Комментарии к ст 39 фз 221

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 7 ст. 38 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ) и определяются межеванием.
При выполнении работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.
В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в государственном кадастре недвижимости, что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.
Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ч. 1 — 3 ст. 39 Закона N 221-ФЗ).

Порядок согласования местоположения границ земельного участка

К межевому плану составляется акт согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.
Если надлежащим образом извещенное лицо не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования.
Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования (ч. 4 ст. 40 Закона N 221-ФЗ). В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что кадастровая палата откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (п. 9 ч. 3 и п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона N 221-ФЗ).
Для устранения разногласий рекомендуем воспользоваться следующим алгоритмом.

Шаг 1. Инициируйте повторное согласование местоположения границ земельного участка (п. 84 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).

Не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, поэтому нужно обратиться в орган кадастрового учета или к собственнику смежного участка с заявлением о необходимости ее исправления (ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования.
Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч. 3.1 ст. 25, ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ).

Шаг 2. Подготовьте исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка и пакет документов (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

При подготовке иска обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).
Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п.
Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам (ч. 7 и 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ).
В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с вашим земельного участка, в качестве третьих лиц — кадастровую палату и кадастрового инженера.
Также необходимо правильно сформулировать требования к суду. Исковые требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими:
— признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика кадастровой ошибкой;
— установить смежную границу между земельными участками (как правило, в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера).
К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):
— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;
— копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок (документ, на основании которого вы владеете участком, свидетельство о государственной регистрации права);
— копия межевого плана;
— сведения из государственного кадастра о смежном участке (ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 221-ФЗ);
— документ об уплате госпошлины. Размер госпошлины рекомендуется предварительно уточнить в суде, поскольку суд может принять иск, оплаченный госпошлиной в размере 300 руб., как за требование неимущественного характера (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), но может и оставить его без движения на том основании, что госпошлина должна уплачиваться в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска, поскольку иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество;
— иные документы, а также копии документов, подтверждающих ваши требования, по числу ответчиков и третьих лиц. Иск предъявляется по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Шаг 3. Примите участие в судебном заседании.

При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков (ст. 79 ГПК РФ).

Шаг 4. Получите решение суда и обратитесь в кадастровую палату.

После вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в кадастровую палату с заявлением о постановке вашего земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда (ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый орган обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Обратите внимание!
Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, стоимость которой в зависимости от сложности дела, суммы иска и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде потребуется подготовить нотариальную доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ). Расходы на оплату услуг представителя суд может взыскать с ответчика в вашу пользу по письменному ходатайству (п. 1 ст. 100 ГПК РФ).

Согласование границ земельного участка

Когда требуется согласование границ земельного участка?

Согласование границ земельного участка со смежными землепользователями необходимо в случае, если:

  • в результате кадастровых работ было уточнено местоположение земельного участка или смежных земельных участков;
  • при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков.

Если границы одного из смежных участков уже были уточнены, был подписан акт согласования границ, и участок поставлен на государственный кадастровый учет, то в этом случае согласование с данным землепользователем не требуется (граница между участками уже согласована ранее).

Порядок проведения и оформления акта согласования границ земельного участка регламентирован статьями 39 и 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Обязанности кадастрового инженера:

В ходе проведения согласования границ земельного участка кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) предоставить заинтересованным лицам или их представителям документы (проект межевого плана) для ознакомления и дать необходимые пояснения;

3) в случае согласования границ земельного участка с их установлением на местности, указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.

С кем проводится согласование местоположения границ земельного участка?

Согласно статье 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» «Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

  1. собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  2. пожизненного наследуемого владения;
  3. постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
  4. аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).»

Как проводится согласование местоположения границ земельного участка?

Согласование границ земельных участков по выбору кадастрового инженера может проводиться в индивидуальном порядке или посредством проведения собрания смежных землевладельцев.

Способы извещения землевладельцев в случае проведения собрания по согласованию границ:

  • извещение лично заинтересованному лицу или его представителю под расписку о вручении;
  • почтовое отправление с уведомлением о вручении;
  • отправление на электронный адрес, указанный в кадастровых сведениях;
  • опубликование извещения в местном официальном издании (только в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе лица; обратно получено отправленное ранее почтовое отправление с пометкой о невозможности вручения; смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц).

Что должно быть в извещении:

  • сведения о заказчике кадастровых работ (почтовый адрес и номер телефона);
  • сведения о кадастровом инженере (почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона);
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес, по которому могут быть направлены возражения или требования (при их наличии) заинтересованных лиц относительно местоположений границ земельного участка.

Сроки извещения:

Извещение о проведении собрания по согласованию местоположения границ земельного участка должно быть вручено, отправлено или опубликовано не позднее чем за ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ до дня проведения данного собрания.

Срок для направления возражений по местоположению границ земельного участка не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения.

Итог работы по согласованию границ земельного участка:

В результате проведения согласования по местоположению границ земельного участка составляется акт, в котором имеются сведения обо всех заинтересованных лицах и их участках и схема участка, границы которого согласовывались. Местоположение границ участка считается согласованным при наличии в акте подписей всех указанных заинтересованных лиц.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» «Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись…».

Все возражения, предоставленные заинтересованными лицами или их представителями, прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Все споры по согласованию границ земельного участка решаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.

Практика по спорам об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка)

Федеральные нормативные правовые акты (до 01.01.2017):

Земельный кодекс РФ

— ст. 11.10 «Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

— гл. I.1 «Образование земельных участков» (ст. ст. 11.2 — 11.9)

П. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

— ст. 38 «Межевой план»

— ст. 39 «Порядок согласования местоположения границ земельных участков»

— ст. 40 «Акт согласования местоположения границ»

— ст. 22 «Состав необходимых для кадастрового учета документов»

— ст. 14 «Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»

Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»

Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 «Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости»

Примечание. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 действует с 05.12.2016.

Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Федеральные нормативные правовые акты (с 01.01.2017):

Земельный кодекс РФ

— ст. 11.10 «Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»

— гл. I.1 «Образование земельных участков» (ст. ст. 11.2 — 11.9)

Примечание. С 01.01.2017 ст. ст. 11.2, 11.4, 11.10 ЗК РФ действуют в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

П. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

— ст. 22 «Требования к межевому плану»

— ст. 24.1 «Требования к карте-плану территории»

— ст. 28 «Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 43 «Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков»

— ст. 14 «Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 25 «Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения»

— ст. 26 «Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав»

— ст. 27 «Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав»

— ст. 29 «Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав»

— ст. 61 «Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

— ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости»

Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»

— ст. 39 «Порядок согласования местоположения границ земельных участков»

— ст. 40 «Акт согласования местоположения границ»

Примечание. С 01.01.2017 наименование Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» изменено на новое — «О кадастровой деятельности». С указанной даты ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ применяется в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»

Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»

Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 735 «Об установлении примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России»

Приказ Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения»

Приказ Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N 968»

Приказ Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде»

Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 «Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган, уполномоченный на осуществление кадастрового учета объектов недвижимости»

Примечание. Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 363 действует с 05.12.2016.

Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав»

Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003)

Федеральная судебная практика:

П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. Таким образом, круг исков о правах на недвижимое имущество, на которые распространяется правило об исключительной подсудности, определен в данном пункте не исчерпывающим образом.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2013 N 1192/13 по делу N А64-7845/2012)

Оспариваемое заявителем решение об отказе в постановке на кадастровый учет является актом органа государственной власти, поэтому избранный заявителем способ защиты нарушенного права является правильным и не относится к искам о правах на недвижимое имущество. В деле отсутствуют сведения о наличии разногласий относительно границ принадлежащего заявителю земельного участка, поэтому к требованиям заявителя правила исключительной подсудности не применяются.

(Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2015 N 18-КГ15-135)

Части 1 — 3, 7 — 9 ст. 39 «Порядок согласования местоположения границ земельных участков» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» признаны соответствующими Конституции РФ, поскольку устанавливают порядок согласования местоположения границ земельных участков, обеспечивают учет законных интересов правообладателей смежных земельных участков посредством необходимости согласования местоположения границ земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности, и не нарушают конституционные права граждан.

(Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1022-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Девятериковой Риммы Александровны на нарушение ее конституционных прав частями 1 — 3 и 7 — 9 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»)

Примечание. С 01.01.2017 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») применяется в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Часть 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» признана соответствующей Конституции РФ, поскольку она направлена на идентификацию земельного участка как объекта гражданских и земельных отношений с учетом данных, содержащихся в правоустанавливающих и других документах, а также предусматривает необходимые гарантии для защиты имущественных и других прав участников земельных отношений, которые не имеют документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков.

(Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2114-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Зори Елены Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»)

Примечание. С 01.01.2017 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») признана утратившей силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Часть 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривающая, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, и Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 N 139 «Об утверждении Правил установления местных систем координат», которое закрепляет порядок установления местных систем координат, признаны соответствующими Конституции РФ.

(Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 N 1529-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Паклиной Натальи Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью 7 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления местных систем координат»)

Примечание. С 01.01.2017 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») признана утратившей силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Отказ суда установить смежную границу земельных участков истца и ответчика в связи с тем, что отсутствует акт согласования границ участков смежных землепользователей, не основан на законе и преграждает доступ к правосудию.

(Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2015 N 19-КГ15-37)

Законом не предусмотрен такой способ защиты, как требование признать границу между земельными участками согласованной в координатах характерных точек в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером. Согласование границ участков является продуктом двух и более волеизъявлений, которые не могут подменяться судебным актом.

(Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2016 N 308-ЭС16-535 по делу N А53-17634/2014)

Отсутствие согласования границ земельного участка ответчика с истцом может свидетельствовать о недействительности результатов межевания земельного участка ответчика. Суд вправе дать оценку данному обстоятельству при рассмотрении спора об установлении границ, при этом самостоятельного оспаривания истцом землеустроительного дела или действий кадастрового инженера не требуется.

(Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 58-КГ15-14)

Наложение ареста на земельный участок не влечет ограничения права собственника на судебную защиту, в том числе права на установление границ земельного участка.

(П. 3 раздела «Разрешение споров, возникающих из вещных правоотношений» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)

Практика Московского городского суда:

Примечание. В приведенных ниже аннотациях к судебным актам упоминаются нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который с 01.01.2017 применяется в новой редакции (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В частности, с 01.01.2017 название этого Закона изменено на Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Также следует учитывать, что с 01.01.2017 действует новый Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

На основании заключений строительно-технической и землеустроительной экспертизы суд установил границы земельного участка истца в соответствии с координатами, указанными в заключении эксперта, а также исключил из ГКН сведения о границах земельного участка ответчика.

По мнению суда, в данном случае исключение указанных сведений из государственного кадастра недвижимости не влечет за собой прекращение прав ответчика на земельный участок. Ведь участок ответчика не снимается с кадастрового учета и фактически приобретает статус участка, границы которого не установлены на местности, что не противоречит нормам ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, регулирующим правовое положение ранее учтенных объектов недвижимости. Кроме того, ответчик не лишен права уточнить границы принадлежащего ему участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Принимая решение по делу, суд учел факт несоответствия площадей земельных участков истца и ответчика правоустанавливающим документам: площадь участка истца по фактическому пользованию значительно меньше, а площадь участка ответчика — значительно больше, чем указано в документах, что нарушает права истца.

(Определение Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016)

Истец доказал, что границы земельного участка ответчика частично наложены на земельный участок истца, в связи с чем суд удовлетворил иск об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости, установлении характерных точек границ земельного участка и внесении их в государственный кадастр.

Принимая решение по делу, суд оценил такие доказательства, как план земельного участка истца, протокол согласования его границ, сообщение Архитектурно-планировочного управления, которым установлено наложение границ участка ответчика на фактические границы участка истца, а также показания свидетеля, подписавшего акт согласования границ земельного участка истца на момент его образования. План земельного участка истца, который в соответствии с законодательством, действовавшим на момент предоставления данного участка, устанавливал границы участка на местности, не оспорен; доказательства того, что после предоставления истцу участка его границы изменялись, отсутствуют. Поскольку внесение сведений о границах земельного участка ответчика в ГКН произведено с нарушением прав истца, суд принял решение исключить из ГКН сведения о границах участка ответчика, установив первоначальные границы земельного участка истца.

(Определение Московского городского суда от 25.12.2015 N 4г-13600/2015)

Суд обязал ответчика за свой счет освободить принадлежащий истцу земельный участок путем демонтажа забора, огораживающего участок, постановил внести в ГКН изменения в части сведений о границе между земельными участками истца и ответчика и установить данную границу по конкретным координатам, поскольку доказан факт самовольного занятия ответчиком части участка истца.

Согласно результатам судебной землеустроительной экспертизы и дополнительной судебной землеустроительной экспертизы площадь фактически занимаемого ответчиком земельного участка больше площади участка, принадлежащего ему в соответствии с правоустанавливающими документами, а площадь земельного участка, фактически занимаемого истцом, меньше площади участка, указанной в правоустанавливающих документах. Эксперты установили, что имеется наложение границ земельного участка ответчика по сведениям ГКН на фактические границы земельного участка истца. Суд отказал в удовлетворении требований об обязании ответчика за свой счет установить межевые знаки на границах земельных участков и внести изменения в государственный кадастр недвижимости. Вступившее в законную силу решение суда является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр, поэтому возложение на ответчика обязанности установить межевые знаки между спорными участками и внести изменения в кадастр является излишним и не основано на нормах действующего законодательства.

(Определение Московского городского суда от 21.12.2015 N 4г-12855/2015)

Действующее законодательство не предусматривает наличия кадастровой ошибки в качестве основания для возмещения материального и морального ущерба со смежного землепользователя, границы земельного участка которого не установлены в государственном кадастре недвижимости.

При рассмотрении дела установлены факты несоответствия сведений ГКН о местоположении границ участка ответчика их фактическому расположению, значительное «запользование» ответчиком смежных земельных участков, а также доказано нарушение прав истца. Однако суд отказался удовлетворить иск к ответчику об установлении границ земельного участка истца, обязании демонтировать забор и освободить самовольно занятую территорию, поскольку в заключении эксперта, проводившего землеустроительную экспертизу по делу, предложены варианты установления границ земельных участков истца и ответчика, а также восстановления границ, которые нарушают права третьего лица. Стороны не просили провести судебную экспертизу, чтобы установить наличие кадастровой ошибки при постановке земельного участка третьего лица на кадастровый учет с установлением границ, не требовали изменить сведения о границах участка третьего лица. Суд пояснил, что после разрешения вопроса об установлении наличия кадастровой ошибки и ее исправлении в отношении участка третьего лица истец не лишен права обратиться в суд с новым иском с требованием об устранении нарушений в отношении его земельного участка со стороны ответчика.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-47962/2015)

Примечание. С 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

Если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.11.2015 по делу N 33-41571/2015)

Границы земельного участка должны устанавливаться при его межевании, которое производится правообладателем во внесудебном порядке, а при наличии спора при согласовании границ правообладатель может обратиться за его разрешением в суд.

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы фактические границы земельных участков истца и ответчика соответствуют кадастровым границам земельного участка, сведения о котором закреплены в ГКН, следовательно, нарушения в отношении смежной границы в виде запользования части участка отсутствуют. В рамках исследования эксперты разработали вариант определения границ участка истца по фактическому пользованию с учетом фактических и кадастровых границ смежных земельных участков, определили площадь участка и координаты поворотных точек его границ. Учитывая, что границы участка истца не установлены и имеется спор со смежным землепользователем, суд принял решение установить границы земельного участка истца согласно варианту землеустроительной экспертизы, который не нарушает прав смежных землепользователей, разработан с учетом предложений истца и в соответствии со сведениями о границах участка ответчика.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2015 по делу N 33-30062/15)

Коротко о важном:

— об установлении границ земельного участка.

Примечание. В некоторых случаях основное исковое требование по рассматриваемой категории споров формулируется как требование об определении границ земельного участка (например, Определения Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016, от 18.01.2016 N 4г-222/2016) или об определении границ земельных участков (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.12.2013 по делу N 11-38896). Иногда — как требование о восстановлении границ земельного участка (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2015 по делу N 33-8964/15).

— об освобождении проезда на земельный участок;

— об обязании ответчика освободить самовольно занятую часть земельного участка истца;

— об обязании устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса нежилых (хозяйственных) построек, заборов, демонтажа ограждений, разборки фундаментов и т.п.;

— о переносе в конкретное место нежилых (хозяйственных) построек, заборов, ограждений, коммуникаций для обслуживания жилого дома (типа водопроводного крана, колодца, фонарей освещения), беседок, парников и т.п. (например, требование передвинуть разделительный забор между участками на границу раздела земельных участков);

— о внесении изменений в генеральный план садового товарищества;

— об определении порядка пользования земельным участком между истцом и ответчиком;

— о разделе земельного участка;

— об установлении сервитута в отношении земельного участка ответчика;

— об исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН (до 01.01.2017)/ошибки в сведениях ЕГРН (с 01.01.2017) о земельном участке.

Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН;

— об исключении из ГКН (до 01.01.2017)/из ЕГРН (из сведений кадастра недвижимости) (с 01.01.2017) сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка ответчика;

— о признании отсутствующим права собственности на земельный участок у ответчика;

— о восстановлении нарушенного права истца на земельный участок.

— Следует учитывать, что с 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). С указанной даты признаны утратившими силу положения гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Обращаем внимание, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, от 25.12.2015 N 975.

С 01.01.2017 признаны утратившими силу нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В ч. 2 ст. 14 этого Закона предусматривалось, что внесенные в ГКН сведения предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН, и в другом виде.

— Иски об установлении (определении) границ земельного участка чаще всего предъявляются в случаях, когда после проведения кадастровых работ местоположение границ земельного участка не удается согласовать с владельцами (правообладателями) смежных земельных участков (например, Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2015 по делу N 33-46177/2015).

Такое согласование является обязательным, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, или местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН (до 01.01.2017)/в ЕГРН (с 01.01.2017) (ч. 1 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2011 N Д23-2437, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2015 по делу N 33-30062/15).

Согласовывать местоположение границ земельного участка необходимо, во-первых, с лицами, которые обладают смежными земельными участками на праве собственности. Исключение составляют случаи, когда эти земельные участки находятся в государственной (муниципальной) собственности и предоставлены в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование гражданам или в постоянное (бессрочное) пользование организациям, которые не являются государственными (муниципальными) учреждениями либо казенными предприятиями (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Во-вторых, согласовывать местоположение границ нужно с лицами, которые обладают смежными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (при этом согласование с учреждениями, казенными предприятиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления не требуется) или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет. Если смежный участок находится в государственной (муниципальной) собственности и предоставлен по договору аренды на срок более пяти лет, то согласование местоположения границ нужно проводить как с лицом, обладающим таким участком на праве собственности, так и с лицом, обладающим им на праве аренды (Письмо Минэкономразвития России от 24.09.2015 N ОГ-Д23-12402). При рассмотрении конкретного спора суд пояснил, что владелец земельного участка, который не имеет смежной границы с участком истца, не является заинтересованным лицом, с которым необходимо согласовывать границы в силу ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016).

Кроме того, иск об установлении границ земельного участка можно предъявить в случае, если при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка истца было выявлено, что границы смежного земельного участка пересекают границы земельного участка истца (например, Определение Московского городского суда от 19.11.2015 N 4г/7-11615/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2015 по делу N 33-30068/2015). Соответствующий иск можно предъявить и в том случае, когда имеет место факт наложения границ земельного участка ответчика на фактические границы земельного участка истца и границы участков по фактическому пользованию не соответствуют правоустанавливающим документам (например, Определения Московского городского суда от 25.12.2015 N 4г-13600/2015, от 21.12.2015 N 4г-12855/2015). Также иск об установлении границ земельного участка можно предъявить в случае, когда истец приобрел участок на территории садового товарищества и впоследствии не согласился с площадью и определением границ его участка согласно откорректированному генеральному плану товарищества и акту согласования границ земельного участка, выданному истцу членами правления товарищества (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу N 33-11800).

— Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Именно такие граждане имеют право требовать согласования местоположения границ земельного участка.

— Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым не удается согласовать местоположение границ участка.

Помимо него, ответчиком также может выступать садовое товарищество, на территории которого находится земельный участок истца (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу N 33-11800), Департамент городского имущества г. Москвы, местная администрация (например, Определения Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016, от 18.01.2016 N 4г-222/2016), кадастровый инженер (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2015 по делу N 33-30068/2015).

В судебной практике имеется прецедент, когда в иске в качестве соответчика был указан владелец земельного участка, который не имеет смежной границы с участком истца. Суд пояснил, что этот соответчик не является заинтересованным лицом, с которым требуется согласовывать границы участка в силу ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Вместе с тем суд отклонил довод этого соответчика о необоснованности требований к нему со стороны истца, т.к. согласно представленным документам соответчик возражал против согласования границ земельного участка истца, что и послужило причиной обращения истца в суд (Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, можно привлечь кадастрового инженера, который выполнял кадастровые работы (если он не указан в иске в качестве соответчика), а также орган, осуществляющий кадастровый учет (Росреестр). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе в сфере государственного кадастрового учета.

— По данной категории споров ответчик может заявлять встречные исковые требования (встречный иск) об установлении границ земельного участка другим способом и по другим точкам, чем те, которые предлагает истец (например, Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N 4-КГ13-34, Определения Московского городского суда от 23.05.2014 N 4г/1-5411, от 29.09.2014 N 4г/7-9709/14).

Также возможно предъявление встречного иска о восстановлении смежной границы между участками, о сносе самовольной постройки (например, Определения Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016, от 19.11.2015 N 4г/7-11615/2015), о выявлении кадастровой ошибки (до 01.01.2017), о выявлении ошибки в ЕГРН (с 01.01.2017), обязании возместить моральный вред (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-47962/2015), об обязании перенести ограждение (забор) (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2015 по делу N 33-46177/2015). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

— Необходимо учитывать, что с 01.01.2017 признана утратившей силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), которая устанавливала требования к межевому плану.

С указанной даты требования к межевому плану предусмотрены в ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а его новая форма, состав включаемых в него сведений и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921. Как и ранее, к текстовой части межевого плана относится акт согласования местоположения границ земельного участка (далее также — акт согласования). Случаи и порядок оформления акта согласования определены в п. п. 82 — 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

— При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка не на основании представленного истцом межевого плана или представленных истцом и ответчиком межевых планов, составленных разными кадастровыми инженерами, а на основании результатов землеустроительной экспертизы, назначенной судом (например, Определение Московского городского суда от 04.03.2016 N 4г-1386/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2015 по делу N 33-46177/2015).

Если границы земельного участка истца и ответчика не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в ГКН (до 01.01.2017)/в ЕГРН (с 01.01.2017) нет сведений о границах земельных участков и имеется спор о принадлежности части земельного участка, над которой расположены помещения истца и ответчика, то эксперты могут разработать несколько вариантов установления границ земельных участков сторон. Суд вправе принять решение по делу, исходя из предложенного (рекомендованного) экспертами варианта установления границ земельных участков (например, Определение Московского городского суда от 28.08.2014 N 4г/7-9001/14).

Если при рассмотрении дела суд установит, что в сведениях ГКН (до 01.01.2017) имеется кадастровая ошибка (до 01.01.2017) в части описания поворотных точек границ земельного участка ответчика, истец и ответчик в результате использования земельных участков необоснованно увеличили фактическую площадь своих участков, то суд может принять решение устранить кадастровую ошибку (до 01.01.2017) по одному из вариантов экспертного заключения, вынесенного по результатам проведения землеустроительной экспертизы. Причем на основании такого заключения суд может не только изменить сведения ГКН (до 01.01.2017) в части описания поворотных точек границ участка ответчика, но и установить границы участка истца, поскольку по варианту установления границ участков, предложенному экспертами, земельные участки сторон соответствуют правоустанавливающим документам, а также учитываются границы по сведениям ГКН (до 01.01.2017) (например, Определение Московского городского суда от 19.11.2015 N 4г/7-11615/2015). Важно учитывать, что на основании заключений судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы суд может исключить из ГКН (до 01.01.2017) сведения о границах земельного участка ответчика (например, Определение Московского городского суда от 03.03.2016 N 4г-1384/2016). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

— Если стороны спора об установлении границ земельных участков — владельцы соседних земельных участков, которые не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, представляют в суд противоречивые и взаимоисключающие доказательства, однако отказываются от проведения предложенной судом землеустроительной экспертизы, то суд откажет в удовлетворении иска. Например, если истец и ответчик представили суду чертежи границ своих земельных участков, выполненные по результатам обмера участков двумя разными геодезическими организациями, которые свидетельствуют о разночтении имеющихся данных. С одной стороны, граница участка ответчика накладывается на границу земельного участка истца, что свидетельствует о занятии ответчиком части участка истца; с другой стороны, фактически занимаемый истцом участок превышает размер участка, указанный в правоустанавливающих документах. В такой ситуации суд считает обстоятельства, на которые ссылается истец и ответчик, недоказанными (например, Определение Московского городского суда от 29.09.2014 N 4г/7-9709/14).

— По спорам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный (в т.ч. претензионный) порядок их разрешения, на что неоднократно указывалось в судебной практике (например, Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2015 N 19-КГ15-37, Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2015 по делу N 33-8964/15). Судья не вправе вернуть исковое заявление об установлении границ земельного участка со ссылкой на то, что истцом не соблюден установленный федеральным законом досудебный порядок урегулирования спора (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

При этом следует учитывать, что если правообладатель смежного земельного участка представляет обоснованные возражения о местоположении границы земельного участка, то можно снять их не только путем обращения в суд, но и:

— путем проведения повторного согласования местоположения границы (отдельной характерной точки или части границы). Такая возможность предусматривалась в п. 84 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (до 01.01.2017).

— путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границы (отдельной характерной точки или части границы). Такая возможность предусмотрена в п. 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921) (с 01.01.2017).

В обоих указанных случаях (как до 01.01.2017, так и после этой даты) оформляется новая редакция чертежа земельного участка. На его оборотной стороне приводится акт согласования, который содержит сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения, а также в отношении которых изменилось описание местоположения частей границ участков. В данной ситуации в состав межевого плана включаются все редакции чертежа участка и акта согласования. По сути, повторное согласование границ земельного участка со смежным землепользователем (до 01.01.2017)/изменение местоположения границ и повторное согласование границ земельного участка со смежным землепользователем (с 01.01.2017) является альтернативой судебному разбирательству.

— Иск об установлении границ земельного участка следует предъявлять по месту его нахождения по правилам исключительной подсудности (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ). В противном случае судья возвращает исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ) (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 16.07.2015 N 33-24427/2015, от 10.04.2015 по делу N 33-7109, от 24.03.2015 по делу N 33-9610/15).

— Обращаем внимание, что с 01.01.2017 исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде — в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).

— В судебной практике имеется прецедент, когда при проведении землеустроительной экспертизы по делу эксперт предложил варианты установления и восстановления границ земельных участков истца и ответчика, при которых границы участка истца будут пересекать границы участка третьего лица, и предположил, что при уточнении местоположения границ участка третьего лица была допущена кадастровая ошибка (до 01.01.2017). В таком случае истцу рекомендуется ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, чтобы установить наличие кадастровой ошибки (до 01.01.2017) при постановке участка третьего лица на кадастровый учет с установлением границ, а также требовать изменить сведения о границах земельного участка третьего лица. В противном случае велика вероятность отказа в иске, поскольку суд может не принять во внимание предложенные экспертом варианты установления границ участков истца и ответчика, нарушающие права третьего лица (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-47962/2015). Обращаем внимание, что с 01.01.2017 действует ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которая устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.

— Если при проведении судебной землеустроительной экспертизы выяснится, что определить границы участка истца по фактическому пользованию и его фактическую площадь невозможно, и эксперт представит единственный вариант установления границ, при котором площадь участка истца будет меньше его площади по правоустанавливающим документам, суд может установить границы участка истца по предложенному экспертом варианту при условии, что истец не возражает против этого (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2015 по делу N 33-41397/2015).

Для принятия решения в пользу истца при заявлении иска об установлении границ земельного участка необходимо доказать обстоятельства, указанные в таблице:

Еще по теме:

  • Вид на жительство в смоленске Вид на жительство, ВНЖ РФ в Смоленске Юридические услуги в Смоленске (Юридические услуги Смоленск) Документирование иностранцев в Смоленске Мы готовы помочь оформить РВП, ВНЖ или Гражданство России в Смоленске для […]
  • Оценка юрист Дубина Василий Леонидович Юрист (оценка имущества, проблемная задолженность, Hard, Soft, Legal) Вік: 38 років Місто: Київ Контактна інформація Шукач вказав телефон та ел. пошту. Щоб відкрити контакти, увійдіть як роботодавець або […]
  • Купить земельный участок в рузаевке на авито Недвижимость - Бесплатные объявления в Рузаевке Новые объявления Продаю земельный участок, 20 соток под застройку, Рузаевский район, с. Сузгарье, ул.Лесная,18. Все коммуникации. Продам однокомнатную квартиру на Химмаше. Окна ПВХ, с/у […]
  • Переуступка прав требования долга в декларации по налогу на прибыль Как по налогу на прибыль учитывать доходы и расходы от реализации имущественных прав Понятие реализации имущественных прав В налоговом законодательстве не сказано, что относится к реализации имущественных прав . В статье 39 Налогового […]
  • Нотариальное соглашение о разделе имущества Федеральная нотариальная палата Советы нотариуса Ваш населённый пункт Соглашение о разделе совместно нажитого имущества Имущество, нажитое супругами во время брака (общее имущество супругов), может быть разделено между супругами по их […]
  • Исковая давность по разделу имущества супругов судебная практика Юридический блог юриста, кандидата юридических наук Владимира Колодко Юридические консультации и юридические услуги в Москве. Тел.: 8-965-366-2955 Семейное право Исковая давность по разделу имущества супругов Во время развода и после него […]
  • Купить земельный участок ижс в крыму Продается земля в Крыму! АР Крым, Симферопольский район, Винницкое, Трасса Симфкрополь-ниолаевка ул. Цена: грн 647 510 $30 834 Площадь: 100 соток Участок ИЖС 96 соток в Береговом, Феодосия АР Крым, Феодосия, Береговое, Керченское […]
  • Судебный пристав советского района г красноярска Отдел судебных приставов Советского района № 2 адрес: Красноярск, ул. Базарная, 152 телефон: +7 (391) 213-. - показать адрес: Красноярск, ул. Транзитная, 58, эт. 1 телефон: +7 (391) 235-. - показать адрес: Красноярск, ул. Волгоградская, […]