Какие органы отвечают за исполнение бюджета

Какие органы отвечают за исполнение бюджета

36. Порядок исполнения федерального бюджета

Исполнение бюджета – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ – за федеральный бюджет, правительства (администрации) субъектов РФ – за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления – за исполнение местного бюджета. В деятельности по исполнению бюджета участвуют разнообразные органы: исполнительные органы общей компетенции и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения. За исполнение бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы. Особое место и роль в исполнении бюджета принадлежит главному распорядителю, распорядителям и получателям бюджетных средств.

В исполнении бюджета, кроме того, участвуют органы федерального казначейства и банковской системы. В соответствии с БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов (вместо ранее имевшего место кассового исполнения бюджетов банковскими организациями). С 1 января 2006 г. вводится в действие ст. 215 БК РФ, более подробно регулирующая основы исполнения бюджета.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

Бюджетное обязательство – это обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Порядок утверждения, доведения и изменения лимитов бюджетных обязательств подробно урегулирован БК РФ.

Исполнение бюджетов включает две составляющие: исполнение бюджетов по доходам и исполнение бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. При этом санкционирование подразумевает:

– составление и утверждение бюджетной росписи;

– утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

– утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

– принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

– подтверждение и выверку исполнения денежных обязательств.

Процедура же финансирования заключается в выделении бюджетных средств для расходования. БК РФ впервые разрешено финансирование расходов путем зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств. Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета бюджетный процесс завершается. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета – один из важнейших этапов исполнения.

Исполнение бюджетов.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – подписания Президентом РФ). В РФ устанавливает казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время на эту систему перешли федеральный бюджет и более половины бюджетов субъектов федерации (61), затем в случае заключения бюджетного соглашения) перейдут местные бюджеты. При ней регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Особая роль отведена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ. Именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы — зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

В СССР с 1928 г. функционировала банковская система кассового исполнения бюджета, заключающаяся в том, что право осуществления всех расчетно-кассовых операций по исполнению бюджета принадлежало Государственному банку СССР. С распадом СССР и реформой в РФ бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в дешевый кредитный ресурс для банков, по которым они практически не начисляли процентов. Как результат, стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло. Министерство финансов в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Решением Правительства О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета № 1082 от 28 августа 1997 г. была установлена плата в размере ½ средневзвешенной доходности по государственным краткосрочным облигациям со сроком погашения от 30 до 60 дней за использование коммерческими банками ресурсов на счетах по учету доходов и средств федерального бюджета.

Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы:

• составление и утверждение бюджетной росписи;

• утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

• утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

• принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

• подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе

отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

Исполнение бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемого в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств, представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:

• разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.

Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода установленным требованиям, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.

В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных сре дств сп исывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц.

Сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее — лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих сре дств в пр оцессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств регламентируется ст. 255 БК РФ.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим.

Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10 процентов ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета и осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета.

За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и в сроки, утвержденные бюджетом.

Однако исполнение бюджета РФ сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью. Из-за финансового кризиса, явно проявившегося с апреля 1998 г. ухудшились макроэкономические показатели. Прекратился рост производства, перестал выполняться план по доходам бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках также оказали свое негативное воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост процентных расходов (уже сейчас они составляют четверть расходов бюджета, а во второй половине 1998 г. их доля могла превысить 35%). В результате Россия вплотную подошла к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего девальвация рубля стала почти необходимостью. С целью исправить положение Правительством РФ были приняты жесткие решения августа 1998 г. (главное из них – реструктуризация внутреннего долга). Однако эти решения вкупе с политическим кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый виток инфляции. Как следствие реальное исполнение бюджета опять отложено до лучших времен.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение – неотъемлемый элемент бюджетного процесса.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.

Финансовый год в РФ завершается 31 декабря.

Лимиты бюджетных обязатель ств пр екращают свое действие 31 декабря.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля (последующий контроль), осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

• отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

• отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

• отчетом о внутренних и внешних заимствований РФ по их видам;

• отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества;

• сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

• годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

• реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

• отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.

Федеральный бюджет не всегда исполняется в соответствии с законодательством, что видно из табл. № 4.

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета. После утверждения бюджета наступает третья стадия бюджетного процесса — его исполнение. Важнейший элемент здесь — кассовое исполнение бюджета, организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности.

Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. При казначейской — кассовое исполнение бюджета возложено на специальные органы министерства финансов (приписные кассы), при банковской — на банки и их учреждения, при смешанной — на казначейские кассы и банки.

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы: все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет министерства финансов в Центральном банке, с которого производятся ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. Центральный банк выступает кассиром правительства.

Последней стадией бюджетного процесса является утверждение отчета об исполнении бюджета. Отчет составляется Министерством финансов и утверждается законодательным органом.

В Российской Федерации бюджет представляет собой форму образования и распределения денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Российская Конституция законодательно закрепляет за каждой территориальной единицей право самостоятельно формировать свой бюджет. Совокупность бюджетов всех административно-территориальных единиц, связанных между собой и имеющих определенные, установленные законом взаимоотношения, составляет бюджетную систему.

Статья 2 Закона Российской Федерации об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса гласит: «Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-территориальных и административно-территориальных образований Российской Федерации». Бюджетная система является частью финансовой системы и включает финансы юридических и физических лиц.

В Законе Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» закреплены права органов власти в финансово-бюджетных вопросах. Дается следующее определение консолидированного бюджета: консолидированный бюджет — это свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.

При наличии самостоятельности каждого из бюджетов существует единство бюджетной системы, основанной на взаимодействии бюджетов всех уровней, регулировании денежных источников и их частичном перераспределении. Для каждого уровня бюджетов установлены собственные источники доходов, называемые закрепленными доходами. В целях заинтересованности обеспечения поступления всех налогов, собираемых на территории, производятся отчисления от общефедеральных доходов, называемые регулируемыми доходами. Одним из обязательных условий бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджетов всех уровней. Превышение расходов над доходами составляет дефицит.

Составление и исполнение бюджетов являются функцией органов исполнительной власти, в то время как утверждение и контроль за ходом его исполнения осуществляют органы представительной власти. Согласно Закону Российской Федерации об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса рассмотрение проекта бюджета на предстоящий год начинается в мае. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ: основные направления бюджетно-налоговой политики; проект сводного финансового баланса; принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации; проект консолидированного бюджета; проект федерального бюджета. Представленный Правительством Российской Федерации проект бюджета направляется на рассмотрение комитетов Думы. Комитеты Государственной Думы в течение семи дней дают свои предложения в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, который готовит сводное заключение и представляет на рассмотрение Государственной Думы. Парламент рассматривает основные направления бюджетно-налоговой политики, заслушивает доклад Правительства и содоклад комитета Думы.

В первом чтении проект бюджета может быть либо отклонен, либо принят за основу. На заседании Государственной Думы рассматриваются доходы консолидированного бюджета, утверждается распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации, утверждаются доходы федерального бюджета, предельный размер дефицита, расходы федерального бюджета, а также перечень защищенных статей бюджета.

В случае непринятия основных показателей бюджета вопрос передается на разрешение согласительной комиссии. После подготовки поправок по статьям проект бюджета рассматривается во втором чтении на пленарном заседании. При разногласиях вопрос передается вновь на разрешение согласительной комиссии. После этого вопрос о бюджете повторно рассматривается на заседании Думы. Принятый Государственной Думой в целом Закон о федеральном бюджете передается на рассмотрение Совета Федерации и направляется Президенту РФ для подписания и опубликования.

Формирование консолидированного бюджета Российской Федерации на основе прогнозов социального развития территорий является первым этапом составления бюджета. Этот процесс происходит без участия территорий. Негативной особенностью составления проекта бюджета в настоящее время является отсутствие четкой налоговой политики правительства.

В последние годы значительно упрощен порядок составления бюджета. Однако много времени затрачивается на пересчет бюджета в связи с изменениями размера минимальной месячной оплаты труда и проведения индексации. Грубым нарушением бюджетных прав местных администраций и регионов является необеспеченность на местах соответствующими источниками финансирования очередных повышений минимального размера оплаты и социальных выплат, проводимых на основании федеральных законов. Только по этой причине принимаемые на федеральном уровне законы по социальной поддержке населения в регионах не выполняются.

При установлении стабильных нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, определении трансферта задолго до принятия федерального бюджета регионы могут разрабатывать свои бюджеты и утверждать их в законодательном порядке. Так называемый трансферт (финансовая помощь) по своей сути является дотацией. В 1994 г . средства из этого фонда получил 61 регион. В 1995 г . трансферты получили 66 из 89 субъектов Федерации. При этом 26 регионам эта помощь распределяется как особо нуждающимся в поддержке, в их числе: Республика Марий Эл, Калмыкия, Бурятия, располагающие не меньшим экономическим потенциалом, чем Чувашия, Мордовия.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию в 1997 г . Президент РФ Б.Н. Ельцин совершенно справедливо отметил, что система федеральных трансфертов, введенная в 1994 г ., «была прогрессивной мерой, призванной выровнять стартовые возможности регионов. однако со временем обнажились существенные недостатки этой системы: бесконтрольность расходования федеральных дотаций, увеличение числа дотационных региональных бюджетов, их слишком большая (нередко на 80-90 процентов) зависимость от федеральных трансфертов. » Поэтому «прежде всего надо создать условия, при которых регионам будет выгодно обходиться без них, а там, где слишком сильно зависят от денег «сверху», следует вводить режим особо жесткого федерального контроля за расходованием этих средств».

Бюджеты автономных образований в составе Российской Федерации относятся к категории государственных бюджетов. В то же время бюджеты краевых, областных администраций являются местными бюджетами. Составной частью бюджетной системы являются государственные бюджеты автономных образований и местные бюджеты. Они предоставляют в распоряжение каждого органа государственной власти реальную финансовую базу для осуществления его деятельности. Имея свои бюджеты, эти органы власти должны заниматься увеличением их доходов за счет местных источников, при необходимости — путем введения местных налогов и целевых сборов.

Доходы бюджета формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В основе всех доходов лежат налоговые поступления.

Расходы разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Размеры дефицита бюджета входят в число важных макроэкономических показателей. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее %) ежемесячно по всем статьям бюджета.

Могут быть различные методы борьбы с крупными дефицитами: предлагаемые конституционные поправки, законодательно устанавливающие ежегодно сбалансированный бюджет; установление закона о ежегодном сокращении дефицита до момента достижения сбалансированного бюджета; установление новых федеральных налогов или более высоких ставок действующих налогов; усиление приватизации; предоставление президенту права вето по строкам и статьям бюджетных расходов и др.

Бюджет каждого года имеет свои особенности. В бюджете Российской Федерации 1998 г . запланированы доходы в размере 340 млрд руб., расходы 472 млрд руб., дефицит — 132 млрд руб., в том числе 102 млрд руб. за счет внутренних и 30 млрд руб. за счет внешних заимствований. Дефицит пересчитан по новой методике. Сейчас он составляет 4,8% ВВП. Если привести к старой методике, то имеем снижение — с 3,5 до 2,7% . Особенности бюджета 1998 г .: реалистичность; точное определение той планки расходов, при которой государство может реально поддерживать процесс структурных преобразований; это — недопущение новых долгов по заработной плате и другим социальным выплатам; реструктуризация государственного долга. Удлиняются сроки оборота государственных ценных бумаг. Планировалось снижение доходности ГКО — до 11% в конце 1998 г .; сокращение внешних заимствований; сохранение бюджета развития; увязка с Налоговым и Бюджетным кодексами; приоритеты бюджета: наряду с традиционными социальными задачами (усиление государственной поддержки здравоохранения, культуры, искусства) выделяются и новые, такие, например, как военная реформа, судебная реформа; снижение нагрузки на бюджеты всех уровней (реформа ЖКХ, в социальной сфере, преобразование в аграрном секторе).

На чем строится критика бюджета? По сравнению с 1997 г . расходы по статье «Промышленность, энергетика и строительство» сокращаются в 1,5 раза, а расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» почти в 2 раза. Существенно снижается Федеральный фонд поддержки регионов с 15 до 13% от ВВП. Оценка роста ВВП слишком оптимистична (2750-2850 млрд руб.), а данные по инфляции занижены (менее 6% в год). Считается нереальным и расчетный среднегодовой курс доллара — 6180 руб. Поэтому бюджет в первом чтении не принят, создана не согласительная, а трехсторонняя комиссия, в состав которой вошли представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства.

В формировании бюджетов Российской Федерации много нерешенных проблем: значительный дефицит федерального бюджета; низкая дополняемость доходной части бюджета; неоптимальная структура государственных расходов; значительное количество субъектов Федерации получают дотации из федерального бюджета; незначительно количество доноров федерального бюджета. За 1994-1997 гг. круг доноров сузился с 12 до 10 субъектов, дающих 60% поступлений в бюджетную систему (Тюменская, Самарская, Свердловская области, Москва, Санкт-Петербург и др.).

Учитывая эти и другие проблемы, ключевым звеном является наведение порядка в бюджетном процессе.

Правительство Российской Федерации приняло Программу сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 гг.

Основными задачами Программы являются: повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7% ВВП в 1998 г . до 13% ВВП в 2000 г . за счет совершенствования налоговой политики; внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета.

Программа составлена исходя из полного обеспечения к 1999 г . доходами федерального бюджета расходов, за исключением выплаты процентов по государственному долгу (первичный дефицит).

Реализация Программы позволит: оптимизировать объем государственных заимствований и, соответственно, ограничить расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга Российской Федерации до 4% ВВП в 2000 г . против 5% ВВП в 1997 г .; сократить долю участия государства на финансовом рынке и обеспечить уже в 1998 г . снижение доходности по государственным ценным бумагам до 13-15%, что приведет к дальнейшему сокращению учетной ставки Центрального банка Российской Федерации; обеспечить достижение реального роста ВВП к 2000 г . в размере 5% за счет стимулирования инвестирования финансовых ресурсов в реальный сектор экономики; сократить объем связанных иностранных кредитов. Привлечение внешних заимствований будет базироваться в основном на использовании кредитов Международных финансовых организаций.

Начиная с 1997 г . разработка бюджета находится под президентским контролем. Основные параметры бюджета будут задаваться Бюджетным посланием.

Сейчас создается Бюджетный кодекс, который определит принципы и процедуры бюджетного процесса. С 1998 г . все доходы и расходы бюджета должны проходить через единый счет Федерального казначейства. Следующая задача — переход на международные стандарты бюджетных отношений.

Предполагается ввести квартальные отчеты руководителей министерств, учреждений, ведомств, финансируемых из федерального бюджета. Будет прекращена практика бюджетного финансирования путем выдачи гарантий и поручительств органов исполнительной власти по коммерческим кредитам бюджетным организациям.

Все бюджетные ссуды будут предоставляться под надежное обеспечение и гарантии. Распределение государственных заказов и государственных инвестиций будет осуществляться путем открытого конкурса с публикацией цен, условий конкурса.

Будет действовать принцип — Правительство России не отвечает за финансовые обязательства регионов, не согласованные с ним.

Основы организации бюджетов бюджетной системы РФ

Главная > Реферат >Финансы

Тема 9: Основы организации исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

1. Общая характеристика стадии исполнения бюджета………………………4

2. Роль Федерального казначейства в организации и кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы РФ……………………………..10

3. Совершенствование порядка исполнения бюджетов бюджетной системы РФ……………………………………………………………………………….17

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика стадии исполнения бюджетов в ее периодическом цикле.

1. Общая характеристика стадии исполнения бюджета.

Важным этапом бюджетного процесса является организация исполнения бюджета.

Исполнение бюджета — это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Исполнение бюджета как сложное финансовое явление охватывает 2 стадии бюджетного процесса: выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета в узком смысле слова) и составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета.

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

казначейская, при которой на специальные органы министерства финансово (Казначейство) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.

С 1918 года в СССР сложилась банковская система исполнения бюджета, которая практически без изменений просуществовала до 1992 г.

С распадом СССР и появлением коммерческих банков, для которых исполнение бюджета не носило приоритетного характера, Министерство финансов потеряло контроль за бюджетными средствами , что характеризовалось задержками в перечислении налогов в бюджет, а также несвоевременным финансированием бюджетных расходов или нецелевым использованием средств бюджета. Все это обусловили переход к казначейской системе исполнения бюджетов, в первую очередь федерального бюджета. В РФ Федеральное казначейство было образовано в соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 08.12.1992 г № 1556.

Таблица. Характеристика систем исполнения бюджета

Система исполнения бюджета

Орган государственной власти, осуществляющий организацию исполнения бюджета

Объединяет в себе черты обеих систем

Осуществление операций получателей бюджетных средств

Через территориальные органы ФК

Через уполномоченные банки

Эффективный контроль за бюджетными расходами

Отсутствие оперативного контроля за расходованием бюджетных средств

Сравнительный анализ процесса доведения средств федерального бюджета до получателей в период до создания системы федерального казначейства и после ее создания, представленный на рисунке, позволяет утверждать, что во втором случае уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможности усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Схема доведения средств федерального бюджета до производителей работ и услуг, действовавшая до создания системы казначейства

Схема доведения средств федерального бюджета до производителей работ и услуг после создания системы казначейства

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательным органом власти (Совет Федерации).

В исполнении бюджетов принимают участие все органы государственной власти и местного самоуправления, организации, учреждении и граждане, которые являются плательщиками или получателями бюджетных средств.

В систему органов, обладающих полномочиями по исполнению бюджетов, входят финансовые органы, Центральный банк России, органы государственного финансового контроля.

Участниками процесса исполнения бюджета являются:

органы законодательной власти (рассматривают и утверждают отчеты об исполнении бюджета, последующий контроль за исполнением бюджетов);

органы исполнительной власти (осуществляют исполнение бюджета, сбор доходов, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета);

органы денежно кредитного регулирования;

главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств,

бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения.

Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.

С целью исполнения бюджета в финансовых органах готовится организационный план. В этом плане расписываются все действия финансовых органов по обеспечению выполнения Закона » О бюджете на соотв. фин. год» Далее осуществляется разбивка бюджета по кварталам. Она осуществляется для планомерного сбора доходов.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате получения дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Такие суммы называются профицитом бюджета.

Решение о его использовании принимает соответствующий законодательный орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти.

Профицит бюджета может быть израсходован только при условии обеспечения финансирования плановых расходов. Профицит бюджета по решению законодательного органа власти может быть: направлен на осуществление различных социально-экономических программ; предоставлены в виде процентных и безпроцентных бюджетных ссуд.

Одновременно с утверждением бюджета на очередной финансовый год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года.

Сумма оборотной кассовой наличности — своего рода резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов и подлежащая восстановлению к началу нового года.

2. Роль Федерального казначейства в организации и кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Казначейский метод имеет ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Казначейства существуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений. Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-х годов в целях повышения эффективности управления доходами и расходами, оперативности финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных средств и их рациональным использованием. Основными документами, заложившими правовые основы данной системы, стали Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.

К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:

организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;

регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;

разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

Становление казначейской системы происходит уже в течение длительного периода времени. Этот процесс сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает интересы многих государственных структур и имеет не только сторонников, но и противников. Органы казначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований по подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др.

Организация казначейской системы в разных странах различна. В мировой практике используются две основные модели – централизованная и автономная. Централизованная модель предполагает, что федеральное казначейство обслуживает счета не только федерального, но и региональных бюджетов. Для этого может создаваться разветвленная система отделений федерального казначейства в регионах. Подобная модель применяется во Франции. Отличие автономной модели состоит в том, что наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию. Наличие собственной казначейской системы в регионе позволяет более полно учесть его особенности, открывает перед ним определенную свободу действий при проведении бюджетной политики. Однако, при этом на всех уровнях целесообразно использовать единые технологии учета, расчетов и платежей. Это необходимо для обеспечения единства бюджетной системы страны.

В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначейства в России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

1. Главное управление федерального казначейства. Осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средств на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета. Главное управление федерального казначейства руководит работой нижестоящих подразделений, обеспечивает исполнение ими принятого закона о бюджете и получает от них оперативную информацию о ходе выполнения доходной и расходной части бюджета. Возглавляет его начальник в ранге заместителя министра финансов;

2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории.

Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона о бюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.

Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.

Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

3. Совершенствование порядка исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Совершенствование порядка исполнения бюджета бюджетной системы РФ, предусматриваемое проектом поправок в Бюджетный кодекс (Статья 215 Основы исполнения бюджета), может существенно изменить порядок казначейского обслуживания бюджета . В первую очередь это связано с выполнением следующих обязательных требований:
• использование технологии Единого счета бюджета (ЕСБ);
• закрытие всех расчетных счетов бюджетных учреждений и перевод их в казначейство;
• централизация бюджетных средств в ЦБ РФ.
• обеспечения реализации единой системы казначейского обслуживания исполнения бюджета в муниципальном образовании.

Реализация этих требований решает задачу получения достоверной информации о всех финансовых потоках сектора городского управления в интересах органов исполнительной власти.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

В процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений — органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.

Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.

Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на соответствующие органы исполнительной власти.
Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом.

Исполнение бюджета завершается 31 декабря.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета после получения заключения Счетной палаты и принимает соответствующее решение.

В соответствии с бюджетным законодательством местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

1) Амиров В.Б., Богатеев О.В. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Деньги и кредит 1996 г. № 12.

2) Голубев М.Е. К вопросу об органах федерального казначейства. // Финансы 1995г. № 9.

3) Зайцев В.К. Федеральное казначейство воссоздается поэтапно // Финансы 1994 г. № 8.

4) Игудин А.Г. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации. // Финансы 1994 г. № 2.

5) Игудин А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России // Финансы 1995 г. № 2.

6) Масленников Г.Б. О мести и роли казначейства в развивающейся платежной системе страны // Деньги и кредит 1997 г. № 11.

7) Межбюджетные отношения и казначейство // Финансы 1995 г. № 9.

8) Общая теория финансов. / Под редакцией Л.А. Дробозиной / Москва “Банки и биржи” 1995 г.

9) Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 7 августа 1993 г. № 864. “О Федеральном казначействе Российской Федерации”.

10) Сабанти Б.М. Теория финансов. Москва, менеджер, 1998 г.

11) Савина Т.И. Первые шаги казначейства // Финансы 1997 г. № 6.

12) Смирнов А.В. Федеральное казначейство начинает действовать // Финансовый бизнес. 1994 г. № 9.

Еще по теме:

  • Исправление исполнительного листа гпк Заявление об устранении ошибки в исполнительном листе Адвокат тел: 8 (925) 664-55-76 Внимание! Это образец. Он не может быть применен ко всем делам В Таганский районный суд г.Москвы Истец: Х.Д.В. г.Москва, Мичуринский пр-т, д.9, корп.3 […]
  • 215 трудовой кодекс Статья 215 ТК РФ. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда Ст 215 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года. Проекты строительства и реконструкции производственных […]
  • Дать анализ преступлений предусмотренных стСт 105 и 131 ук рф Статья 131. Изнасилование Статья 131. Изнасилование См. комментарии к статье 131 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ часть 1 статьи 131 изложена в новой редакции 1. Изнасилование, то есть […]
  • 112 статья уголовного кодекса рф часть 1 Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью См. комментарии к статье 112 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N […]
  • Особенности назначения экспертизы по уголовным делам Экспертиза Назначение экспертизы Порядок назначения экспертизы Назначение судебной экспертизы по отдельным видам судопроизводства Экспертиза по делам об административных правонарушениях Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если […]
  • Какие выплаты положены при рождении ребенка в 2018 году если не работаешь Детские пособия в 2018 в Московской области Родителям, проживающим на территории области, помимо государственных выплат на детей предоставляются региональные пособия, финансируемые из средств областного бюджета. Обращаться за областными […]
  • Ук рф 204 статья Ук рф 204 статья Разъясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры г. Москвы Виктор Викторович Балдин Одной из основных проблем при ведении бизнеса в России по-прежнему является […]
  • Размер материнского капитала за второго ребенка в 2012 году Материнский капитал в 2014 году С 1 января 2014 года в очередной раз увеличен размер материнского (семейного) капитала – его размер составляет 429 408,5 руб. Несмотря на то, что размер материнского капитала ежегодно индексируется, его […]