Ликвидация ао предполагает

Содержание:

АО «А» является единственным акционером (100% акций) АО «С». АО «А» является участником ООО «Б» (99,9%). АО «С» является участником ООО «Б» (0,01%). В настоящее время проводится процедура ликвидации АО «С». Предполагается, что после утверждения ликвидационной комиссией ликвидационного баланса АО «С» все оставшиеся активы общества (материальные и нематериальные активы, финансовые вложения и пр.) перейдут к единственному акционеру — АО «А» как к собственнику и правопреемнику, в том числе и 0,01% долей уставного капитала ООО «Б». Когда АО «А» должно подать форму 14001 в ИФНС о переходе 0,01% долей уставного капитала ООО «Б», числящихся на балансе АО «С»: в течение 2 рабочих дней с даты утверждения ликвидационной комиссией ликвидационного баланса или в течение 2-х рабочих дней с даты получения листа записи ЕГРЮЛ о ликвидации АО «С»? Может ли регистрирующий орган отказать в случае предоставления заявления по форме N Р14001 с момента принятия ликвидационной комиссией АО решения о распределении оставшегося после расчетов с кредиторами имущества единственному акционеру, но до внесения записи о ликвидации АО в ЕГРЮЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Срок для внесения в ЕГРЮЛ указанных в вопросе сведений законом не установлен.
То обстоятельство, что заявление по форме N Р14001 для внесения соответствующих изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения представлено в регистрирующий орган до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации прежнего владельца доли (АО), по нашему мнению, само по себе не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Обоснование вывода:
Для некоторых случаев законодательством предусмотрены специальные сроки для направления в регистрирующий орган заявления об изменении содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сведений. В частности, согласно п. 16 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) в течение трех дней с момента получения согласия участников общества, предусмотренного п. 8 указанной статьи, общество и орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должны быть извещены о переходе доли или части доли в уставном капитале общества путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Как видим, эта норма устанавливает трехдневный срок для представления заявления в регистрирующий орган лишь для тех случаев, когда передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, в соответствии с уставом ООО допускается лишь с согласия остальных участников общества.
Очевидно, что в приведенной ситуации в обществе, доля в уставном капитале которого передается, отсутствуют «остальные участники», в связи с чем для передачи указанной доли не требуется получать чьего-либо согласия. Для таких случаев ни Законом об ООО, ни иными нормативными актами не предусмотрены сроки для внесения в ЕГРЮЛ сведений о переходе доли в уставном капитале общества. Поэтому заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected], и решение ликвидационной комиссии (ликвидатора), являющееся в приведенной ситуации основанием для передачи доли в уставном капитале, могут быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации перехода доли в любой момент после принятия указанного решения, в том числе и до государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица — прежнего владельца передаваемой доли в уставном капитале ООО. Представление в регистрирующий орган заявления в такие сроки не отнесено ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к основаниям для отказа в государственной регистрации.
В заключение отметим, что правоприменительной практики по заданным вопросам мы не обнаружили. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в ФНС России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

10 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

3.4. Причины и порядок ликвидации акционерного общества

Порядок и принципы ликвидации акционерных обществ основаны на нормах ст. 61-65 ГК РФ, регулирующих общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации, который в целом совпадает с порядком ликвидации акционерного общества, установленным в ст. 22 Закона об АО.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Из закона вытекает лишь две причины добровольной ликвидации: истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано. При этом перечень причин ликвидации не является закрытым и общество вправе свободно определять основания для принятия такого решения (например, в связи с нецелесообразностью продолжения деятельности). Кроме того, из норм закона вытекает обязанность общества принять решение о добровольной ликвидации и в случае, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже допустимого уровня (минимального размера уставного капитала).

Принудительная ликвидация общества производится по решению суда в соответствии со следующими основаниями:

осуществление деятельности без надлежащего разрешения;

осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями нормативных правовых актов;

несостоятельность (банкротство) общества.

Признаком банкротства является приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. В этом случае ликвидация осуществляется в процессе конкурсного производства, а органы управления общества теряют право контроля над организацией, которое переходит к назна­чаемому судом ликвидатору или конкурсному управляющему.

Вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии выносится на рассмотрение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) и принимается квалифицированным большинством в 3/4 голосов владельцев голосующих акций, при этом голосующими являются как обыкновенные, так и привилегированные акции общества.

Назначение ликвидационной комиссии предполагает утверждение ее персонального состава, который определяется по согласованию с органом государственной регистрации по месту регистрации общества. В состав ликвидационной комиссии целесообразно включать членов исполнительного органа общества или членов совета директоров (наблюдательного совета). При ликвидации общества, в состав акционеров которого входит государство или муниципальное образование, необходимо включение в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или органа местного самоуправления.

Рассмотрим основные этапы ликвидации общества.

1. Публикация в органе печати информации о предстоящей ликвидации общества с точным указанием его реквизитов, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

2. Уведомление органов государственной власти (регистрирующего органа) о принятии решения ликвидировать общество (в течении трех дней со дня принятия соответствующих решений).

3. Выявление дебиторов и кредиторов общества и направление всем известным кредиторам письменных уведомления о ликвидации общества.

4. Составление промежуточного баланса, в котором отражается состав имущества ликвидируемого общества и требования кредиторов, которые могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов, включая те, срок платежа по которым еще не наступил.

5. Утверждение промежуточного баланса. Промежуточный баланс утверждается общим собранием акционеров (не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения о ликвидации) по согласованию с органом, в котором было зарегистрировано ликвидируемое общество. Согласование может быть проведено в письменной форме или путем участия представителя указанного органа в общем собрании акционеров.

6. Уведомление органов государственной власти о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества.

7. Принятие ликвидационной комиссией мер к получению обществом дебиторской задолженности, при необходимости реализация имущества общества. В случае недостаточности средств для расчетов с кредиторами общество ликвидируется в порядке, предусмотренном для предприятий-банкротов.

8. Удовлетворение требований кредиторов общества. Выплаты кредиторам общества осуществляются в порядке очередности, установленной ГК РФ 7 .

9. Составление и утверждение ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, в котором зарегистрировано ликвидируемое общество.

10. Расчеты с акционерами. Очередность расчетов акционеров регламентируется ст. 23 ФЗ «Об АО» и содержит следующую последовательность:

1) выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены;

2) выплата начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

3) распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами – владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам – владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами – владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций.

11. Уведомление регистрирующего органа о завершении процесса ликвидации юридического лица. В реестре делается запись об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, и с этого момента субъект гражданского права прекращает свое существование. Нереализованные кредиторами требования к ликвидированному обществу погашаются.

12. Публикация информации о ликвидации акционерного общества (осуществляется регистрирующим органом)

13. Последним этапом ликвидации общества является передача в архив документов общества. К таким документам относятся документы, регламентирующие трудовые отношения с работниками. Кроме того, общество обязано сдать в архив документы, для которых не окончился срок хранения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы для самопроверки

Назовите безусловные права российских акционеров.

Что означает преимущественное право?

Назовите виды преимущественных прав акционеров, предусмотренные в российском законодательстве.

На получение какой информации о компании имеет право владелец привилегированной акции?

В чем отличие обыкновенной акции от голосующей?

Назовите причины принудительной ликвидации общества

Что такое промежуточный ликвидационный баланс?

1. В уставе какого акционерного общества закреплено:

а) преимущественное право акционеров общества на приобретение дополнительных акций общества;

б) преимущественное право общества на приобретение акций, отчуждаемых акционерами;

в) преимущественное право акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами.

2. Закрытое акционерное общество вправе:

а) проводить открытую подписку на свои акции;

б) проводить только закрытую подписку;

в) проводить как открытую, так и закрытую подписку.

3. Промежуточный ликвидационный баланс общества утверждается:

а) ликвидационной комиссией по согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию юридического лица;

б) общим собранием акционеров по согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию юридического лица;

Ликвидация акционерного общества — пошаговая инструкция

Ликвидация акционерного общества призвана законным образом обеспечить прекращение предпринимательской и какой-либо иной деятельности хозяйствующего субъекта с исключением самого этого субъекта из ЕГРЮЛ. Хотя процедура банкротства также заканчивается ликвидацией общества, она требует отдельного рассмотрения, поэтому в настоящей статье будет рассмотрена процедура ликвидации, не связанная с несостоятельностью, а также основания для ее начала, этапы проведения, особенности и характеристики отдельных стадий.

Источники правового регулирования

Процесс ликвидации акционерного общества регулируется общими нормами о ликвидации юридического лица с рядом особенностей, установленных в отношении хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы. К источникам правового регулирования проведения ликвидации акционерных обществ относятся:

  • ст. 63 Гражданского кодекса (далее также ГК), устанавливающая общие правила ликвидации юридического лица, и ст. 104 с положениями о ликвидации в отношении именно АО;
  • закон «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон 208-ФЗ), ст. 21–24 которого более подробно регламентируют рассматриваемую процедуру в отношении акционерного общества;
  • закон «О госрегистрации ЮЛ и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, предусматривающий общий порядок проведения ликвидации, а также особенности реализации данной процедуры в особых условиях (по решению регистрационного органа);
  • решения высших судов и иные источники судебной практики, в частности по вопросам принудительной ликвидации юридического лица в форме акционерного общества.

Так, например, в постановлении 2-го арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 № 02АП-7333/2016 по делу № А82-15875/2015 рассматривается целый ряд практических вопросов, касающихся принудительной ликвидации акционерного общества.

Основания для инициирования процедуры

Основания для начала ликвидация акционерного общества те же, что и для юридических лиц иной организационно-правовой формы; они закреплены в п. 2 ст. 61 ГК:

  • решение учредителей о ликвидации акционерного общества в связи с окончанием срока, на который оно создавалось;
  • решение уполномоченного органа (или учредителей) о прекращении деятельности юридического лица в связи с тем, что цель его создания достигнута;
  • добровольное решение о ликвидации акционерного общества по иным причинам;
  • судебное решение.

Таким образом, решение о ликвидации может носить добровольный (и в этом случае оно принимается учредителями или уполномоченным уставом общества органом) или принудительный (принимается судебным органом по заявлению уполномоченного лица) характер.

Инициатором ликвидации АО в судебном порядке на основании п. 3 ст. 61 ГК могут выступать:

  • органы государственной власти или местного самоуправления в случае допущения неустранимых нарушений при регистрации;
  • госорган или уполномоченный орган местного самоуправления при функционировании АО в случае отсутствия разрешительных документов, признанных законом обязательными;
  • учредитель, если созданным акционерным обществом не может быть достигнута цель деятельности, для достижения которой оно создавалось.

Кроме того, ликвидация по решению суда может быть осуществлена по иску компетентного органа в случае регулярного осуществления обществом деятельности, не предусмотренной его уставными документами.

Ликвидация АО в 2017-2018 годах — пошаговая инструкция (этапы)

Последовательность процедур при ликвидации АО определяется ст. 21–24 закона 208-ФЗ. Основными этапами реализации процедуры являются:

  • созыв собрания акционеров для рассмотрения вопроса о ликвидации хозяйствующего субъекта;
  • принятие решения о ликвидации путем голосования, в котором в числе прочего назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор), определяется ее списочный состав;
  • публикация сообщения о ликвидации в органе печати, осуществляющем публикацию сведений о регистрации юридических лиц (Вестник государственной регистрации), которое должно содержать сроки предъявления требований кредиторов организации и порядок их предъявления;
  • формирование перечня кредиторской задолженности, выявление дебиторской задолженности; принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
  • формирование и утверждение общим собранием промежуточного ликвидационного баланса (ЛБ);
  • осуществление выплат кредиторам, налогов и во внебюджетные фонды по очередности, определяемой ст. 64 ГК;
  • продажа имущества с торгов (при недостаточности средств для удовлетворения всех требований);
  • составление окончательного ЛБ и его утверждение на общем собрании;
  • внесение налоговым органом записи о ликвидации акционерного общества в ЕГРЮЛ.

После внесения указанной записи в соответствии со ст. 24 закона 208-ФЗ акционерное общество считается прекратившим свою деятельность, а процедура ликвидации — завершенной.

Принятие решения о ликвидации АО

Решение о ликвидации общества не имеет законодательно утвержденной формы, в связи с чем допускается свободная его форма. Вместе с тем п. 2 ст. 21 закона 208-ФЗ предполагает наличие в данном документе ряда обязательных реквизитов и положений.

Таким образом, нормативные документы и сложившая практика предполагают следующее содержание протокола общего собрания акционеров, в котором и фиксируется решение о ликвидации:

  • дата и место составление протокола, его номер;
  • наименование акционерного общества;
  • количество присутствующих акционеров, абсолютное и процентное количество акций;
  • вывод о правомочности общего собрания (достаточное ли количество голосов присутствует на собрание для принятия решения о ликвидации);
  • повестка заседания (как правило, на такое собрание выносится единственный вопрос о ликвидации АО);
  • данные главного докладчика, поступившие вопросы;
  • постановляющая часть, в которой указывается решение, вынесенное на голосование (о прекращении деятельности предприятия);
  • итоги голосования по вынесенному вопросу;
  • списочный состав ликвидационной комиссии с указанием имен членов комиссии и их должностей (руководитель предприятия и его главный бухгалтер, как правило, в первую очередь включаются в комиссию);
  • результаты голосования по выбору председателя комиссии;
  • порядок и сроки проведения ликвидации (чаще оформляются в виде приложения к протоколу).

Составленный протокол заверяется подписью председателя собрания и его секретаря. Также их подписи могут быть заверены должностным лицом общества (например, руководитель отдела кадров) и печатью организации.

Работа ликвидационной комиссии акционерного общества

Ликвидационная комиссия (ЛК), на основании п. 3 ст. 21 закона 208-ФЗ, после утверждения состава принимает на себя все полномочия по управлению акционерным обществом, совершает все действия от его имени, в том числе принимает участие в судебных заседаниях.

Состав комиссии определяется общим собранием по его усмотрению за исключением случаев, когда в числе акционеров присутствуют муниципальные образования или государство. В последнем случае на основании п. 4 ст. 21 закона 208-ФЗ в состав ЛК должен быть включен представитель государства или муниципалитета (от имущественного комитета, фонда, отдела по управлению имуществом и т. д.). Отсутствие в составе ЛК такого представителя является основанием для отказа налоговым органом в регистрации прекращения АО его деятельности.

Все действия, направленные на ликвидацию общества — от подачи заявки на публикацию сообщения в Вестнике государственной регистрации до представления на утверждение общим собранием акционеров окончательного баланса, — осуществляются ликвидационной комиссией. Ее деятельность прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации.

Всю ответственность за деятельность общества на данных стадиях несет комиссия. Так, например, постановлением арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2016 № Ф02-5969/2016 по делу № А33-16515/2014 удовлетворено требование о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя ликвидационной комиссии.

Ликвидационный баланс АО

После окончания срока предъявления требований кредиторов ЛК составляет промежуточный баланс, в который она должна включить перечень заявленных требований, принятое решение по ним, а также перечень активов предприятия (его имущества). Поскольку утвержденной законом формы ЛБ не существует, его можно формировать самостоятельно, однако практика свидетельствует о применении в качестве основы формы бухгалтерского баланса, хотя это не является обязательным.

Среди активов предприятия указываются денежные средства, размещенные на расчетном счете и в кассе общества, объекты недвижимого имущества, в том числе незавершенные объекты строительства, движимое имущество, находящееся на бухгалтерском балансе и вновь выявленное, нематериальные права (в том числе интеллектуальные) и др.

После того как общество рассчиталось по своим долгам и распределило между акционерами оставшееся имущество на основании п. 7 ст. 22 закона 208-ФЗ, составляется ликвидационный баланс, носящий характер окончательного. Правильно составленный баланс должен быть нулевым. Итоговый баланс, как и промежуточный, должен выноситься на рассмотрение и утверждение общего собрания акционеров.

Прекращение деятельности общества

Заключительным этапом проведения процедуры ликвидации юридического лица в форме акционерного общества является направление окончательного ликвидационного баланса вместе с заявлением о прекращении деятельности в налоговую инспекцию по месту регистрации организации. Заявление на ликвидацию имеет утвержденную форму № Р16001, проще всего заполнить которую при помощи специального программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФНС.

Помимо этого для осуществления налоговой службой регистрационных действий в связи с ликвидацией общества необходимо уплатить государственную пошлину установленного Налоговым кодексом на дату уплаты размера. В добровольном порядке заявители могут также приложить документ, который подтверждает направление сведений в Пенсионный фонд.

Если пакет документов предъявлен в полном объеме и не содержит противоречий действующему законодательству, то по истечении 5 рабочих дней заявитель сможет получить выписку из ЕГРЮЛ, свидетельствующую о прекращении деятельности акционерного общества.

Подведем некоторые итоги:

  • ликвидация акционерного общества есть прекращение его деятельности и исключение из реестра юридических лиц;
  • решение может быть принято добровольно единственным акционером или собранием акционеров либо судом по заявлению уполномоченного лица;
  • решение акционеров о ликвидации оформляется в виде протокола собрания и должно отвечать требованиям ст. 21 закона 208-ФЗ;
  • после создания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению обществом; она выявляет активы и пассивы, удовлетворяет требования кредиторов, распределяет оставшееся имущество;
  • общество считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

§ 5. Ликвидация акционерного общества

Ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Акционерное общество может быть ликвидировано в добровольном порядке. В этом случае совет директоров выносит вопрос о ликвидации общества на решение общего собрания акционеров. Общее собрание решает вопрос о ликвидации общества и о назначении ликвидационной комиссии. Решение по этим вопросам принимается большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Основанием для принятия такого решения может быть: истечение срока, на который общество было создано, достижение цели, ради которой оно создавалось.

Акционерное общество может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда. Основания для такой ликвидации предусмотрены ГК РФ и Законом об АО. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ коммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае:

— допущенных при ее создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

— неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов*(213).

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Суд первой инстанции, установив неоднократное нарушение ответчиком законодательства о налогах и сборах, обоснованно по заявлению налогового органа принял решение о ликвидации общества закрытого типа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2003 г. по делу N А56-37831/02).

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев 12.05.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2002 по делу N А56-37831/02, установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее — налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о ликвидации акционерного общества закрытого типа «Авантаж» (далее — Общество).

Решением суда от 25.12.2002 требования налогового органа удовлетворены и Общество ликвидировано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит изменить решение от 25.12.2002, обязав Общество создать ликвидационную комиссию и установить сроки ликвидации.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано постановлением главы Василеостровской районной администрации мэрии Санкт-Петербурга от 04.06.92 N 769. Учредителями (участниками) Общества являются граждане Российской Федерации.

В ходе осуществления мероприятий налогового контроля налоговая инспекция установила, что Общество в нарушение законодательства о налогах и сборах с момента регистрации систематически не представляет в налоговый орган документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также отчеты о финансово-хозяйственной деятельности.

В связи с этим налоговый орган, руководствуясь пунктом 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с заявлением о ликвидации Общества.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, установил, что Общество неоднократно грубо нарушало законодательство о налогах и сборах, и вынес решение о его ликвидации. При этом суд не возложил обязанности по ликвидации Общества на его участников.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый налоговой инспекцией судебный акт следует изменить.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае грубых нарушений закона при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица в этом случае может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставлено право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски, в том числе о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, суд первой инстанции, установив неоднократное нарушение Обществом законодательства о налогах и сборах, обоснованно по заявлению налогового органа принял решение о ликвидации Общества.

Вместе с тем согласно абзацу второму пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

При этом в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 указано, что обязанности по проведению ликвидации юридического лица должны возлагаться на лица или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица.

Разделом 9 «Реорганизация и прекращение деятельности» устава Общества предусмотрено, что ликвидация Общества может осуществляться по решению общего собрания акционеров или по решению суда о его ликвидации. При этом ликвидация осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обязанности по созданию ликвидационной комиссии и ликвидации Общества должны быть возложены на учредителей (акционеров) Общества — Эпштейна Романа Яковлевича, Эпштейн Полину Яковлевну, Савича Андрея Сергеевича, Сергееву Альбину Игоревну, Савич Галину Владимировну, Ахтямову Терезу Романовну и Солодникова Ростислава Владимировича.

Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2002 по делу N А56-37831/02 изменить.

Ликвидировать акционерное общество закрытого типа «Авантаж», зарегистрированное постановлением главы Василеостровской районной администрации мэрии Санкт-Петербурга от 04.06.92 N 769.

Возложить обязанности по созданию ликвидационной комиссии и установлению сроков ликвидации акционерного общества закрытого типа «Авантаж» на его учредителей — Эпштейна Романа Яковлевича, Эпштейн Полину Исааковну, Савича Андрея Сергеевича, Сергееву Альбину Игоревну, Савич Галину Владимировну, Ахтямову Терезу Романовну и Солодникова Ростислава Владимировича.

Взыскать с акционерного общества закрытого типа «Авантаж» в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции*(214).

Следует обратить внимание на то, что положение п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции РФ, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция — ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям*(215).

Норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях п. 4 ст. 99 ГК РФ и п. 5 и 6 ст. 35 Закона об АО (имеется в виду редакция Закона от 24 мая 1999 г.), на основании которой акционерное общество подлежит ликвидации по решению суда, если стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу данной нормы в системе норм гражданского законодательства предполагается, что отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации акционерного общества призвано отображать его фактическую финансовую несостоятельность, а именно: отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей, при том что акционеры имели возможность предпринять меры по улучшению финансового положения общества или принять решение о его ликвидации в надлежащей процедуре*(216).

Норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 3 ст. 61 ГК РФ и п. 6 ст. 35 Закона об АО, предусматривающая право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в законе, требования о ликвидации акционерных обществ, признана не противоречащей Конституции РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами АО. Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени АО. Полномочия единоличного и коллегиального исполнительных органов АО прекращаются.

Материалы дела свидетельствуют о безвозмездности соглашения купли-продажи между сторонами и возможности его квалификации как договора дарения. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 1999 г. N 1134/99).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 23.04.98 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.98 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8267/98-21-114.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Дискус» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу открытого типа «Донхлебопродукт» о передаче оплаченного товара и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением от 23.04.98 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.98 решение оставлено без изменения.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с их незаконностью и необоснованностью.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Между Федеральной продовольственной корпорацией (далее — корпорация) и акционерным обществом открытого типа «Промышленно-торговый концерн «Росс» (далее — общество «Росс») заключен договор от 04.12.95 N 189, согласно которому общество «Росс» обязалось по поручению корпорации закупить и поставить для федеральных государственных нужд сельскохозяйственную продукцию. Договор обозначен как договор поручения. Однако его содержание и волеизъявление сторон свидетельствуют о том, что между сторонами фактически заключен договор комиссии.

Действуя по поручению корпорации, общество «Росс» заключило с АООТ «Донхлебопродукт» договор купли-продажи от 08.02.96 N 5-66, по условиям которого АООТ «Донхлебопродукт» (продавец) обязалось передать обществу «Росс» (покупателю) 30 000 тонн семян подсолнечника.

Как следует из материалов дела, общество «Росс» получило от корпорации на закупку сельскохозяйственной продукции для федеральных государственных нужд денежные средства, из которых 10 000 000 000 рублей (здесь и далее — неденоминированных) платежным поручением от 18.02.96 перечислило АООТ «Донхлебопродукт» в качестве предварительной оплаты товара по договору купли-продажи от 08.02.96 N 5-66.

В соответствии с соглашением об уступке права требования от 18.07.97 общество «Росс» передало ЗАО «Дискус» право требования к АООТ «Донхлебопродукт» по договору купли-продажи от 08.02.96. На его основании ЗАО «Дискус» предъявило иск к АООТ «Донхлебопродукт» по данному делу.

Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о неисполнении ответчиком обязательства перед обществом «Росс», переуступившим свое право требования истцу.

Однако с таким выводом нельзя согласиться.

Распоряжения корпорации, направленные обществу «Росс», ответчику и третьим лицам, товарно-транспортные накладные и другие документы, содержащиеся в деле, свидетельствуют о том, что АООТ «Донхлебопродукт» во исполнение обязательств по договору купли-продажи от 08.02.96 осуществило передачу 5500 тонн семян подсолнечника на 4 675 000 000 рублей третьему лицу.

Данные обстоятельства судами не исследовались, им не дано надлежащей оценки.

Судами обеих инстанций не принято во внимание и утверждение ответчика о том, что 5 325 000 000 рублей, оставшихся от оплаты семян подсолнечника по договору купли-продажи от 08.02.96, в соответствии с указанием общества «Росс» были направлены на оплату пшеницы по договору купли-продажи от 31.01.96, согласно которому АООТ «Донхлебопродукт» являлось продавцом.

Не изучен судами и вопрос о действительности соглашения об уступке права требования от 18.07.97, а в связи с этим и о праве ЗАО «Дискус» на заявление иска по настоящему делу.

Соглашение от 18.07.97 не содержит условия о встречном представлении со стороны ЗАО «Дискус» за переданное обществом «Росс» имущественное право по договору купли-продажи от 08.02.96. Материалы дела свидетельствуют о безвозмездности этого соглашения и возможности его квалификации как договора дарения. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями, за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Из материалов дела также следует, что 15.07.97 общим собранием акционеров общества «Росс» принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Согласно пункту 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

Соглашение же от 18.07.97 заключено президентом общества «Росс», то есть органом общества, не уполномоченным действовать от его имени после назначения ликвидационной комиссии. В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о предоставлении ликвидационной комиссией президенту общества «Росс» полномочий на подписание соглашения об уступке права требования.

Таким образом, судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, поэтому они подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение*(217).

Ликвидационную комиссию (ликвидатора) можно рассматривать в качестве органа юридического лица — АО. Поэтому Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы к ликвидатору и членам ликвидационной комиссии предъявлялись требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к исполнительным органам общества.

В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав*(218).

Решением суда о ликвидации АО на его учредителей (участников) могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации общества.

Кассационная инстанция отменила решение суда в части возложения на инспекцию обязанности по созданию ликвидационной комиссии и установлению сроков ликвидации общества, а дело в этой же части направила на новое рассмотрение в первую инстанцию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2003 г. по делу N А56-1868/03).

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2003 по делу N А56-1868/03, установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области (далее — Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о ликвидации акционерного общества с иностранными инвестициями «Аисто» (далее — общество).

Решением от 03.03.2003 общество ликвидировано. Обязанности по созданию ликвидационной комиссии и установлению сроков ликвидации общества возложены на Инспекцию.

В апелляционном порядке дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение в части возложения на нее обязанностей по созданию ликвидационной комиссии и установлению сроков ликвидации общества, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция находит, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано и внесено в государственный реестр Комитетом по внешним связям при мэрии Санкт-Петербурга, что подтверждается свидетельством от 23.03.94.

В соответствии с пунктам 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов.

Требование о ликвидации общества предъявлено в соответствии с положениями пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд установил нарушения обществом как налогоплательщиком пунктов 2, 3, 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и правомерно посчитал это достаточным основанием для ликвидации общества. В части ликвидации общества решение не обжалуется.

В силу пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Согласно уставу общества его ликвидация по решению суда осуществляется ликвидационной комиссией, назначенной общим собранием акционеров. Таким образом, суд в данном случае неправильно возложил обязанности по осуществлению ликвидации общества на Инспекцию. Следовательно, в этой части решение подлежит отмене, а дело в этой же части — направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела суду следует установить лицо, на которое в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежит возложить обязанности по осуществлению ликвидации общества.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2003 по делу N А56-1868/03 отменить в части возложения обязанностей по осуществлению ликвидации акционерного общества с иностранными инвестициями «Аисто» на Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лодейнопольскому району Ленинградской области.

Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение оставить без изменения*(219).

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации.

Следует согласиться с теми учеными, которые считают, что требования к опубликованию информации должны быть ужесточены. В законодательстве должен быть не только определен орган печати, но и должно быть предусмотрено, что юридическое лицо обязано опубликовать не менее трех сообщений о ликвидации, причем срок предъявления требований должен начинать течь с момента последней такой публикации*(220).

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

— в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

— в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об АО;

— во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

— в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам — владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами — владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Еще по теме:

  • Госпошлина за признание договора незаключенным Государственная пошлина, уплачиваемая по делам о долговых спорах Государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче искового заявления, встречного искового заявления, а также возражения на исковое заявление по долговым спорам, […]
  • Мировой суд темрюкский район Мировой суд темрюкский район Темрюкский районный суд Адрес: 353520, г. Темрюк, ул. Таманская, 25 Основные контактные данные: Приемная: (86148) 5-15-30 Канцелярия: (86148) 5-26-63 Реквизиты для уплаты госпошлины: Банк получателя: ГРКЦ […]
  • Размер госпошлины в мировой суд на алименты Как рассчитать госпошлину при подаче иска на перерасчет алиментов Мировой Судья не принял исковое заявление о перерасчете алиментов на второго ребенка, аргументировав что госпошлина 200 руб. оплачена не верна. Сколько надо оплатить […]
  • Начисление пени за долг жкх За просрочку коммунальных платежей введут пеню – новый закон Норма начнет действовать через один год. Должникам, которые просрочили платежи за жилищно-коммунальные услуги, будут начислять пеню в размере 0,01% за каждый день задержки с […]
  • Новый закон по жкх пени Новый закон о ЖКХ: пеня, абонплата и право жильцов штрафовать коммунальщиков За тепло жильцам придется платить и летом, а за воду – даже если не пользовался Украинцы через полгода получат жилкоммуслуги по новому закону — Рада после […]
  • Приватизация земли до 2012 Бесплатная приватизация земли: вопросы и ответы Конституция Украины гарантирует каждому гражданину Украины право на землю (ст.14). Это право граждане реализуют в процессе безвозмездной приватизации земли. Кроме того, граждане имеют право […]
  • Что за 15 коап Статья 7.27 КОАП РФ. Мелкое хищение 16 февраля 24 сентября 2015 10 декабря 2012 22 апреля 2009 18 ноября 2008 Обсуждение статьи Вопросы по статье Директор фабрики издал приказ об увольнении работника, который был пойман на проходной, […]
  • Бланк письма на возмещение расходов Заявление в ФСС на возмещение расходов Заявление в ФСС на возмещение расходов по временной нетрудоспособности и материнству. Скачать бланк заявления. Автоматическая подстановка суммы прописью. Бланк заявления в ФСС на возмещение […]