Государственный и муниципальный долг его структура методы управления

Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.

Государственный долг — это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В объем государственного внутреннего долга (в валюте РФ) относятся:

— долг по ценным бумагам в валюте РФ;

— долг по кредитам в валюте РФ;

— долг по бюджетным кредитам;

— объем обязательств по государственным гарантиям.

В объем внешнего долга включается:

— долг по государственным ценным бумагам номинированный в иностранной валюте;

— долг по кредитам в иностранной валюте;

-сумма обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг — это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ — обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований),принятых на себя муниципальным образованием гарантий (поручительств), а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Для муниципального образования формируется только внутренний долг. Государственные и муниципальные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) для федерального и регионального уровня, и от 5 до 10 лет для муниципального. Также в зависимости от типа кредитора (резиденты м нерезиденты) разделяются на внешний и внутренний долг. По типу заемщика в РФ различают гос. долг РФ, гос. долг субъекта РФ и муниципальный долг (совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Управление государственным и муниципальным долгом осуществляют соответственно Министерство финансов, исполнительные органы субъекта РФ и администрация муниципального образования. Обслуживание долга означает выплату доходов по ценным бумагам, своевременную оплату процентов и погашение суммы основного долга по кредитам.

Управление гос. долгом может быть выражен несколькими видами:

1. дефолт – временный отказ гос-ва от выплаты гос. долга.

2. рефинансирование – погашение части гос. долга за счет вновь привлеченных ср-в.

3. реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающих другие условия обслуживания и погашения обязательств.

4. конверсия – изменение доходности займа.

5. консолидация – объединение ранее выпущенных займов в новый займ с более длит. сроком погашения.

6. новация – замена одних обязательств между двумя сторонами по договору на другие обязательства между ними же.

7. отсрочка – консолидация при одновременном отказе гос-ва от выплаты дохода по займам в объявленные сроки.

Государственный и муниципальный долг —долговые обязательства государства и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным и муниципальным гарантиям.

В составе государственного и муниципального долга учитываются следующие обязательства:

· основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;

· объем основного долга по кредитам;

· объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

· объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям.

Классификация государственного и муниципального долга:

По валюте, в которой выражены долговые обязательства, различают:

· внешний долг иностранная валюта;

· внутренний долг:

¾ долговые обязательства — валюта РФ (рубль).

¾ целевые долговые обязательства — условная денежная единица учета долговых обязательств (долговой рубль — дор).

Международная классификация государственных долгов определяет внутренний долг как совокупность обязательств перед резидентами, внешний — перед нерезидентами.

Целевые долговые обязательства — это государственный долг РФ, образовавшийся в результате принятия РФ на себя обязанности восстановить сбережения граждан в виде:

· вкладов в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г.;

· вкладов в организации государственного страхования в период до 1 января 1992 г.;

· вкладов в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.

Номинал целевых долговых обязательств выражается в условных денежных единицах — долговых рублях (дорах): 1 дор равен 1 рублю указанных выше сбережений граждан. Для перевода долгового рубля в валюту РФ определяется коэффициент изменения стоимости необходимого социального набора товаров и услуг. Количество рублей РФ в одном доре равно коэффициенту увеличения стоимости необходимого социального набора по сравнению с 1990 г.

По сроку погашения долговые обязательства могут быть:

· краткосрочными (до одного года);

· среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);

· долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Муниципальные образования не могут выпускать долговые обязательства сроком более 10 лет.

По уровню бюджетной системы можно выделить:

· государственный долг РФ;

· государственный долг субъекта РФ;

Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий и порядок их регулирования государственными органами и органами местного самоуправления по выпуску и размещению долговых обязательств, по организации выплаты доходов по ним, по изменению условий и сроков ранее выпущенных долговых обязательств и их погашению с целью оптимизации объема и условий долга и минимизации расходов на его обслуживание.

В процессе управления государственным и муниципальным долгом преследуются следующие цели:

· минимизация расходов на обслуживание долга;

· обеспечение своевременности погашения долговых обязательств;

· обеспечение стабильности рынка долговых обязательств государства и муниципалитета;

· обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы:

· оптимизация объема заимствований;

· оптимизация сроков заимствований;

· оптимизация условий выплат процентов и основного долга.

Основными методами управления государственным долгом являются:

· досрочный выкуп — при согласии кредитора (если предусмотрено договором — и без его согласия) с целью избежать будущих расходов на обслуживание долга);

· рефинансирование — погашение долга за счет средств от новых заимствований;

· новация — замена одного обязательства другим с согласия кредитора;

· реструктуризацияизменение срока, доходности, объема долга:

¾ конверсия — изменение доходности долга;

¾ пролонгация — увеличение срока погашения долга без дополнительных условий;

¾ отсрочка — увеличение срока погашения долга с дополнительными условиями (обеспечение, выше доходность);

¾ капитализация процентов — замена выплаты процентов увеличением объема долга;

· погашение долга активамидля уменьшения долга при недостатке денежных средств погашение происходит акциями, недвижимостью и др.;

· унификация — приведение нескольких видов обязательств с разными условиями к одному, с целью удобства обслуживания;

¾ консолидация — объединение долгов с разными сроками погашения в один;

· дефолт — приостановка выплат по долгу без отказа от своих обязательств;

· аннулирование — отказ от обязательств в одностороннем порядке;

· списание — уменьшение объема долга с согласия кредитора;

· установление предельных целевых ориентиров — определение в законодательном порядке целевого ориентира для органов, осуществляющих управление долгом (предельный размер долга, предельный объем расходов на обслуживание и погашение долга).

Предельные целевые ориентиры, устанавливаемые в РФ законами о бюджетах:

· Предельный объем государственного внутреннего долга РФ на конец года.

· Предельный объем государственного внешнего долга РФ на конец года.

· Пределы внешних заимствований РФ в очередном году.

· Верхний предел долга субъекта Российской Федерации на конец года (не выше объема доходов бюджета без учета финансовой помощи).

· Верхний предел муниципального долга на конец года (не выше объема доходов бюджета без учета финансовой помощи).

· Размер дефицита федерального бюджета (не больше объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга).

· Размер дефицита бюджета субъекта РФ (не больше 15% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи + размер доходов от продажи имущества).

· Размер дефицита местного бюджета (не больше 15% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи + размер доходов от продажи имущества).

· Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга РФ.

· Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ.

· Расходы на обслуживание государственного долга субъекта РФ (не выше 15% расходов бюджета).

· Расходы на обслуживание муниципального долга (не выше 15% расходов бюджета).

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

18. Государственный и муниципальный финансовый контроль: содержание, задачи, формы, методы.

Финансовый контроль – регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля

Задачи финансового контроля:

· Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов н/х;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутренних резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также ведению БУ и отчетности;

· обеспечения соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;

· содействия высокой отдачи от внешнеэкономической деятельности, в т. ч. по валютным операциям.

· Правильность формирования и исполнения бюджета и государственных внебюджетных фондов;

· Проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления;

· Проверка законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;

· Контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;

· Правильность ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности

Формы финансового контроля :

а) предварительный контроль осуществляется на стадии смет доходов и расходов, проектов бюджета, учредительных документов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений, т.е. предшествует хозяйственной деятельности;

б) текущий контроль в процессе выполнения финансовых планов, в ходе хозяйственной деятельности. Проверяются нормы и нормативы расходования товароматериальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению плана или выпуска готовой продукции, использование ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятия в целях выявления

полноты и своевременности расчетов с бюджетом;

в) последующий контрольпосле завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяются целесообразность расходования государственных денежных средств или исполнения бюджета, выполнения финансовых планов, смет учреждений. Оценка проведенных мероприятий по результатам анализа использования материальных, трудовых и финансовых

ресурсов, законности совершаемых хозяйственных операций, проверки бухгалтерских и расходных документов.

Методы финансового контроля (способы):

а) проверка– по отдельным вопросам на основе отчетных балансов и других расходных документов (выявляются нарушения и намечаются мероприятия по их устранению);

б) Обследованиеохватывает отдельные стороны деятельности предприятий, но в отличие от проверки по более широкому кругу показателей и определяет финансовое положение хозяйственных органов. Перспективы развития, необходимости реорганизации, переориентации производства;

в) надзор – контроль за осуществлением финансовых операций в целях приведения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством;

г) ревизия- проверка хозяйственной деятельности за отчетный период. В зависимости от объекта: полные, частичные, тематические, комплексные. Они могут быть плановые, внеплановые, по степени охвата сплошные и выборочные. По характеру материала документарные проверка подлинности документов и записей в учетных регистрах. Для проведения ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

д) мониторинг (наблюдение) – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов и его финансового состояния;

е)анализдолжен быть системным, он определяется по периодической и годовой отчетности. Анализируя уровень выполнения, соблюдения норм расходования средств, финансового состояния и обеспечения собственным капиталом и эффективности его использования

19. Денежная система: определение, элементы, принципы организации. Особенности денежной системы РФ

Денежная система Российской Федерации — это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 26 апреля 1995 г. На Банк России возложена организация наличного денежного обращения и безналичных расчетов., Он координирует, регулирует и лицензирует расчетные, в том числе клиринговые системы, устанавливает правовые формы и стандарты осуществления безналичных расчетов. Официальной денежной единицей (национальной валютой) является рубль. Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации обращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному банку Российской Федерации (ЦБ). Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.

Закон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

♦ прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

♦ создание резервных фондов банкнот и монет;

♦ определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

♦ установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

♦ утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

20. Денежная эмиссия: сущность, виды, механизм

Эмиссия денег — выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.

Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.

Депозитная эмиссия денег представляет собой увеличение центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд,повышающих остатки на счетах.Безналичные деньги выпускаются в хозяйственный оборот,когда коммерческие банки предоставляют ссуды своим клиентам.

Бюджетная эмиссия денег предстает как выпуск денег на покрытие дефицита госбюджета,государственных расходов путем приобретения центральным банком государственных ценных бумаг при их первичном размещении или размещение на вторичном рынке.

Банкнотная эмиссия денег непосредственно осуществляется центральными банками,казначейская эмиссия денег—казначействами,обладающими эмиссионным правом.

В России действуют следующие принципы (механизмы) эмиссии наличных денег:

· принцип необязательности обеспечения (не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами);

· принцип монополии и уникальности (эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории России осуществляются исключительно Центральным банком России);

· принцип безусловной обязательности (рубль является единственным законным платежным средством на территории России);

· принцип неограниченной обмениваемости (не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена; при обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок их изъятия из обращения не может быть менее одного года и более пяти лет);

· принцип правового регулирования (решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает Совет директоров Банка России).

Если наличные деньги эмитирует только Центральный Банк, то безналичные деньги могут создаваться в частном порядке. Обычно это связано с выдачей кредитов.

Широко известен банковский мультипликатор, который увеличивает денежную массу за счёт выданных кредитов. Но это не единственный вариант безналичной денежной эмиссии. Если вексель начинает использоваться в расчётах за товары или услуги, то такой вексель начинает играть роль дополнительно эмитированных денег.

При возвращении кредитов (погашении векселей) происходит ликвидация дополнительной кредитной эмиссии (кредитное сжатие).

21. Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

Состояние денежного рынка определяется двумя факторами:

§ 1) потребностью экономики в деньгах (то есть спросом на них) и

§ 2) фактическим поступлением денег в оборот (то есть их предложением).

Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это приведет к обесцениванию денег — понижению их покупательной способности.
Формирование предложения денег и регулирование денежной массы является важнейшей функцией государства.

В формировании денежного предложения принимают участие три субъекта: Центральный банк, система коммерческих банков, население.

Центральный банк регулирует предложение денег через эмиссию (как наличных денег в обращении, так и кредитных). Кроме того, ЦБ регулирует процентную ставку, увеличивая предложение кредитных денег в случае его снижения и сокращая предложение при его повышении.

В предложении денег важную роль играет денежная база — та часть денежного предложения, которую определяет и непосредственно создает Центральный банк.Она обеспечивается активами Центрального банка, важнейшими среди которых являются: золотовалютные резервы, ценные бумаги, кредиты коммерческим банкам.

Входящие в денежную базу обязательные резервы коммерческих банков вместе с наличными деньгами называют деньгами высокой эффективности.Объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной — от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Коэффициент депонирования и норма резервирования (избыточных резервов) являются убывающими функциями от ставки процента (поскольку рост процентной ставки вызывает снижение величины избыточных резервов в силу привлекательности кредита для коммерческих банков). Таким образом, величина денежного предложения складывается под влиянием: размера денежной базы; соотношения резервы — депозиты; соотношения наличность — депозиты.

Спрос на деньги выражает желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении в определенный момент времени некоторую величину денег (в соответствия со своими возможностями). анализ денежного спроса отдельными экономистами проводится в соответствии с их концепциями спроса на деньги.Наиболее известны: классическая концепция (выделяет только трансакционный спрос на деньги, то есть спрос со стороны сделок), теория Дж. М. Кейнса, модели У. Баумоля — Дж. Тобина. В двух последних спрос на деньги рассматривается с точки зрения оптимизации денежного запаса экономического субъекта.
Как правило, в настоящее время различают три вида спроса на деньги: спрос на деньги со стороны сделок, спрос на деньги со стороны активов, общий спрос на деньги (объединяющий два первых вида).

Спрос на деньги со стороны сделок (то есть покупок населением товаров и услуг, а предприятий — для оплаты труда, материалов, энергии и т.д.) зависит от того, какое количество денег необходимо для заключения сделок для вышеперечисленных целей.Это количество денег определяется стоимостью ВНП. Спрос на деньги со стороны сделок, таким образом, изменяется пропорционально стоимости ВНП.

На количество денег, необходимых для сделок, также влияет скорость их оборота: чем быстрее деньги оборачиваются, тем большее количество сделок они успевают обслужить, и тем меньше их потребуется для сделок..

Спрос на деньги со стороны активов является по своей сути спросом на деньги как на средство сбережения. Если спрос на деньги для сделок — величина относительно устойчивая и не зависит от процентных ставок (она предопределяется стоимостью ВНП или суммой цен товаров и числом оборотов денежной единицы), то спрос на деньги со стороны активов для сбережений зависит от процентной ставки. Таким образом, третий вид спроса — общий спрос на деньги — зависит от стоимости ВНП (в части спроса для сделок) и от процентной ставки (при опросе со стороны активов).
Денежный рынок объединяет спрос на деньги и их предложение. На рынке устанавливается денежное равновесие. Как и на рынке товаров, пересечение кривой спроса на деньги и линии их предложения определяет цену равновесия, то есть равновесную ставку процента, которая является ценой денег.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 382 ; Нарушение авторских прав

Методы управления государственным долгом

Вопросы управления государственным долгом занимают одно из центральных мест в экономической политике России. Это обусловлено быстрым увеличением объема долга и расходов по его погашению и обслуживанию.

Особенностью государственных заимствований СССР и в дальнейшем России являлось использование их в основном на покрытие дефицита федерального бюджета и обслуживание долга. Поэтому одним из основных факторов в обострении долговой ситуации стал характер использования внутренних и внешних займов. Широкое распространение по данным Счетной палаты РФ получила практика использования займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, системы социальной защиты, угольной отрасли, для использования на другие цели — покрытия бюджетного дефицита, погашения и обслуживания внешнего долга РФ. В результате этого основным методом управления государственным долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, что привело к лавинообразному нарастанию государственного долга.

Управление долгом должно базироваться на сокращении задолженности и расходов по ее погашению и обслуживанию. Однако в управлении государственным долгом РФ существует ряд особенностей, связанных с характером ее отношений с кредиторами, текущим обслуживанием и урегулированием долга, с ограниченностью выбора способов урегулирования долга. Поэтому остановимся на рассмотрении различных методов управления государственным долгом.

Управление государственным долгом предполагает как текущее обслуживание долга (выплату процентов по нему), так и погашение основной суммы долга. Это можно назвать надлежащим обслуживанием долга. Если надлежащее обслуживание долга в установленные сроки не осуществляется, то заемщик стремится к урегулированию долга (ненадлежащее обслуживание).

Текущее обслуживание долга предполагает своевременную выплату процентов по долговым обязательствам: купонных платежей и уплату процентов по кредитам.

При наступлении срока платежа платежеспособный заемщик имеет возможность погасить долг нормальным образом, т.е. согласно тем условиям, которые оговорены в момент заимствований. В подавляющем большинстве случаев предполагается денежное погашение. Однако при собственно денежном погашении долга возможны два его варианта:

-погашение за счет выручки от вновь позаимствованных средств, т.е. речь идет о рефинансировании долга;

-погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга, т. е. стерилизация долга.

В первом случае размер долга остается неизменным, во втором случае осуществляется снижение уровня государственного долга.

Термин рефинансирование используется для обозначения двух ситуаций:

— во-первых, в связи с нормальным (надлежащим) обслуживанием долга;

— во-вторых, с ненадлежащим обслуживанием.

В первом случае, рефинансированием называется погашение долга за счет финансовых ресурсов от выпуска других долговых инструментов нового транша того же вида, что и предыдущие долговые обязательства.

Во втором случае речь идет о ненадлежащем обслуживании долга, когда возможность погашения долговых обязательств отсутствует или вызывает серьезные сомнения. В такой ситуации заемщик по договоренности с кредиторами осуществляет эмиссию новых долговых инструментов с новыми инвестиционными характеристиками для погашения обращающихся долговых обязательств. В этой ситуации также часто используется термин «конвертация», который подразумевает, что долг с определенными параметрами заменяется на долг с принципиально другими параметрами. Например, с увеличением срока займа повышается обеспеченность, а также статус ценных бумаг, или долг может конвертироваться в иной вид финансовых активов.

Исходя из сказанного, под рефинансированием следует понимать именно первую ситуацию, а вторая должна быть отнесена к случаям урегулирования долга.

Под стерилизацией долга в российской экономической практике принято понимать снижение размера государственного долга за счет нормального погашения. В мировой практике этот термин носит несколько иной смысл. Термин «стерилизация» в западном понимании указывает на тот факт, что сокращение какого-либо макроэкономического параметра

осуществляется за счет увеличения размеров денежной массы. Стерилизация долга, таким образом, означает сокращение госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении с возможными негативными последствиями (рост инфляции и т.д.). Поэтому термин стерилизация неприменим к нормальному погашению с теоретической точки зрения.

В мировой практике существует более широкий термин, обозначающий нормальное погашение долга без привлечения новых заемных ресурсов, который может быть дословно переведен как отзыв долга.

Выбор между нормальным погашением за счет рефинансирования долга и нормальным погашением в форме стерилизации зависит от ряда факторов. В частности, стерилизацию долга эффективнее проводить при имеющемся устойчивом профиците бюджета. Стерилизация долга может давать негативные последствия:

— рост инфляции вследствие увеличения денежной массы в обращении;

— при определенных условиях рост цен;

— снижение уровня реальных доходов населения за счет сокращения финансирования социальных программ.

Несмотря на отмеченные неблагоприятные тенденции, все государственные заемщики стремятся при благоприятных условиях сократить свой государственный долг. При этом государство разрабатывает комплекс мер по предотвращению названных негативных последствий. К этим мерам можно отнести изменение промышленной и налоговой политики, валютного регулирования и др. Программы предотвращения негативных последствий стерилизации долга разрабатываются на основе внутренних макроэкономических тенденций, а также с учетом состояния и перспектив развития мирового финансового рынка. На основе оценки сложившейся ситуации определяются оптимальные моменты времени для осуществления стерилизации долга.

При возникновении сложностей в обслуживании долга может возникнуть ситуация с ненадлежащим обслуживанием долга.

Ненадлежащее обслуживание долга означает задержку выплаты процентов или основной суммы долга. При ненадлежащем обслуживании долга может возникнуть дефолт, содержащий в себе ряд негативных последствий. Под дефолтом понимается отказ заемщика от выполнения своих обязательств. Технологически дефолт объявляется не заемщиком, а его кредиторами. Однако фактически о своем дефолте объявляет сам заемщик, отказываясь выполнять свои обязательства.

Дефолт может быть полным или частичным. Полный дефолт означает, что заемщик не исполняет свои обязательства по всем долговым инструментам. Частичный дефолт — это состояние, при котором заемщик не исполняет свои обязательства по одному или нескольким инструментам.

Выделяется также технический дефолт, при котором происходит неисполнение какого-либо долгового обязательства на протяжении 10 банковских дней. По истечении этого срока термин «технический» будет устранен, если должник не предпримет меры к урегулированию долга.

При невозможности надлежащего обслуживания долга у заемщика имеются два варианта выхода из сложившейся ситуации:

— отказаться от выполнения своих обязательств в одностороннем порядке;

— разрабатывать совместно с кредиторами взаимоприемлемые варианты урегулирования долга.

В первом варианте возможны две ситуации: объявление о самоосвобождении от обязательств, или аннулирование долга, или признание своей неплатежеспособности. Аннулирование долга ведет к изоляции государства-должника. Признание своей неплатежеспособности может сопровождаться временным или постоянным неисполнением обязательств.

При возникновении трудностей с обслуживанием долга заемщик имеет лишь один эффективный путь выхода из сложившейся ситуации — урегулирование долга совместно с кредиторами.

Одной из первых проблем должника является разделение обязательств с точки зрения их статуса. Различные долговые инструменты отличаются разной степенью жесткости обязательств с точки зрения их обслуживания. К долговым обязательствам наивысшей степени жесткости относятся кредиты МВФ и Мирового банка, а также еврооблигации. Они подлежат первоочередному исполнению по сравнению с другими обязательствами и не подлежат урегулированию. Нарушение обязательств по данной группе инструментов приводит к кросс-дефолту. Иными словами, нет смысла выполнять обязательства по каким-либо другим инструментам, если не выполнены обязательства по названным выше.

Таким образом, существует двухзвенная система обслуживания долговых обязательств: все долги подразделяются на приоритетно обслуживаемые и подлежащие урегулированию.

В мировой практике существуют три основных (базовых) метода урегулирования долга: реструктуризация, конверсия и списание. В

последние годы названные методы в чистом виде, как правило, не

применяются. Каждое соглашение по урегулированию долга строится на совокупности двух или трех методов. Что касается России, то наиболее приемлемыми методами для нее являются реструктуризация и конверсия долга. Списание долга для России невозможно в силу того, что она не подпадает под определение беднейшей страны. Этот метод урегулирования долга применим только к такой категории стран.

Реструктуризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация государственного долга предполагает такое изменение параметров долга, которое существенно повысило бы возможность выполнения заемщиком своих обязательств как за счет снижения тяжести этого долга, так и за счет повышения жесткости обязательств. Реструктуризация преследует также цели минимизации потерь кредиторов и расширения возможностей экономического развития должника.

Целью реструктуризации является повышение вероятности выполнения заемщиком обязательств по долгу. Это достигается следующими путями:

— изменение статуса обязательств заемщика может привести к более тяжелым последствиям при неисполнении обязательств;

— усиление материальной обеспеченности обязательств, в том числе за счет создания принципиально новых и пересмотра имеющихся гарантий и поручительств;

— выставление кредитором условий, выполнение которых приведет к расширению источников обслуживания долга, т.к. такие условия принимают, как правило, форму программ реформирования экономики.

Эффективность реструктуризации долга оказалась очень высокой, в результате чего применение данной формы урегулирования долга используется не только в случаях затруднений в обслуживании долга, но и в целях оптимизации государственного долга, при благоприятной ситуации на мировом рынке.

Конверсия долга в широком смысле предполагает любую замену старого долга на новый актив, включая замену старого долга на новый долг, а также замену долга на собственность. В узком смысле под конверсией долга понимается обмен долга на собственность (своп).

С 80-х гг. для урегулирования задолженности широко применяется сделка «своп» — обмен долга на различные активы. При его конверсии в национальную валюту для кредитора устанавливается льготный курс при условии, что страна-заемщик выкупит свои обязательства по более высокой цене, чем они торгуются на рынке, то есть с меньшим дисконтом. В выигрыше — каждый участник сделки. Государство сохраняет инвестора с помощью льготного валютного курса и при этом уменьшает номинальную сумму долга и процентов. Кредитор же реструктурирует свой инвестиционный портфель. Такие схемы требуют твердых договоренностей. Чтобы инфляция не обесценила конвертированный в национальную валюту долг, тщательно согласовывается программа должника. В свою очередь кредитор соглашается с ограничениями на репатриацию капитала, отказываясь от возможных арбитражных операций с использованием предоставленного ему преференциального валютного курса. В России операция «своп» — обмен долга на наличные проводился для урегулирования негарантированной задолженности по отдельным торговым контрактам.

Сделка «своп» в форме обмена долга на экспорт привлекательна для России, если объектом будут выступать не энергоносители и сырье, а ма- шиностроительная, наукоемкая и высокотехнологичная продукция. Помимо погашения государственной задолженности это повысит конкурен — тоспособность отечественной промышленности, увеличит занятость и загрузку производства, налоговые поступления в бюджет, поможет закрепиться на традиционных рынках и завоевать новые.

«Своп» в форме обмена долга на акции (собственность) применяется в международной практике в двух вариантах:

1. кредитор продает государственный долг с дисконтом на валюту должника и на выручку покупает пакеты ценных бумаг страны — заемщика;

2. задолженность непосредственно обменивается на акции предприятий, принадлежащих государству (полностью или частично).

Конверсия долга чаще всего используется при урегулировании внешних долгов, и владельцами акций предприятий становятся иностранные инвесторы. Однако этот метод содержит ряд недостатков: государство теряет значительный объем собственности; в случае неблагоприятной экономической ситуации возможен уход инвесторов из страны.

Применительно к России конверсионные операции имеют определенный интерес. Перед нашей страной стоит проблема сокращения государственной задолженности. Кроме того, актуальной проблемой остается активизация инвестиционной деятельности в стране. Тем не менее, в российских условиях существуют некоторые ограничения для применения данного метода урегулирования долга.

Прежде всего, следует отметить недостаточно высокую стоимость акций, которые можно обменять на государственный долг. Это связано с завершением масштабной приватизации, а также с недостаточным уровнем развития фондового рынка и его низкой капитализацией. Кроме того, отсутствует надежное правовое обеспечение отношений собственности, которые потенциально могут стать предметом сделок по обмену долга, например, земельные участи и прочие объекты недвижимости. И, наконец, идея обмена государственного долга на собственность не является популярной в массовом сознании. Для эффективного использования данной формы урегулирования долга в России необходимо преодолеть эти ограничения.

Все более очевидна необходимость сосредоточить в едином центре работу по управлению внешними долгами и активами государства, как это сделано в ряде европейских стран.

Управление государственным и муниципальным долгом

Долг государства, как и финансы в целом, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный и муниципальный долг обеспечивает возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Когда государственный и муниципальный долг выступает и качестве объекта управления, государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (заимствования и гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займом и гарантий, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Органы власти и органы местного самоуправления устанавливают и все другие необходимые практические аспек ты функционирования государственного и муниципального долга.

В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие общие задачи:

• привлечение государственных и муниципальных заимство ваний в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необхо димых и достаточных для обеспечения исполнения всех их фи нансовых обязательств;

• удержание величины внутреннего и внешнего долга на урои не, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

• минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и му ниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и перок лючения внимания на другие группы инвесторов;

• сохранение репутации Российской Федерации как перво классного заемщика на основе безупречного выполнения финам совых обязательств перед инвесторами;

• поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;

• достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных органами государственной власти и органами местного самоуправления, и гарантированных ими заимствований;

• диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

• координация действий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на долговом рынке страны.

Таким образом, управление государственным и муниципальным долгом представляет совокупность мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных ее территорий.

Различают стратегическое и оперативное управление государственным и муниципальным долгом. Перспективные вопросы управления долгом находятся в компетенции Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнительные органы власти готовят проекты законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми отношениями. Федеральное Собрание РФ, законодательные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления их принимают, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

В частности, ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По представлению Правительства РФ Государственная Дума РФ утверждает программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Оперативное управление государственным и муниципальным долгом осуществляют Правительство РФ, Министерство финан сов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина России. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обраще ния долговых обязательств, время выпуска очередного займа и ус ловия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуїоі и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обяза тельств, предоставление государственных кредитов и государ ственных гарантий, контрольные действия и другие мероприятии по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решаюі исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. При этом они исходят из норм федерального законодательства.

В управлении государственным и муниципальным долгом можно выделить шесть этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.

На первом этапе идет процесс обоснования предельных об і» емов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов вну I ренних и внешних заимствований, предельных объемов предос тавления гарантий, а также формируются программы внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоя щих заимствований.

На втором этапе формируется программа эмиссии государ ственных и муниципальных ценных бумаг и определяются ком к ретные параметры предстоящих заимствований по срокам обра щения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходом, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие уело вия, делающие каждое заимствование привлекательным для им весторов — резидентов и нерезидентов. От качества выполнении работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутстниг в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевремеи

ное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга.

Четвертый этап связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, характерных для периода развития Российской Федерации после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.

Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Шестой этап — контроль за обоснованностью государственных и муниципальных заимствований, привлечением ресурсов на максимально выгодных для страны условиях и эффективностью использования заимствованных средств.

Таким образом, под управлением государственным и муниципальным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

Остро стоит вопрос об эффективности управления государственным и муниципальным долгом, под которой понимается степень достижения основных параметров долга (его величина, структура, стоимость обслуживания и другие) и способность органов класти удерживать их на уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.

Нет и, видимо, не может быть единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным и муниципал и ным долгом, поскольку, осуществляя эту деятельность, органм власти оказывает прямое воздействие на самые разнообразные области общественной жизни. Не существует, например, методик оценки влияния долга на бюджет и денежное обращение страны, инвестиционный процесс, степень доверия населения к финан совой деятельности государства и т.п.

Однако отдельные стороны результативности управления дол гом можно измерить. В частности, о масштабах мобилизации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят еже годные поступления средств от осуществления государственных и муниципальных заимствований. Более полное представление об эффективности долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по привлечению госу дарственных и муниципальных заимствований к сумме расходом, выраженное в процентах.

Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах. Этот же показатель при необходимости более у г лубленного анализа рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга.

Важным для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию го сударственного долга к объему ВВП, к доходам или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. Эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффи циент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное м процентах. Критическим уровнем обслуживания внешнего долги принято считать достижение коэффициентом 25%.

Методы управления государственным и муниципальным дол гом можно условно разделить на административные и рыночные К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конвер

сия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом — переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.

Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований на рубеже XX и XXI столетий вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсий и консолидаций. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией — увеличение сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.

В сфере внешних заимствований реструктуризация долга также проводится на договорной основе. Здесь под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможем досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Кроме указанных методов управления государственным и муниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга.

Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные методы управления задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенного восстановления экономики или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кре- диторами. Среди них — погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний

страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие «конверсия внешнего долга», под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание единой системы управления государственным долгом РФ. Она обеспечит проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению. Органичное взаимодействие управления внутренним и внешним долгом, обеспечение беспрепятственного их взаимного замещения на основе проведения единой долговой политики, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволят:

• оптимизировать сроки обращения, погашения и уровень доходности государственных ценных бумаг;

• минимизировать неблагоприятное воздействие колебаний курсов иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;

• оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;

• своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.

Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к России как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и результативный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для осуществления политики оптимизации долговой нагрузки на экономику страны.

1. Что такое первичный бюджетный дефицит?

2. В чем состоит отличие структурного дефицита от циклического?

3. Каковы внутренние и внешние источники финансирования бюджетного дефицита?

4. Укажите признаки классификации государственных заимствований.

5. Что такое официальная внешняя задолженность?

6. Каковы различия между основным, капитальным и текущим государственным долгом?

7. Кратко охарактеризуйте основные этапы управления государственным долгом.

8. В чем состоит принципиальная разница между методами, характерными для административной и рыночной моделей управления государственным долгом?

9. Охарактеризуйте способы выплаты доходов по государственным долговым обязательствам.

10.Какие преимущества может дать переход к единой системе управления внешним и внутренним государственным долгом?

Задания для самостоятельной работы

1. Каковы особенности отношения сторонников современных теорий использования государственных финансов для стимулирования экономического роста («функциональных финансов», «компенсационного бюджета» и др.) к политике достижения ежегодного равенства доходов и расходов, проводимой правительствами в период до 1930-х гг., когда господствовали идеи Дж. Кейнса? Объясните причины такого отношения.

2. Сравните содержание и последствия покрытия бюджетного дефицита за счет государственных заимствований и кредитно-денежной эмиссии. Сделайте выводы.

3. Объясните причины проведения государственных заимствований Российской Федерацией в условиях профицитное™ федерального бюджета.

Еще по теме:

  • Специальные средства слезоточивого действия полиции Специальные средства слезоточивого действия полиции 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника […]
  • Ст1 гпк украины Гражданский процессуальный кодекс Гражданский процессуальный кодекс Украины с изменениями от 13.07.2017 Гражданское судопроизводство осуществляется согласно Конституции Украины, Гражданского процессуального кодекса и закона Украины "О […]
  • Переоформление квартиры цена в украине Какие налоги должен заплатить покупатель и продавец недвижимости в Украине в 2017 году Проведение операций c недвижимостью подразумевает оплату налогов и сборов, которые установлены законодательством Украины. Заключение договора […]
  • Отпуск за свой счет не дают на работе Работник просит отпуск за свой счет Все о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы У каждого работника могут возникнуть обстоятельства, когда ему необходимы свободные от работы дни, к примеру нужно явиться в какое-нибудь […]
  • Покупка дома г оренбург Купить дом в Оренбурге Сегодня 06:34 | Дом в Оренбурге переулок Ижевский, дом 28 Жилой дом, 242.5 кв.м., 4.38 сот. Продается 2-этажный жилой дом (подземных этажей - 1 (подвал) общей площадью 242,5 кв.м с земельным участком 438 кв.м в […]
  • С каких начислений не удерживаются алименты С каких командировочных начислений удерживаются алименты С доходов, возникших в связи с командировками алименты не удерживаются. Можно уточнить с каких именно, например, ездил в командировку в Москву на курсы повышения квалификации, […]
  • Налог на доход от продажи квартиры в 2018 Кто должен платить налог с продажи квартиры? ​Платят ли налог с продажи квартиры? Это зависит от обстоятельств, сопровождающих куплю-продажу. В 2017 году вступили в силу изменения в Налоговом кодексе РФ касательно сделок с недвижимостью. […]
  • Уголовный кодекс 228 часть 5 Уголовный кодекс 228 часть 5 Чаще всего на консультациях задают вопрос о возможности назначения наказания, не связанного с реальным лишением свободы по статьям 228, 228.1 УК РФ или сроке, который может назначить суд при вынесении […]