Кодекс рк коап

Содержание:

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 434. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений, загрязнение мест общего пользования, парков, скверов, в том числе выброс коммунальных отходов в неустановленных местах, и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, –

влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, –

влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.

Сноска. Статья 434 с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 440. Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных напитков на улицах и в других общественных местах, кроме организаций торговли и общественного питания, в которых продажа алкогольных напитков на разлив разрешена местным исполнительным органом, или появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.

2. Появление в общественных местах в состоянии опьянения лиц, не достигших восемнадцати лет, а равно распитие ими алкогольных напитков –

влекут штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере пяти месячных расчетных показателей.

3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.

4. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, –

влекут административный арест на срок до пяти суток.

5. Действия, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 настоящего Кодекса не применяется, –

влекут штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.

Сноска. Статья 440 с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Реестр проблем

Касательно пункта 2 статьи 312 КоАП РК Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ, производство и применение строительных материалов, деталей и конструкций с нарушением требований законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурно-строительной деятельности. Указанная статья создает определенные проблемы для предпринимателей, работающих в сфере архитектурно-строительной деятельности и на законных основаниях лишать лицензии проектные организации за незначительные нарушения.

Пункт 2 статьи 312 КоАП РК Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ, производство и применение строительных материалов, деталей и конструкций с нарушением требований законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурно-строительной деятельности. На сегодняшний день в РК действуют несколько десятков тысяч пунктов (подпунктов) требований законодательства и государственных нормативов в сфере архитектурно-строительной деятельности, согласно которым можно выявлять не значительные нарушения при прохождении экспертизы проектов. На практике прохождение проектов без замечаний не бывает, поэтому данный факт фиксируется Экспертизой в виде «Замечаний», а это отступление от требований государственных нормативов — достаточный факт для применения административных взысканий по ст.312 (два замечания в разные разделы или в двух разных проектах даже незначительные). В итоге проектная организация лишается лицензии на на вид деятельности (изыскательской, проектной или строительной так как в ст.312 указан вид деятельности, а не подвид лицензируемой деятельности). На строительной площадке на практике не бывает строительства без записи в Журнале Авторского, технического надзора или замечаний ГАСК — поэтому данный факт будет достаточным для применения ст.312 КоАП РК. Через месяц данную проверку можно повторить инспектором ГАСК с составлением протокола об адмнарушениях и в дальнейшем лишить компанию лицензии. То есть на сегодняшний день применение пункт 2 ст.312 дает государственному органу широкие полномочия для произвольного применения за незначительные отступления от строительных норм и правил. Вместе с этим в КоАП РК предусмотрены и другие статьи в отношении нарушений строительных норм и проектных документов, которые конкретизируют нарушения. Поэтому указанный пункт 2 ст.312 имеет коррупционную составляющую при его применении государственными органами в отношении предпринимательства.

Уровень проблемы:
Источник информации о проблеме:

АЛМАТИНСКАЯ РПП, ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА

Предложение по решению проблемы:

Необходимо внести в статью 312 КоАП РК

Пути решения:

Исключить в пункте 2 ст.312 КоАП РК «с лишением лицензии на соответствующий вид деятельности»

Статистический анализ Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (по состоянию на 1 января 2018 г.) (Тукиев А.С. к.ю.н., доцент, директор Института законодательства РК; Досмырза Д., к.ю.н., начальник отдела Института законодательства РК)

Дата: 05 февраля 2018 в 12:39 2018-02-05T12:39:07+06:00

По сообщению сайта Zakon.kz

Статистический анализ Кодекса Республики Казахстан

от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях»

(по состоянию на 1 января 2018 г.) [1]

Тукиев А.С. к.ю.н., доцент,

директор Института законодательства Республики Казахстан

начальник отдела конституционного, административного законодательства и

государственного управления Института законодательства Республики Казахстан

Первый в истории суверенного Казахстана Кодекс об административных правонарушениях был принят 30 января 2001 года и действовал до 1 января 2015 года. До такой систематизации (кодификации) законодательство об административных правонарушениях долгое время регулировались отдельными разрозненными нормативными актами, не существовало единых процедур привлечения к административной ответственности. Поэтому анализируя положения Кодекса об административных правонарушениях необходимо иметь ввиду его многоаспектность и неоднозначность.

За время действия Кодекса об административных правонарушениях от 2001 года поправки в него вносились более 185 раз. Причем в последние годы такая практика возросла — начиная с 2012 года было принято свыше 63 законов, которыми Кодекс был дополнен свыше 250 статьями.

В качестве предмета исследования выступил Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП).

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного законодательного акта с описанием его эффектов, а также анализ стабильности данного кодекса. В работе также использовались теоретические и эмпирические методы, в том числе анализ и синтез, систематический, сравнительно-правовой и др.

1. Общие показатели стабильности Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

С 5 июля 2014 года по 1 января 2018 года (42 месяца) изменения в КоАП внесены 74 законами (Диаграмма 1).

При этом наибольшее количество поправок в КоАП были внесены в 2015 году — 36 законов, что составляет 48,6% от общего количества законов, вносивших изменения и дополнения в КоАП.

Общая динамика принятия законов, вносящих изменения и дополнения, подчиняется собственным закономерностям и практике внесения изменений и дополнений в КоАП при разработке и принятии отраслевых законов, предусматривающих соответствующие изменения в сфере административно-деликтного законодательства. Основными правоприменителями КоАП являются 64 уполномоченных государственных органа, которые реализуют политику в конкретных сферах государственного регулирования. Именно эти органы являются инициаторами поправок в КоАП и с учетом своей правоприменительной практики вырабатывают меры по его совершенствованию.

За период действия КоАП было принято всего 2 закона, инициированных Министерством юстиции, которыми целенаправленно внесены изменения и дополнения в КоАП:

1) Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 272-V

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»;

2) Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года № 127-VI

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

При этом, необходимо отметить, что последний закон принят во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года, положения которого были направлены на принятие мер по гуманизации административно-деликтного законодательства.

Таким образом, в 2017 году проведена самая масштабная гуманизация норм КоАП (порядка 330 статей) с момента его принятия.

Закон от 28 декабря 2017 года № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» содержит в себе 3 направления:

— гуманизация (61% от всех поправок);

— совершенствование отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях (8% от всех поправок);

— систематизация процедурных и процессуальных норм КоАП (31% от всех поправок).

В целях гуманизации норм КоАП приняты следующие новеллы:

Во-первых, институт сокращенного производства теперь применяется в отношении должностных и юридических лиц, а также по правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (50% скидки — 7 дней).

До принятия Закона сокращенное производство действовало только в отношении физических лиц. Таким образом, данный институт распространил свое действие дополнительно на 673 состава административных правонарушений.

Кроме этого, ранее часть вторая статьи 810 КоАП запрещала применять сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания. Автоматически это распространяется на санкции, в которых, на альтернативной основе предусматривается «штраф» либо «предупреждение», что является нецелесообразным в виду незначительности взыскания. В связи с чем, Законом распространено сокращенное производство и на эти случаи.

Во-вторых, по 339 составам административных правонарушений смягчены санкции. В частности, снижены размеры штрафов по 158 составам, расширено «предупреждения» по 31 составам и заменено на менее репрессивное взыскание по 150 составам.

Наряду с этим, Закон предусматривает положение, обязывающее налагать предупреждение (когда предупреждение предусмотрено на альтернативной основе наряду со штрафом), если отсутствуют отягчающие обстоятельства.

В-третьих, введен институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

Так, КоАП дополнен статьей 64-1 в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

При решении вопроса об освобождении лица от административной ответственности будут учитываться конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда — его размер.

В целях совершенствования отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях, в КоАП внесена поправка, предусматривающее лишение или приостановление действия не всего разрешительного документа, а только его отдельных подвидов (это потенциально 120 составов КоАП).

Также предусмотрено досрочное возобновление действия разрешения при устранении нарушений, явившихся основанием для приостановления (это потенциально 107 составов КоАП).

Кроме этого, внесены поправки, направленные на решение проблемных вопросов, связанных с применением норм КоАП. В частности, увеличен срок административного задержания с 3 до 24 часов по составам, влекущим административный арест.

Средний период стабильности данного КоАП равен значению 0,56[2], из чего следует, что в среднем в КоАП вносятся поправки 1 раз в 17 дней.

Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в сфере административных правонарушений. Преобладает политика внесения в него изменений и дополнений.

Анализ изменений КоАП по месяцам 2014-2017 гг. показал, что наибольшее количество законов было принято в ноябре 2015 года (16 законов) и апреле 2016 года (11 законов). Кроме того, тенденция принятия большого количества законов наблюдается в конце года (Таблица 1).

Основные новеллы Кодекса РК об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции (далее – КоАП в новой редакции) разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.

Основные подходы КоАП в новой редакции были озвучены и одобрены на заседаниях Межведомственной рабочей группы при Администрации Президента, Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан и Главой государства.

КоАП в новой редакции содержит 920 статей (дейст.КоАП – 966). В нем сохранены проверенные временем основные положения действующего Кодекса об административных правонарушениях и структура с делением на Общую, Особенную и Процедурную части.

Основные изменения в Общей части

1) пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица. Так, должностными лицами в КоАП в новой редакции признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью исключения условий для проявления коррупции при определении субъекта административной ответственности и устранения проблемы одновременного привлечения должностных и юридических лиц к ответственности за одно и тоже правонарушение. (ст.30)

2) исключен вид административного взыскания как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения.(ст. 41);

3) исключены нормы (ст. 67, 68, 71), регламентирующие порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, в связи с деятельным раскаянием, изменением обстановки и болезнью.

Основные изменения в Особенной части

1) Министерством юстиции совместно с Генеральной прокуратурой из КоАП в УК новой редакции переведены в качестве уголовных проступков полностью 44 статьи и части 13 статей.

Также из КоАП в новой редакции исключены 2 статьи, которые должны рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, и 1 статья в дисциплинарном порядке;

2) предусмотрена дифференцированная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку у субъектов среднего предпринимательства стоимость активов больше более чем в пять раз, а штрафные санкции – такие же как для субъектов малого предпринимательства;

3) сокращены отсылочные нормы. Действующий Кодекс содержит большое количество статей, в которых установлена ответственность за нарушение законодательства в какой-либо сфере в целом (ссылки на правила, законодательство). В результате фактически административная ответственность наступает за нарушение норм, содержащихся в подзаконных нормативных правовых актах. Указанное идет вразрез с Конституцией, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами (например, в статье устанавливающую ответсвенность за нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей слова «в установленный законодательством срок» изменены на «не рассмотрение в день поступления заявления» и т.д.).

В связи со структурой действующего законодательства, не представляется возможным полностью отказаться от исключения ссылок на подзаконные акты. Вместе с тем рабочей группой были предприняты все меры, чтобы данные отсылочные нормы не носили характер двоякого толкования;

4) для исключения коррупциогенного фактора предусмотрен абсолютно определенный размер штрафа.

Основные изменения в Процедурной части

1) согласно утвержденной Концепции, а также в рамках рекомендации Администрации Президента введена дифференцированная процедура привлечения лиц к административной ответственности (сокращенный и общий порядок) (глава 42).

Вместе с тем, сохранены исключения для действующего в настоящее время особого порядка привлечения к ответственности по правонарушениям, совершенным в области налогового законодательства и правонарушениям, зафиксированным сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме (ст. 810).

Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую физическое лицо получает вместе с протоколом об административном правонарушении (лицо согласно с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину и готово добровольно уплатить штраф и не имеет претензий).

При этом для сокращенного порядка будет предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения лицу протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа. В случае, когда лицо не согласно с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке (ч.3 ст.811);

2) в КоАП в новой редакции систематизированы административно-процессуальные нормы путем исключения:

— главы 26 ГПК «Производство по делам об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях» и переноса ее положений в главу 45 КоАП в новой редакции по пересмотру не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях;

— ряд норм с главы 27 ГПК «Производство по делам об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» в самостоятельную главу 44 КоАП в новой редакции по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»;

3) введен институт пересмотра вступивших законную силу постановлений по делу об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам, тем самым дается возможность реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления (глава 47 ст. 852-860);

4) введены положения о порядке взаимодействия органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, с компетентными учреждениями и должностными лицами иностранных государств, что соответствует поручению заместителя руководителя Администрации Президента Донакова Т.С. № 1070-1 от 28 марта 2013 года (глава 50 ст. 880-882);

5) пересмотрен институт исчисления сроков. Так, для четкого и однозначного правоприменения при исчислении срока в него включается и нерабочее время, за исключением случаев, когда срок исчисляется сутками (ст. 739);

6) изменена и уточнена дефиниция «административного задержания», что соответствует поручению заместителя руководителя Администрации Президента Донакова Т.С. (№ 51-16.43-2 от 14 марта 2013 года) и пункта 1 Нормативного постановления Конституционного совета от 13 апреля 2012 года №2 (ст.787);

7)усовершенствован институт уведомления участников производства по делам об административных правонарушениях по аналогии с главой 11 ГПК «Судебные извещения и вызовы» (ст. 743);

8)введена норма, позволяющая при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судье, органу (должностному лицу) сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на 30 % от общей суммы штрафа (ст. 819).

Согласно действующему Кодексу при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 819), а также при наложении административного взыскания на физическое лицо судья, орган (должностное лицо) должны учитывать обстоятельства смягчающие ответственность. (ст. 56).

9) пересмотрена компетенция судов, а также органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (глава 36 ст. 684-735).

В частности, к подведомственности уполномоченных государственных органов отнесены дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа.

За судами осталось рассмотрение дел об административных правонарушениях, за которые в качестве одного из видов административного взыскания предусмотрены административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев либо лиц без гражданства, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, лишение специального права, лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий, приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности;

10) по аналогии со статьей 129 УПК РК введен институт использования научно-технических средств. Это позволит решать вопросы допустимости данных, полученных посредством автомобильных видеорегистраторов, видеокамер в общественных местах и т.д(ст. 778);

11) усовершенствован институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В частности приведены в соответствие с их содержанием такие меры обеспечения как осмотр и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств (порядок их производства различен и предусмотрен различными статьями КРКоАП– ст.785 — 801).

Введена новая мера в виде временного запрещения деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица, что обусловлено предотвращением негативных последствий, таких как возникновение опасности жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, предотвращения аварий техногенного характера, эпидемий и т.д. (ст. 801)

Указанные меры предусматриваются в связи с тем, что согласно части 4 статьи 48 «Приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов» приостановление или запрещение деятельности или отдельных ее видов без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более семи суток с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения (ст. 801)

Закреплена возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение двух и более мер обеспечения производства по делу, так как это имеет место в деятельности правоохранительных органов;

12) для предотвращения повсеместного временного изъятия у граждан водительских удостоверений сотрудниками дорожной полиции в целях обеспечения взыскания наложенного штрафа КоАП в новой редакции оговариваются конкретные случаи признания водительского удостоверения документом по делу об административном правонарушении (ст. 795).

Старший прокурор Управления Института Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан

Еще по теме:

  • Трудовой кодекс в 1996 году Трудовой кодекс. Заключительные положения Статья 420. Сроки введения в действие настоящего Кодекса Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 года. Статья 421. Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, […]
  • Выход из ооо пошаговая инструкция 2014 Выход из ооо пошаговая инструкция 2014 Документальное оформление выхода участника из общества происходит следующим образом: в соответствии с п. 1 ст. 148 Гражданского кодекса Украины участник ООО может выйти об общества по собственному […]
  • Ст 219 220 нк рф Какие льготы предусмотрены по НДФЛ Освобождение доходов от налогообложения В ст. 217 Налогового кодекса РФ поименованы доходы, которые освобождаются от налогообложения. Этот перечень довольно обширен, но закрыт. В качестве примера можно […]
  • Где подешевле застраховать машину в уфе Калькулятор ОСАГО в Уфе Быстрый способ рассчитать ОСАГО во всех страховых компаниях Уфы Страховые компании — партнеры Какова цена страховки ОСАГО в Уфе в 2018 году? Узнать стоимость ОСАГО в Уфе можно на нашем сайте при помощи специального […]
  • Договор дарения доли налоги НДФЛ при дарении доли в уставном капитале и ее последующей продаже Добрый день! Вопрос: Доля физического лица в уставном капитале ООО составляет 200 000 руб. Доля была приобретена следующим образом: 60% внесено наличными на расчетный […]
  • Региональный материнский капитал в спб 2016 Региональный материнский капитал жителям Санкт-Петербурга. Нормативные документы: • Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от […]
  • Исковое заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате товара Исковое заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате товара Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Протокол о продлении полномочий директора без нотариуса Протокол о продлении полномочий директора без нотариуса Здравствуйте уважаемые дамы и господа! Обратил внимание, что на форуме множество тем о продлении полномочий генерального директора, но, читая их, к сожалению, в свой вопрос ясность […]