в п. 2 ч. 1 ст. 4.3) имеет место, когда:

— лицо (совершившее ранее административное правонарушение) уже было привлечено к административной ответственности в установленном порядке;

— это лицо снова совершило однородное с первым административное правонарушение;

— срок действия административного наказания, назначенный за первое правонарушение (см. коммент. к ст. 4.6), еще не истек. См. также п. 16 Пост. N 5;

3) вовлечение несовершеннолетнего в противоправные действия (бездействие), предусмотренные нормами КоАП (законов субъектов Российской Федерации). При этом нужно учесть, что:

а) речь идет о любых физических лицах, не достигших 18-летнего возраста (а не только о т.н. малолетних, т.е. лицах, не достигших 14-летнего возраста);

б) не играет роли согласие самих несовершеннолетних быть вовлеченными в противоправное деяние;

4) совершение административного проступка группой лиц. Анализ ст. 4.3 и ст. 2.1, 2.4, 2.10 (см. коммент. к ним) показывает, что группа лиц имеет место:

— и когда административное правонарушение совершается двумя и более физическими лицами;

— и когда оно совершается одновременно физическим и юридическим лицом;

— и в случаях, когда оно совершается несколькими юридическими лицами;

5) совершение административного проступка в состоянии опьянения. Речь идет о случаях, когда административное правонарушение было совершено в состоянии:

а) алкогольного опьянения;

б) наркотического, психотропного опьянения;

в) токсического либо любого иного опьянения.

Впрочем, судье, органу, должностному лицу предоставлено право, с учетом конкретных обстоятельств дела, не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством (например, если человек был приведен в такое состояние против его воли и затем совершил административное правонарушение).

3. Правильное применение норм ст. 4.3 возможно только с учетом:

а) положений ст. 2.9 (о возможности освобождения от административной ответственности);

б) норм ст. 4.4 (об ответственности за совершение нескольких административных правонарушений);

в) правил ст. 4.5 (о давности привлечения к административному наказанию);

г) общих правил назначения административного наказания, предусмотренных в ст. 4.1;

д) положений ст. 4.7 (о том, что наряду с назначением административного наказания лицо обязано также возместить вред, причиненный административным правонарушением).

Статья 4.3 КОАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

16 февраля 2016

Об определенности правового регулирования в части применения правовых позиций Высшего арбитражного суда Российской Федерации после его упразднения

22 октября 2013

12 марта 2012

21 февраля 2012

21 мая 2009

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Добрый вечер!04.02.16г было нарушение 12.15 ч.4, 09.02.16г было рассмотрение(на нем меня не было) и назначен штраф 5000р.По телефону решение не сказали,я увидел в приложении на телефоне штраф и оплатил его 14.02.16г. Затем приходили с почты извещения,но не было возможности получить был в отъезде. 20.03.17г.опять нарушения уже 12.15 ч.5 т.к. Постановление вступило в силу за предидущее нарушение 29.03.17г! Могу я расчитывать на переквалификацию в 12.15 ч.4 в каком направлении действовать?спасибо

Вопрос относится к городу Киров

Обогнал трамвай по путям встречного направления. Был остановлен «скрытым патрулём», сидящим в кустах. Прежде нарушений не было, остановили в первый раз — каковы шансы отделаться 5 тыс., оставшись с правами?

Здравствуйте, скажите пожалуйста является ли операция, по изменению формы носа уважительной причиной, для не своевременной подачи документов по смене паспорта в 20 лет. Так как лицо меняется и нету возможности с фотографировать лицо пока не спадет отек. Если показать документ об операции, штрафа можно избежать?

Вопрос относится к городу Самара

Поворачивал налево в разрешенном месте на Исаакиевской пл., немного не разобрался, в том числе из-за встречного слепящего солнца, сократил траекторию и срезал встречную полосу на несколько метров. Инспектор остановил и составил протокол по статье 12.15 ч4. Отправил на разбор в ГИБДД. У него есть видеофиксация, это он отметил в протоколе. Как защищаться? Можно ли пытаться переквалифицировать на 12.16 ч2? Если нет, то как себя вести, чтобы не лишиться прав?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Как можно снизить штраф в ПФР . Высококвалифицированный специалист получил вид на жительство и не сказал в результате взносы не начислялись и не отчитвались за него

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

периодически передвигаюсь по городам России. Случай трасса м7 Москва Казань. Пришел штраф по ч.7 ст.12.9 коап 5000руб. в Нижегородской области. Ранее штрафов по ч.4 и ч.5 небыло в Нижегородской области. На сколько правомерно наложение? И почему тогда такие штрафы не приходят в Москве или в родном городе где штрафы на много чаще? Все штрафы оплачиваются мною в установленный законом срок

Вопрос относится к городу Казань

я был признан виновным по ч. 1 ст. 12.8. 16.01.2014 года — наказание лишение прав на 1,6 года и штраф 30000 рублей. 16.08.2014 года я вновь был остановлен сотрудниками ДПС и был составлен протокол по ч. 4 ст. 12.8., суд вынес постановление по этой части. Правомерно ли решение суда? почему не по ч. 3 ст. 12.8.? возможна ли переквалификация?

Вопрос относится к городу Ульяновск

водитель оштрафован по статье 12.12.1 (проезд на запрешающий сигнал светофора), в течении какого времени (год, два, три, вся жизнь) к этому водителю может быть применена статья 12.12.3 (повторгое нарушение)? Или через год после уплаты штрафа за первое нарушение, новое нарушение 12.12.1 уже не считается повторным?

здравствуйте,меня зовут антон,мне 22 года,ранее не привлекался,работаю уже 3 года на одном месте,офицально,выплачиваю кредит. у меня будет суд по админестративному делу ст.6.8ч.1. При личном досмотре сотрудниками полиции у меня было изьято психотропное вещ-во амфетамин,массой 0.13гр. Скажите в каком случае вместо штрафа мне могут назначить арест на 15суток?спасибо!

Что ожидать на суде по статье 12.27 часть 3 после лишения прав на 1 год по статье 12.27 часть 2

Кодекс Республики Казахстан от 30.01.2001 N 155-II
«Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»

Раздел 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Подраздел 1. Общая часть

Глава 7. Наложение административного взыскания

Статья 62. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административные правонарушения

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на разъяснения закона прокурором и (или) требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 66 настоящего Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) привлечение к совершению административного правонарушения лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность;

5) совершение административного правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое правонарушение или облегчить его совершение;

6) совершение административного правонарушения в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга;

7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

8) совершение административного правонарушения группой лиц;

9) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

10) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Судья, орган (должностное лицо), налагающие административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность приведены в главе 4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно в ст.ст. 4.2 и 4.3.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и отягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовое отделение УМВД России по г.Липецку

Еще по теме:

  • Закон 2124 статья 74 Закон 2124 статья 74 В сфере массовых коммуникаций Вопрос. Обнаружил в Интернете сайт с противоправной информацией. Куда мне следует обращаться? Ответ: в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых […]
  • Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику овд Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику овд Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита […]
  • Факультет судебный эксперт Профессия судебный эксперт: куда пойти учиться и где потом работать С момента образования Государственного комитета судебных экспертиз говорили об ощутимом дефиците кадров — не хватало примерно четверти сотрудников. Сейчас этот некомплект […]
  • Параграфе 3 главы 30 гк рф Глава 30. Купля-продажа Комм. Розенберг М.Г. 1. Договор купли - продажи — один из наиболее распространенных видов договора в хозяйственном обороте. Семь видов этого договора урегулированы в §2-8 настоящей главы ГК. Учтены особенности […]
  • Учет ндфл в расходах при усн доходы минус расходы Учет ндфл в расходах при усн доходы минус расходы Вопрос: ООО применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". Может ли оно включить в расходы НДФЛ, удержанный с дивидендов, выплаченных участникам-физлицам? Налоги с дивидендов […]
  • Консультант плюс гражданский кодекс часть 2 Литература 1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1): Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998г. № 146—ФЗ (принят ГД ФС 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая […]
  • Отказ в приеме ребенка в детский сад ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ОТКАЗА В ПРИЕМЕ В ДЕТСКИЙ САД? Ребенку гарантируется право на получение дошкольного образования. Реализацию этого права обеспечивают органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования (ч. 2 ст. 43 […]
  • Ст 43 ук рф комментарий Статья 43. Понятие и цели наказания 1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных […]