Какие нарушения речи бывают

Содержание:

Нарушения речи — причины, виды и лечение нарушений речи у детей и взрослых

Нарушения речи

Нарушения речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушений речи

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.)

Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми.

Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства:

  • дислалия;
  • нарушения голоса;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислексия.

Виды нарушений речи

Дислалия (косноязычие)

До определенного возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться, заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок скажет вместо «шапка» — «сапка», не «рак», а «лак».

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи.

Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков.

Вследствие органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое нарушение — дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону.

Такому ребенку трудно сделать элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной стороны речи:

  • звукопроизношение;
  • голос;
  • речевое дыхание;
  • интонация;
  • общая мелодика речи.

Но необходимо знать, что это — не самостоятельное заболевание, а часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат комплексно.

Говоря об алалии, имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов.

С чем это связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).

Задержка речевого развития (ЗРР)

Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин возникновения ЗРР — неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Заикание (логоневроз)

Механизмы (причины и сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания.

Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской, как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.

Дисграфия и дислексия

Если у ребенка не отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о дисграфии и дислексии.

Лечение нарушений речи

Речевые нарушения (у взрослых) являются симптомом целого ряда заболеваний, при которых в патологический процесс вовлекаются так называемые «речевые» зоны головного мозга.

Это может быть как неуклонно прогрессирующая патология (рассеянный склероз, болезнь Апьцгеймера, целый ряд дегенеративных заболеваний), так и последствия очагового поражения головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, радикально прооперированных опухолей и т.д.

Если в первом случае лечебное воздействие бывает малоэффективным, то в ситуации «отгремевшей» мозговой катастрофы рано начатая реабилитация дает хороший клинический результат.

Решение о целесообразности и комплексности воздействия выносится после проведения диагностических мероприятий, включающих обследование и тестирования с целью оценки характера нарушений и степени выраженности утраченных функций.

Реабилитация больных с речевой патологией состоит из комплексного воздействия включающего:

  • медикаментозное лечение;
  • транскраиальную магнито-электро стимуляцию (ТКМЭС);
  • логопедические коррекционные занятия с пациентом.

Медикаментозное лечение подбирается индивидуально с учетом имеющегося заболевания, степени нарушения утраченных функций, состояния организма в целом. Целью медикаментозной терапии является улучшение интегративной способности мозга (речи, памяти, внимания, способности к обучению) за счет активизации процессов нейропластичности.

Расстройство речи может являться симптомом

К каким врачам обращаться при расстройстве речи

Вопросы и ответы по теме «Нарушения речи»

Вопрос: Здравствуйте! В детстве у меня была травма основания черепа, с тех пор я плохо разговариваю, при чем сама во время разговора я не слышу дефектов. Занималась с логопедом много лет, но ни к чему не привело. Какие можете посоветовать методы лечения?

Ответ: Здравствуйте! Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР).

Вопрос: У моего ребенка аденоиды. ЛОР порекомендовал также показаться логопеду. Почему?

Ответ: Действительно, аденоиды или избыточное разрастание носоглоточных миндалин, могут являться причиной речевых нарушений у детей. Слабость мышц речевого аппарата, нарушение речевого дыхания, снижение физического слуха и фонематического восприятия – вот еще не все симптомы этого заболевания, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка.

Вопрос: Почему ребенок плохо разговаривает?

Ответ: В большинстве случаев, задержка речевого развития появляется вследствие незрелости нервной системы ребенка. Ни для кого не секрет, что в последнее время резко снизился уровень детского здоровья. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50,5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный для речи период (до 3 – 5 лет).

Вопрос: Как долго нужно заниматься с логопедом?

Ответ: Продолжительность занятий с логопедом зависит от тяжести речевого нарушения у ребенка. После первичного обследования логопед делает первичный прогноз о продолжительности логопедических занятий.

Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Подобные нарушения можно считать симптомом общего речевого недоразвития.

Расстройство экспрессивной речи

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Лечение нарушение речи

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Нарушения речи

Нарушения речи известны с глубокой древности. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчиля, Льюиса Кэррола и Исаака Ньютона?

Нарушения речи: причины, разновидности

Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

Языковой барьер

Со времен античности сложилось мнение, что заикание — болезнь, но ее настоящие причины еще долго оставалось для врачей загадкой.

Этапы развития речи у ребенка

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком является чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи и общения с помощью осмысленных слов.

Лечение заикания

Существует несколько способов с помощью которых родители могут снизить риск возникновения заикания у маленького ребенка.

Как найти хорошего логопеда

Хорошего специалиста вообще трудно найти, а для своего ребенка — подавно.

Болезнь Гентингтона

Болезнь Гентингтона — то же самое, что синдром Хантингтона и хорея Гентингтона?

Миф о магнитной буре

Механизм воздействия магнитной бури на человека до сих пор вызывает споры. И, соответственно, различаются мнения о том, как правильнее всего реагировать на это явление.

Бессонницу нужно лечить

Первое, что необходимо знать о нарушениях сна, это то, что сон является «зеркалом» психического здоровья. Бессонницей и ночными кошмарами наш мозг подает сигнал о помощи: «Помоги! Мне плохо! Обрати на меня внимание!».

Кондуктологи против ДЦП: начало. 15 апреля 1945 года

День, когда у больных ДЦП появилась надежда.

Инсульт: пять опасных заблуждений

Инсульт — болезнь опасная и, увы, крайне распространенная. Но несмотря на широкое распространение этого заболевания, знания населения о его симптомах и особенностях оставляют желать лучшего.

Задняя корковая атрофия — вариант болезни Альцгеймера

В качестве самостоятельного заболевания выделена Фрэнком Бенсоном (1928-1996) в 1988 году.

Нарушения речи, встречающиеся у детей

Разделы: Логопедия

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.

Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.

Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

Дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития и составляют 2,86%; умственно отсталые дети занимают третью позицию и составляют 1,84%. Как видим, это достаточно большие цифры.

Необходимо отметить, что объем психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, интеллектуальными нарушениями и нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне мало и соответственно представляет профессиональный интерес у людей как-либо связанных с данной проблемой.

Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые “шедевры технологических достижений”, которые заменяют “живое” общение. Люди заняты добыванием денег (им не до детей, тем более до общения с ними). Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой речи; все чаще из уст молодых, да и не очень молодых людей слышна нецензурная лексика. Это норма человечества?! Чему старшее поколение может научить малышей, общаясь на “таком” языке? С кого брать пример?

Не стоит удивляться, по каким причинам падает уровень образованности в нашей стране; я только что их перечислила и, они далеко не все. Так хочется слышать и слушать речь правильную, красивую, грамотную. Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги мамам, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.

Физиологические несовершенства звукопроизношения

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсть и мягкого нёба. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.

Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь ребёнка не становится лучше, стоит обратить на это внимание. Возможно, в доме кто-то говорит с ребенком, подлаживаясь под него, неправильным языком, иногда родители не считают нужным поправлять малыша, считая, что со временем он выговорится. Все время надо следить и добиваться, чтобы речь ребенка была ясной, четкой и внятной и не быстрой. Когда же ребенок начинает посещать школу, то появляются проблемы, которые можно было не допустить.

Дислалия происходит от греч. слова dis — расстройство и lalla — речь. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называется дислалией. Это один из самых распространенных дефектов речи. По мнению некоторых ученых, дислалия наблюдается примерно у 25% дошкольников.

Причины дислалии могут быть различны, поэтому принято различать дислалию механическую (органическую) и функциональную.

Механическая дислалия является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом является укороченная уздечка языка, что затрудняет его движение, не позволяя высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык бывает слишком большой, он с трудом помещается во рту и, естественно, неповоротлив; или слишком маленький и узкий, что затрудняет артикуляцию.

Еще одной причиной дислалии являются дефекты строения челюстей, которые ведут к неправильному прикусу. Прикус — это расположение верхнего и нижнего зубных рядов относительно друг друга. Нормой считается, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Характер прикуса имеет большое значение для правильной артикуляции — физиологического процесса формирования звуков речи. В 2,5 года у ребенка формируется так называемый молочный прикус ,в 6 лет начинается замена молочных зубов постоянными (сменный прикус) и к 13—14 годам устанавливается постоянный прикус. В период смены зубов чаще всего возникают зубочелюстные аномалии, поэтому детей необходимо периодически показывать стоматологу.

Аномалии прикуса могут нескольких видов. Прогнатия — значительно выдается вперед верхняя челюсть

Прогения — значительно выдается вперед нижняя челюсть.

Открытый прикус — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток, контакты сохранены только на дальних боковых зубах.Тяжесть аномалии определяется величиной щели между зубами, т. е.количеством неартикулирующих зубов.

Боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.

Неправильное строение зубов также может привести к дислалии, поэтому при малейшем подозрении на неправильный прикус у ребенка, необходимо обратиться за консультацией и помощью к врачу-стоматологу. Своевременное наложение на зубы специальных шин приведет к полному выравниванию прикуса и выравниванию зубов. Лучше всего накладывать шины в возрасте 5—6 лет, когда кости еще достаточно эластичны.

Неправильное строение нёба тоже сказывается на звукопроизношении. Узкое, высокое нёбо или низкое, плоское мешает правильной артикуляции многих звуков.

Отвислая нижняя губа или укороченная, малоподвижная верхняя затрудняют чистое произношение губных и губно-зубных звуков.

При функциональной дислалии у ребенка нет никаких дефектов артикуляционного аппарата.

Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание ребенка в семье. Родителям нравится лепет ребенка и они “сюсюкают” с ним,что надолго задерживает развитие правильного звукопроизношения. Сюда же можно отнести так называемую педагогическую запущенность, когда родители совершенно не обращают внимание на неправильное произношение звуков ребенком и не поправляют его, не развивают его речь, что тормозит не только нормальное развитие произносительных навыков, но и может задерживать общее развитие ребенка.

Иногда дислалия может возникнуть, если у ребенка появился младший братишка или сестренка, и старший начинает копировать речь младшего. В этом случае необходимо объяснить ребенку, что, наоборот, именно он, как старший, должен научить маленького правильно говорить, подать ему хороший пример. Хуже, когда у кого-либо из взрослых неясная, косноязычная или слишком быстрая речь. Такой пример может быть очёнь вреден и надо, чтобы взрослые максимально следили за своей речью.

Двуязычие в семье тоже может отразиться на звукопроизношении малыша, поскольку ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Серьёзной проблемой может стать недоразвитие фонематического слуха у ребёнка. В этом случае ему трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношение идёт очень медленно и иногда приводит к затруднённому формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата ( языка, губ, нижней челюсти), неумение ребёнка удерживать язык в правильном положении или быстро менять его положение тоже могут привести к дислалии. При снижении слуха наблюдается затруднения при дифференциации свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих согласных. Почти у половины детей, страдающих недостаточным умственным развитием, отмечается нарушение звукопроизношения.

Чаще всего при дислалии нарушается произношение свистящих(с,з,ц), шипящих(ш,ж,ч,щ) и язычных(р,л). Причём, мягкие пары согласных Р и Л, как правило, произносятся правильно.

Ринолалия (гнусавость) — это изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи.

Различают закрытую и открытую ринолалию. Первая возникает при заболеваниях носа и носоглотки, сопровождающихся нарушением носового дыхания, например, при полипах, искривлении перегородки носа, увеличении носовых раковин, аденоидах. При этом голос становится глухим, искажаются носовые звуки “м” и “н” (произносятся как “б” и “д”). Кроме того, может нарушаться произношение гласных, которое приобретает неестественный оттенок. После удаления аденоидов или исправления перегородки открывается доступ воздуха в нос и дефект, как правило, исчезает.

Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого или твердого нёба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится непонятной, с носовым оттенком.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной. Первая бывает врожденной и приобретенной. Чаще всего причиной врожденной формы бывает расщепление мягкого и твердого нёба. Приобретенная форма появляется в результате травм ротовой и носовой полости.

При органической ринолалии сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопро-изношение многих согласных. Дефекты нёбы устраняются хирургическим путем, а занятия с логопедом необходимы как до операции, так и после.

При функциональной ринолалии нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями.

Алалия (греч. отрицательная частица а- + lalia речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе. Причиной алалии является поражение или нарушение структурного развития речевых зон мозга в результате травм и заболеваний мозга, перенесенных внутриутробно или после рождения ребенка в возрасте до года, т. е. до появления речи. Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, имевших нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни (Э. Фрешельс, Ю.А. Флоренская, Н.И. Красногорский и др.).

Различают моторную и сенсорную алалию.

При моторной алалии не только отстает развитие моторики артикуляционного аппарата, когда ребенку трудно воспроизвести артикулярные движения (поднять язык вверх и удержать в таком положении, облизать губы и т. д.), но и нарушена общая моторика (дети неловко двигаются, плохо одеваются сами, не могут прыгать на одной ножке и т. п.)- Кроме того, у таких детей часто ослаблена память, им трудно концентрировать внимание, они быстро утомляются. Особенностью моторной алалии является относительное полное понимание речи, но низкая способность самостоятельных связных высказываний, ограниченность словарного запаса, затруднения в овладевании звукопроизношением и слоговой структурой слова. Речь детей-алаликов обычно малопонятна даже родителям, которые к ней привыкли. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Нужны очень длительные регулярные занятия со специалистом, без помощи которого этот дефект не преодолевается.

Поскольку дети адекватно реагируют на обращения взрослых, выполняют их простые поручения, родители очень часто запускают заболевание, мотивируя это тем, что ребенок все понимает, только не хочет говорить. Только специалист может определить, почему произошла задержка речи и какие меры необходимо предпринять, чтобы помочь ребенку.

При сенсорной алалии ребенок или совсем не понимает обращенной к нему речи, или понимает ее очень ограниченно, при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия — крайне редкое заболевание. Основным дефектом у детей является нарушение фонематического слуха, они не воспринимают «фонем родного языка. Необходимо комплексное обследование у психоневролога и логопеда.

Афазия (греч. aphasia — утрата речи) — расстройство речи, обусловленное поражением речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевого аппарата (язык, мягкое нёбо, губы, гортань). Возникает заболевание при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, нарушении мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах. Афазия часто сопровождается расстройством чтения, письма и счета. В зависимости от зоны поражения в полушариях головного мозга развиваются различные формы афазии. Различают моторную, сенсорную, семантическую, амнестическую и тотальную афазию.

Моторная афазия — затруднение или невозможность произносить слова при сохранении способности произношения отдельных звуков, слогов и понимания речи. При этом ребенок иногда может сложить из азбуки свое имя, какие-то слова, составить цифровой ряд. Довольно быстро ребенок начинает понимать, что он не такой как все, появляется неуверенность в себе, замкнутость и как следствие может наступить состояние депрессии, что плохо сказывается на развитии личности ребенка. Поэтому взрослые должны быть максимально внимательны с такими детьми.

Сенсорная афазия — нарушение понимания речи при нормальном физическом слухе (фонематическая слухота) и сохранении способности говорить. Иногда ребенок понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные. Сенсорные афазики часто бывают болтливы, но вследствие утраты контроля за речью последняя ной, наблюдается замена букв, слогов и даже целых слов. У афазиков часто распадаются навыки письма и чтения, теряется способность узнавать ранее знакомые слова, даже узнавая знакомые буквы, не понимают смысла сложенных из них слов.

Семантическая (смысловая) афазия — нарушения понимания смысла фраз, но при этом сохраняется способность говорить. Дети могут показать карандаш, ключ, но не могут показать карандашом ключ и наоборот.

Амнестическая афазия заключается в том, что ребенок забывает названия предметов. Вместо того, чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качество и значение: “то — чем едят”, “то — чем пишут”. Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы ребенок вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забудет. Тотальная афазия — это утрата способности и говорить и понимать речь. Чтение и письмо невозможны.

При всех формах необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом.

Дизартрия (греч. des +arthron — издавать нечленораздельные звуки) — нарушение артикуляции, затруднение при произношении звуков речи. Речь при этом становится невнятной (“каша во рту”), глухой, с носовым оттенком, слова произносятся с видимым напряжением и искажаются часто до неузнаваемости. Кроме этого наблюдается расстройство артикуляции звуков, нарушение голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации.

произносятся мягкие звуки, звонкие звучат глуховато, хуже всего произносятся ж, ш, р, ц, ч. Если у ребенка нормальный слух и хорошее умственное развитие, он посещает занятия у логопеда, а дома родители регулярно занимаются с ним, то все дефекты через некоторое время устраняются. Однако в процессе становления речи у некоторых детей возникает заикание, поскольку при псевдобульбарной дизартрии у детей иногда наблюдается короткое поверхностное дыхание.

2. Средняя степень дизартрии характеризуется отсутствием движения лицевых мышц, ограничением движения языка и мягкого нёба, повышенным слюноотделением, затруднением актов глотания и жевания. Следствием всего этого является тяжелый дефект произношения. Более или менее сохранными бывают только звуки п, т, м, н, к, х. Одни гласные произносятся нечетко, другие смазываются, звонкие согласные заменяются глухими, звуки в конце слова и в сочетаниях согласных часто опускаются, и в результате речь, настолько непонятная, что дети боятся говорить. Обучение таких детей проводится в специальных школах.

3. При тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии имеет место полная бездеятельность речевого аппарата и, следовательно, речь отсутствует. При нормальном умственном развитии, обучаясь в специальной школе, дети овладевают навыками письма.

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой стороне. В качестве основных признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, дефекты произношения, дефекты фонемообразования и др. Как правило, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Одной из первых установлено это явление Р. Е. Левиной и определено, как общее недоразвитие речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Заикание — расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.

Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок, начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период). Обусловлено заикание расстройством процессов высшей нервной деятельности, регулирующих функции речевых механизмов. Чаще всего заикание возникает у детей с ослабленной нервной системой в результате воздействия ряда травмирующих факторов (одномоментная или длительно действующая психическая травма, инфекционные заболевания и др.). Большую роль играют также дефекты воспитания, неровное отношение к ребенку (то его заласкивают, то непомерно ругают за малейшую провинность), конфликтные ситуации в семье и др. Иногда к заиканию приводит подражание неправильной речи родителей или кого-то из родственников.

Выделяют функциональное и органическое заикание. Органическое заикание возникает только при органических поражениях центральной нервной системы, встречается достаточно редко и может появиться в любом возрасте.

Наиболее часто встречается функциональное заикание, без каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно, как правило, внезапно, под влиянием психической травмы у легковозбудимых детей. Иногда родители излишне перегружают детей, разучивая с ними большие по объему и сложные по содержанию стихи и сказки, в которых много непонятных и трудных слов. Желая похвастаться ребенком, ему предлагают декламировать стихи всем знакомым, а он, маленький, ему половина в них непонятна, он волнуется, ведь так хочется угодить маме. Остановившись несколько раз случайно на трудном слове, он пугается, что так будет всегда и, как следствие появляется страх. В дальнейшем это вполне может привести к заиканию. Организм малыша слишком хрупок и не выдерживает непосильных нагрузок.

Однако не менее вредно для малыша, если родители так заняты своими делами, что им некогда почитать ребенку сказку, поговорить с ним, попросить пересказать прочитанное или рассказать, чем он был занят, пока мама и папа работали. Такие дети будут отставать в речевом развитии, они будут с трудом подбирать слова, запинаться, что в дальнейшем может перейти в стойкое заикание.

Очень часто взрослые, чтобы спокойно заняться своими делами, ставят ребенку мультики, и он часами смотрит их перед сном. В настоящее время выпускается такое количество страшных мультиков, что даже взрослому после их просмотра будет трудно уснуть. На неокрепшую нервную систему ребенка это действует крайне отрицательно. Дети возбуждаются, плохо спят, им снятся кошмары, днем они становятся более капризными. Это тоже является фактором, предрасполагающим к заиканию.

Иногда к такому же финалу приводит неправильное звукопроизношение. Некоторые дети так стремятся побыстрее чем-то поделиться или высказать свою мысль, что запинаются и даже забывают от волнения слова, что также может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть внезапно, а может исподволь, постепенно усиливаясь. При этом иногда ребенок вдруг начинает говорить совсем чисто, потом опять начинает заикаться. Когда малыш заболел, устал, наказан, как ему кажется несправедливо, даже просто волнуется, он заикается; в другое время он может говорить прекрасно. Ученые установили зависимость усиления заикания от времени года, погоды, условий жизни и питания.

Специалисты различают три степени заикания (легкое, среднее и тяжелое), хотя четких критериев определения степеней нет. В первом случае заикание чуть заметно и не мешает общению, при тяжелом заикании — из-за длительных судорог общение становится невозможным. По мере того, как болезнь прогрессирует, появляются дополнительные, самые разнообразные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Это может быть зажмуривание, моргание, напряжение мышц шеи, притопывание ногами и т. п. Постепенно появляется страх речи (логофобия), что еще больше усиливает заикание. Ребенок осознает

свой дефект, начинает стыдиться заикания, во время речи краснеет, потеет.

Однако все описанные симптомы и состояния весьма непостоянны, в зависимости от

обстоятельств они могут часто меняться. Один и тот же ребенок то заикается довольно сильно, то, играя с игрушками и разговаривая с ними, совсем не заикается; речь с близкими не вызывает проблем, при чужих моментально усиливается заикание.

Очень важно, чтобы родители поняли, что даже если ребенок чуть заметно заикается и происходит это очень редко, все равно необходимо немедленно обратиться к специалисту. Это первый сигнал о неблагополучии, а малейший стресс, испуг или просто усталость могут усилить заикание. Чем раньше начнется лечение, тем оно будет эффективнее. Надо провести комплексное обследование: медицинское, логопедическое и психологическое. И, конечно, надо, чтобы в семье была доброжелательная, спокойная обстановка.

При коррекции заикания используют различные упражнения для снятия мышечного тонуса, т. е. ребенка учат расслабляться, что очень важно. Если ребенок почувствует, что по его желанию мышечное напряжение ослабевает, ему будет легче говорить. В комплекс занятий входят дыхательные и голосовые упражнения, речевые упражнения на координацию слова и движения, речевые настольные игры. Все занятия проводятся под руководством логопеда.

Нарушение темпа речи

Темп речи является одним из ее выразительных средств. Не задумываясь, мы иногда специально замедляем ее, чтобы подчеркнуть важность информации, и проговариваем чуть быстрее то, что не считаем важным. Почти все дети, чуть научившись говорить, спешат чем-то поделиться и темп их речи излишне быстр. В большинстве случаев с возрастом это проходит, но иногда возникает патологическое нарушение темпа речи — тахилалия.

Тахилалия (от греч. tachus — быстрый и lalia — речь) — патологически ускоренная речь. Подвержены этому заболеванию дети нервные, возбудимые, неуравновешенные, но иногда болезнь передается по наследству. Ребенок говорит настолько быстро, что даже при правильном звукопроизношении понять его невероятно трудно. От того, что малыш очень спешит, он часто спотыкается, повторяет слоги, иногда пропускает их, искажает звуки и целые слова. Всего этого ребенок не замечает и говорит пока хватает дыхания, сопровождая речь усиленной жестикуляцией рук, а иногда и беспорядочными движениями ног и всего тела.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы. Пластичность коры головного мозга обуславливает развитие ребенка даже в тяжелых патологический условиях. Что же касается функциональных нарушений, то они обычно более легкие, по сравнению с органическими, и при создании необходимых условий и специально организованной коррекционной работе ребенок может догнать в развитии своих сверстников. Поэтому к обучению и воспитанию таких детей надо подходить с оптимистических позиций: верить в потенциальные возможности и способности ребенка преодолеть их. Таким образом, логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе 8-го вида имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальными отклонениями, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей. Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.

1.В.М.Акименко-Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д: Феникс,2008-141с.-(Сердце отдаю детям).

2.Флёрова Ж.М. – Логопедия. Серия “ Мир вашего ребёнка”.-2-е изд.,- Ростов н/Дону: Феникс, 2004.-320с.

3.В.К. Воробьёва.- Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие.- М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007-158,(2)с.-(Высшая школа)

4.И.Ефимов pro Речь. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы коррекции.- СПб.: Издательство “ДИЛЯ”,2009.-144с.

Еще по теме:

  • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
  • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
  • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
  • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
  • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
  • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
  • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
  • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]