44 фз о контрактной системе 93 статья

Содержание:

Бюджетное учреждение заключает договоры на основании п. 4 и п. 5 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) на закупку товара, работ, услуг. Необходимо ли запрашивать у контрагентов (юридических и физических лиц) по договорам, заключаемым на основании п. 4 и п. 5 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, какие-либо документы (копии документов), в том числе свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, лицензии на осуществление определенного вида деятельности (например на организацию перевозок детей)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законом N 44-ФЗ не определен конкретный перечень документов, которые заказчику следует истребовать у контрагента до заключения с ним контракта по основанию, предусмотренному п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На наш взгляд, до заключения такого контракта заказчику следует проверить потенциального контрагента на соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. C этой целью у него целесообразно истребовать, в частности, выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), документы, подтверждающие соответствие контрагента установленным законом требованиям (в том числе требованию о наличии у него соответствующей лицензии).

Обоснование вывода:
При осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, перечисленные в п.п. 1-10 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Кроме того, в силу ч. 1.1 указанной статьи заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (ч. 7 той же статьи).
По смыслу приведенных норм установленные ими единые требования должны предъявляться к участникам при любых способах закупки (кроме требования об обладании правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть предъявлены только при закупке прав на такие результаты). Полагаем, что это в равной степени относится и к закупкам, осуществляемым у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку из положений Закона N 44-ФЗ не вытекает, что перечисленные в ст. 31 требования не применяются при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 указанного закона. Таким образом, лицо, с которым заключается контракт по одному из указанных в вопросе оснований, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, как предусмотрено ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, информация об установленных этой статьей требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Функции по проверке соответствия участников закупок требованиям, указанным в ст. 31 Закона N 44-ФЗ, частью 8 этой статьи возложены на комиссию по осуществлению закупок. Однако осуществление закупок по основаниям, предусмотренным п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не требует размещения извещения о закупке и формирования документации о закупке. Отсюда можно сделать вывод, что при осуществлении таких закупок участники не подлежат проверке на соответствие требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (п. 10 письма Федерального казначейства от 21.05.2014 N 42-7.4-05/9.1-310, письмо Минэкономразвития РФ от 19.10.2015 N Д28и-3139). Тем не менее, как нам представляется, подобный подход является формальным, в связи с чем при заключении контрактов на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчику целесообразно руководствоваться требованиями ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Каких-либо определенных критериев, которые должны соблюдаться при выборе контрагента по договору, заключаемому заказчиком на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не предусмотрено. Такой выбор осуществляется на основе общих принципов гражданского законодательства и предполагает, что при заключении договора лицо должно проявлять необходимую осмотрительность, в том числе с целью определить, является ли будущий контрагент добросовестным участником рынка, обладает ли необходимой правоспособностью, специальными разрешениями для осуществления той или иной деятельности*(1). Деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию в случаях, предусмотренных пунктами 20, 22, 24, 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Представляется очевидным, что заключение контракта, исполнение которого предполагает осуществление подлежащей лицензированию деятельности, с лицом, у которого необходимая лицензия отсутствует, может с высокой степенью вероятности повлечь неблагоприятные последствия для заказчика и его должностных лиц (в том числе дисциплинарного характера). Поэтому проверка заказчиком до заключения контракта наличия у будущего контрагента лицензии на соответствующий вид перевозки, безусловно, должна рассматриваться как проявление необходимой осмотрительности.
Возможно, Вас заинтересуют материалы: Энциклопедия решений. Требования к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ; Энциклопедия решений. Проявление «должной осмотрительности» при выборе контрагента; ответ на Вопрос: Можно ли требовать у участника закупки выписку из ЕГРИП (ЕГРЮЛ) при заключении контракта с единственным поставщиком (до 100 тыс. руб.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

17 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15

Татьяна Вихрова,
старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

КГБУЗ Бирилюсская РБ

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

Да, в соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ Вам потребуется согласовать заключение контракта с контрольным органом. Напомню, в качестве такого органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнать, какая административная ответственность ожидает заказчика в случае превышения годового объема закупок у единственного поставщика, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по Закону № 44-ФЗ на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч. 2 ст. 420 ГК РФ).

Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена письмом Минэкономразвития России и Минфина России от 5 августа 2014 года № 18505-ЕЕ/Д28и № 02-02-04/39043.

Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

Фатюшин Александр Анатольевич

Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в совокупный годовой объем закупок?

читатель под ником «topaz-tn»

Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом Закона № 44-ФЗ годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) разделяет понятия «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение». Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 закона об образовании). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 закона об образовании).

Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Контракт в соответствии со ст. 93 Закона о контрактной системе на обучение сотрудников

Вопрос-ответ по теме

Как образовательная организация может заключить контракт на обучение сотрудников, в том числе на повышение квалификации с единственным исполнителем в рамках Закона № 44-ФЗ?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

В данном случае образовательная организация может рассмотреть несколько вариантов заключения таких контрактов:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчики могут осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Например, если у заказчика совокупный годовой объем 5 000 000 руб., то он имеет право заключить контракты на основании данного пункта на не более чем 2 000 000 руб в год. Если у заказчика совокупный годовой объем 50 000 000 руб., то он может заключить контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на не более чем 2 500 000 в год (это не более 5% совокупного годового объема). Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может также осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность,телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Проблемы применения статьи 93 Закона о контрактной системе №44-ФЗ

Закупки товаров (работ, услуг) за счет средств федерального и муниципального бюджетов осуществляются в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

Для более глубокого и точного понимания проблемы, которая рассматривается в настоящей статье, следует сразу отметить, что особенностью Закона №44-ФЗ является его строгость к процедуре определения победителя, максимальная регламентация действий Заказчика, особенно до заключения контракта, когда еще не завершена процедура определения поставщика.

Подтверждением серьезности намерений законодателя относительно жесткого контроля за обязательным соблюдением установленной процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика) является, в частности, строгость мер ответственности за нарушение установленных правил.

Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ устанавливает многие виды нарушений законодательства о контрактной системе (Закона №44-ФЗ), совершение которых должно неизбежно караться административной ответственностью в виде штрафа или дисквалификации, например:

  • принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей (ч.1 ст.7.29 КоАП РФ); а также иные нарушения, связанные с неправильным выбором способа закупки (ч.2, 2.1 ст.7.29 КоАП РФ).
  • Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ); иные нарушения, связанные с несоблюдением процедуры обоснования начальной (максимальной) цены контракта (ч.ч.2-4 ст.7.29.3 КоАП РФ).
  • Нарушение сроков размещения информации, размещение которой обязательно в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.1 – 1.7 ст.7-30) – влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до тридцати тысяч рублей.
  • Нарушение порядка и сроков рассмотрения заявок участников закупки влечет наложение штрафа от пяти до тридцати тысяч рублей на каждого члена Комиссии Заказчика (ч.2 ст.7.30 КоАП РФ).

Перечень видов нарушений можно продолжать и дальше, он является гораздо большим, чем указано выше, но это не является основной целью написания настоящей статьи

Анализ вышеуказанных видов нарушений Кодекса РФ об административных правонарушениях показывает, что практически каждое неосторожное действие может подпадать под тот или иной состав нарушения.

Таким образом, законодатель жестко и конкретно регулирует действия Заказчика при проведении закупочных процедур в рамках Закона №44-ФЗ и устанавливает большие размеры штрафных санкций, а в некоторых случаях и дисквалификацию, за несоблюдение установленных процедур.

Одним из наиболее ярких примеров строгости Закона №44-ФЗ является перечень случаев, когда Заказчик вправе не проводить конкурентные процедуры и заключить прямой контракт с единственным поставщиком.

Перечень случаев, когда Заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, перечислен в статье 93 Закона №44-ФЗ.

Всего статья 93 Закона №44-ФЗ предусматривает 46 случаев – оснований для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Однако, из всего перечня можно выбрать только одно основания, когда любой без исключения заказчик вправе заключить контракт с любым необходимым ему предметом и любым интересным ему лицом – фактически с кем захочет на любой товар (работу, услугу).

Этот единственный свободный случай, не ограниченный потребностью заказчика и внешними обстоятельствами деятельности, предусмотрен пунктом 4 части 1 статьи 93 и заключается в возможности заключить свободный контракт на сумму не более чем 100 000 рублей.

То есть ограничение все-таки есть, но по сумме контракта – не более 100 000 рублей.

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.

Фактически это тот объем денежных средств, которые переданы в свободное использование Заказчику с учетом его потребности, конечно же.

Вышеуказанное прямо свидетельствует о том, что Закон №44-ФЗ жестко регламентирует действия Заказчика и позволяет ему заключать свободные прямые контракты без проведения конкурентных процедур на сумму не более 100 000 рублей.

Казалось бы, строго и понятно для Заказчиков, которые должны бояться нарушать данные требования, поскольку это неотвратимо должно привести к назначению административного штрафа, возможно дисквалификации и даже применению мер уголовного преследования, если действиями Заказчика будет причинен крупный ущерб бюджету.

Анализ положений Уголовного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что крупным ущербом по многим видам нарушений Уголовного кодекса РФ является ущерб в размере 1-2 миллиона рублей.

Однако в реальности вышеуказанные запретительные нормы Закона №44-ФЗ и все возможные санкции не всегда могут защитить честные закупки и обеспечить соблюдение гражданского и бюджетного законодательства, предотвратить расхищение бюджета.

ГКУ «Дирекция ЖКХиБ ЮВАО» 01 марта 2016 года в нарушении решения и предписания Комиссия Управления ФАС по г.Москве от 19.02.2016 года по делу № 2-57-1336/77-16, а также в нарушении ст. ст. 1, 3 Закона о контрактной системе заключило с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) государственный контракт на оказание услуг.

Согласно предписаниям Комиссии Управления ФАС по г.Москве от 19.02.2016 года по делу № 2-57-1336/77-16 Заказчик обязан был провести электронные аукционы.

Однако указанный Заказчик не стал утруждаться проведением конкурентных процедур и заключил контракт с единственным поставщиком на сумму около 40 миллионов рублей.

То есть, сумма контракта превысила допустимый размер цены контракта в 40 раз. (вместо 100-тысячного контракта был заключен 40-миллионный контракт).

Естественно по данной ситуации поступила жалоба в Московскую антимонопольную службу, которая очень сильно удивилась заключению такого контракта и признала в действиях Заказчика 100% нарушение.

Однако расторгнуть контракт не смогла ввиду отсутствия у неё необходимых для этого полномочий.

К сожалению, антимонопольный органы, несмотря на наличие полномочий по рассмотрению жалоб на действия Заказчиков и выдачи им предписаний даже об аннулировании закупки, не имеют права выдать предписание о расторжении контракта, даже если такой контракт заключен с грубым нарушением установленных процедур.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляется исключительно в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закон о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, НО НИКАК НИ 40 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ.

В обоснование заключения контракта с единственным поставщиком Заказчик сослался на пункт 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ – возникновение чрезвычайной ситуации, ситуации непреодолимой силы.

Но Московское УФАС России при рассмотрении жалобы на действия Заказчика сразу же опровергла такую возможность, поскольку юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности её существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости – что подтверждено выводами, содержащимися в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.06.2012г. №3352/12 по делу №А40-25926/2011-13-230.

Под данное определение не подпадают большинство закупок. Только единичные закупки можно отнести к категории чрезвычайных – связаны, как правило, со стихийными бедствиями и природными явлениями, причиняющими ущерб имуществу Заказчика, и требующими срочного восстановления.

Это подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ 12.08.2009г. №Д05-4029, в котором указывается, что к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, и другие обстоятельства, при наличии которых, нормальный ход развития отношений невозможен из-за чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях.

По результатам рассмотрения жалобы на вышеуказанные действия Заказчика Московское УФАС России вынесло 27.04.2016г. решение по делу №2-17-3685/77-16 о признании в действиях Заказчика нарушения положений части 5 статьи 24 и части 2 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Однако ввиду отсутствия полномочий Московское антимонопольное управление предписание о расторжении контракта выдать не смогло, предложив обратиться в суд для расторжения незаконного контракта.

Вот первая крупная проблема в сфере реализации законодательства о контрактной системе, которая не позволяет добиться восстановления нарушенных прав в административном порядке – путем быстрого расторжения контракта.

Получается, что факт грубого и даже грубейшего нарушения административный орган (ФАС России и его территориальные управления) может зафиксировать, но применить меры для прекращения такого нарушения и восстановления нарушенных прав путем расторжения контракта НЕ МОЖЕТ.

Возникает вопрос, а какой тогда смысл в системе контролирующих административных органов, если любой заказчик может заключить прямой контракт с кем захочет, например на миллиард рублей, как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но ФАС России ничего при этом не сможет сделать, направив или послав потерпевшую сторону далеко и надолго – в судебные органы.

И ведь действительно надолго, поскольку только в первой инстанции любое судебное дело будет длиться не менее 3-х / 4-х месяцев В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ!

В реальности же, если одна из сторон, которая заключила незаконный контракт, захочет растянуть удовольствие по его исполнению, судебное дело можно и подзатянуть еще на пару месяцев посредством подачи в суд различных ходатайств об отложении дела в связи с невозможностью явки представителя или ознакомлением с материалами дела или по какой-нибудь другой причине, неважно какой – главное затянуть процесс.

И в этих случаях дело обычно рассматривается по 4, 5, 6 месяцев, пока суд первой инстанции не созреет до принятия взвешенного и обоснованного решения, когда откладывать дальше просто некуда.

В рассматриваемой ситуации потерпевшая сторона (к которой можно отнести любого потенциального участника закупки, так как всех остальных претендентов на контракт заведомо лишили возможности состязаться между собой за его победу, так как выбрали одну любимую компанию) конечно же решила обратиться в суд и невзирая на временные проволочки попытаться расторгнуть контракт, даже с опозданием, но хотя бы восстановить справедливость.

В процессе рассмотрения суд долго пытался понять, что от него хотят и зачем к нему обращаются с такими пустяковыми вопросами. Но видно так и не понял…

Несмотря на наличие решения Московского УФАС России по делу №2-17-3685/77-16, которым факт злостного нарушения со стороны Заказчика был подтвержден антимонопольным органом, суд неожиданно для всех, и может быть для себя, принимает решение отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным и расторжении НЕЗАКОННОГО КОНТРАКТА.

Вот такое немудреное решение Арбитражного суда города Москвы повергло в шок стороны по делу №А40-56149/2016.

Заказчик даже, наверное, не сразу осознал, что ему фактически разрешили делать ВСЕ, ЧТО ОН ЗАХОЧЕТ, иными словами, дали «зеленый свет» для продолжения нарушение в сфере закупок.

Вырисовывается очень простая, понятная и до боли страшная схема под названием «РАСПИЛ СТРАНЫ»:

  1. Заказчик заключает контракт на десятки, а может и сотни миллионов рублей (даже при покупке шариковой ручки);
  2. Возмущенные лица (любые, в том числе потенциальные участники закупки и поставщики закупаемого товара (например, 10 000 магазинов, продающих шариковые ручки) обращаются в контролирующий орган – антимонопольную службу с жалобой на страшно дорогой контракт.
  3. Антимонопольная службы вздыхает и теряется от такой наглости Заказчика, но со знанием дела и желанием побороть коррупционера признает своим решением факт незаконного заключения контракта с единственным поставщиком. При этом может даже назначить штраф нарушителю – должностному лицу, принявшему решение о заключении контракта, в размере 50 тысяч рублей (максимальный штраф для должностных лиц по Закону №44-ФЗ). Но это для такого должностного лица слишком легко, учитывая что этот штраф уже был заложен в сумму многомиллионного контракта, с которого скорее всего такому должностному лицу достанется определенная часть денег за содействие победителю в заключении этого контракта и получении баснословной прибыли.
  4. Но, как ни странно, антимонопольная служба больше ничего не может сделать. Комиссия УФАС сочувствует заявителю, подбадривает его на словах, но опускает глаза в низ и выдавливает из себя «Простите, больше ничего мы сделать для Вас не можем. Рекомендуем Вам обратиться в суд за расторжением контракта».
  5. И вот после этого начинает последняя часть «Марлезонского балета»: проходит месяц, два, три, четыре, пять – наконец-то первая инстанция арбитражного суда вынесла решения, созрела. Причем оно может быть обжаловано в апелляцию, и только после этого вступит в законную силу – а это еще 2-3 месяца разбирательств, итого: 6-8 месяцев судебных тяжб до вступления решения суда в законную силу.
  6. За этот вполне продолжительный период времени контракт можно исполнить ни один раз, а десять или двадцать раз. В этом случае какое решение тогда принимать суду, если контракт уже исполнен, в частности злополучная шариковая ручка заказчиком давно использована. Получается восстановление нарушенных прав не представляется возможным. Тем более, если предметом закупки были продукты питания или лекарства, или услуги по организации отдыха, лечению, обучению и т.д и т.п. – то, что восстановлению или реституции не подлежит.

В «сухом остатке» мы имеем исполненный контракт, причем незаконно заключенный, и невозможность восстановить нарушенные заключением такого контракта права других лиц.

Нечестный Заказчик в этой ситуации может для себя сделать только один вывод: «Заключаю контракт с кем хочу на любую сумму и быстрое его исполняю. А дальше все… Никто не сможет мне помешать его расторгнуть». Почти как в песне: «…нас не догонят…» — это может быть главным мотивом действий Заказчика.

Все было бы так смешно, если не было бы так грустно.

Получается, что Закон №44-ФЗ имеет очень большой пробел, которым при желании воспользуется нечестный Заказчик и потратить бюджетные деньги куда захочет.

Конечно, явно криминальных ситуаций в реальности не так много, как может быть, у некоторых людей еще сохранилась совесть.

Но пограничных случаев очень много, и регулировать их, а также исправлять ситуацию в настоящий момент по рассмотренной проблеме никто не может.

Эта проблема тормозит проведение честных закупок и препятствует эволюции законодательства о закупках.

А самое главное – не позволяет защитить права обычных людей – честных потенциальных участников закупочного процесса, которые вложили деньги в создание собственного дела, трудоустроили сотрудников, заплатили налоги и ждут «отдачи» от жизни, надеясь, что на страже их честного труда стоят государственные контролирующие органы, готовые в трудную минуту бросится на защиту несчастных коммерсантов, ввязавшихся в большую историю с громким именем «ГОСЗАКУПКИ»…

Еще по теме:

  • П 25 ст 93 Нужно ли МУП согласовывать заключения контракта с контрольным органам по п.25 ч.1 ст.93 ФЗ №44. И если нужно, то кто является для МУП контрольным органом gorgaz.zakupki 0 Ответ написан год назад Нужно ли МУП согласовывать заключения […]
  • Продажа доли в фирме ооо Порядок продажи доли в уставном капитале ООО в 2017-2018 годах Продажа доли в уставном капитале ООО – 2017-2018 осуществляется по правилам, действовавшим ранее. Порядок продажи доли в ООО другому участнику или третьему лицу, перечень […]
  • Договор с физическим лицом по 44 фз Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 8 На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О […]
  • Ст44 жилищного кодекса рф Главная | Жилищный кодекс РФ | Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме 1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном […]
  • Мега миллион развод Как стать миллионером за 2 доллара. Истории самых крупных выигрышей в лотереи Проанализировав историю лотерей, можно узнать, как людям удалось выиграть джекпот. 13 января 2016 года трое американцов сорвали рекордний джекпот в истории […]
  • Уголовный кодекс российской федерации 2014 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации Вносится депутатами Государственной […]
  • Статья 30 федерального закона о гражданстве российской федерации Статья 30 федерального закона о гражданстве российской федерации Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные […]
  • 31 закон о защите прав потребителей Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Новая редакция СТ 31 Закона о Защите Прав Потребителей России: 1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов […]