Альтернативная служба понятие

Альтернативная служба понятие

Круглый Стол
“Альтернативная гражданская служба
в природоохранной сфере”
Москва, 26 мая 2000г.

26 мая 2000 г. в Москве состоялся Круглый Стол “альтернативная гражданская служба в природоохранной сфере”, организованный Дружиной по охране природы Эколого-политологического университета (МНЭПУ), Центром охраны дикой природы и Центром экологической политики России при поддержке благотворительного фонда “Социальное партнерство”.

Со стороны государственных организаций в Столе приняли участие представители Охотдепартамента Минсельхозпрода, Росгидромета, Авиалесоохраны, ВНИИ ГО ЧС и Центра экологической безопасности МосНПО “Радон”.

  1. Аркадий Тишков, профессор, зав.лабораторией биогеографии Института Географии РАН, менеджер стратегического компонента проекта Глобального экологического Фонда “Сохранение биоразнообразия”, заместитель председателя секции охраны фауны и флоры Высшего экологического совета Гос. Думы РФ
  2. Игорь Рыжов, сокоординатор проекта Глобального экологического Фонда “Сохранение биоразнообразия”.
  3. Анатолий Костров, ведущий научный сотрудник отдела нормативно-правового обеспечения функционирования систем гражданской обороны ВНИИ ГО ЧС
  4. Наталья Коробова, начальник отдела кадров Роскомгидромета
  5. Андрей Гринько, заместитель начальника отдела охотничьего хозяйства Департамента охотничьего хозяйства Минсельхозпрода
  6. Юрий Зубков, директор центра экологической безопасности МосНПО “Радон”
  7. Владимир Шириня, старший инспектор охраны Окского биосферного заповедника
  8. Владимир Щетинский, заместитель начальника Центральной базы авиационной охраны лесов “Авиалесоохрана”
  9. Елена Захарова, координатор программ Московского регионального общественного благотворительного фонда “Социальное партнерство”
  10. Михаил Гуськов, командир Дружины по охране природы Международного независимого эколого-политологического Университета (МНЭПУ)
  11. Оксана Климанова, координатор программ Центра охраны дикой природы
  12. Сабина Вихман, Германия, волонтер Центра охраны дикой природы
  13. Наталья Пушкина, корреспондент Агенства социальной информации
  14. Борис Жуков, обозреватель журнала “Итоги”
  15. Виктория Колесникова, Центр координации и информации Социально-экологического союза

Круглый Стол был проведен в целях вовлечения неправительственных и государственных структур, занимающихся вопросами охраны природы и окружающей среды, в активную лоббистскую деятельность по принятию закона “Об альтернативной гражданской службе” (АГС). В 1993 году Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.59) закрепила право каждого гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской, законодательную реализацию чего законодатели не могут обеспечить вот уже много лет. После думских и президентских выборов работа по принятию закона об АГС возобновилась, однако, ход этого процесса вызывает у экологов тревогу. Новый вариант законопроекта, внесенный депутатом Юлием Рыбаковым из Комитета по законодательству, не исключает экологическую деятельность из возможных сфер, где будут работать призывники: в самом определении понятия “альтернативная гражданская служба” к ней относится работа в системе органов здравоохранения, социальной сферы и предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Собравшиеся отметили, что, несмотря на общую ограниченность бюджетного финансирования и, соответственно, числа штатных вакансий в российских природоохранных структурах, в них существует острая нехватка как квалифицированных специалистов, так и обслуживающего персонала. Даже в условиях безработицы порой трудно найти людей на низкооплачиваемые должности гос. инспекторов по охране животного и растительного мира, работников метеорологических станций и отделений пожарной авиалесоохраны.

Участники признали АГС как перспективный механизм привлечения дополнительных людских ресурсов в экологическую сферу и выразили беспокойство в связи с отсутствием в определении альтернативной гражданской службы деятельности в область экологической. Между тем, охрана окружающей среды является традиционной сферой альтернативной службы во многих зарубежных странах, где существует этот институт служения обществу.

Некоторые мнения участников

Шириня –это большой плюс для государственной службы. Когда лесник живет бок о бок среди нарушителей всю жизнь и его дети ходят в одну школу с детьми нарушителей, привлечение же людей на АГС “со стороны” поможет избавиться от этого комплекса (важный аргумент против доводов Степаницкого вроде “временщики не нужны”).

Гринько – АГС-специальности – охотоведы и егеря. Вакансии есть, но не так много, не много и готовят ВУЗы. Если бы была возможность брать сверх штата, за счет муниципальных образований или как-либо… В год порядка 5-6 смертельных случаев в охотхозяйстве, если пересчитать с численностью армейского или лесного личного состава, индивидуальный риск не ниже! Казарменный и массовый тип работы не подходит, в основном самостоятельная работа, патрулирование по 2 чел плюс ОМОНовец. Поэтому – подготовка должна быть серьезной, брать после ВУЗа, так как люди более самостоятельны, чем после школы.

Щетинский – предлагали еще 25 лет назад организовать АГС в их структуре! Есть все бумаги, давали предложения в правительство, но Минобороны свело все к нулю. До 1 тысячи раб.мест, в основном в городах и крупных населенных пунктах, где не устраивает низкая зарплата, в малых нас. Пунктах все заполнено. Будет казарменная, тяжелая служба с получением профессии. Служить 3 года – сопряжено с затратной продолжительной подготовкой (взрывники, мотористы, радиотелефонисты и пр.) Могут присваивать статус спасателей – на воде, при тушении пожаров, при разборке мест авиакатастроф и др. Через три года работы могут аттестовывать уже на инструкторов. Смертность – порядка 20 случаев в год.

Коробова – до 2 тысяч рабочих мест, не- и квалифицированных, на удаленных, полярных метеостанциях, с небольшой заработной платой. По штату положено ок. 5 чел на пост, часто бывает, что работает меньше.

Костров — в МЧС могут делать спасателей (возможно, даже международного класса). Название “природоохранная сфера” не совсем подходит, т.к. оно несколько выносится за пределы ведения МЧС.

  1. Считают введение института альтернативной гражданской службы (АГС) в России необходимым шагом в сторону демократизации общества, повышения обороноспособности и укрепления авторитета российского государства.
  2. Рекомендовали:

— признать природоохранную (экологическую) сферу совершенно необходимым полем применения института АГС, как важнейшую и благородную, часто весьма трудозатратную функцию государства и общества;

— включить природоохранную (экологическую) сферу в область применения АГС в обсуждаемый или иные варианты законопроекта “Об АГС”

  • Отметили, что помимо гражданской службы, существуют возможности для прохождения природоохранной (экологической) военной службы в подразделениях Минобороны, ФПС, МЧС, в том числе прохождения в них альтернативной службы в качестве гражданского персонала;
  • Считают, что прохождение АГС после окончания средних специальных и высших учебных заведений в государственных организациях соответствующего профиля может послужить хорошей возможностью для призывников в плане сохранения их квалификации, возможности профессионального роста, а также потенциалом будущего кадрового обеспечения этих организаций;
  • Рекомендовали к включению в перечень организаций, где возможно прохождение АГС, метеорологические станции, подразделения авиационной охраны лесов и ликвидации последствий стихийных бедствий, охотуправления.
  • Отметили, что уровень здоровья призывников, направляемых на АГС, должен отвечать требованиям, установленным в организациях-местах прохождения АГС.
  • Участники Стола отмечают, что на настоящий момент численность низового штатного состава представляемых ими природоохранных структур является существенно меньше необходимой и, в целях улучшения данного положения дел, рекомендуют в качестве схемы финансирования АГС рассмотреть вариант выплачивания АГС-призывнику денежной компенсации и довольствия вместо заработной платы.
  • АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

    7.1. Понятие альтернативной гражданской службы

    В той же Германии многие отказники недовольны тем, чем им предлагают заниматься при прохождении гражданской службы. Поддержка войны участием в системе гражданской обороны малоприемлема. Гражданская служба должна быть антимилитаристской по своему характеру. Она должна поставить себе задачей демонстрацию бессмысленного расточительства военными ведомствами общественных ресурсов, убийств, которые совершает военная машина в мирное время. Гражданская служба должна способствовать минимизации нищеты, насилия и ненависти в обществе. Речь здесь идет о выявлении причин этих социальных явлений и их искоренении. Служба должна проходить только там, где общественные институты оказываются бессильными.

    Необходимость рассмотреть данный вопрос возникла в связи с тем, что призывник, который решает отказаться от военной службы и добиваться предоставления АГС, не совсем четко понимает, какая альтернативная служба его может ожидать в ближайшем будущем.

    В связи с отсутствием в настоящее время федерального закона об АГС дать понятие АГС можно лишь опираясь на проект закона, а также на зарубежный опыт. Не исключено, что окончательный вариант закона может изменить понятие, но не в значительной степени.

    Основная цель АГС — разрешить противоречия и найти компромисс между долгом и совестью человека, убеждения которого не позволяют брать в руки оружие, принимать присягу, служить в армии. Цель закона — позволить человеку реализовать свой духовный потенциал не в Вооруженных силах, а в сфере гражданских правоотношений.

    Кроме того, введение АГС позволит каждому призывнику выбирать между армейской казармой и общественно полезной работой в социальной сфере. Это подтолкнет Министерство обороны к реальному реформированию армии, т. к. сейчас об этом идут только разговоры.

    1. Признак АГС — общественно полезная деятельность. В данном случае речь идет не о ценности того или иного рода занятия, а о том, что такая деятельность носит характер повинности и не должна иметь целью извлечение из нее прибыли, хотя служба должна быть оплачиваема не ниже, чем солдатское денежное жалование. АГС может рассматриваться как «принудительная» благотворительность. Эта деятельность должна осуществляться преимущественно в сфере здравоохранения и социальной сфере, в государственных или муниципальных организациях (унитарное предприятие, учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, а также хозяйственное общество со стопроцентным участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в его уставном капитале). После принятия закона Правительство должно будет утвердить перечень видов работ, к которым могут привлекаться граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, перечень профессий и должностей указанных граждан, а также список приоритетных сфер занятости, в которых должен использоваться труд указанных граждан.

    О своей заинтересованности в «альтернативщиках» уже сейчас заявили Министерство социальной защиты населения, Министерство культуры, Федеральная служба лесного хозяйства, Министерство природы, Министерство образования, Министерство труда, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство науки, Министерство путей сообщения и другие.

    2. Такая служба должна носить гражданский характер. Она не должна быть связана с военной службой, принятием Военной присяги, ношением и применением оружия или непосредственным участием в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники. Кроме того, прохождение указанной службы должно происходить под контролем гражданских властей, а не военного ведомства. Вокруг данного положения до сих пор идут споры. Министерство обороны настаивает на том, чтобы все отказники проходили службу в его структурах, но в подразделениях, не связанных с ношением и применением оружия. Наиболее идеальный вариант для отказников, предлагаемый Министерством обороны, — это железнодорожные войска или строительные части.

    3. АГС не должна носить характер наказания и являться формой умаления достоинства личности. Однако определенные ограничения и неудобства АГС все-таки имеет. Прежде всего срок — 36 месяцев. Существуют также ограничения в выборе рода занятия. При направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу учитываются его состояние здоровья и, по возможности, профессиональная подготовка. Однако гражданин не вправе отказаться от работы, предусмотренной в перечнях видов работ, профессий и должностей, а также приоритетных сфер занятости, при условии, что состояние его здоровья не препятствует выполнению такой работы. Поэтому, если имеется высшее экономическое образование, то вряд ли этого призывника определят служить куда-нибудь экономистом в банк или другую контору. Труд, возможно, будет не высококвалифицированным и не по специальности. Место службы может быть также различно и не будет зависеть от желания альтернативщика. Предполагается, что отказники будут проходить службу по месту жительства, в том субъекте РФ, где они постоянно или преимущественно проживают. Однако возможны случаи направления отказников в другие регионы. Для этого необходимо специальное решение Правительства РФ.

    4. По новому проекту закона альтернативная гражданская служба считается особым видом государственной службы, осуществление которой возлагается на гражданина в мирное время в установленном порядке. В условиях чрезвычайного или военного положения отношения, связанные с осуществлением конституционного права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой, должны регулироваться соответствующими федеральными конституционными законами.

    Альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2018 году

    В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

    В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2018 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

    Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

    Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей — призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

    Право на альтернативную гражданскую службу

    Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

    Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

    • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
    • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

    Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

    Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

    • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
    • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
    • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе.
    • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
    • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

    Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

    Срок альтернативной гражданской службы

    Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2018 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

    Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2018 году составляет 12 месяцев.

    Место прохождения альтернативной гражданской службы

    Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

    Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

    В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

    Особенности альтернативной гражданской службы

    Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

    1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
    2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
    3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
    4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.

    Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

    Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

    Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

    Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

    Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

    Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

    Статистика

    Насколько популярна альтернативная гражданская служба в Российской Федерации? Чтобы ответить на этот вопрос более точно, обратимся к публичной статистике. Так за прошлый год на военную службу в России было направленно около 206 283 юноши-призывника, в то время как на АГС отправилось 278 человек. Цифры говорят сами за себя. Альтернативная служба имеет чрезвычайно низкую популярность в нашей стране. И такие цифры в среднем остаются неизменными на протяжении последних 7-ми лет.

    С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

    Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2018 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

    Особенности прохождения альтернативной службы

    Автор: В. В. Данилова

    Каким гражданам военная служба может заменяться на альтернативную? В чем заключаются особенности оформления «альтернативщика» на работу? Какие документы он должен представить? Какие периоды не засчитываются в срок альтернативной службы? Чем режим рабочего времени и времени отдыха таких работников отличается от остальных? Какие гарантии и ограничения установлены для «альтернативщиков»? В каком порядке их увольнять?

    Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, преду­смотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.

    Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113-ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113-ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).

    У кого есть право на замену и на какую?

    Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113-ФЗ:

    имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);

    не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);

    имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).

    Законом № 113-ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:

    1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

    2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

    Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.

    Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.

    Согласно ст. 4 Закона № 113-ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.

    Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

    К сведению:

    При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113-ФЗ).

    Оформляем трудовой договор.

    В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

    паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

    удостоверение и учетную карту;

    проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

    трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;

    страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);

    документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);

    документы воинского учета.

    В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).

    В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113-ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.

    Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.

    В срок альтернативной службы не засчитываются

    Время учебного отпуска

    Время отбывания уголовного или административного наказания

    Время отстранения от работы по причине алкогольного или иного опьянения

    На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).

    Обратите внимание:

    Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).

    Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.

    Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

    Особенности прохождения службы.

    Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113-ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.

    1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.

    2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113-ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

    При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113-ФЗ).

    При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.

    Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

    При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261[1] (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.

    Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть про­длен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).

    3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.

    Еще по теме:

    • Исковое заявление на восстановление права наследования Исковое заявление о продлении срока на принятие наследства Ильичевский районный суд г. Мариуполя Истица: Васина Ирина Анатольевна 87513, г. Мариуполь 26 - ой квартал, д. _, кв. _ Ответчик: Мариупольский городской совет 87500 г. Мариуполь, […]
    • Комментарий ст 191 коап рф Статья 19.14 КоАП РФ. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих Новая редакция Ст. 19.14 КоАП РФ Нарушение […]
    • Тарифы заказное письмо ТАРИФЫ НА ПИСЬМА ПОЧТОВЫЕ ТАРИФЫ НА ПИСЬМА ПО РОССИИ ОТ 2 АПРЕЛЯ 2018 ГОДА. Простые письма Заказные письма** Ценные письма* * — плата за объявленную ценность письма: за каждый полный или неполный 1 рубль оценочной стоимости равен 0,03 […]
    • Новый оскол мировой суд Новый оскол мировой суд Гридасова Людмила Николаевна Телефон: (847233) 4-68-05 Назначена на должность мирового судьи судебного участка № 2 Новооскольского района Белгородской области Постановлением Белгородской областной Думы от 09 июня […]
    • Трудовой кодекс рб издание Рассылка новостей журнала «Отдел кадров» Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. […]
    • Правила начисления пени по договору Порядок расчета и учет пени за просрочку платежа в 2017 году Штрафные проценты, оговоренные сторонами при заключении договора либо установленные Законом, которые должник обязан уплатить в случае задержки платежа, называются пеней. Для […]
    • Материальная помощь сотруднику на похороны родственника Материальная помощь при смерти близкого родственника Актуально на: 13 февраля 2018 г. Иногда работодатели оказывают материальную помощь работникам в связи со смертью их родственников. При этом работодателю нужно иметь в виду налоговые […]
    • Сколько по времени поставить машину на учет Какой срок регистрации автомобиля в ГИБДД? Новые правила регистрации автомобилей сделали эту процедуру проще, чем это было ранее. С пяти до 10 суток был увеличен срок постановки на учет автомобиля, а чтобы продать транспортное средство, с […]