Административно правовые нормы содержатся

Административно правовые нормы содержатся

Административно-правовая норма представляет собой разновидность правовых норм. Она отражает сущность урегулированных ею общественных отношений, является необходимым элементом конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента, постановления Кабинета Министров и др.).

Административно-правовая норма — это правило поведения, установленное государством (Верховной Радой Украины, органом исполнительной власти) с целью регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют границы надлежащего, допустимого и рекомендованного поведения людей, деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти. Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, порядок осуществления организационно-управленческой деятельности, определяют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Среди норм административного права значительное место занимают нормы об ответственности (административной, дисциплинарной, материальной). Большая часть норм административного права носит императивный (приказной) характер, их реализация подкрепляется возможностью применения принудительной силы государства

Существуют различные виды административно-правовых норм. По форме выражения (проявления) административно-правовые нормы делятся на запрещающие, обязывающие, уполномочивающие, стимулирующие (поощрительные), рекомендательные.

С точки зрения положения участников правоотношений (адресатов предписаний) различают нормы, которые устанавливают и определяют: порядок взаимодействия государственных и негосударственных органов; права и обязанности граждан в сфере государственного управления; правовое положение государственных служащих; правовое положение предприятий, учреждений, организаций; взаимные права и обязанности субъектов, которые не подчинены один одному (например, ст. 8 Закона Украины от 25 марта 1992 г. «О Службе безопасности Украины» определяет отношения Службы безопасности Украины с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями).

По содержанию административно-правовые нормы можно объединить в правовые институты, под которыми понимают совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Исходя из изложенного, можно выделить группы административно-правовых норм: определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру, компетенцию органов исполнительной власти; определяющие основные положения об организации и правовом положении предприятий, учреждений и организаций; определяющие формы и методы осуществления исполнительной власти; закрепляющие права и обязанности граждан и их объединений в сфере исполнительной власти; регулирующие способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти; устанавливающие ответственность за различные правонарушения, которые не являются преступлениями; определяющие основные положения по управлению хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами и межотраслевому управлению.

Деление административно-правовых норм по содержанию имеет большое значение для изучения курса административного права, дает возможность группировать нормативный материал в определенной последовательности.

Административно-правовые нормы можно подразделить на виды, избрав в качестве критерия порядок их действия во времени, пространстве и по кругу лиц. Согласно общему правилу административные нормы вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права рассчитано, как правило, на неопределенное время. Акт, содержащий административно-правовые нормы, не имеет обратной силы, а если будут исключения, то об их наличии указывается в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Поэтому различают нормы, которые действуют на территории Украины, и нормы местного характера, нормы общего и отраслевого характера, а также нормы локального характера.

По кругу лиц административно-правовые нормы действуют с учетом того, распространяются устанавливаемые ими правила на всех граждан или на отдельные их группы (военнослужащие и др.).

В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений различают: материальные нормы; уставные нормы, определяющие систему, компетенцию, права и обязанности органов управления и должностных лиц; процессуальные нормы, определяющие способы, порядок, процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей (например, нормы, размещенные в ст. ст. 245-297 КоАП и регулирующие производство по соответствующим делам).

Как и любая другая норма права, административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Наиболее четко выражается диспозиция нормы, поскольку в ней содержится правило надлежащего поведения. Гипотеза представляет собой характеристику условий, при которых необходимо руководствоваться требованиями данной нормы. Она чаще всего полностью не формулируется. Это объясняется тем, что большинство административно-правовых норм регламентируют деятельность органов исполнительной власти и их требования реализуются в процессе деятельности этих органов. Относительно других сторон управленческих отношений гипотеза может быть сформулирована.

Некоторые особенности имеют санкции административно-правовых норм. Во-первых, эти нормы, как правило, не содержат конкретной санкции, поскольку они адресованы сторонам, организационно подчиненным субъекту управления. Нарушение требований норм в таких случаях предусматривает дисциплинарную ответственность. Во-вторых, как правило, соответствующие санкции устанавливаются за нарушение всей совокупности административно-правовых норм, сформулированных в одном акте. В-третьих, санкция административно-правовой нормы, как правило, выражена в виде соответствующих мер административной ответственности.

Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфу того или иного акта. Специфика административно-правовой нормы состоит в том, что санкция (как в некоторых случаях и гипотеза) не всегда выражена непосредственно в содержании того акта, в который включена данная норма, — довольно часто она предусматривается иным актом.

Административно-правовые нормы реализуются различными способами. Выполнение таких норм состоит в том, что тот или иной субъект придерживается предписаний, содержащихся в нормах. Лица, к которым эти требования адресованы, осуществляют предусмотренные этой нормой действия или воздерживаются от осуществления запрещенных ею действий. Таким образом, исполнение административно-правовой нормы зависит от поведения конкретных лиц. Например, гражданин, достигший 16-летнего возраста, обязан иметь паспорт. Наличие паспорта и будет выполнением со стороны этого гражданина требований соответствующей административно-правовой нормы.

Применение административно-правовых норм состоит в принятии индивидуального юридического акта по конкретному делу. Данные нормы реализуются в процессе разрешения конкретного дела, связанного с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности. Применение административно-правовых норм не представляет обязанности всех сторон управленческих отношений, оно относится к компетенции специально уполномоченных на то органов управления и должностных лиц.

Некоторые административно-правовые нормы в соответствии с действующим законодательством могут применяться в судебном порядке (например, при рассмотрении судами жалобы на постановление административной комиссии о наложении штрафа или принятие судьей решения о привлечении к административной ответственности). Это свидетельствует о том, что для применения административно-правовых норм необходимы полномочия юридически властного характера.

Таким образом, реализация административно-правовых норм создает необходимые условия для укрепление режима законности в сфере государственного управления, возникновения административно-правовых отношений, их изменения или прекращения.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

§ 2. Источники административного права

В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы надлежащего поведения органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные служащие, граждане, общественные организации наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также гарантии реализации прав и соблюдения обязанностей. Следовательно, благодаря действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим управленческой деятельности.

Административно-правовые нормы содержатся непосредственно в Конституции Украины, законодательных актах, нормативных приказах, постановлениях правительства, других нормативных актах государственных органов, решениях местных советов. К источникам административного права относятся не только сами нормативные акты государственных органов, но и утвержденные этими актами кодексы, уставы, правила и т. п., регулирующие управленческую деятельность.

Таким образом, источник административного права — это акт правотворчества органов государственной власти, органов исполнительной власти, который состоит из административно-правовых норм или даже одного правила поведения, регулирующего исполнительно-распорядительную деятельность. Если акт охватывает наряду с нормами административного права нормы других отраслей права (финансового, гражданского и др.), то для административного права он будет источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовым содержанием.

Каждый источник административного права отличается от других своими особенностями, обусловленными целевой направленностью и содержанием норм, которые его составляют, их юридической силой, масштабом функционирования (действия). Источник может быть общего и локального действия, обязательным к исполнению всеми органами управления и объектами, независимо от подчинения, или лишь только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, который издал акт. К системе источников административного права относятся нормативные акты, действующие в пределах Украины, а также такие, который регулируют работу украинских учреждений за границей. Могут существовать источники, действующие в пределах области, города, района и т. п.

Специфика источников административного права определяется также их соподчинением, которое в свою очередь отображает действие принципа централизма. Составной частью последнего является положение об обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих. Соподчинение источников выражается в следующем: а) все они основываются на нормах Конституции и законах Украины, имеющих высшую юридическую силу; б) источники — нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, которые принимаются низшими органами исполнительной власти; в) источники — нормативные акты вышестоящих органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов; г) источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общего характера.

Учитывая разнообразие источников административного права, их целесообразно разделить на такие виды.

1. Конституция Украины (Основный Закон).

2. Законодательные акты Украины:

законы Украины (например, Закон от 23 марта 1996 г. «Об образовании» и др.);

кодексы, положения, уставы и иные кодифицированные акты управленческого характера (например, КоАП и др.).

3. Постановления Верховной Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характеpa (например, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины Положение о паспорте гражданина Украины).

4. Указы и распоряжения Президента Украины (например, утвержденное Указом Президента Украины Положение о Министерстве юстиции Украины).

5. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины: нормативные постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

положения, уставы, правила, инструкции, иные акты, утвержденные Кабинетом Министров Украины (например, Положение о порядке легализации объединений граждан);

нормативные приказы министров, руководителей иных центральных органов исполнительной власти.

6. Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций.

7. Нормативные акты местных советов, их исполнительных органов (например, решения, устанавливающие правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность).

8. Распоряжения местных государственных администраций (их председателей).

9. Межправительственные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством.

10. Акты Конституционного Суда Украины (например, решение о соответствии Конституции Украины постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях»).

Особое место в системе источников административного права занимают нормативные акты, которые регулируют административную ответственность. Это — КоАП, законодательные акты Украины. Эти акты направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

В системе источников административного права ведущую роль играет Конституция Украины, которая является Основным Законом Украинского государства. В Конституции Украины определяются система органов исполнительной власти, их полномочия, организация деятельности, внешние формы правовых актов. Конституционные положения устанавливают административно-правовой статус граждан, закрепляют участие объединений граждан и трудовых коллективов в управлении государственными и общественными делами, обязанности и ответственность должностных лиц, важнейшие способы укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Тем не менее роль Конституции Украины как первостепенного источника административного права не может быть сведена лишь к прямому регулированию основных вопросов управленческой деятельности. Некоторые конституционные нормы предусматривают необходимость издания отдельных законов — источников административного права. Кроме того, многие положения конкретизируются в действующем законодательстве — различных законодательных актах, актах Президента Украины, нормативных постановлениях Кабинета Министров Украины, нормативных приказах министерств и иных актах управленческого характера.

Следовательно, значение Конституции Украины как ведущего источника административного права состоит в том, что она служит базой для появления иных источников административного права, закрепляет основные принципы осуществления исполнительной власти, права, свободы, обязанности граждан, их объединений, устанавливает статус органов, осуществляющих управленческие функции.

§ 3. Систематизация административного права

Разнообразные административно-правовые нормы содержатся в многочисленных нормативных актах общего, местного и ведомственного характера, принятых в различное время. Весь этот нормативный материал требует определенной систематизации. Под систематизацией понимают упорядочение и совершенствование действующего законодательства и иного нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников (справочников), актов (предметных, системно-предметных, хронологических и др.) или в форме сведенных (собранных) кодифицированных актов. Систематизация законодательства является

объективно необходимым элементом правовой деятельности государства, ее совершенствования, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

Кодификация как направление систематизации административного права осуществляется путем объединения в одном комплексном акте административно-правовых норм, содержащихся в различных актах, но относящихся к одному институту, совершенствования их содержания, устранения устаревших норм, заполнения пробелов в административно-правовом регулировании с целью повышения его эффективности, обеспечения надлежащих условий для пользования нормативным материалом. Конечным результатом кодификации всегда выступают новые комплексные акты — кодексы, уставы, положения и т. п. Одновременно прекращается действие многих норм, которые подвергались кодификации. Кодификация всегда отличается официальным характером, осуществляется государственными органами, имеющими соответствующую компетенцию.

В отличие от норм некоторых отраслей права нормы административного права невозможно по объективным причинам объединить в один или даже в несколько комплексных (кодифицированных) нормативных актов. Действующее административное право, как уже отмечалось, регулирует широкий круг управленческих отношений. Его нормы содержатся в многочисленных актах различной юридической силы. Кроме того, нормотворчество в государственном управлении характеризуется высоким уровнем динамичности, частым появлением новых норм, что усложняет содержание и структуру правового материала и ограничивает возможность его кодификации. В связи с этим упорядочение административного права осуществляется путем издания системы кодифицированных (объединенных единым объектом правового регулирования) актов, регулирующих те или иные стороны государственного управления.

Инкорпорация — упорядочение нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде хронологических, системно-предметных, предметных сборников. В результате инкорпорации законодательства об административных правонарушениях издан, например, справочник «Ответственность за административные правонарушения» для работников правоохранительных органов.

Инкорпорация осуществляется заинтересованными органами, должностными лицами, научными работниками. Подготовленные ими сборники не подлежат утверждению. Инкорпорация имеет целью облегчить поиск нормативного материала и научных исследований в области права, обеспечить эффективную подготовку специалистов (юристов). В инкорпорированные сборники может быть включено лишь действующее законодательство.

Административно-правовые нормы и отношения

Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти. Однако они не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.

Административно-правовые нормы подразделяются на различные виды по целому ряду оснований.

1. В зависимости от содержания выделяются:

· материальные нормы — определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Они регламентируют правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций;

· процедурно-процессуальные нормы — нормы регламентируют процесс функционирования органов государственной администрации в их отношениях с другими субъектами административного права;

· процедурные нормы — определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Они регулируют процедуру, формы и методы нормотворческой и правоприменительной деятельности государственной администрации.

· процессуальные нормы — регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, т.е. отношения, складывающиеся с участием юрисдикционного органа в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.

2. В зависимости от функций права административно-правовые нормы подразделяются на:

· учредительные — они закрепляют отправные, принципиальные положения материального или процессуального характера. Структура этих норм включает два основных элемента: объем и определение. Объем указывает условия применения учредительной нормы, а определение закрепляет значение того или иного термина, используемого в административном праве либо принцип административного права.

· регулятивные — обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права. Они определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства и прекращения этих отношений.

· охранительные — нормы обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.

3. В зависимости от юридической силы выделяются:

· законодательные — содержатся в федеральных законах и нормативных актах законодательной власти субъектов Федерации;

· подзаконные административно-правовые нормы — могут быть общими и отраслевыми (ведомственными). Общие подзаконные нормы содержатся в актах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ. Отраслевые нормы устанавливаются посредством ведомственных нормативных актов.

4. В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на:

· обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);

· запрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий);

· уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);

· разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);

· ограничительные (вводят ограничения на ту или иную деятельность).

5. По форме предписания административные нормы подразделяются на:

· императивные (подлежащие обязательному, безусловному исполнению);

· рекомендательные (не носящие обязательного характера и содержащие рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий);

· диспозитивные (предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон)

· стимулирующие (обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).

6. В зависимости от территории действия:

· общефедеральные, региональные (действующие на территории субъекта РФ);

· локальные (внутриорганизационные) нормы административного права.

7. По сроку действия:

· временные (введенные на определенный срок);

· бессрочные (не имеющие заранее определенного срока действия),;

· чрезвычайные (рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств).

Нормы административного права получают свое внешнее выражение и закрепление в нормативно-правовых актах, состоящих из статей. Между статьями правовых актов и нормами права нет прямого соответствия. Возможны три варианта соотношения статей и норм: а) в одной статье содержится одна норма; б) одна статья содержит несколько правовых норм; в) элементы одной и той же нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) находятся в нескольких статьях нормативного акта или даже в нескольких нормативных актах.

Нормативно-правовые акты — основной вид источников административного права. Под источниками права понимаются внешние конкретные формы выражения правовых норм.

Основными источниками административного права являются:

1. Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ, установления полномочий Правительства РФ и т.д.;

2. федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права;

3. кодифицированные нормативные акты (Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный кодекс РФ, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс и др.);

4. федеральные законы (Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Закон «Об основах государственной службы РФ», Закон «О некоммерческих организациях» и др.);

5. подзаконные федеральные акты: а) указы Президента РФ и б) Постановления Правительства РФ, в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

6. законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по проблемам административно-правовых отношений);

7. подзаконные акты субъектов Федерации;

8. нормативные акты президентов, глав администраций;

9. постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

10. приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;

11. административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой дву- или многосторонние соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права;

12. международно-правовые акты.

Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности систему административного права. В системе административного права выделяются нормы Общей и Особенной частей. В рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:

1. институт административно-правового статуса граждан;

2. институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной власти, административно-правовой статус ее органов;

3. институт форм и методов осуществления исполнительной власти;

4. институт государственной службы;

5. институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих;

6. институт административного принуждения и административной ответственности;

7. институт административной юстиции;

8. институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.

Особенная часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в отдельных отраслях государственного управления. Эти нормы группируются по трем основным направлениям:

1. нормы, регулирующие управление экономикой;

2. нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере;

3. нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 21 ; Нарушение авторских прав

Административно-правовые нормы, их виды, действие и реализация

Действие административно-правовых норм. Административно-правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Время действия административно-правовой нормы начинается с момента вступления ее в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
По действию во времени различаются нормы постоянного и нормы временного действия По общему правилу, большинство административно-правовых норм не ограничены определенными сроками действия Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия Временный срок действия административно-правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Как правило нормы, содержащиеся в декретах Президента Республики Беларусь и законах, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок Административно-правовые нормы, находящиеся в указах Президента Республики Беларусь постановлениях Правійельсгва и иных нормашвных правовых актах всту- \ нают в силу со дня включения их в Национальный реєстр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Апминистративно-правовые нормы по общему правилу не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или иным образом улучшают положения лиц, на которых распространяют свое действие. Не имеют обратной силы нормы, устанавливающие или усиливающие ответственность. Исполнительная власть, придавая обратную силу административно-правовым нормам, должна придерживаться конституционного ориентира не нарушать права граждан и юридических лиц, не ухудшать их правовое положение.
Действие административно-правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно-территориальной единицы) действия, нормы межотраслевого, отраслевого и локального масштаба.
Нормы административного права имеют весьма широкий круг своего воздействия, они направлены прежде всего на регулирование деятельности органов государственного управления, государственных организаций и должностных лиц, а также распространяют свое действие на всех граждан, либо на их отдельные группы (пассажиры, водители, госслужащие, лица, привлеченные к административной ответственности), лиц без гражданства.
Реализация норм административного права означает практическое использование содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений, претворение в жизнь с их помощью публичных интересов, воли исполнительной власти и ее органов.
По вопросу способов реализации норм административного права среди административистов нет единого мнения. Представляется, что нормы административного права реализуются в основном посредством исполнения, применения и соблюдения.
Исполнение норм означает точное следование субъектов управленческих отношений предписаниям и дозволениям, содержащимся в них. Так, участием в демонстрациях, подачей жалобы гражданином и рассмотрением ее должностным лицом в установленный срок исполняются административно-правовые нормы.
Применение административно-правовых норм заключается в практической реализации субъектом управленческих отношений. исполнительной власти своей компетенции, юридически-

%’ властных полномочии путем издания индивидуальных правовых актов.Например, привлечение лица к административной ответ-

  • ственности либо зачисление гражданина на государственную службу.

Соблюдение административно-правовых норм — это воздержание от совершения запрещенных нормами действий, поступков. Если лицо нарушает административно-правовые или иные запреты, его могут привлечь к административной ответственности.

    8.2. Административно-правовые нормы и их реализация

    Нормы административного права выполняют функцию регулятора общественных отношений в сфере государственного управления.

    Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (или в широком смысле – государственного управления).

    Административно-правовым нормам присущи все признаки нормы права, при этом они имеют свои особенности, поскольку осуществляют регулирование особой группы общественных отношений, составляющих предмет административного права.

    Во-первых, административно-правовая норма – это государственное предписание, обязательное для исполнения субъектами административного права и рассчитанное на многократное применение.

    Во-вторых, административно-правовая норма – это форма определения и закрепления прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.

    В-третьих, административно-правовая норма – это правило поведения, гарантированное государством. Особенность административно-правовой нормы в том, что предписанное государством правило поведения субъектов защищается мерами административной и дисциплинарной ответственности. Последняя наступает за нарушения правовых норм, регулирующих государственно-служебные отношения.

    Административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления и имеют целью обеспечение реализации функций исполнительной власти.

    Административно-правовые нормы направлены в основном на удовлетворение публичных, а не частных интересов.

    Особенность административно-правовых норм в том, что они регулируют и охраняют общественные отношения, входящие в предмет регулирования иных отраслей права (финансового, трудового, земельного, экологического и др.).

    Административно-правовая норма является результатом нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти. Исполнительная власть подзаконна, и, применяя нормы закона, она нуждается в самостоятельном нормотворчестве, которое называется административным нормотворчеством.

    Административно-правовая норма имеет традиционную структуру и состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

    Гипотеза указывает на фактические условия, при наличии которых реализуется правило поведения, установленное административно-правовой нормой. В ряде случаев гипотеза может быть представлена в виде юридического факта (например, заключение контракта о службе, достижение определенного возраста и пр.).

    Диспозиция (сердцевина нормы) содержит само правило поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера, в соответствии с которым действуют участники правоотношения. В нормах, устанавливающих административную ответственность за совершение административных правонарушений, гипотеза слита с диспозицией и называется диспозицией. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной (дает возможность участникам административно-правового отношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой) и бланкетной (содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам).

    Санкция содержит указание на меры административного воздействия, предусмотренные за нарушение или игнорирование правил, установленных в диспозиции правовой нормы. Она, как правило, предусматривает меру ответственности (административной или дисциплинарной) либо иную меру административного принуждения, хотя нередко санкция в административно-правовой норме может и отсутствовать.

    Классификацию административно-правовых норм (подразделение на отдельные виды) можно проводить по различным основаниям:

    а) по предмету регулирования – на материальные и процессуальные. Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников тех или иных общественных отношений. А процессуальные нормы регламентируют порядок реализации взаимных прав и обязанностей участниками этих отношений (например, порядок приема и рассмотрения жалоб, порядок производства по делам об административных правонарушениях и пр.);

    б) по предмету воздействия на поведение субъектов: *

    обязывающие нормы – нормы, предписывающие в предусмотренных в них условиях совершать определенного рода действия (например, издание приказа при приеме сотрудника на работу); *

    запрещающие нормы – нормы, предписывающие в предусмотренных в них условиях не совершать определенного рода действия (причем запреты могут носить общий характер, т.е. распространяться на всех лиц, либо специальный характер, например, запрет для сотрудников милиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидности и малолетних); *

    уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные нормы – нормы, предписывающие возможность действовать в рамках требований таких норм по своему усмотрению (именуются еще нормами диспозитивного характера); *

    стимулирующие (поощрительные) нормы – нормы, которые обеспечивают должное поведение участников общественных отношений с помощью средств морального воздействия или материального стимулирования (например, использование льгот и стимулов в государственно-служебных отношениях, становление налоговых льгот и пр.); *

    рекомендательные нормы – нормы, которые напрямую не содержат в себе прямо выраженных предписаний и носят не обязательный, но желательный характер;

    в) по конкретному содержанию (объему регулирования) и уровню обобщенности нормы делят на общие и специальные: общие нормы регулируют общественные отношения общего характера, а специальные – в конкретной сфере управления (при конкуренции этих норм действует специальная норма).

    г) по масштабу действия: нормы общефедерального масштаба и нормы, действующие в рамках субъекта федерации;

    д) по пределу действия: внутрисистемные нормы (распространяются на нижестоящие звенья системы исполнительной власти) и нормы общеобязательного характера;

    е) по действию во времени: срочные нормы (с заранее определенным сроком действия) и бессрочные нормы (не имеющие заранее установленного срока действия);

    ж) по условиям действия: обычные нормы и экстраординарные нормы, т.е. нормы, действующие в чрезвычайных (экстраординарных) обстоятельствах;

    з) по субъектам (по адресатам): нормы, регулирующие: *

    поведение граждан в сфере государственного управления; *

    деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере государственного управления; *

    деятельность общественных организаций в сфере государственного управления; *

    деятельность государственных служащих и служащих общественных организаций в сфере государственного управления; *

    Реализация административно-правовых норм – это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении и использовании прав, соблюдении и выполнении юридических обязанностей.

    Различают несколько форм реализации административно-правовой нормы, подразделяя их на основные и вспомогательные. К основным формам реализации административно-правовых норм относят их исполнение и применение, а к вспомогательным – соблюдение и использование.

    Исполнение административно-правовых норм – это точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам и дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами данного вида реализации административно-правовой нормы выступают все участники административно-правовых отношений.

    Применение административно-правовой нормы свойственно только уполномоченным государственным органам и должностным лицам и выражается в издании индивидуальных правовых актов на основе требований материальных и процессуальных административно-правовых норм. Таким образом, административно-правовая норма реализуется посредством принятия государственно-властного решения по конкретному делу в установленном законом порядке. Примерами правоприменительной деятельности в таких случаях служат издание постановления о наложении административного наказания, регистрация, лицензирование. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

    Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, в добровольном воздержании от совершения запрещенных нормой действий (напрмер, соблюдение правил дорожного движения посредством воздержания от совершения действий, их нарушающих). Соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.

    Использование административно-правовой нормы характеризуется альтернативными возможностями добровольного совершения субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав (например, добровольность участия в выборах как форме участия граждан в управлении государством, добровольность на реализацию права на обжалования действий или бездействия должностных лиц и пр.). Субъект сам решает, воспользоваться предоставленным уполномочивающей нормой правом или воздержаться от использования.

    Еще по теме:

    • Как проходит имущественный суд Раздел имущества при разводе Украина Самым конфликтным и тяжелым делом является раздел имущества при разводе, который чаще всего происходит как следствие расторжения брака (развода). Но раздел имущества не всегда связан с разводом. Раздел […]
    • Получение квартиры государственной семье Льготное жилье в Харькове: кто может претендовать на покупку Харьковские семьи платят ежемесячно 1300 грн по кредиту за квартиру Растущий курс доллара, нестабильная экономическая ситуация в последние годы для многих жителей города и […]
    • Как оформить ходатайство в суд образец Ходатайство о приобщении документов Если после подачи иска в суд необходимо дополнить материалы дела какими-то письменными доказательствами, подайте ходатайство о приобщении документов. Особенно сложных требований к составлению и подаче […]
    • Закон о репатриации россии Репатриация в Российскую Федерацию в 2018 году Термин «репатриация» не часто используется в одной связке с Россией – обычно он встречается при беседе с ассимилированными евреями, которые стремятся вернуться на родину, или же в разговоре с […]
    • Лицензирование образовательной деятельности ип Лицензирование образовательной деятельности ип Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Вопрос-Ответ › Образование › Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для ИП с […]
    • Рассчитать количество дней отпуска при увольнении онлайн калькулятор Калькулятор отпускных Калькулятор отпускных - поможет рассчитать сумму отпускных. Калькулятор отпускных производит расчет по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. […]
    • Допустимая недостача при инвентаризации Недостача при инвентаризации: что делать и как списать Под понятием «недостача» следует понимать разницу между конечной стоимостью реализуемой продукции, которая должна быть в торговой точке, и полученной фактической цифрой. Сегодня […]
    • Ликвидация оао славянки в 2018 году Как проводится ликвидация ОАО в 2018 году Одной из самых распространенных форм организации юридического лица является ОАО. При этом его регистрация и функционирование имеет свои особенности. Аналогичным образом обстоит дело с […]