Нарушение трудовых прав административная ответственность

Содержание:

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и норм трудового права

Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным.

Так, по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 2003 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 73 тыс. руководителей и других ответственных должностных лиц организаций.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда.

Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам:

  • заключения
  • изменения
  • расторжения трудовых договоров
  • оплаты труда
  • включая факты задержки выплаты заработной платы
  • рабочего времени и времени отдыха
  • а также нарушения по вопросам охраны труда
  • в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях.

Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и:

  • выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами

Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, в том числе и за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Так, в случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные указанными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического , и юридического лица , за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ:

  • Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28 КоАП РФ)
  • Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП РФ)
  • Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ)
  • Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ)
  • Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП РФ)
  • Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 5.33 КоАП РФ)
  • Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.34 КоАП РФ)

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере — трехсот до пятисот рублей
  • на должностных лиц — пятисот до одной тысячи рублей
  • на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных:

  • ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»
  • ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»
  • ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»
  • ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»
  • ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)»

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится:

  • определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений) законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет:

  • применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение , влечет:

  • дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом

Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Столь жесткая мера ответственности применялась, как правило, в отношении руководителей организаций, имеющих длительную и значительную по объему задолженность по заработной плате перед работниками.

Так, в ходе проверки ООО «Р» (г. Кольчугино, Владимирская область) Госинспекцией труда была выявлена задержка выплаты заработной платы 18 работникам за август-сентябрь 2003 г. в размере 55,025 тыс. руб. Причиной образования задолженности явилось непринятие администрацией должных мер по взысканию дебиторской задолженности.

В адрес руководителя данной организации Госинспекцией труда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в суд были направлены материалы для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кольчугино от 13 ноября 2003 г. руководитель данной организации был дисквалифицирован сроком на один год.

Также за нарушение сроков выплаты заработной платы по представлению Госинспекции труда в Республике Северная Осетия —Алания постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Северно-Западного МО г. Владикавказа от 1 июля 2003 г. был дисквалифицирован сроком на один год директор ООО «С».

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

В 2003 г. органами Федеральной инспекции труда РФ было проведено более 264 тыс. различных проверок, по результатам которых в адрес руководителей и других ответственных должностных лиц организаций было выдано более 239 тыс. предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Обновление: 10 августа 2017 г.

Соблюдение трудового законодательства контролируется государством постоянно. Одним из его инструментов является установленная законодательством ответственность за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим, какие ее меры могут быть применены к работодателю, нарушающему трудовые права и свободы работников, а также к его должностным лицам.

Виды ответственности

Соблюдение законодательства в сфере труда — одна из основных обязанностей работодателя и работника (ст. ст. 21 и 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении этих норм, привлекаются в установленном федеральными законами порядке к ответственности:

  • дисциплинарной и материальной;
  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Дисциплинарная и материальная ответственность

Эти два вида ответственности возможны в отношении работников, а также должностных лиц работодателя, допустивших нарушения трудовых прав.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена за нарушения трудовой дисциплины, под которыми понимают неисполнение/ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей по его вине. Привлечение работника к этой ответственности происходит по правилам, установленным ст. ст. 192 — 195 ТК РФ.

Матответственность работодателя и работника подробно регламентирована нормами разд. 11 ТК РФ, но обязанность стороны трудового договора возместить причиненный другой стороне ущерб можно конкретизировать и в самом договоре.

При ее применении необходимо соблюсти:

  • все условия привлечения к ответственности, установленные в ст. 233 ТК РФ;
  • предусмотренные ст. 232 ТК РФ минимум матответственности для работодателя и максимум для работника;
  • обязательную процедуру ее возложения.

Гражданско-правовая ответственность

В отличие от материальной гражданско-правовая ответственность предполагает особые условия ее наступления и иные правила определения размеров вреда, подлежащего возмещению.

Например, согласно ст. 277 ТК РФ в предусмотренных законом случаях руководитель организации возмещает ей убытки, причиненные своими виновными действиями; убытки при этом рассчитываются по нормам гражданского законодательства.

Статьей 1084 ГК РФ установлена ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда, включая возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

По этой норме работодатель будет отвечать, если им не возмещен в полном объеме выплатами по обязательному социальному страхованию вред, причиненный работнику вследствие несчастного случая или профзаболевания (ст. 184 ТК РФ).

Уголовная ответственность

Должностное лицо организации в случае совершения им преступления против трудовых прав может понести уголовную ответственность в виде назначенного приговором суда наказания, состоящего в лишении или ограничении его прав и свобод.

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за такие преступления, как:

  • нарушение требований охраны труда (ст. 143 УК РФ);
  • необоснованный отказ в приеме на работу либо необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ);
  • невыплату зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и прочих выплат (ст. 145.1 УК РФ);
  • нарушение правил безопасности на опасных объектах и работах (ст. ст. 215, 216, 217, 218, 219 и пр.);
  • нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, включая сферу труда (ст. 136), и другие.

Спектр уголовных наказаний широк — от штрафа до лишения свободы — и зависит от тяжести преступления и его последствий.

Административная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

Административные правонарушения в этой сфере влекут ответственность (ст. ст. 5.27 — 5.34 КоАП РФ ) как допустивших их должностных лиц, так и юрлиц в целом, а также индивидуального предпринимателя без образования юрлица.

Правом привлечения к этому виду ответственности обладает немалый круг лиц, перечисленных в ст. 23.12 КоАП РФ .

Наиболее часто свои полномочия применяют должностные лица органов госнадзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере труда — госинспекторы труда Госинспекций труда в субъектах РФ (инспекторы правовые и по охране труда).

Выявление ими нарушений может происходить в ходе плановой проверки организации или ИП-работодателя либо внеплановой проверки по жалобе работника.

Процедура привлечения к административной ответственности детально регламентирована гл. гл. 28 и 29 КоАП РФ : о выявленном административном правонарушении составляется соответствующий протокол, а затем выносится постановление о назначении наказания.

Статьи КоАП РФ о нарушениях в сфере труда предусматривают наложение следующих взысканий:

  • предупреждения;
  • наложения штрафа на ИП — работодателей, должностных лиц и юрлицо в целом;
  • дисквалификации должностных лиц;
  • приостановления деятельности продолжительностью до 90 суток.

Конкретный вид применяемого наказания зависит от тяжести проступка, его последствий и субъекта ответственности.

Так, для должностного лица максимальный размер налагаемого административного штрафа многократно меньше, чем для юридического лица в целом.

Размеры административных штрафов за нарушение трудового законодательства работодателем в 2017 году никаких изменений не претерпели.

Нарушение трудовых прав административная ответственность

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Об изменении административной ответственности за нарушение законодательства о труде

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за нарушения трудовых прав граждан.

Законодателем увеличен установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с двух месяцев до одного года со дня совершения нарушения.

Принятое решение отвечает целям повышения уровня ответственности работодателей по соблюдению трудовых прав работников, поскольку ранее установленные сроки привлечения к административной ответственности позволяли виновных лицам избежать наказания за нарушения сроков выплаты заработной платы, оплаты отпусков, командировочных расходов, окончательного расчета при увольнении, иных причитающихся работникам сумм.

В настоящее время в силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ руководители предприятий, неоднократно допустившие нарушения прав граждан на оплату труда и ранее подвергнутые административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного до трех лет.

Впервые за подобные нарушения установлена ответственность юридических лиц — от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.

Отдельное внимание уделено вопросам соблюдения трудовых прав граждан при оформлении трудовых отношений.

Частью 3 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Кроме того, административному наказанию в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут быть подвергнуты граждане и должностные лица за фактическое допущение к работе при отсутствии на это полномочий в случае отказа работодателя от заключения с лицом, фактически допущенным к работе, трудового договора.

Приведенные изменения призваны повысить уровень ответственности работодателей по обязательствам перед работниками, укрепить их правовую дисциплину.

Надзор за соблюдением прав граждан на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за труд является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.

Деятельность организаций и предприятий края, допускающих нарушение прав граждан на оплату труда, будет находиться на постоянном контроле, а руководители таких юридических лиц при наличии оснований неизбежно понесут предусмотренную законом ответственность.

Нарушения трудового законодательства: за что и как могут наказать работодателя

В последнее время средства массовой информации регулярно сообщают о намерениях правительства ужесточить проверки соблюдения трудового законодательства в связи с значительным увеличением размера минимальной заработной платы до 3 200 грн. Государственные чиновники сурово предупреждают работодателей всех форм собственности, в особенности, частных предпринимателей, которые используют наемный труд, о внезапных проверках и многотысячных штрафах за нарушения трудового законодательства. В то время, проводить разъяснительнуюправовую работу с субъектами предпринимательской деятельности государственные чиновники не спешат. Однако, по нашему мнению, рассказывать о реальном содержании законов необходимо. Поэтому в этой статье мы более подробно остановимся на проблеме юридической ответственности работодателей за нарушения законов о труде.

Юридическая ответственность
Как известно из теории права, юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Проще говоря, преступил закон — получи наказание. Какое наказание и в какой мере — определит государство.
Если ограничимся только трудовым законодательством, то юридическая ответственность за нарушения в сфере законодательства о труде, в зависимости от характера этих правонарушений, может быть: а) уголовной; б) административной, в) финансовой или г) дисциплинарной. Дисциплинарная ответственность (выговор или увольнение с работы) нас в данном случае не интересует, так как этот вид юридической ответственности не применяется к субъектам хозяйствования со стороны органов государственной власти.

Уголовная ответственность
Уголовная ответственность предусмотрена за совершение правонарушений уголовного характера, проще говоря, преступлений, относительно трудовых прав граждан.
К трудовым правам граждан относятся: право на труд и отдых, право на денежное вознаграждение за выполненную работу, право на объединение в профессиональные союзы, право на забастовку и т. д.
К уголовной ответственности за нарушение законов о труде могут быть привлечены должностные лица предприятий и организаций, физические лица-предприниматели или иные физические лица, которые используют наемный труд других людей. Здесь нужно знать об одном важномобстоятельстве. Уголовная ответственность работодателей предусмотрена исключительно статьями Уголовного кодекса Украины (УК) и исключительно за те составы преступлений, которые в этих статьях указаны. О каких преступлениях идет речь?
Во-первых, это незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или в связи с сообщением работником о нарушении требований Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» другим лицом, а также иное грубое нарушение законодательства о труде (статья 172 УК). Если нет квалифицирующих признаков, т. е. преступление не отягощено дополнительными негативными факторами, то работодатель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа от 2 000 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 34 000 до 51 000 грн.) или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, или исправительных работ на срок до 2-х лет.
Во-вторых, это грубое нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребление доверием либо принуждение к выполнению работы, не обусловленной соглашением (статья 173 УК). Если нет квалифицирующих признаков, наказывается штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн.) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет, или арестом на срок до 6-ти месяцев, или ограничением свободы на срок до 2-х лет.
Наконец, в-третьих, это безосновательная невыплата заработной платы, . или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная преднамеренно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности (статья 175 УК). Если нет квалифицирующих признаков, наказывается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 8 500 до 17 000 грн.) или исправительными работами на срок до 2-х лет, или лишением свободы на срок до 2-х лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Кстати, здесь будет уместно заметить, что директор предприятия или частный предприниматель может быть освобожден от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности он полностью выплатит работникам заработную плату.

Административная ответственность
Знакомство с административной ответственностью работодателей за нарушение трудового законодательства ограничим лишь частью 1 статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), которая гласит: «Нарушение установленных сроков выплаты. заработной платы, выплата . не в полном объеме, сроков предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов об их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), определенных Законом Украины «Об обращениях граждан», или предоставление указанных документов, которые содержат недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям работы и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде, — влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн.).

Финансовая ответственность
Финансовые санкции (финансовая ответственность) за нарушение законодательства о труде предусмотрены Кодексом законов о работе Украины (КЗоТ). Собственно, это и есть та «страшилка», чем более всего пугают сейчас частных предпринимателей.
Дословно процитируем отдельные положения статьи 265 КЗоТ «Ответственность за нарушение законодательства о труде» (в нынешней редакции).
Согласно части 2 статьи 265 КЗоТ, «Юридические и физическое лица — предприниматели, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:
— фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, — в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершенно нарушение(т. е. 96 000 грн. с 1.01.2017);
— нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплаты их не в полном объеме, — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения(9 600 грн. с 1.01.2017);
— несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда – в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершенно нарушение (32 000 грн. с 1.01.2017);
— несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работников, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О военной обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершенно нарушение (32 000 грн. с 1.01.2017);
— недопущения к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении, — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (9 600 грн. с 1.01.2017);
— совершения действий, предусмотренных абзацем 6 этой части, при проведении проверки по вопросам выявления нарушений, указанных в абзаце 2 этой части, — в 100-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (320 000 грн. с 1.01.2017);
— нарушения других требований трудового законодательства, кроме предусмотренных абзацами 2 — 7 этой части, — в размере минимальной заработной платы (3 200 грн. с 1.01.2017).
Подчеркнем, что максимальные финансовые санкции в размере 320 000 грн. могут быть применены к работодателю только в том случае, если он незаконноне допустит для проверки его хозяйственной деятельности госчиновников, прибывших с целью выявления незаконных задержек с выплатой заработной платы работникам или выплат не в полном объеме.
В заключение заметим, что уплата штрафа или финансовых санкций не освобождает работодателя от устранения всех выявленных нарушений трудового законодательства.

Выводы
По нашему мнению, понимание и правильное разграничение уголовной, административной и финансовой ответственности, а также умение разобраться в конкретных случаях их наступления, помимо работников, сейчас как никогда будет необходимо не только руководителям больших и малых предприятий, но и частным предпринимателям, — в первую очередь, для своевременного выбора правильных способов защиты своих прав, возможно, с помощью юристов, в случае предъявления претензий со стороны государственных органов. Ведь не секрет, что огромные штрафы за нарушения трудового законодательства — это не только стимул для предпринимателей чтить закон и соблюдать трудовые права работников, но и манящая приманка для недобросовестных чиновников, всегда готовых «порешать вопрос», не прибегая к применению сурового наказания. Крылатая фраза Павла Верещагина из известного фильма: «Я мзду не беру – мне за державу обидно» — это явно не их кредо.
Как будет воплощена в жизнь задумка правительства бороться огромными штрафами с теневыми зарплатами в условиях непобежденной чиновничьей коррупции, увидим уже в ближайшее время.
Игорь Ворон, юрист.

Нарушение трудовых прав административная ответственность

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

Уважаемые коллеги! Мы рады поделиться хорошими новостями! Компания «Аюдар Инфо» получ.

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

© 1996 – 2017 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Еще по теме:

  • Решение о взыскании алиментов на содержание ребенка Решение о взыскании алиментов на содержание ребенка Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Долгопрудный улица восточная воинская часть Войсковая Часть 31981 информация актуальна на 08.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
  • Воинская часть 6718 псков Войсковая Часть 6718 информация актуальна на 07.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из […]
  • Договор найма жилого помещения может быть изолированное сга Форум для студента СГА 4235. Жилищное право. Мод.01 и Зачёт Нравится Не нравится дама 12 фев 2014 luysi (06 Октябрь 2013 - 20:03) писал: Нравится Не нравится Марина4437 24 фев 2014 Нравится Не нравится ivaiva 12 мар […]
  • Воинская часть 52906 Войсковая Часть 52906 информация актуальна на 08.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Статья о конфискации имущества Конфискация имущества в уголовном праве РФ Конфискация имущества в уголовном праве РФ отменена как мера наказания в 2003 году. До этого в УК РСФСР (и в первой редакции УК 1997 года) она признавалась таковой и имела печальные последствия: […]
  • Гк ст 21 22 Господарський кодекс України Стаття 21. Об'єднання підприємців 1. З метою сприяння розвитку національної економіки, її інтеграції у світове господарство, а також створення сприятливих умов для підприємницької діяльності в Україні можуть […]