Можно венчаться после развода

О повторных браках и венчании

Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым

Брак, семья, венчание – это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение проекта документа «Об упорядочении практики совершения браков, в частности повторных», стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

– Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

– При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, Маргарита Тучкова (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» – значит, нельзя. «Не положено» – например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом – или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин – для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге – особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то – как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, – «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же – «гражданский брак». Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит – это уже Его святая воля.

– Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

– Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

– Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами – у нас множество и бедных приходов.

– Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, отец Алексий Мечёв овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия – невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью – и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это – особенности каждого служения.

– Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

– Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» – а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен – получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна – почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

– Важно послушание Церкви?

– Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак – это не церковное, это гражданское установление. Брак существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу – так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то – это так!

– Некоторые священники поступают в каких-то случаях «по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

– По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

– Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о приходской жизни, которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает – значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее – тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» – «Нет, не против, но занятие бесполезное!» – «А почему?» – «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом – две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город – своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова – своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были отец Иоанн Кронштадтский, отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами – мы и должны к этим образцам возвращаться. А там – как уж получится. Так и получится!

– На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

– В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» – то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят – они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого – всё нечисто. И признак чистоты – не видеть грехи других людей. А признак нечистоты – это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий – его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование – это воссоздание в человеке образа Божия. Это – первое. Второе – умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое – это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Развод после венчания

Глубоко верующие христиане разводятся крайне редко. Чаще всего случается с людьми, которые не до конца понимают смысл таинства брака, воспринимая венчание просто как красивый обряд или некое магическое действо, призванное обеспечить счастливую супружескую жизнь «автоматически», без усилий со стороны мужа и жены. При таких психологических установках развод можно считать скорее закономерностью, чем исключением.

Некоторые священники советуют молодым людям не спешить с венчанием или даже отказываются венчать, пока супруги не проживут хотя бы год в зарегистрированном браке. К сожалению, не всегда эти меры предосторожности достигают цели, и церковный развод становится такой же обыденной реальностью, как развод светский. Никакого особого обряда для «развенчания» не предусмотрено. С точки зрения Церкви расторжение брака является не столько действием, сколько признанием свершившегося факта.

В отличие от светского брака, основанием для расторжения брака церковного не могут быть такие распространенные причины, как «несходство характеров», «отсутствие общих интересов», «сексуальная неудовлетворенность». Суть у таких причин одна: супруги перестали получать удовольствие от совместной жизни. С точки зрения христианской веры, брак – не источник наслаждения, а «школа» любви, терпения и смирения, следовательно, отсутствие удовольствия – это не причина расторгать брак.

Тем не менее, Церковь признает, что при определенных обстоятельствах сохранение брака невозможно. Церковный брак может быть расторгнут, если один из супругов уличен в прелюбодеянии, бросил семью или вступил в новый брак, отрекся от православной веры, приговорен к лишению свободы. Развод допустим, если поведение одного из супругов ставит под угрозу жизнь и здоровье другого, а также детей. Не запрещается разводиться с алкоголиком или наркоманом. Можно расторгнуть церковный брак, если супруг долгое время безвестно отсутствует, а розыск не приносит результатов.

Существуют и медицинские показания для расторжения церковного брака: тяжелые психические расстройства, заболевание СПИДом, сифилисом, проказой. Неспособность к интимной близости по состоянию здоровья тоже может быть основанием для развода, но только при условии, что человек скрыл этот факт при вступлении в брак или целенаправленно нанес себе соответствующие увечья. Если человек заболел после свадьбы и вследствие этого утратил способность исполнять супружеский долг, это рассматривается как испытание, которое другому супругу надлежит принять со смирением.

Муж имеет право требовать церковного развода, если жена сделала аборт без его согласия.

При наличии одной из этих причин подать прошение о разводе могут либо оба супруга, либо один из них – тот, кто является «пострадавшей стороной». Прошение подается в епархиальное управление на имя правящего архиерея, передать его можно через настоятеля храма. Если архиерей сочтет указанные в прошении причины достаточным основанием для развода, бывшие супруги могут получить благословение на вступление в новый брак.

Можно венчаться после развода

Ее история — одна из самых невероятных в Священном Писании. Праведная Тавифа, как и четырехдневный Лазарь, была поднята Господом из гроба к земной жизни, но уже не Богочеловеком во плоти, а через святого апостола Петра. Ее возвращение из мира мертвых — это еще и свидетельство о деятельной силе новозаветной Церкви. Церкви, основанной Самим Христом.

Вашингтон требует от Москвы и Пекина перестать торговать с Тегераном. Иначе, предупредил Майк Помпео, Россию и Китай ждут серьезные последствия.

Вашингтон требует от Москвы и Пекина перестать торговать с Тегераном. Иначе, предупредил Майк Помпео, Россию и Китай ждут серьезные последствия.

Должны молодежи родители, заявила она, а государство никого рожать не просит. Любопытно, что в Свердловской области чиновница отвечает за работу с молодежью.

Copyright © 1999-2018, технология и дизайн принадлежат ООО «Правда.Ру».

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).

Использование материалов сайта (распространение, воспроизведение, передача, перевод, переработка и др.) допускается только с письменного разрешения редакции. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.

Эл № ФС77-54522 от 21 июня 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»

Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, находящихся под судебным запретом в России, находится на сайте Минюста РФ

Развод после венчания

протоиерей Аркадий Шатов,
настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

протоиерей Аркадий Шатов:

— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода.

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.

Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Кто не имеет права венчаться?

После продолжительного Великого поста, а затем Светлой седмицы, когда венчание невозможно, многие пары планируют торжество именно на первое воскресение после Пасхи, забывая, что не все православные, зарегистрировавшие свои отношения в ЗАГСе, могут рассчитывать на то, что их обвенчают в церкви.

Церковь не совершает Таинство Брака, если для одного из будущих супругов это четвёртый или пятый брак. Также и вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому венчанию. Отступления от этого правила могут быть допущены лишь по решению архиерея.

Препятствием к вступлению в брак также считается виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Что ещё может послужить препятствием для венчания?

Церковью не допускается брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Венчание также невозможно между крёстными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка. Однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено у правящего архиерея. Специальное разрешение также потребуется, если у жениха и невесты большая разница в возрасте, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В свою очередь, лица в возрасте от 60 до 80 лет должны обращаться за разрешением к архиереям. Для тех, кто перешагнул 80-летний рубеж, церковный брак запрещён, однако если пара много лет состоит в браке и под конец жизни хочет узаконить свой союз перед Богом, то венчаться можно с согласия архиерея.

В церковных правилах отсутствует запрет на венчание глухонемых и слепых, а также инвалидов и других маломобильных лиц, желающих вступить в брак. Однако если у одного из будущей пары есть умственные недостатки, в частности, бешенство, сумасшествие, идиотизм, то это служит препятствием для венчания.

Запрещается брак и между кровными родственниками вплоть до четвёртой степени родства. Также не венчается брак между людьми, состоящими в так называемом гражданском родстве (речь об усыновлении). То есть усыновителю запрещается вступать в брак с усыновлённой, как и усыновлённому — вступать в брак с усыновившей его матерью либо её дочерью.

Еще по теме:

  • Адвокат картушина Адвокат Картушина Наталья Юрьевна Общие сведения Статус: Действующий; Реестровый номер: 22/572; Номер удостоверения: 1084; Государство: Российская Федерация; Федеральный округ: Сибирский федеральный округ; Субъект Российской Федерации: […]
  • Воинская часть в узынагаше РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ 28237 НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН" Карточка компании Контактная информация компании Предприятие Руководитель Налоговые отчисления Открой всю информацию за 1000 […]
  • Как правильно составить заявление на алименты в украине Составление иска о взыскании алиментов в Украине. Практические рекомендации. Составление иска о взыскании алиментов в Украине. Практические рекомендации. Для заказа юридической услуги при взыскании алиментов, свяжитесь с нами: тел: +38 […]
  • Протокол заседания комиссии по вопросам охраны труда Охрана Труда Протокол заседания комиссии по проверке знаний о вопросам охраны труда Протокол № ___ заседания комиссии по проверке знаний о вопросам охраны труда г. __________ Комиссия в составе: и членов […]
  • Договор поручения с физическим лицом бухучет Продажа товаров/услуг по договору поручения: учет и налогообложение Практика заключения договоров поручения является достаточно распространенной. При этом суть договора поручения заключается в том, что одна сторона (поверенный) обязуется […]
  • Материнский капитал консультация телефон Онлайн-консультация по материнскому капиталу Решение проблем с получением материнского капитала и его реализацией на практике затруднено индивидуальным характером вопросов и большим количеством возможных частных случаев. Приводимая в […]
  • Составить расписку о получении алиментов Расписка о получении алиментов Расписка является важным документом, позволяющим фиксировать отношения между двумя сторонами. Существуют разные виды расписок, одной из которых является расписка о получении алиментов на ребенка. Такая […]
  • Работа водитель с правом выкупа авто Работа водитель с правом выкупа авто Объявление: АВТО аренду Киев с правом выкупа.работа в такси БЕЗ ЗАЛОГА Добавил(а): Андрей Владимирович Добавлено: в 00:00, 8 ноября 2018 Номер объявления: 241063 220 , Просмотры: 35228 […]