3 виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Главная > Реферат >Государство и право

Глава 1. Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

1.1 Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

1.2 Понятие и состав земельного правонарушения

Глава 2. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства
2.1 Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
2.2.Дициплинарная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

2.3. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

2.4Уголовная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
2.5. Земельно-правовая (специальная) ответственность за за правонарушения в области охраны и использования земель
Заключение

Список используемых источников

Земля — это уникальное богатство, дар природы. Статья 9 Конституции Российской Федерации провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно положениям Земельного кодекса РФ, земля подлежит охране как главный природный объект. Одним из составляющих элементов обеспечения безопасного, надлежащего использования земли является институт юридической ответственности.

В последние годы отмечается заметное ухудшение состояния земель в России, рост их загрязнения. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на земельные ресурсы, безусловно, приводят к обострению экологической ситуации. Однако негативные изменения качества земель часто происходят также и вследствие различных нарушений земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не только юридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иных мер охраны земель, при эффективном применении мер юридической ответственности.

Так, за последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн. га, в том числе пашни — на 21,5; площадь земель, подверженных водной эрозии, — на 28,4, засоленных — на 12,0, заболоченных и переувлажненных — на 20,0 млн. га. Содержание гумуса в почвах России снизилось в среднем на 20%. Статистические данные, касающиеся правонарушений, также свидетельствуют об их стабильно высоком числе. За 1999 г. в России было выявлено около 200 тысяч нарушений земельного законодательства, в 2000 г. — 210 тысяч; в 2001 г. — 200 тысяч; в 2002 г. — приблизительно 150 тысяч нарушений (причем снижение количества выявленных правонарушений в 2002 г. произошло вследствие уменьшения количества проведенных проверок контролирующими органами в связи с переходом к новому законодательству

Действующий Земельный кодекс РФ предусматривает дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями как форму гражданско-правовой ответственности, а также прекращение прав на земельные участки как специальную земельно-правовую ответственность. Однако применение на практике названных мер довольно проблематично. Сложившаяся ситуация обусловлена во многом несовершенством российского законодательства, прежде всего земельного, гражданского и уголовного, в связи с чем, изучение вопросов юридической ответственности за нарушения земельного законодательства актуально.

Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере привлечения к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Предмет исследования – нормы действующего законодательства России, регулирующие привлечение к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Целью работы является комплексное исследование юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, выявление проблем правового регулирования и разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Данная цель достигаются решением следующих задач:

1. Раскрыть понятие, сущность и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

2. Рассмотреть виды и особенности содержания юридической ответственности за земельные правонарушения.

3. Выявить проблемы правового регулирования юридической ответственности за земельные правонарушения.

В процессе написания работы использовались следующие методы научного познания: диалектический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ судебной практики.

Нормативную базу работы составили положения действующего земельного, гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства России

Глава 1. Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

Понятие и виды юридической ответственности за земельные

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, зако­нодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев поло­жения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения право­нарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю 1 .

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражаю­щийся в праве государства возлагать на соответствующего субъ­екта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблаго­приятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольне­ния, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязаннос­ти компенсировать нанесенный ущерб и др.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотно­шение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений яв­ляются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.

Таким образом, юридическая ответственность — государст­венное принуждение к исполнению требований права; правоотно­шение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством 2 .

Учитывая, что отношения юридической ответственности носят конфронтационный характер, в законодательстве большое внима­ние уделяется разработке гарантий равноправной защиты участ­вующих в данных отношениях сторон. Такими гарантиями служат детально разработанные процедуры привлечения к ответственнос­ти, нарушение которых со стороны государственных органов и должностных лиц является основанием для признания действий по привлечению к ответственности незаконными. Дополнительно в интересах защиты прав граждан и организаций активно развива­ются институт адвокатуры, механизмы обжалования решений о привлечении к ответственности в административном и судебном порядке.

Процессуальные отношения также преимущественно находятся за пределами земельного права. Так, при привлечении к уголовной ответственности за зе­мельные преступления применяются нормы Уголовно-процессуального кодекса. В земельном законодательстве данные отношения не регулируются совсем. Однако имеются исключения. К примеру, порядок наложения административных штрафов установлен как административным законодательством — Кодексом РФ об административных правонарушениях, так и земельным — Положением о порядке осуществления государственного контроля за использо­ванием и охраной земель в Российской Федерации, Инструкцией о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответствен­ности за нарушение земельного законодательства 3 .

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права. Соответственно выделяется уголов­ная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Прекращение прав собственности или пользова­ния земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридичес­ких лиц, допускающих правонарушения.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями.

наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие;

факт несоблюдения требований норм права, или правонаруше­ние, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; • наличие вины правонарушителя;

наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

Ответственность за земельные правонарушения

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.

При этом, в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, КОАП.

Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной -обществом, государством.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:

  • наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять опр. действие;
  • факт несоблюдения этой нормы;
  • наличие вины правонарушителя;
  • наличие причинно-следственной связи.

Понятие и состав земельного правонарушения

Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Объект — закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.

Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Умышленная и неосторожная.

Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Составы материальный (при наличии последствий) и формальный (с момента совершения).

Классификация: уголовные преступления; административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.

Земельное преступление

Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

Существует 5 составов земельных преступлений. (ст. ст. 167, 168, 170, 179, 254 УК РФ).

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличается меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.

Существует 20 составов правонарушений.

1 группа, деяния нарушающие право собственности и право пользования земельным участком.

3 группа нарушения требований в области охраны земель. Субъекты не только физические, но и юридические лица.

Возмещение вреда, причиненного правонарушением

Вред, причиненный нарушением норм земельного права — убытки, которые несут государство, физические или юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований, либо в результате неправомерной нормотворчес-кой деятельности государственных органов.

2 способа возмещения вреда — реальное (ст. 76 ЗК) путем восстановления физических и химических характеристик земель, либо в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель (ст. 61 ЗК).

За нарушение отдельных требований земельного законодательства, выражающихся в ненадлежащем использовании предоставленного земельного участка, предусматривается применение такой санкции, как принудительное прекращение права на такой земельный участок.

uristinfo.net

Правовая охрана земель, как один из видов ее охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направ­ленных на обеспечение рационального использования земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как ос­нова жизни и деятельности народов.

Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за земельные правона­рушения.

В теории права под правонарушением понимают общест­венно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, про­тиворечащее требованиям правовых норм 1 .

В литературе по земельному праву встречаются различ­ные определения земельного правонарушения. Так, Р. К. Гусев считает, что земельное правонарушение — это ви­новное противоправное деяние (действие или бездейст­вие), направленное против установленного Конституци­ей РФ и иным законодательством земельного строя, по­рядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан 1 .

По мнению О.И. Крассова, земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, резуль­татом которого является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключает­ся в обеспечении рационального использования и охране земель и защите лиц, использующих земельные участки 2 .

За совершение земельного правонарушения предусмот­рены различные меры юридической ответственности. В правовой науке юридическую ответственность опре­деляют как применение к правонарушителю предусмот­ренных санкций юридической нормы мер государствен­ного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного ха­рактера 3 . Юридическая ответственность в широком смысле представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как участников земельных правоотношений.

Земельное правонарушение, как любое другое правона­рушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.

Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения являются обще­ственные отношения в области охраны и использования зе­мель. В качестве конкретного предмета правонарушения выступает конкретный земельный участок, земельные распоряд­ки, права собственников, владельцев, пользователей, аренда­торов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридиче­ских лиц и причинение им вреда.

Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:

  1. противоправность поведения;
  2. причинение или реальная угроза причинения вреда, ли­бо нарушение иных законных прав участников земель­ных правоотношений;
  3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения — это конкрет­ные физические или юридические лица — правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодатель­ства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и ор­ганизации). Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предпри­ятий, организаций, учреждений, в том числе и государст­венных. Состав субъектов земельного правонарушения за­висит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли­нарной и материальной ответственности являются должно­стные лица и работники предприятий и организаций, уго­ловной — должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой — граждане, должностные лица и юридические лица. В соответствии с действующим законо­дательством, административная и уголовная ответствен­ность физических лиц наступает с 16-ти лет, гражданско-правовая — с 14 лет (ограниченная), с 18 лет (полная).

Субъективную сторону земельного правонарушения со­ставляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной пра­вонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон преду­сматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является земельное правонарушение, при ко­тором нарушитель предвидит наступление вредных по­следствий своего поведения и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторож­ность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет ме­сто тогда, когда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные последствия своей дея­тельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статьи 62, 74, 75, 76 Земельного кодекса РФ предусмат­ривают следующие виды юридической ответственности за зе­мельные правонарушения: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответст­венности.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Главная > Закон >Государство и право

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

2.1 Уголовная ответственность

2.2 Административная ответственность

2.3 Дисциплинарная ответственность

2.4 Гражданская ответственность

Список использованной литературы

Законодательством закреплены четыре основные формы юридической ответственности за земельные правонарушения:

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. При этом, гражданско-правовая ответственность, наступающая в случае причинения имущественного ущерба, может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной, административной ответственностью.

Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена в ст.75 Земельного кодекса. В ней речь идет о двух видах земельных правонарушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

В п.1 ст.74 Земельного кодекса, в отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991г., не содержится ни состав земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Административная ответственность за указанные правонарушения наступает, если они не впекут за собой уголовной ответственности. При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или «земельного» преступления к виновным применяется уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом.

Отношения, возникающие при причинении вреда земельными правонарушениями, регулируются ст.76 Земельного кодекса РФ. В Земельном кодексе закреплена правовая формула, применяемая в гражданском законодательстве для регулирования отношений, возникающих из деликтов. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Уголовная ответственность применяется при совершении таких правонарушений, которые квалифицируются как преступления. Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные пре­ступления применяется в соответствии с УК РФ.

Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица, которые в уголовном праве делятся на две группы — граждан и должностных лиц. Меры уголовной ответст­венности применяются только в судебном порядке в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Вынесению реше­ния суда предшествует проведение следствия правоохранитель­ными органами. Вынесенное судом обвинение служит основанием применения к правонарушителю уголовных санкций. Уголовные санкции, применяемые к нарушителям земельного законодательства, включают штраф, исчисляемый относительно минимального размера оплаты труда, обязательные или исправительные работы, ограничение или лишение свободы. Привлечение лица, виновного в совершении земельного преступления, не освобождает его от обязанности устранить допущенное правонарушение и возместить причиненный вред.

Действующий УК предусматривает пять составов земельных преступлений. Согласно ст. 167 УК уголовная ответственность на­ступает за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Учитывая, что земля признается имуществом, данная статья распространяется на действия, направленные на уничтоже­ние или повреждение земель. Уничтожение означает приведение земельного участка в полную непригодность для использования по целевому назначению или существенное ухудшение его состояния. Обязательным признаком данного правонарушения является наступление тяжких последствий: существенное ухудшение качест­ва и состояния земель, устранение которых требует длительного времени, больших финансовых и материальных затрат, уничтоже­ние отдельных природных объектов, деградация земель и иные негативные изменения, препятствующие их сохранению и право­мерному использованию .

Статья 168 УК предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторож­ности при наличии отягчающих обстоятельств. Отягчающими об­стоятельствами в данном случае является причинение в резуль­тате совершения правонарушения ущерба в крупном размере. Размер ущерба признается крупным, если он в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра либо умышленное занижение платежей за землю влечет применение мер уголовной ответственности по ст. 170 УК. Обязательным усло­вием, позволяющим квалифицировать такие действия как пре­ступление, является их совершение должностным лицом из ко­рыстной или личной заинтересованности с использованием своего служебного положения.

Статья 179 УК устанавливает уголовную ответственность за принуждение совершения сделки или отказ от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества. Данная статья распространяется на действия по совершению любых разрешенных гражданским и земельным за­конодательством сделок. Статья 254 УК устанавливает уголовную ответственность за отп­равление, загрязнение или иную порчу земли вредными продукта­ми хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста, ядохими­катами и иными опасными химическими или биологическими веще­ствами при их хранении, использовании и транспортировке, повлек­шие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Эти же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосто­рожности смерть человека, влекут более суровые меры наказания.

Порядок обращения с опасными продуктами и веществами установлен такими нормативными актами, как Федеральные зако­ны от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконными актами, ведомственными инструкциями и правилами. Порча озна­чает частичное или полное уничтожение плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий и выра­жается в потере физических и химических свойств почв и сниже­нии ценности земель.

Практика привлечения за земельные преступления известна мало. В целом существует скептическое отношение к экологичес­ким преступлениям, которые не считаются общественно опасными. Поэтому при обнаружении фактов загрязнения земель предпочте­ние отдается применению мер административной и гражданско-правовой ответственности. Выявление других земельных преступ­лений довольно сложно, что создает высокую латентность подобного рода незаконных действий.

В ст. 75 Земельного кодекса РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность, которой является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, свя­занных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относи­тельно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как админи­стративные правонарушения или преступления.

Как и другие формы ответственности, дисциплинарная наступает при наличии определенных условий и обстоятельств, широко применяется в земельных и иных природоресурсных отношениях.

Прежде всего, дисциплинарная ответственность за проступки может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г., вступившем в действие с 1 февраля 2002 г., уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в ор­ганизации.

В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотхозяйств.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение требований трудового индивидуального и коллективного договоров, норм экологического законодательства. В отличие от административной и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника. Как правило, они должны быть отражены в инструкциях, положениях о функциях сотрудников. Применение к организации административного воздействия должно влечь дисциплинарную ответственность виновного работника в обязательном порядке.

Дисциплинарная ответственность нередко оказывается более эффективной, чем другие виды ответственности. Это объясняется сравнитель­ной простотой процедуры выявления проступка (докладная, служебная записка) и наложения взыскания (после объяснения виновного издание приказа о замечании, выговоре или увольнении в соответствии со ст. 192 ТК РФ). Не должна смущать и относительная легкость наказания по сравнению с другими видами ответственности — главное не тяжесть, а неотвратимость наказания.

Ухудшение использования и охраны земель, всей экологической ситуации происходит в основном в сфере хозяйственной, производственной, учебной деятельности человека, где закла­дываются основы правосознания, осуществляется правовое воспитание и происходит становление правовой культуры граждан: состояние право­порядка на производстве оказывает решающее воздействие на порядок в обществе. Поэтому именно в сфере промышленного, сельскохозяйст­венного и иного производства следует искать основные причины право­нарушений в области обеспечения земельного и экологического правопо­рядка, качества окружающей среды.

Отсюда следует вывод — предупреждение дисциплинарных проступков, организация правопорядка на стадии производства является генеральным направлением профилактики дисциплинарных и иных правонарушений. Надо учитывать также и более широкий резонанс и воспитательное значе­ние наложения дисциплинарных взысканий, о которых, как правило, ши­роко оповещаются и хорошо информируются коллеги по работе.

Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование, лишение иных средств поощрения: в современных условиях их набор достаточно широк и может служить хорошим рычагом воздей­ствия на работника.

Потенциал применения дисциплинарной ответственности использует­ся в настоящее время недостаточно. В общественном мнении существует стереотип о ее неэффективности — принято считать наиболее подходя­щей для злостных правонарушителей уголовную или в крайнем случае административную ответственность. Можно согласиться с тем, что для злостных правонарушителей наиболее подходящей действительно являет­ся уголовная ответственность, однако большинство субъектов правонару­шений не являются злостными и потому не могут считаться общественно вредными или опасными.

uristinfo.net

55. Ответственность за нарушения земельного законодательства: понятие и виды

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.
Юридическая (правовая) ответственность является одним из видов социальной ответственности и наступает только в случае совершения. конкретного правонарушения и состоит в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.
Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.
Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:
— карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);
— правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);
— компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда). Юридическая ответственность, применяемая в отношении лиц, виновных в совершении того или иного земельного правонарушения, разделяется на виды:
1) административно-правовая ответственность. Этот вид ответственности наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования. Нормами КоАП РФ от 2001 г. предусмотрено множество составов административных правонарушений, совершенных в сфере охраны субъективных земельных прав и свобод, рационального использования и охраны земли, а также за нарушения правил обращения с земельными участками;
2) уголовно-правовая ответственность. Этот вид ответственности за нарушение требований земельного законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и представляют опасность для общества, государства или отдельных лиц;
3) гражданско-правовая ответственность применяется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правонарушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев. При этом она применяется независимо от привлечения виновных лиц к другим видам правовой ответственности. Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;
4) дисциплинарная ответственность за совершение земельного правонарушения регламентируется в ст. 75 ЗК РФ. Согласно этой статье должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей соответствующая организация понесла административную ответственность.
Эта ответственность применяется в результате совершения таких правонарушений, как: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, которые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

Еще по теме:

  • Потребительский закон о гарантии Гарантийный срок, срок годности, срок службы - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 […]
  • Закон российской федерации о защите прав потребителей от 07021992 2300-1 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 […]
  • Законом рф о защите прав потребителей зозпп Закон о защите прав потребителей Российская Федерация О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 […]
  • Мировой суд ленинского района воронежа официальный сайт Мировые Судьи Ленинского района Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Согласно законодательной базе Российской Федерации, мировой суд рассматривает судебные дела первой […]
  • Военный комиссариат по замоскворецкому району Военкомат г.Москвы по Замоскворецкому району приглашает на военную службу Отдел военного комиссариата г.Москвы по Замоскворецкому району Для желающих стать офицерами Российской армии - проводится прием граждан на обучение в высшие […]
  • Статья 15 фз 116 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности опасных […]
  • Юрист г минск вакансии Работа юристом в Минске ( 7 вакансий ) Не можете найти работу юристом в Минске? Разместите резюме – работодатели сами найдут Вас! Работа на территории работодателя • Сменный график Полная занятость, полный день Обязанности: выполнение […]
  • Прицеп к легковому автомобилю камаз-8125 Грузовой прицеп для легковых автомобилей Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к прицепным транспортным средствам для легковых автомобилей. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных возможностей, […]