Мвд и система правоохранительных органов

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  1. органы судебной власти;
  2. прокуратура;
  3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ. Судебная власть в Российской Федерации в соответ­ствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответ­ствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Феде­рации» действует следующая система судов:

  1. Конституционный Суд РФ, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, кото­рая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ствляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
  2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осущест­вляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Воз­главляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Фе­дерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
  3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматри­вают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании правасобственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бес­спорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и де­ловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе мо­гут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитраж­ных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную цен­трализованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществ­ляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В Конституции РФ 1993 г. статус прокуратуры определен в самых общих чертах в гл. 7 «Судебная власть».
Одним из правоохранительных органов является Министерство внутренних дел Рос­сийской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осу­ществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также государственную политику в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере дея­тельности;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и граж­данина;
  • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлении, а также предупреждения и пресечения ад­министративных правонарушений;
  • организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
  • организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государст­венной охраны имущества и организаций;
  • управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними вой­сками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

2. Русский филосов И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ само­стоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую зада­чу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Одной из самых серьезных проблем, стоящей не только перед современной Россией, но и другими государствами, является отчуждение между властью и народом. Правильно налаженное взаимодействие между государством и его гражданами позволяет строить на­стоящее суверенное демократическое государство, устойчиво развивающееся, несмотря на внутренние проблемы и внешние конфликты.
Для этого необходимо выстроить саморазвивающуюся систему вовлечения граждан в решение вопросов как государственной важности, так и проблем местного самоуправле­ния. В нее входят несколько направлений: выборы в органы власти, деятельность общест­венных структур (в том числе Общественных палат), общественные инициативы граждан по каким-либо актуальным проблемам, работа в различных общественных организациях.
Если не привлекать население к решению государственных и местных проблем, не развивать многоканальную связь между властью и населением, неизбежно обострение противоречий между народом и государственной властью, которое может привести к со­циальному взрыву.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреж­дениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выпол­нять это поручение? Намечаемые действия объясните.

1. Определить перечень учреждений и памятников, с которыми предполагается озна­комить одноклассников.

Для подбора перечня памятников культуры необходимо в библиотеке подобрать о них краеведческую литературу. Подбор целесообразно определять, исходя из каких-либо ха­рактеристик:

  1. близко расположены к школе;
  2. тематически объединены (церковная архитектура, «старинные улочки родного горо­да», исторический центр города и т.д.);
  3. хронологически созданы примерно в одно время (например, исторические памятники начала XIX в., здания и сооружения периода советского конструктивизма и т.п.).

2. Подобрать материал об избранных памятниках культуры (в библиотеке, через Ин­тернет).

3. Найти фотографии объектов в сети Интернет или самостоятельно их сфотографиро­вать.

4. Составить рассказ об избранных памятниках культуры с использованием презента­ции PowerPoint.

5. Провести пешую экскурсию по выбранным местам.

Для посещения учреждений культуры:

  • С помощью рекламы в средствах массовой информации, афиш определить те куль­турно-массовые мероприятия, которые предполагается посетить, и стоимость билетов.
  • Довести информацию до сведения одноклассников.
  • Организовать покупку билетов для желающих.

Правоохранительные органы России

Правоохранительные органы России — это государственные органы, в обязанности, которых входит осуществление деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, проведение оперативно-розыскной деятельности и оказание юридической помощи. Главными функциями правоохранительных органов являются:

  • Конституционный контроль.
  • Прокурорский надзор.
  • Расследование нарушений права.
  • Обеспечение безопасности.
  • Исполнение решений суда.
  • Оперативный розыск.
  • Охрана общественного порядка.
  • Юридическая помощь и консультирование.
  • Предупреждение правонарушений.

Содержание

[править] Министерство внутренних дел (МВД)

Министерство внутренних дел России (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также выработку и реализацию государственной политики по данным вопросам. МВД, и, в частности, полиция, производят предварительное следствие и дознание по преступлениям небольшой, средней тяжести, а также тяжким преступлениям, не входящим в компетенции других следственных органов. Также МВД занимается оперативно-розыскной деятельностью. Министерство имеет сложную структуру состоящую из многих департаментов и управлений занимающихся конкретными задачами.

В состав МВД России входят:

  • Полиция.
    • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция).
    • Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
    • Главное управление по противодействию экстремизму.
    • Главное управление собственной безопасности.
    • Главное управление на транспорте.
    • Главное управление уголовного розыска.
    • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  • Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.
  • Главное управление по вопросам миграции.
  • Другие организации и подразделения, осуществляющие полномочия, возложенные на министерство.

[править] Следственный Комитет (СК)

Следственный комитет России (СК РФ) осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. СК был основан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начал свою работу с 15 января 2011 года.

Следственному Комитету подследственны уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, не считая подследственных другим ведомствам, например, дела об убийствах. Следователи СК РФ имеют специальные звания. Также в систему Следственного комитета РФ входит Главное военное следственное управление, которое осуществляет следствие по преступлениям совершенным военнослужащими Вооружённых Сил, Национальной Гвардии РФ, ПС ФСБ РФ, а также военнослужащими иных войск, сил, учреждений, формирований. Отсюда следует, что, к примеру, следствие по преступлению, совершённому военнослужащим войск Национальной гвардии, осуществляется именно сотрудниками Следственного комитета. Также данное правило распространяется и на лиц призванных на военные сборы и гражданский персонал Вооружённых Сил, ПС ФСБ РФ, иных войск сил, учреждений, формирований.

В Следственный Комитет РФ входят:

  • Центральный аппарат СК России.
  • Территориальные следственные органы (включая военные).
  • Организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России.
  • Образовательные учреждения и научные организации системы СК России.

[править] Прокуратура

Прокуратура РФ, независимо от других органов государственной власти, обеспечивает надзор за соблюдением законодательства России органами исполнительной власти, муниципальными образованиями и т. п., в том числе и за предварительным расследованием уголовных дел. Прокуроры, в частности, руководят дознанием и могут возбуждать дела о административных правонарушениях.

Стоит уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, но лишь передаёт материалы о предполагаемом преступлении в уполномоченный следственный орган. Наиболее известное в обществе направление деятельности прокуратуры — поддержка обвинения в суде.

Генеральным Прокурором в настоящее время является Юрий Яковлевич Чайка. При этом не стоит следует всю систему прокуратуры Генеральной Прокуратурой — это грубая фактическая ошибка. Прокурорам присваиваются классные чины (например, юрист третьего класса).

В Прокуратуру РФ входят:

  • Генеральная прокуратура.
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации.
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры).
  • Военная прокуратура.
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах).

Официальный сайт Генпрокуратуры — http://genproc.gov.ru/.

[править] Федеральная служба безопасности (ФСБ)

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ, наследница КГБ) осуществляет предварительное следствие и дознание по ограниченному кругу преступлений, угрожающих безопасности страны и жизни её граждан, таких как терроризм и шпионаж. Служба наделена правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности. Дознаватели Пограничной Службы ФСБ РФ также занимаются дознанием по ограниченному кругу преступлений. Служба находится в непосредственном подчинении Президенту России.

В состав ФСБ РФ входят:

  • Аппарат Национального антитеррористического комитета (НАК).
  • Служба контрразведки (СКР).
  • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСиБТ) в которую входят спецподразделения «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»).
  • Служба экономической безопасности (СЭБ).
  • Служба оперативной информации и международных связей (СОИиМС).
  • Пограничная служба (ПС).
  • Следственное управление.

[править] Федеральная таможенная служба (ФТС)

Федеральная таможенная служба России осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела и валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного законодательства. ФТС входит в Министерство финансов России. В неё входят все региональные таможенные управления, таможенные службы и таможни.

Службы ФТС возбуждают уголовные дела и проводят неотложные следственные действия по ряду статей УК РФ, связанных с перемещением товаров через границу, а также с международными финансовыми операциями. Они проводят дознание по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей и незаконном перемещении через границу денежных средств физическими лицами. Также они занимаются оперативно-розыскной деятельностью.

В ФТС РФ входят:

  • Региональные таможенные управления.
    • Региональные таможни.
    • Таможенные посты.
  • Таможни центрального подчинения.

[править] Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является органом исполнительной власти по управлению военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны, такие как: охрана общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, обеспечение территориальной целостности РФ, помощь армии в обороне России от внешнего противника и др. Служба находится в ведении Президента Российской Федерации.

В состав службы входят подразделения, которые ранее входили в МВД:

  • Собственно Росгвардия (создана на основе Внутренних Войск МВД).
  • Специальные отряды быстрого реагирования (СОБР).
  • Отряды мобильные особого назначения (ОМОН).
  • Вневедомственная охрана (ОВО).
  • Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, и авиационные подразделения.

[править] Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)

Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Данное министерство частично относиться к правоохранительным органам.

В состав МЧС РФ входят:

  • Департамент оперативного управления.
  • Департамент гражданской защиты.
  • Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны.
  • Департамент надзорной деятельности и профилактической работы.
  • Департамент международной деятельности.
  • Департамент гражданской обороны и защиты населения.
  • Департамент авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
  • Прочие департаменты и вспомогательные управления.

[править] Министерство юстиции (Минюст)

Министерство юстиции России (Минюст РФ) осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в данной сфере. В задачи Минюста входят: обеспечение исполнения Конституции Российской Федерации, исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций (НКО), политических партий и других организаций, оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, организация местного самоуправления и др. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений для реализации задач в установленной сфере деятельности.

К правоохранительным органам в составе Минюста относятся следующие службы:

  • Федеральная служба исполнения наказаний.
  • Федеральная служба судебных приставов.

[править] Суды

Судебная система в России осуществляет правосудие и конституционный контроль на всей территории страны. Согласно принципу разделения властей в России действует самостоятельная и независимая судебная власть, состоящая из судов различных инстанций, которые и образуют судебную систему России.

В состав судебной системы РФ входят:

  • Верховный суд РФ (ему подчинены Общие (территориальные) и Военные суды).

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским делам, по разрешению экономических споров, по уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховному суду подчиняются все суды на территории России, в их числе: арбитражные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Также в 2014 году, Верховному суду были переданы полномочия Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС РФ). Официальный сайт — http://www.vsrf.ru/.

Конституционный суд России является самостоятельным и независимым судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ разрешает вопросы о толковании Конституции РФ, о соответствии законодательных и нормативных актов Конституции РФ, о конституционности применения тех или иных законов в конкретных случаях. Официальный сайт — http://www.ksrf.ru/.

[править] Нотариат

Нотариат России — это правовой институт, органы которого выполняют обязанности по удостоверениям сделок и приданию юридической силы различным документам от имени Российской Федерации.

Согласно российским законам нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Мвд и система правоохранительных органов

4.1 Система органов Министерства внутренних дел / Правоохранительные органы Российской Федерации
Глава 4. Система органов внутренних дел

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. №927 [1] . МВД России возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности.

Во исполнение поставленных задач МВД России наделено широкими полномочиями; обязано в своей деятельности руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МВД РФ.

МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Перечень подразделений (организаций), непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел РФ, утвержден приказом МВД РФ от 10 ноября 2004г. №731 [2] .

Промежуточным звеном между непосредственно Министерством внутренних дел РФ и отделами внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненных к ним, занимают министерства внутренних лед республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Таковых в соответствии с ч.1.ст. 65 Конституции РФ может быть не менее 89 (по числу субъектов Российской Федерации).

Низовым звеном системы органов Министерства внутренних дел РФ являются отделы внутренних дел районов, городов, районов в городах и приравненные к ним.

Порядок создания и особенности деятельности органов промежуточного и низового звеньев системы органов Министерства внутренних дел РФ устанавливается в подзаконных нормативных правовых актах (приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах, уставах и иных актах), издаваемых Министерством внутренних дел РФ.

Таким образом, органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему МВД России; МВД РФ организовано в соответствии с федеративным устройством России и ее административно-территориальном делением. Высшим звеном системы является непосредственно Министерство внутренних дел России [3] . В тоже время как отмечают исследователи, в звеньях системы органов внутренних дел нет единообразия.

На практике вся система органов МВД выступают в единстве. Все организационно-тактические формы органов МВД, взаимосвязаны между собой и, соответственно, взаимодополняемы. Один из основных принципов их работы – взаимодействие.

В словаре русского языка «взаимодействие» определяется как взаимная связь явлений, взаимная поддержка [4] . Категория «взаимодействие» рассматривается как: совместная или согласованная в пространстве и времени деятельность двух и более субъектов по достижению одной или нескольких общих целей [5] ; универсальная система взаимозависимости явлений и процессов, т. е. такое состояние взаимодействующих субъектов, которое характеризуется их непрерывным воздействием друг на друга и взаимовлиянием; — как обдуманное, так и не зависящее от направленности на достижение положительного или отрицательного результата соприкосновение деятельности субъектов; систематическое, устойчивое выполнение действий, направленных на ответную реакцию со стороны партнера; в свою очередь, вызванная реакция порождает соответствующую реакцию воздействующего.

Таким образом, взаимодействие можно определить как совместную, систематическую, согласованную деятельность.

На наш взгляд можно выделить следующие направления взаимодействия органов МВД:

— внутреннее взаимодействие между отдельными органами и звеньями;

— взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, гражданами;

— взаимодействие с международными субъектами, иностранными органами правопорядка.

Только при взаимодействии со всеми перечисленными группами субъектов возможно полное, объективное и всестороннее решение поставленных перед МВД России задач.

Вопросы взаимодействия МВД России с различными органами урегулированы целом рядом законодательных и подзаконных нормативных и ведомственных актов.

В действующем законодательстве не содержится подробная регламентация организации взаимодействия. В значительной степени этому служат подзаконные акты, в которых раскрываются задачи, принципы взаимодействия, вопросы разграничения полномочий взаимодействующих сторон, организация и некоторые условия взаимодействия.

Рассмотрим механизмы и принципы взаимодействия МВД России с иными правоохранительными органными и другими субъектами.

Как отмечают эксперты, взаимодействие может выражаться в обмене информацией, совместном планировании каких-либо мероприятий, совместном их осуществлении и в иных формах [6] . Эти формы в литературе принято называть организационными.

Общепризнанно, что при организации взаимодействия МВД России должно руководствоваться общими положениями (принципами). Такими общими положениями должны быть:

— накопление опыта и статистики;

— широкое применение научно-технических средств;

— знание каждым участником взаимодействия полномочий и форм деятельности и др.

К принципиальным условиям взаимодействия часто относят «разграничение компетенции субъектов взаимодействия» или «осуществление взаимодействия в пределах предоставленных субъектам полномочий». Соблюдение этого положения имеет большое значение. Оно обеспечивает номинальный психологический климат, оптимальное использование сил и средств.

[1] Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 июля 2004г. — №30. — Ст.3149.

[2] Приказ МВД РФ от 10 ноября 2004 г. № 731 «Вопросы подразделений (организаций), непосредственно подчиненных МВД России» // Щит и меч. — — 2004г. — №48.

[3] Корнеев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник. – М. Щит-М. – 2004.

[4] Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1987. — с.68.

[5] Томин В.Т. Проблемы оптимизации сферы функционирования органов внутренних дел. Горький, 1978.

[6] Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». Издание второе, переработанное и дополненное — М.: «Проспект», 2001.

Правоохранительные органы Украины после реформы: кто за кого отвечает (ИНФОГРАФИКА)

Разобраться в хитросплетениях украинской правоохранительной системы, — задача непростая. В последнее время в Украине было создано ряд новых антикоррупционных органов (НАБУ, НАЗК, САП). Это помимо “классических” органов правопорядка вроде МВД (Нацполиция), прокуратура, СБУ. На подходе создание еще одного ключевого органа — Государственного бюро расследований. Как они все взаимодействуют и влияют друг на друга, на чем специализируются и что контролируют?

Как известно с первого января 2017 года в Украине должно заработать специально созданное ведомство — Государственное бюро расследований (ГБР). Именно оно переберет на себя следственные функции Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ).

Таким образом, в Украине криминальным расследованием будет заниматься пять правоохранительных органов — ГБР, Национальная полиция (МВД), НАБУ, СБУ и ГФС(налоговая).

Следить за тем как эти органы осуществляют следствие с точки зрения прав граждан и интересов законности будут органы прокуратуры.

Помимо широкого поля подследственных дел, ГБР будет обладать мощными рычагами контроля и возможностями проведения следственных действий по деятельности руководителя НАБУ, Генпрокурора и его подчиненного — Специального антикоррупционного прокурора. Поле деятельности ГБР – криминальные правонарушения государственной номенклатуры, за исключением их коррупции, отданной на откуп НАБУ.

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) – расследует коррупционные дела высших должностных лиц по четкому перечню уголовных статей (См. ТАБЛИЦУ).

Специальная антикоррупционная прокуратура, входящая в структуру Генеральной прокуратуры (САП), подчиняется генпрокурору и зорко следит за следственной работой НАБУ.

Национальная полиция по-прежнему работает по большинству статей уголовного кодекса, но не суется в вопросы коррупции и криминала сильных мира сего.

Государственная фискальная служба (ГФС) как и положено “кошмарит” уголовными делами граждан и предпринимателей. Следует заметить, что в Украине давно идут дискуссии о лишении ГФС такого права.

СБУ по прежнему на страже Родины и в пределах определенных статей УК занимается всеми гражданами без исключения.

Национальная агентство по предотвращению коррупции занимается всеми административными правонарушениями в сфере коррупции, а также проверяет электронные декларации чиновников на предмет законного происхождения доходов и имущества. Также, занимается идеологическим компонентом антикоррупционной борьбы.

Военная прокуратура входит в состав Генеральной прокуратуры, следит за досудебным следствием по отношению к военнослужащим. По факту сегодня с легкой руки Юрия Луценко, рассматривает еще и «непрофильные» дела, например, «вышки Бойко», а также ряда лиц – соратников бывшего президента Украины Виктора Януковича.

Высший совет юстиции рассматривает вопросы о нарушениях судьями и прокурорами требований законодательства о несовместимости, а также их дисциплинарной ответственности.

К представленным схемам у профессиональных юристов и специалистов криминального права наверняка будут замечания. Но, если каждый из них попытается разобраться в подследственности, даже среди юристов будет поле для споров и интерпретаций. И это только в теории.

Перенос всей этой путаной схемы на практику продемонстрирует еще больший хаос, который порождает то, против чего эта вся реформа должна работать – коррупцию и ручное управление.

Сегодня, пока Государственное бюро расследований еще не работает, а Генеральная прокуратура всеми силами цепляется за власть, ситуация еще более запутанна, что порождает конфликты и скандалы между правоохранителями.

При этом обилие борцов с коррупциейпока еще ни привело к ощутимым результатам.

Таким образом, любой украинский коррупционер, пользуясь недостатками и противоречиями системы следствия, имеет широкие возможности для избегания наказания.

Если по какому-то недосмотру, дело все-таки будет передано в суд, то к услугам коррупционера с любовью и толком отстроенная коррупционная судебная система, с непотопляемыми кадрами времен Януковича. Выпустят прямо из зала суда.

За год работы НАБУ и Специализированной антикоррупционной прокуратуры украинцы не увидели ни одного обвинительного приговора.

Даже у чиновников МВФ не выдержали нервы — в заявлении Международного валютного фонда говорится, что созданные институты по борьбе с коррупцией неэффективны и заметных результатов не показали.

Ко всему раздутому следственному механизму собираются добавить еще один орган – антикоррупционный суд.

Если к этому добавить ограниченные возможности простого гражданина добиться справедливости, то картина становится еще более удручающей.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Цена развода в загсе 2018 Цена развода в загсе 2018 Вы здесь: Главная Статьи Сколько стоит развод в Украине в 2018 году Сколько стоит развод в Украине в 2018 году При таком варианте, вы оплатите только судебный сбор за подачу искового […]
  • Оформить развод без суда Как развестись без суда? Как можно развестись без суда? Обратим ваше внимание на то, что расторжение брака в ЗАГС возможно в таких случаях: Отсутствие совместных несовершеннолетних детей; Согласие супругов. Вы должны пойти в ЗАГС […]
  • Психиатрическая экспертиза в киеве Психиатрическая экспертиза в киеве Консультации по вопросам судебно-психиатрической экспертизы Подготовка материалов к экспертизе. Формулировка вопросов для экспертизы. Оценка возможных результатов экспертизы. Информация по […]
  • Гражданский процесс стадии и виды Понятие, виды и стадии гражданского процесса Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) - это урегулированная гражданским процессуальным правом совокупность процессуальных действий и гражданских процессуальных правоотношений, […]
  • Адвокат тоцкое Адвокаты в Тоцком Некоторые организации расположены не только в Тоцком, но и в соседних городах. Консалтинговая группа РИМ Правозащитник от банков, коллекторов, приставов Адвокаты осуществляют свою деятельность в Тоцком на основании […]
  • Оформить собственность на квартиру по наследству Оформить собственность на квартиру по наследству Передать и получить в наследство можно разного вида имущество. Законодательством Украины предусмотрены отдельные процедуры регистрации прав для каждого вида наследуемого имущества. Наиболее […]
  • Юрист гГлазов Государственная система бесплатной юридической помощи В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 декабря 2012 года №70-РЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике», постановлением Правительства […]