Моральный долг врача-это

Врачебный долг или моральная необходимость совреме

Врачебный долг или моральная необходимость современной медицины

Мы все живем в социуме, перед которым всю свою жизнь остаемся в долгу.

Долг — это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей
по отношению к обществу, к другим людям, живущим в этом обществе.

В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. В понятии долга следует выделять две стороны: формальное исполнение долга и осознанное отношение к своим должностным обязанностям.

С времен зарождения медицины она имела название – искусство врачевания. Несомненно, деятельность любого врача – это прежде всего искусство лечить больных, посему на плечах работника медицины всегда лежит тяжелый груз профессионального долга.

Долг врача включает в себя главный принцип врачебной морали — человеколюбие, ибо первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью
здоровья и жизни людей.

В древние века врачебная мораль носила явно выраженный категоричный (императивный) характер.
Появилась специальная наука, названная медицинской деонтологией.
Эта наука в переводе с латинского (деон — долг, а сам термин – учение о должном профессиональном поведении врача) представила всю медицинскую
этику и, в том числе, профессиональную мораль врача, тем самым подчеркивая значение профессионального врачебного долга и обязанности
по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Это моральное требование в начале было отражено в клятве Гиппократа, основанной на предписаниях, принятых древними медиками в качестве свода профессиональных этических норм.
Позднее свод должностных законов был отражен в Международной Женевской декларации и в других документах, в частности, клятве советского врача,
Медицинская деонтология — наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм и формальное бездушное отношение к больному человеку.

Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он должен проявляется в обязанностях врача по отношению к больному., будучи всегда быть готовым внимательно и заботливо оказать медицинскую помощь, врач обязан быть, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности,
исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики,
но и из принципов и норм профессиональной морали.
Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сторон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Все поступки и действия медицинского работника должны выступать, как должное.

Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к пациенту. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования.

Выдающейся психотерапевт академик В.М. Бехтерев подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это — не врач. Он должен тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью, побудить веру в выздоровление чутким отношением, словами успокоения, утешения и ободрения. В связи с чем Антон Павлович Чехов всегда подчеркивал, что «профессия врача — подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чистоты помыслов».

Легендарный целитель далекого прошлого Гиппократ в своих заветах оставил запись: «Врач — философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для мудрости, все это есть
и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство».

Все это оказалось предметом медицинской деонтологии, в которой главным образом являются вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными. А выдающийся хирург Н.И. Пирогов IXX века считал, что «под термином медицинская деонтология должны разуметь учение о принципах поведения медицинского персонала. Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание».

Кроме того, врачебный долг подразумевает принцип передачи знаний, умений и нравственных начал от Учителя — ученикам, что делает врача звеном единой цепи врачебных поколений. В зависимости от того, какой след оставит после себя каждый медицинский работник, в значительной степени определяется тем, чему научился он от своих предшественников. От этого принципа зависит и то, что он сможет сделать и сумеет создать нового, чтоб передать свои знания и умения, идущим за ним последователям. Не удивительно, что в свое время австрийский клиницист Гуго Глязер написал такие строки: «Ссылка на слова учителя — не ошибочный консерватизм, а основа знаний врача».

Каждый из врачей должен знать и помнить своих Учителей, ибо для познающего науку врачевания очень важно понять чему учат, как учат, и кто учит. Считаю, что для врача, так же как для любого человека, настоящих Учителей с заглавной буквы, может быть несколько, при условии, что настоящего Учителя определяет нравственная чистота, деловитость, бескорыстие и здравые помыслы.

Однажды известный хирург, академик Н. М. Амосов задал вопрос: «Что требуется от современной медицины обществу?», на который сам и ответил: «Совсем немногого – правильной диагностики и хорошего лечения», и тут же добавил: «Надежные методы лечения вырабатываются десятилетиями. Без внедрений научных достижений в практику здравоохранения, без строгого соблюдения традиций и преемственности, не может существенно развиваться медицина».

Как известно преемственность — это не только подготовка к новому этапу развития, но безусловное сохранение необходимого и целесообразного старого, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы.
В обществе преемственность означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
В медицине она означает сохранение совокупности существующей в клинике традиций врачевания. Во многих клиниках традиции вырабатываются на основе многолетнего опыта ее наработок. Ни одна идея не рождается на ровном месте. Она пришла на основе опыта наших предшественников или товарищей по работе — старших и младших. Зачастую некоторые люди, становясь специалистами, переоценивают свою личность и порой забывают, что многим обязаны своим родителям, учителям и наставникам. А заслуга наша гораздо скромнее — чтить память учителей и ценить наработки, которым нас учили.
Иными словами, профессиональная мораль поступит так, как велит долг человека и гражданина, как требует социалистическая мораль. Чувство долга в этом случае становится внутренним мотивом поведения медработника. Высшим судьей при осознанном исполнении долга выступают его совесть, самосознание, убежденность, внутреннее отношение к моральным требованиям социалистического общества. Этим заветам и этико-деонтологическим принципам полностью соответствовала отечественная земская и советская медицина.

В настоящее время в связи с идущей реформацией в здравоохранении и переход финансирования медицины из бюджетной полностью в страховую модель, все этические и деонтологические принципы медицины, в том числе клятва Гиппократа и советского врача, превратились в профанацию и сплошное осквернение святыни.
В условиях современной страховой медицины все средства на лечение пациентов, в том числе средства на содержание медицинских организаций, поступают из одного источника, через систему обязательного медицинского страхования.
Теперь медицинские учреждения вынуждены расширять перечень платных услуг и перейти на частичную окупаемость своей деятельности. Появилось несметное количество коммерческих и частных клиник, где зачастую за нарушение медицинской деонтологии никто не несет ответственности.

В связи с реорганизацией больше всех пострадало здравоохранение в сельской местности. Повсеместно возникли одни и те же проблемы — закрытие участковых больниц и ФАПов, уничтожение круглосуточных стационаров, перевод медобслуживания в поликлиники и в домашние условия.
Это привело к увеличению стоимости и недоступности бесплатных медицинских услуг, хотя чиновники от медицины твердят, что реформация медицинских услуг направлена на улучшение и повышение качества медицинского обслуживания граждан.Все эти реформации в здравоохранении вызывают негативное отношение граждан. Это хорошо видно потому, как в сегодняшних СМИ настоящее состояние медицины стало постоянным предметом атак и средством битья по чиновничеству и медицинских работников. В них выражено подлинное отношение власти к людям и их проблемам.

Долг и совесть, честь и достоинство врача

Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Уже тысячелетия назад требования врачебной морали носили явно выраженный категорический – императивный характер. Поэтому иногда термином медицинская деонтология(где деон означает долг, а сам термин – этическое учение о должном профессиональном поведении врача)обозначают всю медицинскую этику, а иногда и саму профессиональную мораль врача. Тем самым лишний раз подчеркивается значение профессионального врачебного долга, который являет собой пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Основным, высшим принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он проявляется, конечно, в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять при этом максимум творческой активности, исходя не только из последних достижений медицинской науки и практики, но и из принципов и норм профессиональной морали.

Прямое нарушение профессионального долга врача – черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру – профессиональный долг любого врача. Еще академик В.М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это — не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

Правда, у философа Фрэнсиса Бэкона было другое понимание врачебного долга. Он писал: “Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной …”

В медицинской практике названная дилемма встречается не так уж редко. При этом сложность здесь заключается, во-первых, в необходимости определить, что есть добро в данном, конкретном случае, а что есть зло; во-вторых, выяснить для себя, в чем заключается твой долг как врача и человека; в-третьих, попытаться совместить эти “долги”, в случае их расхождения, руководствуясь не только моральным кодексом, но и собственной совестью. И все это, нередко, — в экстремальных условиях, когда речь идет о жизни и смерти.

Правда, существуют ситуации и иного рода, на первый взгляд далеко не экстремальные, по крайней мере, не сиюминутные, а, напротив, складывающиеся в тиши кабинетов и лабораторий, требующие глубоких, иногда мучительных раздумий и одновременно несущие в себе весь драматизм выполнения профессионального врачебного долга. Речь в данном случае идет о проведении медицинских экспериментов на людях – без них современная медицина не может развиваться.

К сожалению, окончательная проверка новых лечебно-диагностических средств и методов возможна лишь на человеческом организме. История медицины знает множество примеров, когда врачи, мужественно исполняя свой профессиональный долг, проводили эксперименты на себе, часто жертвуя своим здоровьем, а иногда и жизнью во имя спасения людей. Однако такие высоконравственные, героические поступки медиков не могут полностью разрешить проблему апробации новых лекарств, методов диагностики и т. д. без привлечения испытуемых, не являющихся медицинскими работниками. А это, естественно, связано с определенным риском вредных последствий для них.

Вместе с тем требования профессионального долга врача категорически отрицают проведение научно необоснованных экспериментов на живых людях (в том числе над заключенными, безнадежно больными, умственно неполноценными) даже с их согласия. Новые, научно обоснованные, но еще не допущенные ко всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства могут применяться врачом по отношению к больному лишь при соблюдении следующих условий: а) с согласия больного, а в отношении больных, не достигших 16-летнего возраста, и психически больных – с согласия их законных представителей (родителей, опекунов и т.д.); б) только в интересах излечения больного; в) исходя из социально полезных мотивов и целей, т.е. в общественных интересах; г) при соразмерности возможного успеха с риском. Таким образом, только согласие больного или его представителей на апробацию, испытание нового медицинского метода или средства, не связанного с излечением больного, или несущего в себе слишком большой риск, делает эксперимент неправомерным и безнравственным.

Требования профессионального долга врача диктуют свои условия и при проведении трансплантации органов. Прежде всего необходимо добровольное согласие донора при даче им крови, костного мозга и иных трансплантантов, например почки. Кроме того, выдвинуты следующие условия правомерности взятия трансплантантов от живого донора: а) если больному нельзя оказать помощь иными средствами, кроме пересадки органов или тканей; б) если вред, причиняемый при этом донору, меньший, чем предотвращенный вред для больного-реципиента.

Следует напомнить и еще об одной стороне долга. Исходя из принципа “Святости жизни”, а также требования оказания помощи больному независимо от его социального происхождения, долг врача – приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь.

Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае следует говорить о нарушении морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служат оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.

Древнегреческий поэт Пиндар подробно описывает удивительные способности целителя Асклепия. Вместе с тем он замечает, что “корыстью ослепляется и мудрость”, и рассказывает драматическую историю гибели Асклепия, которого совратило золото, “заблиставшее в руках”, “великая плата” за то, чтобы “он возвратил от смерти уже плененного ею человека”. За это Зевс испепелил его молнией.

Поскольку речь зашла о литературных примерах, целесообразно вспомнить и о врачах, вся жизнь которых была посвящена выполнению долга – как они его понимали.

В трилогии Ю. Германа “Дорогой мой человек”, “Дело, которому ты служишь”, “Я отвечаю за все”, которую, при всей ее наивности и идеализме – в лучшем смысле этого слова, следовало бы прочитать всем молодым (и не очень) врачам, именно нравственные коллизии добра, долга, совести составляют суть жизни замечательного врача и человека доктора Устименко. То же можно сказать о героине “Открытой книги” В. Каверина микробиологе Татьяне Власенковой, а также о многих врачах – реальных действующих лицах отечественной и зарубежной медицины, чья жизнь стала символом единства добра и долга, как, например: А. Швейцер, В.Ф. Войно-Ясенецкий, Н.И. Пирогов, В.В. Вересаев, Н.М. Амосов и многих других. Мы предлагаем читателю самостоятельно проанализировать эти хрестоматийные примеры, а также те ситуации, с которыми вы сталкивались сами в вашей, пусть еще такой короткой, медицинской практике.

Что касается чести и достоинства врача, то они, прежде всего, определяются его следованием общечеловеческим – не медицинским! – моральным ценностям, его порядочностью, культурой и интеллигентностью, и уже потом – тем, насколько он следует нравственным принципам, которые клялся пронести через всю свою жизнь, его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения. Вместе с тем поддержание чести и достоинства врача во многом зависит не только от него самого, но и от условий, которые предоставляет ему государство (оснащение современным оборудованием, фармацевтическими средствами, обеспечение рабочего места, повышения квалификации, условий для достойного проживания). Безнравственно, если труд врача не оценивается соответствующим образом, если врач не может выписать журналы, купить книги и т.д.

Кроме экономических факторов, в поддержании и защите чести врача большую роль играют факторы социальные и юридические. Незащищенность врача и его действий законом приводит часто к открытости медиков не только для критики – праведной и неправедной, но и для прямых обвинений чуть ли не в преступлениях. В этих условиях врач должен тратить свое драгоценное время, силы, здоровье, а иногда и жизнь (как рано уносят инфаркты из жизни совсем молодых, талантливых, полных творческих замыслов врачей!) на бесконечные комиссии, отписки, оправдания. И в отсутствие законов, которые должны были бы четко прописать права и обязанности врача в случаях трансплантации, реанимации, эвтаназии, аборта, врачи часто бывают вынуждены отстаивать свою честь старым (и не всегда нравственным) корпоративным способом: объединяясь, защищая “своего”, не отдавая его на “растерзание” “чужим”. Именно таким образом “под крыло” корпоративной защиты нередко попадает не только невиновный, но и действительно виноватый врач, запятнавший честь мундира (точнее – халата). Только потому, что он, врач – “свой”. Такова цена корпоративности.

Руководствуясь высокими нравственными принципами, врач обязан уважительно относиться к достоинству каждого пациента, независимо от его социального положения и личных качеств. Пациент для врача – не средство, а цель. Святость жизни и ценность личности – вот главное, что лежит в основе деятельности каждого медицинского работника.

И, конечно же, ни в коем случае не унижать достоинство пациента, памятуя, что унижая достоинство другого, ты унижаешь собственное человеческое достоинство. Но об уважении человеческого достоинства пациента мы поговорим отдельно, рассматривая этику взаимоотношений в системе “врач-больной”.

Кстати, вы не задумывались о том, почему мы говорим о чести врача, а о достоинстве – не как о врачебном или медицинском, а как о человеческом достоинстве? И в чем заключается специфика профессиональной чести врача? Подумайте и над этим.

2.6. Жизнь как высшая ценность

Тема отношения человека к Жизни и Смерти, безусловно, несет в себе общечеловеческое и общекультурное содержание, а для медика это еще и профессиональная ценность. В этом вопросе интересы медицины тесно переплетаются с интересами философии, юриспруденции, религии, литературы и искусства. И все же для медицины эта проблема имеет особое – реально-практическое – значение, ибо врач в различных ситуациях постоянно сталкивается с ней. Еще в древности была сформулирована высшая этическая норма медицинской профессии: “Non nocere!” – не навреди: не навреди жизни, здоровью, благополучию, спокойствию своего пациента. Уважение к жизни и личности больного стало альфой и омегой врачебной этики – от Гиппократа до наших дней.

Особое место проблема человеческой жизни занимала в русской этической мысли, которую по праву можно назвать этикой жизни.Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. Этот духовный смысл жизни по-разному трактовался в различных философских концепциях.

В основе этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков, С.Л. Франк и другие, лежали идеи православия. Этические концепции русской религиозной философии поднимали проблемы жизни и смерти, выстраивали гуманистический вектор отношения человека к миру, к жизни, к окружающей природе.

Другое направление русской философской мысли – так называемая живая этика, созданная Н.К. Рерихом и развитая рядом русских представителей буддистской мысли. Согласно ей, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий, овладение которыми предполагает нравственное преобразование природы. “Живая этика” – это этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиозных и философских ценностях буддизма. Связывал свою “космическую этику” с буддизмом и К.Э. Циолковский. В ряде работ он развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы.

Третье направление в русской этике жизни было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуациям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натуралистическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, прежде всего, на биологию. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику, исходя из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был русский физик Н.А. Умов. Он обосновывает этику жизни, исходя из антиэнтропийности жизни, разрабатывая в этике новое направление, ориентированное на борьбу с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни.

В это же время П.А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма, одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми современными знаниями о человеке. Кропоткин считает, что этические нормы укоренены в природном мире, а истоки альтруизма он видит в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих даже животным.

Но все эти этические построения носили в большинстве своем абстрактный, умозрительный характер. Неслучайно В.В. Вересаев писал о медицине: “… как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью…”. Причем чрезвычайно важным для этики Вересаев считал установление “тех границ, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки …”. Он подчеркивал: “… вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…”.

К сожалению, эпоха советского тоталитаризма, подавлявшего права человека, стремилась разрушить и профессиональную этику врачей. Не допускалось даже обсуждения отдельных проблем медицинской этики. Но и тоталитаризм не смог подавить свободных философско-этических размышлений в работах В.Ф. Войно-Ясенецкого, В.И. Вернадского, Д.П. Филатова, А.А. Любищева. Так, в 1940 г. выдающийся советский биолог Д.П. Филатов начал писать работу “Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения”. Для морали будущего, по его мнению, будут характерны антиэгоистические нормы морали и поведения людей. Свою этику Филатов назвал этикой любви к жизни.

Таким образом, важнейшей основой этических размышлений в России являлось стремление осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс, как борьба со смертью и неорганизованностью природы. И этот общий принцип просветлен одним умонастроением, пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, —любовью к жизни.

Как видим, этика давно ставит вопрос: что есть жизнь в нравственном смысле слова?. Ведь нередко человек утрачивает духовную жизнь задолго до физической кончины, превращаясь в “живой труп”. И наоборот, достойное нравственное поведение может быть названо подлинной жизнью.

В философской литературе и публицистике неоднократно обсуждалась проблема, почему в критической ситуации перед лицом смерти человек часто оказывается жалким, ничтожным, готовым на любую подлость для продления своего биологического существования, почему близость смерти может растоптать достоинство человека, не говоря уже о том, что само наличие смерти унижает человека мыслящего в его стремлении к бесконечному совершенствованию. И только у людей с прочным нравственным стержнем пограничная со смертью ситуация оказывается способом не уронить, а поднять свое достоинство, продемонстрировать его неистребимое качество.

Следовательно, можно сделать вывод, что нравственность есть критерий как достойной жизни, так и достойной смерти. В свою очередь, размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности. Они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целостном мироздании, позволяют осознать смысл своего маленького бытия перед лицом вечности.

2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

Отношением к добру и злу определяется мера свободы в деятельности врача. Давая клятву нести людям Добро, врач практически уже сделал свободный выбор. Свобода врача обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность (рисунок 2).

Факторы ограничения действий врача

Уровень Фармацевтические Внешние Моральные

развития возможности обстоятельства принципы

Моральный выбор — это форма проявления свободы врача, которая имеет своеобразную иерархию ценностей, господствующих в медицинской этике: в ней человеческая жизнь — это приоритетная ценность, а здоровье человека — высшее благо.

Возможно поэтому, несмотря на необходимость осторожного отношения врача к проблеме выбора целей и средств, врач не только имеет право на свободу, он обречен на свободу действий. Проявляется эта свобода в праве на риск, который присутствует в его деятельности постоянно. В настоящее время оценка риска в клинической практике и отношение к нему врача — это наиважнейший аспект проблемы морального выбора в современной медицине. Изучение проблемы риска во врачебной практике — это глобальнейшая задача в медицинской этике.

Понятие «риск» близко к понятию «опасность». Опасность характеризует ту или иную жизненную ситуацию саму по себе. Риск отражает отношение субъекта к опасной жизненной ситуации, ибо он связан со свободой выбора, с сознательными решениями человека. Поэтому совершенно недопустимы случаи возрастания риска для здоровья и жизни больных по причинам некомпетентности, невнимательности врача.

Проблема соотношения врачебной ошибки и ответственности врача подробно анализировалась в советское время И. В. Давыдовским. Он внес в понимание данной проблемы новые акценты, многие из которых остаются актуальными и сегодня:

1. Врачебные ошибки являются досадным браком во врачебной деятельности. Нет врача, который не совершал бы диагностических и других ошибок.

2. Врачебные ошибки — это отрицательные методы лечения и диагностики.

3. При анализе врачебных ошибок необходимо различать незнание и невежество.

Наличие в медицинской практике ненаказуемых врачебных ошибок и несчастных случаев не должно означать право врача на ошибку. Подобное право должно порождать элементарную юридическую ответственность за недобросовестное выполнение работы и тем более недооценку хирургического риска и запоздалое оперативное вмешательство.

В заключение данного вопроса всем следует напомнить, что с проблемой врачебной ошибки и несчастного случая, недобросовестности и ответственности связано такое явление как ятрогения — это всякий ущерб здоровью пациента прямо по вине медика или под воздействием медицинских факторов.

2.6. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Профессиональный врачебный долг — это пример теснейшего переплетения обязанностей по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Основным принципом профессионального долга является принцип гуманизма. Наиболее отчетливо он проявляется в обязанностях врача по отношению к больному. Будучи всегда готовым оказать медицинскую помощь, врач обязан быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному.

Прямое нарушение профессионального долга — черствое, формальное отношение к больному человеку. Врач всегда должен помнить, что вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру — профессиональный долг любого врача. Еще академик В. М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это — не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом одобрения, утешения, успокоения, чутким отношением — тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

Следует напомнить еще об одной стороне долга. Долг врача — приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь. Однако в условиях экономической незащищенности или моральной неустойчивости врача последний может поддаться искушению, поставив на первое место собственный меркантильный интерес или простое желание избежать беспокойства и риска. В этом случае возможно нарушение морально-этического долга со стороны врача. Причем слабость воли и даже последующее раскаяние не служит оправданием содеянного. Независимо от причины такой поступок признается аморальным и считается непростительным для врача.

Категории медицинской этики

В процессе развития и становления профессиональной медицинской этики социалистического общества, базирующейся на принципах коммунистической идеологии, были четко сформулированы гуманистические, нравственные принципы деятельности медицинских работников.

На этой основе определялись наиболее обобщенные понятия морали или категории, отражающие нравственные связи между людьми и характеризующие отношение медработников к предмету своей повседневной деятельности — больному и здоровому человеку, к обществу.

Так были сформулированы и получили научное признание основные категории медицинской этики:
долг, совесть, честь и достоинство, такт, смысл жизни и счастье человека. Естественно, что все этические категории связаны между собой, взаимно дополняют и усиливают друг друга. По мере развития наших представлений и научны- прогресс в медицине и на этой основе — дальнейшее совершенствование методов обследования и лечения больных.

Категории медицинской этики, как и общая этика, носят классовый характер и должны рассматриваться не отвлеченно, а с позиции господствующего класса и его идеологии.

Очень важно, чтобы средние медицинские работники не только знали, но и использовали основные требования этических категорий в своей профессиональной деятельности и на их основе совершенствовали качество медицинской помощи населению.


« Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко

Долг — центральная категория медицинской этики, определяющая как должностную, так и нравственную стороны профессиональной деятельности, отношение медицинского работника к исполнению своих служебных обязанностей. И хотя нравственный долг и должностные обязанности происходят от одного корня, эти два понятия неоднозначны. Исполнение должностных обязанностей предписывается администрацией в соответствующих инструкциях. Неисполнение их влечет за собой одну из мер дисциплинарного…

Такт среднего медработника — это качество не врожденное, а приобретенное, оно воспитывается с детства в той социальной среде, где он растет и формируется в процессе общественного и индивидуального развития. Поэтому воспитанию глубокого уважения к другому человеку, умению держать себя подобающим образом, соблюдению атмосферы подлинного товарищества, взаимопомощи, уважения и дружбы между коллегами, повышению внутренней культуры должно…

Долг — это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу. В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. В понятии долга можно выделить как бы две стороны: формальное исполнение долга и осознанное отношение к своим должностным обязанностям. При формальном исполнении долга фельдшер, акушерка делают как будто…

Счастье — признак того, что человек нашел личный смысл жизни на какой то конкретный этап своего жизненного пути. Представители современных буржуазных философских направлений в определении нравственности исходят из индивидуального «Я». Для них общие законы и мораль явно бессмысленны, потому что каждый человек живет и чувствует по-своему, а это касается и понятия счастья.Марксистско-ленинская этика показывает, что…

Долг — основа нравственного сознания личности, его совести, формирующейся прежде всего как осознание человеком своих обязанностей перед людьми, перед обществом. Долг — необходимость подчинения личных интересов интересам общества. В свое время М. И. Калинин так характеризовал нравственную роль врача в нашей стране: «Этика советского врача — это прежде всего этика сочетания своих личных интересов с…

Труд медработника является источником счастья для тех, кто после перенесения тяжелой болезни возвращается в семью, в трудовой коллектив, вновь становится полезным обществу тружеником Медицинский работник испытывает личное счастье от результатов своего труда, которые он видит во встрече с выздоравливающим больным, в момент проводов удовлетворенного лечением больного, наконец, при получении благодарственного письма или праздничного поздравления от…

История дает множество примеров героического служения медиков своему народу, патриотического исполнения своего профессионального долга. Так, врачи С. И. Андриевский и Д. С. Самойлович еще в XVIII в., изучая природу инфекционных заболеваний, в том числе и чумы, ставили медицинские опыты на себе, доказывая тем самым пути передачи грозной инфекции, и разрабатывали на основе результатов этих опытов…

Долг медицинского работника состоит не только в том, чтобы ставить диагноз и лечить уже заболевшего человека. Еще более важной задачей является профилактическая работа, совершенствование системы диспансеризации всего населения, как основного метода профилактического направления советского здравоохранения. Доля участия средних медицинских работников в активной диспансеризации населения исключительно велика, а сама по себе эта работа весьма ответственна. Важнейшим…

Совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть — это внутреннее осознание и прочувствование своего профессионального долга, профессиональной ответственности как личного долга и личной ответственности. Если долг мы определяем как внешнюю, императивную сторону поведения…

Профессиональный долг и совесть среднего медицинского работника находятся во взаимосвязи с его должностной ответственностью, профессиональной честью и достоинством. В каждом медицинском работнике должны органически сочетаться совесть и чувство долга, справедливости, добра, чести и личного достоинства. В совести наиболее полно раскрывается сознательное отношение человека к самому себе, к окружающим людям, обществу, выявляется уровень нравственного воспитания личности.…

Моральный долг врача-это

Рассматриваются вопросы сущности, статуса и функций биоэтики, ее генезиса и исторической эволюции. Выявляются междисциплинарные стратегии и приоритеты биоэтики. Анализируются морально-этические, организационные и нравственные аспекты жизни и смерти, трансплантологии, психиатрической помощи, применения новых генно-инженерных технологий, манипуляций со стволовыми клетками, клонирования человека, регулирования биобезопасности и биомедицинских исследований с участием человека и животных.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей медицинских, биологических и других специальностей высших учебных заведений, а также всех тех, кто интересуется проблемами биоэтики, этикой современных научных исследований.

Книга: Основы биоэтики

2.4.5. Особенности долга в медицинской этике

2.4.5. Особенности долга в медицинской этике

Первостепенная роль долга в профессии врача обусловлена ценностью здоровья и жизни людей. Требования врачебной морали всегда носили явно выраженный категорически-императивный характер. Поэтому иногда всю медицинскую этику обозначают термином «медицинская деонтология», подчеркивая тем самым значение профессионального врачебного долга – теснейшего переплетения обязанностей врача по отношению к больному, коллегам и обществу в целом.

Врачебный долг заключается в выполнении врачом всех требований, связанных с его работой и достижением главной цели – успеха в лечебной деятельности и оздоровлении больного, в независимости от условий и времени оказания медицинской помощи, от состояния врача и его отношения к личности больного. Врач должен всегда оказать медицинскую помощь, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, быть внимательным и заботливым, проявлять при этом максимум творческой активности.

Исполнение врачебного долга связано с рядом этических проблем:

• врачу необходимо выяснить, в чем конкретно заключается его долг как врача и человека; в случае расхождения попытаться их совместить, руководствуясь не только моральным кодексом, но и собственной совестью;

• профессиональный врачебный долг категорически запрещает проведение научно необоснованных экспериментов на живых людях (в том числе над заключенными, безнадежно больными, умственно неполноценными) даже с их согласия;

• новые, научно обоснованные, но еще не допущенные к всеобщему применению методы диагностики, профилактики, лечения и лекарственные средства могут применяться врачом по отношению к больному лишь при соблюдении основных принципов биоэтики; их несоблюдение при апробации, испытании нового медицинского метода или средства, не связанного с излечением больного, или несущего в себе слишком большой риск, делает эксперимент неправомерным и безнравственным;

• долг врача – приходить на помощь прежде всего тем, кто в ней нуждается в первую очередь, независимо от его социального происхождения; предпочтение собственного интереса или желание избежать беспокойства и риска – это нарушение морально-этического долга врача, независимо от причины такой поступок признается аморальным и непростителен для врача.

Высшим проявлением профессионального долга врача является соблюдение принципа гуманизма, добросовестное выполнение своих обязанностей по отношению к больному. Прямое нарушение профессионального долга — черствое, формальное отношение врача к больному человеку, поскольку вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Академик В. М. Бехтерев подчеркивал, что если больному после разговора с врачом не становится легче, это не врач. Врач призван психотерапевтическими методами – словом ободрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.

Еще по теме:

  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Ст 14 ук рб Уголовный Кодекс Республики БеларусьСтатья 212. Хищение путем использования компьютерной техники 1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]
  • Система избирательного права в российской федерации Глава 1. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации §1. Понятие, предмет и система избирательного права Российской Федерации Д.ю.н., проф. С. Князев Существенным условием становления и развития демократического правового […]
  • Ликвидация ао предполагает АО "А" является единственным акционером (100% акций) АО "С". АО "А" является участником ООО "Б" (99,9%). АО "С" является участником ООО "Б" (0,01%). В настоящее время проводится процедура ликвидации АО "С". Предполагается, что после […]
  • Комментарии к ст 227 нк рф Статья 227. Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами (наименование в редакции, введенной в действие с 1 января […]
  • Статья 162 01 Статья 162 часть 2 УК РФ Доброго времени суток. Хотели бы уточнить, возбуждено уголовное дело в отношении моего жениха по статье 162 часть 2 УК РФ. Это его первый привод, на момент совершения преступления являлся несовершеннолетним, свою […]
  • Как встать на учет нуждающимся в жилье Как встать на учет нуждающимся в жилье? Добрый день. Я с мужем и двое наших несовершеннолетних детей прописаны в квартире, где муж является собственником 1/5 доли. Так же в этой квартире прописаны родители мужа, брат (в браке, супруга не […]