87 статья налогового кодекса

Статья 87. Налоговые проверки

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Комментарий к Ст. 87 НК РФ

В ст. 87 НК РФ законодатель определяет, что одной из форм налогового контроля является налоговая проверка. Проверки бывают камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда в организацию.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по местонахождению фирмы. Впрочем, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.

У налогоплательщиков нередко возникают вопросы о том, могут ли в отношении них и камеральная, и выездная налоговая проверки быть проведены в одно время, по одному налогу и за один налоговый период.

Как указала ФНС России в Письме от 13 марта 2014 г. N ЕД-4-2/4529, законодательство РФ о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Так, ст. 89 НК РФ ограничивает лишь проведение 2 и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 ст. 89 НК РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размеры выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.

Таким образом, согласно выводам ФНС России, налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.

Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки

Новая редакция Ст. 87 НК РФ

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Комментарий к Статье 87 НК РФ

В ст. 87 НК РФ законодатель определяет, что одной из самостоятельных форм налогового контроля является налоговая проверка. Проверки бывают камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в самой инспекции без выезда на предприятие.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по местонахождению фирмы. Впрочем, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.

Другой комментарий к Ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 87 Кодекса содержит общие положения о налоговых проверках, деля их на камеральные и выездные. В свою очередь положения о камеральных налоговых проверках содержатся в ст. 88 Кодекса, о выездных налоговых проверках — в ст. 89 Кодекса (см. комментарии к ст. 88 и 89 Кодекса).

Частью 1 ст. 87 Кодекса установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Несложно заметить, что приведенное правило распространяется как на камеральные, так и на выездные налоговые проверки.

При толковании приведенной нормы ч. 1 ст. 87 Кодекса в п. 27 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам предписано исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 7 октября 2003 г. N 2203/03 указал, что из содержания нормы ч. 1 ст. 87 Кодекса видна взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении. Согласно материалам дела выездная налоговая проверка осуществлялась инспекцией в 2002 г., в связи с чем Президиум ВАС России сделал вывод, что проверке могли быть подвергнуты предшествовавшие ей три года: 2001, 2000 и 1999.

Частью 2 ст. 87 Кодекса предусмотрена возможность проведения налоговыми органами встречных проверок, под которыми, как следует из комментируемой статьи, понимается истребование при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у лиц, чья деятельность связана с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора), документов, относящихся к деятельности последнего.

В пункте 3 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» закреплено право налоговых органов получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. Там же установлено, что должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.

Как видно, законодательное регулирование проведения налоговыми органами встречных проверок довольно скудно, но и из приведенных положений ст. 87 НК можно сделать некоторые выводы.

Прежде всего, проведение налоговыми органами встречных проверок осуществляется в рамках проведения камеральной или выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика (плательщика сбора). Соответственно, налоговый орган вправе истребовать документы только у лиц, имевших с проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора) значимые для налогообложения отношения, и только те документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

Следует также отметить, что встречная проверка проводится налоговым органом путем истребования у контрагентов проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), т.е. в Кодексе не идет речь о том, что в рамках встречных проверок должностные лица налоговых органов вправе осуществлять те мероприятия, которые они проводят в рамках выездной налоговой проверки, — проводить осмотр, производить выемку документов и предметов и т.д.

В комментируемой статье не говорится о том, что истребование налоговым органом документов в рамках проведения встречной проверки осуществляется в порядке, определенном ст. 93 Кодекса, и в п. 1 ст. 93 Кодекса указано на право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать необходимые для проверки документы только у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Из этого следует, что истребование документов в рамках встречной проверки и истребование документов в порядке, определенном ст. 93 Кодекса, — это различные мероприятия.

Непредставление или ненадлежащее представление документов налоговому органу по его запросу в рамках встречной проверки влечет налоговую ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 Кодекса (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).

В части 3 ст. 87 Кодекса установлен запрет проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

В пункте 8 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, когда при применении положений ст. 87 Кодекса, устанавливающих ограничения в отношении проведения повторных выездных налоговых проверок, суд не принял во внимание доводы налогового органа о том, что повторная выездная налоговая проверка носила тематический характер и касалась внешнеэкономической деятельности налогоплательщика.

В качестве исключения в комментируемой статье установлено, что повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора — организации);

вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Аналогичное правило закреплено ч. 3 ст. 89 Кодекса (см. комментарий к ст. 89 Кодекса).

Как установлено комментируемой статьей, повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной статьи. О форме и требованиях к такому постановлению см. комментарий к ст. 89 Кодекса.

Согласно ст. 87 Кодекса особенности проведения налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» части второй Кодекса. В указанной главе Кодекса определены особенности проведения только выездных налоговых проверок при выполнении СРП (см. комментарий к ст. 89 Кодекса).

Налоговый кодекс Украины
Статья 87. Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика

87.1. Источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные средства, в том числе, полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве займа ( кредит), и из других источников, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты.

Источником самостоятельной уплаты денежных обязательств по налогу на добавленную стоимость являются суммы средств, источники которых указаны в абзаце первом настоящего пункта и учитываются в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость. В случае уплаты налоговых обязательств, возникших до 1 июля 2015 года, и / или погашения налогового долга по налоговым обязательствам, возникшим до 1 июля 2015 года, перечисление средств в бюджет осуществляется непосредственно с текущих счетов налогоплательщика, открытых в банках.

Уплату денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика по соответствующему платежу может быть осуществлено также:

а) за счет излишне уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика);

б) за счет ошибочно и / или излишне уплаченных сумм по другим платежам (на основании соответствующего заявления плательщика) в соответствующие бюджеты с учетом особенностей, определенных в пункте 43.4-1 статьи 43 настоящего Кодекса;

в) за счет суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (на основании соответствующего заявления плательщика) в Государственный бюджет Украины «.

Не могут быть источником погашения налогового долга, кроме погашения налогового долга по налогу на добавленную стоимость (кроме налогового долга, возникшего до 1 июля 2015 года), средства на счете плательщика в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость. Для погашения такого налогового долга за счет средств на счете налогоплательщика в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость центральный орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политику, при наличии оснований, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса, направляет центральному органу исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в котором открыты счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, реестр, в котором указываются наименование налогоплательщика, налоговый и индивидуальный налоговый номер плательщика налогов и сумма налогового долга, подлежащего перечислению в бюджет (кроме сумм налогового долга по налоговым обязательствам по налогу на добавленную стоимость, подлежащих уплате в государственный бюджет и по которым сформирован реестр для перечисления средств в государственный бюджет со счета в системе электронного администрирования в соответствии с пунктом 200.2 статьи 200 настоящего Кодекса). Порядок формирования и отправки центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, такого реестра определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

87.2. Источниками погашения налогового долга налогоплательщика является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных этим Кодексом, а также другими законодательными актами.

87.3. Не могут быть использованы в качестве источников погашения налогового долга налогоплательщика:

87.3.1. имущество налогоплательщика, предоставленное им в залог другим лицам (на время действия такого залога), если такой залог зарегистрирован согласно закону в соответствующих государственных реестрах до момента возникновения права налогового залога;

87.3.2. имущество, принадлежащее на правах собственности другим лицам и находится во владении или пользовании налогоплательщика, в том числе (но не исключительно) имущество, переданное налогоплательщику в лизинг (аренду), хранение (ответственное хранение), ломбардный хранение, на комиссию (консигнацию ) давальческое сырье, предоставленное предприятию для переработки, кроме его части, предоставляемой налогоплательщику как оплата за такие услуги, а также имущество других лиц, принятые налогоплательщиком в залог или заклад, доверительное и любые другие виды агентского управления;

87.3.3. имущественные права других лиц, предоставленные налогоплательщику в пользование или владение, а также неимущественные права, в том числе права интеллектуальной (промышленной) собственности, переданные в пользование такому налогоплательщику без права их отчуждения;

87.3.4. Средства кредитов или займов, предоставленных налогоплательщику кредитно-финансовым учреждением, которые учитываются на ссудных счетах, открытых такому налогоплательщику, суммы аккредитивов, выставленных на имя налогоплательщика, но не открытые, суммы авансовых платежей и предварительной оплаты по контрактам предприятий судостроительной промышленности (класс 35.11 группа 35 КВЭД ДК 009: 2005), полученные от заказчиков морских и речных судов и других плавучих средств;

87.3.5. имущество, включенное в состав целостных имущественных комплексов государственных предприятий, не подлежащих приватизации, в том числе казенных предприятий. Порядок отнесения имущества к такого, что включается в состав целостного имущественного комплекса государственного предприятия, устанавливается Фондом государственного имущества Украины;

87.3.6. имущество, свободный оборот которого запрещен в соответствии с законодательством Украины;

87.3.7. имущество, не может быть предметом залога в соответствии с Законом Украины «О залоге»;

87.3.8. средства других лиц, предоставленные налогоплательщику во вклад (депозит) или доверительное управление, а также собственные средства юридического лица, используемые для выплат задолженности по основной заработной платы за фактически отработанное время физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с таким юридическим лицом.

87.4. Должностные лица, в том числе государственные исполнители, принявшие решение об использовании имущества, определенного пунктом 87.3 этой статьи, как источники погашения денежного обязательства или налогового долга налогоплательщика несут ответственность в соответствии с законом.

87.5. В случае если осуществление мероприятий по погашению налогового долга налогоплательщика путем взыскания средств, находящихся в его собственности, не привело к полному погашению суммы налогового долга или в случае недостаточности у плательщика средств для погашения налогового долга, контролирующий орган определяет дебиторскую задолженность налогоплательщика, срок погашения которой наступил, источником погашения налогового долга такого налогоплательщика.

Контролирующий орган заключает с налогоплательщиком договор о переводе права требования такой дебиторской задолженности. Такая дебиторская задолженность продолжает оставаться активом налогоплательщика, имеющего налоговый долг, о чем указывается в договоре между налогоплательщиком и контролирующим органом, и должна быть соответствующим образом раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности.

Налоговый долг продолжает учитываться по налогоплательщиком, у которого он возник, до поступления средств в бюджет за счет взыскания этой дебиторской задолженности. Контролирующий орган сообщает налогоплательщику о таком поступления в пятидневный срок со дня получения соответствующего документа.

В случае отказа налогоплательщика, имеющего налоговый долг, от заключения с контролирующим органом договора о переводе права требования дебиторской задолженности такой контролирующий орган обращается в суд относительно обязательства налогоплательщика заключить указанный договор.

87.6. В случае отсутствия у налогоплательщика, являющегося филиалом, обособленным подразделением юридического лица, имущества, достаточного для погашения его денежного обязательства или налогового долга, источником погашения денежного обязательства или налогового долга такого налогоплательщика является имущество такого юридического лица, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок применения пунктов 87.5 и 87.6 этой статьи определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

87.7. Запрещается любая уступка денежного обязательства или налогового долга налогоплательщика третьим лицам. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, когда гарантами полного и своевременного погашения денежных обязательств налогоплательщика являются другие лица, если такое право предусмотрено настоящим Кодексом.

87.8. Дополнительно к источникам, определенных в пункте 87.1 этой статьи, источником погашения налогового долга банков, небанковских финансовых учреждений, в том числе страховых организаций, могут быть средства, независимо от источников их происхождения и без применения ограничений, определенных в подпунктах 87.3.4 и 87.3. 8 пункта 87.3 этой статьи, в сумме, не превышающей сумму их собственного капитала (без учета страховых и приравненных к ним обязательных резервов, сформированных в соответствии с законом). Определение размера собственного капитала осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

87.9. В случае наличия у налогоплательщика налогового долга контролирующие органы обязаны зачислить средства, уплачиваемые таким налогоплательщик, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного налогоплательщиком. В таком же порядке происходит зачисление средств, которые поступят в счет погашения налогового долга налогоплательщика в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса или по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

Направление средств налогоплательщиком на погашение денежного обязательства перед погашением налогового долга запрещается, кроме случаев направления этих средств на выплату заработной платы и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

87.10. С момента вынесения судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве налогоплательщика порядок погашения денежных обязательств, включенных в конкурсных кредиторских требований контролирующих органов к такому должнику, определяется в соответствии с Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» без применения норм настоящего Кодекса.

87.11. Орган взыскания обращается в суд с иском о взыскании суммы налогового долга налогоплательщика — физического лица. Взыскание налогового долга по решению суда осуществляется государственной исполнительной службой в соответствии с законом об исполнительном производстве.

87.12. В случае если налоговый долг возник по операциям, которые выполнялись в рамках договоров о совместной деятельности, источником погашения такого налогового долга является имущество налогоплательщиков, являющихся участниками такого договора.

Статья 87 НК РФ. Налоговые проверки (действующая редакция)

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 87 НК РФ

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ (см. комментарий к ней) налоговые органы имеют право на проведение налоговых проверок, общий порядок и условия которого установлены комментируемой статьей. Следует отметить, что содержание комментируемой статьи было существенно сокращено в результате вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Если в первоначальной редакции комментируемая статья определяла значительную часть общих условий проведения налоговых проверок, то в действующей редакции она посвящена только формам (п. 1) и цели (п. 2) таких проверок.

Согласно п. 1 комментируемой статьи налоговые проверки могут проводиться в двух формах: камеральная налоговая проверка (см. ст. 88 НК РФ и комментарий к ней) и выездная налоговая проверка (см. ст. 89 НК РФ и комментарий к ней).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом, т.е. лицами, непосредственно участвующими в исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, законодательства о налогах и сборах. Раскрывая цель проведения налоговых проверок, необходимо обратить внимание на Постановление Европейского суда по правам человека от 20 сентября 2011 года по делу N 14902/04 «ОАО «Нефтяная компания «Юкос» (OAO «Neftyanaya kompaniya «Yukos») против Российской Федерации», в котором указанный наднациональный судебный орган отмечает, что налоговые органы вправе проводить проверки в целях выявления фактического собственника реализованного имущества и фактического получателя экономической выгоды и установления его недобросовестности, выразившейся в применении схемы уклонения от уплаты налогов. При этом налоговые органы устанавливают лицо, являющееся фактическим собственником, исходя из фактических отношений, возникающих между сторонами сделок, вне зависимости от того, какие лица названы собственниками имущества в представляемых в ходе налоговой проверки документах.

Налоговый кодекс Украины — Статья 87

Глава 9. Погашения налогового долга налогоплательщиков

Статья 87. Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика

87.1. Источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные средства, в том числе те, которые получены от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве займа (кредита), и из других источников, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты.

Уплата денежных обязательств или погашение налогового долга налогоплательщика с соответствующего платежа может быть осуществлено также за счет излишне уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и / или излишне уплаченных сумм по другим платежам (на основании соответствующего заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.

87.2. Источниками погашения налогового долга налогоплательщика является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных Налоговым Кодексом, а также другими законодательными актами.

87.3. Не могут быть использованы как источники погашения налогового долга налогоплательщика:

  • 87.3.1. имущество налогоплательщика, предоставленное им в залог другим лицам (на время действия такого залога), если такой залог зарегистрирован по закону в соответствующих государственных реестрах до момента возникновения права налогового залога;
  • 87.3.2. имущество, которое принадлежит на правах собственности другим лицам и находится во владении или пользовании налогоплательщика, в том числе (но не исключительно) имущество, переданное налогоплательщику в лизинг (аренду), хранение (ответственное хранение), ломбардное хранение, на комиссию (консигнацию); давальческое сырье, предоставленное предприятию для переработки, кроме его части, которая предоставляется плательщику налогов как оплата за такие услуги, а также имущество других лиц, принятые налогоплательщиком в залог или заклад, доверительное и любые другие виды агентского управления;
  • 87.3.3. имущественные права других лиц, предоставленные налогоплательщику в пользование или владение, а также неимущественные права, в том числе права интеллектуальной (промышленной) собственности, переданные в пользование такому налогоплательщику без права их отчуждения;
  • 87.3.4. Средства кредитов или займа, предоставленных налогоплательщику кредитно-финансовым учреждением, которые учитываются на ссудных счетах, открытых такому налогоплательщику, суммы аккредитивов, выставлены на имя налогоплательщика, но не открытые, суммы авансовых платежей и предварительной оплаты по контрактам предприятий судостроительной промышленности (класс 35.11 группа 35 КВЭД ДК 009:2005), полученные от заказчиков морских и речных судов и других плавучих средств;
  • 87.3.5. имущество, включенное в состав целостных имущественных комплексов государственных предприятий, не подлежащих приватизации, в том числе казенных предприятий. Порядок отнесения имущества к такому, которое включается в состав целостного имущественного комплекса государственного предприятия, устанавливается Фондом государственного имущества Украины;
  • 87.3.6. имущество, свободный оборот которого запрещен согласно законодательству Украины;
  • 87.3.7. имущество, которое не может быть предметом залога в соответствии с Законом Украины «О залоге»;
  • 87.3.8. средства других лиц, предоставленные налогоплательщику как вклад (депозит) или доверительное управление, а также собственные средства юридического лица, которые используются для выплат задолженности по основной заработной плате за фактически отработанное время физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с таким юридическим лицом.

87.4. Должностные лица, в том числе государственные исполнители, которые приняли решение об использовании имущества, определенного пунктом 87.3 этой статьи, как источники погашения денежного обязательства или налогового долга налогоплательщика несут ответственность в соответствии с законом.

87.5. В случае если осуществление мероприятий по продаже имущества налогоплательщика не привело к полному погашению суммы налогового долга, орган взыскания может определить дополнительным источником погашения налогового долга дебиторскую задолженность плательщика налогов, срок погашения которого наступил и право требования которой переведено на органы государственной налоговой службы.

Такая дебиторская задолженность продолжает оставаться активом налогоплательщика, имеющего налоговый долг, до поступления средств в бюджет за счет взыскания этой дебиторской задолженности. Орган государственной налоговой службы сообщает налогоплательщику о таком поступлении средств в пятидневный срок со дня получения соответствующего документа.

87.6. В случае отсутствия у налогоплательщика, являющегося филиалом, обособленным подразделением юридического лица, имущества, достаточного для погашения его денежного обязательства или налогового долга, источником погашения денежного обязательства или налогового долга такого налогоплательщика является имущество такого юридического лица, на которое может быть обращено взыскание согласно Налогового Кодекса.

Порядок применения пунктов 87.5 и 87.6 настоящей статьи определяется центральным органом государственной налоговой службы.

87.7. Запрещается любая уступка денежного обязательства или налогового долга налогоплательщика третьим лицам. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, когда гарантами полного и своевременного погашения денежных обязательств налогоплательщика являются другие лица, если такое право предусмотрено Налоговым Кодексом.

87.8. Дополнительно к источникм, определенным в пункте 87.1 этой статьи, источником погашения налогового долга банков, небанковских финансовых учреждений, в том числе страховых организаций, могут быть средства, независимо от источников их происхождения и без применения ограничений, определенных в подпунктах 87.3.4 и 87.3.8 пункта 87.3 настоящей статьи, в сумме, не превышающей сумму их собственного капитала (без учета страховых и приравненных к ним обязательных резервов, сформированных в соответствии с законом). Определение размера собственного капитала осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

87.9. В случае наличия у налогоплательщика налогового долга органы государственной налоговой службы обязаны зачислить средства, которые выплачивает такой налогоплательщик, в счет погашения налогового долга согласно с очередностью его возникновения независимо от направления оплаты, определенного налогоплательщиком. В таком же порядке происходит зачисление средств, которые поступят в счет погашения налогового долга налогоплательщика в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса или по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

Направление средств налогоплательщиком на погашение денежного обязательства перед погашением налогового долга запрещается, кроме случаев направления этих средств на выплату заработной платы и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

87.10. С момента вынесения судом постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве налогоплательщика порядок погашения денежных обязательств, включенных в конкурсные кредиторские требования контролирующих органов к такому должнику, определяется согласно Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом » без применения норм Налогового Кодекса.

87.11. Орган взыскания обращается в суд с иском о взыскании суммы налогового долга налогоплательщика — физического лица. Взыскание налогового долга по решению суда осуществляется государственной исполнительной службой согласно закона об исполнительном производстве.

87.12. В случае если налоговый долг возник по операциям, которые выполнялись в рамках договоров о совместной деятельности, источником погашения такого налогового долга является имущество налогоплательщиков, которые являются участниками такого договора.

Еще по теме:

  • Нужно ли менять номера автомобиля при смене места жительства Перерегистрация ТС уже не нужна! Своим недавним постановлением Кабмин Украины упростил перерегистрацию ТС – отныне при смене владельцев проводить данную процедуру уже не нужно. Согласно Постановлению Кабмина №87 от 13 февраля 2012 года, […]
  • Декларация ндс как заполнить 2014 Новые бланки декларации НДС (ПДВ) 2014 — порядок заполнения отчетов Заполнении бланка декларации по НДС ( ПДВ ) 2014 года , а так же додатков (дополнений) по НДС и подаче их в органы ГНС iFinDok напоминает, что следует смотреть и […]
  • Минимальная оплата труда в рк Минимальная заработная плата (МЗП) с 2000 по 2018 год МЗП с 1 января 2014 года - 19 966 тенге Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 - 2016 годы» МЗП с 1 января 2012 года - 17 439 тенге Установлен […]
  • Какие денежные выплаты полагаются при рождении ребенка Выплаты при рождении ребенка Единовременная выплата при рождении ребенка Единовременное пособие выплачивается женщинам вне зависимости от их трудового статуса и уровня дохода на каждого родившегося ребенка в равной сумме. Выплата по […]
  • Алименты на ребенка за прошлый период Взыскание алиментов: разъяснения ВС РФ Количество дел о взыскании алиментов на детей, рассмотренных отечественными судами в 2014 году, превысило 300 тыс. ВС РФ проанализировал данную судебную практику и обобщил ее в своем обзоре (Обзор […]
  • Материнский капитал 2011 какая сумма Размер материнского капитала Размер материнского капитала — то, на что каждая семья обращает внимание, когда определяет возможность использования средств государственной поддержки. Причина тому — индексация материнского капитала. Она […]
  • Код стандартный налоговый вычет на ребенка в 2014 году Коды вычета на детей в 2018 году Актуально на: 20 февраля 2018 г. При исчислении НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13%, физлицам могут предоставляться в числе прочих стандартные налоговые вычеты (п. 1 ст. 218 НК РФ). В ряду таких […]
  • Гражданство для детей 2000 года ПРАВОЗАЩИТА ОНЛАЙН Второе гражданство для ребенка: вопросы остаются В 2014 году в Германии вступили в силу поправки к Закону о гражданстве. Многие жители страны с мигрантским прошлым хотели бы сохранить возможность второго гражданства […]