Местные органы власти при иване грозном

Даниил Иванов. Местное самоуправление в Московском царстве

После прекращения деятельности вече и укрепления самодержавия на Руси местное самоуправление не исчезло, но приняло другие формы. Основными реформаторами стал Иван Грозный и его мать Елена Глинская.

С исчезновением веча демократия на Руси не исчезла насовсем. Новым этапом развития демократических институтов в Московском царстве стала губная реформа, затеянная в 1539 году матерью Ивана Грозного Еленой Глинской (самому Ивану IV тогда было 9 лет).

Были созданы новые органы местной власти – губные и земские избы во главе с губными и земскими старостами. Принципиальная новизна вновь создаваемых органов власти заключалась в том, что они были не назначаемыми, а выборными, причем во время выборов соблюдался принцип представительства от местных сословных групп.

Выбранным старостам поручили борьбу с наиболее опасными для государства преступлениями — «разбоями». В соответствии с положениями губной реформы дела о «лихих людях» изымались из ведения наместников и волостелей и передавались в ведение губных старост, которых выбирало провинциальное дворянство, а в черных землях — земских старост «(излюбленных голов)», избиравшихся зажиточным крестьянством. Что же такое «губа» в данном случае? Это наиболее крупный территориальный округ в России ХVI-ХVII вв. Примерно совпадал с волостью, а с ХVI в. — с уездом (хотя, впрочем, иногда губа могла включать и 2 уезда). Изначально губы существовали далеко не повсеместно (как нечто вроде эксперимента). Кроме того, губные учреждения на местах были созданы не путем ликвидации системы кормлений, а параллельно им, с тем, чтобы постепенно их вытеснить. Кормление — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения. Она неизбежно порождала произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. В значительной степени именно необходимостью избавления от этого произвола и была вызвана реформа местного самоуправления.

Следующим значительным этапом реформы стал указ Ивана Грозного под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064 (1555-1556 гг.). Кормление было окончательно отменено, в уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные крестьяне (крестьяне, которые несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства) и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» — земских судей, целовальников. Требования к кандидатам были следующие: прожиточность (т.е. определенная мера состоятельности), грамотность и благонадежность.

Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины — сотских, десятских, пятидесятских. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.

Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и второстепенные уголовные дела черносошных крестьян и посадских людей. В качестве наказания по обычным уголовным делам применялись битье кнутом на торговой площади, денежные взыскания. За серьезные, особенно противоправительственные, преступления полагалась казнь. К середине XVI в. органы губного и земского самоуправления функционировали как минимум в 160 городах России (без учета Украины и Сибири), а к середине XVII в. — в 226 городах.

Характерно формальное сходство с аналогичными процессами в европейских странах, где «вольные права» городам жаловались властью монаршей или феодальной. Уставные грамоты в содержательной части, в основном, совпадали с хартиями вольностей, регламентируя порядок формирования, состав, систему, а также компетенцию отдельных органов и должностных лиц, ответственность последних в случае неисполнения ими своих обязанностей. Особенностью русского права была более подробная характеристика полицейских и судебных функций.

Большие полномочия органов местного самоуправления позволяли минимизировать число чиновников. Во второй половине 17 века население Московского царства составляло 10-12 млн. человек. При этом к середине 17 века в государстве насчитывалось около 80 приказов, численность которых сильно варьировалось – от 3 до 400 человек. В 1640 году в Москве было 837 приказных людей. В 1660-е годы во всём государстве было порядка 100 дьяков(член приказа в качестве товарища бояр или непосредственный начальник приказа) и 1000 подьячих. К концу 17 века число приказных в Москве возросло до 3 тысяч человек. Таким образом, страной в 10-12 млн. человек управляло 3 тысячи чиновников. Или по 1 чиновнику на 3-4 тыс. человек населения. Во Франции конца 16 века на службе короля было не менее 30 тыс. чиновников, или 1 чиновник на 670 человек (её население на тот момент было примерно 20 млн.). Очевидно, что в этом плане государственное управление в Московском царстве было значительно эффективней, чем во Франции того времени – именно за счёт широкого самоуправления на местах.

К сожалению, в современной России, при современных средствах информатизации, связи и транспорта, насчитывается 1.46 млн. чиновников, или 1 чиновник на 1000 человек. Но это уже тема для отдельного разговора.

РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО

І^ї] В середине XV в. при Иване Грозном были проведены 1 jl важные реформы в системе государственного и местного управления с целью укрепления централизованного государства.

С момента венчания в 1547 г.

В 1549 г. появился новый высший орган представительной власти — Земские соборы, состоящие из двух палат:

13” верхней — Царь, Боярская дума, духовенство;

нижней — представители от дворянства, верхов посадских людей, купечества.

Земские соборы созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов (от нескольких месяцев до нескольких лет). Земские соборы созывались по инициативе как самого царя, так и различных сословий. Компетенция Земских соборов и регламент их деятельности не были четко установлены.

Была сформирована воеводско-приказная система управления. Компетенция этих приказов, сформированных из ранее существовавших дворцовых управлений, была им аналогична. Например, Поместный приказ решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением. С введением этого приказа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы: Нижегородский, Владимирский, Галицкий. Образование Казанского и Сибирского приказов связано с присоединением Иваном IV Казани и Сибири.

Важная роль в системе приказов отводилась военно-административным приказам. Стрелецкий приказ был организован для управления стрельцами — войском, использующим огнестрельное оружие, а также Пушкарский, Рейтарский. Разрядный ведал военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы); Казачий — казачьими войсками.

Реорганизация армии при Иване IV имела важное значение. Основными войсками были дворянская конница и стрельцы. Эти полки были лучше обучены и вооружены, дисциплинированы, четко организованы.

В годы правления Ивана Грозного сохранилась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т.е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули судебно-следственную систему. Сформирован центральный полицейский орган — Разбойный приказ, в чью компетенцию входила разработка рекомендаций для местных органов власти по вопросам борьбы с преступлениями.

При Иване IV на местном уровне были введены выборные органы — земские и губные избы, занимавшиеся вопросами управления уезда, суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя). Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку). 31.

ПРИЧИНЫ И ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН

Период сословно-представительной монархии характеризуется полным закрепощением крестьян.

В 1581 г. был принят указ о заповедных летах, практически отменивший положение о Юрьеве дне. В 1597 г. издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее чем за пять лет до издания этого закона. В качестве отправной даты была взята перепись 1592 г., когда были составлены писцовые книги. Таким образом, устанавливаются «урочные лета». Писцовые книги, составленные в 1580— 1590-е гг., стали актами крепости крестьян. Оформление крепостной зависимости крестьян вызвало их бурное сопротивление и обострение классовой борьбы, что привело к возникновению первой крестьянской войны под руководством Ивана Болотникова.

В 1607 г. урочные лета были увеличены до 15 лет.

По Соборному уложению 1649 г., произошел окончательный процесс прикрепления крестьян к земле.

В дальнейшем крепостное право стало напоминать холопство, крестьяне стали прикрепляться к помещикам, отчуждавшим своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения и пр. К концу XVII в. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным уложением 1649 г. это было запрещено.

Закрепощение крестьян осуществлялось двумя путями: 2 Ji 1) внешнеэкономическим; 2)

В XV в. существовали две основные категории крестьян:

13″ старожильцы (основное население феодальных вотчин или государственных земель), которые вели свое хозяйство и несли все повинности;

|3″ новоприходиы (крестьяне, вновь призванные феодалами в свои имения из других княжеств, им разрешалось пользоваться определенными льготами, получать займы и кредиты).

Основным документом, закрепившим права землевладельцев на беглых крестьян и бобылей (одиноких безземельных крестьян), стали переписные книги 1626 г. Крепостное состояние стало наследственным, а поиск беглых — бессрочным.

Крестьяне стали подсудны своим землевладельцам (кроме татьбы, разбоя и убийства) и несли имущественную ответственность по долгам сбоих господ.

Помимо этого по форме зависимости крестьянин мог быть:

ІЗ» половником — крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться

землей они были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность;

53а серебрянником (работать на проценты).

jSjl Внешнеэкономическая зависимость проявлялась в ин- 3 J ституте холопства, которое видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон разграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства уравняло статусы холопов с крепостными. 32.

Местные органы власти при иване грозном

30. Реформы Ивана Грозного

Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления.

В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало лишь формальностью к уже значительно возросшей власти государя.

Одновременно власть царя все же ограничивается Боярской думой.

Иван IV ввел особую систему террора – опричнину.

Появился новый высший орган власти (1549 г.) – Земский собор. Это были представительные органы, в которые входила:

1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной управлениям.

Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV – присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы.

Важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии. Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие). Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ. Казачьи войска управлялись Казачьим приказом.

В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия. Был сформирован центральный полицейский орган – Разбойный приказ. В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые – вопросами управления уезда, последние – вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

Земские и губные учреждения были выборными. Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО

B середине XV в. при Иване Грозном были проведены 1 У важные реформы в системе государственного и местного управления с целью укрепления централизованного государства.

C момента венчания в 1547 г.

B 1549 г. появился новый высший орган представительной власти — Земские соборы, состоящие из двух палат: p5f верхней — Царь, Боярская дума, духовенство; f3

нижней — представители отдворянства, верхов посадских людей, купечества.

Земские соборы созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов (отнескольких месяцевдонесколькихлет). Земские соборы созывались по инициативе как самого царя, так и различных сословий. Компетенция Земских соборов и регламент их деятельности не были четко установлены.

Была сформирована воеводско-приказная система управления. Компетенция этих приказов, сформированных из ранее существовавших дворцовых управлений, была им аналогична. Например, Поместный приказ решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением. C введением этого приказа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы: Нижегородский, Владимирский, Галицкий. Образование Казанского и Сибирского приказов связано с присоединением Иваном IV Казани и Сибири.

Важная роль в системе приказов отводилась военно-ад- министративньш приказам. Стрелецкий приказ был организован для управления стрельцами — войском, использующим огнестрельное оружие,атакже Пушкарский, Рейтарский. Разрядный ведал военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы); Казачий — казачьими войсками.

Реорганизация армии при Иване IV имела важное значение. Основными войсками были дворянская конница и стрельцы. Эти полки были лучше обучены и вооружены, дисциплинированы, четко организованы.

B годы правления Ивана Грозного сохранилась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т.е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули судебно-следственную систему. Сформирован центральный полицейский орган — Разбойный приказ, в чью компетенцию входила разработка рекомендаций для местных органов власти по вопросам борьбы с преступлениями.

При Иване IV на местном уровне были введены выборные органы — земские и губные избы, занимавшиеся вопросами управления уезда, суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя). Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку).

Реформа местного управления
Избранной Рады при Иване IV Грозном

Кратко о сути и содержании

Причины и предпосылки

  • Низкая эффективность в управлении и злоупотребления властью со стороны княжеских ставленников — волостелей и наместников
  • Повышение доверия к центральной власти через передачу части функций местному самоуправлению
  • Малочисленный бюрократический аппарат

Цели и задачи

  • Переход от системы «кормлений» к органам местного самоуправления
  • Формирование административных и судебных должностей на местах путем выборов из местного населения
  • Повышение эффективности сбора налогов, борьбы с преступностью, исполнения административных и судебных функций

Губная реформа

Вместо княжеских ставленников на местах (волостелей и наместников) розыск разбойников и суд над ними переходил к губным старостам, избирающимся из местных дворян, или губных целовальников от крестьянства (если дворян в данной местности не проживало).

Земская реформа

Созданные таким образом органы местного самоуправления получали возможность самостоятельно осуществлять судебные (кроме тяжких преступлений) и административные функции, а также собирать и отправлять налоги в центр.

В 1555 году был издан указ об отмене кормлений, однако, судя по упоминаниям в различных исторических документах, переход на новую систему происходил в течении продолжительного времени.

Еще по теме:

  • П7ч1Ст77 тк рф Трудовой кодекс РФ c комментариями Раздел I. Общие положения Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда Раздел III. Трудовой договор Глава 10. Общие положения (ст. 56-62) Глава 11. Заключение трудового договора (ст. 63-71) Глава 12. […]
  • Уголовный кодекс украины перевод Уголовный кодекс Украины Общая часть Раздел I Общие положения Раздел Раздел II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Раздел III ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СТАДИИ Раздел IV ЛИЦО, ПОДЛЕЖИТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ) Раздел […]
  • Комментарии к гк рф 1 часть Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 3 Комментарий к ГК РФ — часть 3 (постатейный). В действующей редакции, с последними изменениями и дополнениями. Читать онлайн. под редакцией П.В.Крашенинникова Часть третья […]
  • Гражданский кодекс рф раздел наследство Гражданский кодекс рф раздел наследство Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Система права древней греции uristinfo.net § 6. Основные черты права Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н. э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это было […]
  • Icelotto развод IceLotto - проверенный лотерейный агент, однозначно заслуживающий доверия. На сайте Айслотто представлены популярные мировые лотереи: Евроджекпот, Евромиллионы, Пауэрбол, Эль Гордо, Ла Примитива и другие. К достоинствам IceLotto можно […]
  • Что делать если ребенок умер в роддоме Что делать если ребенок умер в роддоме Приложение к приказу Минздравмедпрома РФ от 29 апреля 1994 г. N 82 Положение о порядке проведения патологоанатомических вскрытий IV. Порядок вскрытия трупов мертворожденных и новорожденных 1. […]
  • Трудовой кодекс рф день отдыха Время отдыха по Трудовому кодексу Обновление: 13 июля 2016 г. Законодательство регулирует трудовые правоотношения между работником и работодателем, в т.ч., в части периодов времени, в которые работник трудится и отдыхает. Время отдыха по […]