Градостроительный кодекс российской федерации статья 49 часть 1

Содержание:

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ в наименование статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2.1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, государственная экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 3 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 3.1, вступающей в силу с 1 января 2006 г.

3.1. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 3.2, вступающей в силу с 1 января 2006 г.

3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на государственную экспертизу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ часть 4 статьи 49 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

См. Временное положение о распределении полномочий по государственной экспертизе проектной документации на строительство объектов в Главгосэкспертизе России, утвержденное распоряжением Главгосэкспертизы РФ от 5 апреля 2007 г. N 34-р

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в часть 4.1 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, определены иные федеральные органы исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ в часть 5 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

5. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности см. приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ в часть 6 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 6.1

6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 6.2

6.2. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 75-ФЗ статья 49 настоящего Кодекса дополнена частью 6.3

6.3. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ в часть7 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ часть 8 статьи 49 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

8. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на государственную экспертизу, являются:

1) отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса;

2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса;

3) отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления на государственную экспертизу проектной документации);

4) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса;

5) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

6) направление на государственную экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи;

7) направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в орган исполнительной власти, государственное учреждение, если в соответствии с настоящим Кодексом проведение государственной экспертизы таких проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется иным органом исполнительной власти, иным государственным учреждением;

8) направление не подлежащих государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ в часть 9 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения

9. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий см. приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 188

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ часть 10 статьи 49 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.

10. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ в часть 11 статьи 49 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 49 Градостроительного кодекса РФ

Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ (далее – Закон) внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, касающиеся:

Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.11.2011. Часть изменений вступила в силу 29 ноября 2011 г., часть изменений вступает в силу в иные сроки: с 1 апреля 2012 г., с 1 января или с 1 июля 2013 г.

Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

>>> Государственная и негосударственная экспертиза

Изменения в области проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Согласно изменениям у застройщика или технического заказчика появилась возможность выбора между направлением проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную или на негосударственную экспертизу (ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ). Соответственно, в случаях, когда проведение экспертизы является обязательным (ч.1 ст.49 кодекса), при утверждении проектной документации имеет силу положительное заключение как государственной, так и негосударственной экспертизы проектной документации.

Однако в отношении значительной части объектов сохранилось требование об обязательном проведении государственной экспертизы (ч.3.4 ст.49 кодекса). В частности, это касается проектной документации и результатов инженерных изысканий особо опасных, технически сложных, уникальных объектов; объектов обороны и безопасности; объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ; объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности и др.

Отметим, что указанный перечень объектов является открытым и в любой момент может быть дополнен Правительством РФ.

>>> Порядок проведения экспертизы

В связи с внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ до 1 апреля 2012 г. должны быть приняты соответствующие постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок организации и проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы (ч.17 Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ).

Сокращен максимальный срок проведения государственной экспертизы с трех месяцев до шестидесяти дней (ч.7 ст.49 кодекса). При этом максимальный срок проведения негосударственной экспертизы проектной документации кодексом не установлен.

>>> Обжалование заключения экспертизы в экспертной комиссии

Как и в действующей редакции, новой редакцией предусмотрена возможность застройщика или технического заказчика оспорить отрицательное заключение экспертизы в судебном порядке (ч.10 ст.49 кодекса). Однако теперь появился также новый механизм.

В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной Минрегионом России (ч.12 ст.49 кодекса).

Интересно отметить, что здесь говорится о возможности оспорить не только отрицательное заключение экспертизы, а заключение как таковое.

>>> Проведение экспертизы в случае отсутствия требования об ее проведении

В настоящее время направление на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не подлежащих государственной экспертизе, является одним из оснований для отказа в их принятии (ч.8 ст.49 кодекса).

Согласно изменениям (ч.3 ст.49 кодекса) застройщик или технический заказчик получили право направить по собственной инициативе такие проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу.

>>> Лица, имеющие право на проведение негосударственной экспертизы

Негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий имеют право проводить юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч.1 ст.50 кодекса).

Аккредитация осуществляется Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) (ч.4 ст.50). По итогам аккредитации юридическому лицу выдается свидетельство об аккредитации (ч.4 ст.50).

Помимо аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы, работники такого юридического лица, осуществляющие подготовку заключений негосударственной экспертизы, должны пройти аттестацию в соответствии с требованиями ст.49.1 Градостроительного кодекса РФ, а также в порядке, установленном Правительством РФ (ч.6 ст.49.1). Требование об аттестации также распространяется на экспертов, осуществляющих подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Подробнее об экспертизе.

Эксплуатация зданий, сооружений

Градостроительный кодекс РФ дополнен положениями об эксплуатации зданий, сооружений (в том числе новой главой 6.2), вступающими в силу с 1 января 2013 г.

Как указано в пояснительной записке, большая доля обрушений и повреждений зданий и сооружений относится к стадии эксплуатации (см. пояснительную записку к законопроекту). Вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствовали общие требования к эксплуатации зданий и сооружений в необходимом объеме.

>>>Новый раздел проектной документации и правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений

Проектная документация объектов капитального строительства дополнена разделом «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» (п.10.1 ч.12 ст.48 кодекса, уже вступил в силу).

Согласно ч.6 ст.17 федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ до 1 января 2013 г. собственники зданий, сооружений, за исключением собственников зданий, сооружений, для строительства, реконструкции которых не требуются разработка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, обеспечивают разработку правил безопасной эксплуатации зданий, сооружений в случае, если в отношении таких зданий, сооружений отсутствует вышеуказанный раздел проектной документации (если иное не предусмотрено федеральным законом).

Здесь же приведены требования к содержанию указанных правил. Типовые правила обеспечения безопасной эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений утверждаются Минрегионом России (ч.7 ст.17). При этом срок принятия Минрегионом России типовых правил рассматриваемым законом не установлен.

>>>Новая глава Градостроительного кодекса РФ, посвященная эксплуатации зданий, сооружений

В новой главе 6.2 кодекса установлены требования к эксплуатации зданий и сооружений (ст. 55.24); обязанности лица, ответственного за эксплуатацию (ст.55.25); порядок приостановления и прекращения эксплуатации (ст.55.26).

По общему правилу эксплуатация допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является (ч.1 ст.55.25):

  • собственник здания, сооружения,
  • лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании в случае, если установлена ответственность такого лица за эксплуатацию;
  • привлекаемое вышеуказанными лицами на основании договора физическое или юридическое лицо.

Лицо, ответственное за эксплуатацию, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения (ч.5, ч.6 ст.55.25 кодекса), а также извещать о каждом случае возникновения аварийных ситуаций в здании, сооружении органы власти и собственников или иных законных владельцев здания, сооружения (ч.7 ст.55.25).

В процессе эксплуатации предусмотрено осуществление технического обслуживания, эксплуатационного контроля, текущего ремонта (ч.6 ст.55.24).

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию. В ч.7 ст.55.24 кодекса раскрывается, что он в себя включает. В ч.8 ст.55.24 содержатся положения о техническом обслуживании, текущем ремонте зданий, сооружений, а также о надлежащего техническом состояния таких объектов.

Требования к эксплуатации отдельных видов объектов могут устанавливаться другими федеральными законами.

Определены полномочия органов власти, касающиеся осуществления контроля (надзора), а также случаев поступления заявлений о нарушении требований к эксплуатации, о возникновении аварийных ситуаций или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений.

Предусмотрено приостановление эксплуатации зданий, сооружений в случае нарушения требований технических регламентов, проектной документации.

Эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Возмещение вреда

с 1 июля 2013 года в новой редакции будет изложена ст.60 Градостроительного кодекса РФ, касающаяся возмещения вреда.

Действующая редакция регулирует вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Отметим два момента. Во-первых, процесс установления конкретного вида работ, в результате осуществления которых причинен вред, а также их исполнителя является длительным и сложным для потерпевшего (см. также пояснительную записку).

Во-вторых, действующая редакция статьи не предусматривает специального регулирования по вопросу возмещения вреда, причиненного вследствие неправильной эксплуатации зданий и сооружений.

Согласно пояснительной записке такой подход не является эффективным, т.к. не обеспечивает в должной мере заинтересованности собственника в повышении безопасности зданий и сооружений.

>>> Основания возмещения вреда

В связи с этим в новой редакции изменен подход к указанию оснований возмещения вреда. Возмещается вред, причиненный вследствие:

  • разрушения, повреждения объекта капитального строительства (в том числе объекта незавершенного строительства);
  • нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства;
  • нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

В приведенной норме акцент сделан только на трех случаях возмещения вреда. С одной стороны норма сформулирована более конкретно и узко. Она, например, не охватывает случаи возмещения вреда, причиненного непосредственного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям еще до начала строительства. С другой стороны, теперь в кодексе предусмотрено возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения требований по эксплуатации, которое не предусматривалось ранее.

Уточнено, что возмещается вред, причиненный личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица. Государственное и муниципальное имущество отдельно не выделяется.

>>> Лицо, ответственное за возмещение вреда

В отличие от действующей редакции ответственность по возмещению вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения (их части), нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения по общему правилу возложена на собственника объекта капитального строительства, а не на лиц, выполнявших работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству.

Также новым является положение о выплате компенсаций (установлены их суммы) сверх возмещения вреда в случаях смерти потерпевшего, причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью.

В случае если вред был причинен в период действия концессионного соглашения, то возмещение вреда и выплата компенсаций сверх возмещения вреда по общему правилу осуществляется концессионером, если иное не предусмотрено соглашением.

В отношении объекта незавершенного строительства возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда по общему правилу осуществляются застройщиком или техническим заказчиком, если соответствующим договором предусмотрена такая обязанность технического заказчика.

В случае, если застрахована гражданская ответственность указанных лиц, то они возмещают вред в части, не покрытой страховыми возмещениями, и в случае, если это предусмотрено федеральным законом, компенсационными выплатами профессионального объединения страховщиков.

Согласно пояснительной записке указанные изменения призваны стимулировать собственников зданий и сооружений, а также застройщиков, технических заказчиков и концессионеров соблюдать повышенные требования к качеству и безопасности зданий и сооружений, в том числе при их эксплуатации, закладывать повышенные требования к разработке проектной документации, тщательно отбирать лиц, выполняющих конкретные виды работы, разрабатывать новые стандарты, чтобы не допустить причинения вреда, и, следовательно, наступления ответственности.

Вред не возмещается указанными выше лицами, если будет доказано, что разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

На наш взгляд в категорию третьих лиц, наряду с иными, входят также лица, указанные в ч.5 ст.60 кодекса: изыскатели, проектировщики, строители, организация, проводившая экспертизу и др.

>>>Право обратного требования к лицам, в результате действий которых был причинен вред

Собственник здания, сооружения, концессионер, застройщик, технический заказчик, которые возместили причиненный вред и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к:

  1. лицу, выполнившему соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вследствие недостатков которых причинен вред;
  2. СРО или Национальному объединению СРО (в случае исключения сведений о СРО из государственного реестра);
  3. организации, которая провела экспертизу, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий или проектной документации требованиям технических регламентов (и (или) результатам инженерных изысканий) и имеется положительное заключение экспертизы;
  4. Российской Федерации или субъекту РФ, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

Указанные лица несут солидарную ответственность перед собственником здания, сооружения, концессионером, застройщиком, техническим заказчиком. В норме не указано право обратного требования (регресса) страховой организации к перечисленным лицам.

Собственник здания, сооружения, концессионер также имеют право обратного требования (регресса) к лицу, выполнившему в период эксплуатации здания, сооружения соответствующие работы по содержанию и (или) обслуживанию здания, сооружения, вследствие недостатков которых причинен вред, в размере возмещения вреда и выплаты компенсации.

Рассмотрим ситуацию, когда вред причинен в результате недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту здания или сооружения и не является следствием непреодолимой силы. В соответствии с изменениями у собственника, застройщика, технического заказчика или концессионера будет два варианта действия:

  • возместить причиненный вред, выплатить необходимые компенсации и обратиться с регрессным требованием к лицам, указанным в ч.5 ст.60 кодекса;
  • не возмещать вред и не выплачивать компенсации, доказав, что вред причинен действиями третьих лиц, указанных в ч.5 ст.60 кодекса (следует из ч.1 ст.60).

Таким образом, даже в случае отказа собственника, застройщика, технического заказчика или концессионера возместить вред, на них (а не на потерпевших) ложится бремя доказывания причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями третьих лиц.

В ч.9 ст.60 кодекса рассмотрен порядок возмещения вреда, когда число собственников здания, сооружения составляет два и более.

>>>Возмещение вреда вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, нарушения требований к его эксплуатации

Важно отметить, что приведенные положения ч.ч. 1 — 9 ст.60 не распространяются на случаи причинения вреда вследствие разрушения, повреждения многоквартирного дома, части такого дома, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации такого дома (ч.10 ст.60).

Учитывая, что положение ч.3 ст.60 кодекса касается возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения требований безопасности при строительстве здания, сооружения (а не разрушения, повреждения многоквартирного дома, нарушения требований по эксплуатации), на наш взгляд данное положение распространяется на случаи возмещения вреда, причиненного при строительстве многоквартирного дома (как объекта незавершенного строительства).

Согласно пояснительной записке особый порядок возмещения вреда в отношении многоквартирного дома обусловлен спецификой такого объекта, в частности наличием большого количества граждан — собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не обладают специальными знаниями и возможностями в части оценки состояния многоквартирного дома и прогнозирования возможных аварийных ситуаций.

Возмещение вреда в указанном случае осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. В случае, если указанный вред причинен вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, солидарно с лицом, выполнившим работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, ответственность несут:

  • СРО или Национальное объединение СРО (если сведения о СРО исключены из государственного реестра);
  • организации, которая провела экспертизу, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий или проектной документации требованиям технических регламентов (и (или) результатам инженерных изысканий) и имеется положительное заключение экспертизы;
  • Российская Федерация или субъект РФ, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора.

>>>Ответственность СРО

Внесены также важные изменения, касающиеся ответственности СРО. СРО в пределах средств компенсационного фонда будет нести не субсидиарную (как в настоящее время), а солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

Уточнен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст.48.1 кодекса). Изменения вступили в силу с 29.11.2011.

В частности из перечня исключены:

  • особо опасные объекты, на которых используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;
  • уникальные объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрено наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Ограничено количество уникальных объектов по признаку заглубления подземной части. По данному признаку уникальными будут считаться такие объекты, заглубление подземной части которых (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Ранее – более чем на 10 метров.

Необходимо отметить, что разграничены категории «уникальных» и «особо опасных и технически сложных объектов». Объект может относиться только к одной из двух указанных категорий. Характеристики уникальности применяются как дополнительные. Если объект обладает признаками особо опасного, технически сложного и уникального объекта, то он будет считаться особо опасным и технически сложным.

С 29.11.2011 проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством РФ, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по противодействию терроризму (ч.14 ст.48).

О техническом заказчике

Согласно изменениям вместо «заказчика» в Градостроительном кодексе РФ теперь используется понятие «технический заказчик». При этом в п.22 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дано определение указанному понятию.

Технический заказчик — физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.

Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

Отметим, что определение дано впервые. Ранее в кодексе отсутствовало определение «заказчика», хотя определение «застройщика» содержится в п.16 ст.1 с момента вступления в силу Градостроительного кодекса РФ.

Подводя итоги, отметим следующее.

1. С 1 апреля 2012 г. заключения государственной и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации для ряда объектов будут иметь одинаковую юридическую силу.

Однако в отношении значительной части объектов (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты; объекты обороны и безопасности; объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на отдельных территориях, и др.) сохраняется требование об обязательном проведении государственной экспертизы.

Реализация на практике изменений в области негосударственной экспертизы станет возможной после принятия Правительством РФ и Минрегионом России необходимых правовых актов в развитие положений Градостроительного кодекса РФ. В настоящее время Минрегионом России подготовлены некоторые проекты в области экспертизы.

2. С 1 января 2013 г. вступят в силу положения, касающиеся эксплуатации зданий и сооружений. Наряду с требованиями к изысканиям, проектированию и строительству требования к эксплуатации являются ключевыми для предотвращения повреждения и разрушения зданий и сооружений.

Согласно изменениям проектная документация объектов капитального строительства дополнена разделом «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» (данное положение в отличие от остальных уже вступило в силу). В случае отсутствия такого раздела собственники зданий, сооружений должны к 1 января 2013 г. разработать правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений (законом предусмотрены определенные исключения). Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ установлены общие требования к таким правилам.

Законом предусмотрена разработка типовых правил Минрегионом России, однако срок разработки не установлен.

Определены также требования к эксплуатации зданий, сооружений; обязанности лица, ответственного за эксплуатацию; порядок приостановления и прекращения эксплуатации.

3. С 1 июля 2013 года в новой редакции будет изложена ст.60 Градостроительного кодекса РФ, касающаяся возмещения вреда.

Согласно новой редакции возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения по общему правилу будет возложено на собственника здания или сооружения, концессионера (если вред причинен в период действия концессионного соглашения) или застройщика, технического заказчика (в отношении объекта незавершенного строительства).

Новым также является положение о выплате компенсации сверх возмещения вреда в случае смерти потерпевшего, причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью, установлены суммы такой компенсации.

Указанные выше лица должны будут либо возместить вред и выплатить компенсацию потерпевшим, либо доказать, что вред причинен вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Таким образом, если собственник отказывается возместить вред потерпевшим, на него возложено бремя доказывания того, что вред причинен действиями иных лиц. Соответственно бремя доказывания снято с потерпевшего.

Определены лица, к которым собственник, концессионер, застройщик или технический заказчик имеют право обратиться с регрессным требованиям после возмещения вреда и выплаты компенсации потерпевшим. Данные лица несут солидарную ответственность перед собственником и др.

4. В настоящее время СРО несут субсидиарную ответственность в отношении вреда, причиненного вследствие недостатков работ членов СРО. С 1 июля 2013 г. предусмотрена солидарная ответственность СРО и ее членов за причиненный вред.

5. Уточнен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст.48.1 кодекса). Изменения вступили в силу с 29.11.2011.

Еще по теме:

  • Конституционное право субъектов рф с Конституционно-правовые признаки субъекта Российской Федерации Конституция РФ к субъектам Федерации относит следующие государственные образования: республики, автономную область, автономные округа, края, области, города федерального […]
  • Статья 1312 коап рф Комментарий к статье 13.12 КОАП РФ. Нарушение правил защиты информации Комментируемая статья содержит пять смежных составов административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил защиты информации. Порядок лицензирования […]
  • Задать фото вопрос врачу онлайн Задать вопрос врачу онлайн Как правило, чтобы получить консультацию врача, нужно потратить немало времени: подобрать клинику, специалиста, потратить время на дорогу, регистратуру и т.д. Сервис Qapsula позволяет Вам задать вопрос врачу в […]
  • Над кем устанавливается опека и попечительство Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в статью 145 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в […]
  • Цао дома под снос Реновация пятиэтажек в ЦАО Количество домов по реновации в ЦАО составило 75. Наибольшее количество ветхих зданий, возведенных еще в середине прошлого века, будет ликвидировано в районе Пресненский. Меньше всего снесенных пятиэтажек будет […]
  • Договор займа в белоруссии Информация: Договор займа Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, утвержденная постановлением Министерства […]
  • Заявление в суд на разъяснение решения суда Образец заявления о разъяснении решения суда Согласно части 1 статьи 221 ГПК Украины если решение суда непонятно для лиц, участвующих в деле, или для государственного исполнителя, суд по их заявлению постановляет определение, в котором […]
  • Продажа дачного участка в томске Дачи в Томске (продажа) водопровод, электричествоэтажей 1, бревно, 00 г, туалет на улице водопровод, электричествоэтажей 1, шлакоблок, 1980 г отопление, водопровод, канализация, электричествоэтажей 2, Кирпич, 2015 г, туалет в […]