Обязательный экологический аудит проводится в отношении

Экологическое право

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является государственным. Государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

ж) в иных случаях, установленных Правительством РФ.

Государственный экологический аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересованы в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Так, согласно Временным правилам по проведению экологического аудита на территории Томской области (п. 12) проведение указанных работ на территории Томской области организациями, не имеющими лицензии на этот вид деятельности, считается нарушением законов РФ. Такая позиция объясняется, в частности, тем, что заключения экологического аудита являются юридически значимыми и при проведении добровольного аудита. В частности, аудиторское заключение аттестованного аудитора может являться составной частью природоохранной и финансовой отчетности организаций.

20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологическое аудирование имеет смысл, если оно проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же – это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе программ аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

• разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;

• обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

• предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработку предложений по их своевременному разрешению;

• инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.*

* Макаров С., Шагарова Л. Проблема экологического аудирования выходит из ряда второстепенных // Финансовые известия. 1996. 22 окт.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно его проведение аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение и справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности хозяйственного объекта. В соответствии с Временными правилами по проведению экологического аудита на территории Томской области справка об аудиторской проверке природоохранной деятельности может включать следующие вопросы:

• оценку уровня воздействия опасных факторов;

• оценку потенциальных эффектов воздействия на население;

• оценку мероприятий по защите окружающей среды и здоровья населения;

• оценку мероприятий по изменению технологий;

• формирование стратегий и мероприятий по обеспечению снижения техногенного воздействия на окружающую среду;

• оценку баланса затрат и выгод по каждой схеме уменьшения загрязнения окружающей среды;

• выбор оптимальной стратегии предприятия (оптимальной с точки зрения защиты здоровья, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, а также с учетом необходимости оценки экономических затрат и выгод).

Аудиторское заключение включает оценку достоверности результатов:

• природоохранной деятельности; бухгалтерской отчетности в природоохранной части;

• составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

• нарушений в ведении отчетности по природоохранной деятельности.

Кроме того, в нем даются пояснения, раскрывающие характер особых условий подтверждения или неподтверждения отчетности; оценку достоверности инвентаризации выбросов; оценку достоверности данных в экологическом паспорте предприятия; оценку достоверности данных в экологической декларации для информации населения в средствах массовой информации.

Экологическое аудиторское заключение подписывается аттестованным аудитором, утверждается руководителем либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской организации.

На конфиденциальную информацию, к которой в процессе проведения экологического аудита могут иметь доступ аудиторы, распространяется соответствующий правовой режим.

Экологический аудит

Обновление: 26 июля 2017 г.

Современное развитие общества характеризуется высокими темпами производства, обеспечивает общество необходимыми благами, но производственная деятельность предприятий оказывает вредное воздействие на экологию, окружающую среду. В целях выявления уровня влияния производственной деятельности на окружающую среду на предприятиях проводится экологический аудит.

Экоаудит – что это?

Под экоаудитом понимается оценка, проводимая аудитором, которая является:

  • независимой;
  • документированной;
  • комплексной.

Данная оценка проводится в отношении деятельности юридических лиц и ИП по соблюдению ими требований в области экологии и охраны окружающей среды

При осуществлении предпринимательской деятельности юридические лица и ИП должны соблюдать относительно охраны окружающей среды установленные нормативы, правила (ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).

Виды экоаудита

Экоаудит может быть:

Добровольный аудит проводится предприятиями в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства, если их деятельность является опасной относительно охраны окружающей среды.

Обязательный экоаудит проводится в следующих случаях:

  • если на предприятии, осуществляющем деятельность, опасную для окружающей среды, начата процедура приватизации или банкротства;
  • при осуществлении процедуры страхования экологического типа;
  • при предоставлении банковского кредита предприятию, осуществляющему опасную для окружающей среды деятельность;
  • при осуществлении мероприятий по ликвидации экологически опасных последствий;
  • в случае исполнения обязательств на международном уровне по экологическим вопросам и др.

Проведение обязательного экоаудита осуществляет аттестованный специалист.

В отличие от обязательного аудит, проводимый на добровольной основе, осуществляется по желанию юридического лица или ИП, осуществляющего вредную и опасную деятельность для окружающей среды.

На добровольной основе экологический аудит проводят в случаях, когда:

  • сменяется собственник предприятия;
  • оформляются предприятием арендные отношения;
  • производится переоснащение предприятия основными средствами;
  • у предприятия наблюдается превышение установленных нормативов выбросов в окружающую среду.

Возможности экологического аудита для бизнеса

Осуществление процедуры экологического аудита предприятия предоставляет последнему определенные преимущества:

  • разрабатываются политика и стратегия в области природоохранной деятельности;
  • при использовании технологий ресурсосбережения предприятие получает льготы по налогообложению;
  • снижение рисков вредного воздействия на окружающую среду;
  • улучшение взаимодействия с внешним окружением (органами, властями, населением).

В результате проведения процедур экоаудита предприятие получает возможность увеличения спроса на свою продукцию или услуги, повышение инвестиционной привлекательности, признание на мировом рынке экостандартов и др.

Этапы проведения экоаудита

В целях качественного осуществления экоаудита необходимо придерживаться определенных этапов. Весь процесс проведения экоаудита можно разделить на следующие этапы:

На предварительном этапе осуществляется постановка целей и задач проведения аудита на данном предприятии: составляется график проведения проверки, определяется список аудиторов, производится первоначальное знакомство с особенностями деятельности проверяемого предприятия, осуществляется сбор информации, являющейся предварительной.

При осуществлении основного (второго) этапа проверки анализируются наличие лицензий, сертификатов, документации и отчетности, политики в данной сфере; проводится анкетирование сотрудников. При реализации второго этапа проверяется уровень:

  • эффективности управления в области экологических вопросов;
  • компетентности сотрудников;
  • личной ответственности сотрудников.

Для того, чтобы выявить источники загрязнения, на основном этапе проводится проверка:

На третьем (заключительном) этапе проведения экоаудита подводятся итоги проверки, производятся их оценка и обсуждение с разработкой рекомендаций по устранению недочетов и ошибок. Разработка рекомендаций сопровождается формированием графика предполагаемых работ по улучшению ситуации на предприятии с указанием должностных лиц, ответственных за их выполнение.

Экологический аудит — зачем он нужен компании

Каким бывает экологический аудит

Экологический аудит – это независимая оценка соблюдения компанией законодательства в области охраны окружающей среды или требований международных стандартов. На основании такой оценки готовятся рекомендации по устранению недочетов в природоохранной работе компании и определяются оптимальные пути их решения.

Понятие «экологический аудит» для Украины уже не ново – Закон «Об экологическом аудите» принят в 2004 году. Он предусматривает два вида экологического аудита: добровольный и обязательный. Добровольный аудит инициируется и финансируется руководством самой компании или (по согласованию с компанией) третьим лицом, например, инвестором.

Обязательный аудит осуществляется по заказу заинтересованных государственных органов для объектов или видов деятельности, представляющих повышенную экологическую опасность. Перечень таких объектов и видов деятельности устанавливается Кабмином. Обязательный экологический аудит на таких объектах проводится в процессе их приватизации, при процедуре банкротства и при экологическом страховании. А также при передаче (или покупке) таких объектов в государственную или коммунальную собственность и в ряде других случаев.

Например, перед повторной процедурой приватизации комбинат «Криворожсталь» прошел обязательный экологический аудит. Выводы аудиторской проверки легли в основу требований к потенциальному инвестору по охране окружающей среды. Кстати, одним из оснований для реприватизации «Криворожстали» было то, что при первом конкурсе на приватизацию не был проведен экологический аудит.

Устранение нарушений еще до проверки

Но, даже если предприятие не осуществляет деятельность, представляющую «повышенную экологическую опасность» и не подпадает ни под один из пунктов об обязательном экологическом аудите, представители Государственной экологической инспекции все равно имеют право проверить его. Поводом могут стать жалобы людей, живущих вблизи предприятия. Инспектор может и самостоятельно проявить инициативу – ведь на любом производстве есть отходы и выбросы, а значит – это потенциальная угроза окружающей среде.

Задача инспектора-эколога – проверить, как на предприятии соблюдаются нормы природоохранного законодатель¬ства. При этом он не обязан тут же на месте проводить замеры и анализы, чтобы удостовериться, что вред действительно наносится. Скорее он проверит, есть ли у предприятия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и пр. И, если таких документов нет, то инспектор может вынести предписание, согласно которому деятельность предприятия должна быть приостановлена или вообще закрыта. Самое страшное — это начисление убытков за загрязнение окружающей среды, когда за каждую тонну выбросов без разрешений начисляется плата с умножающим коэффициентом. Иногда получаются очень внушительные суммы.

Чем в этой ситуации может помочь добровольный экологический аудит? Он позволит заблаговременно выявить экологические правонарушения и принять меры по их устранению. После проверки предприятия аудитор представит отчет о том, соответствует ли экологическая безопасность на предприятии требованиям, которые установлены отраслевыми нормативными документами, законами или другими актами. Например, если аудитор выяснил, что на предприятии отсутствует разрешение на выбросы, он порекомендует обратиться к экологическому инженеру для разработки документации, на основании которой государственный орган выдаст это разрешение.

Хотя наличие разрешений не является гарантией, что предприятие не будет оштрафовано, добровольный экологический аудит в качестве профилактической меры поможет хотя бы уменьшить размер санкций.

Возможность сотрудничать с крупными европейскими компаниями

Если компания собирается расширять бизнес за счет инвестирования со стороны, то экологический аудит не помешает, тем более, если инвестор иностранный. Наличие нефинансовой отчетности, к которой относят и экологический аудит, позволяет компании выглядеть стабильной и уверенной в завтрашнем дне. А значит – привлекательной для инвестора.

Это касается и вхождения в орбиту крупных международных брендов. Быть их партнером, поставщиком или дистрибьютором всегда выгодно. Некоторые из этих компаний известны своим бережным отношением к окружающей среде и требуют того же от партнеров. Естественно, для такой компании будет огромным ударом по репутации, если вдруг выяснится, что ее партнер или поставщик наносит непоправимый урон природе.

Например, компания-производитель процессоров и видеокарт AMD прошла сертификацию углеродного следа. Компания инициировала программу по оптимизации цепочек поставок, согласно которой поставщики при перевозках должны использовать методы, уменьшающие выбросы CO2 в атмосферу. При отборе потенциальных поставщиков AMD проводит их аудит на соответствие требованиям программы.

А шведская компания IKEA уже много лет при подборе партнеров руководствуется внутренним кодексом «Закупка товаров, материалов и услуг. Методы ИКЕА» (The IKEA Way on Purchasing Products, Materials and Services; IWAY). Значительная часть стандарта описывает требования к экологичности производства ее поставщиков. В IWAY указано, что «поставщики IKEA обязаны выполнять требования законодательства своей страны, или требования IWAY, если они устанавливают более жесткие рамки». Например, в части сохранения лесов IKEA требует, чтобы поставщики могли доказать происхождение древесины и были готовы к аудиту IKEA или третьей стороны.

Экологические требования к поставщикам есть практически у всех компаний с мировым именем – Volvo, IBM, Konica Minolta. Если на предприятие приходит инвестор, сотрудничающий с подобными компаниями, ему важно, чтобы эти требования соблюдались. Он может заказать экологический аудит, чтобы на основании отчета понять, устраивает ли его состояние объекта, потребуются ли дополнительные инвестиции в экологические технологии. И решить, будет ли инвестирование в такое предприятие выгодным с учетом потенциальных затрат.

Перспектива получения больших инвестиций

Иногда проведение экологического аудита является жестким требованием со стороны финансирующей компании. Речь идет о проектах, в которых участвуют Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК). Так, в «Политике ЕБРР в отношении охраны окружающей среды» записано: «В финансируемых им проектах ЕБРР будет придавать особое значение повышению энерго- и ресурсоэффективности, уменьшению отходов… применению экологически более чистых производственных технологий».

Аудит в этих случаях проводится специализированными фирмами по методикам банков. В 2011 году ЕБРР и МФК выступили кредиторами «Концерна «Галнафтогаз» (сеть АЗС под брендом ОККО). Чтобы получить финансирование в размере $190 млн для расширения деятельности, заправки и нефтебазы компании прошли проверку на соответствие стандартам Европейского союза и украинского законодательства.

Если аудит пройден успешно и удалось получить финансирование, то в ходе реализации проекта нельзя вносить изменения в зафиксированные в отчете процедуры по охране окружающей среды. В случае с ЕБРР эти условия входят в План действий в природоохранной и социальной сфере (Environmental and Social Action Plan, ESAP). Например, компания, получившая деньги от ЕБРР для возведения линии электропередачи в Одесской области [1] , изменила оговоренный в проекте маршрут линии электропередачи. Это привело к недовольству местного населения. Банк посчитал такое действие компании нарушением договоренностей. Финансирование было заморожено, а предприятию пришлось решать проблему и заново получать одобрение ЕБРР.

Это, конечно, далеко не полный список ситуаций, когда экологический аудит будет полезен предприятию. Аудит дает также возможность уменьшить размер экологического налога и снизить затраты на электроэнергию, водоснабжение, водоотведение и т. д. Рекомендации по результатам аудита могут помочь снизить затраты на охрану окружающей среды, которые влияют на издержки производства, а значит – на конкурентоспособность продукции компании.

Экологический аудит

Экологический аудит — это проверка отчетности организации в части соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, анализ экологических рисков, а также в целом деятельности предприятия в области обеспечения экологической безопасности

Общая характеристика экологического аудита

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в правовой оборот было введено понятие «экологический аудит».

Под экологическим аудитом понимается самостоятельная, комплексная, объективная, документированная оценка соблюдения субъектом аудиторской деятельности правил, в том числе нормативных актов, в области охраны окружающей среды и природопользования, а также требований международных положений и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологическая аудиторская деятельность – это вид деятельности, который представляет собой услугу, оказываемую организации, содержащую в себе комплекс специальных мероприятий, которые обеспечивают проведение экологического аудита.

Как и любая услуга, экологическая аудиторская деятельность осуществляется на основании договора между субъектами аудита, в котором содержатся обязательства сторон, способствующие достижению определенных целей.

Отличительными особенностями экологического аудита является его независимость, объективность, системность, компетентность, лицензионная обеспеченность и соответствие целям и задачам, которые определяются сторонами при заключении соглашения о проведении экологического аудита.

Помимо национального законодательства, основные характеристики экологического аудита содержатся в международных стандартах ISO серии 14000, которые включают в себя общие принципы и руководящие указания по экологическому аудиту, а также регламентированную процедуру проведения экологического аудита.

Виды и принципы экологического аудита

Законодательство РФ предусматривает два вида экологического аудита: инициативный и обязательный.

Инициативный экологический аудит осуществляется в интересах организаций и индивидуальных предпринимателей для получения научно-обоснованных рекомендаций касаемо оптимальной организации деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Особенности добровольного аудита заключаются в представлении аудитором рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, предложения по развитию системы экологического контроля и управления.

Обязательный экологический аудит является государственным. Проводится такой аудит специально уполномоченными на то государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Данный вид аудита может также проводиться в рамках определенных предписаний, установленных государственными органами в предусмотренном законом порядке, например, в процессе получения лицензии определенного вида или в процессе сертификации качества продукции.

Нужно отметить, что обязательный экологический аудит может быть осуществлен по решению органов государственной власти для отдельных видов деятельности, которые оказывают существенное воздействия на природную среду и здоровье населения.

По характеру деятельности экологический аудит подразделяется на:

  1. Внутренний – проводится собственной аудиторской службой внутри предприятия.
  2. Внешний – проводится аудиторской фирмой, которая не имеет отношения к проверяемой организации.

При осуществлении экологического аудита должен быть соблюден ряд принципов, которые являются общеобязательными и не могут быть нарушены его субъектами. К таким принципам относятся:

  • объективность и независимость аудиторов от проверяемого предприятия и руководства;
  • компетентность аудитора;
  • достоверность и полнота информации, представляемой субъектами аудиторской деятельности;
  • обязательность проведения экологического аудита (в случаях, установленных законодательством);
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического аудита;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений;
  • учет общественного мнения, участие общественных организаций, открытость;
  • ответственность субъектов экологического аудита, а также третьих лиц за нарушение процедуры проведения аудита.

Объекты, цель и функции экологического аудита

Экологический аудит осуществляется в целях проведения независимой оценки соответствия документов, а также проектов документов требованиям национальных и международных стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, основная цель экологического аудита — помощь субъектам хозяйственной деятельности в установлении надлежащей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, которые направлены на выполнение предусмотренных законодательством экологических требований, а также реализация механизма правомерного регулирования природопользования и обеспечения надлежащего уровня жизни населения.

Для осуществления данных целей экологический аудит выполняет ряд функций, таких, как:

  • оценка экологической безопасности на предприятии (материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов);
  • оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользовании;
  • экологическое консультирование;
  • оценка экологического риска;
  • оценка уже причиненного экологического ущерба;
  • составление ряда рекомендаций по природоохранной деятельности;
  • иные независимые действия аудиторов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Объект экологического аудита — это предприятия, их подразделения, организации и учреждения, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. В качестве объекта могут выступать проектная документация, планы развития отрасли, хозяйственные и административные решения, воплощение которых сопряжено с экологическим риском, связанным с загрязнением окружающей среды и нанесением вреда здоровью населения.

Также объектами аудита являются состояние окружающей среды на предприятии и в зоне его воздействия, системы экологического менеджмента на предприятии, системы экологического мониторинга, места хранения отходов на производстве и т.п.

Объекты экоаудита определяются в зависимости от целей и задач проверки, которые устанавливает заказчик.

Процедура экологического аудита

Экологическая аудиторская деятельность проводится поэтапно.

На первом этапе происходит планирование экологического аудита, которое подразумевает формулировку его цели, конкретизацию области исследования, объема, методологического обеспечения, критериев и порядка проведения, для выполнения экологического аудита с минимальными затратами, высоким качеством и в надлежащие сроки.

На втором этапе в обязанности аудитора входит составление и документальное оформление программы аудита, которая предусматривает в себе наличие конкретизированного плана проведения аудита.

В процессе разработки программы аудитор обязан учитывать:

  • требования, предусмотренные законодательством в области деятельности организации (если такие имеются);
  • временные рамки, установленные для осуществления деятельности;
  • необходимость взаимодействия с членами организации;
  • разумность привлечения технических экспертов;
  • другие особенности условий деятельности организации.

Заключительный этап деятельности аудитора представляет собой непосредственный анализ проверяемой организации путем проведения аудита «на месте». На этом этапе деятельность аудитора заключается в анализе документации организации, проводимых ей работ; разработке предложений по улучшению деятельности организации; формировании выводов аудитора.

Результатом экологического аудита служит аудиторское заключение – акт, который содержит в себе результаты проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя, а также иную информацию в соответствии с условиями соглашения, заключенного между субъектами аудиторской деятельности.

Экологический аудит считается завершенным после предоставления аудиторского заключения хозяйствующему субъекту.

Український юридичний портал

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательный экологический аудит целесообразно проводить в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам- предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

ж) в иных случаях, установленных нормативными актами.

Согласно ст. 4 Закона Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по решению органов государственной власти. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден Приказом Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. N 436.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

— разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;

— обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;

— предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработки предложений по их своевременному разрешению;

— инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п. .

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение. В соответствии с Временным положением о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан заключение состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Аналитическая часть включает, в частности, оценку соблюдения требований экологического законодательства и выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки, если она проводилась.

В состав аналитической части рекомендуется включать:

— оценку имеющейся на аудируемом объекте отчетности по охране окружающей среды и природопользованию;

— наличие разрешений на природопользование и результаты проверки выполнения их условий;

— анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушение экологического законодательства;

— анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений;

— оценку состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования;

— оценку эффективности производственного экологического контроля;

— расчет экономической целесообразности и экологической эффективности проводимых и планируемых природоохранных мероприятий;

— расчет ущерба, причиненного окружающей среде при эксплуатации аудируемого объекта;

— рекомендации по разработке мероприятий для снижения отрицательного воздействия аудируемого объекта на окружающую среду.

Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.

Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Макаров С., Шагарова Л. Проблемы экологического аудирования выходит из ряда второстепенных // Финансовые известия. 1996. 22 окт.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]