Изменение условий контракта при его заключении

Содержание:

Можно ли внести изменения в муниципальный контракт, заключенный по итогам электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), если в аукционной документации содержится возможность изменения цены в размере 10% от цены контракта, а в контракте содержится только следующая формулировка: «изменение контракта возможно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ»?

Ответ на вопрос о правомерности изменения условий контракта при изложенных в вопросе обстоятельствах в значительной степени зависит от конкретных обстоятельств и в случае возникновения спора может быть дан только судом. Официальных разъяснений и правоприменительной практики, где бы рассматривалась аналогичная ситуация, нам обнаружить не удалось. В связи с этим в рамках данной консультации мы можем изложить лишь соображения общего характера по описанной в вопросе ситуации.
Согласно ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной части. Так, в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по предложению заказчика могут увеличиваться или уменьшаться предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. Однако, как прямо следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, такое изменение условий контракта допустимо только в том случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Иными словами, если условие о возможности изменения контракта в порядке, предусмотренном пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, было предусмотрено документацией об аукционе, как того требуют положения п. 9 ч. 1 ст. 64 данного закона, такое условие должно быть включено и в текст самого контракта. Таким образом, буквально из приведенных норм следует, что для изменения указанных в п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ условий контракта такая возможность должна быть предусмотрена и документацией о закупке, и самим контрактом (смотрите постановление АС Уральского округа от 07.02.2017 N 09-11735/16 по делу N А60-22107/2016).
В случаях, когда условия об изменении контракта, содержащиеся в документации о закупке, не соответствуют аналогичным условиям, включенным в проект контракта, антимонопольные органы приходят к выводу о несогласованности условия об изменении контракта, вводящей в заблуждение участников закупки (смотрите, например, решение УФАС по Москве от 05.09.2016 N 2-57-9738/77-16, решение УФАС по Ярославской области от 30.11.2016 N 21837/05-02(361Ж-16), решение УФАС по Москве от 26.05.2016 N 2-57-5176/77-16, решение УФАС по РТ от 10.04.2014 N 69-кз/2014, решение УФАС по Республике Калмыкия от 21.01.2016 N 08\10-05).
Положениями Закона N 44-ФЗ прямо не предусмотрено, что положения контракта о возможности изменения его условий должны содержать ссылку на конкретные нормы п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Как показывает правоприменительная практика, контролирующие органы в ряде случаев не считают нарушением включение в текст проекта контракта общих ссылок на ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Костромской области от 03.03.2017 N 12-10-12/2017, решение ФАС от 05.10.2015 N К-1265/15, решение УФАС службы по Тамбовской области от 20.07.2015).
Вместе с тем, как уже отмечено, возможность изменения контракта поставлена Законом N 44-ФЗ в зависимость от дополнительных обстоятельств, то есть обусловлена, в частности, наличием допускающих такое изменение положений в контракте. Сами по себе положения Закона N 44-ФЗ возможности изменения контракта (без соблюдения дополнительных условий) не предусматривают. В связи с этим, как нам представляется, приведенная в вопросе формулировка («изменение контракта возможно в соответствии с Законом N 44-ФЗ») не может рассматриваться как согласованное сторонами условие контракта о возможности изменения его условий. Вместе с тем, поскольку в приведенной ситуации возможность изменения условий контракта предусмотрена аукционной документацией, мы не можем исключить, что заключение сторонами дополнительного соглашения об изменении условий контракта в случае возникновения спора не будет квалифицировано в качестве нарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

28 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Изменение условий контракта в соответствии с 44-ФЗ

Заключение контракта и его исполнение — главная цель проведения любых торгов: аукционов, конкурсов, запросов котировок и других. Многие поставщики/подрядчики/исполнители считают, что этот документ незыблем и не может изменяться в течение всего его действия. На самом деле это не так. Законом предусмотрено довольно много исключений.

Изменение контракта до его заключения

До тех пор, пока контракт не подписан обеими сторонами, он считается проектом. Изменять этот документ можно на этапе подачи заявок, в соответствии с правилами внесения изменений в извещение и документацию (проект контракта является составной частью документации или извещения).

После того, как подача заявок закончена и до момента подписания контракта обеими сторонами изменять его условия категорически запрещается. Он лишь дополняется там, где это нужно, данными победителя и сведениями о поставляемом товаре/оказываемой услуге/выполняемых работах.

Изменение условий контракта после его заключения

В первую очередь стоит отметить, что все условия контракта делятся законом на существенные и несущественные. Только классификации или определений, какие их них куда относятся, нет. Единственное, чем можно руководствоваться в этом случае — статья 432 Гражданского кодекса РФ. Если следовать тому, что в ней написано, то существенным можно считать все, что должно быть включено в контракт в обязательном порядке, то есть информация, предусмотренная статьей 34 Федерального закона №44.

Что касается изменения несущественных условий контракта — закон не накладывает на них никаких ограничений. Они могут быть переиначены по согласованию заказчика и победителя закупки.

Случаи, в которых могут быть изменены существенные условия контракта, определены частями 1, 1.1 статьи 95 Федерального закона №44. Что касается части 1.1, сразу же стоит отметить что она временная и действует исключительно в течение 2015 и 2016 годов. Согласно ей можно изменять следующие пункты контракта:

  • срок исполнения контракта;
  • цена контракта;
  • цену, установленную за единицу товара/работы/услуги, если она предусмотрена контрактом;
  • количество поставляемого товара, объемы выполняемых по контракту работ или оказываемых услуг.

Порядок изменений предусмотрен Постановлением Правительства №198 от 06.03.2015 (в пользовательской среде его часто называют Правила 198).

Что касается части 1, то она предусматривает возможность изменений цены контракта в определенных случаях:

  • изменение цены, если поставщик/подрядчик/исполнитель по каким-либо причинам решил ее снизить;
  • увеличение или уменьшение объема поставляемой продукции/оказываемых услуг/выполняемых набор не более, чем на 10%. Цена в этом случае изменяется пропорционально;
  • изменение цен длительных контрактов (на срок не менее трех лет на федеральном или субъектовом уровне и на срок не менее одного года на муниципальном) в случае если они превышают предельные нормы, установленные Правительством;
  • изменение цены после принятия новых тарифов на государственном или региональном уровне;
  • если доведенные заказчику лимиты уменьшены;
  • если контакт заключен с иностранный организацией на оказание услуг на лечение граждан РФ и неожиданно объем услуг меняется.

Что нужно учитывать при изменении условий контракта

Решив изменить условия контракта, в первую очередь нужно учитывать, что такая возможность должна быть предусмотрена документацией и самим контрактом. Если такого пункта изначально включено не было, то изменять существенных условий нельзя. Исключение — изменения на Правительственном или региональном уровне, например, касающиеся тарифов, которые влекут за собой необходимость внесения изменений в контракт.

Также нужно учитывать, что все изменения возможны только по согласованию сторон и оформляются соответствующим дополнительным соглашением, которое подписывается заказчиком и поставщиком/подрядчиком/исполнителем. Односторонние действия при изменении контракта недопустимы.

В случае, если эти моменты нарушаются заказчиком, поставщик/подрядчик/исполнитель вправе отстаивать свои права в Арбитражном суде.

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст. 451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий. При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта. Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы. Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам. При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон. Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Изменение существенных условий контрактов

Главное контрольное управление города Москвы большое внимание уделяет проведению предварительного контроля соблюдения законодательства в сфере закупок. Одним из наиболее часто выявляемых на этом этапе нарушений является неправомерное изменение существенных условий контрактов.

Ксения Андреевна РОДИОНОВА,
заместитель начальника управления контроля в сфере закупок Главного контрольного управления города Москвы — начальник отдела предварительного контроля

Зачастую заказчики неправильно трактуют положения Закона № 44‑ФЗ о контрактной системе и вносят изменения в контракты, игнорируя установленные ограничения. Основной проблемой при реализации права заказчика на изменение условий контракта служит размытое толкование понятия «существенные условия контракта».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 указанного закона.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Данное положение относится к общему праву, тогда как взаимоотношения заказчиков и поставщиков при обеспечении государственных и муниципальных нужд регулируются Законом № 44‑ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Важно

Все условия, объявленные на торгах, являются для заказчика и поставщика существенными: предмет контракта, сроки поставки, объем закупки, сроки действия, порядок оплаты и т. д.

Изменение объемов

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ изменение существенных условий контракта возможно, если по предложению заказчика увеличиваются или уменьшаются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон с учетом положений бюджетного законодательства РФ допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Что касается подрядных работ, то при их выполнении возможно увеличение или уменьшение объема работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. Данная позиция согласуется с позицией Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 25 октября 2016 года № Д28и-2765). При этом следует помнить, что общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10%.

Изменение сроков действия

Отдельно стоит рассмотреть такое существенное условие контракта, как срок его действия. Московские заказчики при осуществлении закупок руководствуются в том числе постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 года № 67-ПП «О системе закупок города Москвы». Данным постановлением утверждены требования к структуре и разделам контракта.

Согласно пункту 2.9 указанных требований срок действия контракта ограничен датой 31 декабря года, в котором согласно условиям контракта должны быть произведены поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом есть исключение — срок действия контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, осуществляемых в рамках адресной инвестиционной программы города Москвы, устанавливается заказчиком и может быть продлен, но не более чем на 18 месяцев. Таким образом, данное условие по сроку действия контракта выполняется при формировании проекта контракта, утверждении закупочной документации.

Нарушение

Заказчики зачастую увеличивают цену контракта в пределах 10% либо без изменения объема товаров, работ, услуг, либо непропорционально цене за единицу. Кроме того, при определении дополнительного объема товаров, работ, услуг нередко изменяется цена за единицу товара, работы, услуги, что является нарушением части 2 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ.

Московские заказчики в целях оплаты выполненных работ в период действия контрактов руководствуются постановлением Правительства Москвы от 22 сентября 2009 года № 1018-ПП «Об утверждении Порядка санкционирования финансовыми органами города Москвы оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета города Москвы и администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и ведения лицевых счетов для учета операций исполнения бюджета города Москвы по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета». Частью 4.6.3 указанного постановления установлена возможность заказчика без продления срока действия контракта оплатить выполненные работы, поставленный товар, оказанные услуги на основании представленных в финансовый орган акта выверки задолженности, подписанного сторонами по контракту, и документов, подтверждающих факт выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в период действия контракта обязательств по контракту, срок действия по которому истек.

Таким образом, данная схема исполнения контракта с фиксированным сроком действия позволяет избежать бесконечного его продления с целью фактического удлинения сроков исполнения и затягивания осуществления закупки в целом, что негативно может сказаться на эффективности осуществления заказчиком своих полномочий.

Нарушение

В ходе осуществления предварительного контроля выявляются случаи, когда заказчики продлевают сроки действия контрактов, ссылаясь на необходимость выполнения обязательств в части оплаты выполненных работ. Вместе с тем положение контракта об обязанности оплаты выполненных работ не требует внесения изменений в контракт в части сроков его действия.

Антикризисные меры

В соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ в 2015 и 2016 годах допускалось изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах. Данная норма закона принята для того, чтобы минимизировать риски неисполнения государственного заказа вследствие экономического кризиса 2014 года и введения санкций против России. Для реализации указанной нормы закона Правительство РФ разработало Правила изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 года № 191.

Согласно правилам изменение цены контракта (единицы), сроков исполнения, объема закупки возможно только в следующих случаях:

  • по независящим от сторон обстоятельствам завершение контракта невозможно без изменения его существенных условий;
  • предметом контракта является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
  • предмет контракта включен в перечень, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • срок исполнения составляет свыше шести месяцев;
  • цена контракта более 3 миллионов рублей;
  • валюта контракта — российский рубль.

Из буквального толкования указанных правил следует, что причинами неисполнения государственных контрактов без изменения их существенных условий является исключительно тяжелое экономическое положение поставщика (подрядчика, исполнителя), вызванное удорожанием импортного оборудования, ограничением доступа на российский рынок определенных товаров (работ, услуг) и т. д.

Но порой заказчики обосновывают внесение изменений в действующие контракты отнюдь не кризисными явлениями. Так, основными причинами продления сроков исполнения обязательств заказчики указывают: невозможность выполнения работ в зимнее время, позднее получение заключения Мосгосэкспертизы на проектную документацию, изменение конструктивных особенностей объектов строительства в процессе производства работ и т. д.

Определяем улучшенные качества товара

Согласно части 7 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Как же определить эти улучшенные качества?

Начнем с того, что при подготовке документации к торгам заказчик в соответствии со статьей 33 Закона № 44‑ФЗ описывает все требуемые характеристики объекта закупки. Таким образом, при принятии решения о замене поставляемого товара целесообразно руководствоваться указанными характеристиками. Подтверждением же улучшенных характеристик должны стать технические паспорта закупаемого оборудования, удостоверения и прочие устанавливающие документы. На основании данных документов заказчик составляет сравнительную спецификацию с указанными характеристиками и направляет ее вместе с дополнительным соглашением на регистрацию в ЕИС.

При изменении цены контракта по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 года № 191, объем товаров, работ, услуг можно только уменьшить, согласовав при этом новые условия исполнения контракта.

При невозможности сравнить поставляемые товары (работы, услуги) предлагается прописывать в самом проекте контракта условия о том, что конкретно будет являться улучшенной характеристикой товара (работы, услуги). При этом следует отметить, что изменение технических и функциональных характеристик объекта закупки возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). Новые характеристики объекта закупки должны соответствовать извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации о закупке. Данные меры позволят повысить прозрачность осуществления закупок и снимут риски обращения в контрольные органы в сфере закупок.

Возможно ли изменение существенных условий контракта при его исполнении?

Каким образом внести изменения в техническое задание к муниципальному контракту, заключенному на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, который находится на исполнении?

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Также ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Перечень таких случаев является исчерпывающим.

Поскольку понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено, за разъяснениями этого понятия следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на нормах которого в том числе основывается этот Закон (п. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При этом, исходя из п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, к числу условий контракта, которые должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки, относится условие о месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Соответственно, это условие следует отнести к существенным, как указанное в законе, в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Ни ч. 18 ст. 34, ни ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие условия для изменения условий контракта, не предусматривают возможности изменения условия о месте оказания услуг.

При этом следует обратить внимание, что из вышеуказанных норм одновременно следует, что к числу существенных условий, безусловно, относится условие о количестве товара, объеме выполняемых работ, оказываемых услуг. И возможности изменения объема оказываемых услуг в описанной ситуации также не предусмотрено.

Вместе с тем сказанное вовсе не означает, а из приведенных норм не следует, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен исполняться с соблюдением всех условий в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон № 44-ФЗ такого требования не содержит и, очевидно, содержать не может, поскольку подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона № 44-ФЗ).

В подобных случаях запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Одним из наиболее очевидных является расторжение контракта по соглашению сторон. Часть 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение договора.

Заметим, что именно такие разъяснения были даны в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, устанавливавшим аналогичные, по сути, ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос № 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 № 42-7.4-05/8.5-305).

В заключение отметим, что правоприменительная практика, которая бы касалась заданного Вами вопроса, несмотря на все усилия, нами не найдена, а положения Закона № 44-ФЗ и иных нормативных актов не содержат универсального решения проблемы приведенной ситуации. В рамках данной консультации мы можем высказать лишь собственное мнение по описанной в вопросе проблеме. За разъяснениями считаем целесообразным обратиться в ФАС России (п. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331) и Минфин России (п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728, пп. 5.2.29.6 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Ответ подготовил: Серков Аркадий, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Еще по теме:

  • Поставщик не подписывает соглашение о расторжении Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44) В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — […]
  • Дополнительное соглашение на уменьшение цены контракта по 44 фз Дополнительное соглашение к контракту по 44-ФЗ + образец Иногда контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ, требуют корректировки. Делается это по взаимному согласию обеих сторон. Оформить такие поправки необходимо при помощи грамотно […]
  • Днк тест на отцовство цена в москве цена Контакты ДНК-центра: В Москве: 3 ноября - с 10 до 16, 4 ноября - выходной, 5 ноября - с 10 до 16. ДНК-центр на Фадеева ул. Фадеева, д.7, строение 1, г. Москва 125047 м. Новослободская - 5 мин. пешком, м. Маяковская - 6 мин. пешком График […]
  • Аренда без разрешения на ввод в эксплуатацию Административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается […]
  • Продажа авто в украине после дтп обмен Авто без растаможки: Штрафы и ответственность в Украине В последнее время на дорогах Киева и других городов Украины все чаще стали встречаться автомобили с европейскими номерами - латвийскими, польскими словацкими. Редакция ДЕНЬГИ.ua […]
  • Тропарёво никулино мировой суд Мировые судьи (Никулинский суд), Тропарево-Никулино, с/у 187, 188 Судебный участок мирового судьи №187 Телефон для справок: 8 (495) 735-60-50 Телефон судебного участка: 8 (495) 735-63-64 E-mail: [email protected] Режим работы: […]
  • Гомельский детский дом малютки усыновление Гомельский детский дом Гомельский детский дом открыт в декабре 1968 года, как Гомельский дошкольный детский дом. В целях формирования и закрепления родственных чувств и отношений между братьями и сестрами в феврале 1994 года детский дом […]
  • Федеральный закон 181-фз статья 23 Регулирование труда инвалидов Инвалид - человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Это приводит к ограничению жизнедеятельности и вызывает необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального […]