Комментарии к 51 статье жилищного кодекса

Содержание:

Комментарии к СТ 51 ЖК РФ

Статья 51 ЖК РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Комментарий к статье 51 ЖК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает общие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ч. 1 коммент. статьи, определяется в зависимости от:

— наличия у самого гражданина жилого помещения в собственности или найме (социальном) либо наличия у такого гражданина жилищных прав члена семьи собственника (нанимателя);

— жилищной обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы;

— соответствия жилого помещения, в котором проживает гражданин, установленным требованиям;

— факта проживания в одной квартире нескольких семей при условии наличия больных, страдающих тяжелой формой заболевания, при которой совместное проживание нескольких семей в одной квартире невозможно.

Следует обратить внимание на некорректность формулировок п. 4 ч. 1 коммент. ст., так как имеет место неопределенность в толковании: следует ли учитывать при принятии решения о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях одновременно оба приведенных законодателем условия (коммунальное заселение и наличие больного в квартире), либо каждое из приведенных условий имеет самостоятельное равное значение.

2. Принимая во внимание сложившуюся правоприменительную и судебную практику, можно утверждать, что правом состоять на жилищном учете обладают только проживающие в коммунальной (но не в отдельной) квартире члены семьи, имеющей в своем составе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Последняя фраза — и не имеющие иного жилого помещения — имеет существенное значение и, по нашему мнению, призвана оградить от возможного злоупотребления со стороны таких граждан, например, путем умышленного вселения больного в коммунальную квартиру (при наличии другого жилого помещения) в целях принятия на жилищный учет и последующего внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 коммент. закона.

3. В соответствии с положениями коммент. закона (см. ч. 2 и ч. 3 ст. 49 ЖК РФ) нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны:

а) малоимущие граждане;

б) иные категории граждан, определенные федеральными законами, законами субъектов РФ и указами Президента РФ.

Таким образом, регламентированный ст. 51 коммент. закона перечень лиц, сформулированный как исчерпывающий, не должен применяться обособленно от положений ст. 49 коммент. закона. Общий порядок, основания и условия признания граждан малоимущими в целях постановки на жилищный учет регламентированы в ст. 49 коммент. закона.

4. Перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (СЗ РФ. 2006. N 25. Ст. 2736).

5. Применительно к жилищной политике Санкт-Петербурга отметим, что при переселении из коммунальной квартиры больного все остальные жильцы не могут быть сняты на этом основании с жилищного учета, так как не отпало иное основание их нуждаемости — факт проживания в коммунальной квартире, который, как отмечалось выше, имеет при определенных, указанных в Законе Санкт-Петербурга условиях самостоятельное значение при решении вопроса о возможности постановки граждан на учет нуждающихся в жилом помещении.

6. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Дополнительно к вышесказанному следует обратить внимание на наличие в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, так называемого «ценза оседлости» (срока, в течение которого гражданин постоянно либо преимущественно проживает в данных населенных пунктах), являющегося обязательным условием для принятия заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановке на жилищный учет не подлежат граждане, соответствующие всем необходимым требованиям, но прожившие в Москве и Санкт-Петербурге на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет. Именно «в общей сложности», но не непрерывно, и исключительно на законных основаниях.

Вопрос о законности введения в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге «ценза оседлости» неоднократно становился предметом судебных разбирательств. При этом правило о сроке постоянного проживания как условии принятия граждан на жилищный учет заявителями сопоставлялось с положениями Конституции РФ о конституционных правах каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, может свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ст. ст. 27, 40).

Обширная судебная практика по данному вопросу едина: такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург, вправе самостоятельно урегулировать вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. В качестве примера сошлемся на решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 октября 2007 г. по гражданскому делу N 3-386/07.

Ранее разъяснения по данному вопросу были даны и Конституционным Судом РФ, который в своем Определении от 9 апреля 2002 г. N 123-О (РГ. 2002. 31 июля), в частности, указал, что при реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила, которые необходимы для обеспечения принципа справедливости при распределении жилья и направлены на исключение злоупотребления правом со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на жилищный учет.

7. Вводимые в иных субъектах РФ (не Москве и Санкт-Петербурге) условия о необходимости проживания гражданина в определенном регионе определенное время как обязательные для его постановки на жилищный учет в судебном порядке признавались незаконными. Так, например, Закон Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (Нижегородские новости. 2005. N 218(3390)) Определением ВС РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14 был признан недействующим в части указания в качестве обязательного условия для постановки на жилищный учет проживание граждан на территории Нижегородской области не менее 10 лет.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

СТ 51 ЖК РФ.

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими
семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического
заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не
имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору
найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на
праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений,
занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного
фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение
уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной
общей площади всех указанных жилых помещений.

Комментарий к Ст. 51 Жилищного кодекса РФ

1. 1) Признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане:

а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя. Это означает, что эти категории граждан не имеют жилого помещения, являющегося постоянным, устойчивым и гарантированным местом проживания. К ним относятся временные жильцы, поднаниматели, другие категории граждан, вообще не имеющие крышу над головой (бездомные, бомжи);

б) не являющиеся собственниками жилых помещений. Гражданину может быть отказано в приеме на учет, если дом, принадлежащий ему на праве собственности, находится в той местности, где он проживает и (или) трудится (учится), пригоден для проживания по своим санитарно-техническим характеристикам и соответствует социальной норме (установленной органами местного самоуправления норме проживания на одного человека);

в) пользующиеся равными правами на жилое помещение наравне с собственником жилого помещения (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения не сохраняется. И если не представляется возможным обеспечить бывшего члена семьи по правилам ч. 4, 5 ст. 31 Кодекса жильем, он подлежит выселению без предоставления другой жилплощади.

Такие лица должны быть приняты на учет как нуждающиеся в жилье.

2) Наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены их семей, собственники жилых помещений, члены семей собственников, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, должны быть приняты на учет.

Факты проживания по найму нанимателей и их членов семьи, членов семьи собственника жилого помещения должны подтверждаться соответствующими договорами, документами о родственных отношениях, о времени и порядке вселения указанных лиц в помещение собственника.

3) «Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям», означает:

а) проживание в помещениях, не являющихся по целевому назначению жилыми (подвальные, складские помещения, чердаки, вагончики, охранные будки и т.п.);

б) проживание в жилых помещениях, но не соответствующих санитарно-техническим, иным требованиям ко времени принятия нуждающихся на учет (см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 4; ст. 15 Жилищного кодекса России).

На эти категории проживающих не распространяются требования законодательства относительно учетной нормы.

4) Согласно статье 51 ЖК РФ также признаются нуждающимися в обеспечении жильем граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

К этим заболеваниям по аналогии закона относятся:

— активные формы туберкулеза всех органов и систем с выделением туберкулезной палочки;

— психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы);

— органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич);

— каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, противоестественный анус;

— тяжелая форма бронхиальной астмы с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью II — III степени;

— гемофилия и болезнь Виллибранда;

— тяжелые формы наследственных прогрессирующих нервно-мышечных дистрофий;

— сахарный диабет (I тип, средняя и тяжелая формы ).
———————————
Продолжает действовать Приказ Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. (с изм. и доп. от 6 июня 1991 г.) «Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади» (текст Приказа официально не опубликован).

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом не имеет значения, находятся ли эти жилые помещения в том городе, селе, где гражданин проживает и работает, или в разных населенных пунктах.

Например, одно жилое помещение гражданина на основе договора социального найма может находиться в городе, где он проживает, а другое помещение на праве собственности — в районном центре. Уровень обеспеченности жильем этого гражданина и членов его семьи определяется исходя из суммы общей площади городского жилья и дома на праве собственности в районном центре.

Комментарии к 51 статье жилищного кодекса

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 51 Жилищного кодекса РФ

Статья 51 ЖК РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 51 ЖК РФ, судебная практика применения

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие ЖК РФ

В статье 13 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано следующее.

«граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Обзор судебной практики ВС РФ об основаниях снятия с учета нуждающихся

Об основаниях снятия граждан с учета нуждающихся см. «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года).

Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма — отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении

В п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» содержится следующий вывод:

Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

В частности, судами было установлено, что Б. вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа. При этом, учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи. Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

* См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.

Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при общей площади жилья членов семьи более учетной нормы

В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)» содержится следующий вывод:

Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Суд указал, что поскольку суммарная общая площадь двух жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.. Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

** См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.

Публикации на logos-pravo.ru:

Комментарии с примерами из судебной практики: «Об основаниях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения»

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года (в редакции от 26.04.2017 года); извлечение:

2. Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Решением Московского гарнизонного военного суда от 28 августа 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., удовлетворено заявление Б. в той части, в какой она просила признать незаконным утвержденное начальником решение жилищной комиссии федерального казенного учреждения «Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России» (далее — Центр заказчика-застройщика) от 21 июля 2014 г. об отказе в признании заявителя нуждающейся в жилом помещении в г. Москве, на жилищную комиссию возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о признании заявителя нуждающейся в жилом помещении и в ее пользу с Центра заказчика-застройщика взысканы судебные расходы.

В удовлетворении заявления в части возложения на жилищную комиссию обязанности по принятию Б. на жилищный учет судом отказано.

В кассационной жалобе представитель начальника Центра заказчика-застройщика, указывая на отсутствие предусмотренных ч. 1 ст. 51 ЖК РФ оснований для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем по установленным нормам, просит об отмене судебных постановлений и о принятии по делу нового решения.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Б. в марте 1991 года вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м, расположенную в г. Химки, мкр-н Сходня, Московской области. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя исполнительным комитетом Химкинского Совета депутатов трудящихся Московской области и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа.

В сентябре 1993 года заявитель призвана Химкинским военным комиссариатом на военную службу, которую с декабря 2008 года проходит в Центре заказчика-застройщика, дислоцированном в г. Москве.

В июне 2014 года Б. обратилась в жилищную комиссию Центра заказчика-застройщика с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в г. Москве, однако решением жилищной комиссии от 21 июля 2014 г., утвержденным в тот же день начальником Центра, получила отказ ввиду обеспеченности жильем по установленным нормам.

Признавая отказ незаконным, суды исходили из того, что заявитель по месту военной службы в г. Москве жилым помещением не обеспечена, а вопрос наличия жилья в Московской области подлежит выяснению при предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.

Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.

Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон «О статусе военнослужащих») военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением главы муниципального образования «Химкинский район» Московской области от 29 июля 2005 г. N 118 учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи.

Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

По данному делу юридически значимым также является установление формы собственности жилищного фонда, в котором проживает заявитель.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

По этой причине в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. — из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.

Как следует из материалов дела, Б. в качестве члена семьи проживает с марта 1991 года в жилом помещении, полученном от исполнительного комитета Химкинского Совета депутатов трудящихся Московской области, что указывает на ее обеспеченность жильем за счет государства.

При таких данных заявитель поставила вопрос о предоставлении ей жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», то есть за счет государства, при обеспеченности жильем из государственного жилищного фонда и без его сдачи, что противоречит положениям п. 5 ст. 15 «О статусе военнослужащих», согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Кроме того, Б. при назначении в декабре 2008 года в Центр заказчика-застройщика в другую местность не переводилась, а осталась проживать в близлежащем от г. Москвы населенном пункте, из которого она ежедневно может прибывать на военную службу без ущерба для исполнения своих служебных обязанностей, боевой готовности и повседневной деятельности Центра заказчика-застройщика.

Таким образом, основания для признания Б. нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по месту военной службы в г. Москве также отсутствуют.

В связи с этим начальник и жилищная комиссия Центра заказчика-застройщика правомерно отказали Б. в признании ее нуждающейся в жилом помещении.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации явилось основанием для отмены Судебной коллегией по делам военнослужащих в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных актов в части удовлетворенных требований и принятия по делу нового решения об отказе Б. в удовлетворении заявления.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года (извлечение):

2. Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г. отменено решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г. об отказе П. в удовлетворении заявления, в котором она просила признать незаконным утвержденное командиром решение жилищной комиссии воинской части от 20 августа 2014 г. о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.

По делу принято новое решение, которым признаны незаконными действия командира и председателя жилищной комиссии воинской части, связанные со снятием П. с жилищного учета, на указанных лиц возложена обязанность по рассмотрению вопроса о восстановлении заявителя на учете с составом семьи из 4 человек (она, муж, сын П.А. и невестка П.Е.).

Рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе командира воинской части, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что П., проживающая по месту военной службы в г. Иркутске вместе с мужем и двумя сыновьями в квартире общей площадью жилого помещения 42 кв. м и жилой площадью 27,5 кв. м на основании решения жилищной комиссии с 1 апреля 1988 г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жильем ниже учетной нормы, установленной решением исполкома областного Совета народных депутатов Иркутской области от 1 апреля 1990 г. N 180 (менее 12 кв. м жилой площади на одного члена семьи). Впоследствии, в июне 2010 года, квартира была передана им в общую долевую собственность, с долей каждого в праве 1/4.

Решением Думы г. Иркутска от 5 июля 2005 г. учетная норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

В январе 2007 года один из сыновей П., П.А., приобрел в том же населенном пункте в собственность по договору купли-продажи квартиру общей площадью жилого помещения 61,2 кв. м, жилой площадью 44,7 кв. м.

В марте 2011 года П.А. распорядился приобретенной в собственность квартирой. В том же месяце в квартире, занимаемой заявителем, была зарегистрирована супруга ее второго сына, которая впоследствии, 6 марта 2012 г., на основании судебного решения была признана членом семьи собственника жилого помещения.

После поступления в воинскую часть информации о нахождении у сына заявителя в собственности в период с января 2007 года по март 2011 года жилого помещения решением жилищной комиссии от 20 августа 2014 г. П. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и умышленным ухудшением жилищных условий.

Признавая названное решение законным, суд первой инстанции исходил из того, что после приобретения сыном заявителя квартиры П. подлежала исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена ее семьи, исходя из суммарной площади двух квартир, приходилось более учетной нормы как жилой, так и общей площади жилого помещения.

Отменяя решение и принимая новое — о признании решения жилищной комиссии незаконным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие у сына заявителя в собственности жилого помещения не могло явиться основанием для снятия П. с жилищного учета, а могло повлиять лишь на количество членов семьи, состоящих на данном учете совместно с заявителем.

Такой вывод окружного военного суда основан на неправильном толковании закона.

В суде установлено, что сын заявителя П.А., являющийся членом семьи нанимателя жилого помещения и признанный вместе с ней нуждающимся в улучшении жилищных условий, в январе 2007 года приобрел в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган и сохранив тем самым за собой вместе с П. и другими членами семьи право состоять на жилищном учете. В марте 2011 года он распорядился приобретенной в собственность квартирой, также не поставив об этом в известность жилищный орган.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В связи с этим заявление П. в жилищную комиссию о неосведомленности приобретения своим сыном в собственность жилого помещения не могло явиться основанием для исключения этого жилого помещения при определении уровня обеспеченности ее общей площадью жилого помещения. К тому же суд первой инстанции проверил указанное заявление в судебном заседании и обоснованно отверг его с приведением мотивов.

Из изложенного следует, что приобретенная в собственность П.А. квартира подлежала учету.

Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.

Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Последующее распоряжение в марте 2011 года сыном заявителя находящейся у него в собственности квартирой с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения за счет МВД России правомерно было расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет П. с членами ее семьи быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до марта 2016 года.

При таких данных решение жилищной комиссии, утвержденное командиром воинской части, о снятии П. с жилищного учета основано на законе.

Тот факт, что П. принята на учет до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после приобретения ее сыном в собственность квартиры также стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия ее с жилищного учета.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о признании решения жилищной комиссии воинской части является законным, а утверждение суда апелляционной инстанции об обратном — ошибочным.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., оставила в силе решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г.

Жилищный Кодекс Республики Беларусь
Статья 50. Существенные условия договора найма жилого помещения

1. Существенными условиями договора найма жилого помещения являются:

предмет договора найма жилого помещения;

срок действия договора найма жилого помещения – для договоров найма жилых помещений, заключенных на определенный срок;

размер платы за пользование жилым помещением и срок ее внесения;

срок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги – в случае, если в соответствии с законодательными актами или договором найма жилого помещения наниматель жилого помещения обязан вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.

2. В договоре найма жилого помещения указываются члены семьи нанимателя жилого помещения, которые постоянно проживают совместно с ним в жилом помещении.

3. Типовой договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Комментарий статьи 98 Жилищного кодекса РБ

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:

капитальный ремонт объекта — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства;

реконструкция объекта — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них.

Как видно из текста комментируемой статьи, ЖК предусмотрено, что может быть проведен капитальный ремонт не только жилого дома, но и отдельных конструктивных элементов и (или) инженерных систем.

Необходимость проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома, конструктивных элементов, инженерных систем определяется на основании 5 факторов, которые установлены статьей 98 ЖК.

Техническое состояние жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем определяется при плановых осмотрах жилого дома. Плановые осмотры подразделяются на общие и частичные. При общих осмотрах контролируют техническое состояние здания в целом, его инженерных систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций зданий, инженерных систем, элементов благоустройства. Общие осмотры должны проводиться 2 раза в год: весной и осенью. Периодичность частичных осмотров устанавливается собственником здания, эксплуатирующей организацией или службой технической эксплуатации в зависимости от конструктивных особенностей здания и технического состояния его элементов (п. 4.8 ТКП 45-1.04-208-2010). Общие осмотры зданий производятся комиссиями в составе:

— председателя комиссии — руководителя, главного инженера организации (юридического лица);

— членов комиссии — лиц, ответственных за эксплуатацию здания; представителей службы, осуществляющей эксплуатацию инженерного оборудования; представителя местного общественного формирования (или профсоюзов).

Для общественных зданий в состав комиссии включаются представители органов местного или отраслевого управления, ответственных за техническое состояние основных фондов. Для производственных зданий в состав комиссии включаются главные специалисты предприятия (механик, энергетик, технолог) и инженер по технике безопасности. Для зданий, являющихся историко-культурными ценностями, в состав комиссии включаются представители департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь. К работе комиссии могут привлекаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. По результатам осмотра составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается собственником здания или уполномоченным им лицом (п. 4.9 ТКП 45-1.04-208-2010).

Срок службы жилого дома в целом, а именно минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых зданий, установлен приложением К (рекомендуемое) к ТКП45-1.04-14-2005 (таблица К.1) и составляет:

— для полносборных крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями с нормальными условиями эксплуатации — 20 лет до постановки на капитальный ремонт (то же с благоприятными условиями эксплуатации при постоянно поддерживаемом температурно-влажностном режиме — 25 лет, то же с тяжелыми условиями эксплуатации при повышенной влажности, агрессивности воздушной среды, значительных колебаниях температуры — 15 лет);

— со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с деревянными перекрытиями со стенами из прочих материалов с нормальными условиями эксплуатации — 15 лет (то же с благоприятными условиями эксплуатации при постоянно поддерживаемом температурно-влажностном режиме (музеи, архивы, библиотека и т.п.) — 20 лет).

Срок службы конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома, а именно минимальная продолжительность эффективной эксплуатации строительных конструкций и инженерных систем зданий, установлен приложением Л (рекомендуемое) к ТКП45-1.04-14-2005 (таблица Л.1).

Архитектурно-планировочные качества жилого дома и уровень его благоустройства — это так называемый моральный износ. В современном мире технологии и материалы, в том числе и для строительства (ремонта) многоквартирных жилых домов, развиваются стремительно, и зачастую для эффективной эксплуатации многоквартирного жилого дома экономически выгоднее провести работы по капитальному ремонту с заменой какого-либо оборудования или инженерной системы. Кроме этого, неуклонно растет количество автомобилей на душу населения, а нормы, по которым ранее определялось количество машино-мест на придомовой территории, устарели.

При рассмотрении вопроса о проведении капитального ремонта или реконструкции жилого дома необходимо рассматривать его с учетом генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом. Так, согласно подп. 1.1и 1.2 п. 1Указа Президента Республики Беларусь от 18.12.2007 N 657 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов» (далее — Указ N 657) надстройка и пристройка жилых и (или) нежилых помещений при реконструкции малоэтажных (не более трех этажей) и среднеэтажных (не более пяти этажей) многоквартирных жилых домов, эксплуатируемых коммунальными организациями, планируются городским (районным) исполнительным комитетом, администрацией района в городе, как правило, в домах, которые по техническому состоянию и нормативным срокам эксплуатации подлежат капитальному ремонту, и осуществляются заказчиком (застройщиком) одновременно с таким ремонтом согласно ежегодно утверждаемому соответствующим местным исполнительным комитетом перечню домов, подлежащих реконструкции. В указанный перечень также могут быть включены дома, не подлежащие капитальному ремонту. Местный исполнительный комитет определяет функциональное назначение надстройки, учитывая необходимость строительства определенного объекта, исходя из нужд данного населенного пункта (его района), заявлений заказчиков (застройщиков), заинтересованных в осуществлении надстройки в конкретном доме, собственников и нанимателей жилых помещений этого дома. Перечень домов, подлежащих реконструкции, ежегодно до 1 января публикуется местным исполнительным комитетом в местных и республиканских средствах массовой информации.

Также при рассмотрении вопроса о проведении капитального ремонта или реконструкции жилого дома необходимо рассматривать вопрос о том, как этот дом эксплуатировался с момента ввода его в эксплуатацию, т.е. содержался ли дом согласно правилам и нормам технической эксплуатации жилых домов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, своевременно ли и с каким качеством проводились работы по техническому обслуживанию, а также в какие сроки устранялись неисправности элементов зданий (эти работы, сроки, а также технические нормативные правовые акты указаны в комментарии к п. 1 ст. 98 ЖК).

Необходимость проведения тепловой модернизации жилого дома определяется с учетом его теплотехнических показателей и ограждающих конструкций в соответствии с техническим кодексом установившейся практики «Строительная теплотехника. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-43-2006 (02250)), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2006 N 374, в порядке, установленном Методическими указаниями о порядке определения необходимости проведения тепловой модернизации эксплуатируемых жилых домов, утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 14.03.2011 N 67/33 «Об утверждении Методических указаний».

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 09.07.2009 N 117 утвержден Рекомендуемый порядок организации и производства работ по капитальному ремонту и тепловой модернизации жилищного фонда (далее — Порядок организации и производства работ). Порядок организации и производства работ делится на 6 этапов:

1. Планирование капитального ремонта и тепловой модернизации жилых домов.

2. Разработка проектно-сметной документации на очередной год.

3. Подготовительный период.

4. Производство ремонтно-строительных работ.

5. Приемка в эксплуатацию объектов, законченных капитальным ремонтом.

6. Гарантийный срок капитального ремонта жилищного фонда.

Перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, установлен в приложении Б (рекомендуемое) к ТКП 45-1.04-206-2010. В указанный перечень вошли следующие виды работ:

1. Устранение местных деформаций путем перекладки и усиления несущих конструкций зданий и сооружений.

2. Перекладка и усиление фундаментов и стен подвалов, не связанные с надстройкой здания или дополнительными нагрузками.

3. Усиление основания под фундаменты, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками.

4. Восстановление гидроизоляции фундаментов здания.

5. Усиление (устройство) фундаментов под оборудование.

6. Перекладка и усиление отдельных участков каменных стен и столбов, не связанная с надстройкой здания или дополнительными нагрузками.

7. Восстановление или усиление отдельных простенков, перемычек, карнизов.

8. Защита от шума и вибрации.

9. Утепление (устранение сырости и продуваемости) отдельных фрагментов фасадов зданий (торец и др.).

10. Укрепление, усиление или замена перегородок.

11. Замена участков деревянных перекрытий на несгораемые.

12. Замена или усиление отдельных участков перекрытий и покрытий.

13. Дополнительное утепление чердачных перекрытий и покрытий.

14. Полная замена кровли или покрытия кровли, а также замена более 40% площади кровли здания, в т.ч. с применением новых материалов.

15. Замена покрытия пола с изменением его конструкции при износе 60% и более.

16. Полная замена заполнений оконных проемов здания, а также замена более 40% оконных проемов здания при их износе более 60%.

17. Утепление вентиляционных шахт.

18. Устройство козырьков над входами в подъезды, подвалы и над балконами верхних этажей.

19. Ремонт и восстановление несущей способности балконов и лоджий, замена ограждений балконов и лоджий.

20. Установка дверных кодовых замков и домофонов.

21. Усиление лестничных маршей.

22. Замена металлических лестниц, поврежденных коррозией.

23. Устройство пожарных лестниц.

24. Замена подвесных потолков.

25. Восстановление придомового благоустройства и озеленения с применением современных материалов и технологий.

26. Установка приспособлений для прочистки и санитарной обработки стволов мусоропроводов.

27. Замена неисправных внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, мусоропроводов.

28. Замена систем газопотребления (трубопроводов, оборудования и т.д.), установка счетчиков газа.

29. Замена лифтов и систем диспетчерского контроля за их работой.

30. Замена и ремонт изношенных элементов внутриквартирных и наружных инженерных сетей.

31. Ремонт и замена установок противопожарной автоматики, систем противодымной защиты и внутреннего противопожарного водопровода.

32. Ремонт и устройство заземления, радиоприемных и телевизионных антенн.

33. Замена и ремонт инженерного оборудования, обеспечивающего потребление коммунальных услуг (вводные устройства, блочные теплопункты, водомерные узлы и другие).

34. Работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие капитальному ремонту.

35. Другие работы, не противоречащие техническому кодексу установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250)), утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 N 172 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».

Капитальный ремонт внутри жилых помещений согласно законодательству не производится, за исключением некоторых видов работ (например, работ, указанных в п. 10 — 12, 15 — 17, 19, 28 — 29, 32 приложения Б (рекомендуемое) к ТКП 45-1.04-206-2010), которые в некоторых случаях производятся внутри жилых помещений.

Нормы продолжительности проведения капитального ремонта и модернизации жилищного фонда установлены техническим кодексом установившейся практики «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда. Нормы продолжительности», утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 31.03.2009 N 17 «Об утверждении и введении в действие технического кодекса установившейся практики «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда. Нормы продолжительности».

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25.11.2004 N 196 утверждены Методические рекомендации по планированию капитального ремонта жилищного фонда (далее — Методические рекомендации), которые определяют состав, содержание, последовательность разработки, согласования и утверждения перспективных и текущих планов капитального ремонта жилищного фонда.

Так, в составе перспективного плана разрабатывается поадресный план-график капитального ремонта жилых домов согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям (п. 20 Методических рекомендаций). Перспективный план капитального ремонта жилищного фонда подлежит корректировке. Корректировка производится путем составления годовых планов капитального ремонта жилищного фонда по результатам фактического выполнения плана ремонтно-строительных и проектных работ, фактического состояния жилищного фонда и конкретных потребностей населенных пунктов (п. 25 Методических рекомендаций).

Текущий план капитального ремонта жилищного фонда разрабатывается заказчиком, утверждается местными исполнительными и распорядительными органами, согласовывается с жилищно-эксплуатационными организациями ежегодно на основе перспективного плана. Он представляет собой пообъектный список жилых домов с указанием состава ремонтных работ и сроков их проведения (п. 26 Методических рекомендаций). Список объектов по капитальному ремонту жилищного фонда составляется заказчиком с учетом финансовых, материальных ресурсов на капитальный ремонт жилищного фонда согласно приложению 5 к Методическим рекомендациям (п. 27 Методических рекомендаций). В текущем плане капитального ремонта жилищного фонда приводится наименование ремонтируемых объектов с указанием по каждому объекту его сметной стоимости, объема произведенных затрат на начало планируемого года (по переходящим объектам), сметной стоимости затрат на планируемый год с разбивкой по кварталам, сроков начала и окончания работ, а также годовой объем затрат по всем объектам. При этом не допускается распыление средств по многочисленным объектам, а имеющиеся материальные и финансовые ресурсы направляются в первую очередь на завершение работ по переходящим объектам (п. 28 Методических рекомендаций).

И списки многоквартирных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту и тепловой модернизации, на текущий год, и перспективные программы в обязательном порядке утверждаются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе. Эти списки и программы публикуются в средствах массовой информации и размещаются на информационных сайтах районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе в глобальной компьютерной сети Интернет. В случае, если у гражданина нет возможности ознакомиться с этими списками и программами, как указано в статье 98 ЖК, он может обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган, организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда, в которых обязаны ознакомить гражданина с указанными списками и программами.

Отчисления на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома производятся собственниками, нанимателями жилых помещений, членами организации застройщиков с 1999 года, после принятия Жилищного кодекса Республики Беларусь 1999 года (далее — ЖК 1999 года) (ст. 51 ЖК 1999 года), и изначально составляли 50% от начисленной платы за техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, а с 2002 года — в размере 100% от начисленной платы за техническое обслуживание многоквартирного жилого дома.

Средства местных бюджетов, выделяемые на проведение капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда, определяются ежегодно издаваемыми законами о республиканском бюджете.

Что касается иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, то этими источниками могут быть средства от сдачи в наем жилых помещений, в аренду нежилых помещений, средства от отчуждения в порядке, установленном законодательством, общего имущества совместного домовладения и т.п.

Также постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24.08.2011 N 42/20 утверждены Методические рекомендации о порядке обоснования затрат на капитальный ремонт жилых домов, а постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2012 N 16/6 утверждены Методические рекомендации о порядке обоснования затрат на модернизацию жилых домов.

В комментируемой статье 98 ЖК предусмотрено, что графики выполнения работ по каждому подъезду многоквартирного жилого дома составляются не позднее 10 дней до начала проведения капитального ремонта. При этом не предусматривается, что с этими графиками должны быть ознакомлены граждане и каким образом они должны быть ознакомлены с ними. Вместе с тем, с учетом предписаний п. 10 комментируемой статьи представляется, что графики выполнения работ должны быть доведены до сведения граждан, проживающих в доме, подлежащем капитальному ремонту. В этих графиках представляются виды работ, которые необходимо провести в каждом из подъездов с определением периода их производства.

В статье 98ЖК не указано, кто должен выполнять установленные требования. Вместе с тем, с учетом предписаний ЗаконаN 405-З можно сделать вывод, что графики выполнения работ и заключение договоров на капитальный ремонт должны быть составлены и представлены для заключения исполнителем, т.е. той организацией, которая будет производить капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Также с учетом предписаний ЗаконаN 405-З договор на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома заключается непосредственно с каждым собственником, нанимателем жилого помещения, членом организации застройщиков.

Сами договоры на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома заключаются в порядке, установленном Положениемо порядке заключения договоров на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, утвержденным постановлением N 99 (далее — Положение о порядке заключения договоров).

Так, до заключения договора исполнитель:

информирует потребителей на общем собрании о порядке организации ремонтно-строительных работ, видах и объемах работ;

оформляет протокол собрания с отражением вопросов, возникших в ходе обсуждения или поступивших в письменном виде в течение 3 дней после проведения общего собрания. Протокол подписывают исполнитель и уполномоченный представитель потребителей, избранный на общем собрании;

совместно с подрядной организацией и уполномоченным представителем потребителей проводит предремонтный осмотр общего имущества многоквартирного жилого дома, составляет акт обследования, который подписывают представители исполнителя, подрядной организации и уполномоченный представитель потребителей (п. 3Положения о порядке заключения договоров).

Договор заключается не позднее 10 дней до начала проведения капитального ремонта жилого дома в простой письменной форме в двух экземплярах в соответствии с типовым договором на оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома при наличии:

утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации;

договора (контракта) строительного подряда на капитальный ремонт жилого дома, заключенного в установленном порядке (если капитальный ремонт не ведется собственными силами);

разрешений на производство ремонтно-строительных работ в случаях, предусмотренных законодательством.

При проведении капитального ремонта жилого дома собственными силами исполнитель должен до начала производства ремонтно-строительных работ получить специальные разрешения (лицензии) в случаях, предусмотренных законодательством.

К договору прилагается краткая информация о капитальном ремонте жилого дома с указанием видов работ и сроков их проведения (п. 4Положения о порядке заключения договоров).

Типовой договорна оказание услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома утвержден постановлением N 99.

В комментируемой статьепредусматриваются обязанности организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, в части информирования собственников, нанимателей жилых помещений и членов организации застройщиков о будущем капитальном ремонте многоквартирного жилого дома, а также об обязательном предремонтном осмотре жилых помещений в многоквартирном жилом доме, подлежащем капитальному ремонту.

Все эти действия должны быть произведены до заключения договора на капитальный ремонт (который заключается не позднее чем за 10 дней до начала проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома). Статьей 98ЖК не указан срок, за сколько должны быть произведены указанные действия, поэтому исходя из текста указанной статьиможно сделать вывод, что минимальный срок — это не позднее 11 дней до начала проведения капитального ремонта.

Порядок проведения общих собраний отражен в ст. 180ЖК (простое совместное домовладение), ст. 187ЖК (организация застройщиков), ст. 215ЖК (товарищество собственников).

Во всех вышеприведенных статьях ЖКпредусмотрено как проведение общего собрания, так и проведение письменного опроса. Вместе с тем комментируемой статьейустановлено, что информирование граждан производится на общем собрании (т.е. при личном их присутствии). При этом представляется, что информацию о порядке организации работ, их видах и объемах, а также о должностных лицах, ответственных за организацию, контроль и проведение таких работ, лучше представить в письменном виде каждому из присутствующих на указанном собрании, а также вывесить на доске объявлений у каждого подъезда многоквартирного жилого дома для ознакомления с ней максимального количества собственников, нанимателей жилых помещений, членов организации застройщиков.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 90ЖК граждане, проживающие в жилом доме, в котором проводится капитальный ремонт или реконструкция, могут быть выселены из занимаемого жилого помещения в случае, если проведение указанных работ невозможно без их выселения. Кроме этого, подп. 1.7 п. 1Указа N 657 предусмотрено, что в проектно-сметной документации на реконструкцию жилого дома при его надстройке должны предусматриваться необходимые виды и объемы работ по капитальному ремонту реконструируемого дома, временное отселение собственников жилых помещений и нанимателей таких помещений, членов их семей, проживающих на верхнем этаже этого дома, а также других лиц (если осуществление надстройки создает препятствия для проживания этих лиц, владения и пользования имуществом, находящимся в их собственности или на иных вещных правах). Исходя из текста статьи 98ЖК это условие (а именно выселение граждан на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома) должно быть озвучено гражданам на общем собрании (организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, обязана проинформировать на общем собрании собственников о порядке организации работ).

Как указано в комментируемой статье, граждане, проживающие в доме, подлежащем капитальному ремонту, должны избрать из своего числа уполномоченного представителя для проведения предремонтного осмотра жилых помещений. Это необходимо для объективного оценивания объема и видов работ, которые необходимо провести при капитальном ремонте в квартирах, а также в случае необходимости — для защиты прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, подлежащем капитальному ремонту.

Как видим, в целях защиты своих законных интересов и прав гражданам необходимо принимать участие в общих собраниях, однако понуждать их к участию в таких собраниях никто не имеет права.

При проведении предремонтного осмотра жилых помещений граждане, проживающие в многоквартирном жилом доме, подлежащем капитальному ремонту, обязаны обеспечить доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые помещения, как это предусмотрено абз. 7 п. 1 ст. 26ЖК. В случае отказа граждан от предоставления доступа в жилые помещения организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая коммунальные услуги, имеет право обратиться в суд с заявлением о предоставлении доступа в квартиру.

При проведении предремонтного осмотра жилых помещений организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, обязана оценивать объемы и виды работ, подлежащие выполнению в жилых помещениях, и в случае необходимости может внести соответствующую корректировку в проектно-сметную документацию (но это не обязательное, а факультативное условие, принятие решения по которому зависит в том числе и от активного участия граждан и их представителей в осмотре жилых помещений).

Еще по теме:

  • Как встать на учет нуждающимся в жилье Как встать на учет нуждающимся в жилье? Добрый день. Я с мужем и двое наших несовершеннолетних детей прописаны в квартире, где муж является собственником 1/5 доли. Так же в этой квартире прописаны родители мужа, брат (в браке, супруга не […]
  • В квартире 2 собственника как прописать ребенка Прописать ребенка в долевой собственности Могу ли я прописать сестру и ребенка у себя, если квартира находиться в долевой собственности, без согласия остальных дольщиков? Г.Москва. Ребенка можете, сестру с согласия всех собственников; См. […]
  • Как правильно оформить запись об увольнении по собственному желанию Шаг 4. Как сделать запись об увольнении в трудовой книжке? 07.11.2018 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс Запись об увольнении вносится в трудовую книжку на основании приказа работодателя […]
  • Содержание и форма договора контрольная работа Содержание и форма договора Выполнен в 2013 году СОДЕРЖАНИЕ: Понятие договора и его место в механизме правового регулирования 5 Содержание договора 9 Форма договора 12 Список использованной литературы 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ […]
  • Областной материнский семейный капитал в 2018 Региональный материнский капитал в Кемеровской области и Кемерово в 2018 году Областной материнский капитал в Кемеровской области принят Законом Кемеровской области от 25 апреля 2011 г. N 51-ОЗ "О дополнительной мере социальной поддержки […]
  • Наименование в счет фактуре на аванс Часто задаваемые вопросы 06.08.2018 Индексация пенсий: определен новый порядок расчета 03.08.2018 Зарплата меньше МРОТ: возможности работодателя и права работника Наименование товаров в счет-фактуре на аванс Порядок заполнения […]
  • Договор доверительного управления имуществом бухгалтерский учет Бухгалтерский учет операций по договору у учредителя управления Как следует из п. 4 Указаний N 97н, учредитель управления передает объекты имущества в доверительное управление по стоимости, по которой они числятся у него в бухгалтерском […]
  • Судебная практика по ст 111 ч 2 п з Судебная практика и вопросы квалификации преступлений против здоровья (Кошаева Т. О.) («Юридическая литература», 2004) Текст документа СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ Т. О. Кошаева, кандидат […]